Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОЕЦИРОВАНИЕ ИЛИ ВКЛАДЫВАНИЕ СЕБЯ В ДРУГОГО





Суть явления проецирования заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же ха­рактеристики познавательных процессов (восприятия, па­мяти, воображения, мышления), которые присущи ему самому, вкладывает в него свои собственные эмоциональ­ные переживания, видит в нем цепи, мотивы и способы осуществления целей, к которым обычно прибегает сам, а то и просто начинает отмечать у него черты собственной личности. Например, педагог, возмущенный неблаговид­ным поступком кого-то из учеников, может считать, что точно такое же чувство переживают и другие ученики — свидетели этого поступка, или человек, в характере кото­рого ярко выражена недоверчивость, будет упорно «награж­дать» ею и других людей. При этом следует отметить, что проецирование в рассматриваемых случаях отмечается лишь тогда, когда приписываемые человеку черты лично­сти и особенности познавательных, эмоциональных и воле­вых процессов в действительности у него отсутствуют.

Сейчас уже имеется много исследований, которые пока­зывают, что рассматриваемый феномен наиболее сильно выражен у лиц, отличающихся слабым проникновением в собственную личность, плохим знанием своего «Я», с чем почти всегда тесно связаны неразвитость рефлексии и ма­лая самокритичность.

Другая группа исследований содержит данные о том, что •люди, догматически мыслящие об особенностях психиче-


ского мира другого человека, с фригидными установками по отношению к окружающим также более склонны к проек­ции, чем люди, обладающие более гибкой и творчески про­являющей себя когнитивной сферой. В связи с этим удалось показать, что когнитивная сложность участвующих в обще­нии лиц дает меньше оснований дня возникновения меж­личностной проекции, чем их когнитивная простота. В этих случаях когнитивно простые субъекты менее проницатель­ны, чем их антиподы, по отношению как к самим себе, так и к другим.

Это происходит потому, что у когнитивно сложных субъ­ектов богатый опыт прямого и непрямого взаимодействия с разными людьми, хорошо проанализированный, система­тизированный и обобщенный и в отношении проявлений, которые несут в себе эти люди, и в отношении личностных черт, которые за ними стоят, и в отношении переживаний, которые они вызывают. И точно такому же глубокому ос­мыслению и оценке ими подвергнуты и собственные особен­ности психики и поведения, проявляющиеся при общении. Они воспринимают и понимают людей такими, какие они есть.

Если приложить сказанное к учителям, то обнаружива­ется (это хорошо показали С.В. Кондратьева и ее ученики), что тенденция к проецированию четко проявляется у тех из них, кто не пытается расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в самых разных ситуациях, кто стереотипно мыслит при их оценивании, кто не развивает в себе привыч­ки к самоанализу.

В.Н. Куницына доказала эту же истину: чтобы не про­ецировать, необходима своеобразная открытость к действи­тельным достоинствам и недостаткам как других людей, так ! и к своим собственным. По се данным, у учителей с демок­ратическим типом личности ошибок при оценивании вос-! питанников намного меньше, чем у учителей с авторитарным типом личности.

Пока в данном параграфе речь шла о проецировании вообще и о некоторых наиболее общих особенностях лично­сти, которые обусловливают его наличие. Нов действитель­ности это явление более сложное в том плане, что в одних случаях индивид приписывает людям более простые или более сложные характеристики своей психики и своей лич­ности, которые в его глазах кажутся ему положительными.


В других — он «награждает» их теми же недостатками, а иногда и пороками, которые есть и у него. Наконец, бывают/ и такие случаи, когда личность приписывает другому чело-;

веку особенности, являющиеся дополнительными к тем;

которыми она сама обладает в действительности.

Далее, в одних ситуациях человек осознает, что особен­ности, которые он вкладывает в других людей, есть и у него, а в других — такое осознание у него отсутствует.

Психологи также установили, что положительные осо­бенности своей психики и личности человек все-таки чаще приписывает нравящимся ему людям, а неприемлемые — людям, им отвергаемым.

Было выявлено, что, перенося на известных и пользую­щихся популярностью в обществе людей свои собственные особенности, в высоком уровне положительности которых человек сомневается, он, часто не осознавая этого, склоня­ет себя к их переоцениванию. Логика рассуждений в этих случаях такова: если известные и популярные люди тоже обладают ими, то, вероятно, вызвавшие сомнения характе­ристики собственной психики и личности и не такие уж плохие.

Другая психологическая возможность — индивид при­писывает свою психическую или личностную особенность, в достоинствах которой не очень уверен, членам референт­ной для него группы. И таким образом убеждает себя в том, что ничем не отличается от тех, с кем привык себя сравни­вать.

Объясняя эти факты людской психологии, 3. Фрейд по­лагал, что проекция в приведенных случаях выполняет за­щитную функцию по отношению к «Я» индивида, предохраняя его от осознания того, что он обладает неже­лательными, а то и позорными в глазах значимых других характеристиками.

Субъект, с достаточным основанием считал 3. Фрейд, вкладывает негативную характеристику в сходных других для того, чтобы ослабить свою ответственность за ее нали­чие. Сущность этого аргумента; человек убеждает себя в том, что он не является единственным в ее проявлении. И далее 3. Фрейд продолжал: субъект проецирует негатив­ную черту на сходных других для того, чтобы повысить свою собственную позицию (другие такие же, как я, или они еще хуже, чем я).


ГГо мнению В. Бовермана, первый процесс проекции включает восприятие индивидом сходства с членами рефе­рентной для него группы, чтобы увеличить ощущение об­щей судьбы и ослабить собственную внутреннюю причинную ответственность. Второй тип проекции, по его утверждению, предполагает внесение человеком на субъек­тивном уровне изменения в относительные позиции членов референтной для него группы, т.е. установление различий между собой и другими. Первый процесс проекции В. Во-нерман назвал «эталонным», второй — «проекцией сравне­ния».

Мы уже начали прослеживать проецирование в связи с тем, у кого оно наблюдается и почему, по отношению к кому проявляется и каким оно оказывается. Его можно продол­жить фактами, описанными в научной литературе. Так, если человек осознает, что обладает негативной чертой, то он переносит ее на людей, которых считает сходными с собой. И наоборот, если человек полностью не осознает наличие у себя негативной черты, то приписывает ее отли­чающимся от него людям. И далее: на друзей и любимых проецируют больше, чем на нелюбимых. То есть можно утверждать, что сходство и эмоциональная привязанность способствуют проекции. Например, если какой-то воспи­танник, как и его друг, «ходит» у учителя в двоечниках, то свои мысли об этом учителе он приписывает и своему това­рищу. Кроме того, во многих работах, выполненных в по­следние десятилетия, было показано, что на то, насколько и как проецирует личность, влияет ситуация, в которой эта личность оказывается. Например, у человека, как правило, начинается этот процесс, когда он попадает в стрессовую ситуацию, т.е. события, оказывающие на него эмоциоген-ное воздействие, способны более или менее изменить харак­тер трактовки им чужой личности.

На появление межличностной проекции, кроме стрессо­вой ситуации, оказывают влияние ситуация подавления и ситуация неопределенности.

Ситуация подавления означает, что если человеку по каким-либо причинам надо скрыть свое эмоциональное со­стояние, то у него появляется тенденция к проецированию. И с другой стороны, если он своим внешним обликом, пове­дением дает слишком мало информации о себе, о своих намерениях, то опять же создаются благоприятные условия


для проявления данного феномена у воспринимающего его лица. Закономерно поставить вопрос о психологическом механизме межличностной проекции.

В качестве него, по многим данным, может выступить установка, механизм которой позволяет связать воедино субъекта с его потребностями и эмоциями и объекта проек­ции.

Пока речь в данном параграфе шла о вкладывании себя в другого при взаимодействии с последним как о своеобраз­ной иллюзии, возникающей при восприятии и понимании общающейся с нами личности.

Но проецирование может иметь и другой смысл. Ведь употребляя этот термин, мы вправе иметь в виду и букваль­ную передачу дорогих нам идей, нравственных принципов, идеалов прекрасного близким нашему сердцу людям. И в этом случае работают те же составляющие: каков субъект проецирования, каков его объект, какие ситуации необхо­димы, чтобы оно возникло. Однако здесь должен действо­вать другой, более сложный психологический механизм проекции, потому что результатом его работы является не иллюзия наличия у объекта проецирования особенностей психических процессов и свойств личности проецирующего субъекта, а действительное сотворение этих особенностей в его психическом мире.

Например, педагог несет в себе прочно сформированную установку всегда искать и находить в людях положитель­ные характеристики и прежде всего на них ориентировать­ся, строя свои взаимоотношения с ними. Проецирование в этом последнем смысле будет иметь место тогда, когда та­кая же установка появится и последовательно будет прояв­ляться у воспитанников.

Для возникновения такого вложения себя в другого, оче­видно, нужно, чтобы учитель пользовался большим автори­тетом у воспитанников и им не только хотелось быть похожими на него, а чтобы они сначала подчас неосознанно подражали ему при общении с людьми, а затем все чаще сознательно ориентировались на лучшее в личности чело­века, с которым взаимодействуют.

А для получения такого результата учащимся недоста­точно одного примера восприятия других и поведения по отношению к ним, постоянно наблюдаемых у любимого педагога. Нужно еще, чтобы своим прошлым опытом взаи-


модействия с людьми они были подготовлены к принятию и^ усвоению этого примера. А этот опыт у них различен, и развитие гуманистического по своему характеру коммуни­кативного ядра личности находится у одних на высоком, а у других на очень низком уровне. Поэтому вкладывание учителем присущего ему подхода к людям дает неодинако­вый психологический эффект в сознании, в эмоциональной сфере и в поведении разных воспитанников.

У некоторых из них ориентированность на фиксирова­ние прежде всего положительных черт личности во взаимо­отношениях с людьми закрепится как устойчивое свойство личности, у других она будет проявляться лишь эпизодиче­ски, у третьих — будет отсутствовать.

Вместе с тем если у той же личности педагога есть и другое положительное свойство, например, не «замазы­вать» свои ошибки, быть на людях и наедине с самим собой одинаково самокритичным, то эту свою черту он сможет вложить в уважающих и в любящих его воспитанников тоже не в одинаковой мере. Скорее закрепит у себя своими по­ступками черту самокритичности тот из учащихся, кто сво­им прошлым опытом окажется больше подготовленным к усвоению примера учителя. Итак, суть второго вида про­ецирования такова: личность педагога обычно содержа­тельно богата и многогранна в своих проявлениях, и он из этого своего богатства, порою но ставя перед собой такой цели, наиболее щедро передает воспитаннику ту его часть, к принятию которой он своим прошлым опытом психологи­чески наиболее подготовлен.

И на результативности такого вкладывания, как и на результативности вкладывания, о котором говорилось вна­чале, сказываются не только особенности субъекта и объек­та вкладывания, но и характер тех ситуаций, в которых им приходится взаимодействовать.

Так, ситуация, которую А.С. Макаренко обозначал как«взрыв», обесценивая идеи, принципы, которыми руко­водствовался ученик, способы его поведения, и создавая обстановку эмоциональной привлекательности идеям и принципам, облекаемым в определенную форму поступков и действий, исходящих от любимого и уважаемого учителя, благоприятствует превращению идей и принципов этого учителя в идеи и принципы ученика.


Однако было бы неверно полагать, что на воспитанника могут проецироваться лишь положительные характеристи­ки учителя. В народе говорят: дурной пример заразителен. И практика показывает, что определенная категория уча­щихся может перенимать и недостатки, если они у любимо­го учителя имеются (хотя и утверждают: недостатки продолжение достоинств).

Например, у педагога, кроме черт, которые давали при­мер проявления положительного проецирования, в харак­тере оказывается и такая особенность, как крайне пренебрежительное отношение к физической культуре я спорту. И могут найтись воспитанники, зачарованные его достоинствами и перенявшие их, которые «возьмут» у него и названный недостаток.

Таким образом, мы рассмотрели феномен проецирова­ния, который может выступать в виде иллюзии, когда один из участников общения только приписывает собственные особенности психических процессов и свойств партнеру, либо выражаться в действительном вкладывании своих ха­рактеристик одним человеком в другого. Мы также кратко осветили основные условия, которые способствуют или ме­шают проецированию (как иллюзорному, так и действи­тельному). Следует, однако, отметить, что названное явление как на теоретическом, так и на экспериментальном и особенно на прикладном уровне еще нуждается в глубо­ком и всестороннем изучении.

4 А.А, Бодалеи


Раздел III

Психологические факторы, обеспечивающие успешность или затрудненность общения

О КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ, НУЖНЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ

Наверное, не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профес­сией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти.

Достижение такого понимания и овладение умением на­ходить оптимальные способы общения, создающие у чело­века рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелател ьного отношения к окру­жающим,— это дело не такое простое, как может показать­ся на первый взгляд.

Одним из условий получения именно такого результата является глубокое знание психологии другого человека — прежде всего его ценностных ориентации, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в у ров­не его притязаний. Необходимо также и знание имеющего­ся у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает.

Выдающийся учитель и замечательный воспитатель А.С. Макаренко многократно подчеркивал, что главным прин­ципом, которым надо руководствоваться в деловом офици­альном общении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему.

Следование этому принципу в повседневных делах, свя­занных с организацией воздействий на людей, предполага­ет умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого из этих людей. Вместе с тем индивидуальное своеобразие другого человека мы всегда будем улавливать только сл\ -


чаино, если у нас отсутствуют качества, делающие нас зна­токами других людей.

Главное, с чего начинается развитие названных ка­честв,— это формирование у человека такой направленно­сти, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе будет на переднем плане — гипертрофированное «я» или «ты»,— это оказывается вовсе не безразлично^для проявления нашего умения глубоко проникать в другую личность и правильно строить с ней взаимоотношения.

Многие современники В. И. Ленина говорили, что он чув­ствовал бытие чужого «ты» так же сильно, как бытие своего «я». И это шло у него от полноты материалистического миропонимания, от глубокого и устойчивого интереса к людям.

Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для нормального общения в нашем обществе, выдающийся отечественный педагог В.А. Сухо-млинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой челове­ка, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».*

Между тем факты показывают, что такое чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место не у всех людей. Так, например, петербургская исследовательница Н.В. Ревенко** установила, что у одной части руководителей различных предприятий направлен­ность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, на продукцию, кото-, рую должно выпускать предприятие. У другой части их она, наоборот, обнаружила ярко выраженную направленность на других людей — на подчиненных или на вышестоящих начальников, а чаще — на тех и на других со всей сложно­стью их взаимоотношений — и сравнительно слабую на­правленность на техническую сторону деятельности предприятия, на его продукцию и экономику. И наконец, у третьей части руководителей она нашла одинаково разви­тые до высокого уровня и направленность на людей, и на­правленность на технику, продукцию предприятия, на Экономические показатели его деятельности. Руководите-

* Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971 с. 20.

•* Ревенко П-В. Социально-психологический анализ стиля руководства:

Автореф.канд.дис. М., 1980.


4-

 

 


ли, отнесенные к последней группе, наиболее успешно ре­шали как чисто производственные задачи, так и задачи, связанные с необходимостью организации различных вос­питательных воздействий но отношению к отдельным ра­ботникам предприятия.

Сформированная в личности направленность на челове­ка способствует успешности общения, выбору наиболее со­ответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности прояв­ляется отношение, которое порождает в личности ориенти­ровку прежде всего на положительные качества в другом человеке. А такая ориентировка важна для общения, так как она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. A.M. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть.

К сожалению, у человека может быть устойчивая ориен­тированность и на отрицательное в других людях. Вспом­ним, например, такую колоритную фигуру из русской истории, как Иван Грозный, о котором историк В.О. Клю­чевский писал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недоб­рых людей, которые скорее, охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые качест­ва».*

Помимо направленности на людей — своеобразной пси­хологической «повернутости» к ним, человек, чтобы гра­мотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд харак­теристик, которые все вместе такое общение и обеспечива­ют. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: и к вни­манию, и к восприятию, и к памяти, и к мышлению, и к воображению.

Достаточно большой объем внимания, умение его рас­пределять, высокая устойчивость его — эти качества вни-мания нужны человеку не только для предметно-практической деятельности, но прежде всего для успешного общения с другими людьми. А между тем и наблюдения, и данные экспериментов свидетельствуют о том, что у некоторых людей эти качества внимания сильно

* Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957, т. И, с. 190-

TflO


дают себя знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются при взаимодействии с миром людей.

То же следует сказать и о таком важном для общения качестве восприятия, каким является наблюдательность человека. Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, по способности фиксировать мельчайшие колеба­ния в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало за­метные большинству из нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в лично­сти. И полностью прав известный журналист А. Ваксберг, когда пишет: «Многие люди поразительно слепы и, не тре­нируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей — в путешествиях, в общении с людьми, да и просто в повседневной жизни. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, его одежда и то, как он ест, и как он зевает, и как стрижется или бреется, и какова форма его ногтей, и каково происхождение пятнышка на его шляпе, и какими нитками пришиты пуговицы к его пиджаку, и на какую шутку он реагирует, а какую пропускает мимо ушей. Для того, кто умеет все это подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают быть случайными прохожими или попутчиками — они от­крывают свои души».*

Наша память, обращенная к другим людям, тоже усло­вие нашего успешного общения с ними. Не перевирать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что их выводит из себя, а что, наоборот, успокаивает, какие дни они особенно чтут, что каждый из них умеет и что не уме­ет,— в этом и во многом другом подобном проявляется та­кая память.

У каждого человека, и особенно если он руководитель, должна быть память на людей, особенно на хороших людей.

Современники Я.М. Свердлова, перечисляя качества, делавшие его ярчайшим организатором, указывают: «Каж­дого человека, который хоть раз у него побывал, Яков Ми­хайлович запоминал навсегда, запоминал всего — с его характером, способностями, биографией, сильными и сла­быми сторонами».

* Ваксберг А. Преступник будет найден. М-, 1965, с. 36.


Как-то на прием пришел чуть сгорбленный человек с сильной проседью в густых темных волосах. Яков Михай­лович в эту минуту разговаривал но телефону. Положив трубку; он сказал: "Ну; слушаю тебя, Богдан!"

Посетитель с недоумением посмотрел на Свердлова:

"Откуда Вы меня знаете?" — Потом, вглядевшись, вскрик­нул: "Товарищ Андрей! Ты?"

Оказалось, что он когда-то работал с Яковом Михайло­вичем на Урале, знал его под партийным именем "Андрей" и даже не подозревал, что этот "Андрей" и есть Свердлов. А Яков Михайлович знал и помнил о "Богдане" все — и где тот за эти годы работал, и где сел, и каким этапом шел, и где работает сейчас».*

Важнейшим познавательным процессом, обслуживаю­щим общение, является мышление человека. В данном слу­чае речь идет о способности каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руко­водят им, определять его поведение в различных ситуаци­ях.

Что такое интуиция в общении, очень ярко показывает в своих воспоминаниях генерал юстиции П.А. Доленко, на­блюдавший ее у знаменитого нашего флотоводца — адми­рала И.С. Исакова.

Шла война. Трибунал за грубое дисциплинарное нару­шение должен был судить юношу-матроса. Его поступок в той конкретной ситуации заслуживал самого строгого на­казания. Однако матрос написал рапорт адмиралу с прось­бой пощадить его.

«...При всей нечеловеческой загруженности, проводя бессонные ночи на самых опасных участках фронта, Исаков потребовал дело матроса, ознакомился с ним и велел при­вести парня к нему... Когда матроса после встречи увели, адмирал сказал: "По закону военного времени его следует судить и судить со всей строгостью, генерал. Но попробуйте помочь. Юноша с такими глазами не может быть злостным нарушителем дисциплины. Это подсказывает интуиция... Знаю, что Вам не до него. Все же не теряйте молодого человека из виду".

Матрос был наказан, но без тюремного заключения... Я время от времени просил докладывать о поведении матроса. Командир тепло отзывался о нем. Парень дважды был ра-

* ДрабкшшЕ. Черные сухари. М-, 1970.с. 150.

•102


нен, награжден пятью орденами, в том числе Красного Зна­мени, Красной Звезды. Прошли годы. Матрос после окон­чания высшего учебного заведения пошел в науку. Теперь он доктор биологических наук, недавно выступил с серьез­ным исследованием о перспективах развития подводной физиологии. Читая работу Дмитрия Новоселова — Димы, я то и дело вспоминаю слова Исакова, сказанные мне в трагические дни лета 1942 года: "Вы иногда верьте в инту­ицию".»*

Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами.

Развитием такого умения мы также сильно отличаемся друг от друга. И жизнь свидетельствует, что порой даже у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступа­ющих в контакт с другими людьми, воображение при взаи­модействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. А в самых крайних случаях человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, ставить себя на его место, «влезать в его шкуру». Например, писатель В.А. Каверин, во время Вели­кой Отечественной войны часто встречавшийся с прослав­ленным командующим нашим Северным флотом адмиралом А.Г. Головко, пишет об этом незаурядном чело­веке: «Головко обладал редкой способностью ставить себя на место другого человека, с которым его сталкивала судь­ба. Более того, на место других,— будь это батальон мор­ской пехоты или экипаж подводной лодки. Это означало, что он "входил в положение". Он понимал "положение" как жизненную задачу».**

Такую же ярко выраженную способность ставить себя на место другого человека наблюдали современники у И.Н. Ульянова, у Н.К. Крупской, у А.С. Макаренко. И она, без

* Арзумапян Л. Адмирал. Ереван, 1973, с. 265.

** Каверина. Вечерний день. М., 1980, с. 144.


сомнения, помогала им успешнее строить взаимоотноше­ния с людьми.

Условием успешного общения человека — с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмо­циональной сферы, которая прежде всего проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувст­вовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А.Н. Радищева, «сопеча-литься человеку и совеселиться ему»/

Наблюдения и эксперименты показывают, что широта проявления этой способности в значительной мере связана с тем, насколько велик тот к руг людей, который включается человеком в категорию «мы», другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значи­мы для него, по-настоящему ему дороги. У одних число предельно дорогих нам людей сравнительно невелико и не выходит за пределы семьи, а иногда и еще уже, у других оно, наоборот; включает широкий круг людей — это еще и товарищи по работе; у некоторых оно еще шире и включает всех людей труда.

К чему приводит узость способности к сопереживанию, показывает следующий опыт, поставленный психологами в США. *'

За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, к телу которого были прикреплены электроды. Этот человек в условиях дефицита времени должен был научиться вы­полнять определенное задание. По другую сторону перего­родки в другое кресло по очереди усаживались испытуемые, которым говорилось, что, нажимая на разные кнопки перед собой и вызывая у человека за перегородкой более слабые или, наоборот, более сильные неприятные ощущения от раздражения электрическим током, они должны побудить его быстрее справиться с заданием.

В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за перегородкой корчится от болевых ощуще­ний, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощу­щения у него вызывали. Истина «не желай другому того, чего сам себе не желаешь» в конкретном поведении этих

* Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М-, 1951,с. 309.

** См.: Milgrem S. Behavioral study of obedience,—Journal of Abnormal Social Psychology, vol. 67, №1, 1963, p. 371—378.


людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они, наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от прин­ципа «человек человеку — друг, товарищ и брат», а от принципа «человек человеку — волк».

Между прочим, недавно проведенные исследования* по­казали, что в семье с одним ребенком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отож­дествить, идентифицировать себя с другим человеком лег­че, когда этот другой — сверстник.

При общей положительной настроенности на других лю­дей, способности к сопереживанию и сочувствию им, кото­рые выступают как общий фон, на котором протекает общение с людьми, наш конкретный эмоциональный от­клик может меняться в зависимости от того, как они себя ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей палитры проявляемых нами по отношению к другому чело­веку чувств оказываются обусловленными нашей граждан­ской, моральной воспитанностью.

Хотелось бы в связи со сказанным, также отметить, что при субъективной оценке совершаемых человеком поступ­ков, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и женщин установило, что у женщин характеристики, в ко­торых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связан­ные с их работой.*'

Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций дли женщин и меньшей — для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую на­копил Ленинградский психоневрологический институт им.

* См.: Гаври-чова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и

* среднего школьного возраста: Лвтореф.канд.дис. М., 1977.

** См.: Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно значимом общении студентов-— R сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми другдруга. Краснодар. 1 97Q; его же. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта обще­ния; Автореф-канд.дис. М.,1981.


В.М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притяза­ниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей при­чиной непорядки в этой сфере. Эта большая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим челове­ком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чему мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, пол­нее отражают его внешний облик, точнее определяют эф­фект своего собственного воздействия на другого человека и т.д.

Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий спо-,ооб поведения, способ обращения с ним.

Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в труде, направленном на создание материальных ценно­стей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на другого человека, в выборе подхода к нему.

Мы порой бываем недовольны поведением других людей, не замечая при этом; что мы сами своим обращением с ними толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Каприз­ность ребенка,грубость ученика,неисполнительность под­чиненного — это очень часто не проявление типичных для каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль поведения по отношению к ним, который спровоцировал эти ответы: капризность — на излишнюю уступчивость, грубость — на явную бестактность, неисполнитсльность — на низкую требовательность и отсутствие систематической проверки выполнения порученного.

Между прочим, характер обращения матери с ребенком, учителя со школьником, руководителя с подчиненным вы­зывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не только определенные формы эмоциональных переживаний и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают преобладать либо од ни чувства, либо другие. Этот характер обращения столь жг направленно влияет на то, какая мане­ра поведения человека в различных ситуациях становится для него типичной.


Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом свя­заны.

У плохих работников, профессией которых является ра­бота с людьми, сложившаяся в их опыте классификация типов людей (для начальников — типов подчиненных, для учителя — типов учеников, для врача — типов больных, для продавца — типов покупателей и т.д.) отличается узо­стью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие «судьи» и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь же шаблонно ведут себя с ними. ^

Психолог С.В. Кондратьева, например, выяснила, что у\ | учителей-мастеров представления о возможных типах уче- '} / ников-отличников, учеников--«середнячков», учеников—,-отстающих намного богаче, чем у плохих учителей * w Так, учителя-мастера различали отстающих, причиной ^' неуспеваемости которых были: I) непорядки в познавател'й-

нойсфере — невнимательность, плохая память, несформи-„ рованность до нужного уровня мыслительных операций,.пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной..'сфере—большая заторможенность, излишняя возбуди-," мость и др.; 3} непорядки в волевой сфере — отсутствие. усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика, ' важных для успешного учения более интегральных лично-* стных качеств — познавательных интересов, самостоя­тельности, ответственности и др.; 5) одновременное сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие учителя выделяли только два типа неуспевающих — лен­тяев и тупиц.

Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим людям- У людей — специалистов по человеческо­му общению «репертуар» приемов, к которым они прибега­ют, строя свои контакты с окружающими их людьми, инструментовка поведения, адресуемого другим, намного богаче, чем у неспециалистов. Так. было установлено, что если хорошие учителя в своей работе с учащимися исполь­зуют до 43 различных приемов воспитательного воздейст­вия, то плохие — только 17—19. Та же тенденция

* Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.— Вопро­сы психологии, 1980. №5.


обнаружена, когда сравнили «наборы^ воздействий, к кото­рым прибегают в повседневн







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.