Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ





В настоящее время, когда идет процесс девальвации мо­рали, права, искусства, науки, образования, всеми путями утверждается культденеги воспевается грубая сила, а боль­шинство народа ввергнуто в нищету, крайне актуальной оказывается проблема спасения молодого поколения от тлетворного влияния на него всего негативного, чем пере­насыщен наш социум сегодня.

•Чтобы успешно решать эту задачу, важно, во-первых, ясно представить себе цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность всех воспитательных инсти­тутов нашего общества сегодня и прежде всего воспитатель-


ной системы школы; во-вторых, понять, почему надо осу­ществлять именно эту цель; в-третьих, отдать себе отчет в том, как, через актуализацию каких факторов, можно обес­печить ее достижение.

Раскрывая содержание цели воспитания, очевидно, надо в первую очередь иметь в виду необходимость формирова­ния у ребенка, подростка, юноши такой картины мира, которая все больше приближалась бы к научному понима­нию основных феноменов, закономерностей и механизмов, характеризующих развитие природы, общества и человека. Об этом приходится говорить специально, потому что по разным каналам и порой в очень яркой эмоциональной упа­ковке нашу молодежь пытаются убедить в том, что религия, мистика, астрология, другие области оккультных знаний несут в себе «истину в первой инстанции».

Столь же важно, как и формирование приближающейся к строго научной картине мира, превращение общечелове­ческих ценностей в собственные ценности каждого до­школьника и школьника. Планета Земля, Отечество, труд и созданные через его посредство материальные и духовные богатства в высоком значении этого слова, семья, другой человек, сам человек и все человечество в целом должны вызывать у подрастающего поколения устойчивые ценно­стные отношения.

На решении этой труднейшей для воспитания задачи приходится настаивать, потому что альтернатива ей — формирование личности, исповедующей псевдоценности — безудержное поклонение золотому тельцу, перснимание худших образцов маскультуры, индивидуалистическое ут­верждение себя.

Совершенно необходимо также, чтобы все названные выше общечеловеческие ценности находили выражение в соответствии с возрастными возможностями в конкретных побуждениях дошкольника и школьника, в их реальной мотивации в повседневной деятельности и общении.

Наконец, край не существенно, чтобы в своем будни ч ном поведении, в своих более или менее значимых и для самих себя и для окружающих поступках дошкольник и школьник Ориентировались на целенаправленно формируемую у них картину мира, отправлялись на доступном им уровне от общечеловеческих ценностей, побуждались мотивами, со­ответствующими содержанию этих ценностей.


К формированию совершенно конкретных мотивов как побуждений к повседневному поведению и к отработке форм этого поведения, отвечающих духу общечеловече­ских ценностей и не нафантазирова-нной, а объективной картине мира, тоже непременно надо стремиться, потому что у ребенка, подростка, юноши могут оказаться какие-то знания о действительности, соответствующие научным, и они будут бойко называть при этом общечеловеческие цен­ности, а сиюминутные побуждения и соответствующее им поведение у них могут тем не менее возникать под влиянием псевдоценностсй и деформированного отражения действи­тельности.

После всего сказанного возникает нелицеприятный воп­рос: а не является ли сформулированная выше четырехком­понентная цель воспитания личности дошкольника и школьника в теперешних крайне не подходящих для ее достижения социальных условиях прекраснодушной меч­той?

На это можно ответить так: если школа не будет дейст­вовать как воспитательная система, нейтрализующая одни воздействия макросоциума на ребенка, подростка, юношу, подкрепляя и усиливая другие, с самого начала проводя третьи, и все для того, чтобы продвинуться вперед в осуще­ствлении раскрытой выше цели воспитания, негативные явления, которыми изобилует наша теперешняя действи­тельность, будут однозначно стимулировать развитие пси­хических свойств, характерных для бездуховной, аморальной личности. Само собой разумеется, для того, чтобы был успех вдеятельности школы как воспитательной системы, координирующей, организующей и корректирую­щей сложнейший процесс формирования и развития лично­сти, необходимо внесение во всю эту работу «начал», которые на словах принимаются многими учителями и ро­дителями, а на деле реализуются лишь единицами из них.

Первым таким «началом» является резкое усиление вни­мания педагогов к существу психологического фактора и его места и роли в школе как воспитательной системе. По­стоянная опора на реальное знание психики и личности каждого ученика, особенностей класса, педагогического коллектива — это важнейшее условие результативной ра­боты учителя-предметника, классного руководителя, ди­рекции школы. Между прочим, значение учета этого фактора при управлении процессом воспитания хорошо по-


нималиА.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые не только с блеском применяли находки психологической на­уки в своей работе, но и внесли оригинальный вклад в развитие педагогической и социальной психологии. Следуя их примеру, эффективно ориентировали на глубокое про­никновение во внутренний мир учащихся педагогические коллективы, которыми они руководили, Ю.К. Бабанский, А.А. Захарснко, В.А. Караковский.

Учитель не продвинется в формировании у ученика при­ближающейся к научному пониманию картины мира, если он не знает, какой образ мира у этого ученика уже имеется и насколько его интеллект и мотивационно-потребностная сфера готовы к принятию и усвоению новой для него инфор­мации.

Он не преуспеет и в своей работе по превращению обще­человеческих ценностей в собственные ценности ученика, если не знает, какие ценности для этого ученика уже стали наиболее значимыми и какие псевдоценности, кажущиеся ученику привлекательными, надо развенчивать и, конеч­но, если он не понимает, что одни общечеловеческие цен­ности требу ют для своего укоренения в структуре личности школьника больше времени и больше усилий, чем другие.

Психологическая осведомленность и постоянная подпит­ка психологическими знаниями нужна каждому педагогу и в его работе с мотивационной сферой школьника, чтобы целенаправленно пробуждать в нем, в его повседневной деятельности, в общении побуждения нравственного, а не индивидуалистического характера-То же самое надо сказать и об инструментовке и закреп­лении у учащегося способов поведениям самых различных ситуациях. Чтобы последний научился выбирать их сооб­разно обстоятельствам, проявляя при этом творчество и ориентацию на нравственные идеалы, опять же ему необ­ходима помощь со стороны педагогов, которая оказывается действительно очень конкретной, адресной, а значит и эф­фективной лишь тогда, когда они хорошо знают ученика, его родителей, семью, класс, в котором он учится и когда эти знания у них носят не обычный приземленно-житей-ский характер, а осмысливаются с позиций научной психо­логии.

Добиваясь повышения коэффициента полезного дейст­вия школы как воспитательной системы, полностью оправ­дано использование рекомендаций психологической науки,








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.