|
К практическим занятиям по предмету «Патологическая анатомия»Стр 1 из 23Следующая ⇒ Для учащихся отделений: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».
Рецензент: Алипов Габит Каймович PhD MS, Казахстанского медицинского университета
Руководство к практическим занятиям по предмету «Патологическая анатомия» составили: БУКАЕВА ГАЛИЯ КОНАРОВНА – преподаватель Республиканского медицинского колледжа, кмн Есиргепова София Ричардовна кмн, доцент Казахстанского медицинского университета
Руководство рассчитана преподавателям для проведения практических занятий по предмету «Патологическая анатомия» и учащихся медицинских колледжей для углубленного изучения общей и частной патологии по предмету АЛМАТЫ – 2010 год П Р Е Д И С Л О В И Е Патологическая анатомия является одной из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования. Изучение патологической анатомии необходимо для четкого представления о структурных основах патологических процессов, возникающих в организме. Патологическая анатомия дает возможность учащимся медицинских колледжей изучать основы болезней, патологические изменения которые происходят в органах, тканях и клетках в течение болезни, их осложнения и исходы. Изучение патологической анатомии учащимися колледжа начинается с усвоения основ общепатологических процессов, частный курс включает в себя изучение патологической анатомии нозологии. Предусмотрены занятия посвященные аутопсии. Практическое обучение начинается с посещения прозектуры, где учащиеся присутствуют на вскрытии трупа с последующим разбором причины смерти и проведением клинико-анатомического анализа. Практические занятия начинаются с определения исходного уровня знаний полученные на других общемедицинских дисциплинах (анатомия, физиология, гистология, патологическая физиология) и теоретических знаний по патологической анатомии. Для этого можно использовать различные методы опроса (фронтальный, тест-эталонный, решение ситуационных задач и т.д.). Самостоятельная работа учащихся строится на: v изучении и описании макропрепаратов; v изучении, описании и зарисовки микропрепаратов, изученных под микроскопом и с таблиц. В конце занятия проводится определение итогового уровня знаний учащихся (тестовый контроль, решение кроссвордов, ситуационных задач, «игра-слов» - терминами и т.д.) для достижения конечного результата.
ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. ЛЕКЦИЯ №1 Тема № 1: «Содержание, задачи и методы патологической анатомии». Патологическая анатомия – предмет, изучающий закономерности возникновения, развития и завершения болезни. Слово «патологический» происходит от греческого слова «pathos» - болезнь, страдание и «logos» - наука. Патологическая анатомия изучает структурные изменения патологических процессов, возникающих в организме больного человека. Патологическая анатомия включает два раздела: 1. Общую анатомию – изучающую патологические процессы болезней: v дистрофию, некроз; v нарушения кровообращения; v воспаление; v опухоли. 2. Частную патологию или нозологию, изучающую конкретные болезни, их причины, механизм развития, клинику, осложнения и исходы болезней. Патологическая анатомия позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее структурные нарушения, направляет на поиски методов профилактики и лечение болезни. Патологическая анатомия, используя разнообразные морфологические методы, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма.
Существуют три метода исследования:
1. Аутопсия – вскрытие трупов умерших больных, для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причины смерти. По результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз. 2. Биопсия – прижизненное исследование кусочков (биоптат) органов больного. Изучая под микроскопом изменения в биоптате, патологоанатом ставит прижизненный диагноз. 3. Экспериментальное исследование на животных – используют, для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также для оценки эффективности различных методов лечения.
Практическое занятие №1: Тема: «Вскрытие. Содержание, задачи и методы патологической анатомии». Цель занятия: 1. Знакомство с работой патологоанатомов, патологоанатомической службой, работой ПАО техникой вскрытия, изучение посмертных изменений: v устройством секционного зала; v особенностями вскрытия больных, умерших от инфекционных заболеваний, детских аутопсий; v работой гистологического кабинета. 2. Разобрать содержание, задачи и методы патологической анатомии. Вопросы: 1. Что изучает патологическая анатомия? 2. Каковы содержание и задачи патологической анатомии? 3. Значение аутопсии в лечебно-диагностической работе. 4. Значение биопсии для прижизненной диагностики. 5. Значение эксперимента на животных. 3. Патологоанатомическое вскрытие. Учащимся необходимо: v участвовать на вскрытии; v усвоить признаки смерти; v познакомиться с посмертными изменениями органов и тканей, объяснить их механизм развития; v оценить степень выраженности трупного окоченения; v установить стадию развития трупных пятен путем надавливания на них пальцем; v рассмотреть состояние роговицы; v определить время наступление смерти; v сопоставить клинические данные и клинический диагноз (по данным истории болезни) с данными патологоанатомического вскрытия. 4. Роль среднего медицинского работника в работе патологоанатомической службы: v знать приказы и инструкции МЗРК; v знать порядок оформления умерших в условиях стационара и от особо опасных инфекциях; v оформлять направление на исследование в гистологическую лабораторию материала биопсии; v знать методику взятия материала аутопсии, для гистологического исследования, и биопсии, для прижизненной постановки диагноза. ЛЕКЦИЯ № 1 Тема № 2: «Дистрофия. Паренхиматозные, мезенхимальные и смешанные дистрофии. Нарушение минерального обмена. Некроз». ДИСТРОФИЯ.
Дистрофия (от греч.слова «dys» - нарушение и «trophe» - питаю) – сложный патологический процесс, в основе которого лежит нарушение тканевого (клеточного) метаболизма, ведущие к структурным изменениям. Существуют клеточные и внеклеточные механизмы нарушения питания: 1. Клеточные механизмы обеспечиваются структурой самой клетки и ее саморегуляцией. Расстройство ауторегуляции клетки ведет к энергетическому дефициту и нарушению ферментативных процессов, ферментопатии и развитию дистрофии. 2. Внеклеточные механизмы – нарушение функции транспортных систем трофики, что ведет к гипоксии и дистрофии. В зависимости от локализации дистрофии, в паренхиме или строме клеток, различают: v Паренхиматозную дистрофию; v Стромально-сосудистую дистрофию; v Смешанную дистрофию.
I. Паренхиматозные дистрофии. Паренхиматозные дистрофии возникают при нарушении обмена веществ в клетках (нефроцит, гепатоцит, кардиомиоцит) паренхиматозных органов (почки, печень, сердце). В зависимости от вида нарушения обмена веществ различают; 1. Белковые дистрофии – диспротеинозы; 2. Жировые дистрофии – липидозы; 3. Углеводные и минеральные дистрофии. Морфологическая картина дистрофий: 1. Диспротеинозы представлены: v гиалиново-капельной - в цитоплазме клеток накапливаются гиалиновые капли (наступает коагуляция белка); v гидропической дистрофией – нарушается проницаемость клеточной мембраны, поступает вода и образуются вакуоли. 2. Липидозы – характеризуются накоплением нейтральных жиров. Различают: v жировая дистрофия печени – цитоплазму клеток заполняют мелко и крупно – капельные нейтральные жиры, оттесняющие ядро к периферии гепатоцита; жир содержат более 50% гепатоцитов, печень – увеличена в размере; - дряблой консистенции; - глинистая на разрезе; - оранжево-желтого цвета; v жировая дистрофия миокарда - в кардиомиоцитах появляются мелкие включения жира – это пылевидное ожирение, они сливаются в капли и образуется мелкокапельное ожирение, сердце -увеличено в размере; - камеры растянуты, дряблые; - миокард на разрезе тусклый, глинисто-желтый; - в эндокарде – видна желто-белая исчерченность – «тигровое сердце»; v жировая дистрофия почек – липиды появляются в эпителии проксимальных и дистальных отделах канальцев, почки -увеличены в размере; - дряблой консистенции; - корковое вещество набухшее, серое с желтым крапом, заметное сверху и на разрезе. 3. Углеводные дистрофии. Нарушения углеводного обмена связаны с образованием и накоплением белково-полисахаридного комплекса (гликогена и глюкопротеида) в клетках. При сахарном диабете нарушается обмен гликогена, уровень которого регулируется клетками островкового аппарата поджелудочной железы. При нарушении образования инсулина глюкоза не усваивается клетками, повышается концентрация ее в крови (гипергликемия), в моче (глюкозурия), уменьшается запас гликогена в печени, усиливается инфильтрация гепатоцитов липидами и развивается жировая дистрофия печени. В почках обнаруживается инфильтрация канальцев и синтез в них гликогена. Эпителий канальцев повреждается, становится светлым, выявляются гранулы и капли гликогена. II. Мезенхимальные дистрофии (стромально-сосудистые).
Мезенхимальная или стромально-сосудистая дистрофия возникает при нарушении обмена веществ на территории гистиона. Интерстициальная соединительная ткань состоит из: v коллагеновых, эластических и ретикулиновых волокон; v основного вещества, соединяющие эти волокна; v фибробластов, продуцирующих основной белок соединительной ткани – коллаген и гистиоцит.
Причиной развития дистрофии являются инфекции (чаще стрептококковая) и тяжелые иммунные (аутоиммунные) нарушения, ведущие к системной прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани, наблюдающиеся при ревматизме. В зависимости от вида нарушения обмена веществ мезенхимальные дистрофии делят на: 1. Белковые дистрофии - диспротеинозы; 2. Жировые – липидозы; 3. Углеводные. Белковые дистрофии (диспротеинозы). При нарушении белкового обмена в соединительной ткани развиваются следующие виды диспротеиноз: 1.Мукоидное набухание. 2.Фибриноидное набухание. 3.Гиалиноз. 4.Амилоидоз.
1.Мукоидное набухание – поверхностная, обратимая дезорганизация соединительной ткани.. Под влиянием патогенных факторов происходит накопление и перераспределение гликозаминогликанов (кислые мукополисахариды), что сопровождается повышением тканевой и сосудистой проницаемости и основное вещество соединительной ткани набухает, изменяя свои физико-химические свойства.
2. Фибриноидное набухание (или фибриноид) – глубокая, необратимая дезорганизация соединительной ткани.. Гидрофильность соединительной ткани продолжает нарастать и из просвета сосуда выходит фибриноген (белок плазмы крови), развивается фибриноидное набухание. Фибриноид разрушает структуру ткани и ведет к развитию фибриноидного некроза, который может заканчиваться либо склерозом (замещение некроза грубоволокнистой соединительной тканью), либо гиалинозом.
3. Гиалиноз. Этот вид дистрофии необратимый процесс. Гиалиноз состоит из гиалина – это белок, образованный из распавшихся белков соединительной ткани и белков плазмы крови (фибриногена), напоминает гиалиновый хрящ – гомогенный, светлый, блестящий. Гиалиноз развивается в артериолах, строме опухолей, капсулах органов, изменяя их структуру и функции. При гипертонической болезни сосуды головного мозга, сердца и почек теряют свою эластичность, резко суживается их просвет и нарушается кровообращение. Артериолы легко повреждаются, возникает кровоизлияние в мозг, наступает смерть. Гиалиноз почек ведет к их сморщиванию, атрофии и развитию почечной недостаточности. Развивается первично-сморщенная почка. 4. Амилоидоз – образование на базальных мембранах сосудов и в интерстициальной соединительной ткани амилоида, состоящего из 96% белка и 4% углеводов, белков плазмы крови и ткани. Накапливаясь в тканях, амилоид сдавливает и разрушает их структуру. Пораженные органы увеличены в объеме, плотные, на разрезе имеет сальный вид. Селезенка – на разрезе имеет вид зерен саго – это увеличенные фолликулы селезенки напоминающие зерна саго,поэтому называется саговой селезенкой. Равномерное отложение амилоида по всей пульпе селезенки – «сальная селезенка». Почки - амилоид откладывается в стенках сосудов капилляров клубочков, под базальной мембраной канальцев, в сосудах и строме т.е. вся структура почек замещается амилоидом и развивается амилоидный нефроз с последующим склерозом; почки перестают функционировать. Прогноз неблагоприятный.
Жировая дистрофия. Мезенхимальная жировая дистрофия возникает при нарушении обмена холестерина или нейтрального жира. Нарушение обмена холестерина приводит к накоплению холестерина в интиме крупных сосудов и развитию атеросклероза. При увеличении нейтрального жира развивается общее ожирение. Важное значение для организма имеет ожирение сердца, когда жир откладывается под эпикардом, между мышечными волокнами, резче выражено в правом желудочке. Сдавленные мышечные волокна атрофируются, истончаются, снижается их функция и может произойти разрыв миокарда. Причинами ожирения являются: v эндокринные нарушения регуляции жирового обмена; v избыточное питание, неподвижный образ жизни, алкоголизм и т.д. Ш. Смешанные дистрофии. Смешанные дистрофии возникают вследствие нарушения обмена сложных белков и минералов. Сложные белки: - хромопротеиды (окрашенные белки); - нуклеопротеиды (белок связан с нуклеиновыми кислотами); - липопротеиды (белок связан с липидами); - глюкопротеиды (белок связан с углеводами).
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|