Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Дистрофия. Паренхиматозные, стромально-сосудистые





(мезенхимальные) и смешанные дистрофии. Нарушение

Минерального обмена. Некроз».

Цель занятия:

Ø усвоить общие принципы классификации дистрофических процессов;

Ø назвать причины и механизмы развития дистрофии;

Ø давать характеристику различных видов дистрофий на макро- и микро препаратах;

Ø оценивать функциональное значение всех видов дистрофии и их исходов.

Оснащение занятия:

1. Таблица, альбом–атлас, рисунки (ксерокопии), раздаточный материал (тесты, задачи, кроссворды и т.д.);

2. Макропрепараты:

Ø «Жировая дистрофия миокарда» («Тигровое сердце»);

Ø «Ожирение сердца»;

Ø «Атеросклероз аорты»;

Ø «Камни почек».

3. Микропрепараты:

Ø «Ожирение миокарда»;

Ø «Гиалиноз сосудов почки»;

Ø «Амилоидоз селезенки»;

Ø «Бурая индурация легких»;

Ø «Ишемический инфаркт почки».

 

План занятия

(продолжительность 4 часа – 180 минут)

 

1. Определение исходного уровня знаний:

Ø полученные по другим общемедицинским дисциплинам – 5 мин.

Ø полученные по теме занятий (вопросы и тесты) – 10 мин.

2. Объяснение преподавателя (ориентировочное действие) – 15 мин.

3. Демонстрация макропрепаратов – 10 мин.

4. Самостоятельная работа учащихся – 120 мин.

Ø изучение и описание макропрепаратов;

Ø изучение, описание морфологических изменений и зарисовка микропрепаратов.

5. Определение итогового уровня знаний учащихся (задачи, тесты или

кроссворды) – 20 мин.

 

I. Определение исходного уровня знаний.

Учащийся должен вспомнить:

v строение и функцию паренхиматозных органов: (печени, почки, сердце из анатомии);

v строение и функцию соединительной ткани (гистиона) и механизмы сосудистой проницаемости (из гистологии и биохимии);

v характеристику нуклеопротеидов, эндогенных пигментов, механизм регуляции обмена кальция (из гистологии, физиологии);

v строение и функцию клеток (гистология).

На основании изучения материалов лекций учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы:

1. Определение дистрофии.

2. Классификация дистрофии. Классификация паренхиматозной, стромально-сосудистой и смешанной дистрофии в зависимости от вида нарушения обмена.

3. Причины и механизмы развития всех видов дистрофий.

4. Макро- и микроскопическая характеристика всех видов дистрофий.

5. Функциональные значения и исходы всех видов дистрофий.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ:

Тест №1. Какой из патологических процессов является дистрофией?

а). Нарушение снабжения клеток кислородом;

б). Усиление обмена веществ;

в). Некробиоз;

г). Нарушение обмена веществ в тканях, с повреждением их структур;

д). Фибринозное воспаление.

 

Тест №2. Какие изменения характерны для «тигрового сердца»?

а). Гиалиново-капельная дистрофия;

б). Зернистая дистрофия;

в). Гидропическая дистрофия;

г). Жировая дистрофия;

д). Смешанная дистрофия.

 

Тест №3. Дайте определение мезенхимальной дистрофии:

а). Нарушение обменных процессов в паренхиме органах;

б). Нарушение обмена веществ в строме органов и стенках сосудов;

в). Нарушение обмена веществ в строме органов и паренхиме;

г). Нарушение кровообращения в органах;

д). Нарушение обмена нуклеопротеидов.

 

Тест №4. Назовите виды мезенхимальных дистрофий:

а). Мутное набухание, зернистая дистрофия;

б). Гидропическая дистрофия, гликогеноз;

в). Мукоидное набухание, гиалиноз;

г). Амилоидоз, гиалиново-капельная дистрофия;

д). Гликогеноз, жировая дистрофия.

 

Тест №5. Характеристика мукоидного набухания:

а). Развивается в клетках соединительной ткани;

б). Поверхностная дезорганизация соединительной ткани;

в). Характеризуется накоплением липидов;

г). Характеризуется накоплением билирубина;

д). Заканчивается некрозом.

 

Тест №6. Макроскопическая картина органов при амилоидозе:

а). Уменьшены, плотные;

б). Увеличены, плотной консистенции;

в). Увеличены, дряблой консистенции;

г). Уменьшены, кровоизлияние;

д). На разрезе участки некроза.

 

Тест №7. Какое заболевание может осложниться амилоидозом?

а). Гипертоническая болезнь;

б). Пиелонефрит;

в). Гломерулонефрит;

г). Хронический абсцесс легкого;

д). Атеросклероз.

 

Тест №8. Дайте определение смешанных дистрофий.

а). Нарушение обмена веществ в строме органов;

б). Нарушение обмена веществ в паренхиме органов;

в). Нарушение обмена сложных белков и минералов в строме органов и паренхиме;

г). Нарушение обмена липидов;

д). Нарушение обмена углеводов.

 

Тест №9. Назовите гемоглобиновый пигмент, имеющий значение в обмене железа:

а). Гемомеланин;

б). Липофусцин;

в). Гематин;

г). Билирубин;

д). Ферритин.

 

Тест №10. Назовите виды желтух:

а). Подпеченочная, печеночная;

б). Местная, распространенная;

в). Септическая;

г). Застойная, токсическая;

д). Вирусная, инфекционная.

 

Тест №11. Назовите болезнь, при которой развивается меланоз:

а). Альбиниз;

б). Аддисонова болезнь;

в). Меланома;

г). Невус;

д). Гемосидироз.

 

Тест №12. Определите состав нуклеопротеидов:

а). Белок, нуклеиновые кислоты;

б). Белок, жирные кислоты;

в). Белок, полисахариды;

г). Белок, минералы;

д). Аминокислота, минерал.

 

Тест №13. Определите виды нарушения нуклеопротеидов:

а). Гемосидироз;

б). Подагра;

в). Гемохромотоз;

г). Болезнь Гоше;

д). Болезнь Вильсона-Коновалова.

 

Тест №14. Какие изменения ведут к образованию подагрических

шишек:

а). Выпадение солей мочевой кислоты;

б). Отложение липидов;

в). Накопление гликозаминогликанов;

г). Отложение амилоида;

д). Отложение гиалина.

 

Тест №15. Назовите органы, участвующие в регуляции обмена

кальция:

а). Околощитовидная железа;

б). Печень;

в). Селезенка;

г). Почки;

д). Сердце.

 

Тест №16. Назовите изменения органов и тканей, предшествующие

дистрофическому обызвествлению:

а). Дистрофия, некроз;

б). Липидоз;

в). Гемосидероз;

г). Меланоз;

д). Гиалиноз, кровоизлияние.

 

Тест №17. Дайте определение некроза:

а). Нарушение обмена в паренхиме органа;

б). Гибель организма;

в). Гибель клеток и тканей в живом организме;

г). Нарушение обмена в строме органа;

д). Нарушение кровообращения.

 

Тест №18. Определите микроскопические признаки некроза клетки:

а). Аутолиз, гибель клетки;

б). Кариорексис, плазмолиз;

в). Паранекроз, парабиоз

г). Некробиоз, анабиоз;

д). Дистрофия.

 

Тест №19. Дайте определение гангрены:

а). Сосудистый некроз;

б). Токсический некроз;

в). Некроз ткани, соприкасающийся с внешней средой;

г). Сухой некроз;

д). Влажный некроз.

 

Тест №20. Исход сухого некроза

а). Расплавление некротических масс;

б). Киста;

в). Организация;

г). Мумификация;

д). Асептический аутолиз.

 

Тест №21. Исход влажного некроза:

а). Петрификация;

б). Оссификация;

в). Киста;

г). Рубцевание;

д). Инкапсуляция;

 

Эталоны. 1 – Г, 2 – Г, 3 – Б, 4 – В, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Г, 8 – В, 9 – Д, 10 – А, 11 – Б, 12 – А, 13-Б, 14-А, 15-А, 16-А, 17-В, 18-Б,19 – В, 20 – В, 21 – В.

 

II. Объяснение преподавателя представляет собой ориентировочное действие. В объяснении указывается последовательное изучение препаратов, дается характеристика макропрепаратов и микропрепаратов, подчеркивается, какие вопросы темы раскрываются при их изучении.

III. Демонстрацию макропрепаратов проводит преподаватель с участием учащихся, где следует:

v назвать какой орган или ткань;

v отметить изменения органа или ткани;

v описать размер, форму, консистенцию, поверхность, цвет, вид на разрезе органа.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Изучить и описать следующие макропрепараты.

1. «Жировая дистрофия миокарда» («Тигровое сердце»):

- обратить внимание на размеры сердца, состояние его полостей;

- на консистенцию сердечной мышцы и ее цвет;

- на особенности миокарда желудочков;

- найти в миокарде чередование желтых и красных полос;

- указать, какой вид нарушения обмена жиров имеет место,

механизм возникновения и исход.

 

2. «Ожирение сердца»:

- описать внешний вид сердца;

- его размеры, цвет мышцы на разрезе;

- обратить внимание на количество жира под эпикардом;

- разрастание жировой ткани в строме сердца;

-отметить причины, значение для организма и исходы нарушения

обмена нейтрального жира.

 

3. «Атеросклероз аорты»:

- обратить внимание на изменение внутренней поверхности

сосудов;

- отметить особенности изменения интимы аорты;

- наличие в ней желтоватых полос, пятен и выбухающих бело-

желтых бляшек;

- описать причину такого поражения и исход.

 

4. «Камни почек»:

- отметить количество камней, их величину, цвет;

- изменение ткани почки вокруг ткани;

- описать состав мочевых камней, причины образования и

последствия мочекаменной болезни.

 

Изучить и зарисовать микропрепараты:

1. «Ожирение сердца»

- найти участки разрастания жировой ткани в строме миокарда;

- обратить внимание на сдавленные, атрофированные волокна

миокарда в этих участках;

- отметить последствия отложения жира между мышечными

волокнами. Препарат – зарисовать.

2. «Гиалиноз сосудов селезенки»

- изучить толщину стенок сосудов, ширину его просвета,состояние

внутренней и средней оболочки;

- обратить внимание на утолщение стенок сосудов, вследствие отложения гомогенных масс гиалина. Препарат – зарисовать.

3. «Амилоидоз селезенки» (саговая селезенка )

- найти отложение амилоидных масс в фолликулах селезенки;

- отметить состояние центральных артерий;

- определить цвет амилоидных масс. Препарат – изучить.

4. «Амилоидоз почки»

- найти отложение амилоидных масс в клубочках почки, сосудах, строме, под базальную мембрану канальцев;

- обратить внимание на цвет амилоидных масс. Препарат –

зарисовать.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.