Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Он садится там, где есть свободное место





Кроме того, отличительным признаком истинного, сознательного и просвещённого мусульманина является воспитанность, которую он неизменно проявляет в любом обществе, где ему приходится бывать. Высокий уровень воспитания достигается благодаря знанию о наставлениях и делах посланника,, а любой из тех, кто придерживается требований подобной воспитанности, становится образцовым членом общества и приобретает необыкновенную мягкость характера.

Прежде всего эти высокие наставления учат мусульманина тому, что ему следует садиться там, где есть свободное место, а не переступать через головы и не расталкивать сидящих, чтобы расчистить себе место среди них в середине. Поступая так, он следует правильным установлениям относительно поведения в обществе, соблюдению которых посланник Аллаха,, научил своих благородных сподвижников, находившихся там, где присутствовал он.

Так, например, сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Когда мы приходили к пророку,, каждый из нас садился там, где было свободное место” 156. Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Мусульманин, соблюдающий подобные правила приличия, не позволяет себе протискиваться между людьми. Если же он делает это, то только с их разрешения и лишь в том случае, когда в этом действительно существует необходимость, поскольку благородный посланник,, запретил садиться между двумя сидящими без их разрешения и предостерёг от этого, сказав:

 

“Человеку разрешается разъединять двух (других людей) только с их позволения” 157. Абу Дауд и ат-Тирмизи

Это было сказано потому, что расталкивание других где бы то ни было является одним из порицаемых поступков, и ислам настойчиво подчёркивает его непристойность, обращая внимание людей на то, что им следует воздерживаться от подобного. На это указывает множество хадисов и иных сообщений, к числу которых относится и сообщение Са‘ида аль-Макбури, сказавшего:

“Однажды я прошёл мимо Ибн Умара, с которым разговаривал какой-то человек. Я подошёл к ним, а он ударил меня в грудь и сказал: ”Если увидишь, что двое разговаривают, не подходи к ним и не подсаживайся к ним, пока не спросишь у них разрешения!”—, на что я сказал: ”Да приведёт Аллах в порядок твои дела, о Абу Абд ар-Рахман, поистине, я лишь хотел услышать от вас нечто благое!”” Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

И если кто-нибудь из сидящих встанет для того, чтобы посадить пришедшего на своё место, ему следует отказаться от этого, и это будет наиболее достойным и соответствующим тому, как поступали благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах.

Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха,, сказал:

 

«Пусть никто из вас ни в коем случае никого не поднимает с места, чтобы сесть на него самому! (Не делайте так), но потеснитесь»”. Аль-Бухари и Муслим.

Что же касается самого Ибн Умара, то он никогда не садился в собрании на то место, которое другой человек уступал ему.

Муслим.

Когда человек найдёт себе место, то в своих разговорах и поступках он, по возможности, должен стараться вести себя так же, как вёл себя благородный посланник,, когда находился в обществе других людей. Он уделял внимание каждому, и ни один из его собеседников не чувствовал, что другому оказывают больше уважения. И он никого не порочил, не упрекал, не выискивал недостатки людей, говорил лишь о том, за что надеялся получить награду Аллаха, и никого не перебивал, пока человек сам не заканчивал говорить или не поднимался со своего места, чтобы уйти. См.: “Жизнь сподвижников”, 1/22-23.

Он, по возможности,
старается не зевать в присутствии других

Воспитанный мусульманин, усвоивший правила поведения в обществе, старается не зевать в присутствии других, если же зевота начнёт одолевать его, он должен пытаться всеми силами бороться с ней, к чему направлял людей благородный посланник,, который сказал:

«Если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть сдерживает ( зевоту), пока может». Аль-Бухари и Муслим.

Если же он оказывается не в силах справиться с ней, пусть прикроет рот рукой, как и велел поступать благородный посланник,, который сказал:

 

«Если кто-нибудь из вас начнёт зевать, пусть прикрывает рот рукой, ибо, поистине, иначе шайтан проникнет внутрь». Муслим.

И в самом деле, зевота в собрании отвратительна, и это не к лицу воспитанному человеку, а поэтому её необходимо подавлять или, по меньшей мере, прикрывать открытый рот рукой, чтобы его не видели присутствующие. Именно к этому направляют людей наставления благородного пророка,, которые учат мусульманина вести себя в обществе так, чтобы его поступки не внушали отвращения присутствующим и не заставляли их думать, что человеку скучно в их обществе и что он хочет покинуть их или желает, чтобы они покинули его.

Он придерживается этических норм ислама, когда чихает

В исламе установлены определённые правила не только для зевающих, но и для тех, кто хочет чихнуть. Эта религия учит мусульманина, как ему следует поступать в подобных случаях, что должен говорить он сам, что необходимо сказать чихнувшему и с какой мольбой нужно обратиться за него к Аллаху.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк,, сказал:

 

«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху Всевышнему, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать чихнувшему: ”Да помилует тебя Аллах!” Что же касается зевоты, то, поистине, она – от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет (зевоту), пока может, ибо когда любой из вас зевает158, шайтан смеётся над ним».

Аль-Бухари.

Таким образом, даже такое простое рефлексивное явление в жизни мусульманина должно подчиняться определённым правилам и установлениям, что заставляет человека в глубине души ощущать, что эта религия была дана для того, чтобы во всём способствовать обретению блага, так как она не оставляет без внимания ни малого, ни большого, но регулирует собой всё, постоянно связывая человека с Аллахом, Господом миров.

Если кто-нибудь чихнёт, ему следует сказать: ”Хвала Аллаху!” При этом услышавший это должен сказать : ”Да помилует тебя Аллах!”—, а чихнувшему необходимо ответить на это так: ”Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!” Именно к этому направляет людей хадис, приводимый аль-Бухари, в котором сообщается, что посланник Аллаха,, сказал:

 

«Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: ”Хвала Аллаху!” —, и пусть брат его ( или: …спутник его) скажет ему: ”Да помилует тебя Аллах!” —, а если он скажет ему: ”Да помилует тебя Аллах!” —, пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): ”Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!”» Аль-Бухари.

Такая форма обращения к Аллаху, иными словами, произнесение слов “Да помилует тебя Аллах!” носит название “ташмит”, и эти слова желательно говорить чихнувшему, если он воздал хвалу Аллаху Всевышнему. Если же он не сделал этого, то говорить ему ничего не надо, о чём пророк,, сказал так:

 

«Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то обратитесь к Аллаху с мольбой за него, а если он не воздаст хвалу Аллаху, то не делайте этого». Муслим.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Однажды двое чихнули в присутствии пророка,, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах!»—, а другому он этого не сказал. Этот человек сказал: ”Когда чихнул такой-то, ты сказал: «Да помилует тебя Аллах!»—, а мне не сказал этого!” В ответ ему пророк,, сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты не сделал этого!»” Аль-Бухари и Муслим.

Обзор формул благопожеланий, которые пророк,, побуждал произносить в тех случаях, когда кто-нибудь чихнёт, показывает, что всё это преследовало большую цель. Суть её состояла в том, чтобы поминать Аллаха и воздавать Ему хвалу, а также в укреплении уз братства, взаимной симпатии и искренней дружбы между мусульманами. Так, чихнувшему следует воздать хвалу Аллаху за избавление от тех ощущений и возбуждения, которые его беспокоили, что же касается услышавшего его слова, то ему нужно призвать на него милость Аллаха, поскольку он услышал, как тот воздаёт Аллаху хвалу, а воздающий хвалу Аллаху всегда заслуживает Его милости. Чихнувший, в свою очередь, должен ответить на это более длинным и полным благопожеланием, выражая свою любовь, симпатию и дружелюбие.

Так ислам направляет даже незначительные инстинктивные явления в жизни мусульман к тому, чтобы они послужили поводом для поминания их Господа, чтобы они возносили Ему хвалу и чтобы в душах их укреплялись узы братства, взаимной симпатии и милосердия по отношению друг к другу.

Кроме того, правила приличия, принятые в исламе, требуют, чтобы чихающий прикрывал рот рукой и старался чихнуть как можно тише, как поступал в подобных случаях и благородный посланник,.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Когда посланник Аллаха,, чихал, он прикрывал рот рукой или одеждой, тем самым приглушая звук”. 159

Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Он не обращает пристальных взглядов
на чужой дом

К числу правил, которых придерживается мусульманин в обществе, относится то, что он не обращает пристальных взоров на дом своего собеседника и не выискивает в нём недостатков, поскольку это не соответствует нравственному облику стыдливого, стремящегося к сокрытию 160 и воспитанного мусульманина. Что же касается благородного посланника,, то он обратился с угрозами к тем, кто даёт волю своим взорам, находясь в обществе других и высматривая всевозможные недостатки, и разрешил выкалывать таким людям глаза. Сообщается, что он сказал:

 

«Людям, дом которых кто-нибудь станет рассматривать без их позволения, дозволяется выколоть рассматривающему его глаз». Аль-Бухари.

Он не уподобляется женщинам

В здоровом исламском обществе невозможно встретить ни мусульманина, который уподоблялся бы женщине, ни женщину, которая уподоблялась бы мужчине, поскольку стремление к уподоблению представителям противоположного пола запрещено шариатом. Мужчина в исламском обществе остаётся мужчиной с присущими ему свойствами, особенностями и функциями. То же самое можно сказать и о женщине, и различия между ними, будь то различия внешние или какие-нибудь иные, не должны стираться. Именно поэтому ислам обращает страшные угрозы по адресу мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Посланник Аллаха,, проклял женоподобных мужчин 161 и мужеподобных женщин”. В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “Посланник Аллаха,, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам”. Аль-Бухари.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Посланник Аллаха,, проклял мужчину, одевающего женскую одежду, и проклял женщину, одевающую мужскую одежду”. Абу Дауд.

 

 

Примечания к главе 9

1Ат-Тирмизи сказал: “Хороший хадис”.

2Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”.

3Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.