|
I. Определение исходного уровня знаний.Учащийся должен вспомнить: · процесс свертывания крови (из физиологии); · особенности кровоснабжения различных органов (из анатомии и гистологии);
На основании изучения материалов лекции и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы: 1. Дать определение всех видов нарушения кровообращения (кровенаполнения, кровотечения, кровоизлияния, стаза, малокровии, тромбоза, эмболии, инфаркта); 2. Причины и механизмы их развития; 3. Макро- и микроскопическая характеристика различных видов нарушения; 4. Функциональное значение и исходы всех видов нарушения кровообращения.
Проверка исходного уровня знаний проводится фронтальным опросом и по тестам.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ: Тест №1. Дайте определение венозного полнокровия: а). Замедление притока крови; б). Уменьшение оттока крови; в). Усиление притока крови; г). Увеличение оттока крови; д). Остановка кровотока.
Тест №2. Когда развивается общее венозное полнокровье: а). При заболеваниях сердца; б). При тромбозе воротной вены; в). При сдавлении верхней полой вены; г). При аневризме аорты; д). При сдавлении вены опухолью.
Тест №3. Как называется печень при хроническом венозном полнокровии: а). Сальная; б). Саговая; в). Бурая; г). Мускатная; д). Глазурная.
Тест №4. Макроскопическая характеристика органов при хроническом венозном застое: а). Уменьшены в размерах, дряблые; б). Увеличены в размерах, плотные; в). С сальным блеском, плотные; г). Тусклые, дряблые; д). Уменьшены в размерах, бурые.
Тест №5. Дайте определение стаза: а). Замедление оттока крови; б). Остановка кровотока; в). Замедление притока крови; г). Свертывание крови; д). Гемолиз эритроцитов.
Тест №6. Дайте определение кровотечения: а). Уменьшение количества крови в организме; б). Выход крови из полости сердца и просвета сосуда; в). Уменьшение количества эритроцитов в крови; г).Уменьшение количества лейкоцитов в крови; д). Уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах.
Тест №7. Укажите причины кровотечения: а). Порок развития сосудов; б). Инфаркт миокарда; в). Повышение сосудистой проницаемости и разрыв сосудов; г). Склероз сосудистой стенки; д). Гиалиноз сосудистой стенки.
Тест №8. Дайте определение кровоизлияния: а) Истечение крови из сосудов; б). Истечение крови из сердца; в). Скопления крови в тканях; г). Свертывания крови в сосудах; д). Свертывание крови в сердце.
Тест №9. Дайте определение тромбоза: а). Циркуляция инородных частиц в сосудах; б). Свертывания крови после смерти; в). Свертывания крови в перикарде; г). Прижизненное свертывание крови в просвете сосудов или полости сердца; д). Пропитывание плазмой стенки сосуда.
Тест№10. Стадия тромбообразования: а). Гемолиз эритроцитов; б). Агглютинизация тромбоцитов; в). Выход эритроцитов из сосудов; г). Краевое стояние лейкоцитов; д). Циркулирует с током крови.
Тест №11. Макроскопическая характеристика тромба: а). Гладкая блестящая поверхность; б). Шероховатая тусклая поверхность; в). Эластичный; г). Свободно выходит из сосудов; д). Циркулирует с током крови.
Тест №12. Исход тромбоза: а). Организация; б). Кровоизлияние; в). Разрыв сосудов; г). Фибриноидное набухание; д). Разъедание стенки сосуда.
Тест №13. Дайте определение эмболии: а). Прижизненное свертывание крови в сосудах; б). Циркуляция в крови форменных элементов; в). Циркуляция в крови, невстречающихся в норме и закупорка ими просвета сосуда; г). Посмертное свертывание крови; д). Выход крови из сосуда.
Тест №14. Дайте определение инфаркта. а). Дистрофический некроз; б). Прямой некроз; в). Нарушение притока крови и развитие дистрофии; г). Очаг некроза, возникший в результате, прекращения кровоснабжения; д). Некроз органа, сообщающегося с внешней средой.
Тест №15. Назовите причины инфаркта: а). Тромбоз сосуда; б). Разрыв сосуда; в). Разрыв сердца; г). Выход эритроцитов; д). Кровоизлияние. Эталоны: 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – Б, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – В, 9 – Г, 10 – Б, 11 – Б, 12 – А, 13 – В, 14 – А, 15 – А.
II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди). v Демонстрация макропрепаратов (см. впереди). v Самостоятельная работа учащихся.
Изучить и описать следующие макропрепараты. · «Мускатная печень». 1. печень пестрая, центральные дольки застойные, синюшные, периферические дольки более светлые, коричневые; 2. печень на разрезе напоминает мускатных орех; 3. указать морфогенез «мускатности» печени.
· «Бурая индурация легких». 1. определить степень кровенаполнения вен и капилляров легкого; 2. определить вид, цвет и плотность легкого; 3. указать причину бурового цвета и уплотнение легкого.
· «Кровоизлияние в головной мозг». 1. найти очаг кровоизлияния, в зоне которого ткань головного мозга разрушена; 2. определить их внешний вид, размеры, цвет свернувшейся крови; 3. разобрать различные виды кровоизлияния; 4. гематомы, геморрагическая инфильтрация, кровоподтек, петехии.
· «Тромбоэмболия легочной артерии». Ø обратить внимание на наличие в просвете легочной артерии тромбоэмбола; Ø описать его цвет, вид, состояние поверхности и отношение к интиме сосуда; Ø указать, в каких сосудах он мог образоваться и каков его исход?
Изучить и зарисовать микропрепараты. 1. «Бурая индурация легких»: Ø под малым увеличением найти участок кровенаполнения вен и капилляров легкого; Ø над большим увеличением изучить состояние межальвеолярных перегородок (утолщены – склероз); Ø в альвеолах найти макрофаги, переполненные бурым пигментом гемосидерином (сидерофаги). Препарат – изучить, описать.
· «Кровоизлияние в головной мозг»: Ø при малом увеличении найти скопление эритроцитов очаг кровоизлияния в ткани мозга; Ø при большом увеличении отметить состояние эритроцитов и ткани мозга в зоне кровоизлияния, вокруг нее, состояние стенок артериол; Ø найти наличия зон просветления вокруг полнокровных капилляров, т.е. очага кровоизлияния. Препарат – зарисовать. · «Организация тромба»: Ø обратить внимание на врастание молодой соединительной ткни в тромботические массы со стороны интимы; Ø на появление в тромбе каналов, выстланных энтотелием. Препарат – зарисовать. · «Эмболический гнойный нефрит»: · найти бактериальные эмболы в сосудах; · найти множество мелких очагов абсцедирования. Препарат – зарисовать.
· «Ишемический инфаркт почки»: Ø найти участок инфаркта; Ø найти границу нормальной почечной ткни в зоне инфаркта и зону демаркацинной линии. Препарат – зарисовать, обозначив: 1. нормальную почечную ткань; 2. некротизированный участок; 3. капсулу вокруг инфаркта.
Примерные задачи (для самоконтроля). Задача №1. После перенесенного инфаркта миокарда у больного развилась хроническая сердечная недостаточность, которая и явилась причиной смерти. Вопросы: 1. Какая макроскопическая картина печени на вскрытии? 2. Микроскопическая картина в центре и на периферии печеночных долек. 3. Исход хронического венозного застоя в печени. Ответ №1: 1. Мускатная печень. 2. В центре – полнокровие, кровоизлияния, гибель гепатоцитов, на периферии – жировая дистрофия гепатоцитов. 3. Мускатный фиброз печени.
Задача №2. У больного, страдавшего врожденной аневризмой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии было обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена. Вопросы: v Какова причина кровотечения? v Какой вид кровоизлияния имеет место (название)? Ответ №2: v Разрыв стенки аневризма. v Гематома.
Задача №3. При вскрытии обнаружены следующие изменения: · в интиме аорты множество желтовато-белесоватые бляшки, местами изъязвленные; · фиксированные в интиме массы с нервной, тусклой поверхностью, серо-красного цвета, суживающие просвет аорты; · в просвете легочной артерии видны массы красноватого цвета, по форме повторяющие легочную артерию, с блестящей эластичной поверхностью. Вопросы: 1. Какие изменения произошли в интиме аорты? 2. Что за массы в интиме сосуда, суживающие его просвет? 3. Какая причина, вызвавшая смерть? 4. Какие изменения сосуда способствовали тромбообразованию? Ответ №3: 1. Бляшки и изъявления интимы аорты. 2. Тромб в аорте. 3. Тромбоэмболия легочной артерии. 4. Атеросклероз аорты.
III. Определение итого уровня знаний учащихся. Можно определить итоговый уровень знания с помощью составления кроссворда и описания значения терминов по теме занятия:
1. Расстройство. 22. Гематома. 2. Нарушения. 23. Геморрагия. 3. Кровенаполнения. 24. Пропитывание. 4. Полнокровие. 25. Кровоподтеки. 5. Артериальное. 26. Петехии. 6. Венозное. 27. Тромбообразование. 7. Малокровие. 28. Тромбоцит. 8. Ишемия. 29. Протромбин. 9. Гипоксия. 30. Тромбин. 10. Кровотечение. 31. Фибриноген. 11. Кровоизлияние. 32. Фибрин. 12. Плазморрагия. 33. Агглютинация. 13. Стаз. 34. Коагуляция. 14. Тромбоз. 35. Рассасывание. 15. Эмболия. 36. Организация. 16. Отток. 37. Инкапсуляция. 17. Приток. 38. Некроз. 18. Гиперемия. 39. Склероз. 19. Ангиоспастический 40. Тромбоэмболия. 20. Обтурация. 41. Бактериальная. 21. Компрессия. 42. Тканевая. 43. Ортоградная. ЛЕКЦИЯ №3 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|