Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интегративноориентированные психодинамическиемодели





Влияния когнитивной психологии не избежал и психоанализ. Д. Рапапорту принадлежит попытка «подтянуть» психоанализ к передовому краю академической клинической психологии путем введения понятия «когнитивный стиль личности», которое харак­теризует устойчивые особенности восприятия мира, людей, определяющие поведение и эмоции (RapaportD. — 1958, 1960). Согласно Д. Рапапорту, не защитные механизмы и драйвы (либи-донозные потребности), а именно когнитивный стиль личности определяет типичные формы реагирования, относительно ста­бильный и узнаваемый личностный стиль поведения, а также картину невротических нарушений. Это направление в рамках психодинамической традиции можно назвать когнитивно-психоаналитическим, возникшим в результате попыток вто­рого поколения психоаналитиков углубить представления о функционировании инстанции «Я», ответственной за компро­мисс между внутренними потребностями и требованиями внешней среды.


Среди исследователей когнитивного стиля личности следус iназвать Г. Виткина. Его экспериментальные исследования строи­лись под влиянием теории объектных отношений, когнитивной психологии и гештальтпсихологии. Им было выделено дватипа восприятия объектов (или два типа когнитивного стиля): полезависимый и поле независимый. Дифференцированная и зрелая личностная структура с развитым образом «Я» позволяет воспринимать мир более дифференцированно, вычленять раз­личные элементы и связи между ними. Способность к когнитив­ной дифференциации делает человека более независимым отно­сительно внешних влияний. Эксперименты на выявление когни­тивного стиля вначале проводились Г. Виткиным на примере восприятия, когда испытуемых просили в зашумленном перцеп­тивном поле выделять определенные объекты. Позднее оказалось, что перцептивная дифференцированность связана с высоким уровнем дифференцированности в других сферах психики (Я-концепция, эмоциональное реагирование и т.д.).у

Таким образом, он рассматривал психологическую дифферен­циацию как фундаментальную характеристику, захватывающую всю психическую сферу индивида. Он выделил два стиля — глобальный (недифференцированный) и артикулированный (дифференцированный) и рассматривал глобальность/артикули-рованность как всеобъемлющую характеристику или важнейший параметр когнитивного стиля личности. Его подход к личностной патологии относится к параметрическому.

Исследования показали, что в ходе развития происходит рост перцептивной дифференцированности, а внутренние структуры, в которых представлен перцептивный и жизненный опыт, являются более артикулированными у поленезависимых индивидов, чем у полезависимых. Например, поленезависи-мые инидивиды дают более структурированные ответы в тесте Роршаха, т.е. они более способны накладывать внутренние структуры на воспринимаемое поле. Их также характеризует большая независимость в социальном поведении, большая активность и самостоятельность. Эксперименты подтвердили также, что более низкая когнитивная дифференциация вос­приятия отличает определенные виды психической патологии от нормы (WitkinH. А. — 1954). В частности, это касается лич­ностной патологии.

Дж. Клейн определял когнитивный стиль как относитель­но стабильную систему контроля аффективных побуждений (KleinG. — 1954). Для Р.Гарднера индикатором этой системы и развития личности является способность к вьщелению широкого спектра признаков при оперировании с объектами (GardnerR. et. al. — 1959). Это выражается, в частности, в большом количе­стве характеристик себя, других людей, окружающего мира,


которые способна дать зрелая личность. Эти данные легли в основу диагностического интервью О. Кернберга.

В нашей стране целый ряд исследований личностной патоло­гии в аспекте когнитивного стиля личности был проведен под руководством Е.Т.Соколовой (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986; Соколова Е.Т., Николаева В. В. — 1995; Соколова Е.Т. — 1989; Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001; Со­колова Е.Т., Чечельницкая Е.П. — 2001). В них была предпри­нята попытка связать исследования когнитивного стиля, концеп­цию объектных отношений и идеи отечественной психологии об интериоризации, как ведущем механизме развития психики. Гло­бальный полезависимый стиль оказался характерным для людей с пограничным уровнем личностной патологии, причем это ка­салось как актуальных межличностных отношений, так и ранней привязанности этих испытуемых: «...зависимость и недифферен-цированность интрапсихической организации генетически вы­растали из спутанно-недифференцированной системы насыщен­ных аффектом межличностных отношений и, будучи интериори-зованными, становились генерализованным способом познания, отношения к себе и другому» (Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001. — С. 14).

Исследования когнитивного стиля с помощью конструктов Дж. Келли показали, что при личностной патологии все они связаны между собой, поэтому самооценка является крайне хрупкой и легко «рассыпается» под влиянием частных и локальных обстоя­тельств и неудач, а также под влиянием оценок со стороны других людей (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986).

Современные психодинамические модели личностных рас­стройств носят выраженную интегративную ориентацию. Наи­более известной из них является модель пограничного личност­ного расстройства, разрабатываемая британскими психоаналити­ками П.Фонаги, А. Бейтманом, Дж.Холмсом, направленная на синтез положений теории привязанности и теории объектных отношений. В ней также нашли отражение разработки когнитив­ной психологии и психотерапии. На основе этой модели автора­ми был предложен новый метод лечения пограничного расстрой­ства, доказавший свою эффективность и получивший название терапия, основанная на ментализации {mentalization-basedtreatment).

В современной экспериментальной когнитивной психологии в последние годы выделилась новая область, значительно повли­явшая на разработку моделей психической патологии — это ис­следования социального интеллекта, связанного с восприятием, оценкой и переработкой социальных стимулов (см. гл. 2). Как уже отмечалось нами в главе, посвященной шизофрении, было вы­делено несколько близких друг другу теоретических конструктов.


Конструкт «theoryofmind» — модель или представление о пси­хическом состоянии, также часто употребляют как синоним по­нятия «mentalstateattribution» — атрибуция психического со­стояния или понятия «mentalizing» (ментализация) — способность строить гипотезы относительно намерений, представлений и установок других людей.

Дефицитарная способность к ментализации рассматрива­ется британскими психоаналитиками как важнейший психо­логический дефицит, свойственный наиболее тяжелым формам психической патологии, включая шизофрению и пограничное личностное расстройство (BatemanA., FonagyP. — 2009). Рас­смотренную модель личностной патологии можно назвать моде­лью дефицитарности процессов ментализации как следствии нарушенных отношений с близкими взрослыми в детстве. Характер этих нарушений приводит к тому, что пациенты склон­ны трактовать поведение других людей на основе своего негатив­ного, а нередко травматического детского опыта, приписывая им негативные намерения и установки. Результатом являются неадек­ватные попытки защититься от воображаемого вреда, агрессивное или избегающее поведение, эмоциональные срывы и разрушение интерперсональных отношений. Данная модель имеет много общего с когнитивно-бихевиоральным подходом к личностной патологии А. Бека, который будет рассмотрен далее.

Интерперсональныемодели

Г.Салливен наряду с А.Адлером является основателем интер­персональной парадигмы в психиатрии и психоанализе. Он одним из первых начал разрабатывать теорию влияния культуральных и межличностных факторов на развитие и психическое здоровье человека, рассматривая личность как устойчивую систему паттер­нов повторяющихся интерперсональных ситуаций, которые ха­рактеризуют человеческую жизнь (SullivenH.S. — 1953). Его ти­пология характеров во многом повторяет классификацию психо­патий К. Шнайдера. В то же время описанный им негативисти-ческий характер предвосхитил выделение пассивно-агрессивной личности в современной американской классификации DSM-IV. Идея ведущей роли межличностных отношений в происхожде­нии разных типов патологии характера оказала большое влияние на дальнейшее развитие теории личностных рас-стройств.

Э.Фромм заложил основы понимания роли культуральных факторов в патологии личности. Он выделил разные типы харак­тера, порождаемые современной культурой конкуренции и инди­видуализма, среди них — рыночная ориентация, определяемая следующей формулой межличностных отношений: «Я — то, чего


изволите» (Типологическая модель Э.Фромма. — 1998. — С. 68). «Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсут­ствие всякого специфического свойства, которое не может быть предметом обмена, поскольку любая устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требова­ниями рынка» (там же). Размытая, диффузная идентичностьцентральная характеристика любого глубокого личностного расстройства, прежде всего пограничного и нарциссического. Эта характеристика была подмечена Э. Фроммом с удивительной проницательностью.

Наиболее детальную и глубокую разработку интерперсональ­ный подход к патологии характера получил в работах Карен Хорни. В них явственно просматриваются черты будущей когни­тивной модели эмоциональных и личностных расстройств, а также селф-психологииX. Кохута. К. Хорни выделила ситуатив­ные неврозы и неврозы характера на основании ряда критери­ев, в том числе длительности терапии и легкости достижения терапевтического эффекта. Ситуативный невроз может возник­нуть у любого человека, как реакция на конфликтную ситуацию, которую человек по тем или иным причинам не в состоянии раз­решить. «В неврозах характера терапевтическому лечению при­ходится преодолевать огромные препятствия, и поэтому она продолжается в течение длительного времени, иногда слишком долго для того, чтобы пациент мог дождаться выздоровления; но ситуативный невроз разрешается сравнительно легко» (Хор­ни К. - 1993. - С. 73).

К. Хорни описывает основные формы патологии характера через специфику нарушений межличностных отношений. Базовая тревога — центральное понятие в хорнианском учении о патоло­гии. Она возникает в детстве у тех детей, которые в своей семье не смогли найти надежные, теплые и доверительные отношения. Чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире постепенно кристаллизуется в особый склад характера: «Такой склад характера сам по себе не образует неврозов, но является той питательной почвой, на которой в любое время может развиться определенный невроз. Вследствие той фундаментальной роли, ко­торую данный склад характера играет в неврозах, я дала ему особое название: базальная тревожность, которая неразрывно переплетена с базальной враждебностью» (Хорни К. — 1993. — С. 71).

В отличие от постклассического психоанализа К. Хорни не связывала эти отношения исключительно с материнской фигурой и ранними этапами развития: «Если ребенку повезет иметь, на­пример, любящую бабушку, понимающего учителя, нескольких хороших друзей, его опыт общения с ними может предохранить его от убеждения, что от других людей можно ожидать только плохого» (Хорни К. — 1993. — С. 70).


Согласно К.Хорни, нарушения характера возникают как фор­мы компенсации базовой тревоги, которые позволяют подавлять ее посредством: 1) чрезмерной зависимости от других; 2) изоляции от других; 3) агрессии против других. Описание резко превали­рующей тенденции изоляции от людей, как формы патологии характера фактически предвосхищает выделение избегающего личностного расстройства в современных классификациях. Тен­денция к чрезмерной близости напрямую связана с зависимым личностным расстройством.

В описаниях патологии характера она часто употребляет слово «убеждение». Система дисфункциональных установок и убеж­денийбазовых (о враждебности мира и собственном бес-силии) и компенсаторных {соответствующих трем вышепе­речисленным формам взаимоотношений с людьми)вот тот понятийный аппарат, с помощью которого К.Хорни описала патологию характера. Позднее именно эти понятия стали центральными в когнитивной психотерапии и когнитивных моделях психической патологии.

К.Хорни также одна из первых вводит понятие самости, как некой когнитивной матрицы, определяющей отношение к себе и к миру, в которой преломляются культуральные и семейные влияния. Идеализированный образ «Я» — это тот искаженный образ себя, из которого исключена неудовлетворяющая человека правда о самом себе. При патологии характера эти искажения могут быть очень велики и граничить с психотическим бредом величия: «Если мы примем степень отказа от реальности в каче­стве разграничительного признака между психозами и неврозами, мы сможем рассматривать идеализированный образ как элемент психоза, вплетенный в ткань невроза» (Хорни К. — 1997. — Т. 3. — С. 92).

К.Хорни чрезвычайно точно описала характерный для лич­ностной патологии механизм расщепления, который рассматри­вается в качестве центрального в теории объектных отношений, и в психологии «Я» X. Кохута: «Если невротику важно убедить себя в том, что он действительно соответствует этому идеализи­рованному образу, то он развивает представление о том, что на самом деле обладает выдающимся умом или является утонченным человеком, сами недостатки которого замечательны» (Хорни К. — 1997. - Т. 3. - С. 94).

Если его внимание сосредоточено на разрыве между идеали­зированным образом и реальным «Я», то самой главной его по­требностью становится достижение совершенства. Феноменоло­гически это выражается в «тирании долженствования» — посто­янном повторении словосочетания «я должен» (что я должен чувствовать, что я должен делать) и одержимости в претворении этих долженствований. «В глубине души он убежден, что мог бы


достичь совершенства, если бы был более строг к себе, более жестко себя контролировал, был более бдительным и осмотри­тельным». Идеализированный образ — это не цель, а фиксиро­ванная идея, кумир, который человек боготворит. Идеалы заря­жают энергией, они рождают желание приблизиться к ним, при­тягивают, давая силу, необходимую для роста и развития. Идеа­лизированный образ лишает сил и может даже приводить к не­вротическому ступору, невозможности что-либо делать, он явля­ется бесспорной помехой росту, поскольку либо отрицает недо­статки, либо осуждает их.

Подлинные идеалы ведут к скромности, идеализированный образ ведет к высокомерию» (там же).

Этот феномен ригидных невротических идеалов так или иначе отмечался З.Фрейдом, А.Адлером, Ф.Александером и другими. Впоследствии он получил название «перфекционизма» и стал пред­метом интенсивных эмпирических исследований (Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т. Ю. — 2003; Гаранян Н.Г. — 2006; Гаранян Н.Г. — 2010).

К.Хорни впервые систематически рассмотрела центральные функции такого идеала в жизни человека с патологией характера: 1) поддержание самоуважения, замена подлинной уверенности в себе и гордости; 2) придание смысла существованию, когда идеа­лы или интроекты смутны и противоречивы, а значит, не имеют направляющей силы, поэтому «стремление стать идолом, сотво­ренным самим собой» придает жизни такого человека хоть какой-то смысл, иначе он переживал бы свое существование как абсо­лютно бесцельное, т.е. идеализированный образ подменяет собой подлинные цели и идеалы; 3) создание искусственной гармонии, защитное отрицание конфликтов.

Идеи А.Адлера, Г.Салливена, Э.Фромма и К.Хорни, связав­ших патологию межличностных отношений, патологию культуры и патологию личности были подхвачены представителями экс­периментальной клинической психологии. Это было время, ког­да психодинамический подход завоевывал все большее признание в университетских и академических кругах и из экзотического и революционного направления превращался в традиционное и эмпирически обоснованное.

Экспериментальная проверка различных положений психоа­нализа стала задачей нового поколения его представителей.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.