Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Системе государственной службы





 

Рассмотрим далее специфические особенности реализации профессиональной деятельности руководителями в системе государственной службы.

Профессиональная деятельность руководителя-государственного служащего осуществляется в достаточно регламен­тированном правовом и инструктивном пространстве. Так, за­коны о государственной службе Российской Федерации и ряда ее субъектов содержат однозначное определение государствен­ной службы как профессиональной деятельности лиц, зани­мающих государственные должности двух весьма многочи­сленных категорий «Б» и «В» (это должности для непосред­ственного обеспечения работы лиц, замещающих должности категории «А», и должности, которые учреждаются самими органами государственной власти и управления). Также зако­нодательно устанавливается достаточно строгая иерархия ру­ководящих должностей. Таким образом, специфика профессио­нальной деятельности руководителя в системе государственной службы осложняется еще и тем, что он осуществляет свою уп­равленческую деятельность в жестко субординированной орга­низационной среде.

Это весьма важное обстоятельство позволило авторскому коллективу из Северо-Кавказской академии государственной службы даже охарактеризовать государственных служащих (включая и руководителей) как сословно-корпоративную груп­пу: «Такой строгий иерархический порядок должностей и ква­лификаций, четкое разграничение групп и разрядов является свидетельством того, что государственная служба есть строго сословно-корпоративное объединение» (Профессионализм в си­стеме государственной службы, 1997, с. 56).

Другой важной особенностью, определяющей специфику профессиональной деятельности руководителей—государствен­ных служащих является то, что они работают не только в фор­мализованной организационной структуре, но и цели, средства их достижения также являются достаточно формализованны­ми и регламентированными. Эта особенность материализируется в многочисленных нормативно-инструктивных докумен­тах, содержащих порой весьма подробное описание целевых и операциональных сторон работы руководителей. В результа­те управленческая деятельность руководителей—государствен­ных служащих прежде всего носит организационно-исполни­тельский характер в отличие от выраженной инновационной компоненты в работе менеджеров предприятий и организаций или, тем более, от предпринимательской деятельности руково­дителя-бизнесмена.

Оборотной стороной регламентированности профессиональ­ной деятельности является строго очерченная шкала матери­ального вознаграждения руководителей в системе государствен­ной службы, направленная на удовлетворение их потребностей в разумных пределах.

Если первый (управляющий частной фирмой) занимается бизне­сом прежде всего ради достижения своих личных целей, то по­следний (руководитель в системе государственной службы) дол­жен служить интересам общества, и для него считается не­этичным использовать преимущества своего положения в личных целях. (С. И. Самыгин, 1997)

Следующей весьма важной отличительной особенностью в деятельности управленца — государственного служащего является отсутствие такого существенного, объективного по­казателя эффективности его труда, как прибыль. Если одним из ключевых (хотя, разумеется, не единственным) критериев для оценки качества и количества труда менеджера на пред­приятиях всех форм собственности является полученная воз­главляемым подразделением (организацией) прибыль, то ра­бота руководителя органа государственной службы и управ­ления либо вообще не может быть отражена в категориях дохода, издержек, выручки, либо такие показатели отражают эффективность управленческого труда только косвенно (на­пример, если орган Государственной налоговой инспекции до­пустил некоторое снижение налоговых поступлений в бюдже­ты всех уровней, то это вовсе не обязательно является след­ствием неудовлетворительного управления этим органом, а может быть отражением макроэкономических тенденций, ре­гиональных и отраслевых трансформаций, качественных и ко­личественных изменений в структуре юридических и физиче­ских лиц-налогоплательщиков и т. д.).

Поэтому результаты деятельности всей производственной группы лишь частично отражают эффективность профессио­нальной деятельности руководителя. Указывая, что профессия руководителя относится к высшим формам сложной практиче­ской деятельности, М. В. Подольский также отмечает, что слож­ное и специфическое содержание управленческой деятельнос­ти заставляет нас отказаться от попытки использовать количе­ственные показатели деятельности коллектива в качестве критерия оценки успешности осуществляемого управления.

Вследствие этого и без того опосредованная по отношению к результатам общеорганизационного труда деятельность ру­ководителя (см. выше) дополняется в органах государственной власти и управления наличием обобщенных целей, которые с трудом поддаются операционализации и выражению в объек­тивных показателях. Например, для муниципального органа управления народным образованием одна из основных целей — это повышение качества учебно-воспитательного процесса. Но как измерить качество образовательных услуг, их рост или снижение? И в какой мере является повышение/снижение качества образования результатом управленческих усилий руково­дителей данного образовательного учреждения, ведь здесь скон­центрирована работа педагогического коллектива (и его руко­водства), индивидуальные усилия учащихся, большое влияние оказывает семья, общественная ценность знаний и т. п.?

Последней характеристикой управленческого труда в си­стеме государственной службы, на которой хотелось бы остановиться, является такая особенность внешней среды, как от­сутствие конкурентов. Подавляющее большинство менеджеров постоянно сравнивают собственные технологические решения, организацию работы с потребителями с аналогичными парамет­рами деятельности управленческой группы конкурирующих организаций. Руководитель структурного подразделения или всего государственного органа в известной мере является регио­нальным или отраслевым монополистом по реализации функ­ций государства.

Поэтому в отличие от менеджеров предприятий, которые часто действуют на опережение конкурентов, задавая «рваный» темп управленческой жизни, постоянно «крутясь» в различных направлениях, руководители из системы государственной служ­бы предпочитают действовать не спеша, принимают решения на основе богатой информационной базы, склонны заниматься в основном одним делом, вынуждены находиться в состоянии почти постоянной готовности представить необходимые мате­риалы вышестоящему руководству.

Итак, специфика профессиональной деятельности руководи­теля в системе государственной службы дополняется тем, что она:

— реализуется в строго иерархической организационной сре­де с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности;

— обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей;

— имеет слабовыраженную объективно-критериальную ос­нову для оценки ее эффективности;

— протекает в условиях внешней среды, характеризующей­ся отсутствием конкуренции.

 

Особенности управленческого труда в сравнении с трудом специалистов и исполнителей, его специфика для руководите­лей—государственных служащих позволяют глубже вникнуть в суть адаптивных процессов после назначения на руководящую должность, полнее отразить динамику и взаимодействие лич­ностных, профессиональных качеств, особенностей деятельно­сти руководителя в ходе управленческой адаптации. Содержа­тельному и сравнительному анализу ролевых моделей управ­ленческого труда в целях последующего построения теорети­ческой модели управленческой адаптации посвящен следующий раздел настоящей работы.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.