Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Спасительные защитные механизмы





 

Защита Действие Пример
Вытеснение Человек избегает тревоги, не позволяя мучи­тельным или опасным мыслям проникать в сознание. Страстное желание сотрудника проявить гнев и наброситься на своего начальника и коллег на собрании правления не получает доступа в его сознание.
Отрицание Человек отказывается признавать существо­вание внешнего источника тревоги. Вы не готовы к завтрашнему выпускному экзамену, но убеждаете себя, что этот экзамен не имеет большого значения, и что нет причин, препятствующих вам пойти сегодня вечером в кино.
Фантазия Человек использует воображаемые объекты, чтобы удовлетворить неприемлемые, вызыва­ющие тревогу желания, которые в противном случае остались бы нереализованными. Агрессивный водитель подрезает передок вашего автомобиля и припарковывается на шикарной стоянке. Позже вы предаетесь фантазии о том, как вы выходите из своего автомобиля и делаете из водителя котлету на глазах у восхищенных зрителей.
Проекция Человек приписывает собственные неприемлемые импульсы, мотивы и желания другим людям. Сотрудник, который подавляет свои деструктивные желания, может спроецировать гнев на начальника и заявить, что на самом деле враждебно настроен именно начальник.
Рационализация Человек придумывает социально приемлемое обоснование действию, которое на самом деле прикрывает непривлекательные мотивы. Студент оправдывает свои плохие отметки, указывая на важность «всего опыта» посещения колледжа и утверждая, что если придавать слишком большое значение отметкам, это может даже помещать всестороннему образованию.
Реактивное образование Человек совершает действие, являющееся полной противоположностью тех импульсов, существование которых он боится признать. Мужчина испытывает гомосексуальные чувства и реагирует на это, занимая жесткую антигомосексуальную позицию.
Смещение Человек переносит враждебные чувства к опас­ному объекту на более безобидный заменитель. Обнаружив, что ваше парковочное место занято, вы выплескиваете накопившийся гнев, затевая драку с товарищем по комнате.
Интеллектуализация (изоляция) Человек подавляет эмоциональные реакции, заменяя их внешне логичным подходом к проблеме. Женщина, которую избили и ограбили, дает бесстрастное, методичное описание того, как подобное нападение может отразиться на жертве.
Аннулирование Человек пытается загладить вину за неприем­лемые желания или поступки, часто с помощью ритуальных действий. Женщина, испытывающая агрессивные чувства по отношению к своему мужу, разглаживает свадебную фотографию всякий раз, когда ее посещают подобные мысли.
Регрессия Человек уходит от неприятного конфликта, возвращаясь на раннюю стадию развития, на которой от людей не ждут зрелого или ответственного поведения. Мальчик, неспособный справиться с гневом, который он испытывает по отношению к отвергающей его матери, начинает проявлять поведение, соответствующее более младшему возрасту, например, перестав заботиться о своих элементарных потребностях и пачкая одежду.
Сверх-компенсация Человек пытается замаскировать какой-то личностный недостаток, акцентируя внимание на другой, более желательной черте. Очень застенчивая молодая женщина чрезмерно компенсиру­ет свои слабые социальные навыки, проводя много часов в спортивном зале, с тем чтобы максимально реализовать свои физические способности.
Сублимация Человек высвобождает сексуальную и агрес­сивную энергию способами, приемлемыми для общества. Спортсмены, художники, хирурги и другие преданные своему делу и обладающие высокой квалификацией люди, возможно, достигают больших успехов благодаря тому, что направляют на свою работу энергию, которая в других случаях может быть потенциально опасной.

Свободная ассоциация

В психодинамической терапии пациент отвечает за начало и ход каждой беседы. Терапевт просит че­ловека описать любую мысль, чувство или образ, ко­торые приходят па ум, даже если они кажутся мало­важными. Этот процесс называют свободной ассо­циацией. Терапевт ожидает, что ассоциации пациента, в конце концов, выявят неосознаваемые события и скрытую динамику, Обратите внимание, как свобод­ная ассоциация помогает этой жительнице Нью-Йорка обнаружить угрожающие импульсы и внут­ренние конфликты:

Свободная ассоциация — психодинамичес­кий прием, состоящий в том, что человек опи­сывают любую мысль, чувство или образ, ко­торые приходят на ум, даже если они кажут­ся маловажными.

Пациентка: Так я начала идти и идти и решила обойти музей и прогуляться по Центральному парку. Я шла и шла по поляне и испытывала силь­ный прилив возбуждения и восторга. Я увидела скамейку рядом с кустами и села на нее. За моей спиной раздался шорох, и я испугалась. Я поду­мала о мужчинах, прячущихся в кустах. Я подума­ла о сексуальных извращенцах, которых, как я чи­тала, можно встретить в Центральном парке. Я подумала, не обнажается ли кто-то за моей спи­ной. Мысль отвратительная, но при этом и воз­буждающая. Я представила себе эрегированный пенис. Это имеет отношение к моему отцу. Что-то связанное с этим приходит мне на ум. Я не знаю, что это, оно как бы на границе моего созна­ния. (Пауза)

Терапевт: Мм-гмм. (Пауза) На границе ваше­го сознания?

Пациентка: (Тяжело дышит и, по-видимому, испытывает сильное напряжение.) Маленькой де­вочкой я спала с моим отцом. Я испытываю нео­бычное ощущение. Я испытываю необычное ощу­щение на своей коже, похожее на пощипывание. Это странное ощущение, напоминающее слепо­ту, как будто чего-то не можешь разглядеть. Мои мысли затуманиваются и расплываются по всему, илина что я смотрю. Я испытывала это ощущение несколько раз после той прогулки в парке. Мой ум как будто отключается, и я теряю способность думать и воспринимать что-либо.

(Wolberg, 1967, р. 662)

Интерпретация терапевта

Терапевты психодинамического направления вни­мательно слушают, когда пациенты говорят, выиски­вая скрытые намеки, делая предварительные заклю­чения и делясь своими интерпретациями, когда им кажется, что человек готов их выслушать. Особенно важны интерпретации трех явлении — сопротивле­ния, переноса и сновидений.

Люди проявляют сопротивление, когда они вне­запно не могут сделать свободных ассоциаций или когда меняют тему, чтобы избежать неприятного об­суждения. Они прибегают к переносу, когда соверша­ют по отношению к терапевту действия и испытыва­ют к нему чувства, которые они проявляли или про­являют по отношению к людям, занимающим важное место в их жизни, прежде всего к своим родителям, братьям и сестрам или супругам.

Сопротивлениезащитный механизм, ко­торый блокирует свободные ассоциации чело­века или заставляет его сменить тему, чтобы избежать неприятного обсуждения.

Перенос — согласно психодинамическим теоретикам, процесс, при котором люди во время психотерапии ведут себя с терапевта­ми так, как они вели или ведут себя с людьми, занимающими важное место в их жизни,

Обратимся опять к женщине, которая гуляла в Центральном парке. Она продолжает говорить, а те­рапевт помогает ей исследовать ее перенос:

Пациентка: Меня так возбуждает все, что здесь происходит. Я думаю, меня сдерживает стремление казаться приятной. Иногда мне хочется дать себе волю, но я не осмеливаюсь это сделать.

Терапевт: Потому что опасаетесь моей реак­ции?

Пациентка: Хуже всего было бы, если бы я вам не понравилась. Вы не стали бы разговаривать со мной в дружеском тоне; не стали бы улыбаться; решили бы, что не можете меня вылечить и отпу­стили бы меня на все четыре стороны. Но я знаю, что это не так, я это знаю.

Терапевт: Откуда, по-вашему, идут эти уста­новки?

Пациентка: Когда мне было 9 лет, я много чи­тала о знаменитых исторических деятелях. Я цити­ровала их и разыгрывала сценки. Я хотела, чтобы у меня на боку был меч; я наряжалась индийцем. Мама ругала меня. Не гримасничай, не говори так много. Сиди смирно, слышала я снова и снова. Я вытворяла все, что только можно. Я была непос­лушным ребенком. Она говорила мне, что я себя покалечу. Когда мне было 14, я упала с лошади и сломала позвоночник. Я должна была лежать в по­стели. Мама говорила мне в тот день, когда я по­ехала верхом, не делать этого, что я покалечусь, так как земля мерзлая. Я была упрямым, своевольным ребенком. Я не послушалась ее и со мной произо­шел несчастный случай, который изменил мою жизнь, — я повредила позвоночник. Ее установка была такой: «Я же говорила тебе». Мне наложили гипс, и я провела в постели долгие месяцы. (Wolberg, 1967, р. 662)

Наконец, многие теоретики психодинамического направления пытаются помогать людям интерпрети­ровать их сновидения. Фрейд (1924) назвал снови­дения «королевской дорогой в бессознательное». Он считал, что во время сна защитные механизмы функ­ционируют менее эффективно и что сновидения, если их правильно интерпретировать, могут выявить неосознаваемые инстинкты, потребности и желания.

«Мы все можем многое узнать о честности уче­ного и верности его своему делу, глядя на готов­ность Фрейда изучать собственные сновидения, переоценивать свои теории и продолжать иссле­дования всю жизнь».

Джером Л. Сингер, профессор, исследователь эвристических способностей у детей

(Chance etal., 1989)

Фрейд идентифицировал два вида содержания сновидений, манифестное (явное) и латентное (скрытое).

Манифестное содержание — это осо­знанно припоминаемое сновидение, латентное со­держание— его символический смысл. Чтобы ис­толковать сновидение, терапевты должны перевести его манифестное содержание в латентное.

Сновидение — серия мыслей и образов, ко­торые возникают во время сна и интерпрети­руются теоретиками психодинамического на­правления как подсказки, дающие ключ к бес­сознательному.

Манифестное содержание — осознанно припоминаемое содержание сновидения.

Латентное содержание — символический смысл, стоящий за содержанием сновидения.

Катарсис

Инсайт должен быть как эмоциональным, так и интеллектуальным процессом. Терапевты психодинамического направления считают, что пациенты долж­ны испытать катарсис, повторное переживание про­шлых вытесненных чувств, если они хотят разрешить внутренние конфликты и устранить свои проблемы.

Катарсис — повторное переживание прош­лых вытесненных чувств, с тем чтобы разре­шить внутренние конфликты и устранить проблемы.

Проработка

Один сеанс интерпретации и катарсиса не изменит человека. Пациент и терапевт должны исследовать те же самые вопросы снова и снова в течение многих сеансов, все больше и больше проясняя их. Этот про­цесс, называемый проработкой, обычно занимает длительное время, часто годы.

Проработка — психодинамический процесс, заключающийся в многократном переживании конфликтов, различном истолковании чувств и устранении проблем пациента.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.