|
Поддержка мятежа генерала ФранкоСвои профашистские симпатии, которые питались чувством ненависти к коммунизму, папа Пий XI показал всему миру в 1936 г., поддержав мятеж генерала Франко в Испании. Испанское высшее духовенство принимало активное участие в мятеже и освящало преступления франкистов. Мятежники расстреляли много католических священников, заподозренных в сочувствии республике. В числе других после страшных пыток ими был расстрелян популярнейший баскский писатель священник Аристимунио. Вместо протестов против преступлений франкистов Ватикан и огромная пропагандистская машина католической церкви занимались распространением всевозможных легенд об ужасах, будто бы творившихся республиканцами, о "гонениях на религию" и т. п. Разгром Испанской республики при активном участии вооруженных сил фашистских держав, чему способствовала также политика "невмешательства" Англии и Франции, был важным этапом на пути развязывания гитлеровской Германией новой мировой войны. Тот курс, который осуществлял папа Пий XI в годы, предшествовавшие войне, облегчал фашистским державам осуществление их планов. Проводя генеральную линию на сотрудничество с фашистскими державами в Европе, Ватикан при Пие XI стремился расширить связи с империалистической буржуазией и других стран, в особенности с США. В 1936 г. статс-секретарь Ватикана Пачелли поехал в США для переговоров с правящими кругами. Большую помощь оказывал Ватикан при Пие XI американскому империализму в странах Латинской Америки. В частности, в 1925-1927 гг. папа выступил против прогрессивных реформ в Мексике, затрагивавших интересы крупных аграриев и американских нефтяных компаний. Социальная программа Пия XI После Льва XIII ни один из римских пап не придавал в своей деятельности такого значения социальным проблемам, как папа Пий XI. В правление этого папы Советский Союз одержал большие успехи в строительстве социализма. Коммунистическое рабочее движение во многих буржуазных странах выросло в серьезную силу. В то же время глубокий экономический кризис в капиталистическом мире в 1929 г. ударил по широким массам трудящихся. Только по официальным данным, в мире тогда насчитывалось более 40 млн. безработных. В этих условиях защитники капитализма старались оправдать этот строй и скомпрометировать в глазах народных масс коммунизм. Эту задачу выполняла очень активно и церковь. Папа Пий XI выпустил за годы своего понтификата несколько энциклик по социальным проблемам. Основные положения социальных посланий и выступлений Пия XI совпадают с тем, что писал Лев XIII в энциклике "Рерум новарум". Они сводятся к защите частной собственности, классов и классового деления общества, полны настойчивых призывов к классовому сотрудничеству и, наконец, содержат всевозможные доказательства греховности и опасности коммунизма. От предыдущих посланий пап социальные энциклики Пия XI отличаются лишь большей социальной демагогией и некоторыми новыми моментами, продиктованными изменившимися в мире условиями. 12 февраля 1931 г. по случаю открытия ватиканской радиостанции Пий XI выступил с речью (по сообщению печати, трансляция этой речи через другие станции мира стоила 180 тыс. долларов). Обращаясь к рабочим и работодателям, он призывал "избегать всяких враждебных действий и взаимной борьбы и в братском и дружественном единении поддерживать друг друга..." Папа призывал трудящихся "помнить пример спасителя нашего Иисуса Христа - его бедность и обещания, не пренебрегать накоплением духовных богатств, столь доступных в наше время. И, стремясь к улучшению, в позволительной мере своего положения сердечной добротой и прямотой заслужить милосердие господа и не творить несправедливых дел". Далее папа советовал беднякам не нарушать прав собственников, а думать о завоевании "духовных благ", капиталистов же призывал "рассматривать себя как служителей божественного провидения, как хранителей и распределителей его добра, которым сам Иисус Христос вверил судьбу неимущих". Папа особенно предостерегал против революционной борьбы и неподчинения властям: "Подчиненным мы говорим - будьте покорны правителям не только как людям, но как бы самому богу, памятуя о том, что кто противится власти, тот противится божьему повелению, кто же восстает против этого, сам себе готовит осуждение". Развернутую программу католической церкви по социальным проблемам Пий XI изложил в энциклике "Квадрагезимо анно", опубликованной 15 мая 1931 г. к сорокалетию "Рерум новарум". В этой энциклике Пий XI повторяет основные положения энциклики Льва XIII, Значительная часть первых глав энциклики посвящена доказательству того, что право частной собственности и наследования должно остаться нетронутым и ненарушимым, государство не имеет права отягощать частную собственность чрезмерными налогами, оно должно содействовать частным владельцам. Далее Пий XI развивает старую идею защитников классового деления общества о своеобразном "разделении труда" между людьми: одни владеют собственностью, другие ее лишены, но могут трудиться, поэтому необходимо, чтобы труд одних и средства производства других вступили в связь, так как одно без другого ничего создавать не может. Церковь, пишет папа, осуждает несправедливость, с чьей бы стороны она ни исходила: капитал грешит против справедливости, когда все себе забирает, оставляя рабочим только самое необходимое для сохранения жизни; труд грешит против справедливости, когда требует себе все, что остается от покрытия расходов на восстановление и обновление капитала. Энциклика призывает распределять богатства в соответствии с "общим благом". Но известно, что капиталисты никогда не заботились об этом благе, их занимал и занимает вопрос о прибылях за счет общего блага. В энциклике выдвигается тезис о "депролетаризации пролетариата" путем создания собственности у рабочих, если не сейчас, то по меньшей мере в будущем. Но ведь известно, что для капитализма характерна тенденция не к умножению числа собственников, а к их уменьшению. Следовательно, один из основных тезисов социальной программы церкви - о депролетаризации пролетариата при сохранении частной собственности на средства и орудия производства - это демагогия. Рабочие перестают быть пролетариями только в социалистическом обществе. Но торжества этого общества ни Пий XI, ни его преемники не хотели. Новым по сравнению с "Рерум новарум" в энциклике Пия XI явилась пропаганда корпоратизма, т. е. того, что лежало в основе рабочей политики, которую осуществляло тогда в Италии фашистское правительство Муссолини. Современное общество состоит из борющихся классов, говорится в энциклике. Чтобы этого не было, надо вернуться к "цехам", к объединению людей не по признаку принадлежности к той или иной партии "на рынке труда", а по принципу общественной функции каждого; люди должны объединиться в корпорации, составленные из представителей рабочих и работодателей одной и той же отрасли труда. Такой идиллический общественный порядок рисует Пий XI: мирное сотрудничество классов, оттеснение социалистических организаций и стремлений, регулирующее влияние аппарата власти. Эта идиллия была точной копией фашистских "порядков". Другим новым моментом в социальной программе Пия XI был несколько иной подход к вопросу об отношении церкви к социалистам. Если Лев XIII писал о социалистах как о "врагах общественного порядка", утверждал, что социализм "вредит самим рабочим" и т. п., то Пий XI вынужден был считаться с социализмом как с реальной силой. Уверенно шел по пути строительства социализма Советский Союз, во всех буржуазных странах существовали массовые социалистические организации. Правительственные коалиции некоторых стран Европы сложились из католических и социал-демократических партий. Церковь в этих странах не одобряла сотрудничество католиков с социалистами, но не возражала, однако, против правительственных коалиций. Ту же позицию вынужден был занять и Ватикан. В энциклике "Квадрагезимо анно" Пий XI посвятил большой раздел "изменениям в социализме" со времени Льва XIII. Социализм, говорится в энциклике, распался на два главных борющихся направления: коммунизм (Пий XI не пожалел слов, чтобы чернить коммунизм, и очень скорбел по поводу того, что власть имущие будто бы спокойно смотрят на его распространение) и второе течение - умеренное, программные требования которого приближаются к программе христианской социальной реформы. Признавая идейную близость реформизма с католицизмом, папа тем не менее говорит о непримиримости социализма с католицизмом. Никто, заявил он, не может быть одновременно хорошим католиком и настоящим социалистом. Антикоммунизм Пия XI 19 мая 1931 г. была опубликована новая энциклика Пия XI - "О молитве и покаянии перед святым сердцем Иисусовым при испытаниях, переживаемых родом человеческим". Этой энцикликой Ватикан реагировал на бушевавший тогда в капиталистическом мире экономический кризис. Папа признал ужасные последствия экономического кризиса: "число безработных почти во всех странах увеличилось", и "со времен потопа трудно найти столь глубокое и столь всеобщее духовное и материальное затруднения, как те, которые мы сейчас переживаем". Но не это тревожило Пия XI, а то, что "этим пользуются разрушительные партии для своей пропаганды". Причины бедствия- в "печальном наследии греха", в "алчности к земным благам", в "эгоизме". Папа, конечно, не видел, что капитализм виновник бедствий народных масс. Он жаловался на "врагов общественного порядка, называющих себя коммунистами или каким-либо иным именем", которые ведут яростную атаку на бога. Папа стремился отвести гнев народов от капитализма и натравить массы на коммунистов. С кризисом же Пий XI советовал бороться постом и молитвой. Молящийся человек, говорится в энциклике, хорош "уже самой смиренной позой своей", "молящийся человек смотрит ввысь, на блага, находящиеся на небе", и если бы те, кто впал в нужду и безработицу, "пожелали отвести надлежащее количество времени на молитву, то работа и производство очень скоро вошли бы в разумные границы..." Так с высоты своего престола папа римский, глава церковной организации, владеющий многими миллиардами, поучал трудящихся преодолевать страшные бедствия голода и безработицы в постах и молитвах. В своих многочисленных энцикликах Пий XI высказывал тревогу по поводу упадка веры в бога и не упускал случая звать к борьбе с коммунизмом. Некоторые его высказывания звучали как призывы расправиться с коммунизмом. В энциклике "О молитве по четкам" (27 сентября 1937 г.) папа писал: "Пресвятая дева однажды изгнала из христианских стран ужасную секту альбигойцев. Теперь, мы взываем к ней, чтобы она поставила преграду новым заблуждениям, прежде всего - коммунизму. Во времена крестовых походов народы всей Европы объединились в единой молитве. Нужно бы было и теперь во всем мире, в городах и самых маленьких деревнях, осуществить то же самое". Как известно, альбигойская "ересь" во Франции в начале XIII в. была потоплена в крови. Крестовый поход, провозглашенный папой Иннокентием III против альбигойцев, вылился в массовую резню. Было убито около 200 тыс. альбигойцев. Цветущие города южной Франции превратились в руины. Пию XI не следовало вспоминать об истреблении альбигойской ереси. Союз с фашизмом против коммунизма в политике, попустительство ему в его преступлениях и антикоммунизм в "теории", в социальной программе - таков основной мотив понтификата папы Пия XI. В связи с возросшей опасностью войны, которую готовили фашистские державы во главе с гитлеровской Германией, Коммунистический Интернационал настойчиво работал над созданием единого фронта трудящихся для противодействия фашистскому варварству. 17 апреля 1936 г. генеральный секретарь французской коммунистической партии Морис Торез выступил по радио с призывом: "Мы протягиваем тебе руку, католик - рабочий, служащий, ремесленник, крестьянин, мы, свободомыслящие, ибо ты - наш брат, удручен одинаковыми заботами". С аналогичными заявлениями выступили компартии и других стран. "Реакционеры всех стран, - сказал Георгий Димитров, - подняли неслыханную кампанию клеветы и травли против Коммунистического Интернационала и против всех сторонников народного фронта... Папа римский и "святейшие" епископы в разных странах поспешили выступить с посланиями и церковными проповедями, чтобы оградить свою папству от "страшной большевистской опасности" - народного фронта"[64]. Коммунисты звали католические массы к единству действий против фашизма и опасности войны. В противовес этому Пий XI и другие видные представители церкви звали к единому фронту против коммунизма. Это совпадало с тем, чего добивались фашистские варвары. О церковном единстве После первой мировой войны в христианских церквах заметно усилилось движение за единство церквей. В 1925-1927 гг. и позже происходили конференции различных христианских церквей (кроме католической) по вопросам церковного единения. Пий XI был противником единства церквей, он стоял на традиционной позиции папства: все христианские церкви должны объединиться вокруг католической, единственно истинной, и признать над собой верховную власть римского папы. В энциклике о церковном единстве (1928 г.) Пий XI писал: "Многие люди под предлогом самых лучших намерений поддерживают мнимое религиозное единство христиан. Это прежде всего те, которые называют себя панхристианами и стремятся расшатать основу католической религии. На эти столь опасные поползновения святой отец обращает внимание епископов с тем, чтобы они в свою очередь предостерегли население, и одновременно с этим изъясняет принципы истинного религиозного единства... Человеческий род должен принадлежать к церкви, но не к той, которую воздвигли находящиеся в заблуждении, а к той, которой хотел и которую основал Христос, т. е. католической апостольской римской церкви". Пий XI считал, что церковь должна вмешиваться во все области не только общественной, но и личной жизни человека. В 1929 г. он издал энциклику "О христианском воспитании молодежи", в 1930 г.- "О христианском браке". Та и другая энциклики составлены в консервативном духе: воспитание должно быть религиозным, государство обязано предоставить церкви свободу в этом деле и субсидировать ее, католической молодежи надлежит учиться в католической школе. В семье муж должен господствовать над женой и детьми, а жена должна быть послушна мужу, по завету апостола. Брак нерасторжим, следовательно, разводы недопустимы, ибо "то, что бог связал, не может человек развязать". Ахилл Ратти возглавил церковь в период, когда зародился новый, социалистический мир. Пий XI по своему воспитанию и взглядам был консерватором и реакционером. Величайшим злом он считал классовую борьбу и социализм. Из вражды к нему он пошел вместе с фашизмом. В литературе встречаются утверждения, что незадолго до смерти Пий XI намеревался выступить с осуждением фашизма, но смерть этому помешала. Трудно сказать, на чем основаны эти утверждения. Одно верно: к концу своей жизни Пий XI мог убедиться, что тот политический курс на союз с фашистской реакцией, который он проводил, не принес ни успехов католической церкви, ни мира народам Европы, а те, на которых он рассчитывал как на "спасителей христианской цивилизации", настойчиво готовили истребительную войну для порабощения народов, захвата чужих территорий и уничтожения цивилизации. Но если Пий XI действительно мог прийти к концу жизни к пониманию ошибочности ориентации Ватикана на фашистские державы, то этого не хотел видеть и понимать его преемник на папском престоле папа Пий XII. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|