Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 12. Опера «Князь Игорь»





 

История создания:

 

- Начата в 1869 году.

 

- Бородин работал над ней на протяжении 18 лет.

 

- Завершена после смерти композитора Н.А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. - Поставлена в 1890 году в Мариинском театре в г. Санкт-Петербурге.

 

      Илья Глазунов. Князь Игорь
         
         
  Литературный   - Летопись XII века «Слово о полку Игореве».  
  источник   - Предложена В.В. Стасовым в качестве основы оперного сюжета.  
         
       
  Либретто   А.П. Бородина  
         
       
  Основные   - Игорь Святославович, князь Северский – баритон.  
  действующие   - Ярославна, его жена – сопрано.  
  лица   - Владимир Ярославович, князь Галицкий, брат Ярославны – высокий бас.  
      - Хан Кончак – бас.  
      Кончаковна, дочь хана Кончака–контральто.  
         

 

Жанр Эпический:

- богатырские музыкальные образы;

- неспешное чередование масштабных контрастных законченных сцен;

- множество хоровых сцен;

- не показ событий, а рассказ о них.

 

Структура - Номерная структура. Классическая завершенность сцен. Наряду

с ариями, каватинами – песни, плачи, славы.

 

 


- Закругленные песенные интонации преобладают над «сухим» речитативом.

 

Новаторство - Эпические сцены органично связаны с лирическими

(Ярославна с Галицким и боярами), с комическими (Скула и Ярошка).

 

- Русская музыка соседствует с восточной (второе действие с танцевальной сюитой).

 

- Яркая, неповторимая гармония с необычными аккордами, состоящими из секунд и кварт.

 

План оперы «Князь Игорь»

 

Пролог

 

- Прощание народа с князем Игорем и его дружиной, уходящей в поход против половцев.

- Мощная хоровая сцена с эпизодом затмения в центре.

 

 

Первое действие («русское»)

 

Первая картина:

 

- Характеристика князя Галицкого и его окружения.

- Сцена с девушками.

 

Вторая картина:

 

- Музыкальный портрет Ярославны.

 

- Сцена Ярославны с девушками и Галицким.

 

 

Второе действие («Восток»)

 

- Половецкий стан.

 

- Свидание Кончаковны и Владимира – сына князя Игоря.

 

- Страдания Игоря в плену.

 

- Музыкальный портрет хана Кончака.

 

- Половецкие пляски с хором.

 

 

Третье действие

 

Половецкий стан (при постановке оперы обычно пропускается. Музыка дописана по памяти А. К. Глазуновым).

 

Четвертое действие («русское»)

 

- Плач Ярославны и хор поселян.

- Встреча Игоря с Ярославной.

- Комическая сцена с гудошниками Скулой и Ярошкой.

- Финал – слава Игорю.

 

 


Нотные примеры. Пролог. Хор«Слава»

 

I действие 1-я картина. Песня Галицкого

 

I действие. Финал. Мужской хор

 

II действие. Ария князя Игоря.

 

II действие. Ария князя Игоря. Средний раздел.

 


II действие. Ария Кончака

 

Хор невольниц.

 

 

Пляска мужчин.

 

IV действие. Плач Ярославны

 

 

Николай Рерих.

 

Эскиз декорации к опере «Князь Игорь». Половецкий стан

 


Тема 13. Романсы и песни А.П. Бородина.

 

 

Иван Крамской.Певица А. Нежданова

 

Портрет певицы Е. Лавровской


 

 

Авторы

Стихов

 

Жанры

 

Мелодии

 

Партия

Фортепиано


 

- А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Гейне, А.К. Толстой.

- Некоторые романсы написаны на собственные тексты.

 

- Э пические (сказочные): «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна»; образы русского «богатырского» эпоса.

 

- Л ирические: «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота», «Для берегов отчизны дальной», «Из слез моих». Выражение тонких душевных переживаний – от страстных и порывистых до созерцательных и нежных. Влияние композиторов-романтиков Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона.

 

- С атирические: «Спесь», «У людей-то во дому». Большая роль речевой интонации. В этих песнях Бородин – последователь А. С. Даргомыжского. Театральность и изобразительность.

 

- В осточные: «Арабская мелодия».

 

- В эпических и сказочных произведениях мелодии песенные.

 

- В лирических и сатирических романсах и песнях преобладает декламационность.

 

- Поддерживает мелодию, а не главенствует.

 

- В одних романсах и песнях сопровождение имеет изобразительный характер («Море», «Морская царевна»), в других усиливает смысловую выразительность мелодии с помощью яркой, неповторимой гармонии («Для берегов отчизны дальной»).

 


 


Нотные примеры

 

Для берегов отчизны дальной.

 

Стихи А. С. Пушкина.

 

 

Спесь. Стихи А. К. Толстого.

 

 

Песня темного леса.

 

Слова А. П. Бородина

 

 

Спящая княжна.

 

Слова А. П. Бородина.

 

Выдающиеся российские певцы

 

 

Александр ПироговИван КозловскийДмитрий Хворостовский

 


Тема 14. Симфония № 2 «Богатырская»

 

Название дано В. В. Стасовым.

 

Год создания – 1876.

 

История создания:

- Бородин писал симфонию 7 лет одновременно с

 

оперой «Князь Игорь».

 

- Эти сочинения близки по содержанию и

 

музыкальному складу.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.