|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28Стр 1 из 12Следующая ⇒ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28 ___ Б Образовательное пространство ДОУ А В
дидактический материал система занятий, конспекты. Подготовила: Воспитатель I категории Ткаченко Е.М.
Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа УДК 372.21 ББК 74.102 П44 Автор-составитель О. М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал / авт.-сост. О. М. Елыдова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с. ISBN 978-5-7057-1923-5 В данном пособии представлены теоретические аспекты и практический материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий в старшей и подготовительной группах, литературный и дидактический материал, советы для педагогов и родителей помогут определить цели, содержание и объем работы. Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми. УДК 372.21 ББК 74.102 ISBN 978-5-7057-1923-5 © Ельцова О. М., автор-составитель, 2008 © Издательство «Учитель», 2008 © Оформление. Издательство «Учитель», 2008 Издание 2009 г.
ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРШАЯ ГРУППА (1 занятие в неделю, длительность - 25 минут, 32 занятия в год) Занятие № 1 Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ Задачи: • дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»; • дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов; • знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ). Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход занятия Игра «Экскурсия в магазин». Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии. Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д. Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их 2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные. Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами. 3. Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны. Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное. Вывод: слова бывают длинные и короткие. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа». Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках. Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу. Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д. 5. Игра «Подскажи словечко»: Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит). На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само, Что же это...? (Эскимо). Летом в огороде - свежие и зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые, Отгадайте, молодцы, Как зовут нас....? (Огурцы). Он плывет по простыне, Как кораблик на волне, Он хозяйкам добрый друг -Электрический... (утюг). Физкультминутка «Аист» - Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: - Топай правою ногой, - Топай левою ногой. Снова - правою ногой, Снова - левою ногой, После - правою ногой, После - левою ногой, Вот тогда придешь домой. Знакомство с тетрадью в клеточку. Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педагог объясняет, что у тетради есть обложка, определетшое количество листов, стороны листа называются страницами: две стороны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры. Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д. Итог занятия в форме свободной беседы. Занятие №2 Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. Ход занятия 1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу). Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку ответить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д. Правила игры: высказаться можно только один раз, не повторяясь. Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспитателя (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница). 2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку». Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежонок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д. Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали. Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно придумать ей ласковое имя), зайчика, дудку. 3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?». Условия игры: педагог называет признак предмета (имя прилагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явления (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д. Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозначающего признак предмета. Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?». Примеры: - кошка (лакать, лазить, мяукать); - ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять); - ветер (выть, нести, дуть, сбивать); - щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радоваться). Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами. Физкультминутка «Аист» Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками. Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д. 5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях): Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог заранее рисует справа дорожку, слева - корзинку. Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например: - справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок); - слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвостиками... (клубочки ниток). Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов. Занятие №3 ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ Задачи: • пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами; • упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений; • упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова); • познакомить детей с графическим изображением предложения на доске; • развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники). Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши. Ход занятия Игра «Осенние слова». Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилагательные) к опорным словам, например: Осень какая? (Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дождливая, хмурая.) - Лес осенью какой? (Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золотой, багряный.) - Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бурые, пестрые, сухие.) 3. Игра «Наоборот» (с мячом). Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению Правила игры: называть только «осенние» слова. Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться. Игровая обучающая ситуация. 1) Составление предложени й по картине Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию сартины: - Где это происходит? - Кто нарисован? - Что делают дети? Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку. 2) Графическое изображение предложений на доске. Дети. ____. Дети играют. ____ _____. Дети играют дружно. _____ ____ ____. Мяч. ____. Мяч упал. _____ ____ Нина подняла мяч. ___ ___ ___
Физкультминутка
Руки подняли и помахали -Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем -Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, -Крылья сложили назад. 3) Записать графически предложение «Ветер сбивает росу». 6. Правила штриховки (познакомить детей): 1) штриховать в одном направлении; 2) одинаковое расстояние между отрезками; 3) за контур не выходить. Занятие №4 Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Ход занятия Массаж для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того... Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный... И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный... Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал... Очень ловок и удал! 7. Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и прямоугольника.
Занятие №5 Ход занятия Работа с текстом сказки. 1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов. 2) Графическая запись этих предложений на доске (в тетрадях). Физкультминутка «Буратино» Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся, Три нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. Занятие №6 ОПОРНЫХ СЛОВ Задачи: • формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов; • побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку; • упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений; • развивать глазомер, мелкую моторику. Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки. Ход занятия 1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?». Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подбирают к нему подходящее слово - существительное. Правило игры: думать и отвечать быстро. Опорные слова: мурлычет - кот каркает -... лает -... пищит -... мычит —... чирикает -... жужжит -... кукует -... шипит -... поет -... ревет —... квакает -... воет -... крякает -... фыркает -... хрюкает -... 2. Рассказ воспитателя, в который включены слова, произносимые по частям (по слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть». Вопросы к детям: 1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.) 2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно). Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за), ры-(ба). Педагог показывает детям приемы, которые используются при делении слов на слоги: 1) хлопки в ладоши; 2) шаги; 3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот; 4) с помощью руки, подставленной к подбородку. Физкультминутка «Буратино» 3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?» (на закрепление навыка деления слов на части). Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают; потом делят слово-отгадку на части (слоги). Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяснить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки: Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.) Голубой шатер Весь мир накрыл. (Небо.) Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман.) Кто ткет без станка и рук? (Паук.) 4. Составление рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений. Осень __________ _______. Наступила.... ____________ _______. Опадают.... _________ ________ ______. Дует....... ___________ _____________ _________ Дни....... _______ ____________ ________. Идет....... 5. Игровое упражнение «Красивые листочки»: обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные). Итог занятия.
Занятие №7 Занятие№8 (итоговое) Ход занятия Игра «За грибами». Зачин воспитателя: Дети пошли по лесу. Перекликаются, произнося слова протяжно: Ди(и-и)-на(а-а-а). Ни(и-и)-на (а-а-а). Вопрос к детям: Как произносятся имена? (По частям, по слогам.) Дети повторяют имена по частям, отхлопывая ладошами части (слоги) слов вместе с воспитателем. 2. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?» или «Где какое слово живет?». - мак, дом, куст.
- рыба, рука, муха, лужа, лимон.
- машина, синица, барабан. Физкультминутка «Кузнечики» Итог занятия. Занятие №9 Ход занятия 1. Игровое упражнение «Послушай и доскажи»: Са-са-са - в лесу бегает.... Со-со-со - у Вовы.... Усь-усь-усь - на лугу пасется.... Та-та-та - у нас дома.... Ты-ты-ты - сметану съели всю.... Ча-ча-ча - горит в комнате.... Чу-чу-чу - молоточком я.... Ша-ша ша - мама моет.... То-то-то - стали мы играть в.... Оч-оч-оч - наступила.... Шу-шу-шу - я письмо.... Физкультминутка «На лугу» Дети, подражая насекомым, имитируют их движения и звуки: бабочка порхает, летит стрекоза, звенит комарик, шумит ветерок и т.д. 7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур. Например:
Занятие № 10 ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА Задачи: • упражнять детей в определении количества слогов в словах; • закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); • развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; • воспитывать речевое внимание и фонематический слух; • развивать микромоторику. Пособия: предметные картинки
Картина из серии «Наши маленькие друзья», игрушки, трафареты шубы и шапки (по количеству детей), тетради, карандаши. Ход занятия Физкультминутка Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Упражнение «Новые слова». Задание детям: О ком я скажу? - Красавица, пушистая, остроносая, хитрая, плутовка. Кто это? (Лиса.) - Какое слово можно образовать от слова «лиса»? (Лисичка, лисонька, лисица, лисенок, лисята, лисий.) - Вспомните, какими еще словами называют этого хищного осторожного зверя в русских сказках? (Лисичка-сестричка; Патрикеевна; кума; рыжая плутовка.) Занятие №11 И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ Задачи: • формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму; • закреплять в процессе игры знания детей о предложении; • упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; • находить место звука в слове (первый, в середине, последний); • упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий. Пособия: предметные картинки, тетради, простые карандаши, резиновая кукла. Ход занятия Игра «Живые слова». Условия игры: воспитатель произносит набор слов, например: мама, книга, купить. Приглашает к себе троих детей, распределяет слова между детьми. Дети составляют предложение по «живой» модели. Правила игры: дети «выстраиваются» в предложение слева направо, соблюдая очередность. Мама купила книгу. - 3 ребенка. Мама купила интересную книгу. - 4 ребенка. Мама купила очень интересную книгу. - 5 детей. 3. Работа в тетрадях: записать схемы предложений короткими черточками. Примеры предложений: Мама купила мяч. Мяч красивый. Мяч очень большой. Катя будет им играть. Физкультминутка «Хомка» Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют движения хомячка.) 4. Игровое упражнение на выделение нужного звука в стихотворении голосом и нахождение места звука в слове (первый, в середине, последний). Купили в магазине резиновую Зину, Резиновую Зину в корзине принесли. Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины, измазалась в грязи. Занятие № 12 Ход занятия Физминутка «Хомка» Занятие № 13 Игра «Цепочка слов». На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша. Воспитатель предлагает детям выложить цепочку из предметов, которая начнется со слова «карандаш». Дети должны найти следующее звено в цепочке - слово, которое будет начинаться с того звука, каким кончается слово «карандаш» и т. д. Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы в цепочке, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове. Физкультминутка Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.
Работа с текстом «Зима». Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ, который называется «Зима»: Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках. Вопросы детям: - Какое наступило время года? - Что лежит на земле? - Куда спрятались звери? - Кто рад зиме? - Что делают дети? Воспитатель читает рассказ еще раз, делая паузу после каждого предложения. Дети определяют, сколько предложений в тексте, обозначая каждое предложение полоской бумаги на доске. Анализ занятия. Занятие № 14 Ход занятия 1. Игра «Разные слова». Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре может служить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»: Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово -ракета. Есть кислое слово -лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик. Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, колючим. 2. Игра «Доскажи словечко!». Дел у меня немало -Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня... (зима). С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые... (снежинки). Не колючий, светло-синий По кустам развешан... (иней). Меня не растили. Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза - угольки. Руки - сучки. Холодна, большая... Кто я такая?... (Снежная баба.) Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы... (санки). Ног от радости не чуя С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.) Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед И мелькают огоньки. Кто несет меня?... (Коньки.) На маленькой площадке крик: К воротам рвется ученик. Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!». Веселая игра... (хоккей). Игра «Магазин игрушек». Условие игры: детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога; потом - игрушку с названием в три слога. Правила игры: покупая игрушку, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова, последовательное звучание каждой его части. Итог занятия. Занятие № 15 Ход занятия Игра «Эхо». Условия игры: дети делятся на две группы, одна из них - дети, заблудившиеся в лесу, они громко кричат: «Ау!»; другая -«эхо», которое тихо вторит: «Ау». Правила игры: нужно не просто громко или тихо произносить слово «ау», а тянуть в нем каждый звук, чтобы далеко было слышно. 5. Анализ слова «ау»: а) Какой звук в слове первый? - А-а-а-а. б) Какой же второй? - У-у-у-у. в) Есть еще звуки в этом слове? (Нет.) г) Сколько всего звуков в этом слове? (Два.) д) Изобразим это слово на доске:
Задание детям (хором, индивидуально): педагог медленно ведет указкой из первой клеточки во вторую, а дети произносят тот звук, в какой клеточке находится указка педагога. Физкультминутка Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Анализ занятия.
Ход занятия Игра «Веселые картинки». Картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей - последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам. 2. Звуковой анализ слова «мак». На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака). У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и конверты с фишками (кружочками синего и красного цветов). 1) Дети, что нарисовано на этой картинке? (Мак.) 2) Под маком нарисованы точно такие же клеточки с кружочками, как те, которые мы рисовали на доске для слова «ау». Что это обозначает? (Эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «мак».) 3) Сколько звуков в слове «мак»? (Три.) - Какой звук первый? - Какой второй? - Какой третий? Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука). 4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова. Физкультминутка Работа в тетрадях. Самостоятельно зарисовать в тетрадях схемы звукового анализа слов «ау», «мак».
Занятие № 17 Ход занятия Итог занятия. Занятие № 18 Ход занятия 1. Дидактическая игра «Как их зовут?» (по сюжетной картине). Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: 1) камыш, кенгуру, шар, ваза - Шура; 2) стол, кошка, топор, утка - Лара; 3) дом, сумка, ландыш, вилка - Маша; 4) комар, колесо, сом, пила - Рома. 2. Упражнение за закрепление: звуковой анализ слов «мак» и «дом». Дети выполняют это задание самостоятельно, по очереди выходя к доске. В случае необходимости педагог приходит на помощь. 3. Звуковой анализ слова «дым» (по схеме занятия № 17). 4. Игра со словом «дым»: а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками [д], [ы], [м]. Вызвать к себе не по порядку: [ы], [м], [д]. -дети должны встать правильно так, чтобы получилось слово. б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: [д], [м], [ы]. Дети должны встать, чтобы получилось слово «дым». в) Предложить детям найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым». 5. Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым». Занятие №19 Ход занятия 1. Игра «Построим дом». Условие игры: педагог рисует дом на доске, но не весь, а только стену. А дети называют те части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом. Правила игры: дети называют только такие слова, в которых есть звук [р]. Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д. 2. Игровое упражнение на закрепление звукового анализа слова «дым». Работа над предложением. На столе 10-12 игрушек. Педагог предлагает вызванному ребенку взять 2 игрушки и сказать, что у него в руках. Ребенок составляет предложение из 3 слов, называет 1-е, 2-е, 3-е слово, зарисовывает предложение на доске. Второй ребенок выполняет аналогичное задание. Дети зарисовывают схемы этих же предложений в своих тетрадях. Занятие № 20 Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. Ход занятия Беседа о зиме. 1) Педагог предлагает детям отгадать загадку: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Зима - самое холодное время года, идущее сразу за осенью. 2) Игровое упражнение «Назови ласково»: зима - (зимушка); снег- (снежок); лед - (ледок); мороз - {морозец); санки - (саночки). 3) Вопросы к детям: - Какие звери спят зимой? - Какого цвета зимой заяц? - Кто зимой бродит по лесу злой и голодный? - Кто должен помогать зверям и птицам? - Почему птиц зимой меньше, чем летом? - Почему зимой не видно рек? - Как приспосабливается к зиме человек? 4) Игровое упражнение «Как назовем следы?»: След зайца - заячий. След лисы - лисий. След птицы - птичий. След от лыж - лыжный. След от санок - санный. Игра «Кто внимательный?». Педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака, слегка выделяя голосом звук [с] в словах: Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он. Дети называют все слова со звуком [с]. Итог занятия.
Занятие №21 Ход занятия Игра «Скажи как я». Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм, ллампа). Ребенок должен повторить слово так, как его произносит взрослый, перебрасывая мяч назад. Игра со словом «жук». Суть игры: вызвать детей по номерам (1, 2, 3), позвать к себе по звукам ([у], [к], [ж]). Дети встают так, чтобы получилось слово «жук». Работа в тетрадях. Штриховка елочек в разных направлениях. 8. Итог занятия.
Занятие №22 Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ Задачи: • упражнять детей в подборе определений к существительным; • развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему; • упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами; • воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора. Пособия: мяч; картинка (или иллюстрация) «Ель», графическая схема рассказа на доске или на листе бумаги (ватмана); тетради, простые карандаши. Ход занятия 1. Дидактическая игра «Кто больше?» (с мячом). Условия игры: воспитатель задает детям вопросы о зиме и зимних явлениях, а дети отвечают. Правила игры: отвечать по очереди, ответы не должны повторяться. Вопросы: - Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (Снежная, волшебная, сказочная, морозная, холодная, красивая, зима-волшебница.) - Какой лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, сказочный, волшебный, суровый, таинственный, неподвижный.) - Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, чистый, блестящий, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий, мокрый, искристый, холодный.) - Какие снежинки? (Холодные, пушистые, белые, легкие, нежные, серебристые, ажурные). - Какой зимний день? (Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий.) - Какая зимняя ночь? (Темная, холодная, морозная, звездная, морозная, длинная). 2. Работа с текстом. 1) Загадки: Ну и платье: Сплошь иголки, Его носят вечно... (елки). Мягко светятся иголки, Его-носят вечно... (елки). - Как по-другому можно назвать елку? (Ель.) 2) Педагог сообщает детям, что сегодня они будут пересказывать текст, используя его графическую схему: ____ Ель _____ ____. Ель выросла. ___ _____ ______. Она стройная, высокая. ____ _____ ______ ____. Ель приятно пахнет хвоей. ____ _____ ______ ______ ____. Она дарит людям полезный воздух. Воспитатель сначала полностью озвучивает текст. Потом просит детей угадать название рассказа, состоящего из одного слова. (Ель.) Предлагает детям рассмотреть графическую схему рассказа: - Сколько всего предложений в рассказе? - Сколько слов в первом предложении?
- Сколько слов во втором? и т. д. Повторно педагог озвучивает каждое предложение по схеме. 3)Пересказ текста детьми (2-3 человека). Физкультминутка «Мороз» Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.) Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (Соответствующие движения.) Итог занятия. Занятие № 23 Тема: РАЗВИТИЕ Ход занятия Вариант игры «Кто больше». Дети подбирают ответы - глаголы к вопросам воспитателя о зимних явлениях: Снег (что делает?) падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает и т. д. Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает и т. д. Ветер (что делает?) дует, метет, несет (снег), завывает, воет и т. д. Солнце (что делает?) светит, а не греет. Игра «Зеркало». Педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, поднимает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения. Физкультминутка Отдых наш - физкультминутка, - Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два, раз и два! Анализ занятия. Занятие № 24 Игра «Слова-родственники». Условия игры: дети подбирают к слову «снег» родственные слова. Правила игры: дети работают в «тройках» - один ребенок подбирает слово, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|