|
Он далёк от показного и бахвальстваИстинный и искренний мусульманин никогда не совершает благого напоказ, поскольку за это человек не получит награды и дела его окажутся тщетными, а в тот День, когда люди предстанут перед Господом миров, он будет покрыт позором. Самой сутью этой религии является искренность по отношению к Аллаху в словах и делах и поклонение Аллаху, ради которого и были созданы джинны и люди, на что указывают слова Аллаха Всевышнего: {Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне} “Рассеивающие”, 56.. Однако принято будет только абсолютно искреннее поклонение ради Аллаха, ведь Всевышний сказал: {…а велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя верность Ему в религии и будучи ханифами 81 …} “Явное доказательство”, 5. Если же это поклонение будет осуществляться напоказ и к нему примешаются тщеславие и стремление к повышению своего престижа в глазах людей, то оно окажется недействительным и никак не будет вознаграждено. На это указывается в предостережении, с которым Аллах обращается к тем людям, которые тратят свои средства на неимущих, а потом попрекают их, говоря, что они обогатили этих бедняков и избавили их от нужды, и унижая их подобными попрёками. Аллах Всевышний сказал:
{О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и обидами как тот, кто тратит своё богатство напоказ людям, не веруя в Аллаха и в Последний день. Такой подобен гладкому камню, который был покрыт землёй: выпавший на неё ливень (смыл землю), оставив (этот камень) голым. Недоступно им ничто из приобретённого ими 82, и не ведёт Аллах прямым путём людей неверных!} “Корова”, 264. Попрёки бедным уносят награду за подаяние подобно тому как дождь, который изливается с небес, уносит с собой землю, покрывающую гладкий камень. А заключают собой этот аят устрашающие слова, которые указывают на то, что люди, совершающие благие дела напоказ, не заслуживают руководства Аллаха и относятся к числу неверных: {…и не ведёт Аллах прямым путём людей неверных!} “Корова”, 264. Так было сказано по той причине, что эти двуличные люди не желают ничего иного, кроме демонстрации людям своих праведных дел, и не стремятся к снисканию благоволения Аллаха Всемогущего и Великого. Кроме того, Аллах Всевышний сказал о них так:
{…они делают это напоказ людям и поминают Аллаха лишь немного.} “Женщины”, 142. И за это дела таких людей будут отвергнуты, ведь они придают Аллаху сотоварищей, а Аллах Всевышний принимает лишь то, что совершается исключительно ради Его благородного лика. На это указывается в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний сказал: ”Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а если кто-нибудь совершит что-то не только ради Меня 83, Я откажусь и от него, и от его многобожия!”» Муслим. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, весьма подробно и обстоятельно изложил суть этого вопроса, разъяснив, что в тот День, когда люди предстанут пред Аллахом и {когда бесполезными окажутся богатства и сыновья, кроме как для тех, кто предстанет пред Аллахом с чистым сердцем} см.: “Поэты”, 89, творившие благое напоказ будут покрыты несмываемым позором. Об этом говорится в хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, первым человеком, судьба которого будет решена в День воскресения, станет павший за веру. Его приведут, и Аллах уведомит его о том, какую милость Он ему оказал, и он признает её, а потом Он спросит: ”Что же ты делал (в благодарность) за неё?” Он ответит: ”Я сражался за Тебя, пока не погиб”. Тогда Он скажет: ”Ты лжёшь! Ты сражался для того, чтобы (люди) говорили:” Смельчак!”—, и они говорили так!”—, а потом относительно него будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в огонь. А потом приведут человека, который приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран. И Аллах уведомит его о том, какую милость Он ему оказал, и он признает её, а потом Он спросит: ”Что же ты делал (в благодарность) за неё?” Он ответит: ”Я приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран ради Тебя”. Тогда Он скажет: ”Ты лжёшь, ибо ты учился ради того, чтобы (люди) говорили: ”Знающий!”—, и читал Коран, чтобы они говорили: “Чтец!”—, и они говорили так!”—, а потом относительно него будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в огонь. А потом приведут человека, которому Аллах даровал большой удел и всевозможные богатства. И Аллах уведомит его о том, какую милость Он ему оказал, и он признает её, а потом Он спросит: ”Что же ты делал (в благодарность) за неё?” Он ответит: ”Я не упустил ни одной возможности потратить деньги так, как Тебе это угодно, и тратил их ради Тебя”. Тогда Он скажет: ”Ты лжёшь, ибо ты делал это, чтобы (люди) говорили: ”Щедрый!”—, и они говорили так!”—, а потом относительно него будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад». Муслим. В этом благородном хадисе говорится о том, чем люди чаще всего начинают бахвалиться и из-за чего проявляют самодовольство и гордость, а именно: о смелости, знании и щедрости. И в нём разъясняется, что в День воскресения такие люди будут покрыты позором, так как на глазах у всех других людей они лишатся того высокого положения, к которому стремились, совершая свои дела. И в этом хадисе говорится также и о великом ущербе, который понесут такие люди, ибо им не достанется ничего из той награды, которую Аллах уготовал верующим за эти великие дела, и вместо того, чтобы торжественно войти в сады вечности, они окажутся влекомыми в огонь лицом вниз. И поэтому истинный мусульманин, усвоивший установления своей религии и воспринимающий её мудрые наставления, держится от показного как можно дальше во всех своих делах, стремясь быть искренним в них ради благородного лика своего Господа и всегда помня о том, что благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах покроет позором того, кто станет рассказывать 84, и выставит напоказ 85 того, кто станет делать что-нибудь напоказ (людям) ». Аль-Бухари и Муслим. Он придерживается прямоты 86 Истинный и искренний мусульманин отличается своей прямотой и открытостью. Он не виляет из стороны в сторону, не говорит ничего невнятного и не обманывает, несмотря на все те трудности и неудобства, с которыми человек может столкнуться во взаимоотношениях с другими людьми из-за своей прямоты. Объясняется это тем, что в жизни и поведении мусульманина прямота является не просто достойным нравственным качеством, которого он может придерживаться или не придерживаться по своему собственному усмотрению, а образом действий, обязательным для него в силу велений Аллаха и Его посланника и стоящим на втором месте по важности после веры в Аллаха во многих аятах Корана. Так, например Аллах Всевышний сказал:
{Поистине, к тем, кто говорил: ”Господь наш – Аллах”—, а потом не отклонялся от этого, нисходят ангелы (, возвещая): ”Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам! ~ (По воле Аллаха) мы — ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором (будет) для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором (будет) для вас то, чего вы потребуете, ~ в качестве угощения от Прощающего, Милосердного”.} “Разъяснены”, 30 – 32. Как велика награда, предназначенная для верующих, которые не отступают от прямоты! Какой достойный приём ожидает их в Судный день! И сколь радостную весть принесут им нисходящие к ним ангелы! Всё это ожидает их потому, что прямота является высокой и труднодостижимой вершиной, на которую восходят лишь богобоязненные верующие, искренне поклоняющиеся Аллаху и избавившиеся от оков поклонения всему иному, будь то богатство, высокое положение, власть, наслаждения или любые другие вещи, вызывающие любовь людских сердец в этой жизни. И поэтому неудивительно, что награда Аллаха таким людям будет велика, а сами они займут пред Ним весьма и весьма высокое место. Лучшим доказательством высоты положения прямоты и трудности достижения этой вершины является то огромное впечатление, которое произвело ниспослание того аята, где говорится о прямоте, на пробуждённого и обладающего обострённым восприятием посланника, представляющего себе масштабы прямоты, а также её огромную значимость и важность в определении участи человека. Об этом говорит Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, в своём толковании того аята, где приводятся слова Всевышнего: {И придерживайся прямоты, как тебе велено…} “Худ”, 112. Ибн Аббас сказал: “Ни один изо всех ниспосланных посланнику Аллаха,, аятов Корана не был столь тяжким и трудным для него, как этот”. Муслим. Вот почему когда сподвижники сказали пророку,: ”У тебя рано появилась седина”—, он дал им такой ответ:
«Седым сделала меня сура “Худ” и подобные ей суры!»—, имея в виду слова Всевышнего: {И придерживайся прямоты, как тебе велено…} “Худ”, 112. ” Муслим. К числу кратких, но заключающих в себе много смысла указаний пророка,, относилось указание, данное им Суфйану бин Абдуллаху ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, и соответствовавшее нижеследующим словам Всеблагого и Всевышнего Аллаха: {Поистине, к тем, которые говорили: ”Господь наш — Аллах“-, а потом придерживались прямоты...} “Разъяснены”, 30. Сообщается, что пророк,, сказал: «Скажи: ”Уверовал я в Аллаха!”—, а потом придерживайся прямоты».. Эти слова были сказаны им после того, как Суфйан попросил его: ”О посланник Аллаха, скажи мне об исламе нечто такое, после чего я уже никого, кроме тебя, не буду спрашивать о нём”. Муслим. Это и побудило имама Муслима назвать главу о прямоте “Главой, в которой говорится обо всех особенностях ислама”, ведь прямота, в основе своей восходящая к вере в Аллаха, объединяет в себе все достоинства и все высокие нравственные качества, и в ней берут своё начало все благие свойства и праведные дела. И прежде всего прямота требует от мусульманина того, чтобы он всегда придерживался одних и тех же принципов в отношениях с людьми, избегая двуличия, свойственного обманщикам, к которым благородный посланник,, обращается с угрозой, говоря:
«Поистине, худшим из людей является двуличный, который к одним подходит с одним лицом, а к другим – с другим!» Аль-Бухари и Муслим. Он навещает больного Истинный мусульманин навещает больного, рассматривая подобные посещения как одну из исламских обязанностей, к выполнению которой побуждает его религия единобожия, а не как одолжение или добровольное дело. Приходя к больному, он полностью уверен в том, что выполняет веление посланника Аллаха,, который сказал:
«Кормите голодного, навещайте больного и освобождайте оказавшегося в плену». Аль-Бухари. Кроме того, сообщается, что аль-Бара бин Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
“Посланник Аллаха,, приказывал нам навещать больного, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему 87, способствовать поклявшемуся в выполнении клятвы 88, помогать притесняемому, принимать приглашение 89 и распространять мир 90 ”. Аль-Бухари и Муслим. И эта привычка, основы которой в жизни мусульман заложил благородный посланник,, пустила в жизни исламского общества такие глубокие корни, что превратилась в обязанность каждого мусульманина по отношению к его брату, выполнения которой он вправе требовать от него, если тот вообще станет пренебрегать её выполнением или допускать какие-либо упущения, ведь пренебрегающий правами своего брата или соблюдающий их неполностью, с точки зрения чистого шариата, совершает грех, проявляет нерадивость и обижает прежде всего самого себя. Сообщается, что посланник Аллаха,, сказал:
«Пять вещей входят в число обязанностей каждого мусульманина по отношению к другому: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему». Аль-Бухари и Муслим. В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаха,, cказал:
«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению к друг другу». Люди спросили: ”Что это за обязанности?” Пророк,, ответил: «Если встретишься с ним, приветствуй его, если он пригласит тебя, прими его приглашение, если попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если умрёт, проводи его (в последний путь) ». Аль-Бухари и Муслим. Об этом говорится во многих аятах Корана и хадисах, призывавших людей навещать своих братьев во время болезни. Эти аяты и хадисы пробуждают в людях братские чувства по отношению к другим и способствуют тому, что человек начинает испытывать внутреннюю необходимость навестить больного. Так, например, сообщается, что посланник Аллаха,, сказал:
«Поистине, мусульманин, навестивший своего больного брата, будет пребывать среди плодов рая до тех пор, пока не вернётся ( от него )». Муслим. И пророк,, также сказал:
«Если мусульманин навестит больного мусульманина утром, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого вечера, а если он навестит его вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами за него до самого утра и будут для него собраны райские плоды» 91. Ат-Тирмизи. Благодаря своей проницательности и хорошему знанию особенностей человеческой души посланник Аллаха,, понимал, какое большое воздействие оказывает посещение как на самого больного, так и на его родных, и поэтому никогда не упускал возможности навестить больных, обратиться к Аллаху с мольбами за них и сказать им самые тёплые слова сочувствия. И его благородство было столь велико, что он навестил даже заболевшего юношу-иудея, прислуживавшего ему, о чём сообщил Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал:
“ Когда юноша-иудей, прислуживавший пророку,, заболел, пророк пришёл навестить его, сел у его изголовья и сказал ему: «Прими ислам!» Этот юноша посмотрел на стоявшего рядом отца, который сказал ему: ”Повинуйся Абу-ль-Касиму!” 92 —, и он действительно принял ислам, после чего пророк,, вышел со словами: «Хвала Аллаху, который спас его от огня!»” Аль-Бухари. Таким образом, мы видим, что прийдя к этому заболевшему юноше, пророк,, не упустил возможности также и призвать его к исламу. Он знал, что его посещение окажет большое воздействие и на этого юношу, и на его отца, по отношению к которым он проявил такое великодушие и доброту, и они действительно подчинились велению благородного посланника,, а простое посещение больного закончилось тем, что человек был выведен на правильный путь. А когда пророк,, покидал больного, он воздавал хвалу Аллаху за то, что Он спас душу от огня. Сколь же великим человеком был этот посланник и как тонко и мудро он призывал людей к истинному пути! Свидетельством большого значения, которое благородный посланник,, придавал посещению больных, является то, что он ввёл этот обычай и соблюдал его, придерживаясь определённых правил, что осталось в памяти его сподвижников и было зафиксировано в чистой сунне. Так, например, он всегда садился у изголовья больного, о чём нам уже известно из того хадиса, в котором сообщается о посещении им юноши-иудея. Об этом же сообщает и Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, который сказал:
“Когда пророк,, навещал больного, он всегда садился у его изголовья, а потом семь раз повторял: «Прошу Аллаха Великого, Господа великого трона, чтобы Он исцелил тебя!»” Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”. “Ас‘алю-Ллаха-ль-‘Азым, Рабба-ль-‘арши-ль-‘азым ан йашфийа-кя” И одним из правил, соблюдавшихся пророком,, было то, что он поглаживал тело больного правой рукой и при этом обращался к Аллаху с мольбами за него, как сообщает об этом госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:
“Пророк,, всегда навещал болевших членов своей семьи, поглаживал больного своей правой рукой и говорил: «О Аллах, Господь людей, удали болезнь, исцели так, чтобы не осталось болезни, Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления!»” Аль-Бухари и Муслим. “Аллахумма, Рабба-н-нас азхиб аль-ба‘с, ишфи, Анта-ш-Шафи, ля шифа‘а илля шифа‘и-кя, шифа‘ан ля йугадиру сакман”. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк,, навестил одного заболевшего бедуина, а когда он заходил к больному, то всегда говорил:
«Не беда, очистишься 93 с позволения Аллаха». Муслим. “Ляба’са, тахурун инша‘ Аллах”. И достойный обычай посещения больных стал переходить от одного поколения мусульман к другому и закрепился в жизни исламского общества, превратившись в символ связи мусульман друг с другом, а также их взаимной любви, сочувствия и солидарности, что помогает преодолевать болезни, утешает опечаленных, заставляет забыть о скорби и отчаянии, укрепляет узы взаимного расположения и братства, способствует воспитанию верности и вызывает улыбку надежды. Он приходит на похороны Богобоязненный и сознательный мусульманин приходит на похороны и провожает покойного в последний путь, повинуясь велению посланника Аллаха,, который сказал:
«Пять вещей входят в число обязанностей одного мусульманина по отношению к другому: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему». Аль-Бухари и Муслим. Он не забывает поддерживать и распространять исламские традиции и принимая участие в похоронах, во время которых часто имеют место всевозможные нововведения и отклонения. Примером этого могут служить несовершение заупокойной молитвы, громкие причитания, крики и тому подобные вещи, от исправления которых людей отвлекает то, что они занимаются подготовкой покойного, проводами его на кладбище и попытками облегчить тяжесть несчастья, постигшего его семью. Если он приходит к умирающему во время агонии или видит, что больной уже находится при смерти, то подсказывает ему слова свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, поступая так в соответствии с велением посланника Аллаха,, который сказал: «Подсказывайте своим умирающим (слова свидетельства о том, что) нет бога, кроме Аллаха». Муслим. После того, как человек скончается, мусульманинн обращается к Аллаху с такой же мольбой за него, с которой обратился к Нему пророк,, сказавший после смерти Абу Саламы такие слова:
«О Аллах, прости Абу Саламу, возвысь степень его среди получивших правильное руководство, замени его для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» Муслим. “Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, ва-рфа‘ дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи ‘акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-‘алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи, ва наввир ля-ху фи-хи”. После этого он приводит членам семьи покойного несколько благородных хадисов, которые могут облегчить постигшее их горе, разъясняя им, что следует смириться с утратой и проявить терпение в надежде на великую награду Аллаха, уготованную Им для проявляющих терпение. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк,, сказал:
«Аллах Всевышний говорит: ”Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для того из верующих рабов Моих, который в надежде на Мою награду проявит терпение, если Я заберу у него кого-нибудь из тех, кого он любит в этом мире”». Аль-Бухари. И он напоминает им о том, как пристало вести себя мусульманину в случае смерти кого-нибудь из близких ему людей, подчёркивая, что ему необходимо следовать в этом наставлениям пророка,. Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал:
“В своё время одна из дочерей пророка,, послала к нему человека, чтобы позвать его к себе и сообщить ему о том, что её сын находится при смерти. Пророк сказал посланцу: «Возвращайся к ней и скажи, что Аллаху Всевышнему принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и всему Он определил свой срок, так вели же ей проявлять терпение и безропотно переживать утрату в надежде на награду Аллаха!»” Аль-Бухари и Муслим. Кроме того, в подобные тяжёлые моменты сознательному мусульманину следует напомнить о запретности громких причитаний, разрывания на себе одежды, нанесения себе ударов по щекам и криков, вызывающих слёзы и волнение. Он должен разъяснять людям, особенно невежественным, что любые подобные действия приводят к тому, что покойного, находящегося в своей могиле, подвергают мучениям, а тот, кто допускает подобное, совершает тяжкое прегрешение. Об этом поведал посланник Аллаха,, который сказал: «Из-за причитаний над покойным его подвергают мучениям в его могиле». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк,, сказал: «Всё то время, пока над покойным причитают…» Аль-Бухари и Муслим. Сообщается также, что пророк,, сказал:
«Не относится к нам тот, кто бьёт себя по щекам, или рвёт на себе рубаху или взывает к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи 94 !» Аль-Бухари и Муслим. Умм Атыйа Нусайба, да будет доволен ею Аллах, сказала:
“Когда мы давали клятву 95, посланник Аллаха,, взял с нас клятву и в том, что мы не будем причитать над покойными”. Аль-Бухари и Муслим. Кроме того, посланник Аллаха,, сказал:
«Если причитавшая над покойным не покается в этом до своей собственной смерти, то в День воскресения она будет воскрешена в рубахе из жидкой смолы и панцире из струпьев». Муслим. Что же касается льющихся из глаз слёз, то они гасят собой пламя боли, бушующее в сердце, и если плачущие не причитают, воздерживаются от громких выкриков и вообще не совершают ничего запретного, то их не в чем упрекать. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что в своё время посланник Аллаха,, которого сопровождали Абд ар-Рахман бин Ауф, Са‘д бин Абу Ваккас и Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен ими Аллах, навестил больного Са‘да бин Убаду. И посланник Аллаха,, заплакал, а когда другие увидели это, то начали плакать и они, что же касается посланника Аллаха,, то он сказал:
«Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы из глаз, ни за скорбь сердца, но подвергает мучениям или милует за это»—, и он указал на свой язык. Муслим. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что когда посланнику Аллаха,, передали маленького сына его дочери, находившегося при смерти, глаза посланника Аллаха,, наполнились слезами, и тогда Са‘д спросил: ”Что же это, о посланник Аллаха?” В ответ он сказал:
«Это – милосердие, которое Аллах Всевышний поместил в сердца своих рабов, и, поистине, помилует Аллах из рабов своих только милосердных!» Аль-Бухари и Муслим. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда посланник Аллаха,, вошёл к своему сыну Ибрахиму, находившемуся при смерти, он начал плакать, а Абд ар-Рахман бин Ауф спросил: ”И ты (плачешь), о посланник Аллаха?” Он ответил:
«Поистине, это – милосердие, о Ибн Ауф» —, а потом сказал: «Да, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно Господу нашему, (хотя,) поистине, мы и опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» Аль-Бухари и Муслим. Благочестивый мусульманин старается присутствовать на похоронах вплоть до завершения погребения, так как за это человеку полагается огромная награда, о чём поведал нам благородный посланик,, который однажды сказал:
«Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а тот, кто останется до завершения погребения, получит награду в два карата». Люди спросили: ”Что это за два карата?” Он ответил: «Они подобны двум огромным горам». Аль-Бухари и Муслим. Побуждая людей к присутствию на похоронах вплоть до завершения погребения покойного, ислам укрепляет братские связи между мусульманами и воспитывает в них чувство верности. Кроме того, это помогает близким умершего проявлять терпение и утешает их, особенно если им известно о том, что ходатайство людей, стоящих плотными рядами во время молитвы за их покойного, будет принято, о чём сообщил благородный посланник,, который сказал:
«Если кто-нибудь из мусульман умрёт и встанут у его погребальных носилок сорок человек96, поклоняющихся только Аллаху, Аллах непременно примет их ходатайство за него». Муслим. Мусульманину обязательно нужно знать, как проводится заупокойная молитва, и помнить, с какими мольбами следует обращаться к Аллаху во время такой молитвы по примеру пророка,. Когда погребальные носилки ставят на землю и люди выстраиваются в ряды для совершения молитвы, имам произносит слова “Аллах велик” в первый раз, обращается к Аллаху с просьбой о защите и читает cуру “Фатиха”. Затем он произносит слова “Аллах велик” во второй раз, после чего обращается к Аллаху с мольбами за пророка,, читая молитвы Ибрахима 97. Затем он произносит слова “Аллах велик” в третий раз и обращается к Аллаху с мольбами за покойного и за всех мусульман. Сообщается, что Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
“(Однажды) посланник Аллаха,, совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его 98, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём 99, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом 100, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!»” Муслим. “Аллахумма-гфир ля-ху(ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ’афи-хи(ха), ва-’фу ’ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль-ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва наккы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва абдиль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауджан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ’азаби-ль-кабри ва ’азаби-н-нари!” И Ауф бин Малик, слышавший эти слова пророка,, сказал: “И я даже сам захотел оказаться на месте покойного!” Затем имам произносит слова “Аллах велик” в четвёртый раз, после чего обращается к Аллаху с такой мольбой: ”О Аллах, не лишай нас награды за него 101, и не вводи нас в искушение после него и прости нам и ему” ( “Алахумма, ля тахрим-на аджра-ху, ва ля тафтин-на ба‘адаху ва-гфир ля-на ва ля-ху” )—, а потом произносит слова “Мир вам и милость Аллаха”. (“Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах!”) После этого мусульманин принимает участие в похоронной процессии, провожая носилки с телом покойного до тех пор, пока их не опустят на землю у могилы, а затем вплоть до завершения погребения просит для него прощения и обращается к Аллаху с мольбами укрепить его 102. Так поступал сам посланник Аллаха,, и так он приказывал поступать всем другим, о чём сообщает Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, который сказал: “После завершения погребения покойного пророк,, становился у его могилы и говорил:
«Молите о прощении для вашего брата и просите (Аллаха) укрепить его103, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы!»” Абу Дауд. Сообщается, что незадолго до смерти Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда вы зароете меня в землю, постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы зарезать жертвенное животное и раздать его мясо, чтобы я мог радоваться вам и знать, что отвечать посланцам моего Господа!” Муслим. Участие мусульманина в похоронах означает, что он в полной мере принимает участие в жизни того общества, в котором живёт, ведь жизнь состоит не только из радостей и счастливых событий. Радости в ней чередуются с печалями, веселье – со скорбями, благополучие – с невзгодами, а улыбки – со слезами. Что же касается истинного мусульманина, осознающего, как ему следует относиться ко всем этим вещам, то он не отстраняется ни от одной из них, так как он должен выполнить определённую миссию, сказать определённые слова и исполнить определённые обязанности в любых обстоятельствах. Он вознаграждает за добро К числу хороших качеств и высоких достоинств мусульманина относится то, что он вознаграждает за добро, благодарит за него и не забывает о нём, поступая так в соответствии со словами посланника Аллаха,:
«Если тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: ”Да воздаст тебе Аллах благом!” (Джаза-кя-Ллаху хайран) —, это станет наилучшей благодарностью» 104. Ат-Тирмизи. Сообщается также, что пророк,, сказал:
«Давайте убежище тому, кто просит Аллаха о защите,… и вознаграждайте того, кто сделает вам добро». Абу Дауд, ан-Насаи и Ахмад. Привычка благодарить за добро, присущая мусульманину, соответствует требованиям его религии, путь к которой указало ему руководство его благородного пророка,, а не простым проявлением вежливости и учтивости, зависящим от настроения и личных прихотей или возможности получить те или иные выгоды. Человек, делающий добро, заслуживает благодарности за это, даже если не сможет лично сделать что-то полезное для другого. Вполне достаточно того, что он сделал что-то хорошее, тем самым уже заслужив слова сердечной благодарности, чего и добивается ислам от мусульман. Стремление ислама привить душе мусульманина подобное свойство столь велико, что в этой религии даже благодарность Аллаху объявляется несовершенной и неполной, если наряду с ней человек не выразит свою благодарность и тем людям, которые делают для него что-то хорошее и благое. Что же касается того, кто не привык ни благодарить людей за добро, ни говорить такие слова, которые могли бы порадовать делающих добро и поощрить их к проявлению великодушия и щедрости и впредь, то он является неблагодарным и не умеющим ценить благодеяния человеком, который не способен благодарить и Аллаха, являющегося Подателем всех благ. Об этом посланник Аллаха,, говорит так: «Не станет благодарить Аллаха тот, кто не благодарит людей». Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”. Дело в том, что выражение благодарности человеку, сделавшему тебе добро, способствует распространению блага и внушает им любовь к благим делам. Кроме того, это приучает человека помнить о том, кто сделал ему добро, ценить такое отношение к себе и отвечать на него признательностью, что укрепляет узы взаимной симпатии между членами общества, делает сердца способными к проявлениям любви и побуждает души к совершению благого, а упрочение всего этого в исламском обществе и является целью ислама. Он поддерживает отношения с людьми Истинный и деятельный мусульманин поддерживает общение с людьми и терпеливо переносит наносимые ими обиды, сознавая, что он занимается решением важной задачи, выполняет определённую миссию и осуществляет исламский призыв. Человек, принимающийся за решение столь сложных задач, должен подготовить себя к самопожертвованию на этом пути, проявлению терпения в процессе осуществления подобной миссии и перенесения всего того, чего потребует от него обращение к людям с исламским призывом. Здесь имеется в виду проявление терпения по отношению к непродуманным высказываниям людей, плохому отношению с их стороны, их глупым подозрениям и представлениям, грубости, тому, что они не станут торопиться внимать истине, их нерасторопности, интересу только к к тому, что выгодно лично им, и прочие вещи, порождаемые ничтожностью человеческих устремлений. Подчас всё это истощает силы призывающих, и когда они испытывают затруднения и чувствуют усталость, то начинают удаляться от людей и избегать встреч с ними. Именно поэтому высокие наставления пророка,, и направлены на укрепление решимости и сердец верующих и в них указывается, что проявляющие терпение на тернистом и долгом пути призыва лучше тех, кто терпением не обладает. Так, например, сообщается, что пророк,, сказал: «Верующий, который поддерживает общение с людьми и переносит их обиды, лучше того, кто не общается с ними и не переносит их обид». Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”. Что же касается самого посланника Аллаха,, и пророков, мир им, живших до него, то они проявляли чудеса терпения, перенося безрассудства, измышления и глупость людей, и подобной стойкости больше всего не хватает призывающим, когда их терпению приходит конец и они оказываются не в силах переносить обиды и враждебность. Об одном из примеров проявления подобного великого терпения сообщается в хадисе, переданном шейхами аль-Бухари и Муслимом. В этом хадисе говорится о том, что однажды пророк,, разделил военную добычу подобно тому, как он обычно делал это, но один из ансаров сказал: ”Клянусь Аллахом, он разделил так не ради лика Аллаха Всемогущего и Великого!” 105 Когда об этих несправедливых словах узнал благородный посланник,, ему стало тяжко, цвет его лица изменился и он (сначала) разгневался, а потом сказал: «Мусу обижали ещё сильнее, но он терпел!» Благодаря этим немногочисленным словам гнев посланника Аллаха,, улёгся, и его чистая и благородная душа успокоилась. Это качество, то есть способность терпеливо переносить обиды людей и выслушивать их измышления и сплетни, было присуще пророкам и искренним призывающим всегда и везде, так как без него продолжение призыва оказалось бы невозможным, а призывающие не могли бы сохранять твёрдость. При этом сознательный и благоразумный мусульманин не забывает о тактичности, добиваясь расположения людей всеми приемлемыми способами, и принимает меры защиты от их зла и непристойностей, если они ведут себя нагло. Общаясь с людьми, верующий проявляет находчивость, а обращаясь к ним со своими словами, старается быть проницательным и деликатным, вследствие чего они не видят с его стороны никакой жёсткости или грубости. Именно к этому вели людей наставления благородного пророка,, примером чего может служить содержание хадиса, переданного имамом аль-Бухари со слов госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она сообщила, что однажды какой-то человек попросил разрешения войти к пророку,, и он сказал:
«Впустите его, (но) плохой он товарищ!»—, а ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|