Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные факторы личностного развития





Фа́ктор (лат. factor «делающий, производящий») — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Если личность человека биосоциальна, то, как минимум, две группы факторов определяют её черты: биологические и социальные. Роль этих факторов настолько неоспорима, что в истории психологии долгое время существовали две противоположные группы концепций: биологизаторские и социологизаторские.

Рис. 12. Б. Деннер, «Иоган Себастьян Бах с сыновьями». Известно, что в семье Баха все сыновья были музыкантами. «Биологизаторы» объясняют это передачей по наследству задатков музыкальных способностей, а «социологизаторы» - влиянием музыкальной среды, которая царила в семье

 

О роли биологического фактора в формировании личности подробно было описано в главе «Индивидные свойства человека». Важно напомнить, что индивидные свойства не предопределяют личностного развития, а служат лишь предпосылками этого развития. Факторами (важными условиями, причинами) развития они становятся только, если включены в деятельность или систему общественных отношений. Очень ярко это проявляется на примере соотношения задатков и способностей. Любой задаток ляжет в основу какой-либо способности, только если будет востребован в соответствующей деятельности. Можно иметь врожденный высокий уровень звуковысотной чувствительности слухового анализатора, но без включения носителя этого задатка в музыкальную деятельность, задаток сам по себе не определит развитие музыкальных способностей.

 

 

Это интересно

Будучи со студентами-психологами на практике в школе-интернате для слепых детей, автор этих строк имела возможность узнать следующую историю. В первый класс школы поступил слепой мальчик. Педагоги интерната столкнулись со сложной проблемой: мальчик не мог подниматься и спускаться по лестницам, при этом в остальном, кроме слепоты, он был вполне физически здоров. Из беседы с родителями выяснилось, что папа мальчика, жалея своего малыша, всё (!) время поднимал и спускал его по лестницам на своих руках. Так, обладая природными задатками для хождения по лестнице, но лишенный возможности это делать, мальчик так и не овладел простейшей способностью. В школе мальчика научили ходить по лестнице, используя приемы, применяемые для детей раннего возраста.

 

Например, в психотерапии существует понятие «синдром высокого мужчины». Суть его в том, что некоторые мужчины высокого роста испытывают раздражение и тревогу по поводу того, что им часто приходится соответствовать стандартам мужественности. К ним чаще обращаются женщины с просьбами перенести что-то тяжелое, что-то починить. Социальные ожидания не всегда соответствуют реальным возможностям и, главное, желаниям высокого мужчины, что и вызывает внутренний конфликт.

Вполне понятно, что данный «синдром» связан вовсе не с ростом самим по себе, а с социальными стереотипами по поводу роста, то есть с результатом включения индивидного свойства в процесс социального взаимодействия.

 

Под социальным фактором традиционно понимается влияние на человека социально-исторического образа жизни. Образ жизни – это типичные виды жизнедеятельности в единстве с условиями жизни общества, группы, индивида. Развитие личности зависит от социального пространства, которое образуют так называемые «институты социализации» - семья, образовательные учреждения, религиозные учреждения, трудовые организации.

Социализация – это процесс приобщения человека к обществу, в котором он существует за счет усвоения культурных норм, правил поведения, социальных ролей, освоения навыков, необходимых для жизни в обществе.

В психологии семьи и в детской психологии предметом изучения является влияние стилей семейного воспитания (демократического, контролирующего, либерального), типов семьи (гиперопека, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность), особенностей детско-родительских отношений (сотрудничество, изоляция, соперничество) на формирование черт личности.

Рис. 13. Кадр из художественного научно-фантастического фильма «Эффект бабочки»

В фильме есть многочисленные примеры того, как особенности семейного воспитания и различный опыт детства оказывают влияние на личность героев и, в конечном счете, на их судьбу.

 

Религия может значительно влиять на формирование личностной жизненной концепции человека, на тип ее социальной активности, на отношение к различным бытовым и служебным ситуациям. Причем речь может идти как о явно положительных влияниях религии, когда активная жизнедеятельность человека обогащается новыми высокими смыслами, когда вера в Бога помогает совладать с трудными жизненными обстоятельствами, до деструктивных влияний сект, когда у человека возникает безразличие к собственной внешности, комфорту, отсутствие заинтересованности во внешних событиях, отстраненность от окружения, замкнутость, сосредоточенность на собственных размышлениях.

К социальным факторам относят влияние социально-исторического образа жизни. Историческое время задает продолжительность детства, время смены игры учебой, учебы трудом, распределение времени на досуг и работу.

Так, необходимость подростку заниматься трудом будет формировать качества личности, отличные от тех, что сформировались бы у него в учебной деятельности.

Рис. 14. Повесть Максима Горького «Детство» заканчивается, когда Алеше, главному герою, исполняется 11 лет и дед Каширин говорит ему: «Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди…».

По мнению историков, именно достаточное время на досуг сформировало в своё время дворянскую культуру в России и как следствие особый тип русского дворянина или «тургеневской девушки».

Аналогом философского понятия «образ жизни» в психологии является понятие «социальная ситуация развития». Социум влияет на личность через систему социальных отношений, а точнее в процессе непосредственного или опосредованного общения. Главное в понятии «социальная ситуация развития» - это система конкретных общественных отношений, в которую вовлекается индивид, система социальных требований или ожиданий по отношению к нему.

Много известно о том, какой вклад внесли подростки в годы Великой Отечественной войны, работая на оборонных заводах или воюя в партизанских отрядах. Их поведенческие проявления были по-настоящему взрослыми, потому что в силу обстоятельств к ним относились не как к детям, а как к взрослым членам общества. Социальная зрелость и ответственность формируются тогда, когда другие (да и сам человек) ожидают от него (или себя) зрелого поведения, когда к нему относятся как ко взрослому. При этом реальный возраст, как правило, является «сигналом», запускающим новую систему отношений.

Если программа развития растения или животного заложена в генах, то есть находится внутри организма, то программа развития личности содержится вне организма, в социальной среде. Социальная среда для личности – это источник развития.

Однако влияние биологических и социальных факторов не стоит понимать просто как их сложение. Взаимосвязь их более сложная, например:

· Общий интеллект является частично наследуемым, однако у высокоинтеллектуальных родителей с большей вероятностью будет ребенок с высоким интеллектом за счет создания интеллектуальной среды (книги, музеи, уроки музыки и т.п.)

· Некоторые родители специально создают среду, отрицательно коррелирующую с генотипом: интровертированные родители будут поощрять социальную активность детей, родители активного ребенка будут поощрять тихие интересные занятия.

· Жесткое обращение родителей окажет разное влияние на ребенка чувствительного и менее чувствительного.

· Ребенок-экстраверт будет тянуться к обществу и иметь больше социальных контактов, интроверт будет общество игнорировать.

· Умный ребенок больше подчерпнёт из прочитанного, чем глупый.

· Люди порой сами определяют характер социального взаимодействия: лучезарный ребенок определяет более теплый стиль общения с ним («Ласковое дитя двух маток сосёт» - говорит народная мудрость); гиперактивный ребенок будет получать больше замечаний и стиль его воспитания будет более строгий.

В систему общественных отношений личность вовлекается через совместную деятельность (общение), через них она выражает свое отношение к миру и преобразует его. Совместная деятельность – это основание существования личности в системе общественных отношений. Деятельность – это механизм личностного развития.

Любая деятельность – это сознательная и целенаправленная активность. Источником активности личности является противоречие между имеющимися свойствами личности и требованиями социальной среды. Это противоречие и есть движущая сила развития личности.

Большой ошибкой является ограничение фактов развития только генами и социальным образом жизни. Индивидные свойства и внешние условия жизни – это только предпосылки личностного развития. Личность – это не пассивный продукт природы и социальной среды, по мере усвоения социальных сценариев личность становится творцом собственного развития. Мощный фактор личностного развития – это активность самой личности.

 

 

Рис.15. Противоречия между имеющимися у студента-строителя личностными свойствами и требованиями строительной профессии к личности специалиста (наличие необходимой компетентности и профессионально важных качеств) – источник профессионального развития личности

Единство в человеке двух противоположных начал: пассивности (заданности, тварности) и активности (творческости) – по мнению психолога и философа Эриха Фромма - одно из основных противоречий человеческого существования. Текст песни А. Макаревича «Разговор в поезде» - поэтическое выражение этого философского противоречия:

«…Один говорил - наша жизнь - это поезд. Другой говорил - перрон.
Один утверждал - на пути нашем чисто, другой говорил - не до жиру.
Один говорил, мол, мы машинисты, второй говорил - пассажиры.
Один, говорил нам свобода - награда, мы поезд куда надо ведём.
Второй говорил: задаваться не надо, как сели в него, так и сойдём.
А первый, кричал - нам открыта дорога, на много, на много лет.
Второй отвечал, не так уж и много - всё дело в цене на билет.
А первый кричал - куда хотим, туда едем, и можем если надо cвернуть,
Второй отвечал, что поезд проедет лишь там, где проложен путь…»

Активность личности преобразует предпосылки и источники собственного развития:

· индивидные врожденные свойства из предпосылок становятся средствами развития;

· социально-исторический образ жизни из источника развития становится его результатом;

· по мере индивидуализации личность сама выбирает ту деятельность и то социальное окружение, и тот образ жизни, который определяет её развитие.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.