Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ





За последние тридцать лет в лечении сексуальных расстройств произошли значительные перемены. В первой половине двадцатого века в качестве основного метода при лечении применялась длительная психодинамическая терапия.

Клиницисты считали, что сексуальные дисфунк­ции возникали из-за того, что мужчина или женщи­на неправильно прошли стадии психосексуального развития, и применяли техники свободной ассоциа­ции и терапевтические интерпретации, которые дол­жны были помочь клиентам понять самих себя и свои проблемы. Несмотря на то, что психологи ожидали, что значительные личностные изменения должны улучшить сексуальное функционирование, психо­динамическая терапия, как правило, не приносила успеха (Bergler, 1951).

В 50-х и 60-х годах терапевты-бихевиористы пред­ложили новые средства лечения сексуальных дис­функций. Как правило, они пытались ослабить стра­хи пациентов, которые, как им казалось, были при­чиной сексуальных расстройств, применяя такие процедуры, как тренинг релаксации и систематичес­кую десенситизацию. Такой подход в какой-то сте­пени был успешен, однако он не срабатывал, когда психологи имели дело с дезинформацией, негатив­ными установками и неэффективной сексуальной техникой (LoPiccolo, 1995).

После опубликования в 1970 году книги Уилья­ма Мастерса и Вирджинии Джонсон «Сексуальная неадекватность человека» в лечении сексуальных дисфункций произошла революция. Психологи предложили комплексный метод секс-терапии, включающий технику на основе различных моде­лей, когнитивную терапию, терапию поведения, те­рапию семьи или влюбленной пары (LoPiccolo, 1997).

Секс-терапия

Курс современной секс-терапии занимает не­большой промежуток времени, это обучающая те­рапия, которая, как правило, длится от 15 до 20 занятий. Как пояснил секс-терапевт и исследова­тель Джозеф Лопикколо (LoPiccolo, 1997, 1995), она концентрируется на специфических сексуаль­ных проблемах, а не на проблемах личности вооб­ще. Уже знакомый нам Карлос Домера, аргентинец с расстройством эрекции, с успехом реагировал на многочисленные техники современной секс-тера­пии.

В конце встречи, на которой оценивалась си­туация семейной пары, психиатр заверил, что у мистера Домера была «обратимая психологи­ческая» сексуальная проблема, обусловленная несколькими факторами, в том числе и депрес­сией, но в последнее время его тревожность и застенчивость, его высокие требования к самому себе и некоторые проблемы, связанные с культурой и самими взаимоотношениями, зат­руднили ему общение и не дают возможности по-настоящему расслабиться. Этой семейной паре сказали, что краткий курс терапии, сосре­доточенный главным образом на сексуальных проблемах, скорее всего, приведет к значитель­ным улучшениям за 10-15 занятий. Их уверили, что происхождение этой проблемы почти навер­няка не физиологическое, а психогенное, и про­гноз оказался точен.

Мистер Домера был шокирован и сперва скеп­тически воспринял слова терапевта, однако пара согласилась приступить к лечению и встречаться с терапевтами каждую неделю. Им дали типичное «первое задание» для выполнения дома: они дол­жны были попробовать ласкать друг друга, следуя особой инструкции, но при этом не надо было стимулировать гениталии или заниматься сексом, даже если у мистера Домера и появилась бы эрекция.

Неудивительно, что во время второй встречи с терапевтом мистер Домера сообщил, смущенно улыбаясь, что они «жульничали» и занимались сексом «против правил». Это было их первое удачное занятие любовью более чем за год. Те­рапевт оценил их успех, но строго предупредил, что зачастую сначала наступает быстрое улучше­ние, после которого в течение нескольких недель тревога, связанная с исполнение полового акта, усиливается, и они снова могут вернуться к пер­воначальной проблеме...

На второй и четвертой неделе мистер Домера не достиг состояния эрекции во время любовной игры. На терапевтических сеансах ему помогали принимать себя таким, какой он есть — с эрекци­ей или без, и учили просто наслаждаться чув­ственным контактом, не занимаясь сексом. Су­пруга старалась убедить мужа, что он мог доста­вить ей удовольствие при помощи ручной или оральной стимуляции и что, несмотря на то что она получала удовольствие от совокупления, ей нравились и другие стимуляции, когда он нахо­дился в расслабленном состоянии.

Мистер Домера пытался побороть свое пред­ставление о том, что должен делать «настоящий мужчина», и вынужден был согласиться, что ему тоже понравилась техника ласки без совокупле­ния. Терапевт ободрял его и побуждал рассмат­ривать свои новые навыки в занятиях любовью как «успех», мистер Домера должен был признать, что во многом превзошел других любовников и мужей, так как слушал свою жену и отвечал на ее просьбы.

К пятой неделе пациент с успехом занимался сексом, чувствуя спокойную уверенность, а на девятой сессии он регулярно ощущал эрекцию. Супруги по взаимному согласию или занимались сексом или выбирали другую сексуальную техни­ку для достижения оргазма. Через десять сеан­сов терапия подошла к концу...(Spitzer eta!., 1983,,р. 106-107).

Как видно из лечения мистера Домера, современ­ная секс-терапия располагает различными методами и техниками. Следующие методы и техники приме­няются почти во всех случаях, независимо от дис­функции.

1. Оценка и концептуализация проблемы: паци­ентов осматривает врач, у них берут интервью и па­циенты рассказывают свою «сексуальную историю» (Warren & Sampson, 1995) (рис, 11.6). Во время пер­вых интервью терапевт старается понять события прошлой жизни пациента и в особенности факторы настоящего, влияющие на дисфункцию. Порой, что­бы прийти к правильному заключению, нужна целая команда специалистов, в том числе психолог, уролог и невропатолог.

2. Взаимная ответственность: терапевт подчер­кивает принцип взаимной ответственности. Партне­ры решают сексуальную проблему, возникшую в их взаимоотношениях, независимо оттого, кто из них в действительности страдает от дисфункции, и лечение будет более успешным, если терапию проходят оба (Heiman et al., 1981).

3. Образование и сексуальность: многие паци­енты, страдающие от сексуальных дисфункций, зна­ют очень мало о физиологии и технике секса. Так что секс-терапевты могут предложить им дискус­сии, образовательные фильмы, учебные книги и видеозаписи.

4. Смена установок: терапевты помогают паци­ентам проанализировать и изменить представления о сексуальности, мешающие получению сексуально­го возбуждения и удовольствия (Rosen, Leiblum & Spcctor, 1994). Событие после травмы, семейные уста­новки или культурные идеалы могут создать негатив­ные представления, препятствующие естественному возбуждению и удовольствию.

5. Борьба с тревогой, связанной с выполнением полового акта, и ролью наблюдателя: терапевты час­то учат пары сосредоточиваться на своих чувствах и спокойно получать удовольствие, они дают пациен­там серию сексуальных заданий, иногда называя их заданиями «по петтингу», в которых партнеры сосре­доточиваются на получении сексуального удоволь­ствия. Это удовольствие можно получить, исследуя и лаская тело друг друга дома, при этом не обязатель­но заниматься сексом или испытывать оргазм. Парам рекомендуют сперва воздерживаться от коитуса и ограничить свою сексуальную активность поцелуя­ми, объятиями и чувственным массажем различных частей тела, за исключением груди и гениталий. Со временем партнеры научатся лучше доставлять друг другу и, соответственно, получать сексуальное удо­вольствие, и снова восстанавливают свою сексуаль­ную активность.

6. Укрепление навыков сексуальной коммуника­ции: парам рекомендуют дома использовать сеансы сосредоточения на своих чувствах, попробовать позы, при которых партнер, которого ласкают, может направлять руку другого и контролировать скорость, давление и место на теле. Пары также учат давать друг другу указания в позитивной информативной манере («Лучше вот тут, чуть меньше дави»), а не угрожать туманно («Твои прикосновения меня не за­водят».).

7. Изменение деструктивного жизненного стиля и взаимодействия: терапевт может посоветовать паре сменить стиль жизни или улучшить ситуацию, ока­зывающую деструктивное воздействие на их отноше­ния — например, отдалиться от родственников жены или мужа или бросить работу, требующую слишком много времени. Точно так же, если в паре часто воз­никают конфликты, терапевт попытается помочь справиться с ними.

8. Учет физических и медицинских факторов: когда сексуальные дисфункции связаны с медицин­скими проблемами, например с болезнью, увечьем, нежелательным эффектом лекарственных препара- тов или злоупотреблением алкоголем, терапевты пытаются решить эту проблему. Если, скажем, анти­депрессанты вызывают у мужчины расстройство эрекции, то клиницист может снизить дозу лекар­ства, изменить время дня, когда принимают препа­рат, или испробовать другое лекарственное средство (Segraves, 1988, 1995; Shrivastava et al, 1995)

Сосредоточенность на чувственности — лечение сексуальных расстройств, при кото­ром пары обучают не сосредоточиваться па оргазме или совокуплении, а вместо этого про­водить время, концентрируясь на удоволь­ствии, получаемом от таких действий, как взаимный массаж, поцелуи и объятия. Также этот метод называют расслабленным удо­вольствием.

Вопросы

для размышления_______________________

При использовании одной из основных техник секс-терапии паре рекомендуют исследовать и ласкать тело друг друга (сосредоточенность на чувственности), не доходя до оргазма и не занимаясь совокуплением. Почему люди мо­гут испытывать более сильное возбуждение во время сексуальных ласк, если им запреща­ют достигать оргазма или совокупляться?

Некоторые мифы,

Связанные с

Сексуальными ролями

Мифы о мужской сексуально­сти

• Мужчина берет на себя от­ветственность и руководит сек­сом. Мужчины, которые так дума­ют, не позволяют женщинам на­правлять их и не делают того, что она хотела бы и что доставило бы ей удовольствие. Эта установка вынуждает мужчину сосредото­читься на том, что он делает с женщиной, а не учиться прини­мать удовольствие от того, что она делает с ним.

• Мужчина всегда хочет и го­тов заниматься сексом. Этот миф побуждает мужчину заниматься сексом в ситуации, когда он чув­ствует себя некомфортно или не испытывает влечения, а такие по­пытки заведомо обречены на не­приятные ощущения или неудачи.

• Всякий физический кон­такт должен приводить к сексу. Это представление не позволяет мужчинам просто наслаждаться поцелуями, объятиями, ласками, поскольку такие занятия кажутся им только прелюдией к «самому главному».

• Хороший секс — линейная прогрессия постоянно растущего возбуждения, заканчивающегося только оргазмом. Принятие такого мифа исключает удовольствие от игривого секса на отдыхе, включа­ющего перерывы, чтобы погово­рить, отдохнуть и полностью на­сладиться друг другом как люди, а не просто как половые органы.

• Секс должен быть естествен­ным и спонтанным. Этот миф ме­шает парам учить друг друга тому, что им нравится делать во время занятий сексом. В типичной совре­менной семейной паре оба партне­ра работают и делят между собой обязанности по воспитанию детей, их жизнь наполнена стрессом, по­этому им часто необходимо заранее планировать занятия сексом, назна­чать время, когда оба партнера рас­слабятся, не чувствуют себя черес­чур уставшими и способны реаги­ровать сексуально.

(Zilbergeld, 1978).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.