Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28

___

Б

Образовательное пространство ДОУ А В

 

 

 

дидактический материал система занятий, конспекты.

Подготовила: Воспитатель

I категории

Ткаченко Е.М.

 

 

Электронный вариант из книги

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения

старшая группа

УДК 372.21 ББК 74.102 П44

Автор-составитель О. М. Ельцова

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал /

авт.-сост. О. М. Елыдова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с.

ISBN 978-5-7057-1923-5

В данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий в старшей и подготовительной группах, литературный и дидактический ма­териал, советы для педагогов и родителей помогут определить цели, содержание и объем работы.

Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятель­ных занятий с детьми.

УДК 372.21 ББК 74.102

ISBN 978-5-7057-1923-5

© Ельцова О. М., автор-составитель, 2008 © Издательство «Учитель», 2008 © Оформление. Издательство «Учитель», 2008 Издание 2009 г.

 

 

ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРШАЯ ГРУППА

(1 занятие в неделю, длительность - 25 минут, 32 занятия в год)

Занятие № 1

Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.

ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

Задачи:

• дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

• дать знание, что слов много; познакомить детей с линейно­стью и протяженностью слов;

• знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, раз­линовка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.

 

Ход занятия

Игра «Экскурсия в магазин».

Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.

Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игруш­ки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Ме­бель», «Электротовары» и т. д.

Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их

2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в ком­нате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, ко­торое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.

Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.

3. Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ла­дони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное.

Вывод: слова бывают длинные и короткие.

Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мя­чом в руках.

Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ло­вит и называет ласково своего соседа по кругу.

Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится че­рез одного от тебя и т. д.

5. Игра «Подскажи словечко»:

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само,

Что же это...? (Эскимо).

Летом в огороде - свежие и зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые,

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас....? (Огурцы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне,

Он хозяйкам добрый друг

-Электрический... (утюг).

Физкультминутка «Аист»

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

- Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Знакомство с тетрадью в клеточку.

Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педа­гог объясняет, что у тетради есть обложка, определетшое количество листов, стороны листа называются страницами: две сто­роны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в ли­нейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры.

Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.

Итог занятия в форме свободной беседы.

Занятие №2

Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу).

Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку от­ветить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.

Правила игры: высказаться можно только один раз, не по­вторяясь.

Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспита­теля (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница). 2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежо­нок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.

Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.

Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно приду­мать ей ласковое имя), зайчика, дудку.

3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».

Условия игры: педагог называет признак предмета (имя при­лагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явле­ния (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.

Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозна­чающего признак предмета.

Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?».

Примеры:

- кошка (лакать, лазить, мяукать);

- ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);

- ветер (выть, нести, дуть, сбивать);

- щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радо­ваться).

Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.

Физкультминутка «Аист»

Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.

Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.

5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тет­радях):

Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог за­ранее рисует справа дорожку, слева - корзинку.

Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:

- справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок);

- слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвости­ками... (клубочки ниток).

Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов.

Занятие №3

ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

Задачи:

• пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить рабо­ту над антонимами;

• упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использо­вании в речи предложений;

• упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);

• познакомить детей с графическим изображением предло­жения на доске;

• развивать умение детей правильно штриховать геометри­ческие фигуры (квадраты, прямоугольники).

Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тет­ради, простые карандаши.

Ход занятия

Игра «Осенние слова».

Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилага­тельные) к опорным словам, например: Осень какая?

(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, за­думчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дожд­ливая, хмурая.)

- Лес осенью какой?

(Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золо­той, багряный.)

- Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бу­рые, пестрые, сухие.)

3. Игра «Наоборот» (с мячом).

Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению

Правила игры: называть только «осенние» слова.

Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться.

Игровая обучающая ситуация.

1) Составление предложени й по картине

Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию сартины:

- Где это происходит?

- Кто нарисован?

- Что делают дети?

Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку.

2) Графическое изображение предложений на доске.

Дети. ____.

Дети играют. ____ _____.

Дети играют дружно. _____ ____ ____.

Мяч. ____.

Мяч упал. _____ ____

Нина подняла мяч. ___ ___ ___

 

 

Физкультминутка

 

Руки подняли и помахали

-Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

-Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

-Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

-Крылья сложили назад.

3) Записать графически предложение

«Ветер сбивает росу».

6. Правила штриховки (познакомить детей):

1) штриховать в одном направлении;

2) одинаковое расстояние между отрезками;

3) за контур не выходить.

Занятие №4

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Ход занятия

Массаж для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того... Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный... И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный... Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал... Очень ловок и удал!

7. Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и пря­моугольника.

 

Занятие №5

Ход занятия

Работа с текстом сказки.

1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов.

2) Графическая запись этих предложений на доске (в тет­радях).

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Занятие №6

ОПОРНЫХ СЛОВ

Задачи:

• формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

• побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументи­рованный ответ-отгадку;

• упражнять детей в придумывании рассказа на определен­ную тему, используя слова-опоры и графическую схему пред­ложений;

• развивать глазомер, мелкую моторику.

Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки.

Ход занятия

1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».

Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подби­рают к нему подходящее слово - существительное.

Правило игры: думать и отвечать быстро.

Опорные слова:

мурлычет - кот каркает -...

лает -... пищит -...

мычит —... чирикает -...

жужжит -... кукует -...

шипит -... поет -...

ревет —... квакает -...

воет -... крякает -...

фыркает -... хрюкает -...

2. Рассказ воспитателя, в который включены слова, произ­носимые по частям (по слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.)

2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно).

Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за),

ры-(ба).

Педагог показывает детям приемы, которые используются

при делении слов на слоги:

1) хлопки в ладоши;

2) шаги;

3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;

4) с помощью руки, подставленной к подбородку.

Физкультминутка «Буратино»

3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?» (на закрепление навыка деления слов на части).

Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгады­вают; потом делят слово-отгадку на части (слоги).

Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяс­нить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки:

Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.)

Голубой шатер Весь мир накрыл.

(Небо.)

Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок.

(Туман.)

Кто ткет без станка и рук?

(Паук.)

4. Составление рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.

Осень

__________ _______. Наступила....

____________ _______. Опадают....

_________ ________ ______. Дует.......

___________ _____________ _________ Дни.......

_______ ____________ ________. Идет.......

5. Игровое упражнение «Красивые листочки»: обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструк­ции (трафареты из ватмана, не картонные).

Итог занятия.

 

 

Занятие №7

Занятие№8 (итоговое)

Ход занятия

Игра «За грибами».

Зачин воспитателя:

Дети пошли по лесу. Перекликаются, произнося слова про­тяжно:

Ди(и-и)-на(а-а-а).

Ни(и-и)-на (а-а-а).

Вопрос к детям: Как произносятся имена? (По частям, по слогам.)

Дети повторяют имена по частям, отхлопывая ладошами ча­сти (слоги) слов вместе с воспитателем.

2. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?» или «Где какое слово живет?».

- мак, дом, куст.

 

- рыба, рука, муха, лужа, лимон.

 

- машина, синица, барабан.

Физкультминутка «Кузнечики»

Итог занятия.

Занятие №9

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Послушай и доскажи»:

Са-са-са - в лесу бегает....

Со-со-со - у Вовы....

Усь-усь-усь - на лугу пасется....

Та-та-та - у нас дома....

Ты-ты-ты - сметану съели всю....

Ча-ча-ча - горит в комнате....

Чу-чу-чу - молоточком я....

Ша-ша ша - мама моет....

То-то-то - стали мы играть в....

Оч-оч-оч - наступила....

Шу-шу-шу - я письмо....

Физкультминутка «На лугу»

Дети, подражая насекомым, имитируют их движения и зву­ки: бабочка порхает, летит стрекоза, звенит комарик, шумит ветерок и т.д.

7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур. Например:

 

 

Занятие № 10

ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

Задачи:

• упражнять детей в определении количества слогов в словах;

• закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

• развивать умение детей находить звук, чаще всего встре­чающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голо­сом нужный звук;

• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

• развивать микромоторику.

Пособия: предметные картинки

 

на односложные двусложные трехсложные
    слова  
сом сыр коза чашка собака
рак мяч кошка сумка корова
лев шар рыба роза ворона
уж волк жаба муха тарелка
лук стул белка луна малина
жук стол овца ложка сапоги
рысь гусь баран   автобус
        паровоз

Картина из серии «Наши маленькие друзья», игрушки, тра­фареты шубы и шапки (по количеству детей), тетради, карандаши.

Ход занятия

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Упражнение «Новые слова».

Задание детям: О ком я скажу?

- Красавица, пушистая, остроносая, хитрая, плутовка. Кто это? (Лиса.)

- Какое слово можно образовать от слова «лиса»? (Лисичка, лисонька, лисица, лисенок, лисята, лисий.)

- Вспомните, какими еще словами называют этого хищного осторожного зверя в русских сказках? (Лисичка-сестричка; Патрикеевна; кума; рыжая плутовка.)

Занятие №11

И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Задачи:

• формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;

• закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

• упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающего­ся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нуж­ный звук;

• находить место звука в слове (первый, в середине, послед­ний);

• упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

Пособия: предметные картинки, тетради, простые каран­даши, резиновая кукла.

Ход занятия

Игра «Живые слова».

Условия игры: воспитатель произносит набор слов, напри­мер: мама, книга, купить. Приглашает к себе троих детей, рас­пределяет слова между детьми. Дети составляют предложение по «живой» модели.

Правила игры: дети «выстраиваются» в предложение слева направо, соблюдая очередность.

Мама купила книгу. - 3 ребенка.

Мама купила интересную книгу. - 4 ребенка.

Мама купила очень интересную книгу. - 5 детей.

3. Работа в тетрадях: записать схемы предложений корот­кими черточками. Примеры предложений:

Мама купила мяч. Мяч красивый. Мяч очень большой. Катя будет им играть.

Физкультминутка «Хомка»

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют движения хомячка.)

4. Игровое упражнение на выделение нужного звука в сти­хотворении голосом и нахождение места звука в слове (первый, в середине, последний).

Купили в магазине резиновую Зину, Резиновую Зину в корзине принесли. Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины, измазалась в грязи.

Занятие № 12

Ход занятия

Физминутка «Хомка»

Занятие № 13

Игра «Цепочка слов».

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспи­тателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель предлагает детям выложить цепочку из предме­тов, которая начнется со слова «карандаш». Дети должны найти следующее звено в цепочке - слово, которое будет начинаться с того звука, каким кончается слово «карандаш» и т. д.

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы в цепочке, слегка выделяя го­лосом первый и последний звуки в каждом слове.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

 

Работа с текстом «Зима».

Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ, который называется «Зима»:

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

Вопросы детям:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети?

Воспитатель читает рассказ еще раз, делая паузу после каждого предложения. Дети определяют, сколько предложений в тексте, обозначая каждое предложение полоской бумаги на доске.

Анализ занятия.

Занятие № 14

Ход занятия

1. Игра «Разные слова».

Эмоционально привлекательной основой и стимулом уча­стия в игре может служить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»:

Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово -ракета. Есть кислое слово -лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик.

Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пу­шистым, гладким, холодным, колючим.

2. Игра «Доскажи словечко!».

Дел у меня немало

-Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, Белые... (снежинки).

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан... (иней).

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки.

Руки - сучки.

Холодна, большая...

Кто я такая?... (Снежная баба.)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы... (санки).

Ног от радости не чуя

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня?... (Коньки.)

На маленькой площадке крик:

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!».

Веселая игра... (хоккей).

Игра «Магазин игрушек».

Условие игры: детям дается задание купить в магазине иг­рушку, в названии которой два слога; потом - игрушку с назва­нием в три слога.

Правила игры: покупая игрушку, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова, последовательное звучание каждой его части.

Итог занятия.

Занятие № 15

Ход занятия

Игра «Эхо».

Условия игры: дети делятся на две группы, одна из них - де­ти, заблудившиеся в лесу, они громко кричат: «Ау!»; другая -«эхо», которое тихо вторит: «Ау».

Правила игры: нужно не просто громко или тихо произно­сить слово «ау», а тянуть в нем каждый звук, чтобы далеко было слышно.

5. Анализ слова «ау»:

а) Какой звук в слове первый? - А-а-а-а.

б) Какой же второй? - У-у-у-у.

в) Есть еще звуки в этом слове? (Нет.)

г) Сколько всего звуков в этом слове? (Два.)

д) Изобразим это слово на доске:

 

 

Задание детям (хором, индивидуально): педагог медленно ведет указкой из первой клеточки во вторую, а дети произносят тот звук, в какой клеточке находится указка педагога.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Анализ занятия.

 

 

Ход занятия

Игра «Веселые картинки».

Картинки выкладываются друг за другом (по одной) в со­вершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с пре­дыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет за­кончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. За­дача детей - последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

2. Звуковой анализ слова «мак».

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака). У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и конверты с фишками (кружочками синего и красного цветов).

1) Дети, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

2) Под маком нарисованы точно такие же клеточки с кру­жочками, как те, которые мы рисовали на доске для слова «ау».

Что это обозначает?

(Эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

3) Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

- Какой звук первый?

- Какой второй?

- Какой третий?

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с вы­делением голосом нужного звука).

4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

Физкультминутка

Работа в тетрадях.

Самостоятельно зарисовать в тетрадях схемы звукового ана­лиза слов «ау», «мак».

 

Занятие № 17

Ход занятия

Итог занятия.

Занятие № 18

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Как их зовут?» (по сюжетной картине).

Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах:

1) камыш, кенгуру, шар, ваза - Шура;

2) стол, кошка, топор, утка - Лара;

3) дом, сумка, ландыш, вилка - Маша;

4) комар, колесо, сом, пила - Рома.

2. Упражнение за закрепление: звуковой анализ слов «мак» и «дом».

Дети выполняют это задание самостоятельно, по очереди выходя к доске. В случае необходимости педагог приходит на помощь.

3. Звуковой анализ слова «дым» (по схеме занятия № 17).

4. Игра со словом «дым»:

а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками [д], [ы], [м]. Вызвать к себе не по порядку: [ы], [м], [д]. -дети должны встать правильно так, чтобы получилось слово.

б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: [д], [м], [ы]. Дети должны встать, чтобы получилось слово «дым».

в) Предложить детям найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым».

5. Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым».

Занятие №19

Ход занятия

1. Игра «Построим дом».

Условие игры: педагог рисует дом на доске, но не весь, а только стену. А дети называют те части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом.

Правила игры: дети называют только такие слова, в которых есть звук [р].

Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д.

2. Игровое упражнение на закрепление звукового анализа слова «дым».

Работа над предложением.

На столе 10-12 игрушек. Педагог предлагает вызванному ребенку взять 2 игрушки и сказать, что у него в руках. Ребенок составляет предложение из 3 слов, называет 1-е, 2-е, 3-е слово, зарисовывает предложение на доске. Второй ребенок выполняет аналогичное задание.

Дети зарисовывают схемы этих же предложений в своих тетрадях.

Занятие № 20

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ.

Ход занятия

Беседа о зиме.

1) Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.

Зима - самое холодное время года, идущее сразу за осенью.

2) Игровое упражнение «Назови ласково»: зима - (зимушка);

снег- (снежок); лед - (ледок); мороз - {морозец); санки - (саночки).

3) Вопросы к детям:

- Какие звери спят зимой?

- Какого цвета зимой заяц?

- Кто зимой бродит по лесу злой и голодный?

- Кто должен помогать зверям и птицам?

- Почему птиц зимой меньше, чем летом?

- Почему зимой не видно рек?

- Как приспосабливается к зиме человек?

4) Игровое упражнение «Как назовем следы?»: След зайца - заячий.

След лисы - лисий. След птицы - птичий. След от лыж - лыжный. След от санок - санный.

Игра «Кто внимательный?».

Педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака, слег­ка выделяя голосом звук [с] в словах:

Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он.

Дети называют все слова со звуком [с].

Итог занятия.

 

 

Занятие №21

Ход занятия

Игра «Скажи как я».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм, ллампа). Ребенок должен повторить слово так, как его произно­сит взрослый, перебрасывая мяч назад.

Игра со словом «жук».

Суть игры: вызвать детей по номерам (1, 2, 3), позвать к себе по звукам ([у], [к], [ж]). Дети встают так, чтобы получилось сло­во «жук».

Работа в тетрадях.

Штриховка елочек в разных направлениях.

8. Итог занятия.

 

Занятие №22

Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

С ПРЕДЛОГАМИ

Задачи:

• упражнять детей в подборе определений к существительным;

• развивать умение пересказывать небольшой текст, опира­ясь на его графическую схему;

• упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;

• воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, разви­вать чувство юмора.

Пособия: мяч; картинка (или иллюстрация) «Ель», графи­ческая схема рассказа на доске или на листе бумаги (ватмана); тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Кто больше?» (с мячом).

Условия игры: воспитатель задает детям вопросы о зиме и зимних явлениях, а дети отвечают.

Правила игры: отвечать по очереди, ответы не должны по­вторяться.

Вопросы:

- Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (Снежная, волшебная, сказочная, морозная, холодная, краси­вая, зима-волшебница.)

- Какой лес зимой?

(Спящий, дремучий, густой, глухой, сказочный, волшебный, суровый, таинственный, неподвижный.)

- Какой снег зимой?

(Белый, пушистый, серебристый, чистый, блестящий, мяг­кий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий, мокрый, искристый, холодный.)

- Какие снежинки?

(Холодные, пушистые, белые, легкие, нежные, серебристые, ажурные).

- Какой зимний день?

(Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий.)

- Какая зимняя ночь?

(Темная, холодная, морозная, звездная, морозная, длинная).

2. Работа с текстом.

1) Загадки:

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно... (елки).

Мягко светятся иголки, Его-носят вечно... (елки).

- Как по-другому можно назвать елку? (Ель.)

2) Педагог сообщает детям, что сегодня они будут пере­сказывать текст, используя его графическую схему:

____ Ель

_____ ____. Ель выросла.

___ _____ ______. Она стройная, высокая.

____ _____ ______ ____. Ель приятно пахнет хвоей.

____ _____ ______ ______ ____. Она дарит людям полезный воздух.

Воспитатель сначала полностью озвучивает текст. Потом просит детей угадать название рассказа, состоящего из одного слова. (Ель.) Предлагает детям рассмотреть графическую схему рассказа:

- Сколько всего предложений в рассказе?

- Сколько слов в первом предложении?

 

- Сколько слов во втором? и т. д.

Повторно педагог озвучивает каждое предложение по схеме.

3)Пересказ текста детьми (2-3 человека).

Физкультминутка «Мороз»

Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (Соответствующие движения.)

Итог занятия.

Занятие № 23

Тема: РАЗВИТИЕ

Ход занятия

Вариант игры «Кто больше».

Дети подбирают ответы - глаголы к вопросам воспитателя о зимних явлениях:

Снег (что делает?) падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает и т. д.

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает и т. д.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет (снег), завывает, воет и т. д.

Солнце (что делает?) светит, а не греет.

Игра «Зеркало».

Педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движе­ния: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, подни­мает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка, -

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Анализ занятия.

Занятие № 24

Игра «Слова-родственники».

Условия игры: дети подбирают к слову «снег» родственные слова.

Правила игры: дети работают в «тройках» - один ребенок подбирает слово,







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.