|
Благодаря твоему общению с достойными тебя и самого будут считать одним из них,так пусть же никто не увидит, что близок ты с кем-либо, кроме достойных! Пророк Аллаха Муса, мир ему, пошёл за праведным рабом53 Аллаха, чтобы учиться у него, и обращался к нему смиренно и благопристойно, говоря:
{Не последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?} “Пещера”, 66. А когда этот праведный раб сказал ему в ответ:
{Поистине, не хватит у тебя со мной терпения} “Пещера”, 67. —, Муса обратился к нему со всей любовью и учтивостью, сказав:
{Если будет на то воля Аллаха, ты увидишь, что я терпелив, и ни в чём не ослушаюсь тебя!} “Пещера”, 69. Истинный и сознательный мусульманин дружит только с лучшими людьми, так как благодаря руководству своей религии он понял, что люди подобны рудникам, в глубинах которых есть и драгоценное, и низкое, и что хороший дружит только с хорошим. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Люди — это рудники, подобные золотым и серебряным рудникам. Являвшиеся лучшими из них во времена джахилийи 54 остались лучшими и в исламе, если стали сведущими (в вопросах религии), а души – это призванные воины, и те из них, которые узнают друг друга, приходят к согласию, те же, которые не узнают друг друга, расходятся между собой». Муслим. И благодаря руководству своей религии мусульманин знает также, что товарищи бывают двух видов: праведные и дурные. Праведный товарищ подобен продавцу мускуса, а общение с ним позволяет ощутить аромат, приносит дары и приводит к радости. Что же касается дурного товарища, то он подобен раздувающему кузнечный мех, а общение с ним всегда связано с пылающим огнём, дымом, зловонием и унынием. Говоря об этом, благородный посланник, да пребудут над ним благословения Аллаха, привёл прекрасный пример:
«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». Аль-Бухари и Муслим. Вот почему благородные сподвижники побуждали друг друга к посещению благих людей, которые напоминают об Аллахе, смягчают сердца и вызывают у других слёзы своими наставлениями. Об одном из подобных случаев сообщает Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Однажды после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже умер, Абу Бакр сказал Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: ”Давай поедем к Умм Айман 55 и навестим её, как делал это посланник Аллаха, ”. Когда они приехали к ней, эта женщина заплакала, и они спросили её: ”Почему же ты плачешь? Для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше то, что у Аллаха!” В ответ она сказала: “Я плачу не потому, что не знаю этого, а потому, что прекратились откровения, ниспосылавшиеся с небес!”—, и её слова привели их в такое волнение, что и они принялись рыдать вместе с ней”. Муслим. Благодаря таким встречам, участников которых окружают ангелы и которых Аллах Всевышний укрывает в тени Своей милости, вера человека укрепляется, его дух и душа очищаются, а сердце приобретает блеск, и он становится чистым благом для самого себя, своей семьи и своего общества, но именно к этому и стремится ислам, обращаясь как к отдельным людям, так и к целым сообществам людей. Он стремится приносить пользу людям Мусульманин, воспитанный на наставлениях ислама и утоливший свою жажду из его чистого источника, изо всех сил стремится приносить пользу людям своего общества и ограждать их от того, что может причинить им вред. Объясняется это тем, что будучи воспитанным на принципах истины, блага и добродетели, он становится полезным и активным членом общества, который не может не сделать что-нибудь хорошее, если ему представляется такая возможность, ведь он знает, что совершение благого приводит к успеху, так как Аллах Всевышний сказал:
{…и творите благое, чтобы вы преуспели.} “Хаджж”, 77. И он действительно спешит делать добро, не сомневаясь в том, что Аллах вознаградит его за каждый шаг, сделанный им на пути совершения благого. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если в любой день, когда взойдёт солнце, ты приведёшь двоих к примирению, это станет садакой 56, и если ты поможешь человеку сесть верхом или погрузить на его верховое животное поклажу, это станет садакой, и доброе слово — садака, и каждый шаг, сделанный тобой на пути к молитве, 57 это садака и если ты уберёшь с пути то, что может причинить другим вред, это тоже будет садакой». Аль-Бухари и Муслим. Как прекрасно то, что здесь добрые дела мусульманина на благо общества не отделяются от того, что он делает, направляясь в мечеть. С помощью этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждает, что эта религия была дана для того, чтобы привести в порядок положение человека в целом, то есть — в обоих мирах, поскольку ислам не отделяет друг от друга религиозные и мирские дела, как не отделяет он друг от друга социальную активность и духовную жизнь. И поэтому в представлении мусульманина, усвоившего наставления этой религии, все дела человека есть не что иное как поклонение, если только совершая их, он делает это ради Аллаха и в стремлении к Его благородному лику. Вот почему врата блага всегда открыты для богобоязненного мусульманина, и он входит в эти врата, когда пожелает, стараясь снискать всеобъемлющую милость Аллаха и добиваясь увеличения Его щедрой награды. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « (Совершение) любого дела, одобряемого (шариатом), есть садака». Аль-Бухари и Муслим. Что же касается Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, то он передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Доброе слово есть садака». Аль-Бухари и Муслим. Более того, милость Аллаха в любом случае не обходит стороной человека, покорившегося Аллаху и проявляющего перед Ним искренность в своих намерениях, благодаря чему он получает награду не только за то, что он делает, стремясь к благому, но и за то, чего он не делает, если при этом он воздерживается от совершения дурного. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Каждый мусульманин должен давать садаку». Люди спросили: ”О посланник Аллаха, а если у него ничего не найдётся (для этого) ?” Он сказал: «Пусть он потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку». Люди спросили: ”О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?” Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в беде». Люди спросили: “А если он не (сможет) сделать этого?” Он сказал: «Тогда пусть побуждает к совершению одобряемого 58 или к благому». Люди спросили: ”А если он не (сумеет) сделать и этого?” Он сказал: «Тогда пусть воздерживается от совершения дурного, ибо это будет записано ему как садака».” Аль-Бухари и Муслим. Итак, мы видим, что благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, начал с того, что сказал: «Каждый мусульманин должен давать садаку»—, после чего стал перечислять всевозможные благие дела и поступки, одобряемые шариатом, за которые он может получить такую же награду, как и за садаку. Таким образом, слова о том, что мусульманин должен давать садаку, означают, что он должен совершать нечто созидательное и направленное на благо своего общества. Если же он не может делать этого или не сделает по какой-нибудь причине, то равноценной заменой этому послужит то, что он удержит себя от дурных слов или поступков, так как и за это он получит такую же награду, как и за садаку. Всё это означает, что и положительные, и отрицательные стороны личности мусульманина подчинены служению истине, которая главенствует в обществе мусульман, мусульманином же является «тот, кто не причиняет вреда (другим ) мусульманам своим языком и своими руками». Аль-Бухари. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, идёт ещё дальше, называя лучшими мусульманами в исламском обществе тех, от кого люди ожидают благого и от зла которых они находятся в безопасности. Об этом говорится в хадисе, приводимом имамом Ахмадом, где сообщется, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился перед сидящими (на дороге) людьми и спросил их:
«Не сообщить ли вам о том, чем отличаются лучшие из вас от худших?» Они ничего не ответили на это, и только после того, как он повторил свой вопрос трижды, один человек сказал: ”Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Лучшими из вас являются те, от которых другие ожидают благого и от зла которых они находятся в безопасности, худшими же из вас являются те, от которых другие ожидают благого, но от зла которых в безопасности они не находятся». Поистине, мусульманин не даёт своему обществу ничего, кроме благого, а если он не делает этого, то по крайней мере воздерживается от дурного и никому не причиняет никакого вреда. Что же касается истинного мусульманина, то им является тот, кто постоянно творит благо и не совершает ничего дурного по той причине, что отправной точкой всех его действий являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Аль-Бухари и Муслим. Для мусульманина желать своим братьям в исламе того же, чего он желает самому себе, прежде всего значит стремиться принести им пользу и оградить их от вреда. Имеется в виду так же активность и усердие служения его братьям в исламе, источником чего в этом служат для него слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не прекратит Аллах помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату». Ат-Табарани. То же самое относится и к другим словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять его, ни оставлять его без помощи. Помогающему своему брату в нужде его Аллах поможет в его собственной нужде, избавившего мусульманина от какой-нибудь из его печалей Аллах избавит от одной из скорбей Дня воскресения, а покрывшего мусульманина 59 в День воскресения покроет Аллах». Аль-Бухари и Муслим. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах развеет одну из скорбей Дня воскресения для того, кто развеет одну из мирских печалей верующего, а тому, кто облегчит положение оказавшегося в нужде, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире вечном». Муслим. Цель наставлений пророка состоит в распространении духа взаимопомощи в исламском обществе, и в одном из подобных наставлений он указывает на то, что если человек отправится куда-либо, чтобы помочь своему брату в его нужде, это будет для него лучше, чем долгое и неотлучное пребывание в мечети. Об этом сообщается в хадисе, передаваемом со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Для того, кто отправится куда-нибудь, чтобы помочь брату своему в его нужде, это будет лучше пребывания в мечети в течение десяти лет, а того, кто, стремясь к лику Аллаха, пробудет в мечети (хотя бы) один день, Аллах отделит от огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше расстояния между востоком и западом». Ат-Табарани в “Аль-Аусате”. Если же человек будет тяготиться служением людям, имея возможность служить им, то это может привести к прекращению оказания ему милостей. Об этом говорится в хадисе, переданном также со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если Аллах осыпет кого-нибудь из (Своих) рабов милостями, после чего сделает так, что люди станут обращаться к такому человеку за помощью, а он будет проявлять недовольство, это может привести к тому, что милости прекратятся»”. Ат-Табарани в “Аль-Аусате”. В достоверных хадисах можно найти много прекрасных картин, изображающих положение тех, кто окажется в раю. Одной из них является та картина, где представлен человек, испытывающий в раю всевозможные виды блаженства в награду за то, что он убрал с дороги, по которой ходили мусульмане, мешавшее им дерево. Об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит так:
«Я видел человека, наслаждавшегося в раю в награду за дерево, которое он убрал с дороги, так как оно причиняло неудобства мусульманам». Муслим. Итак, устранение того, что вредит мусульманам, является другим видом блага, которое можно им принести, совершив то, что пойдёт людям на пользу. Таким образом, человек, устраняющий то, что мешает и вредит мусульманам, подобен тому, кто приносит им благо и пользу, так как оба они делают нечто полезное для них, и за это оба они будут удостоены награды Аллаха, Его милости и благоволения. Этим и объясняется то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман не только к совершению полезного, но и к устранению приносящего вред, ведь только благодаря сочетанию того и другого община может преуспеть, общество – достичь процветания, а узы любви между сердцами – укрепиться. Об одном из подобных высоких наставлений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждающих человека устранять то, что вредит мусульманам, сообщает Абу Барза, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Однажды я сказал: ”О пророк Аллаха, научи меня тому, что принесёт мне пользу”. Он сказал: «Убирай с дороги (, по которой ходят) мусульмане, то, что мешает (им) »”. Муслим. В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: ”О посланник Аллаха, укажи мне, что я должен делать, чтобы войти в рай”. В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Убирай с дороги то, что мешает (людям), и это зачтётся тебе как садака». Ахмад. Он старается примирять мусульман Одним из признаков проявления внимания к делам мусульман, желания принести им пользу и уберечь их от вреда является стремление примирять их между собой в тех случаях, когда они начинают враждовать друг с другом. Указаний на обязательность стремления примирять мусульман между собой существует больше, чем могут вместить их страницы нашей книги, и к числу их относятся слова Всевышнего, который сказал:
{И если две группы верующих станут сражаться, то примирите их. Если же одна из них чинит произвол по отношению к другой, то сражайтесь с той, что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха60. Когда же она вернётся, примирите их беспристрастно и справедливо и будьте справедливыми: поистине Аллах любит справедливых!} “Комнаты”, 9. Таким образом, в силу этого категорического веления Господа следует примирять между собой две враждующие группы, даже если с той из них, которая проявляет упорство и притесняет другую, придётся сразиться, чтобы справедливость в обществе верующих восторжествовала и между ними снова установились братские отношения. Аллах Всевышний сказал:
{Поистине, верующие – братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали.} “Комнаты”, 10. Несмотря на всю свою занятость делами исламского призыва, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда старался примирять тех, кто ссорился между собой, и это лишний раз указывало мусульманам на обязательность стремления к примирению враждующих. Так, например, передают со слов Абу-ль-Аббаса Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что когда до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о том, что бану амр бин ауф 61 не ладят между собой, он отправился к ним в сопровождении других людей, чтобы примирить их между собой, и отсутствовал, пока не настало время молитвы, о чём сообщается в длинном хадисе, который приводят аль-Бухари и Муслим. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прилагал все свои усилия для того, чтобы в обществе верующих царило братство, а жизнь их наполняли собой согласие, искренность и взаимопонимание, и никогда не прекращал побуждать их к проявлению великодушия и доброты словом и делом. И он уделял этой стороне своей воспитательной деятельности очень много внимания, стремясь к тому, чтобы на смену вспышкам гнева, вражды и упрямства приходили улыбки согласия, спокойствия и снисходительности. Примером этого может служить то, о чём рассказала мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал громкие голоса двух споривших между собой людей, раздававшиеся у дверей его дома. Один из них просил простить часть его долга и проявить доброту, другой же говорил: ”Клянусь Аллахом, я не сделаю этого!” И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним и сказал:
«Где тот, кто клянётся Аллахом, что не сделает добра?»—, после чего этого человека, услышавшего голос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который укорял его, охватил стыд и он отказался от того, что ему причиталось со словами: ”Это я, о посланник Аллаха, и пусть будет так, как он хочет””. Аль-Бухари и Муслим. И ради достижения примирения между людьми пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволял говорить многое из того, в чём люди допускают преувеличения, стремясь склонить на свою сторону охваченные ненавистью души и смягчить окаменевшие сердца. Он не считал это запретной ложью и не относил людей, говоривших такие слова к числу грешных лжецов, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого со слов Умм Кульсум бинт Укба бин Абу Му‘айт, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: “Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не является лжецом тот, кто (старается) примирить людей между собой, сообщая им нечто благое (или: …говоря благое) » ”. Аль-Бухари и Муслим. В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается также, что Умм Кульсум сказала: ”И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди 62, если не считать трёх случаев”—, имея в виду войну, попытки достичь примирения между людьми, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу 63. Он призывает к истине Истинный мусульманин постоянно находится в движении и отличается своей активностью, он всегда нацелен на дело осуществления исламского призыва и не ждёт особых поводов или событий, которые подталкивали бы его к благу, но сам спешит призывать людей к истине в стремлении к щедрой награде, уготованной Аллахом для тех, кто искренне занимается делом призыва, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные им Али, да будет доволен им Аллах:
«И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на путь истинный хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами!» Аль-Бухари. Поистине, благое слово, сказанное искренним призывающим заблудшему, благодаря чему в сердце такого человека будут посеяны семена ведения по правильному пути, вернётся к призывающему в виде награды, которая окажется дороже красных верблюдов, являвшихся в те времена самой большой ценностью для арабов. Но кроме этого к ней добавится и награда, равная наградам всех тех, кто не без участия призывающего встал на путь истинный, на что указал благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Для того, кто станет призывать к правильному пути, уготована награда, равная наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственные награды ни на йоту». Муслим. И поэтому неудивительно, что долготерпение и стойкость призывающих на пути Аллаха достойны зависти, так как они тратят свои средства и время на дело призыва отклонившихся от пути истины. Неудивительно также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отозвался о подобной желательной зависти, сказав:
«Не следует завидовать никому, кроме двоих: тому, кому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом64, и человеку, которому Аллах даровал знание и который судит на основании знания и передаёт его другим». Аль-Бухари и Муслим. И пусть мусульманин, призывающий людей к Аллаху, не считает, что у него слишком мало знаний, так как от него требуется лишь донести до других ту часть истины, которая известна ему самому, даже если речь идёт всего лишь об одном аяте из Книги Аллаха. Именно так и повелевал поступать своим сподвижникам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Передавайте (людям мои слова), даже (если дело будет касаться) только одного аята…” Часть длинного хадиса, приводимого аль-Бухари. И в самом деле, ведь может оказаться так, что человек выйдет на правильный путь благодаря всего лишь одному слову из этого аята, которое затронет собой его сердце и обнаружит в нём одно из таких мест, где скрывается вера, и в результате этого там зажжётся свет ведения по правильному пути, который озарит собой и жизнь, и сердце такого человека, и он превратится уже в другое существо. Для истинного мусульманина вполне естественно думать о других больше, чем о себе, и поэтому он желает другому человеку, которого он считает своим братом, того же, чего желает себе самому, и постоянно заботится о мусульманах, проявляя искренность по отношению к Аллаху, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще, как говорится об этом в одном из хадисов, который приводился нами ранее. Вот почему он не ограничивается тем, что следует по правильному пути сам и приводит к нему членов своей семьи, но старается распространять руководство ислама и среди всех других людей. Он хочет рая не только для себя и для своей семьи, а желает его для всех людей вообще, и поэтому он постоянно призывает их к тому, что приведёт их к раю и удалит от огня. Таковы нравственные качества призывающего, которые отличают его от обычного человека, и, поистине, качества эти столь благородны и высоки, что они заслужили похвалы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его обращения с мольбой с такими словами:
«Да порадует Аллах того, кто услышит от нас что-либо и донесёт это (до других) так, как услышал, ведь иногда тот, кому передают что-то, усваивает больше, чем тот, кто слушал» 65. Ат-Тирмизи. Исламское общество является обществом коллективной ответственности, которую всем его членам необходимо ощущать в наиболее полном и правильном смысле этого слова. Если бы все мусульмане понимали, в чём состоит суть их ответственности перед Аллахом и каждый сознательный член общества выполнял свои обязанности, связанные с осуществлением исламского призыва в своём обществе, то их дела не пришли бы в упадок и они не перестали бы следовать правильным путём своей религии, что в конце концов привело их к тому состоянию, в котором они ныне находятся. Вот почему столь страшные угрозы обращены по адресу людей, имеющих возможность осуществлять призыв, но проявляющих нерадение и утаивающих то знание, которое даровал им Аллах, превращая его в средство возвышения и обретения преходящих мирских благ. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек приобретал знание, которое следует приобретать ради лика Аллаха Всемогущего и Великого 66, только для того, чтобы благодаря ему добиться чего-либо в мире этом, то в День воскресения он не ощутит аромата рая». Абу Дауд. Передают также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человека попросят поделиться знанием, а он утаит его, то в День воскресения его взнуздают уздой из огня». 67 Абу Дауд и ат-Тирмизи. Он побуждает к одобряемому шариатом Побуждение людей к одобряемому шариатом и удержание их от порицаемого им является одним из необходимых условий осуществления призыва к Аллаху. Вот почему мусульманин, занятый делом исламского призыва, побуждает других к одобряемому и удерживает их от порицаемого, обращаясь для этого к помощи разума и мудрости и должным образом готовя себя к этому. Когда у него появляется такая возможность, он собственноручно устраняет порицаемое, если только подобные действия не приведут к ухудшению полложения. Если мусульманин не может устранить порицаемое своими руками, тогда он разъясняет, в чём состоит истина, а если он оказывается не в состоянии сделать и этого, то выражает несправедливости порицание своим сердцем. Поступая так, он действует в соответствии с указаниями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицаемое, изменит это собственноручно, если не сможет, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то — сердцем своим, что станет самым слабым проявлением веры». Муслим. Побуждая других к одобряемому и удерживая их от порицаемого, мусульманин тем самым подтверждает, что он сердечно относится к ним, ведь религия это и есть проявление искренности и сердечности. Это значит, что побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого необходимо для того, чтобы искренность нашла своё практическое выражение. Что же касается искренности (насыха), о которой идёт речь, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал ей определение. Сообщается, что однажды он сказал:
«Религия это проявление искренности». Люди спросили: ”По отношению к кому?” Он ответил: «По отношению к Аллаху, и к Книге Его, и к посланнику Его, и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». Муслим. Эта искренность и осознание необходимости побуждать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого и заставляют искреннего мусульманина открыто говорить правду несправедливым. Если же община лишится таких людей, это будет означать, что сама она лишилась блага, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если ты увидишь, что (члены) общины моей боятся сказать несправедливому: ”Ты несправелив!” — это значит, что (благо) покинуло их!» 68 Ахмад. Указания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали мусульман смело противостоять всему ложному, внушая смельчакам, что проявление ими героизма в противостоянии несправедливым никак не уменьшит их удела и не сократит отпущенного им срока. Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть страх перед людьми ни в коем случае не мешает никому из вас ни говорить правду, если он узнает её, ни напоминать о важном, ибо, поистине, это не приблизит (вашего) срока и не удалит (от вас вашего) удела» 69 Ат-Тирмизи. Согласно другому сообщению, однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился на минбаре, к нему подошёл какой-то человек и спросил: ”О посланник Аллаха, кто из людей является наилучшим?” Он ответил:
«Лучшим из людей является самый лучше всех знающий Коран наизусть, 70, наиболее благочестивый, тот, кто больше всех побуждает других к одобряемому и удерживает их от порицаемого, и тот, чьи связи с родственниками, являются наиболее крепкими» 71. Ахмад и ат-Табарани. Для того, чтобы в исламском обществе побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого стали общепринятым правилом, душам искренних мусульман прививалась смелость и отвага, привычка решительно противостоять ложному и оказывать помощь угнетаемым. Наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были направлены на усиление этих благородных и присущих героям качеств, заверяя людей в том, что Аллах поможет героям, борющимся за истину, и оставит без Своей поддержки трусов, которые истину замалчивают. Так, например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из людей оставит мусульманина без поддержки в таком месте, где его достоинство унижают, а честь оскорбляют, Аллах обязательно оставит его без помощи там, где он захочет её получить. И если кто-нибудь из людей окажет мусульманину поддержку в таком месте, где его достоинство унижают, а честь оскорбляют, Аллах обязательно окажет ему Свою помощь там, где он захочет её получить». Ахмад и Абу Дауд. И поэтому истинный мусульманин отличается решительностью, не замалчивает несправедливость и не уклоняется от помощи истине, не желая, чтобы несправедливость и порицаемое шариатом получили распространение в его обществе. И он постоянно старается изменять порицаемое дозволенным образом, стремясь избежать наказания Аллаха, которое не замедлит обрушиться на всех тех, кто уклоняется от попыток внести необходимые изменения, проявляет малодушие и предпочитает замалчивать истину. Об этом говорит Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, передавая людям слова благородного посланника,. Сообщается, что однажды, когда власть уже перешла к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, он поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху, а потом сказал:
“О люди, поистине, вы читаете аят, в котором сказано: {О те, кто уверовал! Вам следует (беречь) свои души72 (, и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь} “Трапеза”, 105 —, но неверно понимаете его, я же, поистине, слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если люди увидят порицаемое и не изменят этого, Аллах не замедлит подвергнуть наказанию всех их!»” 73 Абу Дауд и ат-Тирмизи. Мусульманин, который искренне исповедует ислам и хранит живую веру, весьма далёк от неопределённости, пассивности и безразличия. Он никогда не проявляет безразличия к религиозным делам, не устраняется от побуждения других к одобряемому, не допускает порицаемого, не любит этого и не отказывается от осуждения и изменения порицаемого, если у него появляется такая возможность, ведь всё, что имеет отношение к религии, очень серьёзно, и шутки здесь неуместны, а всё то, что касается догматов веры, требует решительности и не допускает никаких уступок. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал нас о том, что мы можем уподобиться иудеям, которые стали проявлять нерадивость в делах своей религии и безразличие к ней, и тогда нас постигнет гнев Аллаха и Его отмщение, как это случилось с ними. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, когда среди израильтян, живших до вас, кто-то совершал грех, то находился и такой, кто удерживал и предостерегал его от этого, но на следующий день он уже встречался с ним и разделял с грешником трапезу, будто и не видел вчера его греха. И когда Аллах Всевышний увидел, что они поступают таким образом, Он привёл их сердца к вражде между собой и проклял их через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они не повиновались и преступали границы (дозволенного). И я клянусь Тем, в чьей длани душа моя, что вы обязательно должны побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого, хватать за руки творящего зло и заставлять его склониться к истине, а иначе Аллах непременно приведёт ваши сердца к вражде и проклянёт вас, как проклял их!» 74 Ат-Табарани. Он проявляет тактичность и мудрость, Сознательный мусульманин, занимающийся делом исламского призыва, увещевает людей изобретательно и тактично. Призывая их к истине, он проявляет мудрость и постепенно обучает их установлениям религии, подчиняясь велению Всеблагого и Всевышнего Аллаха, который сказал:
{Призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещания…} “Пчёлы”, 125. Это значит, что прежде всего призывающий должен уметь находить правильный подход к сердцам, внушая им любовь к вере и желание обратиться к религии и опасаясь допустить что-нибудь такое, что может оттолкнуть людей, обидеть их или вызвать их гнев. Придерживаясь этих принципов, он не выкладывает людям всё, что ему известно, сразу же, а учит их постепенно и обращается к ним с увещаниями лишь время от времени, пытаясь понять, что лежит у них на сердце, и стараясь не нагонять на них скуку, не обременять их и не вести слишком долгих разговоров. Именно так поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увещевая людей, о чём нам известно со слов видного сподвижника Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах. Сам Абдуллах бин Мас‘уд имел обыкновение увещевать людей по четвергам, и однажды какой-то человек сказал ему: ”О Абу Абд ар-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!” В ответ он сказал ему: ”Поистине, я не делаю этого только потому, что не желаю вызвать у вас скуку. По этой причине я обращаюсь с увещеваниями по примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который тоже обращался к нам с увещаниями в разное время, опасаясь наскучить нам”. Аль-Бухари и Муслим. Если призывающий тактичен и осуществляет свой призыв правильными методами, он никогда не станет произносить свою проповедь слишком долго, особенно в тех случаях, когда выступает перед большим количеством людей, среди которых могут оказаться пожилые, слабые и больные. Краткость проповеди свидетельствует о том, что произносящий её понимает, в чём состоит суть призыва, и хорошо разбирается в психологии своих слушателей. Именно к этому призывал проповедников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о чём сообщает Аммар бин Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал:
“Поистине, длительность молитв человека и краткость его проповедей свидетельствуют о его понимании, так удлиняйте свои молитвы и будьте кратки в проповедях”. Муслим. Мудрый, тактичный, изобретательный и искусный призывающий всегда проявляет доброту к тем людям, к которым он обращается со своим призывом, и не теряет терпения, сталкиваясь с их невежеством, ошибками, многочисленными утомительными вопросами и неспособностью к быстрому усвоению. В этом он берёт пример с господина призывающих и последнего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предоставлял людям, задававшим ему вопросы, полную свободу действий, мягко отвечал им и учил их, относился к ним как любящий наставник, друг и учител Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|