Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО





Теперь уже общепризнано, что общение нельзя сводить к речевым контактам лютей друг с другом и только к обмену их той информацией,/ -"'"'на в речи, обращае­мой ИМИ Друг К ДруС^ '•"'•"PIlViOT

определенные и.(у

вы. На характе!

рой оно протеу

общению особ1

мнить: взаимодействую.

которые являются личностями и, в.^

гом, они выступают друг для друга в качесть./.

субъектов познания. И оттого, какие характеристики, прч

являя себя в этом качестве, они обнаруживают, зависит

очень многое как в конкретной картине их общения, так и

в его результатах.

Как объекты познания участвующие в общении люди могут отличаться большей или меньшей открытостью перед другими участниками общения, обладать более богатой или более бедной мимикой, актерскими способностями, чтобы формировать о себе нужное им впечатление, или таковых не иметь вовсе- И особенностями своего физического обли­ка, оформления внешности они также могут подталкивать вступающих с ними в контакты людей к очень определен­ным суждениям о себе—о состоянии своего здоровья, о характере переживаемых эмоций, о своих вкусах, о мате­риальном достатке, о своих привычках и т.д. Понятно также и своим поведением, осуществляемыми действиями чело­век в момент контакта с другими людьми тоже дает им информацию о себе.

Еще более длинный ряд более простых и более сложных психических характеристик отмечается у человека, когда ему приходится проявлять себя в качестве субъекта позна­ния во время общения. Однако прежде чем раскрывать все эти характеристики, надо, наверное, помнить не только о том, что по степени сформированности их, а также по их наличию люди будут очень сильно отличаться другот друга,


но что и само проявление этих характеристик будет зави­сеть от того, какие цели преследует человек, общаясь с. другой личностью.

Если, начиная общение, ставить перед собой цель отве­тить себе на такие трудные вопросы: что представляет из себя другой человек и почему он такой? У решающего эту задачу в общении человека будет мобилизована одна сте­пень его познавательных ресурсов. Если же будет рассле­доваться другая цель, например, вступив в общение с каким-то человеком, убить время, то это повлечет совсем другой уровень активности, также связанный с познанием этого человека-

тл не только уровень познавательной активности, прояв-• '••гом в общении, но и внешняя или внутренняя - -/"топой пользуется человек для

/^ от поставленной про-ть и направлен-смой в образах ом и поведением истематиза-ции и

оЬоощ^- асшифровкс лич­ностной сути Э1^., 1мяти и воображе­ния, инициируемая впёчг**— орыс вызвал о себе этот человек.

Что же касается сравнительно устойчивых характери-"" стик, которые обнаруживаются у человека, когда он оказы­вается в роли субъекта познания других людей, то они многочисленны и их можно классифицировать по разным основаниям (Г.М. Андреева, Б.А. Еремеев, В.Н. Куницы-на, В.А. Лабунская, А.А. Лсонтьев, В.Н.Панферов, Л.А. Петровская, А.У. Хараш и др.)-

Я же хочу предварить раскрытие и группирование этих характеристик одним очень важным психическим свойст­вом личности, которое определяет многие их параметры. Свойство это — наличие у человека отношения к другому человеку как к ценности или его антипода — отношения к нему как к лишенной души вещи. Кардинальная разница в этих отношениях глубочайшим образом влияет на развитие и на работу интеллекта личности, когда он оказывается направленным на познание и на оценку другого чсловека-

нужно, чтобы люди испытывали потребность в том ве­личайшем богатстве. каким является другой человек,— пи­сал К. Маркс. Если такая потребность у человека формируется, то у него одновременно во всех составляющих


его интеллект элементах нарабатываются характеристики, дающие ему возможность знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти. (В.Н. Мясишив), у У первых, для которых типично отношение к другому /человеку как к ценности, внимание, восприятие, память, ' воображение, мышлениеоказывавдтся более продуктивной результативно функционирующими, чем у вторых. И это прежде всего выражается в более глубоком постижении ^личностной сути другого человека, в схватывании его ин­дивидуально-неповторимого своеобразия.

Многими исследованиями в психологии (А.Б. Добрович, В.Н. Мясищев, В.Н. Панферов и др.) установлено, что на­личие у человека постоянно интереса к другим людям уси­ливает сосредоточенность его внимания на них, делает более ярким и содержательно насыщенными его образы вос­приятия их. активизирует извлечение им из своей памяти представлений, связанных с прошлым опытом обшения, югущих помочь лучше понять тех, с кем ему приходится ^щаться сейчас, интенсифицирует деятельность вообра-чия, чтобы по особенностям экспрессии и вообще по по­гнию участников общения судить об их отношении к ходящему, активизирует работу его мышления по вы-ию наиболее существенного r фиксируемой у них по?бщсния информации, чтобы на основе се сделать i вывод о каждом из тех, с кем пришлось общаться. ольку при контактах с другими людьми у человека <стичсским отношением к ним постоянно срабаты-. установки выявлять индивидуально неповторимое сво­еобразие каждого человека и достоинства, которые этот человек в себе несет, то у него, в его опыте общения, не наблюдается образования и накопления в большом числе стереотипов, через призму которых он на каждом шагу преломлял бы внешний и внутренний мир других людей, усредняя и искажая таким образом их личностные особен­ности.

Недостаток многих людей, мешающий им нормально строить свои контакты с другими людьми, состоит именно в том, что они не могут оценивая людей, преодолеть сло­жившихся у них в прошлом опыте общения стереотипов и, говоря образно, торопятся приклеить к своим новым знако­мым ярлыком. А уж когда ярлык приклеен, они считают, что носитель его обязан во что бы то ни стало оправдать ожидания автора ярлыка.


Снова возвращаясь к тем людям, у которых отмечаются отличающая их от других людей большая сосредоточен­ность на глубоком восприятии каждого данного человека и активная работа мысли при определении его сути, следует заметить, что исследования (В.В. Джое, Г.В. Дьяконов, Т.И. Пашукова, К.М. Романов и др.) выявляют высокое развитие у них интуитивной формы проникновения во внутренний мир других людей — способности постижения особенностей, характеризующих личность другого челове­ка, путем непосредственного их усмотрения, без обоснова­ния с помощью доказательства. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исход-ныхданных к результату; у него происходит быстрая моби­лизация прошлого опыта на постижение психологической изнанки какого-то факта поведения или всей личности дру­гого человека.

Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным (если брать мнение неопытного наблюдателя) признакам сразу схватывает ха­рактер состояния, переживаемого учеником, и причаст­ность или непричастность этого ученика к какому-либо событию, которое только что произошло в классе. Опытный руководитель по небольшому числу фактов поведения дру­гого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относится, а потом уже обосновывает правиль­ность своего чутья. Начав общаться с новы ми для себя людь­ми, бывалый человек по некоторым, мало бросающимся в глаза особенностям их экспрессии сразу догадывается, ка­кое он на этих людей произвел впечатление.

Ошибочно было бы полагать, что во всех подобных слу­чаях проявляется какая-то мистическая способность ума, наитие и пр. Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у индивида по мере накопления опы­та обшения и совместной деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Интуиция, являющаяся одним из способов осознания человеком дей­ствительности, представляет собой такой феномен, в кото­ром тесно связаны восприятие мышление и чувство. Истинность знания о другом человеке, получаемого инту­итивным путем, находится в прямой зависимости от уровня


развития в познающей личности качеств психолога-прак­тика и от сложности явления, которое путем интуиции в другом человеке познается. Широкий и разнообразный за­пас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоре­тических знаний о личности — важнейшее, но не единст­венное условие высокой продуктивности интуиции.

Помимо этого необходимым условием интуитивного по­стижения состояния другой личности, ее отношения к че­ловеку, у которого отмечается интуиция, является наличие у этого человека способности к децентрации, которая вы­ступает в повседневной жизни как развитое до высокой степени умение ставить себя на место другого человека, влезать в шкуру другого человека. Эта способность тоже не в одинаковой степени присуща людям. Например, у лично­сти авторитарного склада она почти отсутствует, зато очень выражена у личности, относимой к дсмократинескому ти­пу-

Еще одним существенным условием постижения челове­ком другой личности интуитивным путем является присут­ствие у него среди прочих качеств так называемой эмпатии — способности чувствовать чужую боль как свою, пережи­вать чужую радость как свою.

Эмпатня, если рассматривать ее проявление у взрослого человека, обычно выступает как очень сложное психологи­ческое образование, в котором познавательные и эмоцио­нальные процессы оказываются связанными друг с другом теснейшими зависимостями.

Так, внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессив­ном поведении человека, восприятие в целом этого поведе­ния. правильное оценивание переживаний, которые за ним стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение мысленно войти в состояние этого человека являются совер­шенно обязательным условием возникновения у личности состояния сонастроенности на переживания другого чело­века. И, наоборот, сама эта со настроенность, если она воз­никла, как показывают факты, всегда более или менее сильно влияет на ход и результаты дальнейшего познания личностью этого человека.

Вместе с тем, объективности ради, следует сказать, что в психологии есть работы, авторы которых (А.Ф. Копьев, Т.А. Флоренскаяидр.) утверждают, что даже для познания другого человека на уровне интуиции нельзя позволять себе


растворяться оез остатка в его переживаниях и влезать, так сказать, и умом, и сердцем полностью в его шкуру. По их мнению, у человека, для которого другая личность — цен­ность, конечно, должна быть развита способность к децен­трации, должна быть у него и способность к эмпатии — сопереживанию. Однако, чтобы удержаться на позиции объективного видения другого человека и его правильной оценки, человек должен уметь занять положение вненахо-димости и осуществлять постоянное слежение и за собой, внося вовремя психологически целесообразные коррективы и в процесс познания другого человека и в свое поведение в акте общения.

Раздумывая о причинах озарения, когда на уровне инту­иции мы начинаем вдруг отчетливо понимать внутреннюю суть какого-то человека, которая до этого от нас была скры­та, надо иметь в виду и роль в этом процессе подсознания. Мы ведь не все отражаем,встречаясь с другим человеком, на уровне сознания. Большее из того, что являет он нам, оседает в нашем подсознании. /' ^'о/

Во многих исследованиях (Г.В. Дьяконов, Ю.Н. Каран- \ ' дышев, А.П. Кемпинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищсв, П.М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать, и в связи с этим все меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение. Другими словами, в мсжчеловсческих кон­тактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние.

Таким образом, напрямую воспринимая и поведение и маску, прикрывающую это поведение человека, личность отвечает соответственно своими действиями на них. Но при этом некоторые экспрессивные признаки истинного отно­шения человека к личности, которые он не в силах скрыть, тоже фиксируются ею, но только ее подсознанием. Накап­ливаясь при повторяющихся актах общения, следы таких фиксирований в какой-то момент, говоря образно, достига-. ют критической массы, и личность уже на уровне своего сознания вдруг определяет, о чем они говорят. И после этого она совершенно по-новому начинает думать о чувствах че­ловека, с которым она общается, и соответственно оцени­вать его поведение.

В реальном процессе общения и образы восприятия, ко­торые возникают у участников общения, и мысли, которые


появляются у них при этом друг о друге (или в результате раздумий по поводу увиденного и услышанного или интуи­тивным путем), выполняют своеобразную осведомитель­ную роль: они заключают информацию о состоянии собеседника, об его отношении к партнеру по общению, о степени его уверенности и о многом — многом другом. Но одновременно они выполняют и регулирующую роль. Они заставляют каждого участника общения, конечно, не упу­ская из вида цель, которую он преследует, под влиянием этой информации вносить больше или меньше коррективы в свое поведение- И какими эти коррективы оказываются, это опять будет связано с особенностями личности общаю­щихся. Одни отреагируют на эту информацию формально. Другие — творчески. И, конечно, при этом не может не сказаться стиль обращения с людьми, усвоенный челове­ком. Если иметь в виду формальное реагирование, то к нему можно, например, отнести неискренность ответа, попытки манипулирования собеседником, действие по привычке, а не с учетом ситуации и особенностей партнера по общению. Наверное, понятно: формально общаясь, мы травмируем людей, создаем нездоровый психологический климат во взаимоотношениях с ними. Иное — творческое общение. В этом случае личность, отталкиваясь от гуманистической парадигмы, пытаемся строить общение таким образом, что­бы оно, даже если в нем не удовлетворяется цель, которую преследует собеседник, было проникнуто уважением к не­му, не ущемляло бы его человеческого достоинства- А для этого от его партнера по общению требуется очень многое:

по своей натуре быть не манипулятором, а актуализатором О. Шостром), обладать широчайшим набором способов об­ращения с человеком, чтобы из этого богатства выбрать как раз такой прием, который был бы адекватен ситуации, в которой происходило общение и. будучи соотнесенным с особенностями индивидуальности собеседника, актуализи­ровал бы светлые стороны в его Я.

Разумеется, что в разных видах общения и мера творче­ства и характер самого этого творчества в них будут варьи­ровать. В кратковременном социально-ситуационном общении (пассажиров в метро, у покупателей, стоящих у прилавка и т.п.) элемент творчества, о котором выше шла речь, будет минимален. В деловом общении, в котором ни­куда не уйти от ролей, которые выполняют взаимодейству­ющие в нем люди (начальник и подчиненный, педагог и


учащийся, врач и больной, следователь и правонарушитель ит.д), творчество, если ролевое взаимодсйствиелюдей под­нимется над формальным, всегда налицо. Однако в этом случае на его психологическое содержание и формы осуще­ствления влияет та деятельность, которой заняты выполня­ющие ее люди". Например, думающий руководитель так стремится построить свой диалог с подчиненным, чтобы последний настроился на большую отдачу себя работе, на поиск более продуктивных по получаемым результатам способов выполнения производственных заданий. Или та­лантливый педагог таким образом инициирует свой диалог с учащимся, чтобы последний в своем решении учебных задач не останавливался лишь на воспроизведении.способов нахождения правильного ответа, показанных учителем, а активно искал столь же продуктивные, на свои. Причем, творчество в общении и в первом, и во втором случаях не исчерпывается лишь одним, так сказать, производствен­ным аспектом взаимодействия. Оно одновременно направ­лено и на то, чтобы создать в первом нашем примере у подчиненных, а во втором — у ученика психологически благоприятное для работы по способностям настроение и высокую мотивационную включенность в работу именно на таком уровне.

В межличностном общении психологический оптимум достигается тогда, когда один участник общения чувствует другое ТЫ столь же сильно как собственное «Я». На позна­вательном уровне при таком общении каждый из них дол­жен ориентироваться уже не на роль, а на индивидуальностьдругого человека, а в ней — на наиболее позитивные черты.

Подлинное мсжличностное общение — это непременно диалогическое общение. И многие его знатоки (В.Н. Мяси-щсв, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, Т.А. Флоренская) считают, что в нем устанавливаются контакты не между будничными и порой эгоистическими Я людей, а между их высшими (духовными) Я. И для такого общения характер­ны безоценочное принятие другдруга, эмпатияи конгруэн­тность или, лучше сказать, психологическая совместимость,

Когда великий гуманист, писатель и патриот своего Оте­чества — Франции Антуан де Экзюпери высказал утверж­дение, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения, он, очевидно, имел в виду именно последний вид общения. Очень точно сказал о таком обще-


нии А.Б. Добрович, заметив, что оно «соединяет в себе са­мые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спон­танности, совместный поиск истины, благородное стремле­ние к единодушию и согласию). Но к этому оно прибавляет еще что-то свое, необычайно сильное, делающее контакт незабываемым»*. И это «что-то» — духовность.

Из краткого рассмотрения межличностного взаимодей­ствия, каким является в жизни общение людей, видно, как тесно в нем переплетены процессы познания участниками общения друг друга, их отношения и их обращение друг с другом, какую большую роль в нем играет творчество, и как сильно меняются все его характеристики, когда изменяется вид самого общения, в котором соучаствуют конкретные люди.

Хотелось бы, чтобы после всего прочитанного выше у читателя статьи сложилось бы вдумчиво внимательное от­ношение к процессу своего общения с другими людьми. И... он начал бы вырабатывать у себя привычку искать и посте-•, пенно формировать у себя такой стиль общения, в котором; на основе устойчивого интереса к людям проявилось бы,;яркостремление глубоко постичь личностную суть каждого i.из них и очень творчески строить свои контакты с ними.

\\\ О ФОРМИровании отношенийРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ

Содержательная направленность, широта, глубина, ус­тойчивость, действенность отношений человека, в которых выражается его взаимодействие с природой, обществом, от­дельными людьми, являются важнейшим условием умст­венного, нравственного, эстетического, трудового, физического развития личности и ее воспитанности.

Отношения человека — это по существу своему особая, присущая только ему форма связей с природой и социаль­ной средой, а точнее — с их конкретными проявлениями. Характер этих отношений зависит и от специфических сто­рон действительности, с которыми эти отношения связаны и накладывают на них свою печать. Погода для вышедшего из дома человека, качество деревянной заготовки для соби­рающегося обрабатывать ее столяра, «поведение» новой ма­шины для севшего за ее руль водителя, характер ранения у доставленного в госпиталь солдата для осматривающего его

* Л.!.'. Добрович. Ппспнтателю о психологии и психогигиене общения. М., «Просвещение», 1987-С. 112.


хирурга, состояние посевов злаковых культур для агронома — во всех этих случаях особенности объектов отношения определяют многое и в познавательном, и в эмоциональ­ном, и в поведенческом элементах тех отношений, которые возникают у их субъекта.

Еще в большей степени эти составляющие наших отно­шений видоизменяются и флюктуируют под влиянием ха­рактеристик, которые присущи объектам, основной сущностью которых является социальность людских об-щностей или отдельных людей. Социальные общности (семья, группа детсада, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада, спортивная команда, коллектив лаборатории, воинское подразделение и др.), если мы явля­емся их членами и повседневно связаны с ними общей дея­тельностью, более или менее активно продуцируют сложную систему отношений, в которую мы оказываемся постоянно включенными и не можем с ней не считаться, если не хотим быть отторгнутыми общностью и не вступать в открытый или скрытый конфликт с тем или другим ее членом.

Какие ценности жизни и культуры в их совершенно «зем­ном» значении являются субъективно главными и как они характеризуются в ^коллективном» или индивидуальном сознании? Именно эти в различных общностях и у разных людей в своем содержании совпадающие или отличающиеся друг от друга ценности обусловливают и детерминируют иногда прямо, непосредственно, а часто и опосредованно, отношение общности к общности, к человеку или наоборот, отношение человека к каким-либо демографическим или социальным группам людей — различающимся по возра­сту. полу, служебному и общественному положению — или к одному совершенно определенному человеку (В.Н. Мяси-щев).

Являются ли для общности или отдельной личности ос­новными принципы, которые выражают сущность общече­ловеческой мор.-ми1' Или характер отношений, которые становится типичными д;и; каждой конкретной общности, как и для каждого отдельного человека, зависит от испове-дования классовой морали или националистической, узког-

рупповои,сугуос эгоистической;

Большая беда, которая оборачивается труднопоправи­мыми издержками,— игнорирование фактора отношений. А между тем, еще А.С; Макаренко настойчиво подчерки-


вал- что вынуть человека из отношений никак невозможно и что каковы отношения, в которые он включен, таким он оказывается и как личность.

Какое содержание необходимо вкладывать в категорию «отношение», если рассматривать ее в психолого-педагоги­ческом аспекте? Содержание это сложно и многокомпонен­тно. Оно, во-первых, предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; во-вторых, несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на общность или на личность и, в-третьих, соответственно одновременно актуализирует определенное обращение. Если объективи­ровать психологическую изнанку каждого из отношений, в систему которых включен человек- то всегда можно у видеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодей­ствие с общностями и отдельными людьми, и обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер отношения. Но у каждого человека обычно бывает не одно отношен не с какой-то общностью и даже с од ним отдельным человеком, который входит в его ближайшее или более отдаленное окружение. Например, у женщины мужчина может быть ее мужем, человеком, обеспечивающим мате­риальный достаток в семье, отцом и совоспитателсм детей, на ее взгляд, хорошо или плохо выполняющим свою роль, умельцем, обеспечивающим хозяйственно-бытовую сторо­ну жизни семьи, и т.д. Естественно, в каждой жизненной ситуации, возникающей в повседневном бытии семьи, ос­новные элементы, характеризующие отношения жены и мужа, полу чают новые акценты, и происходит трансформа­ция одного отношения в другое. То есть можно говорить о своеобразном полиотношении одного человека к другому.

В отношениях, которые явно обращают на себя внима­ние, когда мы рассматриваем взаимосвязи одного человека с другим, как правило, можно вы членить один характерный интегральный признак — наличие положительной или от-f рицательной эмоциональной реакции на другого человека, : или нейтрально равнодушной, или противоречивой. Вместе i s с тем окружение каждого человека состоит из людей, кото-| \ рые отличаются и по характеру ролей, которые они выпол- \ \няют, и по объективному и субъективному значению личности каждого из них для него. Их отношения несут lik свою психологическую специфику с обеих сторон- Естест­венно, что одни из этих отношений, в силу своего характе­


ра, могут содержать конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физи­ческое развитие личности, а действие других может иметь негативный характер.

Особенно для личности важны отношения наиболее субъ­ективно значимых для нее людей. Именно они сильнее всего влияют на восприятие окружающего, рождают наиболее сильные переживания и толкают к нестандартным поступ­кам.

Отношение, переходящее в уважение или любовь к при­влекательному для личности человеку, делают ее податли­вой на такие исходящие от этого человека воздействия, как убеждение, психическое заражение, внушение. И, наобо­рот, отношение, когда этот другой человек вызывает чувст­во неприязни, становится психологическим барьером на пути принятия личностью истин, изрекаемых им, субъек­тивным препятствием для подражания его действиям и по­ступкам, и даже вызывает в определенных ситуациях со стороны личности агрессивное поведение (Г.А. Ковалев).

Таким образом, и субъективно значимые для личности люди, которые окружены, в ' ее глазах, негативным орео­лом, в воспитательном смысле тоже не нейтральны. Отно­шение к ним провоцирует в личности определенную познавательную активность, пусть отрицательный, но эмо­циональный отклик и совершенно конкретные сдвиги в по­ведении.

Отсюда понятно, что от количества субъективно значи­мых для личности людей зависят сила или слабость влияния человеческого фактора на ее развитие. В свою очередь, от того, каковы эти субъективно значимые люди, насколько велик их духовный-заряд, прямо зависит, какой след они оставят во внутреннем мире личности и насколько он будет глубок, а значит и стоек. Есть еще один аспект воздействия круга субъективно значимых для личности людей. Это кон­кретные параметры, черты, качества, свойства людей, ко­торые могут оказать наибольшее влияние на личность. Представляется, что степень активности личности по отно­шению к воздействиям субъективно значимых для нее лю­дей зависит от того, насколько знания, опыт, все их поведение отвечают имеющимся у нее потребностям и цен­ностным ориентациям. И эффект этих воздействий много­кратно возрастет, если их характер корреспондирует с содержанием «зоны ближайшего развития» личности, с ее


наиболее созревшими, для данного времени потребностя­ми. Существенным моментом является образец (пример) в удовлетворении потребности, который показывает в своей повседневной деятельности и поведении субъективно зна­чимое для личности лицо. Если этот пример отвечает высо­ким нравственным критериям, несет в себе творческое начало, духовно содержателен, то, будучи перенят, он бу­дет означать ее движение по восходящей.

Прямое обращение субъективно значимого для личности человека с требованием, советом, похвалой, замечанием или порицанием имеет всегда иной психологический ре­зультат по сравнению с воздействиями субъективно незна-чащих для нее людей. Но человек, первоначально вызвавший безразличное к себе отношение, может затем превратиться в субъективно значимого, если своими дейст­виями способствует удовлетворению наиболее важных по­требностей личности (И-Б. Шкопоров). Может встретиться и такой, который сначала не вызывает никакого чувства, кроме безразличия, но своими суждениями обесценивает привлекательные для личности цели, посягает на ее притя­зания, своими действиями блокирует их удовлетворение. Возникает резко негативное отношение к этому человеку, которое может перерасти в конфликт с ним. И тогда из субъективно незначимого такой человек превращается в субъективно значимого, но с отрицательным знаком. А если таких мешающих реализации целей личности, за которыми стоят ее потребности, блокирующие удовлетворение ее притязаний, окажется не один человек, а много, тогда воз­никает состояние тяжелого психологического дискомфор­та- Именно в такую ситуацию попадают так называемые отверженные в детсаду, в классе, в группах ПТУ, технику­ма или вуза, некоторые молодые солдаты в своем воинском подразделении и т.д. Такое состояние переносить тяжело, и его вовремя должны заметить и корректировать воспита­тели. Если этого не сделать, то личность начинает искать среду, где к ней будет другое отношение, а при отсутствии такого выхода, ей грозит появление неврозов, яростного протеста, депрессий и даже в крайних случаях — суицида (А,С. Чернышев).

Поэтому неудивительно, что такие отверженные, нахо­дя компенсацию в удовлетворении своих непризнанных по­требностей и склонностей на стороне, обретая нравящиеся способы удовлетворения своих притязаний, тем самым со­здают круг положительно значимых для себя людей вне


рамок той общности (учителя, педагоги-воспитатели и др.), которой государство поручило и доверило осуществ­лять целенаправленное воспитание и развитие каждого ре­бенка. Может сложиться такая ситуация, что в окружении личности собираются только те, которые в состоянии удов­летворить лишь одни какие-то потребности и не способны стимулировать проявление иудовлстворениедругих. И тог­да они способны заблокировать робкие попытки самой лич­ности осуществить самостоятельный поиск путей удовлетворения просыпающихся в ней потребностей. Воз­никает более или менее ярко выраженная односторонность в развитии (пример, когда мальчика воспитывают одни женщины). Не менее вероятный и нередко встречающийся в жизни вариант состоит в том, что субъективно значимые для личности люди оказываются в сильной степени отлича­ющимися друг от друга по своему мировоззрению, отноше­нию к основным жизненным ценностям и культуре, реальному поведению в социально-критических ситуаци­ях, и тогда совокупный результат их воздействий поможет не вызвать непоследовательности в осмыслении окружаю­щей действительности, в эмоциональных оценках, в реак­ции на происходящие события, то есть не порождать противоречивости в ее развитии. И, естественно, при таком широком круге воздействий, исходящих от субъективно значимых людей, не удается добитьсяформирования такого важного качества, которое в психологии определяется как цельность личности.

Вместе с тем надо видеть и другую сторону рассматрива­емой проблемы. Каждая личность по-своему неповторима. И в зависимости от присущих ей особенностей она проти­востоит одним отношен и ям и легче поддается действию дру­гих, а также в зависимости от своего индивидуального психологического склада в большей или меньшей степени «творит» их. Например, личность, центрированная на себе, индивидуалистическая по своей направленности, да еще отличающаяся слабой коммуникабельностью, обычно вы­зывает совсем не такие отношения, как личность, опти­мально ориентированная на других, с ярко выраженной коллективистской направленностью, легко вступающая в контакты с окружающими. При этом, наверное, надо сде­лать одну существенную оговорку: на отношения, которые «творит» личность вокруг себя и к себе, влияет не только характер ее направленности и наличие или отсутствие спо­собности завязывать контакты с людьми, но степень ее ду-


ховного богатства, нравственной порядочности, волевого настроя, профессионального мастерства (если это взрослый человек). Личность такого уровня развития не приспосаб­ливается к отношениям, которые ей диктуют другие, а за­ставляя считаться с собой, инициирует отношение уважения к себе.

А.С. Макаренко указывал на то, что, если отношения, в которые включена личность, «дефектные», то это приводит к большим или меньшим отклонениям от нравственных норм. И, наоборот, если личность включена в систему от­ношений, которые отвечают принципам высокой морали, ей трудно действовать по-другому и она должна вести себя соответственно этой морали или неизбежно вступать в кон­фликт со своим окружением. Конечно, в этих случаях имеет значение, насколько самостоятельна или, наоборот, кон­формна личность.

Человек цельный, со сформировавшимся нравственным ядром будет более свободен от влияния дефектных отноше­ний и,епособен не вступать в сделку с собственной совестью. А нравствен но противоречивый, морально неустойчивый не несет в себе достаточно «психологического иммунитета». Он принимает «правила игры» той среды, в которой очутил­ся. Поэтому важно с младенческого.возраста и дальше включать человека в систему таких отношений, которые упражняли бы егов поведении и подталкивали к поступкам, отвечающим высоким эталонам нравственности.

Общепсихологичсский уровень трактовки воспроизве­денного положения означает, что человек постоянно вклю­чен через свои отношения в окружающую его природную и социальную среду. Он сопряжен с этими компонентами са­мым тесным образом и непрерывно с ними взаимодейству­ет, но если взаимодействие с природой у него происходит на объектно-субъектном уровне, то взаимодействие в социуме — с общностями и отдельными людьми — развертывается на субъективно-субъектном уровне в форме прямого или опосредованного общения.

Если иметь в виду социально-психологический уровень взаимоотношений, в которых всегда участвует каждая лич- ность, то это постоянное сосуществование двух видов отно­шений — формальных и неформальных, типичных для общности, характер предстанлекности которых (в группе детсада, в классе, в рабочей бригаде и т.д.) дает разные результаты для проявления личностью.своего «Я» и для ее формирования. Они выше, когда резко не выступают фор­


мальные, ролевые отношения и, наоборот, доминируют по­ложительные межличностные. И они ниже. когда эти отно­шения слабы, а в живом процессе «педалируются», например, роли начальника, ментора-моралиста, безапел­ляционно изрекающего свои суждения судьи.

Продолжая сказанное, необходимо напомнить, что у личности в неформальной структуре малых групп может быть положение делового или эмоционального лидера, предпочитаемого, изолированного и т.п. С этим конкрет­ным положением оказываются напрямую сопряженными большая или меньшая совокупность психологических свя­зей — положительных, отрицательных, нейтральных — с другими людьми. Это также многочисленные и разнообраз­ные восприятия ее, эмоциональные отклики,







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.