Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Индивидуально-психологические свойства субъекта социального взаимодействия





Психология

Социального взаимодействия

 

 

Учебное пособие

 

 

 

 

____________________________________________________________________

 

Нижний Новгород

УДК 159.923(075)

ББК 88.53

Б-90

 

Булатова, Е. А. Психология социального взаимодействия: учебное пособие / Е. А. Булатова, Н. А. Зимина, С. М. Зинина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2017. - 214 с.

 

Учебное пособие раскрывает основное содержание учебной дисциплины «Психология социального взаимодействия» и позволяет овладеть знаниями, необходимыми для понимания себя как субъекта общения, а также помогающими в осуществлении успешного социального взаимодействия.

Предназначено для обучающихся в ННГАСУ по дисциплине «Психология социального взаимодействия» по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», профили: Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций, Промышленное и гражданское строительство, Строительство автомобильных дорог, аэродромов, объектов транспортной инфраструктуры, Строительство инженерных, гидротехнических и природоохранных сооружений, Теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение и водоотведение зданий, сооружений, населенных пунктов, Экспертиза и управление недвижимостью и направлению 09.03.02 Информационные системы и технологии.

 

 

© Е.А. Булатова, Н.А. Зимина, С.М. Зинина, 2017

© ННГАСУ, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………....................6

 

Глава 1. Индивидуально-психологические свойства субъекта социального взаимодействия

1.1. Психика как особая форма взаимодействия

1.1.1. Взаимодействие как философская категория…………………....10

1.1.2. Понятие о психическом отражении…………………………….11

1.1.3. Сознание как высший уровень психического отражения……..13

1.2. Психика человека как предмет научного познания

1.2.1. Психология как область знания и наука……………………….16

1.2.2. Специфика психологического знания……………………………20

1.2.3. Цель и задачи изучения психологических дисциплин

в высшей технической школе………………………………………………24

1.3. Индивидные свойства человека

1.3.1. Человек как индивид……………………………………………..27

1.3.2. Нейропсихологические свойства……………………………….29

1.3.3. Нейродинамические свойства…………………………………...31

1.3.4. Возрастные свойства……………………………………………..36

1.3.5. Половые свойства………………………………………………….39

1.3.6. Конституционные свойства……………………………………..45

1.3.7. Сенсомоторные свойства………………………………………….48

1.4. Личность как высшее интегративное психическое свойство

1.4.1. Понятие о личности……………………………………………..50

1.4.2. Психологическая структура личности…………………………56

1.4.3. Основные факторы личностного развития…………………….59

1.4.4. Понятие о нормальном и аномальном развитии личности……..66

1.5. Человек как субъект деятельности и индивидуальность

1.5.1.Понятие о деятельности…………………………………………..73

1.5.2. Потребности как источник активности личности …………….75

1.5.3. Понятие об индивидуальности…………………………………....82

Контрольные вопросы к главе 1………………………………………….89

Список литературы к главе 1……………………………………………….91

 

Глава 2. Общение как форма социального бытия человека

2.1. Общая характеристика общения…………………………….…………92

2.2. Перцептивная сторона общения……………………………….………96

2.2.1. Механизмы межличностного восприятия……………..……….96

2.2.2. Первое впечатление. Эффекты восприятия…………………….100

2.2.3. Имидж делового человека……………..………………………..106

2.2.4. Самоподача (самопредъявление, самопрезентация)

в общении………………………………………………..……….110

2.2.5. Формирование аттракции………………………………………..114

2.3. Коммуникативная сторона общения……………...………………….119

2.3.1. Барьеры общения…………………………………………………120

2.3.2. Невербальная коммуникация……….………………………….127

2.3.3. Организация пространственной среды………………………..134

2.3.4. Слушание в социальном взаимодействии……………………..136

2.3.5. Феномен межличностного влияния и противостояния

влиянию…………………………………………………………147

2.3.6. Способы защиты от воздействий………………………………..152

2.4. Интерактивная сторона общения………………..……………………154

2.4.1. Состояния ЭГО…………………………………………………156

2.4.2. Трансакции………………………………………………………..161

Контрольные вопросы к главе 2…………………………………………..165

Список литературы к главе 2………..…………………………………….166

 

Глава 3. Социальное взаимодействие в организации

3.1. Организационная культура и межкультурное взаимодействие в организации…………………………………………………………………………167

3.1.1. Понятие организационной культуры………………………….167

3.1.2. Формирование и развитие культуры в организации……………169

3.1.3. Межкультурное взаимодействие в организации. Толерант-

ность как составляющая межкультурного взаивия……………............172

3.1.4.Воспитание толерантности в коллективе и в обществе……......175

3.1.5. Национальные особенности деловой культуры………….…......177

3.2. Руководство и лидерство в организации…………………………………181

3.2.1. Теории лидерства………………………………………………....181

3.2.2. Виды лидерства в организации………………………………….183

3.2.3. Виды власти и стратегии ее реализации…………………..…...188

3.2.4. Методы психологического воздействия……………………...…192

3.3. Группа как продукт межличностных взаимодействий. Особенности

социально-психологического взаимодействия в организации…………….194

3.3.1. Понятие социальной группы………………………………..……194

3.3.2. Классификация малых групп…………………………………….197

3.3.3. Групповые феномены………………………………………….....200

3.3.4. Влияние группы на индивида……………………………….....201

3.3.5. Этапы развития коллектива и команды…………………………206

3.3.6. Командные роли…………………………….…………………….210

Контрольные вопросы к главе 3………………………………………......212

Список литературы к главе 3…………….………………………………..213

 

 

Введение

Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком

(А. де Сент-Экзюпери)

«Психология социального взаимодействия» - учебная дисциплина, преподавание которой в 2014 г. в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на Общетехническом факультете заменило преподавание традиционной «Психологии». Необходимость этого решения была связана с вхождением ННГАСУ в Ассоциацию строительных вузов России и, соответственно, с процессом стандартизации программ подготовки инженеров-строителей на территории Российской Федерации. Более того, новое название психологической дисциплины, преподаваемой будущим инженерам-строителям, в большей степени отвечает специфике профессиональной деятельности инженера-строителя и более адекватно психологической сути компетенций, которые должны получить развитие в процессе усвоения данной психологической дисциплины.

Целями освоения дисциплины являются обучение студентов основным понятиям, положениям и методам психологии; развитие у студентов индивидуально-психологической ценности самопознания и саморазвития, обучение навыкам общения.

В ходе освоения дисциплины должны получить развитие следующие компетенции:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способность к самоорганизации и самообразованию;

- готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом.

Основными формами обучения при освоении данной дисциплины являются лекции и практические занятия, в соотношении 1:1.

Данное учебно-методическое пособие (слово «пособие» происходит от русского слова «пособить», что означает «помочь») призвано содействовать студентам в более полном и качественном освоении теоретико-психологических основ эффективного социального взаимодействия, сделать процесс овладения теорией психологии более осознанным, творческим и активным.

Лекции занимают центральное место в процессе освоения дисциплины. Неверно думать, что восприятие лекции пассивно и единственное, что успевает сделать студент, то это записать некоторые мысли лектора. Роль лекции куда более значима. Живое, творческое взаимодействие преподавателя с аудиторией активизирует мыслительную деятельность, акцентирует внимание на основных идеях и понятиях дисциплины, развивает интерес к научной информации по предмету, создает установку на восприятие психологической информации из других источников, формирует гуманистическое отношение к людям, органично сочетает обучение и воспитание. Во многом этому способствует информационная насыщенность лекции, оперативное ознакомление с современными данными науки, убедительные примеры, интонационные ударения и повторение информации лектором и, конечно, воздействие личности самого педагога. Поэтому никакая даже самая хорошая книга не способна заменить в высшей школе лекцию.

Идеальная лекция сочетает эмоциональность изложения и четкую логическую структуру подачи материала. Однако чем интереснее, динамичнее и насыщеннее лекция, тем труднее вести полноценные записи по ходу ее. Конечно, в настоящее время, современные студенты не имеют проблем с получением необходимой информации. Однако обилие информации создает проблему наличия ориентира при выборе нужного источника, определения достаточного и необходимого для подготовки к профессии объема информации. Разрешить данные противоречия во многом и призвано настоящее учебно-методическое пособие. Оно составлено ведущими преподавателями дисциплины «Психология социального взаимодействия», имеющими многолетний опыт преподавания психологических дисциплин студентам, обучающимся по направлениям «Строительство» и «Информационные системы и технологии».

Тематика и структура настоящего пособия полностью соответствуют содержанию данной дисциплины. Пособие поможет студентам лучше усвоить ключевые слова (основные понятия) дисциплины, полнее понять логику предмета, адекватнее оценить свой результат обучения, ответив самому себе на вопросы: «Что я понял на лекции?», «Что я усвоил самостоятельно?». Относясь к приобретению нового знания, нового отношения или новой ценности как к любому личностному обретению, духовному обогащению, авторы надеются, что пособие поможет сохранить и поддержать эмоционально-положительное отношение студентов к учебному труду.

Пособие предполагает следующие формы самостоятельной проработки материалов лекций:

· после лекционного занятия (желательно в этот же день) чтение материалов пособия, посвященных тематике прошедшей лекции и повторное прочтение материала накануне посещения последующей новой лекции;

· дополнение конспектов лекций информацией, содержащейся в пособии;

· самостоятельные ответы на вопросы, которые даны в конце каждой главы настоящего пособия;

· обсуждение прочитанного с однокурсниками, соседями по общежитию, родственниками, близкими друзьями;

· составление вопросов по содержанию лекционного материала для последующего обсуждения с преподавателем;

· чтение дополнительной литературы из рекомендованного списка.

Авторы выражают надежду на то, что настоящее пособие поможет студентам овладеть теоретико-психологическими основами социального взаимодействия, позволит лучше понимать себя и других, поспособствует активизации самопознания, самосовершенствования и самовоспитания, утвердит студентов в гуманистических принципах отношения к другим людям, послужит вкладом в формирование психологической культуры современного общества.

Первая глава данного пособия - «Индивидуально-психологические свойства субъекта социального взаимодействия» подготовлена доцентом, кандидатом психологических наук – Зининой Снежаной Михайловной (snejanazinina@mail.ru).

Вторая глава пособия - «Социальное взаимодействие и общение» подготовлена доцентом, кандидатом психологических наук – Зиминой Наталией Александровной (n.a.zimina@yandex.ru).

Третья глава пособия – «Социальное взаимодействие в организации» подготовлена кандидатом психологических наук, доцентом кафедры Истории, философии, педагогики и психологии ННГАСУ – Булатовой Еленой Анатольевной – (bulatova_ea@mail.ru).

Авторы пособия открыты к обсуждению изложенной информации и готовы ответить на возникающие у студентов вопросы, помня слова Сент-Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

 

 

В высшей технической школе

История психологии как учебной дисциплины показательна в отношении того, какое значение придается в обществе гуманитарному знанию и в частности знанию о законах человеческой психики. В советский период отечественной истории психология почти не изучалась ни в школе, ни в вузе. Попытка введения классической гимназической дисциплины «Психология» в передовых школах в послевоенные годы оказалась тщетной по причине отсутствия подготовленных учительских кадров. Система жесткого государственного управления, приоритет интересов коллектива, а не отдельной личности, технократизация и военизация жизни общества оставляют право на изучение психологии широкими общественными слоями за рамками жизненно важных занятий, в то время как политическая и управленческая элита активно использовала достижения психологии в своей деятельности.

В годы перестройки возрождение гуманитарных наук и интереса к отдельной личности и её праву на достойное существование и счастье привели и к возрождению интереса к психологии как учебной дисциплине и профессии.

 

В настоящее время психология заняла довольно устойчивое положение в программах высшего образования, при этом заметно смещение акцента с изучения курса общей психологии на получение в процессе высшего образования психологических знаний, имеющих прикладное значение («Психология социального взаимодействия», «Психология и этика делового общения», «Психология творчества», «Инженерная психология», «Психология в чрезвычайных ситуациях»).

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на Общетехническом факультете «Психология» как учебная дисциплина преподавалась с 2011года, а с 2015 года принято решение замены её на преподавание дисциплины, имеющей большее практическое значение – «Психология социального взаимодействия». Но даже более заметное приближение психологической дисциплины к практике жизни и будущего производства не делает её более «своей» в ряду технических дисциплин. Поэтому роль и место психологии в программе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей требует некоторого пояснения.

Интересен тот факт, что с конца 19-го и до середины 20-го века в кругах интеллектуалов были популярны идеи технического прогресса, которые на время даже вытеснили из массового сознания идею Бога и совершенствования человека. На технический прогресс были возложены надежды на решение проблем бедности, избавления от тяжести физического труда и как следствия - невежества. Герои рассказов А.П. Чехова много рассуждают о том, как техника освободит время людей для свободного творческого труда и для самосовершенствования в будущем, которое может быть только прекрасным.

Череда мировых войн, ухудшение экологии, появление новых социальных проблем (терроризм, рост психических отклонений и социальной дезадаптации в обществе) показали, что этим надеждам не суждено было воплотиться. Более того, совершенство техники и современных технологий обнаружило ещё большее несовершенство самого человека. А человек – это не столько его тело (наш современник традиционно много заботится о своем теле), сколько его внутренний мира, или, говоря образным языком, – душа. Достоинство или ничтожество человека определяется содержанием и состоянием его внутреннего мира, его души, его психики (личности), что и составляет предмет психологической науки. Развитие технической компетентности всегда должно уравновешиваться (или хотя бы смягчаться) развитием компетенции человековедческой или душеведческой (Психология в точном переводе на русский язык – душеведение).

В начале 21-го века человечество оказалось на пороге «четвертой технической революции», последовавшей за «цифровой» революцией. Её признаками стали синтез технологий, стирание границ между физическим, цифровым и биологическим мирами. Экономические и социальные последствия нового витка развития техники стали предметом обсуждения на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе в январе 2016 года. Важно отметить, что сам основатель ВЭФ Клаус Шваб среди вызовов «четвертой промышленной революции» назвал «роботизацию» человечества и угрозу утраты им «сердца и души».

Необходимо отметить, что подобные «страхи» не раз посещали человечество. Видимо, каждый виток технического прогресса требует осмысления места и роли человека в сравнительно новом для него мире вещей и технологий. Ещё в 1974 г. известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих дневниковых записях зафиксировал образ человека «с огромной головой и маленьким, маленьким сердцем» и подметил «обнищание души при обогащении информацией,…ума-знания».

Интересно отметить, что на форуме в Давосе, продолжая и поддерживая во многом идеи К.Шваба, президент Швейцарии – Шнайдер-Амманн в своем программном выступлении в качестве мер противодействия негативным последствиям новой технической революции назвал образование, призвав правительства и мировой бизнес к инвестициям в него.

Образование как интегрированный процесс обучения и воспитания, как процесс передачи и освоения человеком культуры общечеловеческих и профессиональных значений и смыслов, несмотря на современные тенденции вхождения в рыночные отношения и превращения в «услугу», по-прежнему продолжает восприниматься как оплот гуманитарных ценностей, как путь духовного воспроизводства. Общественным сознанием образование по определению наделяется «сердцем и душой». Без гуманитарной составляющей техническое образование вряд ли сможет ответить на выше перечисленные вызовы современности.

В идеале современное высшее образование нацелено, прежде всего, на формирование и развитие личности будущего профессионала. В решении задач высшего образования психологические дисциплины призваны внести вклад в развитие такого ценного интегративного личностного качества профессионала как психологическая культура, высокий уровень которой, по мнению профессора К.М. Романова, позволит будущему специалисту: правильно ориентироваться в окружающих людях; в совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни; знать и понимать самого себя, то есть иметь адекватный образ «Я»;в совершенстве владеть приемами самоуправления и самовоспитания, позволяющими в максимальной степени использовать свой личностный потенциал; правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

 

1.3. Индивидные свойства человека

Человек как индивид

В психологии используются близкие, но не тождественные понятия:человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это биосоциальное существо. Как биологическое существо он принадлежит к классу млекопитающих, обладает способностью к прямохождению, приспособленностью рук к трудовой деятельности и высокоразвитым мозгом. Как биологическое существо он подчиняется законам природы (генетическим, физиологическим и т.п.)

Как социальное существо человек наделен сознанием, способностью отражать мир и преобразовывать его. Как социальное существо (личность) человек живет по социальным законам, утверждает свои убеждения и принципы, ограничивает собственные биологические интересы. Личностное в человеке может вступать в противоречие с биологическим и преобразовывать его под влиянием социальных условий жизни.

Индивид – это отдельное живое существо, представитель биологического вида. Слова «особь», «атом» имеют схожее значение. Чаще всего понятие «индивид» используется по отношению к человеку как отдельному представителю человеческого рода.

Свойства человека, имеющие биологическое (природное, врожденное, генетически обусловленное) происхождение принято называть индивидными свойствами. Знать особенности человека (свои или другого), имеющие биологическое происхождение и оказывающие влияние на особенность психики человека, и в частности на его характер, важно, так как особенности внутреннего мира человека обусловлены не только влиянием социума (семья, школа, друзья, система воспитания и т.п.) или являются результатом собственных усилий человека по саморазвитию, но и даются человеку «в наследство» в качестве предпосылок личностного развития.

Умение различать, что в поведении человека обусловлено генетически, а что является результатом действия социальных условий и активности самого человека позволяет более терпимо относиться к людям, дает понимание, что не всё в характере человека подвластно воспитанию и самовоспитанию. Афоризм - «Дай мне сил и решимости, чтобы изменить то, что я изменить должен; мужества и терпения, чтобы принять то, что изменить нельзя; разума и мудрости, чтобы отличить первое от второго» - тоже об этом.

В психологии учитываются следующие индивидные свойства: нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, конституционные, сенсомоторные.

 

Нейродинамические свойства

Нейродинамические свойства человекасвязаны с особенностями протекания процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.

В основе нейрофизиологической деятельности человеческого мозга лежат два процесса: возбуждение и торможение, каждый из которых имеет свои особенности. Для того чтобы возник процесс возбуждения в нервных клетках и, как следствие, для возникновения нейрофизиологической деятельности мозга необходим контакт со средой. Чем сильнее раздражитель, воздействующий на нервную систему, тем интенсивнее на него реакция. Это «закон силы». Очень слабый раздражитель может вообще не вызывать реакции возбуждения, оставаясь как бы «незамеченным» нервной системой. Слабый раздражитель не осознается, но вызывает легкую иррадиацию возбуждения, создавая эмоциональный фон ощущений. При среднем раздражителе – возникает концентрированное возбуждение, при сильном раздражителе – возбуждение иррадиирует, захватывая другие участки мозга, отвечающие за эмоции и движения. Например, очень слабую боль мы не осознаем, но переживаем некоторое состояние «непонятного» дискомфорта. При средней боли – очаг боли строго локализирован, мы знаем четко, где и как болит. При сильной боли общий дискомфорт нарастает, подключаются отрицательные эмоции, и усиливается двигательное беспокойство.

Торможение – это процесс, который управляет возбуждением изнутри, и проявляется в угнетении или предупреждении другой волны возбуждения, обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом, имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения. Так, на сверхсильный или очень длительный раздражитель нервная система отвечает реакцией защитного торможения. Сверхсильная боль, к примеру, может вызвать состояние шока, потери сознания, а длительное воздействие даже негромкого монотонного голоса вызывает состояние сонливости. В профессиональной деятельности может возникать особое состояние - монотония, имеющая в основе процесс защитного торможения.

Монотония (англ. monotony; от греч. monos — один, единый + tonos — напряжение) - функциональное состояние человека, возникающее при монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за исполнением действий, ухудшением внимания и кратковременного запоминания, нечувствительностью к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, субъективными ощущениями скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к работе.

У каждого человека имеются некоторые индивидуальные особенности протекания процессов возбуждения и торможения. Нервная система человека (и высших животных) характеризуется рядом свойств. Наиболее значимые свойства нервной системы: сила, чувствительность, подвижность и уравновешенность.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители и не давать реакции защитного торможения. Сильная нервная система характеризуется работоспособностью и выносливостью нервных клеток. Противоположным свойством является слабость нервной системы. При слабой нервной системе нарушается «закон силы»: и слабые, и средние раздражители дают одинаково сильную ответную (и эмоциональную в том числе) реакцию, а на сильный раздражитель нервная система отвечает реакцией защитного торможения (состояние ступора, обездвиженности, спутанности сознания).

Различиями в степени силы нервной системы объясняется то, что некоторые люди спокойнопереносят сильные воздействия (строгие команды, окрики, выговоры, резкие замечания), более того, эти воздействия их даже активизируют, а другие, обладающие слабой нервной системой, в схожей ситуации напротив теряют работоспособность, демобилизуются, «отключаются».

Долгое время слабость нервной системы воспринимался как недостаток. Однако к свойствам, имеющим природное происхождение оценочный подход

(«плохо» - «хорошо») недопустим. Ещё в середине прошло века ученые задумалась над вопросом о том, почему природа в процессе естественного отбора сохраняла особей со слабой нервной системой. Видимо особи со слабой нервной системой обладают некими характеристиками, значимыми для выживания вида. Отечественными учеными Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным в середине 20-го века было открыто важное положительное свойство слабой нервной системы – высокая чувствительность.

Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны замечать и различать слабые сигналы из внешнего мира, подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений. Получается, что люди со слабой нервной системой, давая реакцию даже на слабые раздражители, более интенсивно расходуют свою энергию, и, как следствие, быстрее устают. Именно высокая чувствительность и приводит к низкой выносливости и работоспособности нервной системы.

Подвижность – это свойство нервной системы, которое проявляется в быстроте и легкости привыкания человека к новым условиям, в быстроте и легкости перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно. Подвижность нервных процессов оказывает влияние на быстроту мышления, восприятия, запоминания. Людям с подвижной нервной системой свойственно легко и быстро усваивать новый материал, но так же быстро его забывать, они легко и быстро привыкают к новым условиям, любят новизну обстановки и новые знакомства. Люди с инертной нервной системой осваивают новый материал медленно, но зато это освоение более прочное. Они трудно врабатываются, медленнее переходят из состояния покоя к состоянию активности, таких людей нередко обвиняют в медлительности. Выработка индивидуального стиля деятельности позволяет компенсировать особенности проявлений подвижной и инертной нервной систем: инертность компенсируется предусмотрительностью, а чрезмерная подвижность – специальными мерами самоконтроля, направленными против торопливости.

Уравновешенность – это свойство нервной системы, которое проявляется в балансе процессов возбуждения и торможения. «У одних несколько преобладает возбуждение, и им легче проявить внешнюю активность, чем сдержаться; легче перейти от решения к исполнению (быть может, даже не успев «все додумать»), чем потерпеть и подождать. У других несколько преобладает торможение, что выражается в терпеливости, способности эффективно подавлять неуместные побуждения; возможна и излишняя скованность поведения» - пишет Е.А. Климов в работе «Основы психологии».

Перечисленные свойства нервной системы при сочетании образуют «типы нервной системы», выделенные И.П. Павловым, которые являются нейрофизиологической основой четырех темпераментов.

Важно понимать, что природные свойства не подчиняются законам дихотомии по принципу сильный или слабый, подвижный или инертный, уравновешенный или неуравновешенный.

Таблица 1 - Типы нервной системы и темперамент

 

Дихотоми́я — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Способ логического деления класса на подклассы состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия.

 

Подобно тому, как природа по цвету волос не разделила нас на брюнетов, блондинов, и в реальности мы имеет множество вариантов уровня наличия красящего пигмента меланина в клетках волоса, так и в отношении свойств нервной системы речь идет о степени выраженности того или иного свойства. А если свойство не выражено или выражено очень слабо, то применяется противоположный термин.

Для свойств нервной системы, как и для любого антропометрического, нейрофизиологического или психического свойства действует закон нормального распределения случайных величин, графически представленный кривой нормального распределения Гаусса (рис.3), суть которого в том, что если на какое-либо свойство действует множество факторов, то в популяции это свойство распределяется так, что средний уровень выраженности свойства встречается чаще всего, и чем больше степень выраженности свойства отклоняется от среднего в сторону увеличения или уменьшения, тем реже оно представлено в популяции.

Рис. 3 Кривая нормального распределения Гаусса

 

Возрастные свойства

Возрастные свойства человекасвязаны с процессами естественного созревания и увядания человеческого организма, развитием и разрушением его психических функций. Наибольшее значение для влияния на психику имеет процесс созревания коры полушарий головного мозга. Задние отделы коры, отвечающие за слуховое и зрительное восприятие, восприятие речи, языковые навыки созревают окончательно только к 6-7 летнему возрасту. Передние отделы коры, отвечающие за контроль поведения, абстрактное и логическое мышление, начиная процесс созревания в возрасте 6-7 лет, полностью созревают только к юношескому возрасту. Причем у юношей этот процесс занимает несколько больше времени, чем у девушек.

У детей-дошкольников правое полушарие развивается с нескольким опережением, чем левое, что объясняет образный характер мышления детей, синкретичный (целостный) и мифологический образ мира, их большую эмоциональную впечатлительность.

Развитие мозга и некоторых его отделов обусловливает периоды наиболее благоприятные для развития психических функций (сензитивные периоды), когда психическая функция при наличии благоприятных социальных условий (обучение и воспитание) развивается наиболее легко и быстро, или даже по принципу «сейчас или никогда». Сензитивным периодом для развития речи является ранний возраст (от 1 до 3 лет), для фонематического слуха (способности различать фонемы родного языка) – 5 лет, бурное развитие интеллектуальных качеств (абстрактное мышление, логическая память) происходит в юношеском возрасте.

Это интересно….

Развитие головного мозга в подростковом периоде (в зарубежной психологии это возраст с 13 до 19 лет) характеризуется двумя важнейшими особенностями: мозг специализируется за счет процесса, при котором малоиспользуемые связи теряются, в то время как часто используемые, напротив, разрастаются и укрепляются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени. Наряду с этим происходит усиление взаимодействия между различными областями головного мозга: отделы, отвечающие за эмоции, все крепче привязываются к сложным мыслительным функциям, таким, как планирование и контроль импульсивности. Лобная доля созревает и интегрируется с остальными областями головного мозга. Лобная доля отвечает за способность планировать, мыслить логически и последовательно, думать о нескольких вещах одновременно и управлять эмоциональными импульсами. Интеграция на практике означает, что подростки постепенно научаются мыслить зрело, разумно, понимать и учитывать последствия своего поведения и планировать свои действия, исходя из реалистичных предпосылок.

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Все, чем занимается четырнадцатилетний или восемнадцатилетний человек, весь его опыт влияют на его дальнейшую жизнь. Это не значит, что впоследствии ничего нельзя будет исправить, ведь развитие продолжается на протяжении всей жизни и мозг сохраняет пластичность вплоть до самой смерти. Но никогда больше возможностей для интеграции и специализации навыков и функций не будет так много, как в подростковый период жизни. (Источник: Гюру Эйестад, Самооценка у детей и подростков)

Интеллектуальные возможности человека определяют во многом уровнем развития его познавательных психических функций, который меняется на протяжении его жизни. В работе «Человек как предмет познания» известного отечественного психолога Б.Г. Ананьева приводятся результаты ряда исследований, выполненных методом возрастных срезов.

Так ещё в начале 20 века было сформулировано положение о трехфазном характере развития памяти: до 25 лет – прогресс, от 25 до 50 лет - стабилизация, после 50 лет – инволюция (свертывание, упрощение функции) и регресс. Однако, если предметом исследования были различные виды памяти, то в вопросе регресса не было однозначности. Больше всего старению подвергается образная память, а её особый вид – эйдетическая (фотографическая) вообще исчезает в подростковом возрасте. Резкое снижение уровня ассоциативной памяти происходит после 45 лет. В исследованиях С. Пако было выявлено, что в возрасте 30-50 лет происходит снижение уровня логической памяти на 30%. Однако этим же исследователем было обнаружено, что образованные пожилые люди имеют схожие показатели по данному свойству с необразованными молодыми людьми.

В большинстве психологических исследований оптимум развития интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания) приходится на возраст 18-20 лет.

Возраст 20 лет принимается за эталон развития интеллектуальных психических функций, в 30 лет имеет место – 96%, в 40 лет – 87%,в 50 лет – 80 %, в 60 лет – 75% от эталона.

Научные исследования также показали, что инволюцию интеллекта отодвигают факторы:

· одаренность,

· образованность,

· двигательная активность.

Детальное изучение вопроса показало, что разные интеллектуальные функции подвержены разным скоростям изменения:

- у людей напряженного интеллектуального труда с возрастом наблюдается не инволюция, а эволюция интеллектуальных возможностей;

- лексический (словесно-логический) интеллект пика достигает

к 40-летнему возрасту человека;

- с возрастом происходит улучшение граммати







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.