Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри»





 

         
  Жанр   Эпический  
         
         
  Строение   Четырехчастный цикл  
         
         
  Новаторство   - Первая русская эпическая симфония.  
      - Опора на русскую народную традицию (интонации, лад, ритм).  
      - Третья и четвертая части идут без перерыва.  
      - Русский образ интонационно сближается с восточным (побочная тема  
      первой части и тема трио второй части).  
         
         

 

Строение симфонии

 

                     
      Первая   Вторая   Третья   Четвертая  
      Часть   часть   часть   часть  
                     
                     
  Содержание   Собрание русских   Картины   Образ   Сцена  
      богатырей   богатырских игр   древнерусского   богатырского  
          и состязаний   певца-сказителя   пира,  
              Бояна   ликование  
                  народа  
                     
                     
  Форма   Сонатная.   Скерцо,   Сонатная.   Сонатная  
      Главная партия состоит из   сложная          
      двух элементов,   трехчастная.   Andante.      
      проникающие во все              
      разделы.   Крайние части –          
      Героическая главная   в сонатной форме.          
      партия сближается с   Трио – вариации на          
      лирической побочной.   песенную тему.          
      В репризе              
      нетрадиционное              
      соотношение              
      тональностей: П.П. звучит              
      в Ми бемоль мажоре.              
                     
                     
  Тональный   си минор   Фа мажор   Ре бемоль   Си мажор  
  план           мажор      
                     
                   
                   

Нотные примеры I часть. Главная тема.

 

 

Побочная тема

 

II часть. Главная тема

 

 

Побочная тема

 

 

Средний раздел

 

III часть

 

 

IV часть. Главная тема

 

 

IV часть. Побочная тема

 

 


Список основных произведений

 

  Симфонические произведения Три симфонии (Третья не закончена),
    симфоническая картина «В Средней Азии».
     
  Опера «Князь Игорь»
     
  Камерно-инструментальные Два струнных квартета
  произведения  
     
  Вокальные произведения 16 романсов
     
  Произведения для фортепиано Фортепианные пьесы, «Маленькая сюита»
     

 

    Словарь
     
  Гудошники Они же скоморохи – музыканты, игравшие на русских народных
    музыкальных инструментах. Гудошники промышляли пляской,
    песнями, шутками, фокусами. Гудошники (скоморохи) были
    постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний,
    различных обрядов.
     
  Декламационность Декламация - от лат. «declamatie» - «упражнение в красноречии» -
    искусство произнесения стихов или прозы.
     
  Демократия От греч. «власть народа». Общество осуществляет самоуправление
    ради общего блага.
     
  Консерватизм Приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному;
    враждебность и противодействие прогрессу, всему новому,
    передовому.
     
  Номерная Персонажи каждого номера перечислены в порядке их появления на
  структура оперы сцене.
     
  Фольклор От англ. «folk-lore» - «народная мудрость» - народное творчество, чаще
    всего устное.
     

 

 

Николай Рерих. Поход Князя Игоря

 


Раздел IV. Модест Петрович Мусоргский

(1839 – 1881)

 

Тема 15. Экспресс-биография


 

М.П. Мусоргский –правдиво изображающий многообразии, один из композиторов XIX века.


 

 

великий композитор-реалист, жизнь во всей ее сложности и самых ярких и самобытных

 


 

Родился в селе Карево Псковской губернии в семье помещика.

 

- Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге.

- Начало занятий по фортепиано у А. Г. Герке.

 

- Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков.

 

- Первые сочинения. Издание фортепианной пьесы-польки «Подпрапорщик».


 

 

9 марта 1839 г.

 

1849 г.

 

 

1852 г.

 


 

- Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. 1856 г.

- Зачисление в гвардейский Преображенский полк.

- Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве в госпитале.

- Знакомство с А.С. Даргомыжским.

 

- Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме 1857 г.
А. С. Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева.  

- Начало занятий композицией под руководством М. А. Балакирева.


 

- Выход в отставку с военной службы.

 

- Поступление на службу чиновником в Инженерное управление.

 

- Жизнь в «коммуне» с группой молодых людей.

 

- В это время Мусоргский находился под влиянием идей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


 

 

1858 г.

 

 

1863 – 1865 гг.

 


 

- Создание песни «Калистрат» на слова Н. А. Некрасова – первой из серии вокальных сцен из народной жизни.

 

- Уход со службы в Инженерном управлении.

 

- Знакомство с историком литературы В. В. Никольским.

- Начало работы над оперой «Борис Годунов» по совету ученого.

 

- Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

 

- Песня «Семинарист» запрещена цензурой.

 

- Оперный комитет Мариинского театра запретил постановку оперы «Борис Годунов».


 

 

1864 г.

 

 

1867 г.

 

1868 г.

 

1870 г.

 

1871 г.

 


 


- Совместное проживание в одной квартире с Н. А. Римским-Корсаковым.

- Работа над второй редакцией «Бориса Годунова».

 

- Коллективная работа совместно с А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, и Ц. А. Кюи над оперой-балетом «Млада» по заказу дирекции императорских театров.

 

- Начало работы над оперой «Хованщина».

 

- Исполнение Ф. Листом в Веймаре вокального цикла «Детская».

 

- Премьера оперы «Борис Годунов» в Мариинском театре.

 

- Пишет балладу для голоса и фортепиано «Забытый» на слова А.А. Голенищева-Кутузова (посвящена В. В. Верещагину1).

- Замысел оперы «Сор о чинская ярмарка».

 

- Концертная поездка с певицей Д. М. Леоновой в качестве аккомпаниатора по городам: Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь.

 

- Уход со службы.

 

- Резкое ухудшение здоровья.

- Незадолго до смерти художник И. Е. Репин пишет его портрет.

 

- Смерть композитора в Николаевском военном госпитале.

- Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.


 

1871 – 1872 гг.

 

 

1872 г.

 

1873 г.

 

1874 г.

 

1879 г.

 

1880 г.

 

1881г.

 

 

28 марта

1881 г.

 


 

 

Филипп Москвитин.Певица Дарья Леонова

 

Портрет М. П. Мусоргского

 

 

1 Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)–русский живописец и литератор,один из наиболее

 

известных художников-баталистов.


Тема 16. Характеристика творчества

 

 

Автограф

 

М.П. Мусоргского


 

 

Темы и

Образы

 

 

Жанры


 

- В центре творчества – русский народ в моменты важнейших переломных событий отечественной истории: картины народных восстаний и бунтов, нищеты и бесправия.

 

- Психологически точные музыкальные портреты людей разных социальных сословий (вокальный цикл «Без солнца»).

 

- Меткие комические и сатирические музыкальные портреты.

 

- В некоторых из них – высмеивание «консервативных» современников («Классик», «Раек»).

 

- Живое и яркое воплощение комических ситуаций (опера «Женитьба», сцена в корчме из оперы «Борис Годунов»).

 

- Мир ребенка (вокальный цикл «Детская», песни «Сиротка», «Озорник»)

- Обращается к теме войны, показывая ее жестокость

и несправедливость.

 

- Оперы, песни, романсы – жанры, связанные со словом.

- Инструментальные сочинения, в основном, программные:

 

«Ночь на Лысой горе» для оркестра, «Картинки с выставки» для фортепиано.

 


 

Музыкальный язык


 

- Необычайно смелый для того времени.

 

- Многие идеи Мусоргского: сложная драматургия опер, свободные музыкальные формы, далекие от европейской классики, мелодика – были поняты и приняты только в XX веке.

 


 

Мелодия - Основа музыкального языка Мусоргского: выразительная декламация, вырастающая из естественной речевой интонации. В этом Мусоргский – наследник А. С. Даргомыжского.

 

- Живая речевая интонация соединяется в мелодиях с народной песенной интонацией (интонацией плача, колыбельной, протяжной, плясовой).

 

Гармония - Опора на классическую функциональную гармонию.

- Нестандартные соединения аккордов.

- Полифункциональные, политональные сочетания.


 

Историческая

Роль


 

 

Творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии, формы оказали большое влияние на композиторов XX века – К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.

 


 


Тема 17. Оперное творчество

 

«Я разумею народ как великую личность, Одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере»

М.П. Мусоргский

 

Эскиз художника Федора Федоровского к опере «Борис Годунов»

 

Сюжеты опер Мусоргского, основанных на исторических событиях:

 

- «Борис Годунов» - 1598– 1604годы.Смерть царевича Дмитрия–последнего сына ИванаГрозного. Шестилетнее правление Бориса, польская интервенция, «Смутное время». - «Хованщина» -Россия накануне реформ Петра Первого.

 

- «Пугачевщина» -замысел оперы о народных восстаниях остался неосуществлённым.

 

Неоконченные оперы Мусоргского:

- «Саламбо» -героико-романтическая опера по одноименному роману французского

 

писателя Г. Флоб е ра о восстаниях ливийских войск против Карфагена. Часть музыкального материала Мусоргский использовал в опере «Борис Годунов».

 

- «Женитьба» -бытовая комическая опера по Н.В.Гоголю.В основу музыкального

 

произведения положена прозаическая речь гоголевских персонажей (развитие традиций А. С. Даргомыжского – опера «Каменный гость»).

 

- «Сорочинская ярмарка» -лирико-комическая опера по Н.В.Гоголю.

 

 


Опера «Борис Годунов»

 

- Работа над первой редакцией – 1868 – 1869

 

годы.

 

- Вторая редакция – 1872 год.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.