Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эффективна ли терапия в целом?





В исследованиях высказывается мысль о том, что часто терапия оказывается более полезной, чем от­сутствие лечения или плацебо (Hoollon, 1996; Lambert & Bergin, 1994). В одном из первых прове­денных критических обзоров анализировалось 375 точно выполненных научных исследований, охваты­вающих в общем почти 25000 человек, в лечении ко­торых использовались разнообразные методики ле­чения (Smith, Glass & Miller, 1980; Smith & Glass, 1977). Обозреватели объединяли данные из анализи­руемых исследований, используя специальную ста­тистическую методику, которая называется мета-анализ. Они вычислили в процентном отношении

улучшение состояния каждого пациента, получавше­го лечение, и каждого контрольного индивида, не по­лучавшего лечения, и измерили среднюю разницу между двумя группами. По данным этого статисти­ческого анализа в среднем человек, получавший ле­чение, улучшил свое состояние на 75% по сравнению с контрольными индивидами, не получившими лече­ния (см. рис. 3.6). Другие метаанализы выявили по­хожую взаимосвязь между лечением и улучшением состояния (Lambert, Weber, & Sykes, 1993; Crits-Cristoph ct al., 1991).

«К счастью, психоанализ не является един­ственно возможным путем решения внутренних конфликтов. Сама жизнь все еще остается очень эффективным врачевателем».

Карен Хорни (Karen Horney), «Наши внутренние конфликты» 1945.

Несколько лет тому назад широко читаемый жур­нал Consumer Reports также провел анализ. Журнал обратился к читателям с просьбой сообщить о своем опыте лечения и удовлетворенности от него (Seligman, 1995). Ответы прислали более 4000 чита­телей, которые тоже считали, что лечение часто было полезным или, по крайней мере, удовлетворитель­ным. Около 54% респондентов, были в «очень плохом состоянии», когда они впервые обратились за лече­нием, и им терапия «помогла очень значительно».

Некоторых врачей беспокоит важный вопрос: Может ли терапия быть вредной? Даже Фрейд счи­тал, что терапия обладает такой возможностью (Kardiner, 1977), и в некоторых исследованиях от­ражено, что состояние небольшого процента пациен­тов ухудшается из-за терапии (Lambert & Bergin, 1994; Mays & Franks, 1985). Старые симптомы у та­ких больных становятся более интенсивными или развиваются новые (Lambert, Shapiro & Bergin, 1986; Hadley & Strupp, 1976).

Эффективны ли специальные методылечения?

В исследованиях, которые мы анализировали, все виды терапии перемешаны, поэтому можно оцени­вать лишь их общую эффективность. Однако многие исследователи считают неправильным рассматри­вать все терапевтические направления одинаково. Один критик высказал мысль о том, что подобные исследования проводятся под знаком «мифа о едино­образии» — ошибочное представление о том, что вся терапия равноценна, независимо от подготовки, опы­та, теоретической направленности врача и его лично­сти (Kiesler, 1995, 1966).

Поэтому эффективность определенных методов лечения анализируется при альтернативном подхо­де. Исследования подобного типа обычно выявляют основные методы вмешательств, которые действуют лучше, чем отсутствие лечения или плацебо (Prochaska& Norcross, 1994). В некоторых других исследованиях сравнивались между собой различ­ные специальные методы лечения и было установле­но, что ни одна из форм терапии не выделяется сре­ди других (Seligman, 1995; Luborsky et al., 1975).

Если различные виды терапии имеют одинако­вую степень успеха, то будут ли они успешны, если их применять вместе?

Движение сближения пытается выявить набор общих стратегий, которые были действенны в работах всех врачей, добившихся ус­пеха, независимо от специфической ориентации врача (Drozd & Goldfried, 199G; Beutler, Machado & Neufeldt, 1994). Рассмотрение работ врачей, добив­шихся наиболее успешных результатов, показывает, что обратная связь чаще всего помогает пациентам сосредоточиться на своих мыслях и поведении, а также дает возможность врачу понять свои взаимо­действия с пациентом и пытаться ему помочь. Ко­роче говоря, врачи, добивающиеся успешных ре­зультатов в своей практической работе, могут пользоваться одинаковыми методиками в отличие от теорий, которых они придерживаются (КогсЫв & Sands, 1983).

ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА И СИСТЕМА ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ

Исследователи и врачи-практи­ки в последнее время стали инте­ресоваться представителями групп этнических меньшинств, которые нуждаются в службе психологи­ческой помощи. Если взять, напри­мер, американцев африканского происхождения или коренных американцев (индейцев), то они также часто, как и белые американ­цы, обращаются в службу психи­ческого здоровья, представители же других этнических групп, а именно американцы азиатского и испанского происхождения, меньше обращаются в такие учреждения (Flaskerud & Ни, 1992; Sue, 1991, 1977). Следует добавить, что афро-американцы, злоупотребляющие наркотиками или алкоголем, реже обращаются за лечением, чем белые американцы с подобными пробле­мами (Booth et al., 1992; Longshore et al., 1992).

Несколько факторов приводят к тому, что представители этничес­ких меньшинств не полностью ис­пользуют службу психического здоровья. Культурные традиции, языковой барьер, отсутствие ин­формации об имеющихся службах иногда мешают представителям меньшинств обращаться за помо­щью. Более того, многие предста­вители национальных меньшинств просто не доверяют медицинским учреждениям, а полагаются на средства, которые традиционны в их непосредственном социальном окружении. Некоторые американ­цы испанского происхождения ве­рят в духов: злые духи якобы могут вселиться в человека и вызвать психические расстройства, а доб­рые духи — излечить эти болезни

(Rogler, Malgady, & Rodriguez, 1989). Такие люди будут искать помощь не у врачей, а у народных целителей, членов семьи и друзей.

Проведенные исследования по­казали, что более высокий процент афроамериканцев, индейцев, аме­риканцев азиатского и испанского происхождения не обращаются за лечением по сравнению с белыми американцами (Wierzbicki & Pekarik, 1993). Обнаруженные дан­ные могут быть связаны с экономи­кой. Обычно не обращаются за вра­чебной помощью люди из бедных слоев, а представители этнических меньшинств в среднем имеют бо­лее низкие доходы. Можно доба­вить, что представители таких групп могут отказаться от лечения, поскольку не чувствуют, что лече­ние им помогает, или из-за того, что национальные и культурные различия мешают им установить доверительные отношения с вра­чом (Whaley, 1998; Sue, 1991).

В Калифорнии изучали подрост­ков до 20 лет, и это дало новые све­дения о том, что подростки испанс­кого, азиатского и африканского происхождения обычно лечатся в общественных больницах, тогда как белые подростки — в частных психиатрических лечебницах (Mason & Gibbs, 1992). Единствен­ным объяснением этого различия является то, что белые американс­кие подростки, вероятно, имеют такие возможности медицинского страхования, которые могут обес­печить оплату лечения в частных клиниках (Mason & Gibbs, 1992).

В последнее время врачи разра­ботали несколько лечебных мето­дик, учитывающих культурные различия пациентов, которые адре­сованы членам этнических мень­шинств (Prochaska & Norcross, 1994; Watkins-Duncan, 1992). Та­кой подход к лечению часто вклю­чает некоторые характерные осо­бенности, а именно попытки 1) по­мочь повысить членам этнической группы осознание того, как влияет основная культура страны на их собственную культуру, на их взгля­ды и поведение; 2) помочь этим ин­дивидам выразить подавляемое раздражение и как-то поладить со своими страданиями; 3) помочь им сделать выбор, который бы работал на них, а также находить общее в двух культурах и сохранять равнове­сие, которое подходило бы для них.

В то же самое время стало увели­чиваться количество исследователь­ских работ о лечении людей из групп этнических меньшинств. В этой об­ласти исследования появились неко­торые новые перспективы (Whaley, 1998; Prochaska & Norcross, 1994; Sue, Zane & Young, 1994);

1. Группы этнических мень­шинств в целом не получают пол­ного обслуживания в системе пси­хического здоровья.

2. По результатам одних исследо­ваний, пациенты из групп этничес­ких меньшинств так же хорошо, как и белые американцы улучшали свое состояние, по результатам других — гораздо меньше, однако ни в одном из исследований, в которых прово­дилось сравнение, их состояние не улучшалось больше, чем состояние белых американцев.

3. Пациенты из групп этниче­ских меньшинств предпочитали эт­нически близких им врачей.

4. Участие в лечении этнически близкого пациенту врача часто улучшает результаты лечения, осо­бенно в тех случаях, когда основ­ной язык пациента — не английс­кий.

5. Повысить эффективность ле­чения может то, насколько чутко врач подходит к культурным про­блемам пациента, считается с его обычаями и нравами, а также, на­сколько тщательно врач выбирает методику лечения (особенно для лечения детей и подростков); по­вышению эффективности лечения способствуют и профилактические программы, из которых представи­тели этнических меньшинств узна­ют, чего можно ожидать от лече­ния.

6. Отмечается нехватка врачей из групп этнических меньшинств.

7. Исследователи и врачи-прак­тики должны учитывать не только те различия, которые существуют между группами этнических мень­шинств, но и различия внутри групп.

Влиятельный клинический исследователь Гордон Паул (Gordon Paul) несколько лет тому назад сказал, что наиболее адекватным вопросом относительно эффективности терапии был бы такой: «Какое специ­фическое лечение и кем проведенное может стать наиболее эффективным для этого индивида с той особой проблемой и при стечении каких обстоя­тельств?» (Раи!, 1967, р. 111). Ученые исследуют, как отдельные эффективные терапии применяются при лечении определенных расстройств, и результаты исследования часто выявляют значительные разли­чия в подходах к лечению (De Rubeis & Crits-Christoph, 1998; Kazdin & Weisz, 1998).

Когнитивно-поведенческие методы лечения, например, оказываются наиболее эфективными из всех видов терапий при лечении фобий (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994), тогда как лекарственная терапия является единственным эффективным лечением ши­зофрении (Licberman et at.,1996; Meltzer et al, 1996).

Исследования также показывают, что при некото­рых клинических проблемах больше подходит комбинированный метод (Beitman, 1996, 1993; Sander & Feldman, 1993). К примеру, лекарственная терапия иногда сочетается с определенными формами психо­терапии при лечении депрессии. Сейчас становится обычным для пациента наблюдение двумя врачами: психофармакологом (или фармакотерапевтом) психиатром, который главным образом выписывает лекарства, а также психологом, социальным работником или врачом, который проводит психотерапию (Woodward, Duckworth & Gutheil, 1993). Выявление того, как специфические терапии справляются с определенными расстройствами, может помочь и врачам и пациентам принять более правильное реше­ние о лечении (Beutlcr, 1991, 1979). К этому вопросу мы будем обращаться по мере исследования рас­стройств, на борьбу с которыми должны быть на­правлены различные терапевтические методы.

Психофармаколог — психиатр, который главным образом прописывает лекарства. Та­кого специалиста также называют фармако­терапевтом.

Резюме

На решения врачей о лечении может повлиять оценочная информация, диагноз, теоретическая ори­ентация врача, знакомство с исследованиями и состо­янием знаний в своей области.

Эффективна ли терапия? Определение эффектив­ности лечения является трудным из-за того, что вра­чи по-разному определяют и измеряют успех. Сте­пень точности и сложность современных методов лечения также являются проблемой. Изучение ре­зультатов терапии привело к трем основным выво­дам:

1) Люди, получающие лечение, чувствуют себя лучше, чем люди с такими же проблемами, но не получающие лечения.

2) Общая эффективность зна­чительно не отличалась при разных видах терапий.

3) Определенные методы терапии или их комбина­ция при некоторых видах расстройств оказываются более эффективными, чем другие.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Во 2-й главе мы могли наблюдать, что современные основные модели патологического поведения значи­тельно отличаются своей формой, результатами и ле­чением. Поэтому неудивительно, что врачи тоже раз­личаются по своему отношению к оценке и диагнозу. Не должно удивлять и то, что специалисты, которые предпочитают определенные методики оценки, часто подсмеиваются над теми, кто пользуется другими ме­тодами. Однако пока никто не может похвалиться еди­ноличными правами на клиническую оценку и диаг­ноз. Каждое из сотен доступных средств имеет значи­тельные ограничения, и каждое представляет в лучшем случае неполную картину того, как и почему у чело­века протекают какие-либо расстройства.

Конечно, некоторые методы оценки получили бо­лее широкую научную разработку, чем другие, и кли­ницисты должны обращать внимание па подобные данные при выборе средств оценки. Однако при со­временном состоянии оценки и диагноза было бы ошибочным полагаться на какой-либо один из под­ходов. Отчасти поэтому клиницисты сейчас исполь­зуют в своей работе батарею оценочных средств.

За последние несколько десятилетий изменилось отношение к клинической оценке (Nietzel et al., 1994). Много лет метод оценки высоко ценился в клинической практике. Однако но мере того, как в 60-х и 70-х годах выросло число клинических моде­лей, приверженцы каждой модели стали предпочи­тать одни методики другим, и интерес к методу оценки ослаб. Между тем исследования стали выяв­лять, что многие методики неточны или непостоян­ны. В этой атмосфере некоторые клиницисты пере­стали доверять систематической оценке и диагнозу, а некоторые даже стали небрежно подходить к ре­шению подобных задач.

Сейчас вновь стал повышаться интерес к оценке и диагнозу. Подтверждением возросшего интереса является разработка более точных диагностических критериев, как это представлено в DSM-IV. Другим подтверждением в клинической области является усиление понимания того, что определенные расстройства — например, болезнь Альцгеймера — мо­гут быть четко идентифицированы только после про­ведения высокоточных процедур измерения.

Наряду с возобновлением интереса к методам ис­следования увеличилось количество исследований (Ехпег, 1997; Cramer, 1996). Сегодня исследователи активно изучают различные методики оценки, поэто­му клиницисты могут решать свои задачи с большей точностью и постоянством. Исследования и, прежде всего, возобновленный интерес к систематической оценке являются доброй вестью для людей с психо­логическими проблемами, а также для тех, кто хочет

им помочь.

Ключевые термины

Идиографическое понимание

Оценка

Стандартизация

Надежность

Ретсстовая надежность

Межэкспертная надежность

Валидиость

Очевидная валидность

Прогностическая валидность

Совпадающая валидность

Клиническое интервью

Неформализованное (неструктурированное) ин­тервью

Формализованное (структурированное) интервью

Бланк интервью

Исследование психического статуса (состояния)

Тест

Проективный тест

Тест Роршаха

Тест тематической апперцепции

Тест незаконченных предложений

Тест «Нарисуй человека»

Личностный опросник (тест)

Миннесотский многофакторный личностный оп­росник

Психологический профиль

Перечень ответов

Опросник для получения ответов от респондента

Опросник для исследования эмоциональной сферы

Опросник социальных навыков общения

Опросник для исследования отклонений в когни­тивной сфере

Психофизиологический тест

Биологическая обратная связь

Нсйрологический тест

Аксиальная компьютерная томография

Электроэнцефалография

Позитропная эмиссионная томография

Магнитно-резонансная томография

Нейропсихологический тест

Визуально-моторный гештальт-тест Бендера

Батарея тестов

Тест интеллекта

Коэффициент умственного развития

Естественное наблюдение

Формализованное наблюдение

Самоконтроль

Включенный наблюдатель

Ошибка наблюдателя

Реактивность

Межситуативпая валидпость

Клиническая картина

Диагноз

Синдром

Система классификации

Международная классификация болезней Диагностическое и статистическое руководство психических заболеваний Основные категории (оси) Полевое исследование Исследование результов лечения Мета-анализ Миф о «единообразии» Движение сближения Психофармаколог

Контрольные вопросы

1. Какими формами надежности и валидности должны обладать клинические средства оценки?

2. Каковы сильные и слабые стороны формали­зованных и неформализованных интервью?

3. В чем сила и слабость проективных тестов, личностных опросников и других видов клинических тестов?

4. Перечислите и опишите основные современ­ные проективные тесты.

5. Каковы основные свойства теста MMPI?

6. Как клиницисты определяют, связаны ли пси­хологические проблемы с повреждением мозга?

7. Опишите способы, при помощи которых кли­ницисты могут наблюдать за поведением своих паци­ентов.

8. В чем заключается цель клинического диагно­за?

9. Опишите DSM-IV. С какими проблемами можно столкнуться при использовании классифика­ционных систем и при постановке клинического ди­агноза?

10. Насколько эффективна терапия по результа­там терапевтических исследований?

 


Глава 4







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.