Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поведенческие методы терапии





Поведенческая терапия призвана идентифициро­вать поведенческие реакции, которые являются при­чиной проблем пациента, а затем заменить их более приемлемыми, используя принципы классического обусловливания, оперантного обусловливания или подражания. Позиция терапевта по отношению к па­циенту скорее напоминает установку учителя, чем врача. Ранняя жизнь человека значима лишь по­стольку, поскольку она может дать подсказки, каса­ющиеся текущих процессов обусловливания.

Систематическая десенситизация — по­веденческий метод лечения, при котором люди с фобиями учатся спокойно реагировать на объекты или ситуации, которые их пугают, вместо того чтобы испытывать перед ними сильный страх.

Десенситизация. Джозеф Вольпе (3. Wolpe), психиатр, раз­работавший поведенческий метод лечения, названный сис­тематической десенсибилизацией, сначала учит человека расслабляться, а затем помогает ему соприкоснуться с пу­гающими объектами или ситуациями, реальными или вооб­ражаемыми, пока человек остается в расслабленном состо­янии.

Например, лечение с помощью классического обусловливания может быть использовано с целью изменения аномальных реакций на какой-то стимул (Wolpe, 1997, 1987; Emmelkamp, 1994). Рассмотрим систематическую десенситизацию, лечебный ме­тод, часто применяемый к людям с фобиями — кон­кретными и беспричинными страхами. В ходе этой пошаговой процедуры люди учатся спокойно реаги­ровать на объекты или ситуации, которые их пугают, вместо того чтобы испытывать перед ними сильный страх (Wolpe, 1990, 1987, 1958). Сначала пациентов в течение нескольких сеансов учат навыку релакса­ции. Затем они конструируют иерархию страха-перечень пугающих объектов или ситуаций, начиная с менее страшных и кончая теми, которые вызывают наибольший ужас. Вот иерархия, выстроенная муж­чиной, который боялся критики, особенно касающей­ся его умственных способностей:

1. Приятель на улице: «Привет, как жизнь?»

2. Приятель на улице: «Как самочувствие?»

3. Сестра: «Ты должен быть осторожным, иначе тебя положат в больницу».

4. Жена: «Тебе не следует пить пиво, когда ты при­нимаешь лекарства».

5. Мать: «Что случилось, ты себя хорошо чув­ствуешь?»

6. Жена: «Ты сам во всем виноват, ты вбил себе это в голову».

7. Работник станции техобслуживания: «От чего вы дрожите?»

8. Сосед одалживает грабли: «У вас что-то не в порядке с ногами? Ваши колени дрожат».

9. Приятели па работе: «У тебя нормальное дав­ление?»

10. Работник станции техобслуживания: «Вы весь дрожите, может, вы не в себе или у вас что-то случилось?»

(Marquis & Morgan, 1969, p. 28)

Далее терапевты, использующие десенситизацию, просят пациентов либо мысленно представить себе каждую ситуацию в иерархии, либо реально пере­жить ее, пока они находятся в состоянии релаксации. В ходе пошаговых сочетаний пугающих эпизодов и релаксации люди двигаются вверх по иерархической лестнице, пока, наконец, не научаются расслабляться во всех ситуациях. Как мы увидим в главе 4, иссле­дования раз за разом показывают, что систематичес­кая десенситизация и другие приемы классического обусловливания оказываются эффективными при лечении фобий (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994).

Психологические заметки

Вот какие фобии встречались в популярных фильмах: страх змей — «Индиана Джонс» (In­diana Jones), болезни — «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters), внешнего мира -«Подражатель» (Copycat), социальных ситуа­ций — «Энни Холл» (Annie Hall), полетов — «Человек дождя» (Rain Man), высоты — «Головокружение» (Vertigo), красного цвета — «Мар­ии» (Mamie), замкнутого пространства -«Двойное тело» (Body Double).

Оценка поведенческой модели

Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клини­цистов устойчиво растет, и поведенческая модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные поведенческие тео­рии, разработано множество приемов лечения. При­близительно 5% сегодняшних терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий ха­рактер (Prohaska & Norcross, 1994).

Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее может проверить в лаборатории, тог­да как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия бихевиористов — стимул, реакцию и вознаграждение — можно наблюдать и измерять. Еще более важным является то, что результаты исследова­ний в значительной мере подтверждают поведенческую модель (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994). Эксперимен­таторы успешно используют принципы обусловлива­ния, вызывая клинические симптомы у испытуемых в

лаборатории, а это позволяет предположить, что пси­хологические расстройства могут возникать аналогич­ным образом. Вдобавок поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных на­выков, умственной отсталости и других проблем (DeRubeis & Crits-Christoph, 1998; Emmelkamp, 1994). Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть краткосрочность терапевтических методов и их низкую стоимость.

В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие исследова­тели вызывают конкретные симптомы у испытуе­мых. Но возникают ли обычно эти симптомы подоб­ным образом? По-прежнему нет веских доказа­тельств, что большинство людей с психическими расстройствами — жертвы неадекватного обусловли­вания. Улучшения, отмечаемые в кабинете терапев­та, не всегда переносятся на реальную жизнь и не все­гда сохраняются без дальнейшего лечения (Nietzel et al., 1994; Stokes & Osncs, 1989).

Наконец, некоторые критики считают, что пове­денческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяс­нить сложное человеческое поведение. В 1977 г. Аль­берт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс обусловливания, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они должны развить в себе по­зитивное чувство самоэффективности. То есть по­нять, что могут овладеть необходимыми поведенчес­кими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется. Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи ког­нитивные поведенческие реакции, такие как предви­дение или интерпретация — приемы мышления, ко­торые во многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-поведенческие теории (cognitive-behavioral theories), которые уделяют повышенное внимание скрытым когнитивным и поведенческим реакциям (Meichenbaum, 1993; Goldiamond, 1965).

Самоэффективность — идея, что человек может овладеть необходимыми поведенчески­ми реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.

Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасы­вают мостик между поведенческой и когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их объяснения стро­го следуют принципам научения. К примеру, эти тео­ретики считают, что когнитивным процессам науча­ются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разде­ляют точку зрения когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом человеческого функционирования (Dougher, 1997; Wilson, Hayes & Gifford, 1997).

Резюме

Бихевиористы сосредоточивают свой взгляд на поведенческих реакциях человека и говорят, что эти

реакции вырабатываются в соответствии с принци­пами обусловливания.

Поведенческие объяснения. Бихевиористы счита­ют, что поведение, как нормальное, так и аномальное, определяют три типа обусловливания — классичес­кое обусловливание, оперантное обусловливание и подражание (моделирование).

Поведенческие методы терапии. Цель поведенчес­кой терапии — идентифицировать проблемные пове­денческие реакции человека и заменить их более приемлемыми. Терапевты бихевиорального направ­ления используют приемы, которые следуют прин­ципам классического обусловливания, оперантного обусловливания, подражания или их сочетания. На­пример, при лечении фобий эффективен подход классического обусловливания, называемый систе­матической десенситизацией.

Материнские инстинкты

В один из августовских дней 1996 г. 3-летний мальчик перелез через ограждение в Брукфилдском зоопарке в Иллинойсе и упал с высоты 24 фута на цемент­ный пол вольера с гориллами. 8-летняя 160-фунтовая горилла по имени Бинти-Джуа подняла ре­бенка и начала покачивать его хрупкое тельце в своих руках. Мать ребенка, опасаясь самого худшего, закричала: «Горилла схватила моего мальчика». Но Бинти взяла маленького мальчи­ка под свою защиту, как будто это был ее собственный ребенок. Она отогнала других горилл, нежно покачала его и отнесла к входу в вольер, где уже ждали спасатели. Через несколько часов, этот слу­чай увидели в видеозаписи люди всего мира, и материнские инстинкты Бинти были оценены по достоинству.

Выяснилось, что когда сама Бинти находилась в младенческом возрасте, ее пришлось отобрать от ее матери Лулу, у которой было мало молока. Чтобы восполнить эту утрату, работники зоопарка круглые сутки заботились о Бинти, постоянно держа ее на руках. Ког­да Бинти забеременела в 6-летнем возрасте, дрессировщики опаса­лись, что ранняя разлука с матерью могло обусловить плохую подго­товку к воспитанию собственного ребенка. Поэтому они стали давать Бинти уроки материнства и учили ее нянчить и носить на руках тряпичную куклу.

Вопросы для размышления________

Что обусловило на удивле­ние нежную и ласковую за­боту гориллы о пострадав­шем ребенке? Было ли это, как могли бы предположить теоретики объектных отно­шений, выражения привя­занности и опеки, уже проявленных ею по отношению к собственной 17-месячной дочери? Были ли это на­блюдения за действиями во время ее собственного младенчества людей, став­ших для нее объектом под­ражания, как могли бы зая­вить бихевиористы? Или, возможно, все дело в обу­чении родительским обя­занностям, которое она прошла в период своей бе­ременности?

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ

Филипп Берман, подобно всем нам, обладал когни­тивными (познавательными) способностями — осо­быми интеллектуальными возможностями мыслить, помнить и предвидеть. Эти способности дают ему возможность добиться в жизни множества полезных результатов, но точно так же могут работать и про­тив него. Когда Филин осмысляет свой опыт, у него могут возникнуть ложные идеи. Он может интерпре­тировать опыт в такой манере, которая приведет к ошибочным решениям, неадекватным реакциям и болезненным эмоциям.

В начале 1960-х годов клиницисты Алберт Эллис и Аарон Бек высказали предположение, что в основе поведения, мышления и эмоций лежат когнитивные (познавательные) процессы и что мы можем лучше всего понять аномальное функционирование, изучая познавательную способность — подход, известный как когнитивная модель. Эллис и Бек утверждали, что клиницисты должны задавать вопросы о том, ка­кие допущения (посылки) и установки накладывают отпечаток на восприятие человека, какие мысли мелькают в его сознании и к каким заключениям они приводят. Другие теоретики и терапевты вскоре под­хватили и развили их идеи и приемы.

Когнитивные объяснения

Для когнитивных теоретиков мы все — художни­ки. Мы воспроизводим и создаем в своем сознании собственные миры, когда пытаемся понять события, происходящие вокруг нас. Если мы — хорошие ху­дожники, то наши познавательные способности, как правило, точны (одобряемы другими людьми) и при­носят пользу. Если мы — плохие художники, то мо­жем создать когнитивный внутренний мир, который причиняет нам боль и вред.

Аномальное функционирование может являться следствием нескольких видов когнитивных проблем. К примеру, люди могут придерживаться допущений и установок (аттитюдов) относительно самих себя и их мира, которые причиняют беспокойство и не отличаются точностью (Ellis, 1997, 1962). Так, Фи­липп Берман, видимо, часто допускал, что на свое ны­нешнее положение он обречен в силу собственного прошлого. Он считал, что стал жертвой своих роди­телей и что его прошлое всегда будет тяготеть над ним как злой рок. По-видимому, он подходил ко всем новым ситуациям и отношениям с ожиданием неуда­чи и несчастия.

«Стимул, реакция! Стимул, реакция! А думаете ли вы вооб­ще?» (The Far Side 1986 FARWORKS, Inc.)

«Жизнь — это искусство делать убедительные заключения из неполных посылок».

Сэмюэл Батлер (1835-1902)

Когнитивные теоретики также указывают на про­цессы нелогичного мышления как на возможную при­чину аномального функционирования. К примеру, Бек (Beck, 1993, 1991, 1967) обнаружил, что некото­рые люди раз за разом мыслят в нелогичном ключе и делают выводы, причиняющие им вред. Как мы уви­дим в главе 6, он идентифицировал ряд процессов не­логичного мышления, наблюдаемых при депрессии, включая сверхобобщение (ovcrgeneralization), или выведение общих негативных заключений на основа­нии одного незначительного события. Одна депрессивная студентка на занятии по истории не смогла вспомнить годы третьего плаванья Колумба в Амери­ку. Сделав сверхобобщение, она провела остаток дня в состоянии отчаяния, переживая по поводу своего бес­просветного невежества.

Когнитивные методы терапии

Согласно когнитивным терапевтам, люди с психо­логическими расстройствами могут избавиться от своих проблем, освоив новые, более функциональ­ные способы мышления. Поскольку различные фор­мы аномалии могут быть связаны с различными ви­дами когнитивной дисфункции, когнитивные тера­певты разработали ряд приемов. Например, Бек (1997; 1996; 1967) разработал подход, названный просто когнитивной терапией, который широко ис­пользуется в случаях депрессии.

Когнитивная терапия — разработанный Аароном Беком терапевтический подход, ко­торый помогает людям распознать и изме­нить свои ошибочный мыслительные процессы.

Терапевты помогают пациентам распознать нега­тивные мысли, тенденциозные интерпретации и ло­гические ошибки, которыми изобилует их мышление и которые, согласно Беку, вызывают у них депрес­сию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям, опробо­вать новые интерпретации и в конечном счете начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Как мы увидим в главе 6, у лю­дей с депрессией, которых лечили с помощью подхо­да Бека, отмечались намного более заметные улучше­ния, чем у тех, кто не лечился вообще (Hollon & Beck, 1994; Young, Beck & Weinberger, 1993).

В нижеследующем отрывке когнитивный терапевт помогает депрессивной 26-летней студентке послед­него курса увидеть связь между тем, как она интер­претирует свой опыт, и тем, какие чувства она испы­тывает, и усомниться в точности этих интерпретаций:

Терапевт: Как вы это понимаете?

Пациентка: Я впадаю в депрессию, когда у меня что-то не ладится. Например, когда я про­валиваюсь на экзамене.

Терапевт: Каким образом провал на экзамене может вызвать у вас депрессию?

Пациентка: Ну, если я провалюсь, то никогда не поступлю в последипломную школу права.

Терапевт: То есть провал на экзамене значит для вас очень много. Но если бы провал на экза­мене мог вызывать у людей клиническую депрес­сию, у всех ли провалившихся на экзамене, по-вашему, возникла бы депрессия?.. Все ли из тех, кто проваливается, впадают в такое угнетенное состояние, что им требуется лечение?

Пациентка: Нет, это зависит оттого, насколь­ко важен этот экзамен для человека.

Терапевт: Правильно, и кто решает, насколь­ко он важен?

Пациентка: Я.

Терапевт: Итак, мы должны исследовать ваше отношение к экзамену {или то, что вы думаете об экзамене) и как оно влияет на ваши шансы посту­пить в школу права. Вы согласны?

Пациентка: Согласна...

Терапевт: Так что означал провал?

Пациентка: (Плача) Что я не смогу поступить в школу права.

Терапевт: И что это означает для вас?

Пациентка: Что я недостаточно умна.

Терапевт: Что-нибудь еще?

Пациентка: Что я никогда не смогу быть счас­тливой.

Терапевт: И какие чувства вызывают у вас эти мысли?

Пациентка: Я чувствую себя очень несчаст­ной.

Терапевт: То есть вас делает очень несчаст­ной значимость провала на экзамене. В сущнос­ти, предположение, что вы никогда не сможете быть счастливой, является важным фактором, де­лающим человека несчастным. Таким образом, вы загоняете себя в ловушку — согласно опреде­лению, неспособность поступить в школу права равна «я никогда не смогу быть счастливой».

(Becketal., 1979, р. 145-146)

Оценка когнитивной модели

Когнитивная модель получила очень широкое при­знание. В дополнение к бихевиористам, которые те­перь включают когнитивные понятия в свои теории научения, огромное множество клиницистов полага­ют, что процессы мышления представляют собой на­много большее, чем обусловленные реакции. Когни­тивные теории, исследования и методы лечения раз­виваются в столь многих интересных направлениях, что эта модель теперь рассматривается как независи­мая от поведенческой школы, которая дала ей жизнь.

Приблизительно 5% современных терапевтов идентифицируют свой подход как когнитивный (Prochaska & Norcross, 1994). Этот общий процент в действительности отражает раскол в клиническом обществе. Когнитивную терапию преимущественно используют 10% психологов и других консультан­тов, в сравнении со всего лишь 1% психиатров и 4% социальных работников (Prochaska & Norcross, 1994; Norcross, Prochaska & Farber, 1993). Вдобавок, опро­сы показывают, что число специалистов, использую­щих когнитивные подходы, растет.

Имеется несколько причин, объясняющих попу­лярность этой модели. Во-первых, в центре ее внимания находится самый уникальный из человеческих процессов — человеческое мышление. Подобно тому как наши специфические когнитивные способности обусловливают столь многие достижения человека, они могут также нести ответственностью за специфи­ческие проблемы, обнаруживаемые в человеческом функционировании. Именно поэтому модель, кото­рая рассматривает мышление в качестве основной причины нормального и аномального поведения, притягивает к себе многих теоретики, получивших самую разную подготовку.

Когнитивные теории являются также объектом многочисленных исследований. Ученые установили, что для многих людей с психологическими расстрой­ствами действительно характерны ущербные допу­щения, мысли или мыслительные процессы (Whisman & McGarvey, 1995; Gustafson, 1992).

Еще одна причина популярности когнитивной модели заключается во впечатляющих успехах ког­нитивных методов терапии. Например, они оказа­лись очень эффективными при лечении депрессии, панического расстройства и сексуальных дисфунк­ций (DeRubeis & Crits-Christoph, 1998; Holion & Beck, 1994; Carey et al., 1993).

Тем не менее, когнитивная модель также имеет свои недостатки (Beck, 1997, 1991; Meichcnbaum, 1997, 1992). Во-первых, хотя когнитивные процессы явно участвуют во многих формах патологии, их кон­кретную роль еще предстоит определить. Познава­тельные способности, наблюдаемые у психологичес­ки проблемных людей, вполне могут быть скорее следствием, чем причиной их трудностей.

Во-вторых, хотя когнитивные методы терапии определенно помогают многим людям, они неспособ­ны помочь всем. Результаты исследований начинают указывать па ограниченную эффективность этих

подходов. Достаточно ли изменения когнитивных характеристик в случаях психологической дисфунк­ции? Могут ли подобные частные изменения мыш­ления внести общие и долговременные поправки в то, как человек мыслит и себя ведет?

Наконец, подобно другим моделям, когнитивная отличается определенной узостью. Хотя познава­тельная способность представляет собой специфи­ческую человеческую особенность, она — лишь одна из составляющих человеческого функционирования. Не являются ли люди чем-то большим, чем сумма их изменчивых мыслей, эмоций и поведенческих реак­ций? Не следует ли при объяснении человеческого функционирования учитывать более широкие вопро­сы, например, то, как люди смотрят на жизнь, что они получают от нее и как они решают вопрос смысла жизни? В этом заключается позиция экзистенциаль­но-гуманистического подхода.

Резюме

Когнитивная модель утверждает: чтобы понять человеческое поведение, необходимо понять челове­ческое мышление.

Когнитивные объяснения. Когда люди демонстри­руют аномальные паттерны функционирования, ког­нитивные теоретики указывают на когнитивные про­блемы, такие как неадекватные допущения и процес­сы нелогичного мышления.

Когнитивные методы терапии. Когнитивные тера­певты пытаются помочь людям распознать и изме­нить свои ошибочные идеи и мыслительные процес­сы. Среди наиболее широко применяемых когнитив­ных методов лечения — когнитивная терапия Бека.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.