|
Список основных произведений
Оперы
| «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».
|
|
| Вокальные произведения
| Более 70 романсов и песен.
|
|
| Симфоническое творчество
| - Испанские увертюры «Арагонская хота»,
|
| «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
|
| - Симфоническая фантазия «Камаринская».
|
| - «Вальс-фантазия».
| Камерные произведения
| - Камерные ансамбли, в том числе секстет для
|
| фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели
|
| и контрабаса.
|
| - Патетическое трио для фортепиано, кларнета,
|
| и фагота.
|
|
| Инструментальное
| Фортепианные пьесы.
| творчество
|
|
|
|
|
|
|
| Словарь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ария
| - От итал. «aria» - «воздух».
|
|
|
|
|
| - Законченный по построению эпизод в опере, оратории или
|
|
| кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении
|
|
| оркестра.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Александр Шаховской
| Князь, драматург, член Российской Академии и литературного
|
|
| общества «Беседа любителей русского слова».
|
|
|
|
|
| Благородный пансион
| - Учебное заведение при Главном педагогическом институте,
|
|
| выпускники которого становились послами и дипломатами.
|
|
| -
| В
| преподавательский
| состав
| входили
| учителя
|
|
| Царскосельского лицея.
|
|
|
|
|
| - Одним из наставников Глинки был поэт, будущий декабрист,
|
|
| друг Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
|
|
|
|
|
|
|
| Вариация
| - От латин. «Varius» - «различный».
|
|
|
|
| - Вариацией, т. е. изменением считается в музыке прием,
|
|
| вследствие которого мелодия видоизменяется, не теряя при
|
|
| этом своих характерных очертаний.
|
|
|
|
| - Вариацию можно сравнить с мимикой, благодаря которой
|
|
| лицо, прежде находившееся в спокойном состоянии, получает
|
|
| всевозможные выражения.
|
|
|
|
|
|
|
| Джон Фильд
| - Ирландский композитор и пианист середины XIX века.
|
|
| - Современник Ф. Шопена.
|
|
|
|
|
| - Автор ноктюрна – лирической фортепианной пьесы.
|
|
|
|
|
| Каватина
| От итал. «cavatina», уменьшительное от итал. «cavata» -
|
|
| небольшая лирическая оперная ария.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Капелла
| Коллектив певцов и инструменталистов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Капельмейстер
| Руководитель капеллы.
|
|
|
|
|
|
|
| Кузьма Минин
| Руководители второго народного ополчения во время польской
|
| и Дмитрий Пожарский
| интервенции в Смутное время, и победы над Польшей в 1612
|
|
| году.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лирика
| Мир чувств человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Наполеон Бонапарт
| Французский император, полководец.
|
|
|
|
|
|
| Опера
| От итал. – «действие, произведение», от лат. – «труд,
|
|
| творение» –музыкальный спектакль,состоящий из сольных
|
|
| вокальных эпизодов – арий, речитативов, а также ансамблей,
|
|
| хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров.
|
|
|
|
| Песня
| Самая простая, наиболее распространённая форма вокальной
|
|
| музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко
|
|
| запоминающейся мелодией.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Поэма
| От греч. «poiema» - «творю» - пьеса лирико-повествовательного
|
|
| характера, которая отличается свободой построения и
|
|
| эмоциональной насыщенностью.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Речитатив
| От итал. «recitativo» - «декламировать», «речь нараспев».
|
|
|
| В операх и ораториях речитатив исполняет функцию связок
|
|
| между ариями. При этом в речитативах отражается
|
|
| драматическое действие, а в ариях - эмоциональная реакция
|
|
| персонажей на него.
|
|
|
|
|
|
|
| Романс
| От исп. «romance», буквально - «по-романски», т. е. «по-
|
|
| испански» – камерное музыкально-поэтическое произведение
|
|
| для голоса с инструментальным сопровождением.
|
|
|
|
|
| Рондо
| От фр. «rondeau» - «круг» - форма, в основе которой лежит
|
|
| неизменный рефрен, который чередуется с различными
|
|
| эпизодами: ABACADA….
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Увертюра
| -
| От
| фр.
| «Ouverture»
| –
| «вступление»
| –
|
|
| инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед
|
|
| началом
|
| какого-либо
| представления
| –
|
|
| оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное
|
|
| оркестровое
|
| произведение,
| часто
| принадлежащее
|
|
| к программной музыке.
|
|
|
|
|
| - Поначалу увертюры писались для того, чтобы дать публике
|
|
| время занять места в зале.
|
|
|
|
|
| - Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала
|
|
| полноправной частью композиции.
|
|
|
|
|
| - Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из
|
|
| оперы, для которой увертюра писалась.
|
|
|
|
|
|
|
| Франц Бем
| Русский скрипач и педагог. По национальности австриец.
|
|
|
|
|
| Хота
| - Парный испанский национальный танец в трёхдольном
|
|
| размере.
|
|
|
|
|
|
|
| - Появился в конце XVIII века в Арагоне и в начале XIX века
|
|
| распространилась по всей Испании.
|
|
|
|
|
|
|
| Элегия
| От греч. «ελεγεια» - «жалоба» – камерное музыкальное
|
|
| произведение задумчивого, печального характера.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эпос
| Повествование.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Франц Бем
В.К. Кюхельбекер
Раздел II. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Тема 6. Экспресс-биография
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». А. С. Даргомыжский
А.С. Даргомыжский – младший современник, последователь и друг М.И. Глинки, представитель направления, названного в литературе «Критическим реализмом». Первый русский классик реалистического направления в музыке. Новаторство и достижения Даргомыжского подхватили и развили композиторы «Могучей кучки».
Родился в селе Даргомыж Тульской губернии.
- Переезд семьи в Петербург.
- Получение домашнего образования.
- С 6 лет играл на фортепиано, с 9 – на скрипке.
- Учителя: пианист А. Т. Данилевский, Ф. Шоберлехнер (венский пианист).
2 февраля
1813 г.
1817 г.
Первые сочинения для фортепиано: марш, контрданс, «Меланхолический вальс».
Служба чиновником.
Знакомство с М.И. Глинкой определило творческую судьбу.
- Работа над оперой «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (постановка была осуществлена в 1847 г.).
- Романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир».
- Общение с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, М. Ю. Лермонтовым.
- Проведение музыкальных «четвергов» (творческие собрания в доме Даргомыжского).
- Выход в отставку в чине титулярного советника.
1824 г.
1827 г.
1835 г.
1835 – 1839 гг.
Первое заграничное путешествие по Европе.
- Начало зрелого периода творчества.
- Романсы «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Мельник».
- Даргомыжский заведует отделом музыкальных фельетонов
в сатирических журналах «Искра» и «Будильник». Там же знакомится с художником-сатириком Н. А. Степановым и поэтом В. С. Курочкиным.
1844 – 1845 гг.
1845 г.
Работа над лирико-психологической оперой «Русалка» на сюжет 1848 – 1855 гг.
драмы А.С. Пушкина. Успешная премьера.
- Поздний период творчества.
| 1855 – 1869 гг.
| - Знакомство с М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским.
- Участие в организации Русского музыкального общества,
в разработке Устава консерватории.
- Пишет драматическую песню «Старый капрал», сатирические песни «Червяк», «Титулярный советник».
- Второе заграничное путешествие.
| 1864 – 1865 гг.
| - Успех в столице Бельгии Брюсселе.
- Создание симфонических пьес «Баба-Яга», «Казачок», «Чухонская фантазия».
Работа над оперой «Каменный гость» по трагедии А.С. Пушкина (неокончена).
- Смерть композитора.
- Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
1866 г.
5 января
1869 г.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|