|
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХВ настоящее время, когда идет процесс девальвации морали, права, искусства, науки, образования, всеми путями утверждается культденеги воспевается грубая сила, а большинство народа ввергнуто в нищету, крайне актуальной оказывается проблема спасения молодого поколения от тлетворного влияния на него всего негативного, чем перенасыщен наш социум сегодня. •Чтобы успешно решать эту задачу, важно, во-первых, ясно представить себе цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность всех воспитательных институтов нашего общества сегодня и прежде всего воспитатель- ной системы школы; во-вторых, понять, почему надо осуществлять именно эту цель; в-третьих, отдать себе отчет в том, как, через актуализацию каких факторов, можно обеспечить ее достижение. Раскрывая содержание цели воспитания, очевидно, надо в первую очередь иметь в виду необходимость формирования у ребенка, подростка, юноши такой картины мира, которая все больше приближалась бы к научному пониманию основных феноменов, закономерностей и механизмов, характеризующих развитие природы, общества и человека. Об этом приходится говорить специально, потому что по разным каналам и порой в очень яркой эмоциональной упаковке нашу молодежь пытаются убедить в том, что религия, мистика, астрология, другие области оккультных знаний несут в себе «истину в первой инстанции». Столь же важно, как и формирование приближающейся к строго научной картине мира, превращение общечеловеческих ценностей в собственные ценности каждого дошкольника и школьника. Планета Земля, Отечество, труд и созданные через его посредство материальные и духовные богатства в высоком значении этого слова, семья, другой человек, сам человек и все человечество в целом должны вызывать у подрастающего поколения устойчивые ценностные отношения. На решении этой труднейшей для воспитания задачи приходится настаивать, потому что альтернатива ей — формирование личности, исповедующей псевдоценности — безудержное поклонение золотому тельцу, перснимание худших образцов маскультуры, индивидуалистическое утверждение себя. Совершенно необходимо также, чтобы все названные выше общечеловеческие ценности находили выражение в соответствии с возрастными возможностями в конкретных побуждениях дошкольника и школьника, в их реальной мотивации в повседневной деятельности и общении. Наконец, край не существенно, чтобы в своем будни ч ном поведении, в своих более или менее значимых и для самих себя и для окружающих поступках дошкольник и школьник Ориентировались на целенаправленно формируемую у них картину мира, отправлялись на доступном им уровне от общечеловеческих ценностей, побуждались мотивами, соответствующими содержанию этих ценностей. К формированию совершенно конкретных мотивов как побуждений к повседневному поведению и к отработке форм этого поведения, отвечающих духу общечеловеческих ценностей и не нафантазирова-нной, а объективной картине мира, тоже непременно надо стремиться, потому что у ребенка, подростка, юноши могут оказаться какие-то знания о действительности, соответствующие научным, и они будут бойко называть при этом общечеловеческие ценности, а сиюминутные побуждения и соответствующее им поведение у них могут тем не менее возникать под влиянием псевдоценностсй и деформированного отражения действительности. После всего сказанного возникает нелицеприятный вопрос: а не является ли сформулированная выше четырехкомпонентная цель воспитания личности дошкольника и школьника в теперешних крайне не подходящих для ее достижения социальных условиях прекраснодушной мечтой? На это можно ответить так: если школа не будет действовать как воспитательная система, нейтрализующая одни воздействия макросоциума на ребенка, подростка, юношу, подкрепляя и усиливая другие, с самого начала проводя третьи, и все для того, чтобы продвинуться вперед в осуществлении раскрытой выше цели воспитания, негативные явления, которыми изобилует наша теперешняя действительность, будут однозначно стимулировать развитие психических свойств, характерных для бездуховной, аморальной личности. Само собой разумеется, для того, чтобы был успех вдеятельности школы как воспитательной системы, координирующей, организующей и корректирующей сложнейший процесс формирования и развития личности, необходимо внесение во всю эту работу «начал», которые на словах принимаются многими учителями и родителями, а на деле реализуются лишь единицами из них. Первым таким «началом» является резкое усиление внимания педагогов к существу психологического фактора и его места и роли в школе как воспитательной системе. Постоянная опора на реальное знание психики и личности каждого ученика, особенностей класса, педагогического коллектива — это важнейшее условие результативной работы учителя-предметника, классного руководителя, дирекции школы. Между прочим, значение учета этого фактора при управлении процессом воспитания хорошо по- нималиА.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые не только с блеском применяли находки психологической науки в своей работе, но и внесли оригинальный вклад в развитие педагогической и социальной психологии. Следуя их примеру, эффективно ориентировали на глубокое проникновение во внутренний мир учащихся педагогические коллективы, которыми они руководили, Ю.К. Бабанский, А.А. Захарснко, В.А. Караковский. Учитель не продвинется в формировании у ученика приближающейся к научному пониманию картины мира, если он не знает, какой образ мира у этого ученика уже имеется и насколько его интеллект и мотивационно-потребностная сфера готовы к принятию и усвоению новой для него информации. Он не преуспеет и в своей работе по превращению общечеловеческих ценностей в собственные ценности ученика, если не знает, какие ценности для этого ученика уже стали наиболее значимыми и какие псевдоценности, кажущиеся ученику привлекательными, надо развенчивать и, конечно, если он не понимает, что одни общечеловеческие ценности требу ют для своего укоренения в структуре личности школьника больше времени и больше усилий, чем другие. Психологическая осведомленность и постоянная подпитка психологическими знаниями нужна каждому педагогу и в его работе с мотивационной сферой школьника, чтобы целенаправленно пробуждать в нем, в его повседневной деятельности, в общении побуждения нравственного, а не индивидуалистического характера-То же самое надо сказать и об инструментовке и закреплении у учащегося способов поведениям самых различных ситуациях. Чтобы последний научился выбирать их сообразно обстоятельствам, проявляя при этом творчество и ориентацию на нравственные идеалы, опять же ему необходима помощь со стороны педагогов, которая оказывается действительно очень конкретной, адресной, а значит и эффективной лишь тогда, когда они хорошо знают ученика, его родителей, семью, класс, в котором он учится и когда эти знания у них носят не обычный приземленно-житей-ский характер, а осмысливаются с позиций научной психологии. Добиваясь повышения коэффициента полезного действия школы как воспитательной системы, полностью оправдано использование рекомендаций психологической науки, Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|