|
Тема: «Дистрофия. Паренхиматозные, стромально-сосудистые(мезенхимальные) и смешанные дистрофии. Нарушение Минерального обмена. Некроз». Цель занятия: Ø усвоить общие принципы классификации дистрофических процессов; Ø назвать причины и механизмы развития дистрофии; Ø давать характеристику различных видов дистрофий на макро- и микро препаратах; Ø оценивать функциональное значение всех видов дистрофии и их исходов. Оснащение занятия: 1. Таблица, альбом–атлас, рисунки (ксерокопии), раздаточный материал (тесты, задачи, кроссворды и т.д.); 2. Макропрепараты: Ø «Жировая дистрофия миокарда» («Тигровое сердце»); Ø «Ожирение сердца»; Ø «Атеросклероз аорты»; Ø «Камни почек». 3. Микропрепараты: Ø «Ожирение миокарда»; Ø «Гиалиноз сосудов почки»; Ø «Амилоидоз селезенки»; Ø «Бурая индурация легких»; Ø «Ишемический инфаркт почки».
План занятия (продолжительность 4 часа – 180 минут)
1. Определение исходного уровня знаний: Ø полученные по другим общемедицинским дисциплинам – 5 мин. Ø полученные по теме занятий (вопросы и тесты) – 10 мин. 2. Объяснение преподавателя (ориентировочное действие) – 15 мин. 3. Демонстрация макропрепаратов – 10 мин. 4. Самостоятельная работа учащихся – 120 мин. Ø изучение и описание макропрепаратов; Ø изучение, описание морфологических изменений и зарисовка микропрепаратов. 5. Определение итогового уровня знаний учащихся (задачи, тесты или кроссворды) – 20 мин.
I. Определение исходного уровня знаний. Учащийся должен вспомнить: v строение и функцию паренхиматозных органов: (печени, почки, сердце из анатомии); v строение и функцию соединительной ткани (гистиона) и механизмы сосудистой проницаемости (из гистологии и биохимии); v характеристику нуклеопротеидов, эндогенных пигментов, механизм регуляции обмена кальция (из гистологии, физиологии); v строение и функцию клеток (гистология). На основании изучения материалов лекций учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы: 1. Определение дистрофии. 2. Классификация дистрофии. Классификация паренхиматозной, стромально-сосудистой и смешанной дистрофии в зависимости от вида нарушения обмена. 3. Причины и механизмы развития всех видов дистрофий. 4. Макро- и микроскопическая характеристика всех видов дистрофий. 5. Функциональные значения и исходы всех видов дистрофий.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ: Тест №1. Какой из патологических процессов является дистрофией? а). Нарушение снабжения клеток кислородом; б). Усиление обмена веществ; в). Некробиоз; г). Нарушение обмена веществ в тканях, с повреждением их структур; д). Фибринозное воспаление.
Тест №2. Какие изменения характерны для «тигрового сердца»? а). Гиалиново-капельная дистрофия; б). Зернистая дистрофия; в). Гидропическая дистрофия; г). Жировая дистрофия; д). Смешанная дистрофия.
Тест №3. Дайте определение мезенхимальной дистрофии: а). Нарушение обменных процессов в паренхиме органах; б). Нарушение обмена веществ в строме органов и стенках сосудов; в). Нарушение обмена веществ в строме органов и паренхиме; г). Нарушение кровообращения в органах; д). Нарушение обмена нуклеопротеидов.
Тест №4. Назовите виды мезенхимальных дистрофий: а). Мутное набухание, зернистая дистрофия; б). Гидропическая дистрофия, гликогеноз; в). Мукоидное набухание, гиалиноз; г). Амилоидоз, гиалиново-капельная дистрофия; д). Гликогеноз, жировая дистрофия.
Тест №5. Характеристика мукоидного набухания: а). Развивается в клетках соединительной ткани; б). Поверхностная дезорганизация соединительной ткани; в). Характеризуется накоплением липидов; г). Характеризуется накоплением билирубина; д). Заканчивается некрозом.
Тест №6. Макроскопическая картина органов при амилоидозе: а). Уменьшены, плотные; б). Увеличены, плотной консистенции; в). Увеличены, дряблой консистенции; г). Уменьшены, кровоизлияние; д). На разрезе участки некроза.
Тест №7. Какое заболевание может осложниться амилоидозом? а). Гипертоническая болезнь; б). Пиелонефрит; в). Гломерулонефрит; г). Хронический абсцесс легкого; д). Атеросклероз.
Тест №8. Дайте определение смешанных дистрофий. а). Нарушение обмена веществ в строме органов; б). Нарушение обмена веществ в паренхиме органов; в). Нарушение обмена сложных белков и минералов в строме органов и паренхиме; г). Нарушение обмена липидов; д). Нарушение обмена углеводов.
Тест №9. Назовите гемоглобиновый пигмент, имеющий значение в обмене железа: а). Гемомеланин; б). Липофусцин; в). Гематин; г). Билирубин; д). Ферритин.
Тест №10. Назовите виды желтух: а). Подпеченочная, печеночная; б). Местная, распространенная; в). Септическая; г). Застойная, токсическая; д). Вирусная, инфекционная.
Тест №11. Назовите болезнь, при которой развивается меланоз: а). Альбиниз; б). Аддисонова болезнь; в). Меланома; г). Невус; д). Гемосидироз.
Тест №12. Определите состав нуклеопротеидов: а). Белок, нуклеиновые кислоты; б). Белок, жирные кислоты; в). Белок, полисахариды; г). Белок, минералы; д). Аминокислота, минерал.
Тест №13. Определите виды нарушения нуклеопротеидов: а). Гемосидироз; б). Подагра; в). Гемохромотоз; г). Болезнь Гоше; д). Болезнь Вильсона-Коновалова.
Тест №14. Какие изменения ведут к образованию подагрических шишек: а). Выпадение солей мочевой кислоты; б). Отложение липидов; в). Накопление гликозаминогликанов; г). Отложение амилоида; д). Отложение гиалина.
Тест №15. Назовите органы, участвующие в регуляции обмена кальция: а). Околощитовидная железа; б). Печень; в). Селезенка; г). Почки; д). Сердце.
Тест №16. Назовите изменения органов и тканей, предшествующие дистрофическому обызвествлению: а). Дистрофия, некроз; б). Липидоз; в). Гемосидероз; г). Меланоз; д). Гиалиноз, кровоизлияние.
Тест №17. Дайте определение некроза: а). Нарушение обмена в паренхиме органа; б). Гибель организма; в). Гибель клеток и тканей в живом организме; г). Нарушение обмена в строме органа; д). Нарушение кровообращения.
Тест №18. Определите микроскопические признаки некроза клетки: а). Аутолиз, гибель клетки; б). Кариорексис, плазмолиз; в). Паранекроз, парабиоз г). Некробиоз, анабиоз; д). Дистрофия.
Тест №19. Дайте определение гангрены: а). Сосудистый некроз; б). Токсический некроз; в). Некроз ткани, соприкасающийся с внешней средой; г). Сухой некроз; д). Влажный некроз.
Тест №20. Исход сухого некроза а). Расплавление некротических масс; б). Киста; в). Организация; г). Мумификация; д). Асептический аутолиз.
Тест №21. Исход влажного некроза: а). Петрификация; б). Оссификация; в). Киста; г). Рубцевание; д). Инкапсуляция;
Эталоны. 1 – Г, 2 – Г, 3 – Б, 4 – В, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Г, 8 – В, 9 – Д, 10 – А, 11 – Б, 12 – А, 13-Б, 14-А, 15-А, 16-А, 17-В, 18-Б,19 – В, 20 – В, 21 – В.
II. Объяснение преподавателя представляет собой ориентировочное действие. В объяснении указывается последовательное изучение препаратов, дается характеристика макропрепаратов и микропрепаратов, подчеркивается, какие вопросы темы раскрываются при их изучении. III. Демонстрацию макропрепаратов проводит преподаватель с участием учащихся, где следует: v назвать какой орган или ткань; v отметить изменения органа или ткани; v описать размер, форму, консистенцию, поверхность, цвет, вид на разрезе органа. IV. Самостоятельная работа учащихся. Изучить и описать следующие макропрепараты. 1. «Жировая дистрофия миокарда» («Тигровое сердце»): - обратить внимание на размеры сердца, состояние его полостей; - на консистенцию сердечной мышцы и ее цвет; - на особенности миокарда желудочков; - найти в миокарде чередование желтых и красных полос; - указать, какой вид нарушения обмена жиров имеет место, механизм возникновения и исход.
2. «Ожирение сердца»: - описать внешний вид сердца; - его размеры, цвет мышцы на разрезе; - обратить внимание на количество жира под эпикардом; - разрастание жировой ткани в строме сердца; -отметить причины, значение для организма и исходы нарушения обмена нейтрального жира.
3. «Атеросклероз аорты»: - обратить внимание на изменение внутренней поверхности сосудов; - отметить особенности изменения интимы аорты; - наличие в ней желтоватых полос, пятен и выбухающих бело- желтых бляшек; - описать причину такого поражения и исход.
4. «Камни почек»: - отметить количество камней, их величину, цвет; - изменение ткани почки вокруг ткани; - описать состав мочевых камней, причины образования и последствия мочекаменной болезни.
Изучить и зарисовать микропрепараты: 1. «Ожирение сердца» - найти участки разрастания жировой ткани в строме миокарда; - обратить внимание на сдавленные, атрофированные волокна миокарда в этих участках; - отметить последствия отложения жира между мышечными волокнами. Препарат – зарисовать. 2. «Гиалиноз сосудов селезенки» - изучить толщину стенок сосудов, ширину его просвета,состояние внутренней и средней оболочки; - обратить внимание на утолщение стенок сосудов, вследствие отложения гомогенных масс гиалина. Препарат – зарисовать. 3. «Амилоидоз селезенки» (саговая селезенка ) - найти отложение амилоидных масс в фолликулах селезенки; - отметить состояние центральных артерий; - определить цвет амилоидных масс. Препарат – изучить. 4. «Амилоидоз почки» - найти отложение амилоидных масс в клубочках почки, сосудах, строме, под базальную мембрану канальцев; - обратить внимание на цвет амилоидных масс. Препарат – зарисовать.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|