Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика психологического знания





Изучение психологии, как правило, вызывает интерес, особенно если речь идет о знакомстве с популярной психологической литературой, которая чаще всего отражает наиболее важные условия достижения гармонии в межличностных отношениях, социального успеха, саморазвития и самовоспитания. Изучение научной психологии сопряжено с определенными трудностями.

Психика человека, как предмет психологии, является достаточно сложным образованием, она определяется особенностями функционирования мозга, как физиологической основы психики, и внешними условиями, образом жизни человека. Психика изменяется вместе с изменением мозговых функций и изменением внешних условий. Психика, как развивающаяся реальность, может быть понята и изучена только в развитии. Подобно этому познать внутренний мир другого человека, да и свой собственный, можно только в процессе активной деятельности и в процессе непосредственного взаимодействия с другим человеком.

Традиционно сложилось так, что в психологической науке существует множество направлений, акцентирующих свой познавательный интерес на разных проявлениях психики: внешне наблюдаемом поведении (бихевиоризм), подсознательных влечениях и инстинктах (психоанализ), интеллектуальных процессах (когнитивная психология), сознании (отечественная психология). Представления об основных причинах человеческого поведения в них могут отличаться и иногда даже противоречить друг другу, что, однако, не отрицает их объективности и научности. Психика – сложное явление, а психология – сравнительно молодая наука (открытие в 1879 г. в г. Лейпциге психологом В.Вундом экспериментальной психологической лаборатории – официальное начало научной психологии), изучение её возможно с различных сторон. Каждое научное психологическое направление вносит свой вклад в раскрытие «тайны человеческой души».

В психологии, как в науке о психике и сознании человека, объект и субъект научного познания едины. В связи с этим психологические знания становятся порой личностно значимыми, эмоционально переживаемыми, дополняющими или меняющими систему знаний о самом себе и мире в целом. Так как на начало изучения научной психологии каждый из нас уже обладает некоторой системой житейских психологических знаний, иногда научные представления о психике и её законах могут вступать в противоречие с уже имеющимися житейскими представлениями. Изучающий психологию не застрахован от дискомфорта, вызванного противоположными знаниями. Человеку свойственно отторгать или обесценивать новое знание, расходящееся с его мировоззрением. При изучении психологии не избежать состояния когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс – переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями. Исчезает, если изменяются убеждения или происходит интерпретация (новое понимание, осмысление) ситуации.

Единство объекта и субъекта в процессе психологического познания в прикладном плане проявляется в том, что изучение психики другого человека невозможно без изучения и законов своей психики. Важным побочным эффектом овладения психологическим знанием становится самопознание. Понять другого можно, только если хорошо понимаешь себя, воспитать другого – только при условии, что сам способен к самовоспитанию, управлять другими эффективно только при наличии навыков самоуправления.

Несмотря на то, что психология официально признана наукой, её представителям периодически приходится слышать обвинения представителей, как правило, естественных и технических наук в отсутствии четкости и однозначности, а порой и противоречивости научных выводов, и как следствие, невозможности досконально точно прогнозировать поведение того или иного человека.

Явления психики, так же, как явления в органическом мире, детерминированы, то есть имеют причину.

Детерминизм ( отлат. determino определяю ) -- общееучениеовзаимосвязиивзаимообусловленностиявленийипроцессовреальности. Представленияодетерминизмевходятвструктурунаучногометода онинацеливаютисследованиенаанализираскрытиеусловий, причинизакономерностей, любыхизмененийвприроде, обществеимышлении. Основудетерминизмасоставляютконцепциипричинностиизакономерностей.

Знание причины явления может прогнозировать наступление того или иного явления (по принципу: причина-следствие). Простейшие психические явления, например безусловные рефлексы(коленный рефлекс, зрачковый рефлекс, рефлекс Робинзона у новорожденных), жестко детерминированы. То есть, при наличии причины – явление обязательно произойдет. Чем сложнее психическое явление, тем более вероятностно оно детерминировано, тем больше происхождение будет определяться множественностью условий. Почти все психические явления вероятностно детерминированы. Например, при изучении причин академической успешности у студентов младших и старших курсов в процессе психологического исследования были выявлены различные факторы. На младших курсах академическая успешность студента коррелирует (находится в прямой линейной взаимосвязи) с общим уровнем интеллекта, а на старших курсах успешность обучения зависит от положительного отношения к получаемой профессии. Хотя каждый учащийся на своем личном опыте понимает, что академическая успешность определяется целой группой внешних и внутренних условий, и при желании не составит труда найти студента младших курсов с высоким интеллектом и невысокой успеваемостью или старшекурсника, осваивающего программу высшей школы формально, но имеющего неплохую успеваемость. Данные частные случаи могут создавать впечатления, что психологические закономерности не отражают реальной взаимосвязи явлений и поэтому не истинны и не могут соответствовать критерию научности.

Суть принципа вероятностного детерминизма по отношению к психическим явлениям в том, что психологические законы и закономерности позволяют лишь с определенной долей вероятности прогнозировать возникновение психических явлений.

Перефразируя известные слова В.Б. Шкловского – «Правды о цветах нет – есть наука ботаника», можно сказать «Правды о душе человека нет - есть наука психология».

Чем больше знает человек психологических закономерностей, тем больше предположений относительно происхождения психических явлений он может сделать. Задача человека использовать знания о психологических закономерностях, применять их в своей деятельности, подтверждая их практикой жизни.

Как бы ни мечтали люди о таком психологическом знании, которое сделает возможным полное прогнозирование и тотальное управление другими людьми - это невозможно. Человек – это не только объект изучения и прогнозирования, но и субъект свободного выбора своего поведения. Известно, например, чем сложнее личностная организация человека, тем сложнее предугадать его поведение. Множественность факторов, определяющих поведение человека, делает невозможным точный расчет в отношении его, а строгая логичность допустима лишь в теории. Реальная жизнь и реальный человек сложнее самой сложной теории. «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо»- писал И.В.Гёте.

 

Это интересно….

Иллюстрацией вышесказанного может быть «Притча о булочнике», которую автор этого текста услышала на Международном семинаре по Вальдорфской п едагогике. «Одна булочка в булочной стоит 2 гульдена. Старший брат, взяв из дома 10 гульденов, принес домой из булочной - 6(!) булочек. Младший брат, хорошо знавший таблицу умножения, был в полном недоумении. Как это могло получиться? Он задавал брату вопросы: «Булочка стоит 2 гульдена?», «У тебя было только 10 гульденов?», «Если 10 разделить на 2, то получится 5?», на которые получал утвердительные ответы старшего брата. Младший брат был в недоумении – все факты, противоречили друг другу и законы логики, казалось, переставали работать. Младший брат не знал, что за пять купленных булочек, булочник давал одну бесплатно».

Вероятностная детерминация психических явлений делает невозможным использование строгих и жестких психологических программ по воздействию на человека, и при взаимодействии с людьми требует гибкости, наблюдательности, уважения к индивидуальности каждого человека.

Однако несмотря на сложность и неоднозначность психологического знания ценность владения им не оспорима. И лучшее подтверждение этому слова Ф.М. Достоевского из его письма к брату, изложенные будущим великим писателем в возрасте 18 лет (!): «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

1.2.3. Цель и задачи изучения психологических дисциплин

В высшей технической школе

История психологии как учебной дисциплины показательна в отношении того, какое значение придается в обществе гуманитарному знанию и в частности знанию о законах человеческой психики. В советский период отечественной истории психология почти не изучалась ни в школе, ни в вузе. Попытка введения классической гимназической дисциплины «Психология» в передовых школах в послевоенные годы оказалась тщетной по причине отсутствия подготовленных учительских кадров. Система жесткого государственного управления, приоритет интересов коллектива, а не отдельной личности, технократизация и военизация жизни общества оставляют право на изучение психологии широкими общественными слоями за рамками жизненно важных занятий, в то время как политическая и управленческая элита активно использовала достижения психологии в своей деятельности.

В годы перестройки возрождение гуманитарных наук и интереса к отдельной личности и её праву на достойное существование и счастье привели и к возрождению интереса к психологии как учебной дисциплине и профессии.

 

В настоящее время психология заняла довольно устойчивое положение в программах высшего образования, при этом заметно смещение акцента с изучения курса общей психологии на получение в процессе высшего образования психологических знаний, имеющих прикладное значение («Психология социального взаимодействия», «Психология и этика делового общения», «Психология творчества», «Инженерная психология», «Психология в чрезвычайных ситуациях»).

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на Общетехническом факультете «Психология» как учебная дисциплина преподавалась с 2011года, а с 2015 года принято решение замены её на преподавание дисциплины, имеющей большее практическое значение – «Психология социального взаимодействия». Но даже более заметное приближение психологической дисциплины к практике жизни и будущего производства не делает её более «своей» в ряду технических дисциплин. Поэтому роль и место психологии в программе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей требует некоторого пояснения.

Интересен тот факт, что с конца 19-го и до середины 20-го века в кругах интеллектуалов были популярны идеи технического прогресса, которые на время даже вытеснили из массового сознания идею Бога и совершенствования человека. На технический прогресс были возложены надежды на решение проблем бедности, избавления от тяжести физического труда и как следствия - невежества. Герои рассказов А.П. Чехова много рассуждают о том, как техника освободит время людей для свободного творческого труда и для самосовершенствования в будущем, которое может быть только прекрасным.

Череда мировых войн, ухудшение экологии, появление новых социальных проблем (терроризм, рост психических отклонений и социальной дезадаптации в обществе) показали, что этим надеждам не суждено было воплотиться. Более того, совершенство техники и современных технологий обнаружило ещё большее несовершенство самого человека. А человек – это не столько его тело (наш современник традиционно много заботится о своем теле), сколько его внутренний мира, или, говоря образным языком, – душа. Достоинство или ничтожество человека определяется содержанием и состоянием его внутреннего мира, его души, его психики (личности), что и составляет предмет психологической науки. Развитие технической компетентности всегда должно уравновешиваться (или хотя бы смягчаться) развитием компетенции человековедческой или душеведческой (Психология в точном переводе на русский язык – душеведение).

В начале 21-го века человечество оказалось на пороге «четвертой технической революции», последовавшей за «цифровой» революцией. Её признаками стали синтез технологий, стирание границ между физическим, цифровым и биологическим мирами. Экономические и социальные последствия нового витка развития техники стали предметом обсуждения на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе в январе 2016 года. Важно отметить, что сам основатель ВЭФ Клаус Шваб среди вызовов «четвертой промышленной революции» назвал «роботизацию» человечества и угрозу утраты им «сердца и души».

Необходимо отметить, что подобные «страхи» не раз посещали человечество. Видимо, каждый виток технического прогресса требует осмысления места и роли человека в сравнительно новом для него мире вещей и технологий. Ещё в 1974 г. известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих дневниковых записях зафиксировал образ человека «с огромной головой и маленьким, маленьким сердцем» и подметил «обнищание души при обогащении информацией,…ума-знания».

Интересно отметить, что на форуме в Давосе, продолжая и поддерживая во многом идеи К.Шваба, президент Швейцарии – Шнайдер-Амманн в своем программном выступлении в качестве мер противодействия негативным последствиям новой технической революции назвал образование, призвав правительства и мировой бизнес к инвестициям в него.

Образование как интегрированный процесс обучения и воспитания, как процесс передачи и освоения человеком культуры общечеловеческих и профессиональных значений и смыслов, несмотря на современные тенденции вхождения в рыночные отношения и превращения в «услугу», по-прежнему продолжает восприниматься как оплот гуманитарных ценностей, как путь духовного воспроизводства. Общественным сознанием образование по определению наделяется «сердцем и душой». Без гуманитарной составляющей техническое образование вряд ли сможет ответить на выше перечисленные вызовы современности.

В идеале современное высшее образование нацелено, прежде всего, на формирование и развитие личности будущего профессионала. В решении задач высшего образования психологические дисциплины призваны внести вклад в развитие такого ценного интегративного личностного качества профессионала как психологическая культура, высокий уровень которой, по мнению профессора К.М. Романова, позволит будущему специалисту: правильно ориентироваться в окружающих людях; в совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни; знать и понимать самого себя, то есть иметь адекватный образ «Я»;в совершенстве владеть приемами самоуправления и самовоспитания, позволяющими в максимальной степени использовать свой личностный потенциал; правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

 

1.3. Индивидные свойства человека

Человек как индивид

В психологии используются близкие, но не тождественные понятия:человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это биосоциальное существо. Как биологическое существо он принадлежит к классу млекопитающих, обладает способностью к прямохождению, приспособленностью рук к трудовой деятельности и высокоразвитым мозгом. Как биологическое существо он подчиняется законам природы (генетическим, физиологическим и т.п.)

Как социальное существо человек наделен сознанием, способностью отражать мир и преобразовывать его. Как социальное существо (личность) человек живет по социальным законам, утверждает свои убеждения и принципы, ограничивает собственные биологические интересы. Личностное в человеке может вступать в противоречие с биологическим и преобразовывать его под влиянием социальных условий жизни.

Индивид – это отдельное живое существо, представитель биологического вида. Слова «особь», «атом» имеют схожее значение. Чаще всего понятие «индивид» используется по отношению к человеку как отдельному представителю человеческого рода.

Свойства человека, имеющие биологическое (природное, врожденное, генетически обусловленное) происхождение принято называть индивидными свойствами. Знать особенности человека (свои или другого), имеющие биологическое происхождение и оказывающие влияние на особенность психики человека, и в частности на его характер, важно, так как особенности внутреннего мира человека обусловлены не только влиянием социума (семья, школа, друзья, система воспитания и т.п.) или являются результатом собственных усилий человека по саморазвитию, но и даются человеку «в наследство» в качестве предпосылок личностного развития.

Умение различать, что в поведении человека обусловлено генетически, а что является результатом действия социальных условий и активности самого человека позволяет более терпимо относиться к людям, дает понимание, что не всё в характере человека подвластно воспитанию и самовоспитанию. Афоризм - «Дай мне сил и решимости, чтобы изменить то, что я изменить должен; мужества и терпения, чтобы принять то, что изменить нельзя; разума и мудрости, чтобы отличить первое от второго» - тоже об этом.

В психологии учитываются следующие индивидные свойства: нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, конституционные, сенсомоторные.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.