|
III. Формирование процессов перекодирования смысловой программы в языковую форму при восприятии и последующем⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Воспроизведении текста. 1. Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с изображением фрагмента произведения. Логопед читает 1 текст и предлагает детям пересказать фрагмент текста, опираясь на свою иллюстрацию (по цепочке). Мурка ' У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.
У Мурки есть пять котят. Три котенка совсем черные, а два пестрые — черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки. Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло. Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят. Сюжетные картинки: 1. Кошка Мурка. 2. Пять котят, похожие на пушистые комочки. 3. Кошка Мурка и котята спят в большой корзинке. 4. Котята спят, а кошка Мурка ловит мышей. 2. Логопед читает текст, задает вопросы по тексту, на которые дети по очереди отвечают. Затем логопед предлагает одному ребенку пересказать весь текст. Медвежонок Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Его стон услышал проходивший мимо человек. Он подбежал, освободил медвежонка из сети и принес его к себе домой. Его дочка Маша ухаживала за медвежонком. Медвежонок быстро поправился, и его отвезли обратно в лес. Вопросы: 1. Что случилось с маленьким медвежонком? 2. Кто услышал стоны зверька? 3. Как ему помог человек? 4. Кто ухаживал за больным медвежонком? 5. Чем закончилась эта история? 3. Логопед читает текст, демонстрируя иллюстрации, по Кумушка-лиса У лисы зубки острые, ушки на макушке. У кумушки-лисы шуба теплая. Ходит она тихо. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лиса смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет глубокие норы. Много в них входов и выходов. Сюжетные картинки: лиса с белыми острыми зубами в теплой «шубке», с пушистым рыжим хвостом; лиса роет глубокую нору, в которой много входов и выходов. 4. Логопед читает текст и предлагает одному из. детей пе
Зимний день Хорош зимний день. Падают пушистые хлопья снега.. Деревья стоят в белых шапках. Спит пруд подо льдом. Кругом тишина. Мальчик вышел на крыльцо, взял лыжи. Весело бежит он по снегу. Предметные картинки: лыжи; деревья в снегу; пруд, скованный льдом; мальчик с лыжами бегущий по снегу; мальчик, купающийся в реке; деревья с распустившейся листвой; мальчик, катающийся на коньках. 5. На наборном полотне демонстрируются предметные Кошка Муська У Миши была кошка Муська. У нее родились пять котят. Кошачья семья жила в доме. Однажды на окно взлетел петух. Муська бросилась на петуха. Началась драка. У кошки глаза блестели, от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха. Предметные картинки: кошка, пять котят, петух, хозяйка. 6. Логопед читает текст, составляет вместе с детьми его Дружок Пастух вместе со своей собакой Дружком пас стадо овец у леса. Пастух заснул. В это время из леса вышел волк и схватил одну овечку. Дружок не растерялся и погнался за волком. Ему удалось отбить овечку у волка. Вместе они вернулись в стадо. План 1. Пастух с Дружком пасут стадо овец. 2. Волк схватил овечку. 7. Логопед читает текст. После разбора текста дети отвечают на вопросы по его содержанию. Затем логопед просит детям изобразить любой фрагмент текста или отдельные его эпизоды с последующим пересказом нарисованного фрагмента. В случае затруднений при пересказе логопед задает детям дополнительные вопросы. Не испугался Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел дальше, а собака поплелась за ним. Вопросы: 1. Куда шли ребята? 2. Что случилось с ними по дороге? 3. Как повели себя мальчики? 4. Как повел себя Боря? 5. Почему собака пошла за Борей? 8. Логопед читает текст. После разбора текста, выделения Лето в лесу Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени — появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут в лес ребята собирать грибы и ягоды. 9. Логопед читает текст и предлагает детям пересказать последовательность событий на иллюстративном панно (с помощью плоскостных фигурок персонажей). Опорные объекты располагаются на панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Как ловят обезьян Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются люди при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый кувшин с узким горлышком. В него насыпают немного орехов и ставят в лесу. Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смотрит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку и набирает орехи в кулак. Но ее рука, сжатая в кулак, теперь не проходит через узкое горлышко кувшина. Но обезьяне жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака. Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой. 10. Логопед читает текст и предлагает кому-либо из детей проиллюстрировать пересказ текста другим ребенком, используя иллюстративное панно и плоскостные фигурки персонажей и предметов, перемещаемых на нем. Опорные объекты располагаются на панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Умный ежик Однажды Коля шел по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ежик не двигался с места. Коля поднял ежика и отнес его в лес. Но через некоторое время ежик снова появился на дорожке. Тогда Коля внимательно оглядел ежа. На спине у него была глубокая рана. Коля осторожно взял его и принес домой. Дома он промыл ежику рану, смазал ее йодом. Еж лежал спокойно. i После лечения он с удовольствием полакал молока из миски, тихо отправился к двери, а затем побежал к себе домой, в лес. 11. Логопед читает текст и предлагает детям составить с его помощью условную наглядную схему сюжетного действия с использованием блоков-квадратов, размещенных на иллюстративном панно. После чтения и разбора текста блоки-квадраты заполняются силуэтами (черно-белыми) персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. По содержанию каждого фрагмента логопед задает детям вопросы. Спасение
Бегал ночью зайчик по полю. Волк за ним догнал, лиса хотела поймать, но не поймала, зайка, попал в ямку и сломал ножку. Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин бедного зверька. Некуда спрятаться зайчику, страха. Вдруг увидел он елочку и спрятался под в снег. Кружил филин над елкой, кружил, но найти зайку и пришлось ему улететь ни с чем. ка зайку. Вопросы: 1. Кто главный герой произведения? 2. От кого сумел убежать зайка? 3. Что вдруг случилось? 4. Кто увидел зайку? 5. Почему он дрожал от страха? 6. Кто его заметил? 7. Где заяц смог укрыться от филина? 8. Чем все закончилось? Первый блок-квадрат: центральный персонаж (заяц) — волк — лиса — ямка. Второй блок-квадрат: зайка в лесу — филин. Третий блок-квадрат: зайка под елочкой — филин. 12. Логопед читает текст и предлагает детям самостоятельно смоделировать сюжетное действие с помощью наглядной схемы. После составления схемы дети поочередно пересказывают сначала один-два фрагмента, а затем весь текст с опорой и без опоры на наглядность (схема убирается). Рыбки Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоомагазин и купили красивых рыбок. Там они купил! морские растения и камешки. Маша радостная бежала до-г мой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум. Дома они положили в аквариум камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок. Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, лапой вытащил двух рыбок и съел. Кота наказали, а аквариум с рыбками стали прикрывать стеклом. Вопросы: 1. Что подарил папа Маше? 2. Зачем Маша с мамой пошли в зоомагазин? 3. Почему Маша радовалась? 4. Что она сделала дома с аквариумом, растениями и 5. Что случилось утром? 6. Почему аквариум с рыбками стали прикрывать стек Первый блок-квадрат: аквариум — Маша — рыбки — растения. Второй блок-квадрат: аквариум с камешками и рыбками. Третий блок-квадрат: кот Васька — рыбки — аквариум, прикрытый стеклом. 13. Логопед читает текст и предлагает детям пересказать только первую или вторую его части. Пудик Жил-был желторотый воробей Пудик. Он жил под окном в теплом гнезде. Он еще не умел летать, только махал крыльями. К нему прилетала мама-воробьиха, приносила букашек. Однажды подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнезда. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках. Подкралась к Пудику кошка. Увидела это его мама-воробьиха. Подлетела к кошке, раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кошку клюнуть в глаз. В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Воробьиха прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает. 14. Логопед читает текст, вместе с детьми составляет его Водолаз и акула В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря. Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю. Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него. Но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и приготовился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз ударил ее кинжалом и убил. Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли наверх. План 1. Обрыв цепи. 2. Водолаз на дне моря. 3. Появление акулы. 4. Акула убита. 5. Водолаз починил цепь. 15. Первый вариант. Логопед читает первую часть текста Второй вариант. Логопед читает первую часть текста, предлагает детям придумать к нему окончание и пересказать содержание рассказа полностью (первую и вторую части).
Ласточки Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать... Котенок Наступила весна. Солнышко согревает своим теплом землю. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье... Пожар Было жаркое лето. Саша пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Саша бросился... Встреча в лесу Сережа с Сашей пошли в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом... Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие теоретические положения необходимо учиты 2. Сформулируйте основную цель и перечислите направ 3. Раскройте содержание подготовительного этапа лого 4. Раскройте содержание основного этапа логопедичес 5. Охарактеризуйте последовательность предъявления 6. Составьте картотеку словосочетаний для развития 7. Приведите примеры заданий, направленных на уста 8. Перечислите основные этапы и охарактеризуйте ос 9. Охарактеризуйте содержание логопедической работы 10. Охарактеризуйте содержание логопедической работы 11. Подберите речевой материал для развития умения оп 12. Составьте картотеку текстов, используемых в логопе 13. Предложите игры на развитие понимания и диффе 14. Предложите игры на развитие понимания и диффе 15. Составьте конспект логопедического занятия по раз Список рекомендуемой литературы
1. Биева Е. Г. Когнитивный анализ понимания речевых со 2. Богин Г. И. Типология понимания текста.— Калинин. 3. Божович Л. И. Значение осознания языковых обобщений 4. Божович Е. Д. О функциях чувства языка в решении школь 5. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностик 6. Брудный А. А. К проблеме понимания текста // Психоло 7. Брудный А. А. Подтекст и элементы внетекстовых знако 8. Венцов А. В., Касевич В. Б. Проблемы восприятия речи.— 9. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение 10. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические 11. Галеева Н. Л. Понимание и интерпретация художествен 12. Галунов В. И., Чистович Л. А. О связи моторной теории 13. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного разви 14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.— М.: 15. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики.— 16. Гохлернер М. М., Ейгер Ч. В. Психологический механизм 17. Ермолаев Б. А., Шахнарович А. М. Понимание текстов 18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: АПН РФСР, 1958. 19. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М.: 20. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III— 21. Залевская А. А. Понимание текста: Психолингвистиче 22. Залевская А. А. Введение в психолингвистику.—М., 1999. 23. Залевская А. А. Текст и его понимание.— Тверь: Изд-во ТГУ, 2001. 24. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообще 25. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии 26. Зубкова Т. И. Предлоги в детской речи (на материале 27. Зубкова Т. И. Русские предложно-падежные формы 28. Карманова 3. Я. Риторика и проблемы интерпретации 29. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики.— М.: На 30. Кацнелъсон С. Д. Содержание слова, значение и обозна
31. Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изуче 32. Клименко А. П. Лексическая системность и ее психолин 33. Ковшиков В. А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях 34. Колобаев В. К. Факторы, влияющие на восприятие и по 35. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой пси 36. Лалаева Р. И. Характеристика и структура речевого де 37. Лебединский В. В. Нарушения психического развития 38. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения 39. Леонтьев А. А. Восприятие текста как психологический 40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— 41. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской.— 42. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей 43. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства 44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и 45. Психологический словарь / Отв. ред. Н. И. Авдеева.— М.: 46. Редькин В. А. Акцентология современного русского ли 47. Рубинштейн С. Л. Исследования по психологии воспри 48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— СПб.: 49. Сахарный Л. В. Тема-рематическая структура текста: ос 50. Симонова И. А. Характеристика речи детей с задержкой 51. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с за 52. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.— М.: Прогресс, 53. Смирнова И. А. Нарушения звукопроизношения и пись 54. Смольянинова Е. Н. Словосочетание в теоретическом и ме 55. Соботович Е. Ф. Принципы дифференцированной рабо 56. Соботович Е. Ф., Ушкалова Н. Л. Структура нарушений 57. Соколова Т. В. Ассоциации ребенка. 4.1: Модель досе- - 58. Сохин Ф. А., Тамбовцева А. Г., Шахнарович А. М. К проблеме онтогенеза правильного словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и обучение языку).- М.: АН СССР, 1978. 59. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском воз 60. Улъенкова У. В. Шестилетние дети: Проблемы исследо 61. Уфимцева Н. В. Опыт экспериментального исследова 62. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. 63. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской ре
64. Шахнарович А. М. Проблемы формирования языковой 65. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность — 66. Jackendoff R. Patterns in the Mind.— Cambridge (Mass.) СОДЕРЖАНИЕ От авторов.................................................................................. 3 Восприятие устной речи и его нарушения у детей Восприятие. Характеристика многоуровневой системы процесса восприятия устной речи.................................... — Понимание устной речи на уровне текста...................... 14 Нарушения речи детей с задержкой психического раз Контрольные вопросы и задания для самостоятельной Методика диагностического обследования детей Изучение восприятия и различения слов детьми с ЗПР на основе дифференциальных признаков фонем............ — Изучение вербальных ассоциаций (по методике свобод Изучение понимания и дифференциации грамматиче Изучение умения определять родственные слова и вы Изучение восприятия и понимания текстов различной сложности........................................................................... 57 Контрольные вопросы и задания для самостоятель Логопедическая работа по развитию восприятия уст Теоретическое обоснование логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР..................................................................................... - Логопедическая работа по развитию восприятия и различения слов на основе дифференциальных признаков фонем................................................................................... 67 Игры на развитие восприятия и различение слов на ос
Логопедическая работа по формированию синтагмати- Формирование понимания синтагматических отно Игры на формирование умения выделять синтагма Формирование умения выделять парадигматические отношения между словами.......................................... Игры на формирование умения устанавливать пара Логопедическая работа по развитию понимания и диф Развитие понимания и дифференциации граммати Игры на развитие понимания и дифференциации грамматических форм словоизменения..................... 9/ Развитие понимания и дифференциации словооб Игры на развитие понимания и дифференциации Логопедическая работа по развитию умения опре Игры на развитие умения определять родственные Логопедическая работа по развитию восприятия и Игры на развитие умений детей понимать тексты раз Контрольные вопросы и задания для самостоятельной Список рекомендуемой литературы..................................... 168 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|