|
Иван Козловский в партии Юродивого
И Мария Максакова в партии Марины Мнишек
Тема 18. Романсы и песни М.П. Мусоргского
Жанры
Образы и темы
Авторы стихов
Монологи-рассказы, монологи-сцены, в которых присутствуют и слова от автора, и прямая речь героя.
Новое содержание: тяжелая крестьянская жизнь, одиночество художника, внутренний мир ребенка.
А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев, А. А. Голенищев-Кутузов, А. В. Кольцов,
Н. А. Некрасов, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островский, собственные поэтические тексты.
Музыкальный язык
- Новый, усложненный.
- Главным выразительным средством становится декламация, в которой соединяются песенные (колыбельные, плясовые, плач и т.д.) и речевые интонации.
- В характере героя передает особенности его речи, интонации, жесты, походку.
Партия - Равноправный, исполнительски сложный участник ансамбля.
фортепиано - Часто сливается с голосом, а не просто «досказывает» мысли и чувства персонажа.
Нотные примеры Колыбельная Еремушке
Стихи Н. А. Некрасова
Сиротка.
Слова М. П. Мусоргского
Тема 19. «Картинки с выставки» Программный фортепианный цикл
В. Гартман. В.А. Гартман Балет невылупившихся птенцов
Название
Строение
Картины и Музыка
- Рабочее название произведения «Гартман».
- Поводом для создания сочинения послужила выставка в Академии художеств работ художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана –близкого друга Мусоргского.
Год создания – 1874 Год издания – 1886 –через пять лет после смерти композитора.
- 10 виртуозных пьес, в которых представлены и сцены реальной жизни,
и сказочные образы, и картины прошлого, и изображения архитектурных сооружений.
- Светлые, радостные, красочные стороны жизни воплощены в скерцозных пьесах: «Тюильри», «Лиможский рынок», «Балет невылупившихся птенцов».
- Мусоргский усложнил и переосмыслил многие работы В.А. Гартмана: § «Гном» -трагический образ.
§ «Два еврея», «Быдло» -социальный конфликт.
§ «Старый замок» -философские размышления о жизни,об уходящемвремени
§ «Катакомбы» -образ смерти.
§ «Богатырские ворота» -воплощение мечты Мусоргского
о свободной России.
Тема «Прогулки» - Объединяет в одно целое контрастные темы. - Меняется, варьируется под впечатлением от увиденной картины.
- В одном случае «Прогулка» получает новое название – «С мертвыми на мертвом языке».
- В «Богатырских воротах» - гимническом финале – «Прогулка» «проявляется» в колокольном звоне.
- Вместе с тем «Прогулка» «изображает» переход от одной картины к другой. - Между некоторыми пьесами «Прогулка» отсутствует.
Новаторство - Мусоргский обогатил фортепианную музыку вокальными речевыми и песенными интонациями: § песенные мелодии в «Прогулке» (имитация запевала – хор);
§ песенные интонации в «Богатырских воротах» (напоминает хоровой финал);
§ речевые интонации в «Старом замке», «Быдле»;
§ речевые интонации раскрывают характер героев в «Двух евреях», «Гноме», «Тюильри»;
§ народный говор своеобразно претворен в «Лиможе» (перепалка на рынке).
«Картинки с выставки». Тема прогулки
Для фортепиано - «Картинки с выставки». - Отдельные пьесы.
Для оркестра - Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе». - Интермеццо.
Раздел V. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
Тема 20. Экспресс-биография
Н.А. Римский-Корсаков – великий композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик,
представитель «Могучей кучки», профессор Петербургской консерватории (с 1871г.), инспектор военно-морских духовых оркестров (1873 – 1884 гг.), директор Бесплатной музыкальной школы (1874 – 1881 гг.), помощник управляющего Придворной певческой капеллы (1883 – 1894 гг.), руководитель Беляевского кружка.
- С шести лет – занятия на фортепиано. - В одиннадцать лет – первые сочинения.
Получение образования в Морском корпусе в г. Санкт-Петербурге.
- Занятия с пианистом Ф. А. Канилле. - Знакомство с М. А. Балакиревым.
- Становится членом «Могучей кучки».
- Под руководством М. А. Балакирева начинает работать над Первой симфонией.
- Знакомство с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым.
1856 – 1860 гг.
1859 – 1860 гг.
1861 г.
- Совершает кругосветное путешествие на клипере «Алмаз» (вокруг 1862 – 1865 гг. Европы и Америки). - Окончание Морского корпуса в чине гардемарина.
- Знакомство с А. П. Бородиным.
- Создание симфонической картины «Садко», симфонической сюиты «Антар». Работа над первой оперой «Псковитянка».
- Знакомство с П. И. Чайковским.
- Женитьба на Н. Н. Пургольд – одной из участниц вечеров «Могучей кучки».
1865 г.
1860-е гг.
Становится профессором Петербургской консерватории по классу сочинения и инструментовки.
Инспектор духовых оркестров Военно-морского ведомства.
1871 г.
1873 – 1874 гг.
- Дирижер симфонических концертов, а позже – оперных спектаклей.
- Интенсивные занятия гармонией, контрапунктом и инструментовкой в целях совершенствования своей композиторской техники.
- Изучение древнейших пластов русского фольклора, народных обрядов.
- Создание двух фольклорных сборников: «100 русских народных песен», «40 русских народных песен».
- Оперы «Майская ночь» и «Снегурочка». - Работа в Придворной певческой капелле. - Гастроли за границей в качестве дирижера в «Русских сезонах»9 в г. Париже, г. Брюсселе.
- Музыкальные статьи («Вагнер и Даргомыжский»). - Создание учебника оркестровки.
- Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок».
- Лирико-психологические романсы.
- Смерть Н.А. Римского-Корсакова в усадьбе Любенск (под Лугой). - Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
8 июня 1908 г.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|