Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала «Удивительные превращения»





Задачи. Формировать у детей умение строить образ способом «включения»: для этого важно научить детей анализировать при­родный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения образа путем его включения в целостность. Учить детей вести активный поиск образа и средств его выражения.

Предварительная работа. Сбор (в корзину или пакет) интересного природного материала во время прогулки в лесу или парке. Если дети не хотят расставаться с найденными ими причудливыми кор­нями, ветками, так как они становятся для них определенными об­разами, данный материал остается для хранения в индивидуальных пакетах детей.

Сортировка природного материала по видам в отдельные короб­ки, в том числе на предыдущем занятии по ознакомлению с при­родой.

Материалы, инструменты, оборудование. Коробки с рассортиро­ванным природным материалом (шишки, раковины, ветки, плоды деревьев, камешки и пр.); пластилин, тонкая проволока; коробка с табличками имен детей группы.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о том, как они собирали природный материал и придумывали, чем могла бы быть та или иная шишка, ветка, камешек. «Сегодня, — говорит она детям, — мы будем мастерить поделки по заказу».

Педагог предлагает каждому ребенку определенный природный материал (например, ракушки) в качестве элемента будущей подел-


ки и говорит: «Это будут уши» (ребенок получает две одинаковые раковины средней величины); «А в твоей поделке это должен быть хвост» (дается одна раковина длинной закрученной формы); «Это будут чьи-то глаза» (две очень маленькие круглые раковины) и т. д. Аналогичные задачи ставятся перед каждым ребенком при раздаче им другого определенного материала.

У большинства детей эти задания вызывают некоторые затруд­нения, они переспрашивают задание, пытаются уточнить: «А чьи глаза?», «А у кого такой хвост?» Воспитатель отвечает: «Это вам решать, подумайте». Дети долго перебирают весь материал, отбирая нужный, перекомбинируя его не один раз. У детей идет активный поиск образа и средств его выражения. При подобных трудностях почти все дети справляются с этим заданием. Тем, у кого не по­лучается после нескольких попыток, оказывает помощь воспитатель наводящими вопросами типа: «Кто же у нас имеет такой красивый хвост, как веер?» Для воплощения названного образа детям можно помочь в подборе нужного материала. Важно, чтобы все дети верили в свой успех.

В завершение занятия все поделки рассматриваются, подмечают­ся интересные решения. Педагог просит некоторых детей рассказать о своей работе. Затем дети переносят свои поделки на место общей выставки, подписывают их на чистом листочке бумаги или находят и выставляют рядом карточку со своим именем.

Поделки остаются на выставке несколько дней. В вечернее время педагог может использовать их для индивидуальной работы с не­которыми детьми по развитию речи, предлагая ребенку рассказать о своей поделке или зарисовать ее. Интересно, что придумывание рассказов вызывает у детей желание изменить поделку, дополнить, передать характер, соответствующий рассказу. И эту возможность необходимо детям предоставлять.

 


СЕНТЯБРЬ. 3 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Содержание нескольких занятий этой недели будет находиться в общем смысловом поле: детей будут знакомить с основными достопримечательностями (цирк, музей, театр, кино) своего или ближайшего города, с тем, что интересного можно увидеть в парке отдыха; уточнят, что такое городской адрес. Дети узнают об одном из красивейших городов нашей страны — Санкт-Петербурге. Создадут коллективную лепную композицию «Парк с фонтанами». Познакомятся с жизнью и твор­чеством А. С. Пушкина.

Занятие по ознакомлению с природой будет посвящено форми­рованию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения в городе; дети будут обсуждать, где лучше на макете города разместить разные объекты, подбирая с экологической пози­ции подходящие места для завода, автозаправочной станции, парка отдыха, жилых домов и пр.

При этом в каждом виде деятельности будут решаться свои, специфические задачи: в конструировании — знакомство с новым способом складывания бумаги дважды пополам и решение задач проблемного характера, в лепке — экспериментирование с пла­стической формой, в аппликации — освоение вырезания округлой формы, в рисовании — знакомство с пейзажем как видом искусства. На занятиях по развитию речи и начал грамоты дети познакомятся с ключевыми словами этой недели: «театр», «цирк», «кино», «парк». Сочетание новых слов с теми, что были освоены на предыдущей неделе, даст возможность детям составлять и читать первые, самые простые предложения. На занятии по математике педагог будет учить детей делить круг на восемь равных частей и правильно называть эти части; развивать у детей понимание отношения части и целого.

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Возле нашего двора есть Кудыкина гора» 2. Аппликация. «Качели-карусели» 3. Физкультура № 3.1. Восстановление техни­ки челночного бега 3x10 м, техники прыжков с разбега. Развитие выносливости посредством увеличения времени подвижной игры («Ло-вишки», «Догони свою пару» и др.)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Целься вернее» Игры по инициативе детей

День недели

день

день

4 день


Временные отрезки дня

После обеда

Вечер

тро

Занятия

Прогулка

После обеда

Вечер

Утро

Занятия

Прогулка

После обеда

Вечер

Утро

Занятия


Содержание образовательной работы

Чтение ра ссказа Н. Носова «Замазка»

Лгры по инициативе детей
Оформление с детьми «музея группы» (см.
шнятие № 3 по познанию окружающего
чира)_____________________________________

4 гры по инициативе детей

Познание окружающего мира. «Городской адрес»

2. Лепка. «Парк с фонтанами»

3. Музыка № 3.1. Слушание музыки: А. Алябьев
«Соловей»; Пение: распевка — рус. нар. песня
«Не летай, соловей», «Песня крокодила Гены»
(муз. В. Шаинского, ел. А. Тимофеевского); Му­
зыкальное движение:
упражнение «От пружинок
до поскоков» («Полька А. Б.»), игровое упраж­
нение «На качелях» (В. Ребиков «Качели»),
творческое движение «Песня крокодила Гены»
муз. В. Шаинского, ел. А. Тимофеевского)

Наблюдения в природе
Подвижные игры «Мы веселые ребята»
Классы», элементы бадминтона
Игры по ини циативе детей__________________

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». С. Пушкина

Игры по инициативе детей

Разные виды детских игр

.. Математика № 3

2. Конструирование из бумаги. «Городские
здания»

3. Пр ирода. «Наш город»__________________

Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка. Восстановление уме­ния лазать по гимнастической стенке вверх, вниз попеременным способом; техники мета­ния на дальность правой и левой рукой. Разви­тие ловкости: ка тание на велосипеде, самокате

Чтение «Сказки о мертвой царевне и о богат ырях» А. С. Пушкина (1-я часть)

Игр ы по инициативе детей

Игр ы по инициативе детей

1. Развитие речи и начала грамоты. «Нас за
тридевять земель не укатит карусель»

2. Рисование. «Пейзажи на вернисаже...»

3. Музыка № 3.2. Слушание музыки: А. Вивалы1>
«Осень»; Игра на детских музыкальных инстру­
ментах:
В. Гаврилин «Каприччио», М. Шмитц
«Солнечный день»; Музыкальное движение
творческое движение А. Вивальди «Осень»


 


62



 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры «Не оставайся на земле», «Городки» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина (2-я часть)
Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Художественная литература. «Александр Сергеевич Пушкин» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 3.2. Восстановление уме­ния отбивать мяч на месте, с продвижени­ем вперед; выполнять специальные беговые упражнения (выбрасывать прямые ноги впе­ред; забрасывая голень назад и др.). Развитие гибкости: общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра по выбору детей Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей Педагог может порекомендовать родителям посетить с детьми достопримечательности своего города или поселка

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Дети продолжают наблюдения за осен­ними изменениями в природе, в том числе за теми, которые проис­ходят с выбранным деревом; ведут календарь природы.

На прогулке воспитатель читает фрагмент стихотворения Е. Трут­невой «Синица»:

Слышу я: звенит синица Средь желтеющих ветвей. — Здравствуй, маленькая птица! Вестница осенних дней!

Воспитатель обсуждает с детьми, почему синица в стихотворении названа «вестницей осенних дней», и объясняет, что сентябрь на­зывают «синичкиным месяцем». С наступлением холодов синички все чаще и все ближе прилетают к жилью человека. Они давно уже стали городскими птицами. Дети наблюдают за синицами, сравни­вают их, выясняют, все ли синицы одинаковы.


Как правило, в городе бывают разные виды синиц, которые отличаются по размеру, окраске. Например, самая крупная и самая часто встречающаяся — большая синица. Она чаще дру­гих прилетает к кормушкам. На нее похожа небольшая синичка московка, но у нее нет желтого пятна на брюшке. Синички гаеч­ки — это мелкие серенькие птички с черной «шапочкой» и такой же бородкой-пятном на горле. Лазоревки — птички со светло-голубой «шапочкой» на голове и такими же крыльями и хвостом. Большинство синиц летает стайками, но лазоревки чаще летают по одиночке.

Дети наблюдают и за другими птицами, выясняют, какие именно птицы живут в городе в это время. Что они едят? Где прячутся от холода?

Воспитатель организует экскурсию в ближайший сквер, парк, на ближайшую улицу. Во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что их окружает. Каких домов больше всего вокруг? Какие еще здания, кроме жилых домов, находятся побли­зости? Какие деревья и кустарники здесь растут? Есть ли газоны, клумбы? Много ли машин ездит по улице? Есть ли в парке лавочки, фонтаны? Ходят ли здесь люди с собаками? (Вопросы зависят от того, что расположено в городе.) Можно ли сказать, что в городе (поселке) наступила осень?

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Педагог разме­щает в пространстве группы игровой материал, востребованный детьми. Кроме того, те иллюстрации, игрушки, постройки, поделки из природного материала, которые использовались или создавались на занятиях, тоже нужно предоставить детям для самодеятельных игр. Так, сконструированный на занятии город можно исполь­зовать в сюжетных играх, дополнив его, например, многоэтаж­ным гаражом, автосервисом и заправкой (что всегда интересно для мальчиков); разместив таблички со словами «цирк», «театр», «кино» или номерами домов, можно обозначить улицы города с перекрестками. Иногда новый атрибут может придать другое на­правление игре: «уличное движение», «семья переезжает на новую квартиру» и пр.

 

Педагог может и сам предварительно создать предметно-игровую среду, которая послужит для детей источником игрового замысла. Например, с помощью модулей или веревки обозначить арену цирка, разместить на ней зайца с барабаном, льва с обручем и прочих «актеров». Воспитатели помнят, что такой прием чаще всего уместен в работе с детьми младшего дошкольного возрас­та. Однако методические приемы не закрепляются за возрастом Детей, а зависят от уровня их игровых умений, кругозора и других факторов.

5 Заказ 1583


РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Возле нашего двора есть Кудыкина гора»

Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Побуждать к сочине­нию небылиц. Учить строить предложения разной грамматической структуры. Развивать фонематическое восприятие, артикуляци­онный аппарат детей. Закреплять умение проводить звуковой и слоговой анализ слова. Воспитывать у детей интерес к письменной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Игровые зоны, органи­зованные воспитателем (театр: маски, куклы, костюмы; цирк: лев в автомобиле, заяц с барабаном, медведь с мячом; кино: экран «теле­визора» и куклы). Наборное полотно. Карточки со словами: ТЕАТР, ЦИРК, КИНО.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение И. Соковня-Семенова «Кудыкина гора»:

Возле нашего двора Есть Кудыкина гора. Над горою ветры дуют, За горою солнце спит. Под горою рак зимует, На вершине рак свистит. Весь четверг дожди и грозы, Рыбы плавают с зонтом, Бродят Сидоровы козы, Носят воду решетом. Там Макар телят не гонит, Из бездонных бочек пьет, Лошадь бубликами кормит, Ну, а дырки сам жует. Что упало и пропало — Тоже под гору попало. Вот какая есть гора Возле нашего двора1:

Педагог задает детям вопросы: «Какие смешные и веселые дела происходят на Кудыкиной горе? Какие «хохотальные» путаницы вы заметили?» Выслушивает ответы детей. Спрашивает, хотят ли они послушать стихотворение еще раз?

Предлагает представить себе, какой город стоит под Кудыкиной горой. Быть может, там сладкие дома, лужи из леденцов, вафельные заборы? Воспитатель выслушивает фантазии детей, в случае затруд­нения оказывает помощь, задавая наводящие вопросы.


Вспомните, в каких местах могут развлекаться дети? Куда могут сходить? (В цирк, зоопарк, театр зверей, кинотеатр, музей и т. п.) В случае необходимости воспитатель задает наводящие вопросы. (Где можно увидеть выступления зверей? Может быть, пойти в цирк? Где можно посмотреть веселые мультфильмы?)

Педагог привлекает внимание детей к созданным им игровым ситуациям (перчаточные куклы, мягкие игрушки-зверюшки — те­атр; заяц с барабаном, медведь с мячом, лев в автомобиле — цирк; экран «телевизора» и куклы перед ним — кинотеатр). Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, какие увеселительные зрелища могут происходить в этих местах? Вот их названия (раскладывает на наборном полотне карточки ТЕАТР, ЦИРК, КИНО). Давайте вме­сте прочитаем: ТЕАТР (ведет рукой внизу карточек слева направо), ЦИРК, КИНО. Кто хочет прочитать эти названия?» Спрашивает желающих. Дети читают хором и по очереди.

Воспитатель говорит: «Под Кудыкиной горой приключилась беда: рак с Кудыкиной горы так свистнул, что поднялся ветер и сорвал все вывески, унес их далеко (кладет карточки на стол). Давайте вер­нем вывески на свои места». Вызывает желающих по одному, просит прочитать любую вывеску и положить ее на прежнее место. Игра повторяется один-два раза.

Воспитатель дает детям «трудное задание». Надо загадать загадку о развлекательных местах, описав, что в них происходит. Один ре­бенок загадывает, другие угадывают и находят карточку с названием этого места (карточки выставлены на наборном полотне). Например: медведь катается на мотоцикле. Где это бывает? (В цирке.) Кощей Бессмертный танцует. Где это бывает? (В кино.)

Затем дети с педагогом разучивают скороговорку, произносят ее в разном темпе, с разной силой голоса, двигаясь по кругу. Читают стихотворение В. Степанова «Хвастуны»:

Строили хвастуны Дом до луны. Да языком Не построишь дом1.

Затем воспитатель напоминает детям, что все слова складываются из слогов. Один из слогов в слове всегда ударный: он произносится более протяжно, выделяется голосом, как будто мы голосом ударяем по нему. С помощью хлопков или шагов дети определяют, какой слог ударный в словах «мама», «вода».

Затем педагог задает детям «каверзные вопросы». Сколько слогов в слове «дом»? В слове «цирк»? В слове «кино»? Какой ударный слог в слове «кино»? Какой первый звук в слове «кино»? Второй? Третий? Последний?


 


1 Большая книга стихов для чтения в детском саду / Сост. Иванова Э. И. и Ток­макова И. П. — М.: Астрель. ACT, 2004. С. 462.


Степанов В. Детки-конфетки. — М: Омега, 2006. С. 35.



В заключение дети разбиваются на две команды, соревнуются, чья команда лучше произнесет скороговорку. Победители награжда­ются аплодисментами.

АППЛИКАЦИЯ сюжетная коллективная «Качели-карусели»

Задачи. Учить детей создавать композицию из самостоятельно вырезанных однородных элементов. Познакомить с рациональным способом вырезания округлой формы — из квадрата или пря­моугольника путем закругления углов. Развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд, чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от компози­ционной основы (качели, карусели, горка). Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Предварительная работа. Порекомендовать родителям семейную воскресную прогулку в парк культуры и отдыха или посещение детской игровой площадки. Подготовка основы для будущей ком­позиции — парк аттракционов (2/з листа внизу — земля зеленого или желтого цвета, '/3 листа вверху — голубое небо с облаками и солнышком).

Материалы, инструменты, оборудование. Квадраты и прямоуголь­ники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги, набор цветной бумаги, фантики, ножницы, простые карандаши, фломастеры, клей, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки. Неза­вершенная композиция как основа для работы. Карточка со словом ПАРК.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, кто из них был в парке отдыха или на детской площадке в сквере, возле дома; нравится ли кататься на каруселях и качелях; кто поднимался на колесе обозрения и кто знает, почему оно так называется?

Затем воспитатель демонстрирует основу для будущей компози­ции, подготовленную заранее с небольшой группой детей в само­стоятельной художественной деятельности. Идет совместное обсуж­дение: где находится земля, где небо, где проходит линия горизонта; воспитатель выкладывает на тонированный лист несколько силуэтов деревьев, вырезанных из картона, и просит детей разместить одни ближе к зрителям (на переднем плане), а другие — более малень­кие — дальше (у линии горизонта).


После этого воспитатель помешает на будущую композицию силуэты каруселей, качелей, колеса обозрения и горки. Сообщает детям, что сейчас они все вместе создадут композицию «Качели-карусели». Для этого нужно вырезать много одинаковых лодочек (кабинок) для качелей, каруселей, колеса обозрения. И посадить в них человечков.

— Сейчас я покажу вам способ, которым многое можно сделать: и человечков, и лодочки, и самолетики. Смотрите и слушайте вни­мательно. Я беру бумажный прямоугольник (полоску), складываю пополам, потом еще раз пополам (показывает), держу за сгиб и закругляю два уголка — вот так: сначала один (уголок упал), по­том другой (еще один уголок упал). Раскрываю (показывает овал) и думаю, во что можно превратить эту фигуру (прикрепляет на фла-нелеграф). Подскажите мне, пожалуйста.

После ответов детей воспитатель приставляет к овалу круг-голову и полоски-ручки. Получился человечек, который хочет покататься на аттракционах. «Что мы для него можем сделать?» Помещает на фланелеграфе еще один овал, приставляет к нему полуовалы или полоски — крылья и хвост — получился самолет на каруселях. Убирает детали, оставляя овал. Спрашивает детей, что еще можно сделать для детской площадки из овала. (Выслушивает ответы де­тей.) После этого снимает овал и перерезает его на две части по сгибу. Показывает полуовалы детям, спрашивает, на что это похоже. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель показывает вариант создания лодочек для качелей. Уточняет, понятен ли детям способ, и предлагает им самим создать разные качели и карусели с человечками.

По мере выполнения работы дети подходят к общей композиции и размещают свои модели на ней. Воспитатель помогает каждому найти удачное место и предлагает аккуратно приклеить. Педагог приклеивает красиво оформленную полоску бумаги со словом ПАРК на общую композицию или может поручить кому-то из детей написать это слово. В конце занятия дети рас­сматривают композицию и рассказывают, что происходит в парке отдыха.

 

После занятия. Педагог может провести индивидуаль­ную речевую работу с детьми по составлению рассказов из личного опыта или по сю­жетной композиции «Качели-карусели».


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Городской адрес»

Задачи. Познакомить детей с тем, что такое адрес человека, с правилами безопасного поведения в городе. Рассказать о достопри­мечательностях города: музее, театре, парке отдыха, кинотеатре и т. д. Познакомить с одним из красивейших городов нашей страны, бывшей столицей — Санкт-Петербургом.

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми создает «музей группы». Обсуждает, что у их группы уже есть своя «исто­рия»: три года совместной жизни и начавшийся четвертый. Поме­щает в «музей» работы детей разных лет, фотографии праздников и т. д. Располагает их в соответствующей последовательности. Пишет название — МУЗЕЙ.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки, открытки с изображением городских зданий: музея, театра, цирка, кинотеатра. Карта города. Карточки со словами: МУЗЕЙ, ЦИРК, ТЕАТР, КИНО. Карта Санкт-Петербурга, открытки с видами достопримечательных мест этого города (Русский музей, Мариинский театр, Летний сад, Зимний дворец и др.).

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что есть в городе. Показывает открытки с разными зданиями, рас­сматривает их особенности и рассказывает, что в этих зданиях на­ходится. «Читает» с детьми слова на табличках и просит детей по­добрать к каждой картинке (открытке) табличку с соответствующим словом. Спрашивает у детей, кто из них был в цирке, кино, театре, музее. Рассматривает с детьми карту города и показывает, где на­ходится в их городе музей, цирк, театр, кинотеатр. Открытки затем прикрепляются к карте города и делаются соответствующие подписи (МУЗЕЙ, ЦИРК, ТЕАТР, КИНО).

Воспитатель называет адреса мест, о которых рассказывает. Объясняет, каким образом составляется адрес: из названия улицы, номера дома (иногда также корпуса или строения). Называет адрес детского сада. Добавляет, что обычно адрес включает в себя еще и номер квартиры. Спрашивает детей, кто из них знает свой адрес.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Э. Успен­ского о смешном слоненке (а может, поросенке), который отправил­ся гулять без мамы и потерялся. Помочь этому слоненку (а может, поросенку) было очень трудно потому, что он не знал своего адреса. В конце концов, дом, где жил слоненок (а может, поросенок) наш­ли, и с тех пор он твердо помнит адрес. Педагог зачитывает отрывок из стихотворения, начиная со слов «В одном огромном парке, /


А может, и не в парке» и до слов «Я сам его запомнил, / Но только позабыл».

Воспитатель говорит детям, что они должны знать свой адрес и номер телефона наизусть. При этом следует соблюдать правила безопасности: не давать свой адрес и номер телефона незнакомым людям и без разрешения родителей.

Затем воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в город Санкт-Петербург. Показывает карту города, просит детей ска­зать, что обозначено на этой карте зеленым, а что голубым цветом. Рассказывает детям, чем знаменит этот город. Что он расположен на берегах большой реки и многих маленьких речек и каналов, на многочисленных островах. В городе очень много красивых старин­ных зданий, дворцов. Петербург часто называют «городом музеев», «каменной сказкой на воде». Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с видами разных старинных зданий Санкт-Петербурга, находит их отличия от произведений современной архитектуры.

После занятия. На занятии по лепке дети узнают о пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе и вылепят свои фонтаны. На за­нятии по рисованию познакомятся с художественными музеями, нарисуют пейзажи и сделают «музейную экспозицию» своих работ. На занятии по художественной литературе познакомятся с рассказом Д. Хармса о А. С. Пушкине.

ЛЕПКА на форме

«Парк с фонтанами»

(коллективная композиция на фольге или зеркале)

Задачи. Инициировать творческие проявления детей при моде­лировании поделок на основе готовых (бытовых) форм. Показать способы создания фонтанов-скульптур путем дополнения готовой бытовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными эле­ментами (скульптуры, струйки воды, камешки). Вызвать интерес к экспериментированию с пластической формой. Учить видеть (выделять и передавать в лепке) особенности внешнего вида пред­метов, их положение в пространстве. Предложить составить кол­лективную композицию на основе зеркала или фольги. Развивать воображение, чувство формы и композиции. Поощрять инициативу детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Готовые бытовые формы небольшого размера: пластиковые и стеклянные бутылочки, коро­бочки, другая упаковка; пластилин, фольга или зеркало, бусины, пуговицы, салфетки, дощечки или клеенка для лепки.


Иллюстрации, открытки для рассматривания фонтанов и озна­комления детей со всемирно известным дворцово-парковым ансам­блем в Петродворце (Петергофе).

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям изображение нескольких фонтанов-скульптур и проводит с ними краткую беседу о том, как выглядят фонтаны и для чего они создаются. Спраши­вает, кто из детей видел фонтаны и где это было. Затем педагог рассказывает детям о Петергофе (Петродворце), который находится недалеко от Санкт-Петербурга, и показывает фотографии или диа­позитивы (видеофильм) о дворцово-парковом ансамбле с системой оригинальных фонтанов и водяных каскадов, изумительных по сво­ей красоте.

Предлагает детям придумать и создать собственный парк с фонтанами-скульптурами. Поясняет, что для этого нужно подобрать необычный материал (коробочки, аптечные пузырьки, парфюмер­ные флаконы) и найти необычный способ изготовления скульптур. Но такой, чтобы фонтан оставался, прежде всего, фонтаном — со струйками или целыми каскадами воды.

Воспитатель уточняет представление детей о фонтанах (обязательно есть конструкция, содержащая водопровод, но она замаскирована кра­сивыми скульптурами в виде кита, дельфина, русалочки... или просто в форме чаши; вода выходит из водопровода не просто так, как она льется дома из крана, а необычно и очень красиво: например, бьет из хобота слона, стекает по хвосту русалочки, ниспадает с крутого обры­ва, как водопад и т. д. и собирается в небольшом бассейне, который, в свою очередь, красиво оформлен мрамором, мозаикой и т. п.).

Педагог еще раз подсказывает, что в лепке фонтанов-скульптур можно использовать готовые формы: небольшие аптечные пузырьки, парфюмерные флаконы, упаковки из-под йогурта и творожка. Они служат прочной и удобной основой.

Воспитатель показывает детям некоторые способы лепки скуль­птур на основе готовой формы (флакон — туловище; голову и другие детали нужно вылепить из пластилина). Спрашивает, как дети будут лепить струйки воды. Обобщает и уточняет ответы детей: раскаты­ваем цилиндры (колбаски) или жгутики и придаем форму струй — изгибаем дугой или в виде крутого завитка, выкладываем в форме волны, лепим отдельные капельки (разрезаем жгутик стекой) и т. д.

Затем воспитатель обращает внимание детей на разнообразие ма­териалов, разложенных на длинном свободном столе; предлагает за­думать свой необычный фонтан-скульптуру. Показывает зеркало или круг, вырезанный из фольги; поясняет, что это бассейн, в котором будут установлены готовые фонтаны-скульптуры. По центру уста­навливает подготовленный заранее фонтан, по краю начинает вы­кладывать двухцветные пластилиновые камушки и предлагает детям слепить еще по 2—3 камушка, соединив в одном комке 2-3 цвета.


Дети выбирают материалы, обдумывают свои замыслы и на­чинают лепить фонтаны-скульптуры (на основе готовых форм). Педагог поддерживает находки детей, связанные с выбором ориги­нального материала или способа, «изобретением» необычной дета­ли. В конце занятия дети переносят свои фонтаны на зеркальную основу и создают коллективную композицию. Педагог размещает рядом с композицией красиво оформленную табличку со словом ПАРК.

После занятия. Во второй половине дня проводится «экскурсия» (прогулка) по самодельному парку с фонтанами-скульптурами.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 3

Задачи. Продолжать учить детей определять на календаре текущее число и день недели, формировать представление о длительности недели. Закреплять знание детьми обозначения чисел от 0 до 10 и их последовательности в числовом ряду. Развивать внимательность и зоркость к знаково-символическим обозначениям. Учить детей де-


 


 




лить круг на восемь равных частей и правильно называть эти части. Развивать у детей понимание отношения части и целого.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: календарь на сентябрь, магнитная доска (наборное полотно, фланелеграф); карточки с числами от 0 до 10 или цифры (из кассы цифр); два бумажных круга из цветной бумаги, диаметром 20 см.

Раздаточный материал: бумажный круг диаметром не менее 10 см (по 2 на каждого ребенка); нож для разрезания бумаги (ножницы).

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд чисел от 0 до 10.

Воспитатель выясняет с детьми, какое сегодня число и день не­дели. Просит одного из детей найти и показать его на календаре. Напоминает детям, что на прошлом занятии по математике они тоже отмечали рамкой тот день. Спрашивает детей, какое это было число и какой день недели, просит посчитать, сколько дней про­шло с предыдущего занятия по математике. Дети пересчитывают, воспитатель обобщает: «Прошло 7 дней, или неделя». Рамка пере­двигается на сегодняшнее число, все вместе читают название дня недели.

Далее проводится игра «Сбежавшие числа». Заранее на доске выставлен ряд из чисел от 0 до 10. Воспитатель предлагает детям посмотреть на этот ряд и определить, все ли в порядке. Затем про­сит детей положить руки на стол, голову на руки и закрыть глаза, а сама убирает цифры 3, 4, 6, но ряд не сдвигает. Предлагает детям открыть глаза, посмотреть и назвать «сбежавшие числа». Дети на­зывают: «Сбежали 3, 4, 6». Воспитатель снова предлагает положить голову на руки и закрыть глаза. А сама помимо 3, 4 и 6, убирает еще и цифры 8 и 9. Просит детей назвать «сбежавшие числа». Если дети называют только 8 и 9, то воспитатель задает вопрос: «А что, 3, 4 и 6 вернулись?» Дети называют все «сбежавшие числа»: «Сбежали 3, 4, 6, 8 и 9». Дети снова закрывают глаза, а воспитатель убирает цифру 0 и предлагает детям, открыв глаза, определить, какие числа сбежали. Правильный ответ: «Сбежали 0, 3, 4, 6, 8, 9». В конце игры воспитатель предлагает двум-трем детям выйти к доске и восстано­вить ряд. А сидящие за столами контролируют выполнение задания, подсказывают. Воспитатель спрашивает всех детей: «Все в порядке? Ряд построен правильно?»

Затем организуется игра «Холодножарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища). Дети встают из-за столов и собира­ются небольшими группами (по четыре-пять человек). Воспитатель говорит: «Давайте договоримся, что каждая группа — это берлога, а вы — медвежата. Мама-медведица ушла. Подул холодный север­ный ветер, пробрался сквозь щели в берлогу, медвежата замерзли и сжались в маленькие клубочки». Дети сжимают руки на груди,


приседают, прижимают голову к коленям, «греются» (10—15 секунд). Стало «жарко» — «медвежата» развернулись, выпрямили спинки, раздвинули «лапки», подняли голову, улыбаются друг другу. Снова подул холодный ветер. И т. д., 3—4 раза.

После игры воспитатель предлагает детям напомнить ей, как можно разделить круг (показывает свой круг из цветной бумаги) на восемь равных частей: «Вы будете подсказывать, а я буду делить». Дети: «Сложите круг пополам так, чтобы линии совпали и полу­чились две половины». Воспитатель выполняет указанные действия и затем разрезает круг на две равные части. Дети: «Возьмите одну половину, сложите ее пополам». Воспитатель складывает и разрезает. Дети: «Теперь возьмите вторую половину и сделайте с ней то же са­мое». Воспитатель выполняет и спрашивает детей: «Сколько частей получилось?» Дети: «Четыре части». Воспитатель: «А нам нужно во­семь. Что сделать, чтобы получилось восемь?» Дети: «Нужно взять каждую часть и разделить ее еше пополам». Воспитатель делает, а дети следят за его действиями, чтобы затем повторить их при деле­нии собственных кругов.

Воспитатель показывает детям одну из полученных частей и спрашивает: «Как ее можно назвать?» Дети: «Одна из восьми». Вос­питатель: «Одна из восьми, или одна восьмая». Воспитатель берет три части и спрашивает: «А как их можно назвать?» Дети: «Три ча­сти из восьми». Воспитатель: «Три из восьми, или три восьмых».

Воспитатель просит детей разделить на восемь равных частей один из лежащих перед каждым из них кругов. Дети делят. Воспи­татель помогает затрудняющимся.

Воспитатель просит: «Покажите одну восьмую». Дети поднимают одну часть из восьми. «Покажите две восьмых». Дети поднимают и показывают друг другу и воспитателю две части из восьми. «По­кажите пять восьмых». Дети выполняют. «Покажите восемь вось­мых». После показа детьми восьми частей воспитатель спрашивает: «А можно показать по-другому? Где еще восемь восьмых?» Дети в недоумении. Воспитатель берет в одну руку свой целый круг и в другую — восемь частей, показывает все это детям. Сначала при­кладывает части, зажатые кучкой в руке, к целому кругу, а затем, показывая на целый круг, спрашивает: «Можно сказать, что здесь восемь восьмых?» Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает детям, пользуясь приемом наложения, разместить свои восемь частей на целом круге так, чтобы полностью закрыть его, прикладывая их друг к другу по линии раз<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.