Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В.М. Васнецов. Эскизы костюмов и декорации к опере «Снегурочка»





 

Символическое - Лель – символ народного искусства.

значение - Берендей – символ мудрого правителя и чуткого ценителя красоты.

образов - Весна, Мороз, Ярило-солнце – стихийные силы природы.

 

Снегурочка - Образ полуреальной, полуфантастической девушки постепенно меняется: из прелестной, но холодной девочки она превращается в горячо любящую девушку.

 

- Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» и ариетта «Слыхала я» в прологе–первая ее характеристика,в которой звучат главныелейтмотивы.

 

- В арии «С подружками по ягоду ходить» Снегурочка – юная, холодная – характеризуется мелодией инструментального типа в сопровождении солирующей флейты.

 

- В ариетте «Слыхала я» появляется впервые появляется напевная лирическая мелодия с изысканными хроматизмами (музыка ариетты станет основой сцены таяния).

 

- В ариетте из первого действия, ариозо из третьего действия и особенно

 

в дуэте с Мизгирем из четвертого действия проявляются человеческие черты Снегурочки. Мотивы инструментального типа постепенно сменяются теплыми и задушевными песенными мелодиями

 

в сопровождении струнных. Обновляется и усложняется гармония.


 

Лель

 

Берендей


 

 

- Образ раскрывается в трех песнях народного склада, начинающихся с инструментальных наигрышей.

 

- Две первые песни (протяжная и плясовая) контрастируют друг с другом, а в третьей песне – «Туча со громом сговаривалась» - звучат элементы и первой, и второй песен.

 

- Юный Лель пробудил в Снегурочке желание измениться, испытать чувство любви.

 

- Доброта и мудрость, преклонение перед красотой и юмор сказочного царя раскрываются в двух каватинах и в оркестровом номере «Шествие царя Берендея».

 


 

 


Нотные примеры

 

Пролог.

 

Лейт-мотив Деда Мороза

 

 

Лейт-мотив Весны

 

 

Песни и пляски птиц.

 

Первая тема

 

Вторая тема

 

Ария Снегурочки

 

«С подружками по ягоды ходить»

 

 

Ариетта Снегурочки

 

«Слыхала я, слыхала»

 


Проводы масленицы.

 

I действие.

 

Первая песня Леля

 

«Земляничка, ягодка»

 

 

Вторая песня Леля

 

«Как по лесу лес шумит»

 

II действие.

Шествие царя Берендея.

 

 

Каватина Берендея

 

«Полна, полна чудес»

 

 

III действие.

Третья песня Леля

 

«Туча со громом сговаривалась»

 

 


Тема 23. Симфоническое творчество.

 

Симфоническая сюита «Шехерезада»

 

Вера и Михаил Фокины

 

в балете «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова

 

 

Л.С. Бакст. Эскиз костюма к балету «Шехерезада»

 

 

Программные произведения:

«Шехерезада», «Испанское каприччио», «Сербская фантазия».

 

Год создания сюиты – 1888.

Жанр – Симфоническая сюита из4-х частей

 

Литературная - Арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

 

основа - В первоначальной авторской редакции имела литературные заголовки

 

I ч. – «Море и Синдбадов корабль».

 

II ч. – «Фантастический рассказ Календера-царевича». III ч. – «Царевич и царевна».

 

IV ч. – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».


 

Формы частей

 

 

Музыкальный язык

 

 

Особенности

Развития


 

 

I ч. – сонатная форма без разработки со вступлением и кодой.

 

II ч. – сложная трехчастная. Крайние части написаны в форме вариаций.

 

III ч. – сонатная форма без разработки.

IV ч. – рондо-соната со вступлением и кодой.

 

- Обилие выразительных восточных мелодий, сочиненных самим композитором.

 

- Характерные черты восточной музыки: орнаментальная, вьющаяся мелодия, ритмическая свобода, обилие утонченных хроматизмов, лады с увеличенной секундой, подражание звучанию народных восточных инструментов.

 

- Эпический тип – контрастное сопоставление различных тем

и образов.

 

- Варьирование (тематическое, гармоническое, тембровое, ритмическое, жанровое) – главный прием развития внутри каждой части.

 


 

Единство сюиты - Программный замысел.

 

- Неоднократное проведение темы рассказчицы Шехерезады во всех частях цикла.

 

 


- «Волшебные» превращения главных лейтмотивов – тем Шахриара и Шехерезады – в другие сказочные образы.

 

тема моря – главная партия первой части.

Тема Шахриара

тема военных сигналов.


 

 

Тема Шехерезады


 

 

побочная партия первой части.

 


тема царевича Календера из второй части.

 

- В финале звучат темы из второй и третьей частей.

- На кульминации произведения (коде) возвращается тема моря,

Синдбадова корабля и две основные темы – Шахриара и Шехерезады

 

из первой части.


 

Оркестр


 

 

Яркое красочное письмо:

- тема Шехерезады – соло скрипки на фоне арфы,

- тема царевича Календера – соло фагота на фоне аккордов у четырех

контрабасов.

 


 

 

Нотные примеры

Первая часть.

 

Тема султана Шахриара.


 

Тема Шехерезады.

 

Главная тема.

 

Вторая часть. Рассказ Календера-царевича

 

 


Третья часть. Царевич и царевна.

 

Главная тема

 

 

Побочная тема.

 

Четвертая часть. «Багдадский праздник И корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».

 

  Список основных произведений
   
Оперы - «Псковитянка»
  - «Майская ночь»
  - «Снегурочка»
  - «Ночь перед Рождеством»
  - «Садко»
  - «Моцарт и Сальери»
  - «Царская невеста»
  - «Сказка о царе Салтане»
  - «Кащей Бессмертный»
  - «Сказание о невидимом граде Китеже»
  - «Золотой петушок»
   
Симфонические - 3 симфонии.
произведения - Программные симфонические произведения:
  - «Сказка».
  - «Испанское каприччио».
  - «Шехерезада».
  - «Сербская фантазия».
   

 

 


Раздел VI. Петр Ильич Чайковский

(1840 – 1893)

 

    Тема 24. Экспресс-биография
    Петр Ильич Чайковский–великий русский композитор,
    критик, педагог, дирижер.        
    Творчество П.И. Чайковского оказало огромное
    воздействие на развитие музыкальной культуры в России
    и за рубежом, повлияло на творчество таких ярких
    композиторов как        
    С. И. Танеев, А. К. Глазунов, В. С. Калинников,
    А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов.        
             
    Родился в поселке Воткинске (на Урале) в семье горного инженера.   25 апреля  
        1840 г.  
           
    - Переезд в г. Алапаевск.   1846 г.  
    - Впечатления детства – оркестрион (механический орган), на котором        
    Чайковский впервые услышал отрывки из «Дон Жуана» Моцарта.        
    - Первые уроки музыки под руководством матери.        
    - В четыре года сочинил пьеску для фортепиано «Наша мама в        
    Петербурге».        
    - В восемь лет хорошо играл и импровизировал.        
             

 


Семья переезжает в г. Санкт-Петербург.

 

- Подготовительные классы и обучение в Училище правоведения.

 

- Музыкальные занятия с хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным и пианистом Р. В. Кюндингером.


 

1848 г.

 

1850 – 1859 гг.

 


 

Работа в чине титулярного советника в департаменте Министерства юстиции.

 

Занятия в музыкальных классах при Русском музыкальном обществе.

 

- Принят в открывшуюся в Петербурге консерваторию.

- Занятия с А. Г. Рубинштейном и Н. И. Зарембой.

 

Написана увертюра к драме А. Н. Островского «Гроза».

 

Заканчивает консерваторию с серебряной медалью за дипломное сочинение кантаты «К радости» на текст Ф. Шиллера.

 

- Поездка на Ладожское озеро.

- Сочинение первой симфонии «Зимние грезы».

- Переезд в Москву.

 

- Начало работы в Московской консерватории в классах сочинения, гармонии и инструментовки.


 

 

1859 – 1863 гг.

 

 

1861г.

 

1862 г.

 

 

1864 г.

 

1865 г.

 

 

1868 г.

 


 

- Знакомство с М. А. Балакиревым, а позже и с остальными членами 1868 г.
«Могучей кучки».  

 

- По совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» на драму У. Шекспира.

 


- Общение с артистическим кружком, куда входили драматург А. Н. Островский, музыкальные критики В. Ф. Одоевский и Н. Д. Кашкин, поэт А. Н. Плещеев, издатель П. И. Юргенсон.

 

- Чайковский пишет: первые оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», Вторую и Третью симфонии, 3 квартета, Первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, музыку к сказке «Снегурочка», фортепианный цикл «Времена года», увертюру-фантазию «Франческа да Римини», романсы.

 

- Среди первых учеников Чайковского – С. И. Танеев.

 

Начало дружеской переписки с Н. Ф. фон Мекк – московской меценаткой, поклонницей творчества Чайковского, которая материально поддерживала композитора в течение 13 лет.

 

Неудачная женитьба и отъезд в Италию, где были завершены Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин».

 

- Живет в Италии, Швейцарии, Германии, Чехии, России, на Украине в Каменке – имении сестры Александры.

 

- Написаны оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», Серенада для струнного оркестра, Итальянское каприччио, Торжественная увертюра «1812 год», Литургия св. Иоанна Златоуста, «Всенощное бдение», симфония «Манфред».

 

Написана опера «Чародейка».

 

Написаны: увертюра-фантазия «Гамлет», Пятая симфония, романсы «Средь шумного бала», «То было раннею весною» на слова А. Н. Толстого, «День ли царит» на слова А. Н. Апухтина.

 

- Гастрольное турне по Европе.

- Мировая популярность.

- Выступление в качестве дирижера.

 

Написан балет «Спящая красавица».

 

Написана опера «Пиковая дама».

 

- Поселился под Москвой в Клину.

- Гастроли по Америке.

- Участие в фестивале на открытии концертного зала в Карнеги-холл.

 

Написаны опера «Иоланта», балет «Щелкунчик».

 

- Присуждение почетной степени доктора Кембриджского университета.

- Сочинение Шестой симфонии.

 

- Смерть Чайковского в Петербурге.

- Похоронен в Александро-Невской лавре.


 

1860 – 1870 гг.

 

1876 г.

 

 

1877 г.

 

 

1878 – 1885 гг.

 

 

1887 г.

 

1888г.

 

 

1888 – 1889 гг.

 

 

1889 г.

 

1890 г.

 

1891 г.

 

 

1892 г.

 

1893 г.

 

 

25 октября

1893г.

 


 


Тема 25. Характеристика творчества


 

Темы и

Образы


 

 

- Вечная тема борьбы добра и зла.

- Поиски смысла жизни.

- Противостояние мира грез и реальной действительности.

- Поэтичные образы русской природы.

- Красочные картины народной жизни.

 


 

Истоки   - Русская музыка первой половины XIX века.
музыкального   - Городская, крестьянская песня, городской романс.
языка   - Западно-европейская классика.
    - Любимый композитор Чайковского – В. А. Моцарт.
     
     
Жанры   Симфонии, программные увертюры, оперы, камерно-инструментальная
    музыка, романсы, фортепианные пьесы.
     

 

Новаторство - Развил жанр лирико-психологической оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и симфонии (Четвертая, Пятая, Шестая симфонии). - Один из основоположников русского струнного квартета.

 

- Основоположник русского классического балета («Лебединое озеро»,

«Спящая красавица», «Щелкунчик»).

- Создатель русского концерта для фортепиано.

 

 

Тема 26. Оперное творчество

 

           
    Жанры  
           
           
  «Чародейка»     Бытовая драма  
           
           
  «Опричник»     Русская историческая драма  
           
           
  «Черевички»     Комедия на фольклорный сюжет  
           
           
  «Орлеанская дева»     Историческая опера  
           
           
  «Евгений Онегин»     Лирические сцены  
           
           
  «Иоланта»     Лирико-романтическая опера  
           
           
  «Пиковая дама»     Психологическая драма  
           
           
        Фотография  
    П.И. Чайковского  
    с дарственной надписью  
      Н.Ф. фон Мекк  

 

Н.Ф. фон Мекк

 


Опера «Евгений Онегин»

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.