Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИИ МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый курс)





ЛЕКЦИИ МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый курс)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

· 1. Неравновесные состояния рынка. Неравновесие и недостаток информации

· 2. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Предприниматель как субъект установления равновесия

· 3. Эволюция предпринимательства. Трактовка предпринимательства в классической, неоклассической, австрийской и неоавстрийской школах

· 41. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель

· 4. Расширенная трактовка правила MR = MC как общей философии бизнеса

· 5. Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Этапы оценки объема спроса

· 6. Издержки фирмы. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства

· 7. Переменные, постоянные, совместные, предельные, средние переменные издержки. Основные проблемы практического управления издержками фирмы

· 8. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного горизонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике

· 9. Графики валовых издержек и валовых доходов, средних издержек и средних доходов. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой

· 10. Принцип нулевой экономической прибыли и его значение для практической деятельности предприятия

· 11. Цепочка реализации функций предпринимательства в рыночной экономике: предприниматель - менеджер - фирма

· 12. Закономерности спроса на однотипные товары, их последствия для практики ценообразования

· 13. Закономерности спроса на дифференцированные товары, их последствия для практики ценообразования

· 14. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы. Концепция чистого предпринимателя

· 15. Информация как ресурс. Информационная асимметрия

· 16. Основные проблемы практического управления издержками в условиях неполной информации. Определение релевантных переменных спроса. Этапы оценки объема спроса

· 17. Роль информации в поведении потребителя. Эволюция потребителя

· 18. Способы устранения информационной асимметрии и предотвращение фиаско рынка с помощью гарантий, брендов, сертификатов, судебной защиты потребителя

· 19. Рутины как информационный тезаурус фирмы. Роль рутин в деятельности фирмы. Управление рутинами

· 20. Риск и неопределенность. Основные методы снижения риска

· 21. Управление риском (выбор уровня, распределение, объединение)

· 22. Роль контрактов в снижении риска. Саморегулирующие контракты. Отношенческий контракт, его обеспечение и применимость

· 23. Управление рисками и предпринимательская бдительность

· 24. Трансакционные издержки как фактор снижения неопределенности внешней среды. Классификация трансакционных издержек

· 25. Трансакционные издержки: сущность, классификация. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации

· 26. Многопродуктовая фирма: совместный выпуск продукции

· 27. Многопродуктовая фирма: альтернативный выпуск продукции

· 28. Инкрементальный анализ. Правило максимизации прибыли при инкрементальном анализе

· 29. Продукт как экономическая переменная. Качество как многомерная переменная. Оптимизация качества товара и степени дифференциации ассортимента

· 30. Принципы управления спросом на продукцию фирмы

· 31. Монополистические преимущества как стимул. Менеджер и краткосрочная монополия

· 32. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Легальная дискриминация и ее использование фирмой

· 33. Необходимость применения анализа критических точек в процессе управления фирмой. Графическая и алгебраическая интерпретация критических точек

· 34. Значение политики брендинга в процессе управления качеством продукта многопродуктовой фирмы. Экономико-теоретическая сущность бренда и позиционирования товаров, их функции

· 35. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии

· 36. Дисконтирование. Приложение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям

· 37. Первичные (NPV) и вторичные критерии оценки проекта: сущность и особенности применения

· 38. Процесс бюджетирования капитала фирмы

· 39. Инвестиционное кредитование фирмы

· 40. Внешнее финансирование инвестиционной деятельности фирмы

· 41. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель

· 42. Экономико-теоретическая сущность бренда и позиционирования товаров, их функции

· 43. Новая экономика как часть постиндустриальной экономики. Новая экономика в узком и широком смысле слова

· 44. Инновации в новой экономике. Особая роль информационных и коммуникационных технологий

· 45. Влияние кластеров на процветание наций. Кластеры в современной российской экономке

· 46. Причины экспонционального роста динамичных компаний среднего бизнеса - "газелей"

· 47. Дифференциация продукции как способ адаптации российской промышленности

· 48. Особенности формирования кластера конкурентоспособных компаний в российской кондитерской промышленности

· 49. Специфика стратегии, применяемой крупнейшими международными компаниями, на российском рынке

· 50. Преимущества применения политики создания уникального предложения российскими фирмами

· 51. Формирование конкурентных преимуществ в отечественной фармацевтической отрасли

· 52. Особенности формирования конкурентоспособных фирм в российском банковском секторе

· 53. Сетевые экономические структуры. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании

· 54. Особенности развития сетевого бизнеса в мировой практике и в условиях российской экономики

· 55. Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании

· 56. Этика бизнеса

 


 

ТЕМА 1.Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике

Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы. Концепция чистого предпринимателя

По И.М. Кирцнеру: предприниматель обладает исключительной способностью воспринимать и находить благоприятные возможности получения прибыли (предпринимательской бдительностью).

Предпринимательская бдительность - это лучшее владение информацией, предвидение того, где ресурсы можно купить дешевле, а продукты продать "подороже", какие технологии окажутся наиболее эффективными и т.д.

По И.М. Кирцнеру: предприниматель - не обязательно титан-новатор.

Это может быть и рядовой бизнесмен и даже просто "спекулянт". Они объединены предпринимательской бдительностью (умением найти наиболее эффективные возможности прибыльного ведения дел).

Чистый предприниматель.

Предприниматель, способный вести прибыльный бизнес, даже не имея в своей собственности никаких ресурсов. Если у него есть "верные", перспективные предпринимательские идеи, он, чтобы осуществить свой проект, в принципе всегда может взять инвестиционные ресурсы в долг.

 


ТЕМА 2.Роль информации в деятельности экономических агентов

Способы устранения информационной асимметрии и предотвращение фиаско рынка с помощью гарантий, брендов, сертификатов, судебной защиты потребителя

Напоминание.

Информационная асимметрия (ИА) по сути - это разновидность неполноты информации. Часть располагаемой субъектом информации доступна практически всем (например, данные о валюте, единицах измерения основных товаров), другая --~ ограниченному кругу лиц (уровень цен на определенном рынке, технологии, применяемые в отрасли), третья -- только самому субъекту (например, его собственные цели или намерения относительно бизнеса). Соответственно при заключении сделки стороны могут быть информированы в разной степени -- это и есть асимметрия информации. Различают два типа ИА 1) когда один из участников сделки более информирован в ее особенностях, чем другой. Пример. продажа подержанной машины. 2) проблема царя Соломона: две стороны одинаково информированы, в отличие от третьих лиц.

Фиаско рынка Если бы ИА не было, то было все хорошо. Мы имели бы два независимых рынка на разнокачественные товары. А из-за ИА невозможно различить реальное качество автомобилей и рынок станет единым. Dl и Dp сольются в единую кривую спроса. Граф-я интерпретация фиаско, или провала, рынка с АИ.

Способы устранения ИА

ИА нарушает интересы и продавца, и покупателя. А при наименее благоприятном развитии событий может произойти деградация либо даже провал (фиаско) рынка, когда он прекращает существование. Покупатель может лишь надеяться, что продукт окажется качественным. А продавцы не могут получить "настоящую" иену за свою продукцию, т.к. даже в качественном товаре потребитель подозревает лимон.

Бренды

3) дипломы, сертификаты;

4) судебная зашита;

Контрактная система.

Нам нужны первые 4.

Гарантии - обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный экземпляр товара качественным либо иным способом (ремонт, возврат денег) компенсировать несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже.

Гарантии снижают риски покупателя, в особенности при покупке товаров сложных и долгоживущих. В современной экономике определенный уровень гарантий, обязательный для всех товаров и услуг, устанавливает государство. В России, это Закон о защите прав потребителей. Производитель выигрывает от гарантий и, поскольку его продукт перестает рассматриваться как потенциальный "лимон".

гарантии производят радикальное улучшение на рынках подержанных товаров. Владелец старой машины обращается к профессиональному дилеру, который имеет все возможности для проверки технического состояния и (если требуется) ремонта. Покупатель доплачивает за информацию о состоянии машины. Это трансакционные затраты, которые выступают как надбавка к цене товара за полученную гарантию, и в следствии устраняют информационную асимметрию и "спасает" рынок от фиаско.

Репутация продавца помогает сделать разумный выбор оптимального типа товара среди многих присутствующих на рынке разновидностей данной товарной категории. А связать ее с конкретным продуктом позволяют марочные товары, имеющие особое название (зарегистрированную торговую марку). Наиболее известные марочные товары могут превратиться в бренды. Бренд - слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточные для идентификации потребителем товаров конкретного продавца. Нужно не только придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Товар является брендом, если порождает у покупателя определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукт. Причем покупатель наверняка платит большую цену, чем за товар "без имени", но сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает ему уверенность в доброкачественности товара.

Диплом, сертификат - официальное подтверждение высокого качества. Пример, Когда фирма нанимает сотрудников, возникает проблема ИА (истинные способности работника ему самому известны лучше), тогда фирма выясняет, какое учебное заведение закончил человек, где он стажировался и т.п. Аналогично, поставщика готовых товаров или комплектующих выходя на мировой рынок должен иметь международный сертификат качества (самый распространенный ISO 9000).

Судебная защита потребителя позволяет покупателям не попадать в зависимость от продавцов лишь на том основании, что деньги платятся "вперед". Если у покупателя возникает подозрение, что его обманули, либо сокрыли часть информации, либо просто недостаточно квалифицированно и профессионально обслужили, то он может предъявить претензию и взыскать потерянные деньги вместе со штрафными санкциями.

Примеры: в США иск компаниям быстрого питания (McDonald's, BurgerKing, Wendy's и KentuckyFriedChicken). суть претензии - компании недостаточно раскрыли информацию о потенциальном воздействии своей продукции на здоровье человека (разновидность информационной асимметрии). "Наивный" потребитель, поддавшись рекламе, поедал гамбургеры в неограниченном количестве и получил ряд серьезных заболеваний: ожирение, диабет и т.д.

Решающим фактором становятся широкое распространение адвокатских услуг, оплачиваемые в форме процента от отсуженной суммы. Пример, в России КонфОП -- Конфедерация обществ потребителей постепенно становится в СНГ мошной силой, способной выигрывать судебные процессы и проводить выгодные потребителям поправки к законам. Таким образом, сокрытие информации становится невыгодным и эффект асимметрии значительно ослабляется. Пример, списки побочных и нежелательных эффектов во вкладышах к каждой упаковке лекарственных препаратов.

Управление рутинами

Совокупность явных(20%) и неявных знаний(80%, источник конкурентного преимущества) в организации отражаются: рутинами и инструкциями.

Инструкции являются составной частью рутин, поскольку носят формальный характер и закреплены локальными нормативными актами (должностная инструкция, правила внутреннего распорядка, регламенты подразделений и т.д.).

Управление риском - обеспечение минимизации своих потерь даже в случае наступления самого неблагоприятного исхода. В отличие от методов снижения риска методы управления риском не ведут к уменьшению его величины, но уменьшают негативные последствия риска для данной фирмы в случае наступления неблагоприятного исхода.

диаграммы "прибыль -- риск"

Кривая L1 отражает уровни ожидаемой прибыльности (π) сделок в зависимости от величины риска (R) в рамках определенного вида бизнеса. За рост прибыльности, приходится расплачиваться более высокой степенью риска.

Выбор уровня риска. фирма должна определяет для себя, на какую степень риска она готова решиться для достижения нужного результата. Предпринимательские риски принято подразделять на низкие (малые), допустимые, высокие и критические.

Отнести все возможные риски к одному из уровней позволяет коэффициент риска. Он подсчитывается как отношение максимально возможной суммы убытков к величине собственных средств фирмы:

KR=Y/C,

где KR -- коэффициент риска;

Y -- максимально возможная сумма убытка;

Страхование это когда предприниматель берет в качестве партнера по сделке страховую компанию и перекладывает на нее (после заключения соответствующего договора и уплаты страховых взносов) некоторые из ожидаемых рисков (страхует их). Выплата страховых взносов снижает прибыльность, но одновременно уменьшаются и риски, приходящиеся на долю фирмы

Контрактное разделение риска - формально безвозмездная форма передачи денег. Фирма разделяет риски между собой и контрагентами не специальным соглашением, а в ходе подготовки сделки и заключения контракта.

Поручительство (или ее разновидность банковская гарантия) за фирму - обещание полностью или частично выполнить обязательства, ненадлежащим образом выполненные ею. третья сторона -- поручитель -- несет вместе с фирмой солидарную ответственность по рискам.

Операция факторинг - продажа фирмой своих платежных требований к контрагенту по сделке коммерческому банку. Если у фирмы есть основания ожидать задержки платежей за поставленную продукцию, она обращается в банк с предложением купить у нее это ожидаемое поступление средств

Объединение рисков партнеров - привлечение фирмой к проблеме управления рисками своих партнеров по бизнесу, заинтересованных в стабильности и успехе ее начинаний и предоставляющих им свои резервы. Совместно управляя риском, фирмы-партнеры разделяют между собой не только возможные убытки, но и прибыль.

Объединение риска - одновременное проведение нескольких не связанных между собой (независимых) рискованных сделок. Это позволит покрывать убытки по неудачным трансакциям доходами от удачных. надежность тем выше, чем больше совершенно независимых сделок ведется одновременно.

Примеры: соглашения о взаимопомощи предприятий-партнеров, деятельность страховых компаний, венчурных фондов и банков (в частности, при диверсификации рисков и хеджировании), т.е. организаций разных типов, профессионально берущих на себя чужие риски и получающих свои основные доходы именно за эти услуги.

Венчурные (рисковые) фонды дают свои деньги нескольким первопроходцам, вроде изобретателей упомянутой сотовой связи, с таким расчетом, чтобы один-единственный успешный проект смог покрыть издержки по всем неудачным.

Хеджирование - разновидность диверсификации риска. Только отрицательная корреляция исходов достигается с помощью заключения параллельных сделок. В случае убытка по основной (хеджируемой) сделке параллельная сделка автоматически приносит прибыль. Основные способы хеджирования рисков: опционы, фьючерсы и сделки своп.

Виды обеспечения контрактов

Агентские отношения

· Участники: принципал и агент

Контроль

Отношенческий контракт

Сделка возобновляемая

Управление рисками - это специфическая область менеджмента, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной и иной деятельности и т.д. Управление риском можно определить как процесс подготовки и реализации мероприятий, целью которых является снижение опасности принятия ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых предпринимателем решений.

В предпринимательской деятельности можно выделить риск в области принятия решений и в сфере их реализации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно внести изменения и исправить положение, тогда как на стадии реализации предпринимательского проекта гораздо труднее что-либо существенно изменить.

Процесс управления предпринимательским риском имеет следующие этапы:

Пока риск не определен, невозможно предпринять какие-либо меры по его минимизации, поэтому первой стадией в управлении риском является идентификация вероятных рисков. Выявление рисков и факторов может осуществляться различными способами от чисто интуитивных догадок до сложного вероятностного анализа моделей исследования операций.

Хорошая информированность предпринимателя выступает важнейшим фактором снижения предпринимательских рисков. Один из современных исследователей теории предпринимательства, австрийский экономист ИзраэлКирцнер, подчеркивает, что отличительной чертой предпринимательства является способность видеть новые возможности, еще не замеченные другими. Благодаря предпринимательской "бдительности" зарождается креативная идея, которая трансформируется в создание уникального предложения и оригинальных способов продвижения. Лучшее владение информацией способно уменьшить предпринимательские риски и стать движущей силой эффективного функционирования фирмы.

Современные компании являются еще многозаводскими предприятиями, в состав которых входит несколько заводов. Пример, в состав МКФ красн.октябрь входят фабрики в Москве, Рязани, Туле, Коломне, Тамбове и др. Вывод. Реальные фирмы являются мультирыночными.

Совместный выпуск происходит тогда, когда технология использования ресурсов предполагает появление нескольких разных продуктов в ходе одного производственного процесса. Например, технология работы скотобоен такова, что всегда одновременно производятся и мясо, и шкуры скота.

Альтернативный выпуск осуществляется, если одни и те же ресурсы могут быть применены для производства либо одного, либо другого продукта. Скажем, кондитерская фабрика выбирает, что изготовлять на одной и той же производственной линии: "Трюфели" или "Красную Москву".

Выпуск продуктов в фиксированной пропорции. Пример, золото обычно добывается из руды вместе с медью и другими цветными металлами. Пропорция выхода разных металлов на каждом месторождении относительно устойчива.

Особенность совместного производства - отсутствие экономически обоснованного способа распределения понесенных издержек между совместно изготовляемыми товарами. Т.е. то невозможно сказать, какой процент из разделки туши потрачен на очистку шкуры от мяса, а какой -- на освобождение мяса от шкуры. Ответ в том, что все издержки являются совместными для обоих продуктов. Это и есть ловушка для менеджера при принятии управленческих решений. Если слишком большая доля издержек будет отнесена на один продукт, то его установившаяся на рынке цена окажется ниже издержек. И менеджер, сочтя его выпуск убыточным, остановит производство. А, производство второго продукта кажется выгодным, хотя таковым не является. Поэтому попытки расширить его выпуск нерациональны. Отсюда следует эмпирическое правило: если некоторый продукт является устойчиво сверхприбыльным, а данная сфера деятельности все равно не привлекает конкурентов, то скорее всего это искусственный эффект, обусловленный манипуляциями с распределением совместных затрат. Индикатором искусственности в данном случае выступает необъяснимое нежелание конкурентов заниматься на редкость прибыльным бизнесом.

Однако иногда при несов. конкуренции возникает ситуация излишнего производства одного из совместных продуктов. Сколько бы продуктов А и В ни выпустила фирма --совершенный конкурент, рынок примет их по цене Ра и Рв.

Пример, субпродукты. Спрос немногочисленных любителей жареных легких исчерпается значительно раньше, чем выпуск этих самых легких, неизбежно высокий из-за мяса. Кривая MRа легких в силу падения цен на этот продукт быстро снижается по мере роста его выпуска (часть легких можно продать гурманам по достойной цене, остальное -- только производителям кошачьих кормов за гроши) и в точке QK достигает нуля, а затем переходит в область отрицательных значений. Естественно, тут фирма прекращает выпуск продукта А, а MRt совпадает, начиная с точки К, с MRB. Практический вывод - менее популярный товар из числа совместно производимых продуктов не всегда нужно стремиться продать полностью. Товар А имеет смысл продавать лишь в объеме QK. Но часто верный ход состоит в удовлетворении только наиболее выгодных заявок на него, если дальше будет целесообразно утилизировать его.

Проблема выбора встает в связи с использованием общих ресурсов, применение которых в одних целях исключает их применение в других. Другими словами, выбор из альтернативных продуктов -- это в первую очередь выбор направления использования общих ресурсов.

В соответствии с логикой правила МС = MR фирма получает максимальную прибыль, когда предельные издержки по выпуску и реализации ряда товаров становятся равными предельным доходам, которые они приносят. С учетом деления ресурсов на общие и специфические эту закономерность можно представить в виде формулы

MR = МС = MCsf + МСсf,

Где МСsf-- предельные издержки на специфические факторы производства;

МСсf -- предельные издержки на общие факторы производства.

Откуда следует

MR -MCsf=MCcf.

То есть фирма максимизирует прибыль, когда предельный доход за вычетом предельных издержек на специфические факторы производства равен предельным издержкам на общие факторы производства. Величину {MR-MCsf) принято обозначать Dcf и называть спросом на общие факторы производства, или спросом на общие ресурсы.

Экономический смысл величины разности (MR - MCSf) по каждому конкретному товару. Это предельный доход производства данного товара, очишенный от предельных издержек на специфические ресурсы, затраченные при его изготовлении. Чем выше данная разность, тем более выгодно направление обoих ресурсов на выпуск именно этого товара.

Изобразим графически величину спроса на общие ресурсы по каждому из альтернативных товаров.

Пусть на некий товар существует рыночная цена Р1. Ее кривая в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (P1 = MR). Нанесем на тот же график величину предельных издержек на специфические ресурсы (МСsf Расстояние между каждой точкой последней кривой и иеной товара и составит искомую величину спроса на общие ресурсы * MR-MCsf). Например, чтобы найти величину Dcf для уровня производства Q1, достаточно отложить по вертикали точку С с таким расчетом, чтобы отрезок Q1 C был равен (что отмечено на графике двумя горизонтальными черточками) расстоянию АВ между кривыми MR и MCsf. Таким способом можно найти любую точку кривой спроса на общие ресурсы (Dcf)*

Вывод: производство должно перераспределяться в сторону увеличения выпуска тех продуктов, которые предъявляют наибольший спрос на общие ресурсы (т.е. тех товаров, у которых самая большая разность между иеной и предельными издержками на специфические ресурсы).

 

Инкрементальный анализ - это от анг. приращение, прирост. Суть: отслеживается не реакция показателей на единичное изменение объема производства, а их рост или сокращение в результате принятия того или иного управленческого решения. Например, предельные доходы и расходы авиакомпании должны рассчитываться на каждый дополнительно проданный билет. И пока на действующие рейсы есть свободные места, такой расчёт возможен. Но если нужно вводить новый рейс, то плавное увеличение числа пассажиров становится невозможным. Фирме нужно оценить последствия вывода на линию самолета вместимостью 150 мест либо отказаться сразу ото всех пассажиров, которые не смогут воспользоваться услугами фирмы, если она не введет дополнительный рейс. Инкрементальные издержки-это издержки, возникающие в результате принятия определенного управленческого решения. В инкрементальном анализе изучается реакция доходов и издержек не на плавные, непрерывные изменения объема производства, а на разовые крупные сдвиги. Поэтому правило максимизации прибыли подвергается существенной модификации. При инкрементальном анализе изменения происходят скачками, часто разнородны по своей сути (например,можно повысить прибыль, организовав новый рейс, можно-улучшив обслуживание и подняв цены), причем одно решение часто исключает другое. Максимизация прибыли.

1)Фирма должна рассматривать только те управленческие решения, которые приносят прибыль (условие IC < IR).

2)Далее в списке обдумываемых вариантов должны быть сохранены лишь наиболее выгодные из числа взаимоисключающих решений.

3)Все решения должны быть упорядочены по убыванию прибыльности. Последний шаг алгоритма будет различным:

-при неограниченных ресурсах фирма должна одобрить все не исключающие друг друга решения, которые приносят хоть какую-то прибыль (первыми будут приняты самые выгодные решения, последними - минимально прибыльные) IC примерно будет равно IR.

- при ограниченных ресурсах фирма должна одобрить все наиболее прибыльные из не исключающих друг друга решений, на реализацию которых имеется (или может быть привлечен) достаточный объем ресурсов => IC < IR.В реальности ресурсы почти всегда ограничены. Все решения претворить в жизнь заведомо на удастся. Применение инкрементального анализа:

Случается и так, что потребитель реагирует практически только на уровень иен. Менеджер обязан знать эластичность спроса на все контролируемые переменные своей фирмы и использовать те из них, которые при равных затратах дают наибольший прирост спроса.

К неконтролируемым переменным относятся переменные, описываюшие поведение конкурентов, потребителей, государства и действие прочих внешних факторов. Так, усилиям фирмы прямо противостоят уже знакомые нам четыре стратегические переменные (цена, качество товара, рекламные усилия, плотность и география сбытовой сети), но находящиеся не в ее распоряжении, а подвластные фирмам-конкурентам. Влияние этой группы факторов подобно уже описанному нами в ходе анализа перекрестной эластичности воздействию цен конкурирующих товаров (товаров-субститутов). Скажем, улучшение качества или усиление рекламы конкурируюшего товара снижает спрос на данный товар. Действия конкурентов сознательно направлены против фирмы. Это создает своеобразную систему сдержек и противовесов. но разработка нового продукта -- слишком длительный и творческий процесс, чтобы на него можно было влиять извне) представляют собой частично поддающиеся воздействию данной фирмы переменные.

Поведение потребителей, государства и влияние прочих факторов (например, валютного курса или погоды) специально не направлено против данной фирмы. Внешние сдвиги могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для фирмы. Но практически всегда эти факторы не поддаются воздействию с ее стороны. Например, фирма никак не в состоянии оказывать влияние на уровень доходов населения страны или на летнюю засуху.

Общий принцип управления спросом состоит в том, чтобы:

* оптимально использовать четыре контролируемые стратегические переменные для достижения его желательного объема;__ Вместо эластичности спроса в этих целях можно использовать и оцененные коэффициенты регрессии. (Исключение составляют вкусы и предпочтения потребителей, на которые с помощью рекламно-маркетинговых средств некоторое влияние оказать можно.)

* стремиться так влиять на частично поддающиеся воздействию переменные, чтобы не допустить их изменение в нежелательную для фирмы сторону, а в случае невозможности этого хотя бы предвидеть динамику этих переменных и принимать соответствующие защитные меры;

* прогнозировать развитие прочих неконтролируемых переменных и строить в соответствии с прогнозом политику фирмы.

Факторы, определяющие размеры и ценовую эластичность общеотраслевого спроса, крайне важны для практической деятельности любой фирмы, поскольку характеризуют рынок, на котором та ведет свой бизнес. Другими словами, закономерности общеотраслевого спроса позволяют понять характеристики среды, в которой одновременно существуют и данная фирма, и ее конкуренты. Тем не менее менеджер должен учитывать, что отраслевой спрос и спрос на продукцию конкретной фирмы -- это далеко не одно и то же. Таким образом, сила реакции потребителей на одностороннее изменение иен продукции конкретной фирмы (а следовательно, и форма кривой спроса) обычно определяется не обшей эластичностью спроса, а перекрестной эластичностью спроса с продуктами конкурентов

Допустим, фирма первой в городе начинает предлагать услуги по доставке продуктов питания на дом. Остальные торговые предприятия не видят для этого бизнеса хороших перспектив и не спешат им заняться. Формально фирма - первопроходец становится монополистом, поскольку она действует на рынке. Фактически же ни один из трех типов барьеров, которые могут превратить отрасль в монополистическую. В этом случае не существует. Ясно, что развозка продуктов по домам не принадлежит к числу естественных монополий; никакие права собственности или иные легальные привилегии не защищают рынок от вторжения конкурентов (даже на саму идею развозки продуктов по домам нельзя взять патент - ни в мире, ни в России она не нова); не практикует наша фирма и нечестные методы конкуренции. Напротив ее гордое одиночество на рынке объясняется лишь тем, что конкуренты не хотят производить аналогичную продукцию (услугу). Более того, когда выяснится, что бизнес по доставке продуктовых заказов на дом действительно выгоден, нет ни малейших сомнений, что у фирмы мгновенно найдется масса подражателей и ее монополия исчезнет.

Хотя его монополия ничем не защищена, до тех пор, пока такая фирма является единственным игроком на рынке, она имеет возможность использовать выгоды своего положения, например вполне может завысить цены и получить монополистическую прибыль.

Занять монопольную позицию в нашем примере мог бы (и попрежнему может) любой. Но реально сделал это только один предприниматель. И сейчас он просто пользуется плодами своей бдительности и верного расчета. Не нужно забывать, что повышенная доходность уравновешивает риск. Рынок становится богаче и шире потому, что предприниматели надеются быть вознагражденными за свою бдительность монополистическими прибылями.

Краткосрочная монополия-это монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха.

Рано или поздно конкуренция пробивает себе дорогу, и краткосрочная монополия разрушается. Но тех пор, пока она существует, пр. пользуется всеми монополистическими преимуществами проявленной бдительности. Например, когда фирма создает первый бренд в своей отрасли (комп.Балтика,ВБД), должен пройти известный, часто немалый, срок, прежде чем конкуренты создадут аналогичный хит и сумеют должным образом представить его рынку.

Целью фирмы является монополистическая прибыль, но достичь ее в случае краткосрочной монополии можно, лишь опередив конкурентов в разработке нужных потребителю продуктов. Есть фирмы, которую всю свою стратегию построили на том, чтобы постоянно находиться в зоне краткосрочной монополии (комп. Интел)

Выгоды краткосрочной монополии должны постоянно приниматься в расчёт и активно использоваться менеджерами. Если некий проект обещает поставить фирму в монопольное положение, то долг менеджера состоит в том, чтобы:

-оценить ожидаемую бдительность периода существования краткосрочной монополии

-подумать, как наилучшим образом воспользоваться ею

-установить,какие меры могут продлить этот период

В реальности монополия встречается чаще, чем принято думать, и вовсе не сводится к гигантским образованиям вроде "Газпрома".

Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации - все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство: -Особенность формирования кривой спроса - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. -Увеличение цены - потребители не отказываются от покупок совсем, а покупают меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за предыдущие единицы товара. -Географически и институционально обособленные рынки создают естественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможность одновременного выхода на эти рынки. Чтобы ценовая дискриминация стала возможной, необходима реализация 3 условий: 1) Существование разных индивидуальных кривых спроса у разных потребителей. 2) Наличие возможности разделить группы потребителей с разными кривыми спроса. 3) Замкнутость потребительских групп. Виды ценовой дискриминации: 1 - продажа каждой ед продукции по цене ее спроса, т.е. по макс цене для потребителя. 2 - продажа оптом по более низкой цене по сравнению с розницей. 3 - продажа товаров разным покупателям по разным ценам че







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.