Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная программа Пия XII





Может показаться странным, что столь большое внимание при освещении истории правления Пия XII отводится вопросам политики, а не религиозной деятельности папы. Но дело в том, что сами католические биографы папы не пишут о его руководстве религиозной жизнью. Вот, например, вышедшая в 1951 г. книга "Эудженио Пачелли: папа мира". Ее автор О. Халецкий - профессор Фордхемского католического университета в США. В книге 345 страниц; из 15 глав книги нет ни одной, посвященной религиозной деятельности Пия XII. Вот другая книга, вышедшая в США в 1950 г. с разрешения церковных властей: Л. Ленн и М. Рирдон. "Папа Пий XII". В ней 144 страницы. Из 11 глав нет ни одной о религиозной деятельности Пия XII. Католический священник Ч. Дойль написал книгу "Жизнь папы Пия XII" (Нью-Йорк, 1945). Из 25 глав о религиозной деятельности Пия XII нет ни одной. Правда, глава XXIII называется "Папа - верховный первосвященник", но в ней речь идет об аудиенциях у папы, о расписании его рабочего дня и т. д. Книга О. Вальтера "Пий XII, его жизнь и личность", вышедшая четвертым изданием в 1950 г. в Швейцарии с разрешения церковных властей, посвящена политике Пия XII. Лишь в самом конце, в виде приложения на двух страничках, дается перечень важнейших решений Пия XII по вопросам церковной жизни. Это объясняется тем, что Пий XII был прежде всего папой- политиком, папой-дипломатом.

Пий XII уделял много внимания социальным проблемам, но лишь под углом зрения противодействия растущему влиянию коммунизма. Его многочисленные выступления и обращения посвящены вопросам собственности, государства, взаимоотношения классов и т. д. Папа решительно отстаивал буржуазный общественный строй, частную собственность и классовое деление общества. 1 сентября 1944 г., в пятую годовщину войны, папа выступил по радио, заявив, что "христианское сознание" не может признать правильным общественный порядок, отрицающий принцип частной собственности. И этот мотив - защита частной собственности - основной мотив всех "социальных" посланий Пия XII. Он считал, что классовое деление общества - от бога и должно существовать вечно, бедняки и униженные должны руководствоваться, как он заявил в своей энциклике "Анни сакри" (12 марта 1950 г.), "примером семьи из Назарета, которая также зарабатывала свой кусок хлеба повседневным трудом". Пий XII говорил о "более справедливом распределении богатств земли" (письмо католическому конгрессу по социальным вопросам в Дижоне в июле 1952 г.). Однако когда в Западной Германии рабочие выдвинули требование о своем праве голоса на предприятиях, Пий XII самым решительным образом высказался против какой бы то ни было формы участия рабочих в управлении предприятием. Письмо тогдашнего видного ватиканского иерарха Монтини (ныне папа Павел VI), зачитанное на католическом конгрессе в Вене, гласило, что папа видит большую опасность в требовании рабочих права голоса и права соучастия в управлении предприятием[88]. Это право, по мнению Пия XII, принадлежит только владельцам предприятия - капиталистам. Как разъясняет американский католический социолог Кронин, посягательство на такое право противоречит праву частной собственности, о чем Пий XII говорил в ряде документов[89].

Пий XII защищал собственность буржуазии, в то же время утверждал, что церковь - друг рабочих. Он одобрил создание французским епископатом в годы войны института "рабочих священников", на которых возлагалась задача проникнуть на предприятия, завоевать доверие рабочих и вести среди них католическую пропаганду. Однако в 1953 г. папа предложил прекратить этот эксперимент,так как оказалось, что рабочие священники втянулись в классовую борьбу и часть из них, выступая в защиту рабочих, ушла много дальше, чем это имел в виду папский престол. Тем не менее идею широкой религиозной пропаганды среди рабочего класса Пий XII не оставил.

Так, он провозгласил в 1955 г. первое мая католическим церковным праздником, чтобы вместо дня боевого смотра сил пролетариата был день молитвы и пропаганды классового мира. Папа внушал рабочим, что все их завоевания достигнуты благодаря церкви, католическим отцам и учителям. На самом деле все завоевания рабочего класса - результат многолетней тяжелой борьбы против капиталистов и активно поддерживавших и поддерживающих их церковных иерархов.

Пий XII, свидетель подъема национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах и крушения колониальной системы империализма, был обеспокоен распространением "коммунистических идей" в странах Азии и Африки и популярностью Советского Союза и других социалистических государств среди борющихся народов колоний и зависимых стран. Он звал эти народы на путь соглашений и сотрудничества со своими угнетателями - империалистами, напоминая им о "заслугах" колонизаторов. В самих колониальных странах папа неизменно ориентировался на наиболее реакционные круги. Пий XII провел ряд мероприятий по реорганизации церковного аппарата в колониальных странах, чтобы упрочить позиции церкви. Он впервые ввел в кардинальскую коллегию китайца и индийца.

Конец понтификата Пия XII

Пий XII мечтал о восстановлении средневекового могущества и роли папства. Выступая перед делегатами многих всемирных конгрессов, происходивших в Риме, конгрессов, занимавшихся далеко не религиозными проблемами, он стремился всемерно поднять авторитет папства. В своих речах Пий XII затрагивал и различные вопросы науки, внушая своим слушателям, что между наукой и религией нет противоречий. Папа понимал, что время инквизиционных преследований ученых давно прошло и церкви выгоднее опереться на авторитет науки во имя упрочения позиции религии. Выступая в Ватиканской академии наук 22 ноября 1951 г., Пий XII призывал ученых доказывать в своих трудах существование бога.

К концу жизни Пий XII все больше впадал в мистику. "Из мистики, из такого мистического подхода, видимо, и родилось в нем чувство превосходства, всевластия, дистанции, притом огромной, между собственной персоной и остальными слугами церкви, а также верующими"[90]. Он уверял, что в 1950 г. ему четыре раза на небе явилась дева Мария, что в декабре 1954 г. во время болезни он увидел у своего изголовья Христа и беседовал с ним. В последние годы своего правления он придавал большое значение популяризации культа девы Марии, который, в связи с культом "девы из Фатимы", принял и явно антисоветский характер. В 1950 г. он провозгласил догмат телесного вознесения Марии, а в 1954 объявил деву Марию царицей небес и короновал ее икону царской короной. Католическая пропаганда при жизни создавала Пию XII ореол "святого".

Однако вскоре после его смерти в буржуазной печати наряду с восхвалением стали появляться и критические замечания по его адресу. Указывалось, в частности, на то, что Пий XII был автократом, властным правителем и сосредоточил в своих руках все важнейшие рычаги римской курии, что самые ответственные посты в ватиканских учреждениях он оставил за собой. Например, в течение 14 лет Ватикан не имел статс-секретаря, влиятельные кардиналы курии были отстранены им от решений вопросов догматики и дипломатии.

Однако исторический крах политики Пачелли определялся не этим. Католическая церковь, писал Пальмиро Тольятти в связи со смертью Пия XII, оказалась на позициях солидарности с одной частью общества и осуждения с другой, с той, которую поддерживают сотни миллионов людей. "Католическая церковь отстала не на десять и не на пятьдесят лет, она отстала на целую революцию и даже на две революции, если иметь в виду современную революцию колониальных народов, которой социалистическая революция дала решающий толчок..."[91].

Почему молчал папа?

После смерти Пия XII в печати развернулась полемика вокруг вопроса о том, почему папа не протестовал в годы войны против фашистских зверств на оккупированных территориях. Значительный толчок этой полемике дало появление в начале 1963 г. (Исторической драмы западногерманского писателя Рольфа Хоххута "Наместник" (или "Заместитель").

Ни одно литературное произведение за последние десятилетия не вызвало таких острых политических споров и столкновений, как драма Хоххута. В парижском театре "Атеней" во время спектакля в зрительном зале произошли потасовки. В Риме постановка драмы была запрещена полицией. В Швейцарии театральной труппе, ставившей драму Хоххута, отказали в кредитах. В ФРГ произведение Хоххута вызвало тревогу в клерикальных кругах. Католический епископат даже опубликовал заявление, осуждающее произведение Хоххута. В Вене клерикалы и неонацисты устроили обструкцию спектаклю. Дисскусия вокруг этого произведения развернулась в США и ряде других стран. С опровержением основной идеи драмы выступил кардинал Монтини (ныне папа Павел VI). Он писал издателю Лондонской католической газеты "Тейблет", что протест папы против истребления еврейского населения был бы бесполезен и даже вреден, так как мог повлечь новые репрессии и разрушении[92]

Драма Хоххута вызвала широкий отклик в печати - появилось множество статей и книг. Особый интерес представляет сборник документов "Пий XII и III рейх", опубликованный С. Фридлендером, сотрудником научно-исследовательского института при Женевском университете, который имел доступ к западногерманским архивам[93].

Почему клерикальный католический лагерь так болезненно реагировал на появление этой драмы?

Драма Хоххута - это литературно-историческое произведение о папе Пие XII (по католическому вероучению, папа римский - наместник, заместитель Христа на земле), об его отношении к зверствам гитлеровцев в оккупированных странах Европы, к истреблению евреев. Содержание драмы таково: молодой священник, аристократ Риккардо Фонтана, член ордена иезуитов, узнает от эсэсовского оберштурмфюрера Курта Герштейна[94] о массовом уничтожении евреев в оккупированных гитлеровцами странах. Потрясенный сообщениями этого офицера, Риккардо Фонтана с помощью своего отца, графа, занимающего видный пост в Ватикане, получает аудиенцию у Пия XII. Он просит папу выступить в защиту уничтожаемых гитлеровцами людей. "Пригрозите Гитлеру, что Вы призовете полмиллиарда католиков к протесту",- говорит он папе. Но Пий XII категорически отвергает всякую мысль о публичном осуждении фашистских зверств. "Только Гитлер,- говорит папа,- защищает теперь Европу, и он будет бороться до самой смерти, так как этот убийца не ждет никакой пощады. Тем не менее Запад должен простить ему все, пока он полезен на Востоке. Мы в марте открыто заявили, что ничего, совсем ничего общего не имеем с целями США и Великобритании. Они должны поладить с Германией... Государственное благоразумие не позволяет заклеймить господина Гитлера как бандита"[95].

Убедившись, что папа не хочет из политических соображений осудить гитлеровские зверства, Фонтана в знак протеста прикрепляет к сутане желтую звезду, присоединяется к транспорту римских евреев, отправляемых в лагерь уничтожения, и погибает там вместе с ними.

Хоххут таким образом показывал, что папа Пий XII и римская курия из страха перед возможной победой Советской страны и коммунизма не выступил против зверств гитлеровцев и своим молчанием фактически содействовали убийцам. Неудивительно, что клерикальные круги, изощряющиеся и сегодня в антикоммунизме, ополчились против Хоххута. В оправдание Пия XII выступили и папа Павел VI, и епископы, и католические организации, и печать. Кроме того, Ватиканом предпринято издание архивных документов.

По существу драма Хоххута выходит далеко за рамки вопроса об отношении Пия XII и римской курии к зверствам гитлеровцев, к истреблению ими евреев. Это - драма об отношении папы Пия XII к фашизму вообще в годы второй мировой войны.

Сознание миллионов людей не может примириться с тем, что на протяжении всех лет войны в странах Европы шло массовое организованное истребление мирного населения: поляков, евреев, чехов, русских, белорусов, украинцев и многих других, что для этого были созданы газовые камеры, построены лагеря уничтожения и т. д. Никакие законы о прощении преступников "за давностью" лет совершения преступлений не могут примирить совесть многих немцев, особенно мыслящей части молодежи, с тем, что произошло. Именно этим можно объяснить появление в ФРГ такого произведения, как драма Хоххута.

Как выше уже отмечалось, главными мотивами, определившими курс папы Пия XII в международных вопросах, был его антикоммунизм и страх перед социальной революцией. Эти мотивы определили и его отношение к фашистским режимам. В конечном счете эти отношения были дружественными, а в ряде случаев, например к франкистскому режиму в Испании, хортистскому в довоенной Венгрии, Салазара - в Португалии (в мае 1940 г. Ватикан заключил с Португалией конкордат), фашистскому режиму Тисо в Словакии и т. д.- хорошими. Более сложно отношение Пия XII к гитлеровскому режиму в Германии. В Ватикане прекрасно знали о насилиях фашистов не только над коммунистами, социалистами и демократами, но и над католиками. Еще в довоенные годы Ватикан неоднократно протестовал против преследования католических организаций в Германии, а в годы войны - против конфискации церковной собственности. В Ватикане хорошо знали и о том, что гитлеровцы, придя к власти, бросили в концлагеря и тюрьмы немало католических священников. Тем не менее в Ватикане считали, что, во-первых, гитлеровская Германия поможет католической церкви закрепиться на оккупированных территориях с католическим населением, а во-вторых, там надеялись в конце концов договориться с гитлеровцами.

"Лучше Гитлер, чем Народный фронт",- был лозунг крупной буржуазии Франции перед войной. "Лучше Гитлер, чем большевики",- вот девиз Пия XII. Вражда к коммунизму и СССР ослепила Пия XII и многих представителей римской курии. Ненависть к революции сделала их глухими к крикам и стонам миллионов людей, убиваемых в фашистских концлагерях.

Апологеты папы Пия XII нередко говорят: Ватикан не знал о размерах преступлений, которые творили гитлеровцы. Эту версию пустил сам Пий XII после окончания второй мировой войны. 15 ноября 1945 г. в беседе с представителем "Газетт де Лозанн" папа сказал: "Мы знали, что по политическим мотивам в Германии имели место жестокие гонения. Но мы никогда не были информированы о бесчеловечном характере нацистских гонений"[96].

Это запоздалое самооправдание папы не выдерживает критики. В Ватикане были прекрасно осведомлены о том, что делается на оккупированных гитлеровскими захватчиками территориях. В Берлине все годы войны находился нунций Орсениго, в гитлеровской армии было немало агентов генерала ордена иезуитов кардинала Ледоховского.

Польский кардинал Хлонд представил папе в начале войны подробные данные о положении на оккупированной немецкими войсками территории Польши, об истреблении фашистскими захватчиками польского населения, о гонениях на церковь[97]. Папа, наконец, прекрасно был осведомлен о зверствах гитлеровцев в самой Италии, в частности об отправке в лагеря уничтожения римских евреев. 24 мая 1940 г. посол Германии в Ватикане фон Берген сообщал в министерство иностранных дел, что он заявил протест против некоторых передач ватиканского радио об уничтожении в Германии престарелых лиц, находящихся в приютах и домах для престарелых. "Выступая с протестом против некоторых передач Ватиканского радио,- писал фон Берген, - я был поражен замечаниям представителя вышеуказанного органа о том, что Ватикан располагает информацией о гораздо более серьезных фактах, которая не была использована ни прессой, ни радио Ватикана из уважения к престижу Германии"[98].

Выше уже говорилось, что офицер CС Герштейн, который фигурирует в драме Хоххута, пытался попасть на прием к нунцию Орсениго. Когда это ему не удалось, он в конце 1942 г. вручил доклад о фашистских зверствах юридическому советнику берлинского епископа Прейсинга с требованием передать эти документы в Ватикан.

Прекрасно были осведомлены в Ватикане и об уничтожении гитлеровцами еврейского населения в Германии и в оккупированных немецкими войсками странах. В 1942 г. государственный секретарь США Корделл Хэлл через представителя США в Ватикане напоминал, что осуждение папой "неслыханных зверств" нацистов могло бы "хоть в какой-то степени сдержать фашистские акты насилия". В этот же период он направляет в Ватикан меморандум, в котором обращает внимание папы на истребление населения варшавского гетто и массовые казни в концлагерях[99]. Пий XII тем не менее молчал.

В октябре 1943 г. немецкие власти в Риме начали аресты римских евреев и высылку их в лагеря уничтожения. Операция началась 16 октября. Военные власти и дипломатические представители Германии в Риме считали, что эту акцию надо отложить. Опасались протеста папы. Епископ Алоиз Худаль, глава немецкой католической церкви в Риме, писал немецкому коменданту в Риме Стахелю, что он узнал об арестах евреев в Риме из ватиканского источника, близкого к папе, и что в интересах хороших отношений между Ватиканом и немецким военным командованием следует приостановить аресты. Публичное заявление папы против этой акции, предупреждал Худаль, может быть использовано антигерманской пропагандой против немцев. Однако 17 октября Вейцзекер телеграфировал в Берлин, что аресты римских евреев происходили "под окнами папы"[100] и Пий XII не протестовал против депортации евреев.

В 1943 г. иерусалимский раввин Герцог обратился к Пию XII, чтобы он осудил гоноцид Гитлера. Папа отказался это сделать[101]. В мае 1944 г. раввины Герцог и Уциль просили папу выступить против высылки евреев из Венгрии. Папа не реагировал. Несколько позже Герцог просил папу принять его. Папа отказал[102].

В 1964 г. западногерманский историк Екель нашел в архивах письмо кардинала Тиссерана парижскому архиепискому кардиналу Сюару от 11 июня 1940 г. Письмо было изъято гестапо из канцелярии архиепископа, когда гитлеровцы хозяйничали в Париже. Тиссеран писал Сюару, что главари Германии и Италии намерены уничтожать население оккупированных областей, что в Польше эти намерения уже осуществляются, эта же участь ожидает французов. Фашистская идеология, продолжал кардинал, развращает сознание молодых людей, и они готовы на любые преступления по приказу Гитлера. "С начала декабря,- писал Тиссеран,- я просил св. отца издать энциклику о долге человека следовать голосу своей совести... Я боюсь, что история осудит святой престол за политику, имеющую целью защиту только своих эгоистических интересов"[103]. Папа это сделать отказался.

В ватиканских учреждениях и монастырях в Риме укрылось какое-то число евреев. Ватикан предоставил возможность спастись в лучшем случае нескольким тысячам, но он молчал по поводу истребления гитлеровцами миллионов.

Таковы факты.

Факты свидетельствуют, что папа не протестовал против фашистских зверств не из-за отсутствия достаточной информации, а потому, что не хотел своим протестом ослабить позиции фашистской Германии. Вейцзекер писал в Берлин о своей беседе с папой 5 июля 1943 г.: "Беседа продолжалась около получаса, папа вел ее в спокойном тоне, с некоторым оттенком предупредительности, которая превратилась в открытое признание общности наших интересов, когда разговор коснулся борьбы против большевизма". В том-то и дело: "общность интересов" вынуждала Пия XII молчать о зверствах фашизма.

Американский историк Кент пишет: "Из имеющихся свидетельств ясно, что Пий XII, который любил Германию и немцев, не питал никаких иллюзий относительно истинной природы национал-социализма и хорошо сознавал, какую опасность будет представлять для церкви победившая третья империя. Он, как и другие в то время, когда возникла возможность советской победы, стал перед проблемой выбора между национал-социализмом и большевизмом. Считая последний большим злом, Пий XII не желал осудить первых" [104].

Ватикан протестовал в годы войны лишь тогда, когда затрагивались интересы церкви и прежде всего когда фашистские власти ущемляли ее имущественные интересы, но не протестовал против зверств и преступлений гитлеровцев.

Зато когда речь шла о спасении от суда народов фашистских преступников, в том числе непосредственно повинных в массовом истреблении евреев, Ватикан проявил исключительную активность. Известно, что Адольф Эйхман, один из наиболее подлых фашистских преступников, возглавлявший отдел гестапо, ведавший убийством евреев и виновный в уничтожении 6 млн. человек, был после войны укрыт от суда и переправлен в Южную Америку ватиканскими организациями. Разве только его одного спасли ватиканские организации?

Можно ли сказать, что все католическое духовенство занимало такую же позицию, как Пий XII? Нет. Гитлеровские убийцы бросили в концлагеря немало священников. С осуждением нацистских зверств против истребления евреев выступили во Франции некоторые епископы и многие священники. В Германии же один священник открыто мужественно выступил против гонений на евреев. Это был викарий церкви св. Гедвиги в Берлине Бернгард Лихтенберг. Он был приговорен к двум годам тюрьмы, но сразу же после отбытия этого срока был гестапо брошен в концлагерь Дахау, где в ноябре 1943 г. и умер.

В настоящее время церковью подготавливается процесс канонизации Лихтенберга, т. е. причисления его к лику блаженных[105].

В концлагере Аушвиц польский католический священник Максимилиан Кольбе в августе 1941 г. пожертвовал собой ради спасения от уничтожения другого заключенного. Из одного барака бежал человек. В устрашение других эсэсовцы отобрали из этого барака десять человек, которые должны были быть заперты в бункер и умереть с голоду. Из этих десяти один имел жену и детей. Кольбе вызвался заменить его собой. Он мужественно погиб в бункере. В 1948 г. в Риме начался процесс его канонизации - причисления к блаженным. И Кольбе и Лихтенберг могли послужить для Хоххута прототипами для образа Рикардо Фонтаны.

Следовательно, отдельные священники протестовали. Но не церковь как организация, не Ватикан и не папа Пий XII. Память о таких людях, как Лихтенберг и Кольбе, будет пользоваться уважением всех честных людей, независимо от того, католики они или атеисты.

В мае 1964 г. епископ мейсенский Отто Шпюльбек вручил гражданину ГДР Францу Прейсслеру по поручению папы Павла VI ватиканский орден Сильвестра. В январе 1942 г., находясь в рядах гитлеровской армии, Прейсслер отказался выполнить приказ офицера СС расстреливать евреев в Варшавском гетто. За это он был брошен в концлагерь Дахау. Теперь Ватикан наградил его своим орденом[106].

Значит были отдельные священники и католики-солдаты, которые не побоялись смерти и протестовали против массового уничтожения людей фашистами.

Можно ли сказать, что этого мужества не было у Пия XII и его ближайшего окружения? В известной мере можно. Но дело было не столько в отсутствии личного мужества, сколько в политическом расчете. Пий XII и Ватикан как центр католической церкви не протестовали публично против фашистских зверств, против геноцида из политических соображений.

Иоанн XXIII. Новый курс

Конец эры Пиев

Понтификат Иоанна XXIII был очень кратковременным, он продолжался всего четыре с половиной года - с конца 1958 по июнь 1963 г. Но за этот короткий срок им был совершен поворот в традиционной со времени Пия IX политике Ватикана, направленный к тому, чтобы признать происходящие в мире огромные перемены и приспособиться к ним в целях сохранения и укрепления позиций церкви.

Из одиннадцати "преемников Петра", сидевших на папском престоле с конца XVIII в. до первой половины XX в., было семь Пиев. Они правили в общей сложности 137 лет (другие четыре папы - 56 лет). То обстоятельство, что большинство пап этого времени принимало после своего избрания имя Пий, должно было символизировать преемственность их политики. Для всех семи Пиев общим было то, что они одинаково враждебно относились к нарождавшемуся новому, в особенности к социализму и социалистическому рабочему движению.

Курс, который проводился Ватиканом за последнее столетие, поднял роль папства в международной политической жизни, но зато сильно подорвал авторитет церкви в массах. Мир изменился. Социализм стал огромной силой и овладел сознанием миллионов людей. Советский Союз приступил к строительству коммунизма. Социализм утвердился во многих странах Европы, Азии и на участке латиноамериканской земли - на Кубе. Не признавать происшедшие изменения в мире оказалось невыгодным для церкви. Это понял Иоанн XXIII, и он повернул курс ватиканской политики.

По своему происхождению, жизненному пути, по характеру Иоанн XXIII был полной противоположностью Пия XII. Выходец из крестьянской семьи, Иоанн XXIII (Анджелло Джузеппе Ронкалли, род. в 1881 г.) сохранил до конца жизни связь с родней, с братьями, так и оставшимися жить в деревне как крестьяне. Вопреки сложившейся в Ватикане традиции, когда каждый вновь избранный папа (возвышал свою родню, Иоанн XXIII не присвоил никому из членов своей семьи дворянского звания, никому не оказывал каких-либо знаков особого почета.

С 1935 по 1953 г. Ронкалли состоял на ватиканской дипломатической службе, но не в курии, а вне ее - в Болгарии, Турции и Франции, а после этого вплоть до своего избрания на папский престол (1953) был венецианским патриархом[107]. В отличие от аристократа Пия XII, он и на папском престоле держался доступно и просто, посещал районы Рима, населенные беднотой, больницы, тюрьмы, где беседовал с заключенными, ходил пешком по Риму.

Тадеуш Вреза записал в своем римском дневнике 31 октября 1958 г., т. е. через несколько дней после избрания патриарха Венеции Ронкалли на папский престол: "Никакой он не Зевс, не серафим, не египетский фараон; ходит по Ватикану, как священник по своему новому приходу... Завернул в столярную мастерскую, поблагодарил столяров за их работу при подготовке к конклаву. Выпил с ними вина. И это без всяких церемоний, без плана, разработанного мастерами протокола... Он вызвал к себе графа Делла Торре, редактора "Оссерваторе Романо", и запретил ему употреблять применительно к своей особе торжественные обороты, столь характерные для предыдущей эпохи. И, значит, никаких "глубокочтимых уст", "вдохновленных слов", "высочайших поучений" и "преподобнейших шагов". Просто - "папа сказал", "папа сделал" и "папа пошел". Крестьянскому сыну, привязанному к своей деревне, которую он ежегодно навещал, даже будучи нунцием, патриархом, кардиналом, нравится его происхождение"[108].

Иоанн XXIII был избран на папский престол как "переходный папа", который, как считали, будет только номинальным главой церкви и курии. При избрании на папский престол ему было 77 лет. История папства знает немало случаев, когда конклав, собиравшийся в сложной обстановке и при наличии острой борьбы в кардинальской коллегии, выбирал на папский престол глубоких стариков в расчете на то, что они проживут недолго и будут править формально, а за это время соотношение сил и общее положение прояснится, и следующий конклав сможет действовать более уверенно.

Иоанн XXIII и проблема мира

Одна из надежд собравшихся на конклав кардиналов, что новый папа будет править недолго, оправдалась. Не оправдались, однако, расчеты на то, что он будет только номинальным главой церкви и Ватикана. Иоанн XXIII развил с самого начала активную деятельность в направлении, во много противоположном тому, что делал его предшественник. Приняв имя Иоанн (а не Пий), он уже этим подчеркнул, что с политикой Пиев покончено. "Эра пачеллианская", писала печать (Пий XII был из рода Пачелли), в Ватикане завершилась.

Иоанн XXIII по-иному, чем его предшественник, подошел к главнейшим вопросам современности - к войне, миру и мирному сосуществованию государств с различными социальными системами.

Его предшественники, в частности Пий XII, немало говорили о мире, о необходимости мира, убеждая, что церковь за мир. У Пия XII это было только декларацией. Иезуит Гундлах, его ближайший советник, на заседании Баварской католической академии в Вюрцбурге в феврале 1959 г. заявил: "Есть такие ценности, для защиты которых допустимо применение атомного оружия, и это не является безусловно безнравственным", даже "если при этом погибнет мир". Затем он добавил: таковой была точка зрения папы Пия XII. Ватиканская печать не опровергла это утверждение Гундлаха.

В отличие от Пия XII, Иоанн XXIII настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами, независимо от господствующей в них идеологии. Он не считал нужным приписывать вину за напряженность в международных отношениях СССР, социалистическим странам, как это делалось до него.

Уже в первом своем обращении по радио в ноябре 1958 г. папа, апеллируя к руководителям народов, заявил: "Зачем тратить огромные ресурсы на подготовку войны, вместо того чтобы улучшить благосостояние всех, особенно беднейших классов?"[109] В своей первой энциклике "Ад петри катедрам" от 2 июля 1959 г. папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир. Выступая по радио в сентябре 1961 г., Иоанн XXIII советовал правителям государств "осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей", и решать спорные вопросы не силой, а путем искренних и свободных переговоров.

В речи 25 декабря 1961 г. перед дипломатами, аккредитованными при Ватикане, папа убеждал заинтересованные стороны идти на уступки для достижения мира: "Суд истории будет суров для тех, кто не сделает все возможное, для того чтобы отдалить от человечества угрозу войны".

Эта же мысль была развита им на приеме правительственных делегаций, прибывших на открытие Вселенского собора в Ватикане в октябре 1962 г., и еще раз - через несколько дней после этого, в дни кризиса в районе Карибского моря.

Энциклика "Пацем ин террис"

Незадолго до своей смерти папа выступил (в апреле 1963 г.) с энцикликой "Пацем ин террис" ("Мир на земле"). В этой энциклике рассматривается обширный круг вопросов, обычный для социальных энциклик предыдущих пап - об устройстве человеческого общества, об отношениях между людьми в обществе, об общем благе, о правах личности, свободах и т. д. Несмотря на то что нового по этим вопросам в энциклике было мало, она стала популярной благодаря настойчивому требованию сохранить мир. Папа выступает за сокращение вооружений, запрещение атомного оружия, за разоружение под эффективным контролем. Энциклика осуждает политику "на грани войны". Одно только продолжение ядерных испытаний, говорится в этом документе, создает угрозу фатальных последствий для жизни на Земле.

Прогрессивные круги во всех странах, в том числе и далекие от церкви, положительно встретили это выступление папы; агрессивные же круги, в том числе и католические, в частности в ФРГ,- враждебно. В гамбургской газете "Ди Вельт" была напечатана статья, в которой между прочим говорилось: "Я обращаюсь к папе Иоанну с предупреждением: ты злоупотребляешь своим постом политически... Ты хочешь спасти церковь и в качестве платы за это бросаешь нашу свободу. Политика не твоя задача, уходи с этого пути..."[110] Ряд органов буржуазной, а также католической печати Франции, Англии, США враждебно встретили папскую энциклику. Даже в кругах церковной иерархии раздавались голоса против папы.

Иоанн XXIII считал, что никакие религиозные цели не могут служить оправданием атомной войны[111].

Было бы отступлением от истины утверждать, что со всеми положениями, которые выдвигались в посланиях папы о мире, можно безоговорочно согласиться. Нужно иметь в виду традицию длительной борьбы Ватикана с коммунизмом и давление на папу его ближайшего окружения - высших иерархов церкви. Понятно, что борьба различных тенденций не могла не найти отражения в папских документах. Так, в выступлениях Иоанна XXIII за мир, особенно более ранних, содержатся слабоприкрытые выпады против порядков, существующих в социалистических странах, и утверждения о "страданиях церкви молчания", о "гонениях" на религию и т. п. И тем не менее бесспорна позиция Иоанна XXIII за мир, против войны.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.