Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие о нормальном и аномальном развитии личности





Интерес к проблеме личностной нормы или личностного здоровья проявляют не только ученые. Данная проблема не безразлична для многих. Нередко с другими людьми или самим человеком случаются события, что невольно возникает вопрос «А это нормально?». Фраза «Да ты – ненормальный(ая)!!!» - звучит как оскорбление и, что греха таить, заставляет задуматься – «Что такое нормальная личность?».

История психологии такова, что многие теории личности были созданы как результаты клинических наблюдений за людьми, имеющих те или иные проблемы с психикой. К середине 20 века объем подобных исследований был настолько велик, что психолог-гуманист Абрахам Маслоу поставил для себя особую задачу – изучить психологию здоровых людей, достигших полноты существования, сумевших реализовать себя и обрести внутреннюю гармонию. Он выделил следующие признаки зрелой здоровой личности:

· Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.

· Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

· Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

· Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

· Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.

· Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

· Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

· Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

· Чувство общности с человечеством в целом.

· Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

· Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

· Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

· «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

· Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

· Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

В психологической науке, и, как следствие, в обыденных представлениях, имеет место несколько подходов к понятию «нормальная личность»:

Статистический подход: «Быть нормальным, значит быть таким, как все». Подход исходит к понятию «норма» в математической статистике, где под нормой понимаются средние значения любого признака, представленные в популяции с большей частотой. Носители очень высокой или очень низкой выраженности признака находятся за пределами нормы, и, следовательно, могут быть названы «ненормальными». Однако в статистике понятия «нормальный» и «ненормальный» не являются оценочными характеристиками по типу «хорошо» и «плохо». И то, что допустимо применять к оценке антропометрических свойств человека (рост, вес, окружность грудной клетки и т.п.), недопустимо по отношению к психологическим качествам. Если провести мысленный эксперимент - найти нормальную (среднюю) личность, то этот эксперимент провалится, так как личности со всеми качествами, находящимися в пределах статистической нормы не существует! «…Чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме, как в смысле средней нормы, так и в смысле идеальной. Свою индивидуальность люди оплачивают отказом от нормальности, а случается - и отказом от идеальности» - писал выдающийся австрийский психолог Виктор Франкл.

 
 

Биологический подход: быть нормальным, значит быть хорошо приспособленным к окружающей среде. Адаптивность – важное условие выживания в природном мире. Тот, кто не способен адаптироваться, обречен на гибель. Подобный подход, перенесенный на личность и социальную среду, утрачивает свою универсальность. Человеку свойственно не только и не столько адаптировать к среде, сколь творчески преобразовывать себя и среду. Более того, не каждая социальная среда достойна того, чтобы к ней адаптироваться, осваивая её моральные нормы и культурные стереотипы. Нередко личность в моральном плане перерастает среду, становится выше её.

Рис. 16. Поэт Иосиф Бродский был жертвой «карательной психиатрии», применяемой в СССР для борьбы с диссидентами, при которой инакомыслящие признавались психически больными.

 

Медицинский подход: Норма – это отсутствие болезни, то типу «не болен, значит - здоров». Следовательно, любая личность, не имеющая признаков психического заболевания автоматически признается нормальной или здоровой. При судебно-медицинской экспертизе, когда постановка подобного диагноза может повлиять на судебное решение, используется специальный термин для обозначения психического нездоровья - «невменяемость». Однако нередко преступников, совершивших жесточайшие преступления против личности и признанных экспертизой «вменяемыми», трудно назвать «здоровыми» личностями. С другой стороны, пример Ф.М. Достоевского показывает, каких вершин личностного развития может достичь человек с медицинский диагнозом «эпилепсия».

Таким образом, статистический, биологический и медицинский подходы, применяемые к поиску критериев нормальной (здоровой) личности не состоятельны. По мнению выдающего отечественного психолога Б.С. Братуся, если личность рассматривается как сложное многоуровневое образование, то сложное многоуровневое строение имеет и личностная норма.

Подструктуре «Биопсихические свойства» соответствует уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Подструктуре «Свойства психических процессов» соответствует уровень индивидуально-психологического здоровья, который определяется адекватными способами реализации деятельности.

Подструктуре «Направленность» соответствует высший уровень психического здоровья – уровень личностно-смыслового здоровья, который определяется качеством смысловых отношений.

Таким образом, в зависимости от адекватности, оптимальности функционирования элементов подструктур личности можно выделить следующие уровни здоровья личности:

· психофизиологическое здоровье личности;

· индивидуально-психологическое здоровье личности (именно эти два уровня личности подвергаются анализу при вынесении вердикта «вменяемость»);

· личностно-смысловое здоровье (собственно личностное здоровье).

Однако если уровень собственно личностного здоровья имеет отношение к подструктуре личности «направленность», то неизбежно возникают вопросы: Допустимо ли говорить о «нормальном» или «ненормальном», «нездоровом» мировоззрении? Применимо ли понятие «норма» по отношению к идеалам? Существуют ли «нездоровые» интересы? И если это возможно, то где надежный критерий для этого разделения на «здоровую» и «нездоровую» личностную направленность?

Блестяще эту проблему разрешил Б.С. Братусь. По его мнению, судить о нормальном или ненормальном личностном развитии можно, только если развести понятия «Человек» и «личность». Человек – единственный из всех живых существ не принадлежит к своему роду только по факту рождения. Человеческую сущность ему надо присвоить, Человеком надо «выделаться». Формирование и самостроительство в себе человека подразумевает наличие психологического «орудия» или функционального органа.

Функциональный орган (англ. functional organ) - прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их морфологических субстратов. В психологическом плане функциональный орган является медиатором, внутренним опосредователем решения конкретных задач в жизнедеятельности индивида. Термин предложен А.А. Ухтомским, который писал: «С именем "органа" мы привыкли связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом м. б. всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение».

По мнению Братуся, «личность» как сочетание психических функций и является функциональным органом, внутренним «инструментом» для самоформирования в индивиде Человека. То есть «личность» как интегративное психическое образование не самодостаточна, она не несет в себе конечный смысл, она есть способ, средство обретения человеческой сущности. «Нормальность» или «аномальность» личности зависят от того, как она (личность) служит человеку, направляет, приобщает его к человеческой сущности или, напротив, разобщает с ней. На основании этого Б.С. Братусь выделяет критерии нормального и аномального личностного развития. Нормой для личности является не набор каких-то качеств, а вектор (направление) развития.

Таблица 3 - Условия и критерии развития личности (по Б.С. Братусю):

  Нормального Аномального
  Отношение к другому человеку как самоценности (центральное системообразующее отношение) Отношение к другому человеку как к средству, как к конечной заранее определенной вещи
  Способность к децентрации, самоотдачи и любви как способу реализации этого отношения Эгоизм и неспособность к самоотдаче и любви
  Творческий, целетворящий характер жизнедеятельности Причинно обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельствам характер жизнедеятельности
  Потребность в позитивной свободе Отсутствие или слабо выраженная потребность в свободе
  Способность к свободному волепроявлению Неспособность к свободному волепроявлению
  Возможность самопроектирования своего будущего Неспособность самопроектирования своего будущего
  Вера в осуществимость намеченного Неверие в свои возможности
  Внутренняя ответственность перед собой и другими Отсутствие или крайне слабая ответственность перед собой и другими
  Стремление к обретению сквозного смысла жизни Отсутствие стремления к обретению сквозного смысла жизни

 

Таблица 4 - Категориальный строй парадигм развития в психологии (из статьи В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева «Антропологический принцип в психологии развития» Вопр. психол. 1998, №6)

Парадигмы Категории развития Натурализм Социомор-физм Культура- лизм Теологизм Гносеоло-гизм Антропо-логизм
Объект развития «Организм — среда»     «Индивид — социальная структура» «Личность — канон культуры» «Человек — Божество» «Субъект — объект познания» «Событийная общность»
Структура объекта Соматопсихо-логические органы   Социальные функции и роли Ценностные ориентации и установки Догматы и ритуалы Когнитивные схемы и паттерны Связи и отношения с Другим
Предпосылки и условия развития Законы природы, средовые характеристики Социальный строй, нормативные структуры Тип культуры, традиции и ценности Тип конфессии, общество верующих «Предустановленная гармония», познавательная потребность Природно-обществен-ные. духовно-культурные
Механизмы развития Ассимиляция—аккомодация Формирова-ние — интериоризация Символизация — преобразование Служение — медитация Взаимодействие — отражение Подража-ние — рефлексия
Базовые процессы развития Созревание   Социали-зация Опосредст-вованис Преобра- жение Исследование Трансцен-дироваиие
Детерминанты развития Причинная     Целевая Ценностная Смысловая Познаватель-ная Самоопре-деление
Результат развития Половозрастной индивид Социальный индивид Этнокуль-турная личность Конфессиональный человек Познающий субъект Самобыт-ная личность

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.