Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИнтегративныемоделиМ. Лайнен иДж.Янга





В особую группу в рамках когнитивно-бихевиорального под­хода входят интегративно ориентированные модели.

В модели пограничного личностного расстройства Марши Лайнен в центр ставится эмоциональная, когнитивная и по­веденческая дисрегуляция (Лайнен М. — 2008). Данная модель завоевала широкую популярность благодаря доказанной эффек­тивности разработанного на ее основе метода диалектической терапии, соединяющей принципы и техники когнитивно-бихевиорального подхода и буддизма. Обучение техникам само­регуляции сопровождается подчеркнутым принятием психоте­рапевтами чувств пациентов и систематическим подкреплением новых форм поведения, которые вырабатываются в ходе терапии. Необходимо отметить отличие подхода М. Лайнен от традицион­ных моделей рассматриваемого направления: когнитивная дис­регуляция не рассматривается ею как источник эмоциональной и поведенческой — ни одна из сфер психической жизни не счи­тается основной, всем им уделяется равное внимание.

М.Лайнен выделила следующие наиболее важные особенности па­циентов с пограничным личностным расстройством.

Эмоциональная уязвимость. Паттерн значительных трудностей при регулировании отрицательных эмоций, включая высокую чувствитель­ность к негативным эмоциональным раздражителям и медленное воз­вращение к обычному эмоциональному состоянию, а также осознание и ощущение собственной эмоциональной уязвимости.

Самоинвалидизация. Тенденция игнорировать или не признавать собственные эмоциональные реакции, мысли, представления и поведе­ние. Предъявляются к себе нереалистично высокие стандарты и ожида­ния. Может включать сильный стьщ, ненависть к себе и направленный на себя гнев.

Продолжающийся кризис. Модель частых стрессогенных, негатив­ных средовых событий, срывов и препятствий, часть из которых возни­кает в результате дисфункционального стиля жизни индивида, неадек­ватного социального окружения или случайных обстоятельств.


Подавленные переживания. Тенденция к подавлению и чрезмерно му контролю негативных эмоциональных реакций — особенно тех, ко торые ассоциируются с горем и потерями, включая печаль, гнев, чуй ство вины, стыд, тревогу и панику.

Активная пассивность. Тенденция к пассивному стилю решении межличностных проблем, включая неспособность к активному преодо­лению трудностей жизни, зачастую в комбинации с энергичными по­пытками привлечь к решению собственных проблем членов своего окружения, выученная беспомощность, безнадежность.

Воспринимаемая компетентность. Тенденция индивида казаться более компетентным, чем он есть на самом деле, обычно объясняется неспособностью к генерализации характеристик настроения, ситуации и времени, также неспособность демонстрировать адекватные невер­бальные сигналы эмоционального дистресса.

В последнее время широкое распространение получает так называемая схема-терапия {schema therapy) личностных рас­стройств исследователя из Колумбийского университета США Джеффри Янга, в основе которой лежит синтез когнитивно-бихевиорального подхода и теории привязанности. Согласно этой модели личностная патология есть следствие глубоких нарушений в отношениях с близкими взрослыми в раннем детстве, их неуме­ния удовлетворить важнейшие потребностиребенка в: 1) надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие); 2) автономии, компетентности и чувстве идентично­сти; 3) свободе выражать свои истинные потребности и эмоции; 4) спонтанности и игре; 5) реалистичных ограничениях и само­контроле.

Риск развития личностного расстройства, согласно Дж.Янгу, зависит также от особенностей врожденного темперамента, ко­торый в значительной степени определяет как характер тяжелого раннего опыта (например, доминирование агрессии скорее прово­цирует физический эбьюз со стороны близких взрослых), так и его последствия (отвержение со стороны матери наносит больше вреда робкому и стеснительному от природы ребенку, чем общительно­му и стремящемуся к контактам с другими людьми). В результате чрезмерной выраженности определенных черт темперамента даже в относительно здоровом окружении у ребенка может возникнуть риск личностной патологии и, напротив, даже благоприятные осо­бенности темперамента в виде уравновешенности и общительно­сти могут привести к формированию пограничного расстройства в условиях, травмирующих психику ребенка.

Дж.Янг выделяет ряд негативныхкогнитивных схем, типичных для пограничного расстройства личности и связанных с: 1) отвержением; 2) дефицитом автономии и навыков; 3) отсутствием разумных ограничений; 4) подстройкой под ожи­дания других; 5) запретом на самовыражение. Схема-терапия,


основанная на описанной модели, направлена на перестройку соответствующих когнитивных структур путем удовлетворения фрустрированных потребностей в процессе психотерапии в от­ношениях с психотерапевтом (Young J., Klosko J., Weishaar M. — 2003). В этом принципиальное отличие его позиции от позиции М.Лайнен, которая отводит психотерапевту более техническую роль. Общее в их позициях — указание на необходимость при­нятия пациента таким, какой он есть, с его чувствами и пробле­мами и постоянная поддержка и стимуляция к позитивным из­менениям в ходе терапии. Важно еще раз подчеркнуть интегра-тивный характер последних моделей, в которых явно просматри­ваются также идеи экзистенциально-гуманистической традиции, прежде всего клиент-центрированного подхода К. Роджерса (см. т. 1, гл. 5).

Биопсихосоциальныемодели

Тенденции к созданию интегративных биопсихосоциальных моделей личностных расстройств существуют как в рамках пси­ходинамического подхода, так и в рамках когнитивно-бихевио-рального. Однако на сегодняшний день можно констатировать отсутствие сколько-нибудь широко признанной и глубоко обо­снованной системной модели патологии личности. Разработка такой модели — дело будущего.

Вместе с тем в последнее время создаются разнообразные биопсихосоциальные модели пограничного личностного рас­стройства, характеризующегося особенно яркой и тяжелой сим­птоматикой, выраженными нарушениями контактов и поведения. М. Стоун предложил диатез-стрессовую модель пограничного расстройства, подчеркнув роль конституциональной уязвимости и ее взаимодействия со средовым стрессом по принципу — чем больше врожденная биологическая уязвимость, тем меньший стресс необходим, чтобы спровоцировать нарушение развития и риск пограничного расстройства личности (Stone M. — 1980). К диатез-стрессовым можно также отнести рассмотренную выше модель О. Кернберга, отметившего важную роль доминирующего аффекта в природном темпераменте ребенка, и Дж.Янга, указав­шего на взаимодействие свойств темперамента и влияний среды при формировании пограничного расстройства личности.

Исследователи из США М.Занарини и Ф. Франкенбург раз­работали мультифакторную модель пограничного личност­ного расстройства, предположив, что это расстройство есть результат взаимодействия природного темперамента, травмати­ческого детского опыта, а также неврологических и биохимиче­ских дисфункций, которые, в свою очередь, могут являться по­следствиями воздействия стресса на врожденную уязвимость


психики (Zanarini M., Frankenburg F. — 1994). Травматический опыт, например эмоциональное отвержение, физический и сек­суальный эбьюзы, могут приводить к хроническому чувству «не-счастливое™», которое относится к главным характеристикам пограничного личностного расстройства и пограничного темпе­рамента. Согласно авторам модели, это, в свою очередь, может приводить к устойчивым биохимическим сдвигам в функциони­ровании нервной системы.

Вторым следствием такой организации личности может быть склонность к «ретравматизации» — бессознательному воспро­изведению пережитого в детстве травматического опыта в даль­нейшей жизни. В модели предлагается классификация травматического опыта, включающая три типа, с которыми соотносятся определенные жизненные события и от­ношения: 1) ранняя сепарация, хроническое игнорирование чувств ребенка, выраженные эмоциональные дисфункции в семье;

2) вербальный и эмоциональный эбьюзы, пренебрежение физи­ческими нуждами ребенка, психические заболевания родителей;

3) физический и сексуальный эбьюзы, хроническая психическая патология характера у членов семьи, например личностные рас­стройства или злоупотребление психоактивными веществами. Важно отметить, что авторы проводят определенную параллель между посттравматическим стрессовым расстройством (см. гл. 5) и пограничным личностным расстройством, отмечая много обще­го в их этиологии и симптоматике (Zanarini M. — 2000; Zanarini M., Frankenburg F. — 1997).

Авторы модели также полагают, что максималистский стиль мышления и темперамент этих пациентов приводит к восприятию своего травматического опыта и пережитых чувств, как чего-то настолько ужасного, что не пришлось испытать никому другому. Это приводит их к переживанию таких же экстремально выра­женных чувств. Неприятные жизненные события могут выступать в роли стимулов, запускающих все прежние переживания, вклю­чая симптомы диссоциации, импульсивные срывы, самодеструк­тивное поведение, разрывы и конфликты в интерперсональных отношениях. В то же время авторы отмечают трудности обобщен­ного описания или разработки универсальной модели погранич­ного расстройства, так как «путей к пограничному расстройству также много, как и самих пограничных пациентов» (Zanarini M., Frankenburg F. — 1997. — Р. 100).

* * *

Итак, следуетотметить, чтопредставителитрадицийклинической психологиивпроцессеизученияличностныхрасстройствпришливо многомксходныммоделям, хотяииспользовалиразнуютерминоло-


гию. Авторыуказываютнаважностьтравматическогоопытаинтерпер­сональныхотношенийвгенезеличностнойпатологии, атакжена ключевуюролькогнитивныхпроцессов, лежащихвосновевосприятия себяиокружающегомира, авконечномсчетевосноверазнообразных эмоциональныхиповеденческихсимптомов. Травматическийопыти когнитивныеискажениявпроцессевзаимодействиясдругимилюдь­миставятвцентрсвоихмоделейпредставителикогнитивно-бихевио-ральногоподхода (А. Бек, А.Фримен, Дж. Претцер, Дж.Янгидругие), атакжесовременныепредставителипсиходинамическогонаправле­ния, называяуказанныекогнитивныепроцессытермином«ментали-зация» (А. Бейтман, Дж.Холмс, П.Фонагиидругие).

Такимобразом, современныемоделиличностнойпатологиипо­строеныкакнаисторическомпринципепсиходинамическойтрадиции, такипринципеситуативногодетерминизмакогнитивно-бихевио-ральногоподхода. Такжеследуетотметить, чтовсеэтимоделиис­пыталивлияниетеориипривязанности, котораяописываетразличные нарушенияэмоциональнойжизнииинтерперсональныхотношений, образасебяидругихспомощьюпонятия«рабочиемодели», произ­водныеотненадежногоопытапривязанности (см. т. 1, подразд. 7.1). Перспективадальнейшейразработкиинтегративныхбиопсихосоци­альныхмоделейсвязываетсясизучениемхарактеравзаимодействия врожденнойуязвимойдлястрессаконституцииинеблагоприятных средовыхвлияний.

Эмпирическиеисследования

Хотя многие исследователи отмечают рост числа личност­ных расстройств, их эмпирические исследования на основе со­временной классификации крайне немногочисленны (Тугег Р., Simonsen E. — 2003). Основные из них посвящены пограничному расстройству личности.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.