|
Личность как высшее интегративное психическое свойствоПонятие о личности Личность – одно из самых многозначных понятий в психологии (насчитывается более 100 определений личности). Более того, это понятие широко используется в других науках: философии, педагогике, истории, юриспруденции и даже в обыденной речи. «Что такое личность?» или «Кто является личностью?» - вопрос для науки непраздный. В любом случае, когда речь заходит о личности, то имеется в виду человек. Личностью может быть только человек. В исторической науке это человек, своими деяниями определивший ход исторических событий, в юриспруденции - человек как физическое лицо, в педагогике – воспитанник или учащийся во всей совокупности его индивидуальных особенностей; в обыденной речи – человек, имеющий четкую жизненную позицию и придерживающийся своих принципов. Специфика психологии в том, что она не просто использует понятие личность, но и разрабатывает содержание этого понятия. Почему возникла необходимость для обозначения человека вводить новое понятие– личность? Научный принцип средневекового философа Оккама гласит: Summa totius logicae (Не умножай сущности сверх необходимости). Однако принцип Оккама применим, когда в научном исследовании нет качественных скачков. Если есть открытия, что заставляют посмотреть на окружающий мир новым взглядом, то они совершаются с нарушением принципом Оккама. Понятие «личность» в психологии возникло в результате «тоски психологии по целостности». Так, для лучшего изучения психики, в результате научного анализа был выделен ряд разнообразных психических явлений, которые в свою очередь были подвержены анализу. Так, у одной памяти, как психического процесса было выделено 14 видов (см. рис.8). Рис. 8. Классификация видов памяти
Так же процессу классификации были подвержены психические состояния. (см. рис.9), и почти все психические свойства (на рис.10.см. классификацию способностей).
Рис. 9 Классификация психических состояний Рис. 10. Классификация способностей
Процесс научного анализа привел к тому, что ученые как бы потеряли за этими исследованиями главное – живого человека, наделенного психикой. Произошло то, о чем предупреждал всякого ученого ещё И.В. Гёте в своей философской поэме «Фауст»: Живой предмет желая изучить, При изучении психологии важно помнить, что «память», «эмоции», «внимание» и т.п. существуют по отдельности как научные абстракции только в учебниках психологии. В реальности все психические процессы теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Например, эмоциональное состояние способно оказать влияние на субъективное переживание боли. При одной силе воздействия внешнего фактора ощущение боли в состоянии страха будет переживаться сильнее, а в состоянии гнева слабее. Результативность процесса памяти напрямую связана с наличием интереса к информации или уровнем её осмысления. Более того, все формы психических явлений: процессы, состояния, свойства (см. рис.1) тесно взаимосвязаны между собой. Например, страх может быть эмоциональным процессом - как реакция на что-то неожиданное, страх может быть эмоциональным состоянием, если речь идет о достаточно долгом времени переживания, страх в силу нейродинамических особенностей и условий воспитания может стать психическим свойством (трусливость, боязливость, тревожность). Фактически любой психический процесс может стать психическим свойством (радость – оптимистичность, внимание – наблюдательность, воображение – фантазерство и т.п.). Психические свойства составляют основу для возникновения психических образований: · темперамент – это совокупность формально-динамических свойств, · хара́ктер — структурная совокупность стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведение человека, · способности — это свойства, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности, · направленность — это система устойчивых свойств, характеризующих побуждения (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Однако существует психическое образование, которое объединяет в себя все мыслимые психические образования, это образование и есть личность в сугубо психологическом понимании. Личность – это высшее интегративное психическое свойство. Это совокупная взаимосвязь всех психических проявлений человека, это целостность его внутреннего мира. Данное определение может вступать в противоречие с другими популярными определениями личности в психологии: Личность – это человек как носитель сознания (высшего интегративного психического явления). Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. В обозначенном противоречии проявляется особенность русского языка, когда носитель какого-либо свойства получает название по этому свойству, например: доброта – добряк, агрессия – агрессор, умный – умник, глупый –глупец. Причем в первом случае речь идет о названии свойства человека, а во втором о названии человека, как носителя этого свойства. Похожее происходит и с понятием «личность». Личность – это интегративное свойство, но носитель этого свойства – реальный человек, тоже называется личностью. Интегративное свойство «личность» может быть обретено человеком только в процессе социальных отношений, оно будет проявляться и развиваться только в его сознательной деятельности. Согласно теории отражения (см. п.1.1.2.) результат отражения (отраженное) зависит не только от того, что отражается (отражаемое), но и от свойств отражательной системы. Луч света, отражаясь от зеркала, фотопленки, листа растения, нервной системы пчелы, нервной системы собаки или нервной системы человека-художника, будет отражен в результате различно. Прекрасный художественный пример того, что результат отражения зависит от отражательной системы, содержится в рассказе А.П. Чехова «Кривое зеркало». В свете теории психического отражения личность – это отражательная система. «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которую преломляются все внешние воздействия» - писал С.Л. Рубинштейн. Рис. 11. «Эффект от лекции был обычным: умные ещё больше поумнели, глупые – поглупели, а с большинством ровным счетом ничего не произошло» (из преподавательского фольклора)
На прикладном уровне это означает, что результат внешнего воздействия (информационного, воспитательного, управленческого, религиозного, художественного, климатического и т.п.) всегда будет определяться не только характером, качеством, содержанием этого воздействия, но и личностью того, на кого это воздействие направлено.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|