Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Иван Козловский в партии Юродивого





 

И Мария Максакова в партии Марины Мнишек

 


Тема 18. Романсы и песни М.П. Мусоргского


 

 

Жанры

 

 

Образы и темы

 

 

Авторы стихов


 

 

Монологи-рассказы, монологи-сцены, в которых присутствуют и слова от автора, и прямая речь героя.

 

Новое содержание: тяжелая крестьянская жизнь, одиночество художника, внутренний мир ребенка.

 

А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев, А. А. Голенищев-Кутузов, А. В. Кольцов,

 

Н. А. Некрасов, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островский, собственные поэтические тексты.

 


 

Музыкальный язык


 

- Новый, усложненный.

 

- Главным выразительным средством становится декламация, в которой соединяются песенные (колыбельные, плясовые, плач и т.д.) и речевые интонации.

 

- В характере героя передает особенности его речи, интонации, жесты, походку.

 


 

Партия - Равноправный, исполнительски сложный участник ансамбля.

 

фортепиано - Часто сливается с голосом, а не просто «досказывает» мысли и чувства персонажа.

 

Нотные примеры

Колыбельная Еремушке

 

Стихи Н. А. Некрасова

 

Сиротка.

 

Слова М. П. Мусоргского

 


Тема 19. «Картинки с выставки»

Программный фортепианный цикл

 

В. Гартман. В.А. Гартман Балет невылупившихся птенцов


 

Название

 

Строение

 

Картины и

Музыка


 

 

- Рабочее название произведения «Гартман».

 

- Поводом для создания сочинения послужила выставка в Академии художеств работ художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана –близкого друга Мусоргского.

 

Год создания – 1874

Год издания – 1886 –через пять лет после смерти композитора.

 

- 10 виртуозных пьес, в которых представлены и сцены реальной жизни,

 

и сказочные образы, и картины прошлого, и изображения архитектурных сооружений.

 

- Светлые, радостные, красочные стороны жизни воплощены в скерцозных пьесах: «Тюильри», «Лиможский рынок», «Балет невылупившихся птенцов».

 

- Мусоргский усложнил и переосмыслил многие работы В.А. Гартмана:

§ «Гном» -трагический образ.

§ «Два еврея», «Быдло» -социальный конфликт.

§ «Старый замок» -философские размышления о жизни,об уходящемвремени

§ «Катакомбы» -образ смерти.

§ «Богатырские ворота» -воплощение мечты Мусоргского

 

о свободной России.

 

Тема «Прогулки»

- Объединяет в одно целое контрастные темы.

- Меняется, варьируется под впечатлением от увиденной картины.

 

- В одном случае «Прогулка» получает новое название – «С мертвыми на мертвом языке».

 


 

 


- В «Богатырских воротах» - гимническом финале – «Прогулка» «проявляется» в колокольном звоне.

 

- Вместе с тем «Прогулка» «изображает» переход от одной картины

к другой.

- Между некоторыми пьесами «Прогулка» отсутствует.

 

Новаторство - Мусоргский обогатил фортепианную музыку вокальными речевыми

и песенными интонациями:

§ песенные мелодии в «Прогулке» (имитация запевала – хор);

§ песенные интонации в «Богатырских воротах» (напоминает хоровой финал);

§ речевые интонации в «Старом замке», «Быдле»;

§ речевые интонации раскрывают характер героев в «Двух евреях», «Гноме», «Тюильри»;

§ народный говор своеобразно претворен в «Лиможе» (перепалка на рынке).

 

«Картинки с выставки». Тема прогулки

 

    Список основных произведений
       
  Оперы - «Саламбо».  
    - «Женитьба» (первый акт).  
    - «Борис Годунов».  
    - «Хованщина».  
    - «Сорочинская ярмарка».  
       
  Романсы и песни - «Колыбельная Еремушке».  
    - «Сиротка».  
    - «Светик Савишна».  
    - Вокальный цикл «Детская».  
    - Баллада «Забытый».  
    - Всего около 70 песен и романсов.  
       

 

Для фортепиано - «Картинки с выставки».

- Отдельные пьесы.

 

Для оркестра - Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе».

- Интермеццо.

 

 


Раздел V. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

 

Тема 20. Экспресс-биография

 

Н.А. Римский-Корсаков – великий композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик,

 

представитель «Могучей кучки», профессор Петербургской консерватории (с 1871г.), инспектор военно-морских духовых оркестров (1873 – 1884 гг.), директор Бесплатной музыкальной школы (1874 – 1881 гг.), помощник управляющего Придворной певческой капеллы (1883 – 1894 гг.), руководитель Беляевского кружка.

 

 

- Родился в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье. 6 марта 1844 г.

 

- С шести лет – занятия на фортепиано.

- В одиннадцать лет – первые сочинения.


 

Получение образования в Морском корпусе в г. Санкт-Петербурге.

 

- Занятия с пианистом Ф. А. Канилле.

- Знакомство с М. А. Балакиревым.

 

- Становится членом «Могучей кучки».

 

- Под руководством М. А. Балакирева начинает работать над Первой симфонией.

 

- Знакомство с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым.


 

 

1856 – 1860 гг.

 

1859 – 1860 гг.

 

 

1861 г.

 


 

- Совершает кругосветное путешествие на клипере «Алмаз» (вокруг 1862 – 1865 гг.

Европы и Америки).

- Окончание Морского корпуса в чине гардемарина.


 

- Знакомство с А. П. Бородиным.

 

- Создание симфонической картины «Садко», симфонической сюиты «Антар». Работа над первой оперой «Псковитянка».

 

- Знакомство с П. И. Чайковским.

 

- Женитьба на Н. Н. Пургольд – одной из участниц вечеров «Могучей кучки».


 

 

1865 г.

 

1860-е гг.

 


 

Становится профессором Петербургской консерватории по классу сочинения и инструментовки.

 

Инспектор духовых оркестров Военно-морского ведомства.


 

 

1871 г.

 

 

1873 – 1874 гг.

 


 

- Директор Бесплатной музыкальной школы. 1874 – 1884 гг.

 

- Дирижер симфонических концертов, а позже – оперных спектаклей.

 

 


- Интенсивные занятия гармонией, контрапунктом и инструментовкой в целях совершенствования своей композиторской техники.

 

- Изучение древнейших пластов русского фольклора, народных обрядов.

 

- Создание двух фольклорных сборников: «100 русских народных песен», «40 русских народных песен».

 

- Возглавил «Беляевский кружок»8, который состоял, в основном, из 1882 г.
учеников Римского-Корсакова: А. К. Глазунова, А. К. Лядова  
и др.  

- Оперы «Майская ночь» и «Снегурочка».

- Работа в Придворной певческой капелле.

- Гастроли за границей в качестве дирижера в «Русских сезонах»9 в г. Париже, г. Брюсселе.

 

- Работа над книгой «Летопись моей музыкальной жизни». 1890 – 1900 гг.

- Музыкальные статьи («Вагнер и Даргомыжский»).

- Создание учебника оркестровки.

 

- Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок».

 

- Лирико-психологические романсы.


 

- Смерть Н.А. Римского-Корсакова в усадьбе Любенск (под Лугой).

- Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.


 

 

8 июня

1908 г.

 


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.