Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Илья Репин. Портреты Н.А. Римского Корсакова и М.П. Беляева





 

 

8 Беляевский кружок – группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880-1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М.П. Беляева («беляевские пятницы») 9 «Русские сезоны» - выступления русской оперы и балета, организованные в 1907 году С. Дягилевым во Франции. Сергей Павлович Дягилев (1872–1929)–русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

 


Тема 21. Характеристика творчества

 

Жанры Оперы, симфонии, симфонические сюиты, симфонические картины, увертюры, концерты для различных инструментов (в том числе для духовых), романсы и песни.


 

Музыкальный

Язык


 

 

- Продолжая традиции М. И. Глинки, использовал подлинные народные мелодии и сочинял собственные в народном стиле.

 

- Яркий музыкальный живописец.

 

- В произведениях, связанных с миром сказки, народной фантазии, природой, использовал смелые новаторские гармонии, красочные оркестровые сочетания, изумительные по красоте мелодии.

 

- Совершенствовал свой музыкальный язык на протяжении всей жизни, заложив основы музыкального языка XX века.

 


 

Редакторская Благодаря редакторской работе были исполнены

работа - «Каменный гость» А. С. Даргомыжского.

- «Князь Игорь» А. П. Бородина.

- «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского.

- Подготовлены к изданию произведения М. И. Глинки.

 

Ученики - За 37 лет педагогической работы Н.А. Римский-Корсаков воспитал более 200 учеников. Среди них композиторы: А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский и др.


 

Литературное

Наследие,

Учебные

Пособия,

Сборники


 

 

- «Летопись моей музыкальной жизни».

- Учебник «Основы оркестровки».

- Учебник гармонии.

- Два сборника русских народных песен.

- Музыкальные статьи.

 


 

Тема 22. Оперное творчество

 

     
Жанры 15 опер:

- Сказочные;

- Исторические;

- Лирико-психологические.

Центральное место в творчестве занимают сказочно-эпические оперы:

«Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».


 

Оркестр

 

 

Особенности

Драматургии


 

 

Яркие оркестровые картины: вступление «Океан-море синее» к опере «Садко»; антракты «Три чуда» в опере «Сказка о царе Салтане», «Сеча при Керженце» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже».

 

Масштабные обрядовые10 сцены: сцена масленицы в опере «Снегурочка» и др.

 


 

 

10 Обряд –традиционные действия,сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека. Существуют обряды, связанные с календарным земледельческим циклом (Святки,

 

Масленица добавить), и семейные, связанные с рождением человека, свадьбой, смертью.


Опера «Снегурочка»

 

 

М. А. Врубель. Эскиз костюма Снегурочки.

 

 

В. М. Васнецов. Эскиз костюма царя Берендея


 

Жанр

 

 

История

 

Идея


 

 

- Сказочно-эпическая. По определению самого Римского-Корсакова «Весенняя сказка».

 

- Пробуждающиеся теплые человеческие чувства Снегурочки гармонируют с пробуждением и цветением весенней природы.

 

- Эпический размах в опере придает большое количество обрядовых сцен.

 

- Годы создания – 1880 – 1881.

- Премьера – 29 января в Мариинском театре.

 

Воспевание жизни древних славян-язычников, мудрой красоты

 

и гармонии «Берендеева царства», могучей природы, великой силы искусства и любви.

 


 

Либретто   Составлено Римским-Корсаковым по пьесе-сказке А. Н. Островского.
     
     
Структура   - 4 действия с прологом.
    - Сольные номера: песни, ариозо, ариетты, каватины.
    - В крупных вокальных номерах – ариях Снегурочки, Весны – сложные
    двухчастные и трехчастные формы.
    - Сцена таяния Снегурочки – развернутый монолог.
    - Масштабные обрядовые сцены построены по принципу сюиты.
     

 


Музыкальный

Язык

 

 

Лейтмотивы


 

- Для создания народно-обрядовых сцен Римский-Корсаков использовал древний фольклор.

 

- В опере звучат 17 подлинных народных напевов и наигрышей.

 

Широкое использование системы лейтмотивов, лейттембров (в партии Леля – кларнет, Снегурочки – флейта, скрипка, Весны – валторна, Берендея – виолончель), лейтгармоний (тритоновое созвучие Лешего).

 


 


Массовые Взаимоотношения древних славян и природы раскрываются  
хоровые сцены в обрядовых сценах проводов масленицы, праздника Ивана Купалы,  
    гимне Яриле-солнцу.      
Действующие - Царь Берендей – тенор.  
лица - Снегурочка – сопрано.  
    - Лель, пастух – альт.  
    - Весна-Красна – меццо-сопрано.  
    - Дед Мороз – бас.  
    - Мизгирь, торговый гость – баритон.  
    - Купава, молодая девушка – сопрано.  
    Музыкальная характеристика персонажей  
Реальные, земные   Сказочные  
  Купава, Мизгирь,   Снегурочка,  
  Бобыль и   Весна, Леший  
  Бобылиха, народ    
       
- Песенные и плясовые темы, - Необычные гармонические  
диатоника, подголосочная созвучия.  
полифония в хоровых - Уменьшенные и увеличенные  
эпизодах.   лады.  
- Имитация звучания народных - Мелодии инструментального  
инструментов:   типа.  
~ Арфа с фортепиано -Красочные, колоритные  
  подражает гуслям, оркестровые краски:  
~ Кларнет – пастушьим ~ В музыке Лешего в третьем  
  свирелям.   действии звучат четыре  
        валторны и удары палкой по  
        тарелке.  
      ~ Музыка сверкающих светлячков  
        – фигурации флейты и арфы с  
        колокольчиками на фоне  
        контрабасов и тубы в низком  
        регистре.  
           


План оперы (сюжет)

 

Пролог

 

Первая часть: знакомство со сказочными персонажами–Снегурочкой,Лешим,родителями Снегурочки – Весной и Дедом Морозом.

 

Вторая часть: Большая обрядовая сцена«Проводы масленицы»,состоящая изхоровых эпизодов.

 

 

Первое действие

 

- Знакомство Снегурочки с пастухом Лелем, Купавой и ее женихом Мизгирем.

- Ради Снегурочки Мизгирь отказывается от Купавы.

 

 

Второе действие

 

- Дворец царя Берендея.

 

- Ярило-солнце гневается на берендеев, посылая людям мало тепла.

 

- Купава жалуется Берендею на Мизгиря.

 

- Увидев красоту Снегурочки и узнав, что она не ведает любви, Берендей понимает причину гнева Ярилы-солнца.

 

 

Третье действие

 

Первая половина действия – праздник в четь Ивана Купалы.

 

- Большая хоровая сцена в заповедном лесу.

 

- Лель поет песню и выбирает себе в невесты Купаву.

 

- Снегурочка огорчена выбором Леля.

 

Вторая половина действия – фантастическая сцена в заколдованном лесу.

 

- Мизгирь ищет Снегурочку.

 

- Леший дразнит и заманивает Мизгиря в глухой лес призраком Снегурочки.

 

Четвертое действие

 

- В Ярилиной долине Мать-Весна одаривает Снегурочку чувством любви.

 

- Избранником Снегурочки становится Мизгирь.

 

- Берендей благословляет невест и женихов, среди которых и Мизгирь со Снегурочкой.

- Снегурочка счастлива и благодарит мать за дар любви, но с первым солнечным лучом тает.

- Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.

 

- Берендей успокаивает народ: с кончиной Снегурочки Ярило-Солнце перестанет сердиться и восстановиться счастливая жизнь.

 

 


Характеристика героев оперы

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.