Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психодинамическая теория образования тревожных расстройств





Фрейд предположил, что генерализованное тре­вожное расстройство возникает в том случае, когда защитные механизмы человека не выдерживают стресса и захлестываются невротической и мораль­ной тревогой. Это может произойти, когда у челове­ка очень высокий уровень тревожности. Если ма­ленький мальчик получал шлепки всякий раз, когда плакал, требуя молока, будучи младенцем, пачкал штаны, будучи двухлетним ребенком, исследовал свои гениталии, будучи четырехлетним, возможно, он, в конце концов, поверит, что разнообразные им­пульсы его Ид по-настоящему опасны. Тогда он мо­жет испытывать непреодолимое чувство тревоги каждый раз, когда у него возникают подобные им­пульсы. Или защитные механизмы Эго могут быть слишком слабыми, чтобы справиться с испытывае­мой суммой тревог. Дети, которые растут в условиях гиперопеки, защищаемые родителями от всех фру­страций и угроз, имеют небольшие шансы на то, что­бы выработать эффективные защитные механизмы. Когда они сталкиваются с требованиями взрослой жизни, их защитные механизмы могут оказаться слишком слабыми, чтобы справиться с испытывае­мой тревогой.

Хотя сторонники современной психодинамиче­ской теории часто не согласны с некоторыми специ­фическими взглядами Фрейда, они тоже уверены в том, что генерализованное тревожное расстройство может проистекать из неадекватности отношений между родителями и детьми в раннем возрасте.

Исследователи искали способы проверки этой психодинамичсской модели. Во-первых, они пыта­лись показать, что люди в большинстве своем в опас­ных ситуациях стремятся использовать защитные механизмы. Некоторые экспериментаторы помеща­ли испытуемых в ситуацию явной угрозы, а затем измеряли, насколько хорошо они помнят событие, вызвавшее страх. Как и предсказывали создатели психодинамической теории, испытуемые часто вы­тесняли, то есть забывали многие детали неприят­ного события (Roscnzweig, 1943, 1933).

Другие исследователи пытались доказать, что люди, страдающие генерализованным тревожным расстройством, в особой степени используют защит­ные механизмы. В одном эксперименте испытатели обратились к записям начала терапии клиентов с тре­вожными расстройствами. Когда к клиентам обраща­лись с просьбой рассказать о неприятных случаях в их жизни, они быстро забывали (вытесняли), о чем только что шла речь, меняли тему разговора или ис­пытывали негативные ощущения (Luborsky, 1973).

Другие изучали случаи чрезмерных наказаний в детстве за проявление импульсов Ид. В соответствии с теорией, они обнаружили высокий уровень тревож­ности у этих людей в более поздние моменты жизни (Chiu, 1971). В тех культурах, где детей постоянно наказывают и запугивают, взрослые, по-видимому, имеют больше страхов и тревог (Whiting et al., 1966). В дополнение к тому некоторые исследования подтвердили психодинамическую позицию в том, что чрезмерное покровительство родителей может также привести к образованию высокого уровня тревожно­сти у детей (Jenkins, 1968; Eisenbcrg, 1958).

Хотя результаты этих исследований согласуются с психодинамическим объяснением развития тре­вожных расстройств, они по некоторым причинам подвергались критике. Во-первых, некоторые ученые задавали вопрос, действительно ли эти данные пока­зывают именно то, что предназначены показывать? Например, когда на первых сеансах терапии люди затрудняются говорить о неприятных случаях, про­изошедших с ними, из этого вовсе не следует, что они вытеснили эти случаи. Может быть, они преднаме­ренно фокусируют внимание на положительных ас­пектах своей жизни или слишком смущены, чтобы делиться личными негативными переживаниями до того, как обретут доверие к терапевту.

Другая проблема состоит в том, что результаты некоторых исследований даже опровергают психодинамическую модель. В одном из них шестнадцать человек с генерализованным тревожным расстрой­ством были расспрошены о том, как они воспитыва­лись (Raskin et а!). Они не сказали практически ни­чего о строгой дисциплине или о несчастном детстве, как могли бы ожидать сторонники психодинамичес­кой модели.

Психодинамические методы терапии

Для всех психологических проблем психодинами­ческая терапия практически одинакова. В ней ис­пользуется метод свободных ассоциаций и интерпре­тация терапевтом переноса, сопротивления и снови­дений клиента для того, чтобы помочь человеку справиться со своими трудностями. Фрейдистская психодинамическая терапия предназначена помочь людям с генерализованным тревожным расстрой­ством не так бояться импульсов своего Ид и успеш­но их контролировать. Другие психодинамические методы терапии, особенно терапия объектных отно­шений, направлены скорее на то, чтобы помочь тре­вожным клиентам обнаружить и разрешить детские проблемы взаимоотношений, которые продолжают поддерживать высокий уровень тревоги в зрелом возрасте (Zerbe, 1990; Diamond, 1987). Контрольные исследования показали, что психоди­намический подход не всегда помогает в случаях ге­нерализованного тревожного расстройства (Svartberg & Stiles, 1991; Prochaska, 1984). Основная масса фак­тов свидетельствует о том, что психодинамическая терапия является в лучшем случае скромной помо­щью тем, кто страдает этим расстройством.

Психологические заметки

В 1960-х годах широко распространились «чётки для нервных», которые люди переби­рают в руках, чтобы избавиться от чувства тре­воги. Используемые и по сей день четки по­явились как греческий обычай перебирать бу­сины, называемые комболои, чтобы занять руки (Kahn & Fawcett, 1993).

Гуманистическая и экзистенциальная модели

Сторонники гуманистической и экзистенциаль­ной моделей предполагают, что генерализованное тревожное расстройство, как и другие психологичес­кие расстройства, возникает, когда люди перестают честно смотреть на себя и принимать себя такими, какими они являются. Вместо этого они отрицают и искажают свои искренние мысли, эмоции и есте­ственное поведение. Раз за разом повторяющееся са­моотречение ведет к крайней тревожности и невоз­можности реализовать себя как человека.

Гуманистическая теория образования тревожных расстройств

И методы лечения

Гуманистическое объяснение того, отчего люди страдают генерализованным тревожным расстройством, лучше всего изложено Карлом Роджерсом. Как было сказано выше, Роджерс считал, что некоторые люди развивают защитный способ деятельности в том случае, если, будучи детьми, не получили безусловно­го позитивного отношения к себе со стороны других (см. главу 2). Они, в свою очередь, начинают слишком критично относиться к себе и формируют ряд жест­ких требований к себе, которые Роджерс называет ус­ловиями значимости. Они стараются соответствовать этим стандартам, постоянно искажая и отрицая свои истинные переживания. Вопреки таким стараниям, продолжают возникать грозные самообвинения, кото­рые вызывают у человека сильную тревогу. Этот на­тиск тревоги подготавливает почву для генерализо­ванного тревожного расстройства или некоторых дру­гих психологических нарушений.

Психотерапевты, использующие клиент-центрированную терапию Роджерса, стремятся показать эмпатию и безусловное позитивное отношение к сво­им клиентам. Эти терапевты полагают, что атмосфе­ра искреннего принятия и заботы даст ощущение безопасности, в котором нуждаются клиенты (Raskin & Rogers). Чувствуя безопасность, клиенты смогут лучше определить свои истинные потребности, мыс­ли и эмоции, а также «узнать» себя, что означает на­учиться целиком доверять своей интуиции, быть че­стным с собой, принимать самого себя. Тревожность и другие симптомы психологических расстройств будут убывать. В приведенном ниже отрывке Род­жерс описывает прогресс, достигнутый клиентом с тревожностью и связанными с ней симптомами:

Она была необычайно чувствительна к процессу, ощущаемому ею внутри себя. Чтобы испробовать некоторые из своих проявлений, она пере­бирала фрагменты составной картинки, она пела песню без слов, она писала поэму, она изучала новые способы узнавания себя, словно училась читать шрифт Брайля. Терапия стала во всех своих аспектах, в отношениях безопасности, ее познанием себя. Сначала были ее вина и беспокой­ство по поводу своей ответственности за плохую приспособляемость других. Потом были отвра­щение и горечь, что жизнь обманывала ее и разочаровывала в стольких различных сферах, особенно в сексуальной, затем было познание своего собственного сердца, ее жалость к себе за то, что ее так оскорбляли. Но вместе с тем шло ее узнавание себя как способной быть цельной, себя, которая пусть и не обладала любовью ко всем, но и «не ненавидела никого», себя заботящейся о других. Последнее было для нее одним из глубочайших открытий в терапии... осознание, что терапевту не все равно, что с ней, что ему действительно важно, чем для нее станет тера­пия, что он действительно ценит ее. Она испыта­ла прочность своих основных ориентиров. Она постепенно осознала тот факт, что, обыскав все уголки своей души, не обнаружила там ничего в корне неправильного и, более того, в сердце своем оказалась позитивной и здоровой. Она поня­ла, что ценности, скрываемые ею в глубине себя, были такими, что могли вызвать конфликт между ней и культурой, но она приняла это спокойно. (Rogers, 1954, р. 261-264)

Вопреки этому оптимистичному изложению кли­нического случая, контрольные исследования пока­зали, что лишь иногда клиент-центрированпая тера­пия является более эффективной, чем плацебо-тера­пия или отсутствие таковой (Grecnberg et al., 1994; Prochaska & Norcross, 1994). К тому же, исследова­тели обнаружили в лучшем случае лишь незначи­тельное подтверждение теории Роджерса о возник­новения генерализованного тревожного расстрой­ства и иных форм отклоняющегося поведения. Другие гуманистические теории и методы терапии тоже не получили большой поддержки. На самом деле сторонники гуманистической модели убеждены, что традиционные диагностические методы не могут обеспечить справедливую проверку их теорий и ме­тодов лечения, так что они даже не пытались прове­рить свою работу такими средствами.

Клиент-центрированная терапия — гу­манистическая терапия, разработанная Кар­лом Роджерсом, в которой терапевты стара­ются помочь людям путем их принятия, вы­сокой эмпатии и искренности.

Экзистенциальная теория образования тревожных расстройств

И методы лечения

Экзистенциалисты считают, что генерализованное тревожное расстройство произрастает из экзистен­циальной тревоги, всеобщего (глубинного) страха конечности жизни и ответственности, налагаемой ею (May & Yalom, 1995; Tillich, 1952). Они говорят, что мы испытываем экзистенциальную тревогу, посколь­ку знаем, что наша жизнь небезгранична, и мы боим­ся смерти, ожидающей нас. И нам известно, что наши действия и наш выбор могут причинить вред другим людям.

Экзистенциальная тревога — согласно экзистенциальной теории, всеобщий (глубинный) страх конечности жизни и ответственности, налагаемой ею.

Наконец, мы подозреваем, что наше собственное существование может быть бессмысленным.

Как полагают экзистенциалисты, люди могут сме­ло встретиться со своей экзистенциональной трево­гой, если примут на себя ответственность за свои дей­ствия, принятие решений, наполнение своей жизни смыслом и понимание своей собственной уникально­сти. Или они могут уклониться от внутреннего столкновения и вести «ненастоящую жизнь»: отри­цать свои страхи, не видеть свободы выбора, избегать

ответственности и излишне приспосабливаться к нормам общества (Bugental, 1992, 1965; May, 1967). Согласно экзистенциальной теории, такой стиль жизни не снимает экзистенциальную тревогу, кото­рая выливается в генерализованное и другие тревож­ные расстройства.

Экзистенциальные терапевты используют разно­образные техники для того, чтобы помочь тревож­ным людям принять большую ответственность и об­рести больший смысл жизни. В одних случаях они поддерживают людей, в других — противостоят их убеждениям. Тем не менее экзистенциалисты, как и большинство гуманистов, считают, что традицион­ные диагностические методы не могут учесть тонкие человеческие переживания, находя только то, что может быть объективно отслежено и определено (Bugental, 1997, 1992). Взамен они обращаются к ра­зуму, самопроверке и изучению случаев как к дока­зательству своих взглядов и подходов.

Когнитивная модель

Сторонники когнитивной модели предполагают, что зачастую причиной психологических проблем являются дисфункциональные способы мышления. Если учесть то, что основной характеристикой гене­рализованного тревожного расстройства является излишнее беспокойство, не удивительно, что когнитивисты могут привести множество клинических случаев и многое сказать о методах лечения этого расстройства.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.