|
ИнтегративныемоделиМ. Лайнен иДж.ЯнгаВ особую группу в рамках когнитивно-бихевиорального подхода входят интегративно ориентированные модели. В модели пограничного личностного расстройства Марши Лайнен в центр ставится эмоциональная, когнитивная и поведенческая дисрегуляция (Лайнен М. — 2008). Данная модель завоевала широкую популярность благодаря доказанной эффективности разработанного на ее основе метода диалектической терапии, соединяющей принципы и техники когнитивно-бихевиорального подхода и буддизма. Обучение техникам саморегуляции сопровождается подчеркнутым принятием психотерапевтами чувств пациентов и систематическим подкреплением новых форм поведения, которые вырабатываются в ходе терапии. Необходимо отметить отличие подхода М. Лайнен от традиционных моделей рассматриваемого направления: когнитивная дисрегуляция не рассматривается ею как источник эмоциональной и поведенческой — ни одна из сфер психической жизни не считается основной, всем им уделяется равное внимание. М.Лайнен выделила следующие наиболее важные особенности пациентов с пограничным личностным расстройством. Эмоциональная уязвимость. Паттерн значительных трудностей при регулировании отрицательных эмоций, включая высокую чувствительность к негативным эмоциональным раздражителям и медленное возвращение к обычному эмоциональному состоянию, а также осознание и ощущение собственной эмоциональной уязвимости. Самоинвалидизация. Тенденция игнорировать или не признавать собственные эмоциональные реакции, мысли, представления и поведение. Предъявляются к себе нереалистично высокие стандарты и ожидания. Может включать сильный стьщ, ненависть к себе и направленный на себя гнев. Продолжающийся кризис. Модель частых стрессогенных, негативных средовых событий, срывов и препятствий, часть из которых возникает в результате дисфункционального стиля жизни индивида, неадекватного социального окружения или случайных обстоятельств. Подавленные переживания. Тенденция к подавлению и чрезмерно му контролю негативных эмоциональных реакций — особенно тех, ко торые ассоциируются с горем и потерями, включая печаль, гнев, чуй ство вины, стыд, тревогу и панику. Активная пассивность. Тенденция к пассивному стилю решении межличностных проблем, включая неспособность к активному преодолению трудностей жизни, зачастую в комбинации с энергичными попытками привлечь к решению собственных проблем членов своего окружения, выученная беспомощность, безнадежность. Воспринимаемая компетентность. Тенденция индивида казаться более компетентным, чем он есть на самом деле, обычно объясняется неспособностью к генерализации характеристик настроения, ситуации и времени, также неспособность демонстрировать адекватные невербальные сигналы эмоционального дистресса. В последнее время широкое распространение получает так называемая схема-терапия {schema therapy) личностных расстройств исследователя из Колумбийского университета США Джеффри Янга, в основе которой лежит синтез когнитивно-бихевиорального подхода и теории привязанности. Согласно этой модели личностная патология есть следствие глубоких нарушений в отношениях с близкими взрослыми в раннем детстве, их неумения удовлетворить важнейшие потребностиребенка в: 1) надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие); 2) автономии, компетентности и чувстве идентичности; 3) свободе выражать свои истинные потребности и эмоции; 4) спонтанности и игре; 5) реалистичных ограничениях и самоконтроле. Риск развития личностного расстройства, согласно Дж.Янгу, зависит также от особенностей врожденного темперамента, который в значительной степени определяет как характер тяжелого раннего опыта (например, доминирование агрессии скорее провоцирует физический эбьюз со стороны близких взрослых), так и его последствия (отвержение со стороны матери наносит больше вреда робкому и стеснительному от природы ребенку, чем общительному и стремящемуся к контактам с другими людьми). В результате чрезмерной выраженности определенных черт темперамента даже в относительно здоровом окружении у ребенка может возникнуть риск личностной патологии и, напротив, даже благоприятные особенности темперамента в виде уравновешенности и общительности могут привести к формированию пограничного расстройства в условиях, травмирующих психику ребенка. Дж.Янг выделяет ряд негативныхкогнитивных схем, типичных для пограничного расстройства личности и связанных с: 1) отвержением; 2) дефицитом автономии и навыков; 3) отсутствием разумных ограничений; 4) подстройкой под ожидания других; 5) запретом на самовыражение. Схема-терапия, основанная на описанной модели, направлена на перестройку соответствующих когнитивных структур путем удовлетворения фрустрированных потребностей в процессе психотерапии в отношениях с психотерапевтом (Young J., Klosko J., Weishaar M. — 2003). В этом принципиальное отличие его позиции от позиции М.Лайнен, которая отводит психотерапевту более техническую роль. Общее в их позициях — указание на необходимость принятия пациента таким, какой он есть, с его чувствами и проблемами и постоянная поддержка и стимуляция к позитивным изменениям в ходе терапии. Важно еще раз подчеркнуть интегра-тивный характер последних моделей, в которых явно просматриваются также идеи экзистенциально-гуманистической традиции, прежде всего клиент-центрированного подхода К. Роджерса (см. т. 1, гл. 5). Биопсихосоциальныемодели Тенденции к созданию интегративных биопсихосоциальных моделей личностных расстройств существуют как в рамках психодинамического подхода, так и в рамках когнитивно-бихевио-рального. Однако на сегодняшний день можно констатировать отсутствие сколько-нибудь широко признанной и глубоко обоснованной системной модели патологии личности. Разработка такой модели — дело будущего. Вместе с тем в последнее время создаются разнообразные биопсихосоциальные модели пограничного личностного расстройства, характеризующегося особенно яркой и тяжелой симптоматикой, выраженными нарушениями контактов и поведения. М. Стоун предложил диатез-стрессовую модель пограничного расстройства, подчеркнув роль конституциональной уязвимости и ее взаимодействия со средовым стрессом по принципу — чем больше врожденная биологическая уязвимость, тем меньший стресс необходим, чтобы спровоцировать нарушение развития и риск пограничного расстройства личности (Stone M. — 1980). К диатез-стрессовым можно также отнести рассмотренную выше модель О. Кернберга, отметившего важную роль доминирующего аффекта в природном темпераменте ребенка, и Дж.Янга, указавшего на взаимодействие свойств темперамента и влияний среды при формировании пограничного расстройства личности. Исследователи из США М.Занарини и Ф. Франкенбург разработали мультифакторную модель пограничного личностного расстройства, предположив, что это расстройство есть результат взаимодействия природного темперамента, травматического детского опыта, а также неврологических и биохимических дисфункций, которые, в свою очередь, могут являться последствиями воздействия стресса на врожденную уязвимость психики (Zanarini M., Frankenburg F. — 1994). Травматический опыт, например эмоциональное отвержение, физический и сексуальный эбьюзы, могут приводить к хроническому чувству «не-счастливое™», которое относится к главным характеристикам пограничного личностного расстройства и пограничного темперамента. Согласно авторам модели, это, в свою очередь, может приводить к устойчивым биохимическим сдвигам в функционировании нервной системы. Вторым следствием такой организации личности может быть склонность к «ретравматизации» — бессознательному воспроизведению пережитого в детстве травматического опыта в дальнейшей жизни. В модели предлагается классификация травматического опыта, включающая три типа, с которыми соотносятся определенные жизненные события и отношения: 1) ранняя сепарация, хроническое игнорирование чувств ребенка, выраженные эмоциональные дисфункции в семье; 2) вербальный и эмоциональный эбьюзы, пренебрежение физическими нуждами ребенка, психические заболевания родителей; 3) физический и сексуальный эбьюзы, хроническая психическая патология характера у членов семьи, например личностные расстройства или злоупотребление психоактивными веществами. Важно отметить, что авторы проводят определенную параллель между посттравматическим стрессовым расстройством (см. гл. 5) и пограничным личностным расстройством, отмечая много общего в их этиологии и симптоматике (Zanarini M. — 2000; Zanarini M., Frankenburg F. — 1997). Авторы модели также полагают, что максималистский стиль мышления и темперамент этих пациентов приводит к восприятию своего травматического опыта и пережитых чувств, как чего-то настолько ужасного, что не пришлось испытать никому другому. Это приводит их к переживанию таких же экстремально выраженных чувств. Неприятные жизненные события могут выступать в роли стимулов, запускающих все прежние переживания, включая симптомы диссоциации, импульсивные срывы, самодеструктивное поведение, разрывы и конфликты в интерперсональных отношениях. В то же время авторы отмечают трудности обобщенного описания или разработки универсальной модели пограничного расстройства, так как «путей к пограничному расстройству также много, как и самих пограничных пациентов» (Zanarini M., Frankenburg F. — 1997. — Р. 100). * * * Итак, следуетотметить, чтопредставителитрадицийклинической психологиивпроцессеизученияличностныхрасстройствпришливо многомксходныммоделям, хотяииспользовалиразнуютерминоло- гию. Авторыуказываютнаважностьтравматическогоопытаинтерперсональныхотношенийвгенезеличностнойпатологии, атакжена ключевуюролькогнитивныхпроцессов, лежащихвосновевосприятия себяиокружающегомира, авконечномсчетевосноверазнообразных эмоциональныхиповеденческихсимптомов. Травматическийопыти когнитивныеискажениявпроцессевзаимодействиясдругимилюдьмиставятвцентрсвоихмоделейпредставителикогнитивно-бихевио-ральногоподхода (А. Бек, А.Фримен, Дж. Претцер, Дж.Янгидругие), атакжесовременныепредставителипсиходинамическогонаправления, называяуказанныекогнитивныепроцессытермином«ментали-зация» (А. Бейтман, Дж.Холмс, П.Фонагиидругие). Такимобразом, современныемоделиличностнойпатологиипостроеныкакнаисторическомпринципепсиходинамическойтрадиции, такипринципеситуативногодетерминизмакогнитивно-бихевио-ральногоподхода. Такжеследуетотметить, чтовсеэтимоделииспыталивлияниетеориипривязанности, котораяописываетразличные нарушенияэмоциональнойжизнииинтерперсональныхотношений, образасебяидругихспомощьюпонятия«рабочиемодели», производныеотненадежногоопытапривязанности (см. т. 1, подразд. 7.1). Перспективадальнейшейразработкиинтегративныхбиопсихосоциальныхмоделейсвязываетсясизучениемхарактеравзаимодействия врожденнойуязвимойдлястрессаконституцииинеблагоприятных средовыхвлияний. Эмпирическиеисследования Хотя многие исследователи отмечают рост числа личностных расстройств, их эмпирические исследования на основе современной классификации крайне немногочисленны (Тугег Р., Simonsen E. — 2003). Основные из них посвящены пограничному расстройству личности. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|