Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Иоанн XXIII и социалистические страны





Иной подход наметился у Иоанна XXIII и в вопросе об отношении к социалистическим странам. Папа отдавал дань враждебной позиции Ватикана и высшей церковной иерархии в отношении социалистического мира и в то же время понимал, что один лишь негативный подход к этому миру вредит самой церкви.

Трафаретные и голословные жалобы по поводу положения церкви в социалистических странах встречаются и в выступлениях и обращениях папы. 24 октября 1958 г., на следующий день после своего избрания на папский престол, Иоанн XXIII говорил, что он молится за верующих в тех странах, где религия "не свободна", где священники преследуются.

В рождественском послании в декабре 1958 г. папа опять-таки без всяких оснований говорил о "подавлении христианской цивилизации" в "безбожных" и "материалистических" странах, о "врагах бога" и т. п. Тот же мотив звучал в первой папской энциклике. В некоторых случаях папа прямо называет отдельные социалистические страны, где будто бы "угнетается" религия. Все это было продолжением старого курса. Но наряду с этим заметна была и другая тенденция. В обращении к миру, принятому 20 октября 1962 г. первой сессией Ватиканского собора, нет никаких выпадов против социалистических стран, хотя некоторые участники собора хотели, чтобы в текст были внесены слова о "церкви молчания".

В дни работы первой сессии Ватиканского собора папа в беседе с польскими епископами, прибывшими на собор, высказался таким образом, что его слова были истолкованы как признание послевоенных западных границ Полыни

Одере и Нейсе. Заявление папы вызвало резкие комментарии в печати ФРГ, а посол боннского правительства в Ватикане Шерпенберг потребовал разъяснения ватиканского статс-секретариата.

Иоанн XXIII предпринял шаги при посредничестве венского архиепископа кардинала Кенига к тому, чтобы достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгерской Народной Республики[112].

В январе 1959 г. Ватикан признал революционное правительство Кубы.

Иоанн XXIII считал, что урегулирование отношений между Ватиканом как государством с государствами социалистического лагеря, где проживает больше 50 млн. католиков, отвечает интересам католической церкви, хотя он и оставался противником общественного строя, существующего в этих государствах. Новый папа не питал тех надежд, которые лелеяли Пий XI и Пий XII, откровенно рассчитывавшие на изменение общественного строя в СССР и в других социалистических странах, на реставрацию в них капитализма. Иоанн XXIII был сторонником нового подхода к социалистическим странам.

Энциклика "Матер эт магистра"

В 1961 г. католический мир отмечал 70-летнюю годовщину со времени опубликования папой Львом XIII энциклики "Рерум новарум". По этому случаю Иоанн XXIII издал энциклику "Матер эт магистра" ("Мать и наставница", т. е. церковь)- новую программу католической церкви по вопросам общественной жизни. Эта программа была воспринята как ответ церкви на программу коммунизма.

В разделе энциклики об изменениях, происшедших в мире с конца XIX в., говорится о техническом прогрессе, об открытиях ядерной энергии, об успехах химии, о новейших средствах связи и т. д. Однако о величайшем изменении, которое произошло в мире,- о победе социалистической революции в России, а после второй мировой войны и в ряде других стран Европы и Азии, об этом в энциклике нет ни слова.

"Матер эт магистра" развивает все основные положения социальных энциклик пап Льва XIII, Пия XI, Пия XII, где провозглашается вечность частной собственности, классового деления общества, проповедуется классовый мир и осуждается социализм. "Матер эт магистра" отстаивает частную собственность на средства производства, которая, как говорится в тексте, "имеет непреходящее значение", там же, где частной собственности нет, там будто бы "подавлены или стеснены важнейшие проявления свободы". В энциклике декларируется о необходимости распространения частной собственности "во всех социальных классах", при этом дается совет помнить слова Иисуса - не собирать сокровищ на земле, а собирать их на небе.

В энциклике говорится и о необходимости улучшить положение в сельском хозяйстве, о том, как благороден труд земледельца, который "протекает в величественном храме творения". Однако в этом документе нет ни слова о самом главном условии поднятия благосостояния крестьянства - о проведении коренной земельной реформы и передачи помещичьих земель крестьянам.

Критикуя "несовершенные и ошибочные идеологии", папа заявляет, что только католическая церковь является носителем истинной социальной доктрины, "которая ясно указывает надежные пути преобразования отношений совместной жизни". Двухтысячелетняя история церкви свидетельствует против такого утверждения.

Можно верить, что папа Иоанн XXIII сочувствовал трудящимся. В энциклике "Матер эт магистра" указывается: "Душу нашу наполняет глубокой горечью бесконечно печальное зрелище многочисленных тружеников многих стран и целых континентов, которые получают заработную плату, обрекающую их семью и их самих на недостойные человека жизненные условия".

Лично Иоанн XXIII мог возмущаться таким положением вещей, и тем не менее когда представители церкви в официальных документах клеймят жестокость капитализма, это является социальной демагогией, поскольку программа церкви отстаивает, хотя и с критикой "недостатков", строй, обрекающий народные массы на нужду и страдания.

Выражая сочувствие трудящимся, папа не выступал, однако, против буржуазного общественного строя. В энциклике "Ад петри катедрам" он писал: Лев XIII говорил, что "богу угодно, чтобы в человеческом сообществе существовали классовые различия", тот же, кто отрицает различия между социальными классами, "вступает в противоречие с законом, установленным самой природой".

Социальная программа, развивавшаяся Иоанном XXIII, отрицает право трудящихся на революционные изменения в обществе для устранения эксплуатации, неравенства и несправедливости. В энциклике "Пацем ин террис" говорится, что есть великодушные люди, которые перед лицом несправедливости "зажигаются желанием восстановить правильное положение вещей и при этом поступают с таким порывом, что это оказывается чуть ли не революцией". Папа решительно против революции: "По закону природы все совершается и растет постепенно и посему в человеческих учреждениях нет ничего лучше, как действовать изнутри, мало-помалу".

Таким образом, новейшая социальная программа католицизма, изложенная в энцикликах Иоанна XXIII, осталась такой же, какой она была в конце XIX в., с изменениями, продиктованными новыми условиями развития капитализма. Это и понятно: сдвиги в церкви происходят медленно. Чтобы признать французскую буржуазную революцию конца XVIII в., церковной иерархии понадобилось более ста лет. Еще при Петэне во Франции эта революция оплевывалась католическими клерикалами. Жизнь несомненно заставит церковную иерархию признать те глубокие социальные изменения, которые происходят в мире начиная с Октября 1917 г., признать и победу социализма. Для этого требуется время. Правда, в ряде случаев ей приходится многое из того нового, что победило, признать и сейчас. Именно это характерно было для понтификата Иоанна XXIII.

Отмечая связь и преемственность социальной программы церкви, изложенной Иоанном XXIII в энциклике "Матер эт магистра", с программой, изложенной в энцикликах его предшественников, особенно Льва XIII и Пия XII, нельзя не видеть и ряд отличий. Важнейшее состоит в том, что в ней содержится значительный элемент буржуазного реформиза и что ряд ее положений перекликается с идеологией неокапитализма. Это, в частности, выражается в том, что энциклика допускает государственное вмешательство в экономическую жизнь, предлагаемые в ней мероприятия рассчитаны на то, чтобы "улучшить" капитализм.

"Матер эт магистра" прибегает к реформистским лозунгам "народного капитализма". Ныне, отмечается в этом документе, создается "возрастающая возможность перехода в высшие классы и вытекающее из этого ослабление межклассовых преград".

В энциклике говорится и о "социализации". Самого этого слова не могло быть на страницах папских посланий прежнего времени. Под социализацией папская энциклика, однако, имеет в виду только "прогрессирующее умножение в совместной жизни людей связей между различными формами жизни и совместной деятельности". Речь идет о стремлении людей "ассоциироваться для достижения целей, недостижимых средствами и возможностями отдельных индивидов". Это стремление породило ассоциации, преследующие культурные, экономические, социальные, спортивные, развлекательные, политические и другие цели. "Социализация" не понимается составителями энциклики как обобществление средств и орудий производства.

Энциклика допускает существование, наряду с частной, также и общественной собственности, но государственная и общественная собственность не должны создаваться с целью "ограничить или тем более ликвидировать частную собственность". В энциклике "Матер эт магистра" нашла свое отражение эволюция социальной программы церкви.

Церковные реформы

Иоанн XXIII активно работал над проведением церковной реформы, хотя пределы самой этой реформы крайне ограничены. Веками сложившийся, главным образом в условиях стран Центральной Европы, строй церковной жизни и церковный ритуал оказались малоэффективными в современных условиях, чтобы сохранить и успешно распространять влияние религии в Африке и Азии, преодолеть кризис религии, характерный для тех стран Европы и Америки, где католицизм распространен давно.

В январе 1959 г. папа Иоанн XXIII сообщил, что намерен созвать Вселенский собор в Ватикане. В энциклике "Ад петри катедрам" папа определил и задачи собора: способствовать росту католицизма и обновлению нравов христианского народа, чтобы лучше приспособить церковный строй к условиям нашего времени, способствовать единству церквей.

В булле о созыве собора (25 декабря 1961 г.) указывалось, что одна из важных задач собора - "установить контакт" между евангелием и современным миром. Речь идет о модернизации ("обновлении") церковного строя, о сближении католической церкви с другими христианскими церквами. Видный католический теолог Ганс Кюнг (участвовавший в работе собора) писал, что церковь нуждается в обновлении; во втором тысячелетии своего существования она не осталась тем духовным авангардом, каким она была в первом тысячелетии; в быстро меняющемся и развивающемся мире она все больше причисляется к старому режиму и реакции[113].

Иоанну XXIII не пришлось осуществить программу "обновления" церкви через посредство Вселенского собора, он участвовал только в работе первой сессии собора и умер в 1963 г.

Частью программы приспособления и обновления католической церкви был взятый Иоанном XXIII курс на сближение христианских церквей и на сотрудничество с нехристианскими. Еще Пий XI и Пий XII считали, что единство христиан возможно на основе принципов католицизма и признания верховной власти папы как наместника Христа. В католической литературе до последних лет некатолические христианские исповедания рассматривались как "еретические" и "схизматические". Ко времени созыва собора позиция ряда ведущих представителей Ватикана по этому вопросу изменилась. По указанию Иоанна XXIII был учрежден секретариат по вопросу единства христиан. На собор были приглашены и в его работах участвовали в качестве наблюдателей представители протестантских и православных церквей.

Термин "еретик" и "ересь" в отношении христиан некатоликов при Иоанне XXIII исчез со страниц католической печати. Представители Ватикана на конгрессе Всемирного лютеранского союза в Хельсинки в августе 1963 г. заявили, что отныне католическая церковь официально отменила название "еретик" для христиан-протестантов. Церковная печать называет их теперь "отделившимися братьями". Иоанн XXIII предпринял и ряд мер в целях установления контактов с нехристианскими церквами.

Некоторые представители церковной иерархии и клерикальные политические деятели видят в единстве христианских церквей и в сотрудничестве различных религий возможность создания общего идеологического фронта для противодействия влиянию идей коммунизма и процессу упадка религии. Другие считают, что такое единство нужно для сотрудничества в социальной и политической сферах. Стремление осуществить межцерковное и межрелигиозное единство объективно отражает характерную для современного капитализма тенденцию к интеграции в экономической, политической и военной областях. Межцерковному и межрелигиозному сближению благоприятствует то обстоятельство, что исторические условия, вызвавшие в далеком прошлом раскол христианской церкви, давно исчезли, а корни борьбы различных церквей между собой в капиталистических странах, где все религии и церкви, как правило, связаны с существующим строем, подорваны. Ныне деятели разных религий предпочитают сотрудничать между собой и не в последнюю очередь - в целях сохранения влияния религии.

Осуществление нового курса потребовало и реорганизации римской курии - совокупности учреждений в Ватикане, через посредство которых папа управляет католической церковью.

Иоанн XXIII имел в виду внести изменения в управление церковью в первую очередь путем его децентрализации и усиления власти епископов в каждой стране. В отступление от установившегося с конца XVI в. порядка, по которому численность кардинальской коллегии не должна превышать 70 человек, Иоанн XXIII увеличил это число до 75, а затем до 87. Он возвел, впервые в истории церкви, негра (епископа Ругамбва из Танганьики) в кардинальское достоинство. Это связано с новой политикой, которую Ватикан и до него начал в колониальных странах.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.