|
Опорные конспекты по русской музыкальной литературеСтр 1 из 14Следующая ⇒ Опорные конспекты по русской музыкальной литературе
Учебное пособие
Образование — лицо разума»
Кей-Кавус
Пособие «Опорные конспекты по русской музыкальной литературе» предназначено для учащихся ДШИ, ДМШ третьего и четвертого годов обучения по учебному предмету
«Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Опорные конспекты – это один из способов, приемов обучения, которые помогают глубже осмыслить изучаемый материал в целом, дают возможность сориентироваться в объемном учебном материале по музыкальной литературе, подготовить учащихся к восприятию и осознанию музыкальных произведений. Опорные конспекты представляют собой главные тезисы подробных, развернутых текстов по музыкальной литературе, обобщенные и сжатые теоретические сведения в виде таблиц, схем, опорных сигналов, знаков и символов. В роли опорных сигналов здесь выступают иллюстрации, репродукции картин русских художников, портреты и фотографии композиторов и выдающихся исполнителей. В роли знаков и символов – нотные примеры изучаемых музыкальных произведений. В пособие также включены словари значений, терминов и понятий, встречающихся в тексте. Данное учебное пособие призвано развить специальные компетенции (сформировать музыкальное мышление, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобрести знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки) и гуманитарную образованность учащихся.
В условиях крайней ограниченности часов в учебном плане на реализацию программы «Музыкальная литература» и, как следствие, жестко регламентируемое время на устные ответы, опорные конспекты помогут учащимся кратко и точно изложить сущность усвоенных знаний.
Основные принципы опорных конспектов: ü лаконичность; ü структурность; ü смысловой акцент (таблицы, схемы, рамки, отделение одного блока от другого,
расположение опорных сигналов); ü ассоциативность; ü цветовая наглядность и образность. Исходя из этого, инструктивный материал легко воспринимается и запоминается, компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально, создается основа для сохранения основных знаний в долговременной памяти. Способы подачи информации в опорных конспектах повышает внимание учащихся, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и, в некоторой степени, снятию утомления.
Содержание
Раздел I. М.И. Глинка Тема 1. Экспресс-биография
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ Раздел II. А.С. Даргомыжский
Тема 6. Экспресс-биография
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Тема 9. «Могучая кучка»
_____________________________________________________________________________
Раздел III. А.П. Бородин
Тема 10.
Экспресс-биография
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Раздел IV. М.П. Мусоргский
Тема 15.
Экспресс-биография
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Раздел VI. П.И. Чайковский
Тема 24. Экспресс-биография
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Раздел I. Михаил Иванович Глинка
(1804 – 1857)
Тема 1. Экспресс-биография
М. И. Глинка –первый русский композитор- классик. Вся плеяда молодых русских композиторов XIX века (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский) учились на сочинениях Глинки, бережно сохраняя и развивая его традиции.
- Глинка оканчивает пансион. - Поступает на службу в канцелярию Совета путей сообщения.
- Восстание декабристов. - Глинка становится свидетелем событий на Сенатской площади.
- Первые композиторские успехи. - Романс-элегия на слова Е. А. Баратынского «Не искушай».
- Поездка в Италию.
- Продолжение музыкального образования на родине оперы, изучение стиля бель канто (прекрасное пение).
- Знакомство с выдающимися итальянскими композиторами В. Беллини
и Г. Доницетти, изучение опер итальянских мастеров. - Уроки с профессором теории музыки З. В. Деном.
1822 г.
1825 г.
1825 г.
1830 – 1834 гг.
- Дружба с поэтами В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым. - В.А. Жуковский предлагает написать оперу о подвиге Ивана Сусанина.
- А. А. Шаховской предлагает Глинке написать оперу «Руслан и Людмила».
- Пишет вокальный цикл на слова Н. В. Кукольника «Прощание
с Петербургом», романс на слова А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (посвящен Е. Керн).
- Премьера оперы «Руслан и Людмила».
- Поездка в Париж.
-Два концерта, составленные из произведений Глинки приносят композитору европейскую известность.
- Путешествие по Испании.
- Две увертюры для симфонического оркестра – «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
1840г.
1842 г.
1844 – 1845 гг.
1845 – 1847 гг.
- Пишет симфонические вариации (симфоническую фантазию) на две русские темы «Камаринская».
- Проживание в Варшаве, Петербурге, Париже, Берлине. - Знакомство с русскими музыкантами М. А. Балакиревым,
А. С. Даргомыжским,музыкальными критиками А. Н. Серовым и В. В. Стасовым.
- Глинка передает А. С. Даргомыжскому свои тетради занятий с З. В. Деном. - Пишет «Записки» - воспоминания о своей творческой жизни.
1848 г.
1849 – 1857 гг.
Образы и Темы
Жанры
Героика, эпос, лирика, сказка, Восток, Испания.
Оперы, симфонические увертюры, романсы, песни, фортепианные миниатюры, театральная музыка, хоры.
Музыкальный В творчестве Глинки соединились классические и романтические черты: язык - Классические: стройность формы,ясность выразительных средств. - Романтические: красочность гармоний,изящество инструментовки. - Яркий национальный колорит музыкальных тем (интонации, ритмы, гармонии).
Новаторство - Две оперы Глинки – «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» - положили начало двум основным ветвям русской оперы: героико-патриотической и сказочно-эпической.
- Глинка – первый русский симфонист, наметивший пути развития русской симфонической школы. Симфонические произведения: испанские увертюры «Арагонская хота» и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде», симфоническая фантазия «Камаринская» и «Вальс-фантазия». - Глинка соединил русскую песенность с западноевропейской. - В жанре романса достиг совершенства в единстве музыки и слова. - Создал первый вокальный цикл «Прощание с Петербургом». - Первым из русских композиторов обратился к теме Востока и Испании. - Ввел балетные сцены в русских операх.
Истоки -Итальянская музыкальная культура,испанский танец,оркестровое музыкального письмо французской композиторской школы.
языка - Творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Фильда.
- Русские композиторы: А. А. Алябьев, А. Е. Гурилев, А. Л. Варламов.
План оперы
Первое действие
Характеристика русских. Музыка основана на интонациях русских песен и романсов.
Второе действие
Характеристика поляков. Танцы: полонез, краковяк, вальс, мазурка.
Третье действие
Конфликт. Поляки врываются в дом Ивана Сусанина. «Столкновение» тем русских и поляков (столкновение вокального и инструментального начал).
Четвертое действие
Эпилог
Праздник на Красной площади.
А. А. Роллер
I действие. Интродукция. Мужской хор
Женский хор
Каватина Антониды
Рондо Антониды
Трио
II действие.
Полонез
Краковяк
Вальс
Мазурка
III действие. Песня Вани
Ответ Сусанина
Ответ Сусанина
Романс Антониды
Свадебный хор.
IV действие. Ария Сусанина
Эпилог. Хор «Славься»
Тема 4. Романсы и песни
А. Левитин. Портрет Осипа Петрова
К. Брюллов.
Портрет
Анны Воробьевой-Петровой
Глинка был замечательным певцом-исполнителем, вокальным педагогом, создавшим пособие «Школа пения», учителем выдающихся певцов – О.Петрова и А.Воробьевой-Петровой. Глинка написал более70песен и романсов.
Образы и Темы
Жанры
Любовь, ревность, разочарование; бытовые сценки, картины природы.
- Лирические романсы, элегии, «русские песни». - Серенады, баркаролы, застольные песни, баллады.
- Некоторые романсы написаны в танцевальных жанрах вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза.
Форма - Куплетная, трехчастная, рондо.
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» был написан в 1840 году. - Автор стихов – Николай Васильевич Кукольник. - Все 12 романсов цикла объединяет тема странствий. - Самые известные из них «Попутная песня» и «Жаворонок». - А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Анне Петровне Керн (1825г.).
- В 1840 году Глинка, влюбленный в дочь А. Керн Екатерину, написал романс на текст поэта и посвятил его Е. Керн.
Нотные примеры
Жаворонок. Слова Н. Кукольника
Попутная песня. Слова Н. Кукольника
Постепенно замедляя
Я помню чудное мгновенье. Стихи А. Пушкина
Выдающиеся Русские оперные певцы
Николай Фигнер
(1857-1918)
Сергей Лемешев
(1902 – 1918)
Тема 5. Симфоническое творчество
Симфоническая фантазия «Камаринская»
Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская»
П.И. Чайковский
Глинкой написаны: Испанские увертюры: «Арагонская хота», «Воспоминания о летней ночи в Мадриде», симфоническая фантазия (скерцо) «Камаринская».
Год
Создания
Жанр
Форма
Фантазия на две русские народные темы – величавую свадебную песню «Из-за гор, гор высоких» и задорную плясовую «Камаринская».
Вариации на две темы – двойные вариации. Глинка услышал в контрастных темах интонационное сходство, объединил и развил темы, используя приемы мелодического и тембрового варьирования, подголосочной полифонии (ответвление от основной мелодии подголосков).
Нотные примеры
Первая тема «Свадебная»
Вторая тема «Камаринская»
Франц Бем
В.К. Кюхельбекер
Раздел II. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Тема 6. Экспресс-биография
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». А. С. Даргомыжский
А.С. Даргомыжский – младший современник, последователь и друг М.И. Глинки, представитель направления, названного в литературе «Критическим реализмом». Первый русский классик реалистического направления в музыке. Новаторство и достижения Даргомыжского подхватили и развили композиторы «Могучей кучки».
Родился в селе Даргомыж Тульской губернии.
- Переезд семьи в Петербург. - Получение домашнего образования. - С 6 лет играл на фортепиано, с 9 – на скрипке.
- Учителя: пианист А. Т. Данилевский, Ф. Шоберлехнер (венский пианист).
2 февраля 1813 г.
1817 г.
Первые сочинения для фортепиано: марш, контрданс, «Меланхолический вальс».
Служба чиновником.
Знакомство с М.И. Глинкой определило творческую судьбу.
- Работа над оперой «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (постановка была осуществлена в 1847 г.).
- Романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир».
- Общение с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, М. Ю. Лермонтовым.
- Проведение музыкальных «четвергов» (творческие собрания в доме Даргомыжского).
- Выход в отставку в чине титулярного советника.
1824 г.
1827 г.
1835 г.
1835 – 1839 гг.
Первое заграничное путешествие по Европе.
- Начало зрелого периода творчества. - Романсы «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Мельник». - Даргомыжский заведует отделом музыкальных фельетонов
в сатирических журналах «Искра» и «Будильник». Там же знакомится с художником-сатириком Н. А. Степановым и поэтом В. С. Курочкиным.
1844 – 1845 гг.
1845 г.
Работа над лирико-психологической оперой «Русалка» на сюжет 1848 – 1855 гг. драмы А.С. Пушкина. Успешная премьера.
- Знакомство с М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским. - Участие в организации Русского музыкального общества, в разработке Устава консерватории.
- Пишет драматическую песню «Старый капрал», сатирические песни «Червяк», «Титулярный советник».
- Успех в столице Бельгии Брюсселе.
- Создание симфонических пьес «Баба-Яга», «Казачок», «Чухонская фантазия».
Работа над оперой «Каменный гость» по трагедии А.С. Пушкина (неокончена).
- Смерть композитора. - Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
1866 г.
5 января 1869 г.
Обстановка
Современники -Писатели Н.В.Гоголь,А.И.Герцен,М.Е.Салтыков-Щедрин,И. А. Гончаров, А. Н. Островский.
-Поэты Н.А.Некрасов,Н.П.Огарев. -Художники П.А.Федотов,В.Г.Перов.
Главная тема Творчества
Жанры
Истоки музыкального языка
Новаторство в оперном жанре
Использует интонации и ритмы городских песен, водевильного куплета, цыганского романса, танца.
- Опера «Русалка» - первая русская лирико-психологическая драма.
- Опера «Каменный гость» написана на неизменный текст маленькой трагедии А.С. Пушкина и целиком построена на мелодическом речитативе, передающем разговорную речь героев.
Тема 8. Романсы и песни
Выдающиеся Российские певицы
Елена Образцова
Ирина Архипова
Жанры - Традиционные жанры элегии, русской песни, баллады. - Создание новых жанров: § монолог-размышление («Мне грустно», «И скучно,и грустно»);
§ монолог-портрет («Мне минуло шестнадцать лет»);
§ драматическая сцена («Старый капрал»);
§ народно-бытовая сценка с диалогом («Мельник»);
§ сатирические песни («Червяк», «Титулярный советник»).
Герои и Темы
- Появляется новый герой – «маленький человек»: мелкий чиновник, крестьянин, ремесленник, солдат.
- Критически изображает равнодушие и черствость богатых, раболепие и униженность бедных людей.
- Сатирические романсы – музыкальные карикатуры, где «смех звучит сквозь слезы».
Нотные примеры «Мне минуло шестнадцать лет»
«Мне грустно»
«Старый капрал»
«Титулярный советник»
«Червяк»
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|