Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Он утешает испытывающего затруднения





Истинный мусульманин великодушен, он поддерживает хорошие отношения с людьми, отличается приятным характером и всегда спешит утешить того, кто оказался в затруднительном положении, поступая так сообразно словам Всевышнего:

 

{А если он находится в трудном положении, давайте отсрочку, пока положение не улучшится.} “Корова”, 280.

Это веление означает, что цель ислама состоит в том, чтобы мусульманин прежде всего поступал как настоящий человек, а уже потом требовал соблюдения своих прав. Следовательно, если он увидит, что его брат, задолжавший ему, находится в трудном положении, то ему необходимо войти в его положение и либо дать ему отсрочку, либо простить часть долга. И если он поступит таким образом, то выполнит веление своего Господа и совершит благое дело, благодаря которому он сам избавится от скорбей Дня воскресения и окажется в тени Великого Трона в тот День, когда никакой иной тени не будет.

Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал: «Пусть тот, кого порадует, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскресения, утешит попавшего в трудное положение или простит ему часть долга»”. Муслим.

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Посланник Аллаха,, сказал: «Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит ему часть долга, в День воскресения Аллах укроет в тени Своего трона, когда иной тени, кроме этой, не будет»” 135. Ат-Тирмизи.

Этой темы касаются также и многие другие аяты Корана и хадисы, и все они подтверждают, что проявление заимодавцем снисхождения к должнику не пропадёт у Аллаха, а останется в книге его дел, и Аллах Щедрый и Дарующий возместит ему это и дарует ему нечто такое, что намного превысит сделанное им для своего брата, и исправит его упущения, и простит ему его ошибки и спасёт его от ужаса в тот День, когда люди предстанут перед Господом миров.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Жил некогда один человек, который ссужал деньги людям и который всегда говорил своему слуге: ”Если придёшь к оказавшемуся в затруднительном положении, прости ему, в надежде на то, что и Аллах простит нам!”—, и когда этот человек встретился с Аллахом, Он действительно простил ему». Аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Когда один из тех, кто жил до вас, предстал для расчёта 136, оказалось, что не делал он ничего благого, если не считать того, что он, будучи богатым человеком, занимался торговлей, и ссужал деньги людям и при этом всегда приказывал своим слугам прощать тем, кто испытывал затруднения, и Аллах Всемогущий и Великий сказал: ”Мы более достойны этого, чем он, так простите же ему!” » Муслим.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Привели к Аллаху одного из рабов Его, которому Аллах даровал богатство, и Он спросил его: ” Что делал ты в мире этом? ”,—хотя люди не в состоянии утаить от Аллаха ни одного слова. Он сказал: ”О Господь мой, Ты даровал мне богатство от Тебя, и я занялся торговлей с людьми. И характеру моему было свойственно прощение, а поэтому я старался уступать богатым и давал отсрочку испытывавшим затруднения”. И Аллах Всевышний сказал: ” Я достоин этого в большей мере, чем ты, так простите же Моему рабу! ””

Укба бин Амир и Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, сказали: “Так мы слышали это от самого посланника Аллаха, “. Муслим.

Он скромен
и старается не прибегать к просьбам

Вместе с тем истинный мусульманин скромен, он старается обходиться тем, что имеет, и не прибегать к просьбам, а если он сталкивается с трудностями, то вооружается терпением, удваивает свои усилия и изо всех сил стремится не оказаться в положении просителя, вымаливающего подаяние у благодетелей. Объясняется это тем, что многие наставления этой религии направлены на то, чтобы мусульманин не ставил себя в подобное положение, и они побуждают его проявлять скромность и стараться обходиться тем, что он имеет, указывая, что за это Аллах обязательно поможет ему и дарует ему богатство, терпение и способность к воздержанию.

Так, например, сообщается, что пророк,, сказал:

 

«Того, кто будет стремиться к воздержанию Аллах сделает воздержанным, того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах избавит (от необходимости обращаться с просьбами к людям), а тому, кто станет проявлять терпение Аллах дарует терпение, и никто ещё не получал дара, более благого и щедрого, чем терпение». Аль-Бухари и Муслим.

Поистине, ислам, объявивший часть достояния богатых законной долей бедняков, которые могут взыскать её по суду и избежать при этом попрёков, обид и унижений, в то же время добивается от бедных того, чтобы они обходились без этой своей законной доли. Ислам заявил о том, что высшая рука лучше руки низшей и что истинный мусульманин должен постоянно стремиться к тому, чтобы его рука не оказалась низшей, так как именно это более всего приличествует его положению и является наиболее достойным. Подобные призывы побуждают бедных умножать свои усилия и не полагаться на милостыню и подарки, уберегая их от того, что в один прекрасный день они могут подвергнуться унижениям, и именно поэтому однажды посланник Аллаха,, который стоял на минбаре и говорил о милостыне и воздержании от просьб, сказал:

 

«высшая рука лучше руки низшей, и высшей рукой является рука расходующая, а низшей – просящая». Муслим.

Любящий и любимый

Сознательный мусульманин, душа которого озарена руководством его религии, отличается мягкостью и любит других, а другие любят его. Он любит людей, поддерживает общение с ними и проявляет к ним свою симпатию, и они любят его, поддерживают общение с ним и проявляют к нему свою симпатию, что является высоким достоинством человека как члена общества. Подобное качество присуще высокоразвитому мусульманину, усвоившему суть послания своей религии и понявшему, что поддержание связей с другими людьми и завоевание их доверия относится к числу важнейших обязанностей мусульманина. И он понимает также, что это является действенным средством, которое может помочь донести до людей слово истины и познакомить их с теми высшими ценностями, что оно в себе несёт. Объясняется же это тем, что люди прислушиваются лишь к тому, кого они любят и кому доверяют, и могут согласиться только со словами, исходящими от тех, к кому они чувствуют хоть какое-нибудь доверие, симпатию и расположение. Вот почему многие аяты Корана и хадисы содержат в себе столь высокие отзывы о людях, которые способны любить и вызывать любовь к себе, причисляя их к избранным, любимейшим людям для благородного посланника,, и тем, кто в День воскресения окажется к нему ближе всех прочих.

Сообщается, что однажды пророк,, спросил людей:

 

«Не сообщить ли вам о том, кого из вас я люблю больше всех, и кто из вас в День воскресения окажется ко мне ближе всех?»—, повторив свой вопрос трижды или дважды. Они сказали: ”Да, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал: «Самые благонравные из вас». Ахмад.

В некоторых версиях данного хадиса к этим словам добавлено следующее:

«… проявляющие смирение, которые любят сами и вызывают любовь к себе».

Одним из свойств верующего является то, что он любит сам и вызывает любовь к себе. Он любит людей, и они любят его, он проявляет интерес к людям, и они проявляют интерес к нему, а если бы это было не так, то он не смог бы выполнить свою миссию, на него нельзя было бы полагаться и он не смог бы выдержать подобной нагрузки, и в таких людях нет блага, как сказал об этом благородный посланник,:

 

«Верующий любит сам и вызывает любовь к себе, а в том, кто не любит сам и кого не любят другие, нет блага» 137.

Ахмад и аль-Баззар

Благородный посланник,, подавал своей общине высший пример хорошего обращения с людьми и искусства приручать сердца. Он призывал свою общину следовать его примеру в словах и делах и указал её членам, как они могли проникать к сердцам людей и добиваться их любви и симпатии. Пророк,, постоянно был весел, а характер его был мягким, лёгким и далёким от грубости. Приходя к кому-нибудь, он садился на свободное место и приказывал другим поступать также. Он уделял внимание каждому из присутствующих, и никто из них не чувствовал, что другого он уважает больше, а если кто-нибудь просил его о чём-то, он либо удовлетворял его просьбу, либо говорил ему нечто подобающее. Он проявлял щедрость и доброту ко всем людям, став для них отцом, для которого все они были равны. В его присутствии они разнились только по степени благочестия, проявляли смирение, уважали старших, жалели младших, отдавали предпочтение перед собой нуждавшимся и заботились о чужеземцах.

Никто из тех, кто надеялся на пророка,, не был разочарован, так как в том, что касалось его самого, он был далёк от трёх вещей: от споров, многословия и всего того, что не имело к нему отношения. Если же говорить о том, что касалось людей, то он никогда не делал трёх других вещей: он никого не осуждал, никого не укорял и ни в ком не выискивал недостатки, а говорил только о том, за что можно было получить награду. Когда он говорил, его собеседники умолкали и боялись даже пошелохнуться, а когда он умолкал, они говорили, но не препирались друг с другом. Он смеялся над тем же, над чем смеялись они, и удивлялся тому же, чему удивлялись они, переносил грубость в речах и просьбах посторонних и говорил: «Если увидите нуждающегося, помогите ему» См.: “Жизнь сподвижников”, 1/22, 23.

И он выслушивал похвалы только от тех, кому оказывал благодеяния, и никого не перебивал, пока человек сам не сокращал свои речи, или не завершал их или не вставал со своего места.

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила нам, что пророк,, защищался от дурных людей, склоняя их к себе с помощью мягких слов и хорошего обращения. Когда один человек попросил разрешения войти к нему, он сказал: “Впустите его, плохой он соплеменник!”, а когда тот вошёл, он очень мягко говорил с ним. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: ”О посланник Аллаха, сначала ты сказал то, что сказал, а потом так мягко говорил с ним!” В ответ ей он сказал: “О Аиша, поистине, наихудшими людьми пред Аллахом являются те, кого другие покидают из опасений перед тем, что они услышат что-нибудь непристойное”. Аль-Бухари и Муслим.

Нет сомнений в том, что во взаимоотношениях с людьми, независимо от того, праведные они или дурные, истинный мусульманин следует по стопам своего пророка, добиваясь того, чтобы все они любили и принимали его.

Он подчиняет свои привычки
критериям ислама

Одной из важнейших отличительных черт истинного и сознательного мусульманина является подчинение им общепринятых обычаев своего общества критериям ислама, вследствие чего его представления о социальных ценностях формируются под воздействием исламских понятий и представлений.

Так, например, он не носит золотых колец, потому что в исламе это является запретным для мужчин. Об этом объявил людям посланник ислама,, который, увидев на пальце одного человека, золотой перстень, сказал:

 

«Разве кто-нибудь из вас захочет взять раскалённый уголь и положить его себе на руку?!» Муслим.

После этого он снял перстень с его руки и бросил его на землю, и тут в полной мере проявилась красота подчинения этого человека велению Аллаха и Его посланника, так как когда его товарищи сказали ему: ”Возьми этот брошенный перстень и продай его”—, он сказал: ”Клянусь Аллахом, нет, не стану я поднимать того, что бросил посланник Аллаха,!”

Истинный мусульманин не пользуется для еды и питья золотой и серебряной посудой и не носит одежду из шёлка и парчи, поскольку о том, что благородный посланник,, запрещал делать это говорится во многих хадисах, например, в том хадисе, где сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Пророк,, запретил нам (носить) шелка и парчу и пить из золотых и серебряных сосудов, сказав: «Всё это – для них 138 в мире этом, а для вас – в мире вечном»”. Аль-Бухари и Муслим.

Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сообщила, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Поистине, в животе того, кто пьёт из серебряного сосуда, будет шуметь пламя ада!» Аль-Бухари и Муслим.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что он,, сказал:

 

«…того, кто использует для еды и питья серебряную и золотую посуду…» В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что он,, сказал: «В животе того, кто станет пить из золотых или серебряных сосудов, будет шуметь пламя ада!»

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал:

 

«Поистине, носит шелка лишь тот, кто не имеет удела в мире вечном!»” Аль-Бухари.

 

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Я видел, как посланник Аллаха,, взял (кусок) шёлка в правую руку и (кусок) золота в левую руку, а потом сказал: «Поистине, это и это запретно для мужчин моей общины!»” Абу Дауд.

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

 

« (Ношение) одежд из шёлка и золота было запрещено мужчинам из моей общины и разрешено женщинам» 139. Ат-Тирмизи.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Пророк,, запретил нам пить и есть из золотой и серебряной посуды, носить шелка и парчу и сидеть на них”. Аль-Бухари.

Кроме того, сознательный мусульманин не вешает на стены своего дома картин, изображающих живые существа, и не устанавливает в нём никаких скульптурных изображений, а если держит дома собаку, то только для охраны, в отличие от того, что ныне получило широкое распространение. Ислам всегда вёл непримиримую борьбу с такими обычаями, и можно привести множество указаний, категорически и недвусмысленно запрещающих верующим делать что-нибудь подобное.

Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Ангелы не входят ни в один дом, в котором есть собака или изображение». Аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

 

“Однажды Джибрил, мир ему, пообещал посланнику Аллаха,, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился”.

Аиша сказала: “И он отбросил посох, который держал в руках, со словами: “Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!”—, а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: “Когда он вошёл?” Я сказала: ”Клянусь Аллахом, я не знала о нём!” И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибрил, мир ему. Посланник Аллаха,, сказал: “Ты обещал мне, и я ждал тебя, а ты не пришёл ко мне!” Он сказал: ”Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение””. Муслим.

Существует также и много других указаний такого рода, и все они запрещают распространять изображения и устанавливать всевозможные монументы. Что же касается смысла этого запрета, то он стал ясен только с течением времени. В особой мере это касается нашего века, когда всевозможные лицемеры,прихлебатели и прочие люди, обуреваемые своими желаниями и страстями, стараются опередить друг друга, представляя тиранам в наилучшем виде их упорную приверженность к тирании. И одним из таких способов является установка им памятников при жизни или после смерти, чтобы сделать из них богов или полубогов, восседающих на троне величия и полосующих плетьми спины слабых.

Поистине, ислам, который принёс с собой веру в единого Бога и пятнадцать веков назад разрушил идолов многобожия и невежества, конечно же, не приемлет нового появления этих идолов в жизни мусульман, что иногда происходит под предлогом необходимости увековечивания памяти такого-то лидера, или чествования такого-то художника или прославления такого-то учёного, поэта, писателя или кого-нибудь ещё. Исламское общество является обществом, в котором исповедуется религия единобожия и которое возвеличивает, почитает и превозносит только Аллаха, а это значит, что в нём нет места подобным идолам и монументам.

Что касается собак, то их не запрещается держать, если это делается для охоты или для охраны скота и земли. Об этом говорится в хадисе, в котором сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал:

 

«Поистине, награда того, кто держит собаку не для охоты или для (охраны) скота, ежедневно уменьшается на два карата!»” Аль-Бухари и Муслим.

Он придерживается этических норм ислама
во время еды и питья

Одной из основных отличительных черт истинного мусульманина является его поведение за едой, и поэтому если он окажется за столом, ты всегда сможешь узнать его по тому, как он ест и пьёт, поскольку в этом он следует высоким наставлениям пророка,, побуждавшим придерживаться этого каждого мусульманина.

Так, он не приступает к еде, пока не произнесёт слова “С именем Аллаха”, ест правой рукой и берёт со стола то, что находится рядом с ним, следуя указанию посланника Аллаха,, который сказал:

«Скажи: ”С именем Аллаха” —, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой». Аль-Бухари и Муслим.

Если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале еды, то потом исправляет упущенное и говорит: ”С именем Аллаха в начале и в конце”, на необходимость чего указывается в хадисе, передаваемом со слов госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сообщила, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, приступая к еде, если же он забудет сделать это в начале, пусть скажет: ”С именем Аллаха в начале и в конце”» 140.

Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Посланник Аллаха,, придавал очень большое значение поминанию Аллаха Всевышнего перед едой и побуждал к этому своих сподвижников, так как подобное поминание приносит много блага приступающим к еде и удаляет шайтана и его вред от еды и тех, кто занят ею.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Когда мы сидели за столом вместе с посланником Аллаха,, то никогда ничего не брали первыми, пока не брал что-нибудь посланник Аллаха,. Один раз, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, (спешившая так,) будто её подгоняли, сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но посланник Аллаха,, схватил её за руку. Потом появился какой-то бедуин, также будто бы подгоняемый кем-то, и посланник Аллаха,, схватил за руку и его, сказав: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку, а потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в руках которого душа моя, поистине, рука (шайтана была) в моей руке, когда я брал этих двоих за руки!»—, после чего он помянул имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде”. Муслим.

Что касается второго вопроса, то им является вопрос о необходимости есть правой рукой. Мусульманин, воспитанный в традициях ислама, ест правой рукой и никогда не использует для этого левую руку, так как известен целый ряд велений, в силу которых есть необходимо правой рукой, и запретов на использование для еды руки левой, о чём ясно говорится во многих хадисах.

Так, например, посланник Аллаха,, сказал:

 

«Когда кто-нибудь из вас станет есть, пусть пользуется правой рукой, и когда он станет пить, пусть пользуется правой рукой, ибо, поистине, шайтан использует для еды и питья левую руку». Муслим.

Передают также, что пророк,, сказал:

 

«Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьёт левой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой и пьёт левой рукой!»

Нафи‘ добавлял к этому следующее:

“…и пусть никто ничего не берёт и не даёт ею!” Муслим.

Когда благородный посланник,, видел, что кто-нибудь ест левой рукой, он запрещал такому человеку делать это, увещевал и наставлял его, и бывало так, что он проявлял к нему суровость и просил Аллаха наказать его, если тот делал это из гордости и упорствовал в своём заблуждении.

 

Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сообщил, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха,, и он сказал ему: «Ешь правой!» Тот сказал: ”Я не могу!”—, и тогда пророк,, сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме гордости!»—, и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку. Муслим.

Известно, что благородный посланник,, вообще отдавал предпочтение правой стороне во всём и побуждал других всё начинать справа. Об этом говорится в хадисе, который аль-Бухари, Муслим и имам Малик передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Он сообщил, что однажды посланнику Аллаха,, принесли молока, разбавленного водой из колодца. В это время справа от него находился один бедуин, а слева — Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, и он отпил, а потом передал (сосуд с молоком) этому бедуину и сказал: «Пусть каждый передаёт правому». В другой раз, когда ему принесли питьё, справа от него находился юноша 141, а слева – старцы, и пророк,, отпил, а потом сказал этому юноше: «Сейчас твоя очередь пить, но не уступишь ли ты её этим старцам?» Юноша сказал: ”Клянусь Аллахом, нет! Того, что осталось после тебя, я не уступлю никому!”

Другой хадис на эту же тему передаётся со слов Сухайля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

Однажды посланнику Аллаха,, принесли питьё, и он отпил (из сосуда). В это время справа от него сидел один юноша, а слева – старцы, и он сказал юноше: «Позволишь ли ты мне передать это им?» В ответ юноша сказал: ”Клянусь Аллахом, нет! Я никому не уступлю того, что мне досталось от тебя!”—, и посланник Аллаха,, передал сосуд ему ”. Аль-Бухари и Муслим.

Эти, а также и многие подобные им свидетельства и указания, недвусмысленно указывают на то, что предпочтение правой стороны является важной этической нормой ислама, которой истинный мусульманин придерживается неуклонно и безо всяких послаблений. Так поступали сподвижники и последователи, и никто из них не отступал от этого. Известно, например, что большое значение соблюдению этой нормы этики придавал повелитель правоверных Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, не проходивший мимо тех, кто допускал в этом послабления. Сообщается, что во время одной их своих поездок, которую Умар предпринял для того, чтобы посмотреть, как живут его подданные, он увидел какого-то человека, евшего левой рукой, и сказал ему: ”О раб Аллаха, ешь правой рукой!” Увидев, как этот человек ест левой рукой, во второй раз, он стегнул его плетью и снова сказал: ”О раб Аллаха, ешь правой рукой!” А потом он в третий раз увидел, как тот ест левой рукой, опять стегнул его плетью и гневно воскликнул: ”О раб Аллаха, ешь правой рукой!” На этот раз этот человек сказал ему в ответ: ”О повелитель правоверных, поистине, она занята!” Умар спросил: ”Чем же она занята?” Он ответил: ”Битвой при Муте”. 142 Тогда Умар заплакал, стал извиняться перед этим человеком, утешать его и спрашивать: ”Кто же помогает тебе делать омовение? Кто заботится о тебе? Кто помогает тебе в делах?”—, а потом приказал обеспечить его по справедливости и позаботиться о нём.

То внимание, которое повелитель правоверных Умар, да будет доволен им Аллах, уделил этой частности, имевшей отношение к поведению одного из своих подданных, только подтверждает значение этой частности, которая может многое сказать о личности мусульманина и особенностях его индивидуальности. Итак, Умар очень хотел, чтобы это требование выполнялось на практике, и уже только поэтому недопустимо закрывать глаза на подобные вещи.

Третий вопрос касается необходимости брать то, что находится рядом, тем самым соблюдая этические нормы ислама. Веление пророка,, брать со стола то, что находится рядом, встречается во многих хадисах наряду с велениями произносить слова “С именем Алаха” и есть правой рукой. Так, например, сообщается, что Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: “В детстве я находился под присмотром посланника Аллаха,, и однажды, когда я стал протягивать руки к разным концам блюда, посланник Аллаха,, сказал мне:

 

«О мальчик, скажи “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»” Аль-Бухари и Муслим.

Когда мусульманин берёт свою пищу руками, он делает это деликатно и осторожно, как поступал и посланник Аллаха,, который брал куски (пищи) тремя пальцами и не погружал в пищу всю руку, на что неприятно смотреть и что производит неприятное впечатление на души людей. Об этом сообщает Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

“Я видел, как посланник Аллаха,, ел тремя пальцами, которые он облизал, закончив есть”. Муслим.

Пророк,, приказывал облизывать пальцы и вытирать блюдо после еды, о чём сообщает Джабир, да будет доволен им Аллах, который сказал, что однажды посланник Аллаха,, велел им облизать пальцы и вытереть блюдо (после еды), сказав:

«Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи скрыта благодать». Муслим.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Закончив есть, посланник Аллаха,, облизывал три своих пальца и говорил: «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану». И он велел нам вытирать блюдо143 и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи скрыта благодать»”. Муслим

Закончив есть, мусульманин произносит прекрасные слова хвалы Аллаху Всемогущему и Великому, которым научил нас благородный посланник,, благодаря Аллаха за Его милость и надеясь снискать Его награду, уготованную для воздающих хвалу и благодарящих.

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что закончив есть, пророк,, говорил:

 

«Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!»

Аль-Бухари.

Передают со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Тому, кто после еды скажет: ”Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю!” —, будут прощены его предыдущие прегрешения» 144. Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Мусульманин, соблюдающий этические нормы ислама, не порицает еду, какой бы она ни была, следуя в этом наставлениям пророка,, и его личному примеру.

Сообщается. что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Посланник Аллаха,, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её”. Аль-Бухари и Муслим.

Что же касается питья, то и здесь мусульманин следует этическим нормам ислама, который прекрасно научил человека всему тому, с чем он сталкивается в жизни.

Он выпивает своё питьё в два или три приёма после произнесения слов “С именем Аллаха”, не дышит в сосуд, не пьет из горлышка сосуда, если у него есть такая возможность, не дует на своё питьё и по возможности пьёт сидя.

Что касается выпивания питья в два или три приёма, то так поступал благородный посланник,, как сообщил об этом Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

“Во время питья посланник Аллаха,, обычно делал три вдоха и выдоха” 145. Аль-Бухари и Муслим.

И благородный посланник,, запретил выпивать всё разом, так как известно, что он сказал:

 

“Не пейте всё разом подобно верблюду, но пейте в два или три приёма, и произносите слова “С именем Аллаха”, перед каждым глотком и воздавайте Ему хвалу после каждого глотка” 146. Ат-Тирмизи.

Кроме того, он запретил дуть на питьё, о чём говорится в хадисе, переданном со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, котрый сообщил, что:

 

Пророк,, запретил дуть на питьё, после чего один человек сказал: ”(Бывает,) что я вижу в нём соринки”. Пророк,, сказал: «Выплесни их». Человек сказал: ”Поистине, я не напиваюсь, сделав только один вздох”. Тогда посланник Аллаха,, сказал: «Тогда отведи кубок ото рта и вздохни» 147. Ат-Тирмизи.

Из обзора хадисов, в которых говорится, как следует пить, становится ясно, что, по возможности, лучше всего не пить из горлышка сосуда и делать это сидя. Как следует из содержания соответствующих хадисов, именно такой способ утоления жажды является наилучшим и самым совершенным, если же человек из горлышка напьётся стоящий, то это допустимо, потому что так приходилось поступать и благородному посланнику,.

Он приветствует людей

Одно из отличительных свойств мусульманина как члена общества состоит в том, что он приветствует людей. Приветствие в исламе не является некой социальной традицией, установлением и упорядочением которой люди поочерёдно занимаются в различные периоды времени и которая изменяется и развивается в зависимости от социальных условий и той эпохи, когда она была установлена. Приветствие в исламе представляет собой определённую, упорядоченную и изначально присущую этой религии нравственную норму, придерживаться которой повелел Господь славы в Своей мудрой Книге, тогда как благородный посланник,, заложил её основы и упорядочил их. Об этом говорится во многих хадисах, которые различные мухаддисы обычно приводили в отдельной главе, называя её “Книга о приветствии” или же “Глава о приветствии”.

В Своей ясной Книге Аллах Всевышний повелел верующим приветствовать друг друга, сказав:

 

{О те, кто уверовал! Не входите в дома, кроме своих домов, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей.} “Свет”, 27.

И Он повелел, чтобы ответ на приветствие был лучше, чем само приветствие, или подобным ему, и поэтому каждый из тех, кто услышит слова приветствия, должен обязательно ответить на них, ни в коем случае не пренебрегая этой обязанностью.

Аллах Всевышний сказал:

 

{А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте (на него) лучше или также.} “Женщины”, 86.

Очень многие наставления пророка,, настоятельно побуждают людей приветствовать друг друга и обращаться с приветствиями к тем, кого мы знаем и кого не знаем.

Так, например, Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сообщает, что однажды какой-то человек спросил посланника Аллаха,:

 

”Какое (проявление ) ислама является наилучшим?” Он сказал: «Наилучшее состоит в том, чтобы ты угощал людей и приветствовал тех, 148 кого знаешь и кого не знаешь». Аль-Бухари и Муслим.

Завет относительно необходимости приветствий входил в число семи заветов, которые посланник Аллаха,, дал своим сподвижникам, повелев им, а после них и всей исламской общине, неуклонно соблюдать их в общественной жизни. Эти заветы перечисляет аль-Бара бин Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

“Посланник Аллаха,, повелел нам (совершать) семь (дел): навещать больного, провожать покойного, желать блага чихнувшему, поддерживать слабого, помогать притесняемому, приветствовать людей и способствовать давшему клятву 149 в её исполнении”. Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, благородный посланник,, уделял серьёзное внимание вопросу о необходимости приветствий, и во многих хадисах сообщается о том, что он побуждал людей к практическим шагам в этом направлении и внушал им любовь к этому, так как знал, что приветствия в значительной мере способствуют возникновению любви в душах, укреплению связей между сердцами и упрочению уз взаимной симпатии, близости и дружбы между отдельными людьми и целыми сообществами. И он даже назвал его причиной любви, ведущей к вере, которая, в свою очередь, приводит к раю, что подтверждается его словами:

 

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не войдёте вы в рай, пока не уверуете (по-настоящему), а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, благодаря чему вы будете любить друг друга, если станете делать это? Приветствуйте друг друга!» Муслим.

И пророк,, назвал самыми близкими к Аллаху и наиболее достойными Его благоволения и милостей тех людей, которые приветствуют других первыми. Он сказал:

 

«Поистине, самыми близкими к Аллаху являются те, кто приветствует людей первыми» 150. Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Вот почему когда Абдулла бин Умар, да будет доволен им Аллах, появлялся на рынке, он неизменно приветствовал каждого встречного. Однажды его спросили: ”Что ты делаешь на рынке, ведь ты не занимаешься торговлей, не интересуешься товарами, не прицениваешься к ним и не принимаешь участия в беседах, которые ведут люди на рынках?” Он ответил: ”Поистине, мы ходим туда только для того, чтобы приветствовать тех, кого мы встречаем!” Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

Что же касается формы приветствия в исламском обществе, то она является единой для всех, и именно с таким приветствием обращается к другим мусульманин, знакомый с требованиями нравственной этики своей религии и стремящийся к практическому применению её наставлений. Таким приветствием являются слова “Ас-саляму `аляй-кум ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху” (Мир вам, милость Аллаха и Его благословения). Человек, обращающийся с приветствием к другому, произносит его именно так, то есть, используя местоимение множественного числа, даже если он приветствует только одного человека. Что же касается ответа на приветствие, то он выглядит так: “Ва `аляй-куму-с-салям, ва рахмату-Лллахи ва баракяту-ху” (И вам мир, милость Аллаха и Его благословения).

Это узаконенное исламом, является тем приветствием, которое Аллах Всевышний избрал для людей со времён сотворения Адама. Аллах научил ему Адама, повелел ему обратиться с ним к ангелам и пожелал, чтобы его потомки приветствовали друг друга именно так всегда и везде, поскольку это приветствие несёт в себе идею мира, а мир человек всегда и везде любит больше всего. Ныне это приветствие, с которым людям повелел обращаться друг к другу Господь, используется только исламской общиной, не отступившей от чистой религии единобожия, ничего не заменившей и не изменившей в ней и ни в чём не отклонившейся от её наставлений. Об этом посланник Аллаха,, сообщил следующее:

 

«Когда Аллах сотворил Адама, мир ему, Он сказал: ”Иди, и приветствуй их – группу сидевших ангелов – и послушай, как они поприветствуют тебя, и это будет приветствием для тебя и твоих потомков”. И он сказал: ”Мир вам!”—, они же сказали в ответ: ”Мир тебе и милость Аллаха!”—, добавив (к его словам слова) “…







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.