Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Он не проявляет чрезмерной старательности, произнося слова





В силу всего вышеизложенного сознательный мусульманин далёк от старания излишне строго придерживаться всех правил произношения 108. Иначе говоря, он не выговаривает слова неестественно из любви к показному и в стремлении привлечь к себе взоры людей, так как чрезмерно строгий подход к этому и пустая болтовня не присущи характеру деятельного мусульманина, любящего достойные дела и ненавидящего дела пустые. Поистине, подобное свойственно лишь ничтожному человеку, который озабочен только всем показным и привлечением внимания к своей персоне, и поэтому посланник Аллаха,, крайне отрицательно относился к тем, кто излишне строго старался следовать всем требованиям идеального произношения. Точно также относились к таким людям и его сподвижники Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, ставшие его преемниками, в связи с чем Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, даже сказал:

“Клянусь Тем, кроме которого нет иного бога, не видел я, чтобы кто-нибудь был более суров с теми, кто слишком старательно выговаривал слова, чем посланник Аллаха,, а после него не видел я никого, более сурового по отношению к ним, чем Абу Бакр. И, поистине, думаю я, что больше всех из людей такие боялись Умара” 109. Абу Йа‘ля и ат-Табарани.

Он ни над кем ни злорадствует

Кроме того, истинный мусульманин далёк от злорадства и издевательств над другими людьми, так как злорадство является низким качеством, связанным с нанесением обид людям. Ислам объявил его запретным и предостерёг людей от него, о чём говорится в том хадисе, где сообщается, что пророк,, сказал:

 

«Не радуйся несчастью своего брата, ибо тогда Аллах окажет милость ему и подвергнет испытанию тебя!» 110 Ат-Тирмизи.

В душе истинного мусульманина, впитавшей в себя дух ислама и его руководство, нет места злорадству, наоборот, его душа, охваченная сочувствием к подвергшемуся испытанию и болью за него, поддерживает такого человека, жалеет его и стремится облегчить его положение. Что же касается злорадства, то оно находит своё место только в больных душах, далёких от духа ислама и его руководства и взращённых на любви к отмщению, козням, дурным умыслам, злословию и нанесению обид.

Он великодушен и щедр

Истинный мусульманин, усвоивший наставления своей религии и искренне применяющий их на практике, великодушен и щедр, а его руки всегда протянуты к другим членам того общества, в котором он живёт, так как он старается оказывать им благодеяния в любых обстоятельствах.

Расходуя свои средства, он тратит их с щедростью верующего, уверенного в том, что его дары не пропадут, а будут сохранены у Знающего и Всеведающего, ведь Аллах Всевышний сказал:

 

{А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно!} “Корова”, 273.

Щедро расходуя своё достояние, он также верит, что это принесёт большую пользу ему самому и вернётся к нему в виде обильного блага, так как Аллах многократно воздаст ему за это в обоих мирах, ведь Аллах Всемогущий и Великий сказал:

 

{Расходующие свои богатства на пути Аллаха подобны (тому, кто посеял) зерно, давшее семь колосьев, в каждом из которых по сто зёрен: Аллах приумножает, кому пожелает, и Аллах – Объемлющий, Знающий!} “Корова”, 261.

Аллах Всевышний также сказал:

{...то, что вы потратили Он возместит вам.} “Саба`”, 39.

Аллах Всевышний также сказал:

 

{А что расходуете вы из (своего) добра, это – на себя же
(, ведь) расходуете вы только из стремления к лику Аллаха 111. Что израсходуете вы из добра, будет возмещено вам и не будете вы обижены.} “Корова”, 272.

Искренний мусульманин тратит своё достояние, будучи полностью уверенным в том, что Аллах Всеблагой и Всевышний уже в этом мире обязательно возместит ему то, что он потратит, ниспослав ему благо, прирост и соответствующее возмещение. С другой стороны, мусульманин уверен в том, что если он поддастся скупости и перестанет дарить и жертвовать, то Аллах уменьшит его достояние и приведёт его к уничтожению и гибели, о чём совершенно ясно говорится в нижеследующем хадисе.

Сообщается, что пророк,, сказал:

 

«Каждое утро, когда рабы Аллаха просыпаются ото сна, сверху обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: ”О Аллах, даруй расходующему возмещение!”—, другой же обращается к Аллаху с такой мольбой: ”О Аллах, приведи скупого к ущербу!”» Аль-Бухари и Муслим.

А в одном из хадисов Кудуси сообщает,что пророк,, передаёт от Аллаха Всевышнего, что Он сказал:

 

«Расходуй, о сын Адама, тогда и на тебя будут расходовать!»

Аль-Бухари и Муслим.

Душа мусульманина, доверяющего своему Господу, не испытывает никаких сомнений в том, что потраченное им на пути Аллаха ни в коей мере не уменьшает его достояния, так как садака (добровольная помощь нуждающимся) только увеличивает достояние, но никак не уменьшает его, как сказал об этом пророк,:

«…садака никак не уменьшает богатства». Муслим.

Что же касается награды за то, что человек потратит в стремлении к лику своего Господа, то она не поддаётся никаким описаниям и оценкам, так как Аллах многократно умножит всё израсходованное им. Вот почему посланник Аллаха,, сказал, что на самом деле у него остаётся лишь то, что было потрачено на пути Аллаха. Об этом говорится в хадисе передаваемом со слов госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что однажды, когда они 112 зарезали овцу, пророк,, спросил: «Что от неё осталось?» Она 113 ответила: ”Ничего, кроме лопатки”—, после чего он сказал:

 

«Вся она осталась, кроме лопатки! 114 » 115 Ат-Тирмизи.

Посланник Аллаха,, всегда старался прививать душам мусульман такое благородное качество как щедрость и сделать его таким достоинством, в проявлении которого мусульмане соревновались бы друг с другом, о чём свидетельствуют такие его слова:

 

«Не следует завидовать никому, кроме двоих: тому, кому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даро­вал знание, и который судит на основании знания и передаёт его другим».

Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, благородный посланник,, приравнял друг к другу способность расходовать средства должным образом и знание, руководствуясь которым человек выносит свои суждения и которое передаёт другим, поскольку он сказал, что завидовать (в хорошем смысле слова) можно только людям, обладащим этими двумя качествами. Объясняется же это тем, что расходование средств на пути Аллаха приносит огромную пользу и оказывает большое воздействие на общественную жизнь мусульман, ведь материальные ценности играют очень большую роль в жизни и расходование их на пути Аллаха является великим делом, имеющим не меньшее значение и не менее полезным для людей, чем исключительные способности того, кому было даровано знание.

Сознательный мусульманин знает о том, что именно из его расходов принесёт ему благо и награду, и это побуждает его отдавать предпочтение тем тратам, которые эту награду ему гарантируют. При этом он не поступает несправедливо по отношению к своим наследникам и не лишает их всего, но в то же время не скупится и на расходы на всевозможные благие дела. В обоих случаях он придерживается умеренности и золотой середины и следует руководству и высоким целям шариата, цель которого состоит в том, чтобы не оставление богатства детям было для человека желаннее расходования его на пути Аллаха, а наоборот, чтобы богатство, израсходованное на пути Аллаха, он любил больше, чем то, что оставит в наследство. Смысл же этого заключается в том, что богатство, израсходованное на благие дела, навсегда останется записанным за ним в книге его дел, и именно к этому направлял людей посланник Аллаха,.

Сообщается, что однажды пророк,, спросил людей:

 

«Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё собственное богатство?» Люди ответили: ”Нет среди нас такого, кто не любил бы своё собственное богатство больше”. Тогда он сказал: «Но, поистине, богатством каждого является то, что он отдал 116, а то, что он задержал, является богатством его наследника!» Аль-Бухари.

Щедрость относится к числу благороднейших проявлений ислама и является одним из лучших достоинств мусульманина как члена общества, и именно поэтому в ответ на вопрос одного человека: ”Какое из проявлений ислама является наилучшим?”—, благородный посланник,, сказал:

 

« (Лучшее состоит в том, чтобы ты) угощал людей и приветствовал и тех, кого знаешь, и тех, кого не знаешь».

Аль-Бухари и Муслим.

Однако всё это не означает, что щедрость должна заставлять мусульманина преступать границы разумного и тратить всё своё богатство полностью, ничего не оставляя своим наследникам, поскольку всё в исламе уравновешивает друг друга и отличается совершенством, и ничто не делается в ущерб другому. Расходование средств на благие дела действительно является обязанностью, но столь же обязательными являются и действия человека, направленные на то, чтобы защитить своих детей и уберечь их честь и достоинство от необходимости просить и нищенствовать.

Передают, что когда пророк,, пришёл навестить больного Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, находившегося на грани смерти, он спросил его:

 

“О посланник Аллаха, поистине, богатства мои велики, и нет у меня никого из наследников, кроме моей дочери, так не пожертвовать ли мне две трети его на помощь бедным?” Он сказал: «Нет». Са‘д спросил: ”А половину?” Он сказал: «Нет». Cа‘д спросил: “А треть?” Тогда он сказал: « (Что ж, пусть будет) треть, и треть это много!»—, после чего пророк,, добавил к этому следующее: «Поистине, оставить своих детей богатыми будет лучше для тебя, чем оставлять их неимущими и (вынужденными) просить у людей, и, поистине, что бы ты ни потратил, ты обязательно получишь за это награду, даже если речь идёт о том кусочке (пищи), который ты положишь в рот своей жене».

Аль-Бухари и другие мухаддисы.

Что же касается самого посланника Аллаха,, то он являлся живым примером высокой и чистой щедрости, и никогда не было такого, чтобы он поскупился или отказал тому, кто обращался к нему с просьбами, о чём свидетельствуют слова его сподвижника Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“О чём бы ни просили посланника Аллаха,, он ни разу не сказал в ответ: «Нет!»” Аль-Бухари и Муслим.

Пророк, да пребудут над ним благословения Аллаха, хорошо понимал, какое воздействие деньги оказывают на души людей, и поэтому он использовал их как средство для того, чтобы приручать сердца и склонять их к исламу, не считаясь ни с какими расходами ради привлечения новых людей в ряды призывающих к Аллаху. Он знал, что когда тот человек, который сначала устремится к деньгам, испытает на себе (воздействие) руководства ислама, ислам захватит его и приведёт к тому, что он станет одним из лучших и по своей вере, и по своему исламу.

Об этом сообщает нам такой видный сподвижник как Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

“Кто бы и о чём бы ни просил посланника Аллаха,, ради ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек, и он велел отдать ему так много овец, собранных в качестве закята, что казалось, будто они заполняют собой всё пространство между двумя горами. И этот человек вернулся к своим соплеменникам и сказал: ”О люди, принимайте ислам, ибо, поистине, дары Мухаммада это дары того, кто не боится впасть в нужду!” И если даже человек принимал ислам только ради мирских благ, то проходило совсем немного времени, и ислам становился для него милее и мира этого, и всего того, что в нём есть”.

Муслим.

И поэтому посланник Аллаха,, тратил всё то, что приходило к нему, раздавая эти богатства людям и ничего не припасая ни для себя, ни для своей семьи. Ему было достаточно уже того, что он возвращал эти богатства нуждающимся, открывая с их помощью ожесточившиеся сердца, прививая душам такое качество как щедрость и показывая другим высший пример в проявлении щедрости.

Передают со слов Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, что когда он вместе с пророком,, возвращался (в Медину) после битвы при Хунайне 117, бедуины стали приставать к нему с просьбами и, в конце концов оттеснили его к какому-то дереву, за ветви которого зацепился его плащ. И тогда пророк,, остановился и воскликнул:

 

“Верните мне мой плащ! Неужели же вы подозреваете меня в скупости?! Клянусь Аллахом, будь у меня столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни трусом, ни лжецом!” Аль-Бухари.

Поистине, та щедрость, которая была свойственна посланнику Аллаха,, являлась высшим образцом щедрости, далёкой от каких бы то ни было умыслов, интересов и всего сомнительного. Благородный посланник,, всегда проявлял щедрость в жизни, чтобы это стало примером для всех людей и они тоже пытались бы возвыситься до этого. И он утверждал, что человек окажется способным достичь в этом высокого уровня, когда великая суть веры воссияет в его душе, после чего он станет проявлять тем больше щедрости, чем больше будет приближаться к Аллаху. И он будет становиться тем щедрее, чем глубже станет осознавать, какое блаженство уготовал Аллах для тех щедрых и великодушных людей, которые расходуют свои средства на Его пути. Кроме того, чем прочнее будет его связь с Аллахом, тем глубже он сознает, какие плоды приносит щедрость, и тем щедрее окажутся его дары. Именно так поступал посланник Аллаха,, когда Джибрил, мир ему, встречался с ним во время рамадана, поскольку в дни этого благословенного месяца щедрость, которая всегда была свойственна посланнику, под воздействием частых встреч с ангелом проявлялась в ещё большей степени, ведь в этот период Джибрил встречался с пророком каждую ночь, вследствие чего его чистая душа до краёв наполнялась благом, приобретая всё новые и новые достоинства и становясь способной на всё новые и новые проявления великодушия и щедрости.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Посланник Аллаха,, был щедрейшим из людей на проявления блага, но наибольшую щедрость он проявлял во время рамадана, когда с ним встречался Джибрил, который встречался с ним во время рамадана еженощно, и которому посланник Аллаха читал (аяты) Корана118. И когда Джибрил встречался с посланником Аллаха,, он одаривал людей благом щедрее, чем вольный ветер”. Аль-Бухари и Муслим.

И неудивительно, что среди тех, кто составлял собой первое поколение мусульман, появились такие люди, которые сумели подойти очень близко к столь высоким проявлениям щедрости. Некоторые из них пожертвовали на пути Аллаха всем своим состоянием, как сделал это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, другие отдали половину, как сделал это Умар, да будет доволен им Аллах, третьи снарядили в поход целую армию, как сделал это Усман 119, да будет доволен им Аллах, а четвёртые отдавали наиболее ценное из того, чем владели, как поступил Абу-д-Дахдах, да будет доволен им Аллах, который на пути Аллаха пожертвовал в пользу бедных свои лучшие сады. Когда об этом поступке узнала его жена, она с радостью сказала ему: ”Прибыльная сделка, о Абу-д-Дахдах!” Можно привести в пример и множество других щедрых людей, которые отдавали предпочтение вечному перед преходящим и отказывались от богатства и наслаждений на пути Аллаха.

Они поступали так только потому, что были искренни по отношению к Аллаху Всемогущему и Великому и постоянно поддерживали с Ним связь, что и позволило им осуществлять эти высокие идеи на практике, не ограничиваясь одними только упоминаниями о них, что свойственно большинству богатых людей сегодня.

И в самом деле, если бы богачи, владеющие сегодня многими миллионами и миллиардами, выплачивали хотя бы обязательный закят с этих богатств, то в обществе не осталось бы и следа бедности, не говоря уже о том, что было, если бы они ещё и делали какие-нибудь пожертвования от своих щедрот. Однако руки этих богачей не доходят даже до выплаты закята, хотя они прекрасно знают, что закят является не просто обязанностью, но одним из столпов ислама. Если они и жертвуют что-нибудь, то всё сводится к жалким подачкам во время праздников или раздаче продуктов ограниченному количеству бедняков в некоторых мусульманских странах. Тем не менее когда наивные и простодушные люди видят толпы неимущих, которые стоят у их дверей, чтобы получить свою долю распределяемых ими крох, они начинают восхвалять их великодушие, считая, что те относятся к числу достойнейших и щедрейших. Эти наивные люди и не подозревают о том, что затраты на подобные раздачи не составляют и малой доли того, что богачи обязаны тратить на самом деле, и что раздавая свои подачки беднякам, они всего лишь пускают им пыль в глаза, создавая видимость того, что повинуются Аллаху и что-то расходуют на Его пути. Однако дела их не останутся втайне от Господа миров, который является Господом и богатых, и бедных, и им не избежать Его наказания, ибо и их касаются слова Всевышнего, который сказал:

 

{...а тех, которые копят золото и серебро, не расходуя этого на пути Аллаха, — порадуй их вестью о мучительном наказании ~ в тот День, когда (накопленное золото и серебро) будет раскалено в пламени ада и заклеймят им лбы их, бока и спины (и будет сказано им): ”Вот что скопили вы для себя, так вкусите же того, что вы копили!”} “Покаяние”, 34 – 35.

Посланник Аллаха,, постоянно приучал и побуждал своих благородных сподвижников к щедрости и искоренял в их душах любовь к накоплению, стремясь к тому, чтобы все они жили в достатке и чтобы накопленные богатства не обернулись для их обладателя бедой, мучениями и гневом Аллаха в День воскресения. И в этом благородный посланник,, являлся для них прекрасным образцом и высшим примером.

Сообщается, что однажды он отправился на аль-Баки‘ 120 в сопровождении Абу Зарра, которому сказал по пути:

 

«Поистине, в День воскресения богатые окажутся в убытке, кроме тех, кто щедро тратил свои средства должным образом 121 ». А когда перед ними появилась гора Ухуд, пророк,, сказал: «О Абу Зарр!» Он ответил: ”Вот я перед тобой, о посланник Аллаха, да стану я выкупом за тебя!” Тогда он сказал: «Не порадует меня, если окажется у семьи Мухаммада гора золота (весом с) Ухуд, а к вечеру останется у них хотя бы динар!» Или же он сказал: «…мискаль 122 ». Аль-Бухари и Муслим.

Истинный мусульманин проявляет щедрость независимо от того, сколь бы бедным он ни был и сколь бы малым ни оказалось его даяние, ведь исламу достаточно уже того, что он испытывает сочувствие по отношению к тому, кто ещё беднее его самого, и оказывается способным понять боль другого человека. И целый ряд аятов Корана и хадисов побуждает бедных расходовать хотя бы то немногое, что им по силам, для того, чтобы души их не разучились сочувствовать их братьям, а Аллах обещает таким людям, что будет приумножать и выращивать их даяние до тех пор, пока оно не уподобится высокой горе, если только приобретено оно было дозволенным путём.

Сообщается, что пророк,, сказал:

 

«У того, кто подаст милостыню, равную стоимости (хотя бы) одного финика и (взятую) из благоприобретённого – а Аллах не принимает ничего, кроме благого, — Аллах примет её Своей правой рукой, а потом начнёт растить её для подавшего подобно тому, как любой из вас растит жеребёнка, пока не станет она величиной с гору». Аль-Бухари и Муслим.

Для того, чтобы души не замыкались в себе и не переставали испытывать сочувствие к другим, а также для того, чтобы источники блага и сострадания в них не высохли, благородный посланник,, призывал их расходовать пусть даже и немногое, несмотря ни на какие затруднения, и предостерегал их от пассивности, замкнутости и скупости, указывая, что это ведёт к гибели и наказанию, и говоря им:

«Защитите себя от огня хотя бы половинкой финика!»

Аль-Бухари.

Аллах пожелал, чтобы мусульманин приносил благо и пользу тому обществу, в котором он живёт, постоянно оказывая благодеяния людям, что не должно зависеть от того, богатым он является или бедным, и поэтому наставления пророка,, побуждают человека, исповедующего ислам, творить благое по мере его сил и возможностей, указывая, что каждое его благое дело будет приравнено к садаке.

Сообщается, что однажды посланник Аллаха,, сказал:

 

«Каждый мусульманин обязан давать садаку». Люди спросили: ”О пророк Аллаха, а если он не сможет сделать этого?” Он сказал: «Пусть заработает что-нибудь своими руками, принесёт пользу себе и даст садаку». Люди спросили: ”А если он не сможет сделать и этого?” Он сказал: “Пусть окажет помощь нуждающемуся, который попал в беду”. Люди спросили: ”А если у человека не будет (и такой возможности) ?” Он сказал: «Тогда пусть творит добро и воздерживается от совершения зла, и это (зачтётся) ему как садака». Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, ислам расширяет круг благих дел, чтобы вступить в него мог любой мусульманин, а обездоленный бедняк не чувствовал, что он не может сделать ничего полезного для общества только потому, что он ничего не имеет. Ислам открыл для него двери участия в жизни общества, объявив, что всякое полезное дело, которое он совершит, будет для него садакой, и за это он получит такую же награду, как и состоятельный человек за то, что израсходует на бедных, так как пророк,, сказал: «Всякое доброе дело есть садака».

Аль-Бухари и Муслим.

Это означает, что ислам создал предпосылки для участия всех людей в построении своего общества, служения ему и совершенствования его, внушив всем его членам радость и чувство удовлетворения в связи с этим участием, что возвращает человеку самоуважение, сохраняет его достоинство и обеспечивает ему награду.

Ислам проявляет милость по отношению к мусульманам на деле, поскольку эта религия не обязывает их ни к чему непосильному для них, требует лишь того, чтобы они расходовали на благие дела только излишки своего имущества, не порицает оставляющих себе необходимое и предпочитает, чтобы испытывающие затруднения тратили то, что имеют, на удовлетворение собственных нужд. С точки зрения ислама, высшая рука лучше низшей 123, что же касается того, что превышает меру необходимого, то здесь уже открывается возможность для соревнования в щедрости. Истинный мусульманин не скупится ни на что благое, так как благодаря наставлениям его религии ему известно, что траты на благое являются благом, а проявление скупости в этом – злом, ведь в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«О сын Адама, поистине, если ты израсходуешь излишнее 124, это будет для тебя лучше, а если оставишь это, то будет для тебя хуже. Не подвергнешься ты порицаниям за то, что необходимо тебе для жизни, начинай же с тех, кого ты содержишь, (и помни, что) рука высшая лучше, чем рука низшая». Муслим.

Если сознательный и разумный мусульманин располагает тем, что превышает меру необходимого ему самому и тем, кто находится на его попечении, он всегда проявляет щедрость и стремление помочь бедным, даже если то, чем он владеет, люди обычно откладывают на чёрный день или используют как средство повышения своего благосостояния. Он же поступает так потому, что из наставлений своей религии знает, что садака, подаваемая в подобных обстоятельствах, относится к наилучшим её видам и вознаграждается в наибольшей степени, как сообщается об этом в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

“Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха,, и спросил: ”О посланник Аллаха, за какую садаку полагается наилучшая награда?” Он ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, когда ты боишься бедности и надеешься на богатство. И не откладывай до тех пор, пока (душа твоя) не подойдёт к горлу 125 и станешь ты говорить: ”Этому столько, этому столько!”, тогда как это уже принадлежит такому-то 126 ».”

Аль-Бухари и Муслим.

Истинный и щедрый мусульманин проявляет свою щедрость и оделяет своими дарами тех, кто достоин помощи и поддержки, прежде всего стараясь оказать её таким обездоленным, которые отличаются скромностью и не пристают к людям с настойчивыми просьбами, в то время как люди из-за скромности таких бедняков считают их состоятельными. И он сам идёт к таким, стучится в их двери и дарует им то, что удовлетворяет их потребности и позволяет им не уронить своего достоинства.

Он поступает так потому, что такие скромные бедняки более чем кто бы то ни было заслуживают поддержки и даров, и именно их имел в виду благородный посланник,, когда говорил:

 

«Не тот беден, кому достаются один или два финика или кусок-другой (еды), действительно беден тот, кто воздерживается от просьб». Аль-Бухари и Муслим.

В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что пророк,, сказал:

 

«Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика — беден тот, кто не имеет того, что избавило бы его (от голода), но другие об этом не догадываются и поэтому ему не подают, а сам он не обращается с просьбами к людям».

Помимо этого, великодушный и щедрый мусульманин старается оделить своими дарами сироту, а если может, то берёт его под свою опеку, начинает расходовать на него свои средства и занимается его делами независимо от того, состоит этот сирота с ним в родстве или нет. Расходуя свои деньги на подобные цели, он надеется на награду Аллаха, приготовившего для опекуна сироты самое высокое место, о котором только можно мечтать, а именно – место в раю рядом с благородным посланником,.

Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха,, сказал:

 

«Я и опекающий сироту будем в раю (в подобном положении)127 »—, и сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами, чуть-чуть разведя их в разные стороны. Аль-Бухари и Муслим.

Кроме того, богобоязненный, совершающий благодеяния и щедрый мусульманин старается помочь вдове и бедняку, подчиняясь руководству своей правильной религии, желая снискать благоволение своего Господа и стремясь получить ту щедрую награду, которую Аллах Всевышний дарует заботившимся о вдовах и бедняках, ведь она будет столь велика, что превзойдёт собой даже награды соблюдавшего пост, проводившего ночи в молитвах или боровшегося на пути Аллаха, о чём сообщает благородный посланник,, который сказал:

 

«Проявляющий заботу о вдове и бедняке подобен борющемуся на пути Аллаха». Передавший это хадис сказал: “И я думаю, что он сказал: «…а также простаивающему ночи в молитвах, который не слабеет, и постящемуся, который постится постоянно»”. Аль-Бухари и Муслим.

Таковы пути благочестия, которыми следует мусульманин, расходующий свои средства и проявляющий щедрость в надежде снискать за это благоволение своего Господа и получить Его награду. И таковы праведные дела, которые действительно приближают раба к его Господу в отличие от пиров, устраиваемых для богатых и высокопоставленных людей и требующих огромных расходов при том, что устраиваются они лишь ради славы, престижа или каких-либо временных приобретений. Посланник Аллаха,, осудил подобные пиры, поскольку устраиваются они не ради лика Аллаха Всевышнего. Пророк,, сказал:

 

«Плохой едой является угощение того пира, на который приглашают богатых и отказываются (звать) бедных».

Аль-Бухари и Муслим.

Следует также отметить, что забота о вдовах и бедняках и опека сирот не только дают человеку право на огромную награду, но ещё и очищают его душу, делают его более человечным, а сердце его – более мягким, позволяя ему вкусить сладость дарения, насладиться чувством сострадания и испытать счастье благодаря совершению благого. Вот почему благородный посланник,, приучал ожесточившиеся сердца к благодеяниям, добиваясь того, чтобы они смягчились и прониклись сочувствием, щедростью и нежностью. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что когда один человек пожаловался посланнику Аллаха,, на своё жестокосердие, он сказал ему:

“Погладь по голове сироту и накорми бедняка”. Ахмад.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.