Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Общение как форма социального бытия человека





2.1. Общая характеристика общения…………………………….…………92

2.2. Перцептивная сторона общения……………………………….………96

2.2.1. Механизмы межличностного восприятия……………..……….96

2.2.2. Первое впечатление. Эффекты восприятия…………………….100

2.2.3. Имидж делового человека……………..………………………..106

2.2.4. Самоподача (самопредъявление, самопрезентация)

в общении………………………………………………..……….110

2.2.5. Формирование аттракции………………………………………..114

2.3. Коммуникативная сторона общения……………...………………….119

2.3.1. Барьеры общения…………………………………………………120

2.3.2. Невербальная коммуникация……….………………………….127

2.3.3. Организация пространственной среды………………………..134

2.3.4. Слушание в социальном взаимодействии……………………..136

2.3.5. Феномен межличностного влияния и противостояния

влиянию…………………………………………………………147

2.3.6. Способы защиты от воздействий………………………………..152

2.4. Интерактивная сторона общения………………..……………………154

2.4.1. Состояния ЭГО…………………………………………………156

2.4.2. Трансакции………………………………………………………..161

Контрольные вопросы к главе 2…………………………………………..165

Список литературы к главе 2………..…………………………………….166

 

Глава 3. Социальное взаимодействие в организации

3.1. Организационная культура и межкультурное взаимодействие в организации…………………………………………………………………………167

3.1.1. Понятие организационной культуры………………………….167

3.1.2. Формирование и развитие культуры в организации……………169

3.1.3. Межкультурное взаимодействие в организации. Толерант-

ность как составляющая межкультурного взаивия……………............172

3.1.4.Воспитание толерантности в коллективе и в обществе……......175

3.1.5. Национальные особенности деловой культуры………….…......177

3.2. Руководство и лидерство в организации…………………………………181

3.2.1. Теории лидерства………………………………………………....181

3.2.2. Виды лидерства в организации………………………………….183

3.2.3. Виды власти и стратегии ее реализации…………………..…...188

3.2.4. Методы психологического воздействия……………………...…192

3.3. Группа как продукт межличностных взаимодействий. Особенности

социально-психологического взаимодействия в организации…………….194

3.3.1. Понятие социальной группы………………………………..……194

3.3.2. Классификация малых групп…………………………………….197

3.3.3. Групповые феномены………………………………………….....200

3.3.4. Влияние группы на индивида……………………………….....201

3.3.5. Этапы развития коллектива и команды…………………………206

3.3.6. Командные роли…………………………….…………………….210

Контрольные вопросы к главе 3………………………………………......212

Список литературы к главе 3…………….………………………………..213

 

 

Введение

Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком

(А. де Сент-Экзюпери)

«Психология социального взаимодействия» - учебная дисциплина, преподавание которой в 2014 г. в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на Общетехническом факультете заменило преподавание традиционной «Психологии». Необходимость этого решения была связана с вхождением ННГАСУ в Ассоциацию строительных вузов России и, соответственно, с процессом стандартизации программ подготовки инженеров-строителей на территории Российской Федерации. Более того, новое название психологической дисциплины, преподаваемой будущим инженерам-строителям, в большей степени отвечает специфике профессиональной деятельности инженера-строителя и более адекватно психологической сути компетенций, которые должны получить развитие в процессе усвоения данной психологической дисциплины.

Целями освоения дисциплины являются обучение студентов основным понятиям, положениям и методам психологии; развитие у студентов индивидуально-психологической ценности самопознания и саморазвития, обучение навыкам общения.

В ходе освоения дисциплины должны получить развитие следующие компетенции:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способность к самоорганизации и самообразованию;

- готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом.

Основными формами обучения при освоении данной дисциплины являются лекции и практические занятия, в соотношении 1:1.

Данное учебно-методическое пособие (слово «пособие» происходит от русского слова «пособить», что означает «помочь») призвано содействовать студентам в более полном и качественном освоении теоретико-психологических основ эффективного социального взаимодействия, сделать процесс овладения теорией психологии более осознанным, творческим и активным.

Лекции занимают центральное место в процессе освоения дисциплины. Неверно думать, что восприятие лекции пассивно и единственное, что успевает сделать студент, то это записать некоторые мысли лектора. Роль лекции куда более значима. Живое, творческое взаимодействие преподавателя с аудиторией активизирует мыслительную деятельность, акцентирует внимание на основных идеях и понятиях дисциплины, развивает интерес к научной информации по предмету, создает установку на восприятие психологической информации из других источников, формирует гуманистическое отношение к людям, органично сочетает обучение и воспитание. Во многом этому способствует информационная насыщенность лекции, оперативное ознакомление с современными данными науки, убедительные примеры, интонационные ударения и повторение информации лектором и, конечно, воздействие личности самого педагога. Поэтому никакая даже самая хорошая книга не способна заменить в высшей школе лекцию.

Идеальная лекция сочетает эмоциональность изложения и четкую логическую структуру подачи материала. Однако чем интереснее, динамичнее и насыщеннее лекция, тем труднее вести полноценные записи по ходу ее. Конечно, в настоящее время, современные студенты не имеют проблем с получением необходимой информации. Однако обилие информации создает проблему наличия ориентира при выборе нужного источника, определения достаточного и необходимого для подготовки к профессии объема информации. Разрешить данные противоречия во многом и призвано настоящее учебно-методическое пособие. Оно составлено ведущими преподавателями дисциплины «Психология социального взаимодействия», имеющими многолетний опыт преподавания психологических дисциплин студентам, обучающимся по направлениям «Строительство» и «Информационные системы и технологии».

Тематика и структура настоящего пособия полностью соответствуют содержанию данной дисциплины. Пособие поможет студентам лучше усвоить ключевые слова (основные понятия) дисциплины, полнее понять логику предмета, адекватнее оценить свой результат обучения, ответив самому себе на вопросы: «Что я понял на лекции?», «Что я усвоил самостоятельно?». Относясь к приобретению нового знания, нового отношения или новой ценности как к любому личностному обретению, духовному обогащению, авторы надеются, что пособие поможет сохранить и поддержать эмоционально-положительное отношение студентов к учебному труду.

Пособие предполагает следующие формы самостоятельной проработки материалов лекций:

· после лекционного занятия (желательно в этот же день) чтение материалов пособия, посвященных тематике прошедшей лекции и повторное прочтение материала накануне посещения последующей новой лекции;

· дополнение конспектов лекций информацией, содержащейся в пособии;

· самостоятельные ответы на вопросы, которые даны в конце каждой главы настоящего пособия;

· обсуждение прочитанного с однокурсниками, соседями по общежитию, родственниками, близкими друзьями;

· составление вопросов по содержанию лекционного материала для последующего обсуждения с преподавателем;

· чтение дополнительной литературы из рекомендованного списка.

Авторы выражают надежду на то, что настоящее пособие поможет студентам овладеть теоретико-психологическими основами социального взаимодействия, позволит лучше понимать себя и других, поспособствует активизации самопознания, самосовершенствования и самовоспитания, утвердит студентов в гуманистических принципах отношения к другим людям, послужит вкладом в формирование психологической культуры современного общества.

Первая глава данного пособия - «Индивидуально-психологические свойства субъекта социального взаимодействия» подготовлена доцентом, кандидатом психологических наук – Зининой Снежаной Михайловной (snejanazinina@mail.ru).

Вторая глава пособия - «Социальное взаимодействие и общение» подготовлена доцентом, кандидатом психологических наук – Зиминой Наталией Александровной (n.a.zimina@yandex.ru).

Третья глава пособия – «Социальное взаимодействие в организации» подготовлена кандидатом психологических наук, доцентом кафедры Истории, философии, педагогики и психологии ННГАСУ – Булатовой Еленой Анатольевной – (bulatova_ea@mail.ru).

Авторы пособия открыты к обсуждению изложенной информации и готовы ответить на возникающие у студентов вопросы, помня слова Сент-Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.