|
ПРОЕЦИРОВАНИЕ ИЛИ ВКЛАДЫВАНИЕ СЕБЯ В ДРУГОГОСуть явления проецирования заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же характеристики познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), которые присущи ему самому, вкладывает в него свои собственные эмоциональные переживания, видит в нем цепи, мотивы и способы осуществления целей, к которым обычно прибегает сам, а то и просто начинает отмечать у него черты собственной личности. Например, педагог, возмущенный неблаговидным поступком кого-то из учеников, может считать, что точно такое же чувство переживают и другие ученики — свидетели этого поступка, или человек, в характере которого ярко выражена недоверчивость, будет упорно «награждать» ею и других людей. При этом следует отметить, что проецирование в рассматриваемых случаях отмечается лишь тогда, когда приписываемые человеку черты личности и особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов в действительности у него отсутствуют. Сейчас уже имеется много исследований, которые показывают, что рассматриваемый феномен наиболее сильно выражен у лиц, отличающихся слабым проникновением в собственную личность, плохим знанием своего «Я», с чем почти всегда тесно связаны неразвитость рефлексии и малая самокритичность. Другая группа исследований содержит данные о том, что •люди, догматически мыслящие об особенностях психиче- ского мира другого человека, с фригидными установками по отношению к окружающим также более склонны к проекции, чем люди, обладающие более гибкой и творчески проявляющей себя когнитивной сферой. В связи с этим удалось показать, что когнитивная сложность участвующих в общении лиц дает меньше оснований дня возникновения межличностной проекции, чем их когнитивная простота. В этих случаях когнитивно простые субъекты менее проницательны, чем их антиподы, по отношению как к самим себе, так и к другим. Это происходит потому, что у когнитивно сложных субъектов богатый опыт прямого и непрямого взаимодействия с разными людьми, хорошо проанализированный, систематизированный и обобщенный и в отношении проявлений, которые несут в себе эти люди, и в отношении личностных черт, которые за ними стоят, и в отношении переживаний, которые они вызывают. И точно такому же глубокому осмыслению и оценке ими подвергнуты и собственные особенности психики и поведения, проявляющиеся при общении. Они воспринимают и понимают людей такими, какие они есть. Если приложить сказанное к учителям, то обнаруживается (это хорошо показали С.В. Кондратьева и ее ученики), что тенденция к проецированию четко проявляется у тех из них, кто не пытается расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в самых разных ситуациях, кто стереотипно мыслит при их оценивании, кто не развивает в себе привычки к самоанализу. В.Н. Куницына доказала эту же истину: чтобы не проецировать, необходима своеобразная открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так ! и к своим собственным. По се данным, у учителей с демократическим типом личности ошибок при оценивании вос-! питанников намного меньше, чем у учителей с авторитарным типом личности. Пока в данном параграфе речь шла о проецировании вообще и о некоторых наиболее общих особенностях личности, которые обусловливают его наличие. Нов действительности это явление более сложное в том плане, что в одних случаях индивид приписывает людям более простые или более сложные характеристики своей психики и своей личности, которые в его глазах кажутся ему положительными. В других — он «награждает» их теми же недостатками, а иногда и пороками, которые есть и у него. Наконец, бывают/ и такие случаи, когда личность приписывает другому чело-; веку особенности, являющиеся дополнительными к тем; которыми она сама обладает в действительности. Далее, в одних ситуациях человек осознает, что особенности, которые он вкладывает в других людей, есть и у него, а в других — такое осознание у него отсутствует. Психологи также установили, что положительные особенности своей психики и личности человек все-таки чаще приписывает нравящимся ему людям, а неприемлемые — людям, им отвергаемым. Было выявлено, что, перенося на известных и пользующихся популярностью в обществе людей свои собственные особенности, в высоком уровне положительности которых человек сомневается, он, часто не осознавая этого, склоняет себя к их переоцениванию. Логика рассуждений в этих случаях такова: если известные и популярные люди тоже обладают ими, то, вероятно, вызвавшие сомнения характеристики собственной психики и личности и не такие уж плохие. Другая психологическая возможность — индивид приписывает свою психическую или личностную особенность, в достоинствах которой не очень уверен, членам референтной для него группы. И таким образом убеждает себя в том, что ничем не отличается от тех, с кем привык себя сравнивать. Объясняя эти факты людской психологии, 3. Фрейд полагал, что проекция в приведенных случаях выполняет защитную функцию по отношению к «Я» индивида, предохраняя его от осознания того, что он обладает нежелательными, а то и позорными в глазах значимых других характеристиками. Субъект, с достаточным основанием считал 3. Фрейд, вкладывает негативную характеристику в сходных других для того, чтобы ослабить свою ответственность за ее наличие. Сущность этого аргумента; человек убеждает себя в том, что он не является единственным в ее проявлении. И далее 3. Фрейд продолжал: субъект проецирует негативную черту на сходных других для того, чтобы повысить свою собственную позицию (другие такие же, как я, или они еще хуже, чем я). ГГо мнению В. Бовермана, первый процесс проекции включает восприятие индивидом сходства с членами референтной для него группы, чтобы увеличить ощущение общей судьбы и ослабить собственную внутреннюю причинную ответственность. Второй тип проекции, по его утверждению, предполагает внесение человеком на субъективном уровне изменения в относительные позиции членов референтной для него группы, т.е. установление различий между собой и другими. Первый процесс проекции В. Во-нерман назвал «эталонным», второй — «проекцией сравнения». Мы уже начали прослеживать проецирование в связи с тем, у кого оно наблюдается и почему, по отношению к кому проявляется и каким оно оказывается. Его можно продолжить фактами, описанными в научной литературе. Так, если человек осознает, что обладает негативной чертой, то он переносит ее на людей, которых считает сходными с собой. И наоборот, если человек полностью не осознает наличие у себя негативной черты, то приписывает ее отличающимся от него людям. И далее: на друзей и любимых проецируют больше, чем на нелюбимых. То есть можно утверждать, что сходство и эмоциональная привязанность способствуют проекции. Например, если какой-то воспитанник, как и его друг, «ходит» у учителя в двоечниках, то свои мысли об этом учителе он приписывает и своему товарищу. Кроме того, во многих работах, выполненных в последние десятилетия, было показано, что на то, насколько и как проецирует личность, влияет ситуация, в которой эта личность оказывается. Например, у человека, как правило, начинается этот процесс, когда он попадает в стрессовую ситуацию, т.е. события, оказывающие на него эмоциоген-ное воздействие, способны более или менее изменить характер трактовки им чужой личности. На появление межличностной проекции, кроме стрессовой ситуации, оказывают влияние ситуация подавления и ситуация неопределенности. Ситуация подавления означает, что если человеку по каким-либо причинам надо скрыть свое эмоциональное состояние, то у него появляется тенденция к проецированию. И с другой стороны, если он своим внешним обликом, поведением дает слишком мало информации о себе, о своих намерениях, то опять же создаются благоприятные условия для проявления данного феномена у воспринимающего его лица. Закономерно поставить вопрос о психологическом механизме межличностной проекции. В качестве него, по многим данным, может выступить установка, механизм которой позволяет связать воедино субъекта с его потребностями и эмоциями и объекта проекции. Пока речь в данном параграфе шла о вкладывании себя в другого при взаимодействии с последним как о своеобразной иллюзии, возникающей при восприятии и понимании общающейся с нами личности. Но проецирование может иметь и другой смысл. Ведь употребляя этот термин, мы вправе иметь в виду и буквальную передачу дорогих нам идей, нравственных принципов, идеалов прекрасного близким нашему сердцу людям. И в этом случае работают те же составляющие: каков субъект проецирования, каков его объект, какие ситуации необходимы, чтобы оно возникло. Однако здесь должен действовать другой, более сложный психологический механизм проекции, потому что результатом его работы является не иллюзия наличия у объекта проецирования особенностей психических процессов и свойств личности проецирующего субъекта, а действительное сотворение этих особенностей в его психическом мире. Например, педагог несет в себе прочно сформированную установку всегда искать и находить в людях положительные характеристики и прежде всего на них ориентироваться, строя свои взаимоотношения с ними. Проецирование в этом последнем смысле будет иметь место тогда, когда такая же установка появится и последовательно будет проявляться у воспитанников. Для возникновения такого вложения себя в другого, очевидно, нужно, чтобы учитель пользовался большим авторитетом у воспитанников и им не только хотелось быть похожими на него, а чтобы они сначала подчас неосознанно подражали ему при общении с людьми, а затем все чаще сознательно ориентировались на лучшее в личности человека, с которым взаимодействуют. А для получения такого результата учащимся недостаточно одного примера восприятия других и поведения по отношению к ним, постоянно наблюдаемых у любимого педагога. Нужно еще, чтобы своим прошлым опытом взаи- модействия с людьми они были подготовлены к принятию и^ усвоению этого примера. А этот опыт у них различен, и развитие гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности находится у одних на высоком, а у других на очень низком уровне. Поэтому вкладывание учителем присущего ему подхода к людям дает неодинаковый психологический эффект в сознании, в эмоциональной сфере и в поведении разных воспитанников. У некоторых из них ориентированность на фиксирование прежде всего положительных черт личности во взаимоотношениях с людьми закрепится как устойчивое свойство личности, у других она будет проявляться лишь эпизодически, у третьих — будет отсутствовать. Вместе с тем если у той же личности педагога есть и другое положительное свойство, например, не «замазывать» свои ошибки, быть на людях и наедине с самим собой одинаково самокритичным, то эту свою черту он сможет вложить в уважающих и в любящих его воспитанников тоже не в одинаковой мере. Скорее закрепит у себя своими поступками черту самокритичности тот из учащихся, кто своим прошлым опытом окажется больше подготовленным к усвоению примера учителя. Итак, суть второго вида проецирования такова: личность педагога обычно содержательно богата и многогранна в своих проявлениях, и он из этого своего богатства, порою но ставя перед собой такой цели, наиболее щедро передает воспитаннику ту его часть, к принятию которой он своим прошлым опытом психологически наиболее подготовлен. И на результативности такого вкладывания, как и на результативности вкладывания, о котором говорилось вначале, сказываются не только особенности субъекта и объекта вкладывания, но и характер тех ситуаций, в которых им приходится взаимодействовать. Так, ситуация, которую А.С. Макаренко обозначал как«взрыв», обесценивая идеи, принципы, которыми руководствовался ученик, способы его поведения, и создавая обстановку эмоциональной привлекательности идеям и принципам, облекаемым в определенную форму поступков и действий, исходящих от любимого и уважаемого учителя, благоприятствует превращению идей и принципов этого учителя в идеи и принципы ученика. Однако было бы неверно полагать, что на воспитанника могут проецироваться лишь положительные характеристики учителя. В народе говорят: дурной пример заразителен. И практика показывает, что определенная категория учащихся может перенимать и недостатки, если они у любимого учителя имеются (хотя и утверждают: недостатки продолжение достоинств). Например, у педагога, кроме черт, которые давали пример проявления положительного проецирования, в характере оказывается и такая особенность, как крайне пренебрежительное отношение к физической культуре я спорту. И могут найтись воспитанники, зачарованные его достоинствами и перенявшие их, которые «возьмут» у него и названный недостаток. Таким образом, мы рассмотрели феномен проецирования, который может выступать в виде иллюзии, когда один из участников общения только приписывает собственные особенности психических процессов и свойств партнеру, либо выражаться в действительном вкладывании своих характеристик одним человеком в другого. Мы также кратко осветили основные условия, которые способствуют или мешают проецированию (как иллюзорному, так и действительному). Следует, однако, отметить, что названное явление как на теоретическом, так и на экспериментальном и особенно на прикладном уровне еще нуждается в глубоком и всестороннем изучении. 4 А.А, Бодалеи Раздел III Психологические факторы, обеспечивающие успешность или затрудненность общения О КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ, НУЖНЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ Наверное, не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профессией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти. Достижение такого понимания и овладение умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелател ьного отношения к окружающим,— это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Одним из условий получения именно такого результата является глубокое знание психологии другого человека — прежде всего его ценностных ориентации, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в у ровне его притязаний. Необходимо также и знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает. Выдающийся учитель и замечательный воспитатель А.С. Макаренко многократно подчеркивал, что главным принципом, которым надо руководствоваться в деловом официальном общении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему. Следование этому принципу в повседневных делах, связанных с организацией воздействий на людей, предполагает умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого из этих людей. Вместе с тем индивидуальное своеобразие другого человека мы всегда будем улавливать только сл\ - чаино, если у нас отсутствуют качества, делающие нас знатоками других людей. Главное, с чего начинается развитие названных качеств,— это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе будет на переднем плане — гипертрофированное «я» или «ты»,— это оказывается вовсе не безразлично^для проявления нашего умения глубоко проникать в другую личность и правильно строить с ней взаимоотношения. Многие современники В. И. Ленина говорили, что он чувствовал бытие чужого «ты» так же сильно, как бытие своего «я». И это шло у него от полноты материалистического миропонимания, от глубокого и устойчивого интереса к людям. Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для нормального общения в нашем обществе, выдающийся отечественный педагог В.А. Сухо-млинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».* Между тем факты показывают, что такое чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место не у всех людей. Так, например, петербургская исследовательница Н.В. Ревенко** установила, что у одной части руководителей различных предприятий направленность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, на продукцию, кото-, рую должно выпускать предприятие. У другой части их она, наоборот, обнаружила ярко выраженную направленность на других людей — на подчиненных или на вышестоящих начальников, а чаще — на тех и на других со всей сложностью их взаимоотношений — и сравнительно слабую направленность на техническую сторону деятельности предприятия, на его продукцию и экономику. И наконец, у третьей части руководителей она нашла одинаково развитые до высокого уровня и направленность на людей, и направленность на технику, продукцию предприятия, на Экономические показатели его деятельности. Руководите- * Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971 с. 20. •* Ревенко П-В. Социально-психологический анализ стиля руководства: Автореф.канд.дис. М., 1980.
ли, отнесенные к последней группе, наиболее успешно решали как чисто производственные задачи, так и задачи, связанные с необходимостью организации различных воспитательных воздействий но отношению к отдельным работникам предприятия. Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке. А такая ориентировка важна для общения, так как она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. A.M. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть. К сожалению, у человека может быть устойчивая ориентированность и на отрицательное в других людях. Вспомним, например, такую колоритную фигуру из русской истории, как Иван Грозный, о котором историк В.О. Ключевский писал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее, охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые качества».* Помимо направленности на людей — своеобразной психологической «повернутости» к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: и к вниманию, и к восприятию, и к памяти, и к мышлению, и к воображению. Достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая устойчивость его — эти качества вни-мания нужны человеку не только для предметно-практической деятельности, но прежде всего для успешного общения с другими людьми. А между тем и наблюдения, и данные экспериментов свидетельствуют о том, что у некоторых людей эти качества внимания сильно * Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957, т. И, с. 190- TflO дают себя знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются при взаимодействии с миром людей. То же следует сказать и о таком важном для общения качестве восприятия, каким является наблюдательность человека. Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные большинству из нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. И полностью прав известный журналист А. Ваксберг, когда пишет: «Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей — в путешествиях, в общении с людьми, да и просто в повседневной жизни. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, его одежда и то, как он ест, и как он зевает, и как стрижется или бреется, и какова форма его ногтей, и каково происхождение пятнышка на его шляпе, и какими нитками пришиты пуговицы к его пиджаку, и на какую шутку он реагирует, а какую пропускает мимо ушей. Для того, кто умеет все это подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают быть случайными прохожими или попутчиками — они открывают свои души».* Наша память, обращенная к другим людям, тоже условие нашего успешного общения с ними. Не перевирать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что их выводит из себя, а что, наоборот, успокаивает, какие дни они особенно чтут, что каждый из них умеет и что не умеет,— в этом и во многом другом подобном проявляется такая память. У каждого человека, и особенно если он руководитель, должна быть память на людей, особенно на хороших людей. Современники Я.М. Свердлова, перечисляя качества, делавшие его ярчайшим организатором, указывают: «Каждого человека, который хоть раз у него побывал, Яков Михайлович запоминал навсегда, запоминал всего — с его характером, способностями, биографией, сильными и слабыми сторонами». * Ваксберг А. Преступник будет найден. М-, 1965, с. 36. Как-то на прием пришел чуть сгорбленный человек с сильной проседью в густых темных волосах. Яков Михайлович в эту минуту разговаривал но телефону. Положив трубку; он сказал: "Ну; слушаю тебя, Богдан!" Посетитель с недоумением посмотрел на Свердлова: "Откуда Вы меня знаете?" — Потом, вглядевшись, вскрикнул: "Товарищ Андрей! Ты?" Оказалось, что он когда-то работал с Яковом Михайловичем на Урале, знал его под партийным именем "Андрей" и даже не подозревал, что этот "Андрей" и есть Свердлов. А Яков Михайлович знал и помнил о "Богдане" все — и где тот за эти годы работал, и где сел, и каким этапом шел, и где работает сейчас».* Важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление человека. В данном случае речь идет о способности каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях. Что такое интуиция в общении, очень ярко показывает в своих воспоминаниях генерал юстиции П.А. Доленко, наблюдавший ее у знаменитого нашего флотоводца — адмирала И.С. Исакова. Шла война. Трибунал за грубое дисциплинарное нарушение должен был судить юношу-матроса. Его поступок в той конкретной ситуации заслуживал самого строгого наказания. Однако матрос написал рапорт адмиралу с просьбой пощадить его. «...При всей нечеловеческой загруженности, проводя бессонные ночи на самых опасных участках фронта, Исаков потребовал дело матроса, ознакомился с ним и велел привести парня к нему... Когда матроса после встречи увели, адмирал сказал: "По закону военного времени его следует судить и судить со всей строгостью, генерал. Но попробуйте помочь. Юноша с такими глазами не может быть злостным нарушителем дисциплины. Это подсказывает интуиция... Знаю, что Вам не до него. Все же не теряйте молодого человека из виду". Матрос был наказан, но без тюремного заключения... Я время от времени просил докладывать о поведении матроса. Командир тепло отзывался о нем. Парень дважды был ра- * ДрабкшшЕ. Черные сухари. М-, 1970.с. 150. •102 нен, награжден пятью орденами, в том числе Красного Знамени, Красной Звезды. Прошли годы. Матрос после окончания высшего учебного заведения пошел в науку. Теперь он доктор биологических наук, недавно выступил с серьезным исследованием о перспективах развития подводной физиологии. Читая работу Дмитрия Новоселова — Димы, я то и дело вспоминаю слова Исакова, сказанные мне в трагические дни лета 1942 года: "Вы иногда верьте в интуицию".»* Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами. Развитием такого умения мы также сильно отличаемся друг от друга. И жизнь свидетельствует, что порой даже у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. А в самых крайних случаях человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям. И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, ставить себя на его место, «влезать в его шкуру». Например, писатель В.А. Каверин, во время Великой Отечественной войны часто встречавшийся с прославленным командующим нашим Северным флотом адмиралом А.Г. Головко, пишет об этом незаурядном человеке: «Головко обладал редкой способностью ставить себя на место другого человека, с которым его сталкивала судьба. Более того, на место других,— будь это батальон морской пехоты или экипаж подводной лодки. Это означало, что он "входил в положение". Он понимал "положение" как жизненную задачу».** Такую же ярко выраженную способность ставить себя на место другого человека наблюдали современники у И.Н. Ульянова, у Н.К. Крупской, у А.С. Макаренко. И она, без * Арзумапян Л. Адмирал. Ереван, 1973, с. 265. ** Каверина. Вечерний день. М., 1980, с. 144. сомнения, помогала им успешнее строить взаимоотношения с людьми. Условием успешного общения человека — с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая прежде всего проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А.Н. Радищева, «сопеча-литься человеку и совеселиться ему»/ Наблюдения и эксперименты показывают, что широта проявления этой способности в значительной мере связана с тем, насколько велик тот к руг людей, который включается человеком в категорию «мы», другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги. У одних число предельно дорогих нам людей сравнительно невелико и не выходит за пределы семьи, а иногда и еще уже, у других оно, наоборот; включает широкий круг людей — это еще и товарищи по работе; у некоторых оно еще шире и включает всех людей труда. К чему приводит узость способности к сопереживанию, показывает следующий опыт, поставленный психологами в США. *' За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, к телу которого были прикреплены электроды. Этот человек в условиях дефицита времени должен был научиться выполнять определенное задание. По другую сторону перегородки в другое кресло по очереди усаживались испытуемые, которым говорилось, что, нажимая на разные кнопки перед собой и вызывая у человека за перегородкой более слабые или, наоборот, более сильные неприятные ощущения от раздражения электрическим током, они должны побудить его быстрее справиться с заданием. В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за перегородкой корчится от болевых ощущений, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощущения у него вызывали. Истина «не желай другому того, чего сам себе не желаешь» в конкретном поведении этих * Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М-, 1951,с. 309. ** См.: Milgrem S. Behavioral study of obedience,—Journal of Abnormal Social Psychology, vol. 67, №1, 1963, p. 371—378. людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они, наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от принципа «человек человеку — друг, товарищ и брат», а от принципа «человек человеку — волк». Между прочим, недавно проведенные исследования* показали, что в семье с одним ребенком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой — сверстник. При общей положительной настроенности на других людей, способности к сопереживанию и сочувствию им, которые выступают как общий фон, на котором протекает общение с людьми, наш конкретный эмоциональный отклик может меняться в зависимости от того, как они себя ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей палитры проявляемых нами по отношению к другому человеку чувств оказываются обусловленными нашей гражданской, моральной воспитанностью. Хотелось бы в связи со сказанным, также отметить, что при субъективной оценке совершаемых человеком поступков, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и женщин установило, что у женщин характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связанные с их работой.*' Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций дли женщин и меньшей — для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую накопил Ленинградский психоневрологический институт им. * См.: Гаври-чова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и * среднего школьного возраста: Лвтореф.канд.дис. М., 1977. ** См.: Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно значимом общении студентов-— R сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми другдруга. Краснодар. 1 97Q; его же. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения; Автореф-канд.дис. М.,1981. В.М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей причиной непорядки в этой сфере. Эта большая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим человеком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чему мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, полнее отражают его внешний облик, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека и т.д. Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий спо-,ооб поведения, способ обращения с ним. Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в труде, направленном на создание материальных ценностей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на другого человека, в выборе подхода к нему. Мы порой бываем недовольны поведением других людей, не замечая при этом; что мы сами своим обращением с ними толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Капризность ребенка,грубость ученика,неисполнительность подчиненного — это очень часто не проявление типичных для каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль поведения по отношению к ним, который спровоцировал эти ответы: капризность — на излишнюю уступчивость, грубость — на явную бестактность, неисполнитсльность — на низкую требовательность и отсутствие систематической проверки выполнения порученного. Между прочим, характер обращения матери с ребенком, учителя со школьником, руководителя с подчиненным вызывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не только определенные формы эмоциональных переживаний и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают преобладать либо од ни чувства, либо другие. Этот характер обращения столь жг направленно влияет на то, какая манера поведения человека в различных ситуациях становится для него типичной. Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны. У плохих работников, профессией которых является работа с людьми, сложившаяся в их опыте классификация типов людей (для начальников — типов подчиненных, для учителя — типов учеников, для врача — типов больных, для продавца — типов покупателей и т.д.) отличается узостью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие «судьи» и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь же шаблонно ведут себя с ними. ^ Психолог С.В. Кондратьева, например, выяснила, что у\ | учителей-мастеров представления о возможных типах уче- '} / ников-отличников, учеников--«середнячков», учеников—,-отстающих намного богаче, чем у плохих учителей * w Так, учителя-мастера различали отстающих, причиной ^' неуспеваемости которых были: I) непорядки в познавател'й- нойсфере — невнимательность, плохая память, несформи-„ рованность до нужного уровня мыслительных операций,.пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной..'сфере—большая заторможенность, излишняя возбуди-," мость и др.; 3} непорядки в волевой сфере — отсутствие. усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика, ' важных для успешного учения более интегральных лично-* стных качеств — познавательных интересов, самостоятельности, ответственности и др.; 5) одновременное сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие учителя выделяли только два типа неуспевающих — лентяев и тупиц. Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим людям- У людей — специалистов по человеческому общению «репертуар» приемов, к которым они прибегают, строя свои контакты с окружающими их людьми, инструментовка поведения, адресуемого другим, намного богаче, чем у неспециалистов. Так. было установлено, что если хорошие учителя в своей работе с учащимися используют до 43 различных приемов воспитательного воздействия, то плохие — только 17—19. Та же тенденция * Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.— Вопросы психологии, 1980. №5. обнаружена, когда сравнили «наборы^ воздействий, к которым прибегают в повседневн Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|