|
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи: • подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов; • воспитывать речевое внимание, фонематический слух; • поощрять речевую активность детей в словесных играх; • упражнять в ориентировке на листе бумаги. Пособия: игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши. Ход занятия 1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу). Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку ответить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д. Правила игры: высказаться можно только один раз, не повторяясь. Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспитателя (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница). 2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку». Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежонок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д. Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали. Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно придумать ей ласковое имя), зайчика, дудку. 3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?». Условия игры: педагог называет признак предмета (имя прилагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явления (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д. Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозначающего признак предмета. Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?». Примеры: - кошка (лакать, лазить, мяукать); - ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять); - ветер (выть, нести, дуть, сбивать); - щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радоваться). Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами. Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Составляем предложение». На столе - игрушки. Воспитатель берет в руки мяч, показывает детям, они его называют. Педагог роняет мяч на пол и просит сказать про мяч два слова (мяч упал). Дети называют первое (мяч), второе слово (упал), а затем по-вторяют все предложение. Воспитатель предлагает кому-нибудь поднять мяч, остальные должны сказать об этом тремя словами. (Мальчик поднял мяч). Дети называют первое, второе, третье слово по порядку. Физкультминутка «Аист» Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками. Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д. 5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях): Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог заранее рисует справа дорожку, слева - корзинку. Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например: - справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок); - слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвостиками... (клубочки ниток). Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия. Занятие №3 Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ Задачи: • пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами; • упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений; • упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова); • познакомить детей с графическим изображением предложения на доске; • развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники). Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши. Ход занятия Беседа на тему «Осенние деньки». Педагог предлагает детям отгадать загадку: Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень.) Вопросы к детям: - Какое сейчас время года? (Осень.) - Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) - Осень - время года, которое следует за летом. Чем отличается осень от лета? (День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днем стало холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее.) - Как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (Листопад.) - Осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Почему осень называют золотой? (Листья на деревьях желтеют.) Игра «Осенние слова». Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилагательные) к опорным словам, например: Осень какая? (Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дождливая, хмурая.) - Лес осенью какой? (Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золотой, багряный.) - Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бурые, пестрые, сухие.) 3. Игра «Наоборот» (с мячом). Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению Правила игры: называть только «осенние» слова. Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться. Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?». На ковре рассыпаны картинки изображением вниз по количеству детей. Каждый ребенок выбирает себе картинку, описывает ее, не называя, остальные дети отгадывают. Например: «У меня на картинке изображен.... или это фрукт (овощ), красного цвета, круглый. Растет в саду на ветках дерева. На вкус сладкое, сочное» (яблоко). Игровая обучающая ситуация. 1) Составление предложени й по картине Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию сартины: - Где это происходит? - Кто нарисован? - Что делают дети? Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку. 2) Графическое изображение предложений на доске. Дети. ____. Дети играют. ____ _____. Дети играют дружно. _____ ____ ____. Мяч. ____. Мяч упал. _____ ____ Нина подняла мяч. ___ ___ ___
Физкультминутка
Руки подняли и помахали -Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем -Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, -Крылья сложили назад. 3) Записать графически предложение «Ветер сбивает росу». 6. Правила штриховки (познакомить детей): 1) штриховать в одном направлении; 2) одинаковое расстояние между отрезками; 3) за контур не выходить. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов). 8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия. Занятие №4 Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|