Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ





В психологической науке выполняется очень много исс­ледований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениям и, а это всегда обедняет значение получа­емых результатов, потому что по—настоящему понять сущ­ность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.

Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким явля­ется общение, а также такого личностного образования, как отношение. В самом деле, к настоящему времени осущест­влено множество работ, в которых общение и отношение анализируются порознь друг от друга, в то время как их надо обязательно рассматривать в сопряжении. Ведь много­численные факты свидетельствуют о том, что отношение

З* 67

проявляется и формируется, как правило, в общении. А с другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики этого процесса. Попробуем показать эту взаимозависимость более подроб­но. Но сначала вспомним содержание, которое принято в психологии ассоциировать с понятиями общения и отноше­ния.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду вза­имодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотиваци-онно-эмоциональной и поведенческой сферах участвую­щих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого яв­ляется возникновение у человека психического образова­ния, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности <в общении это дру­гой человек или общность людей), интеграции всех состо­явшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Самой важной психической составляющей отношения, в чем совпадают мнения многих ученых, оказывается моти-вационно-эмоциональный компонент, который сигнализи­рует о валентности отношения — положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может диф­ференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Так, например, внешний облик другого человека может пробу­дить у общающейся с ним личности чувство восхищения, или тревогу, или недоумение, приписываемые цели и моти­вы могут вызвать протест. По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отли­чаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отноше­ние. В одних случаях названные отношения оказываются


одинаковыми по своей силе, в других — по этому показате­лю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вы­зывать крайнее возмущение политические взгляды челове­ка, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что ока­зываются нейтрализованными или заторможенными все другие стороны отношения, которые обычно актуализиро­вались у личности приобщении с определенным человеком.

Напрашивается вопрос: какова причина появления та­кой доминанты в отношениях?

Один из возможных ответов заключается в следующем:

у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кро­ме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потреб­ностями, которые обычно отличаются друг от друга по сте­пени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям лич­ности, отвечают ее потребностям, к этому человеку форми­руется общее положительное отношение. Но может быть и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней по­требность имеют для личности наиглавнейшее значение, и если другой человек совершает поступок, отвечающий под­держанию этой ценности, к нему устанавливается положи­тельное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противореча шее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции но про­явления других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как лично­сти в конкретной социальной среде, люди усваивают и ха­рактерный для этой среды язык выражения отношений. Не


говоря сейчас об особенностях выражения отношений, от­мечаемых у представителей различных этнических общно-стей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Интеллигентный человек свое недовольство может выра­зить в корректной, не унижающей достоинство другого че­ловека форме. Совсем другая форма выражения этого недовольства у плохо воспитанного, грубого человека. Да­же у представителей одной социальной подгруппы прояв­ления отношений могут быть разными, если, например, им присущи разные типы темперамента. Естественно, чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и по отношению к форме выражения этого отношения. Разумеется, не следует ду­мать, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении этой цели слу­жат и мимика, и пантомимика. И, наконец, формой выра­жения отношения могут стать и действие, и поступок.

Вместе с тем необходимо отметить, что существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения — имеют место случаи, когда человек в обще­нии искусно имитирует проявление какого-то отношения, не испытывая его на самом деле. Такой человек необяза­тельно окажется лицемером. Например, А.С. Макаренко не раз подчеркивал, что педагог, считающий себя мастером, обязательно должен научиться имитировать отношение, но при этом боже упаси, чтобы дети почувствовали фальшь. Но чаще всего такая имитация имеет место совсем подругой причине: из желания в глазах людей, чьим мнением мы дорожим, казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Мы завидуем своему более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль ру­ководства нашего начальника, а мы не только ему не пере­чим, но вслух одобряем его деяния. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью, и нрав­ственная цена тем выше, чем больше общественные послед­ствия нашего двуличия,

Сказанное вовсе не означает призыва никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах не скрывать своего ис­тинного отношения к чему-то или к кому-то. Например, в


работе врача, следователя, тренера порой возникают ситу­ации, когда без маскировки переживаемого отношения им свои профессиональные задачи не решить.

Межличностнос общение тем и отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение пси­хологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной дея­тельностью которых является воспитание и детей, и моло­дежи, и взрослых.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения,-а также зависимости между содержанием отношения и фор­мой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор чело­веком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, кото­рые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и децент-рации, эмпатии и саморсфлсксии.

Приведенный анализ взаимосвязи общения и отношения носит несколько упрощенный характер, поскольку речь в основном шла об отношении лишь одного из участников общения к другому; кроме того, перечисленные зависимо­сти рассматривались в значительной мере в статике, а не в динамике.

В реальном общении даже двух людей все выглядит на­много сложнее: осуществление каждым из участников тех или иных целей под влиянием самых разных побуждений, использование для этого различных способов воздействия;

фиксирование ими изменений в эмоциональном настрое друг друга, предположения о намерениях партнера по об­щению; догадки каждого участника о том, как его воспри­нимает и как к нему относится его партнер; большее или меньшее корректирование каждым своего поведения; дей­ствительно проявляющееся в общении отношение одного его участника к другому. Кроме того, на общение наклады­вает отпечаток несходство присущих партнерам по обще­нию психических свойств, в том числе уровня притязаний и характеристик Я-концепции. Общение обыкновенно про­исходит в условиях определенной социальной ситуации: в


присутствии других люд ей, которые для общающихся в раз­ной степени субъективно значимы, на фоне какой-то кон­кретной деятельности, при действии каких-то экспериментальных факторов и т.д. Наконец, общение ведь может только-только начаться между познакомившимися, так сказать, здесь и теперь людьми, но может оно происхо­дить и между людьми, давно знающими другдруга, принад­лежащими к одной общности или к совершенно различным социальным объединениям людей.

Все это означает, что для действительной полноты ана­лиза общения и связей его с отношениями необходимо оце­нивать по крайней мере главные объективные и субъективные характеристики этого процесса, имея также в виду и одного, и другого взаимодействующих в нем людей (если это диаднос-общение) -

То обстоятельство, что участники общения испытывают глубоко неприязненное отношение друг к другу или столь же сильно друг другу симпатизируют, обязательно сказы­вается на непринужденности и искренности общения, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психо­логических последствиях, с которыми каждый из участни­ков «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разво­рачивающийся процесс общения довольно понятен: непри­язнен ное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает к недо-оцениванию позитивных шагов с его стороны, направлен­ных на успешный итог общения, если они есть. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на по­ведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними. Наоборот, отношение симпатии способствует преимущественному фиксированию во внешнем и внутрен­нем облике другого участника общения, в его поведении положительных характеристик, «работает» на создание об­щей установки на взаимопонимание, на максимальную ус­пешность общения.

Если отношения участников общения, так сказать, асим­метричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а этот другой испытывает к своему партнеру по общению неприязнь и даже, может быть, нена­висть, нормального межличностного общения не произой­дет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будут


попытки к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого — либо общение на формальном уров­не- либо грубые попытки поставить партнера по общению на место, либо откровенное избегание общения.

Выше мы рассматривали случаи влияния отношения на общение, когда это отношение, положительное или отрица­тельное, участники общения вызывали друг у друга как личности, т.е. имелись в виду главным образом и прежде всего особенности внешнего облика, манера вести себя во время контактов с людьми, которые имели место у участ­ников общения и которые располагали их друг к другу. Однако помимо такой совместимости или несовместимости по характеристикам взаимной коммуникабельности, при­чиной появления положительного или отрицательного от­ношения у одного человека к другому или у обоих взаимно может быть наличие или отсутствие знаний в области нау­ки, техники, искусства или жизненного опыта, во взаимном обмен с которым и испытывают острую потребность оба уча­стника общения.

Рассматриваемая связь отношения и общения имеет и более общее социальное значение. Фактов, когда общность ситуации, в которой оказываются люди, глубоко затраги­вающая их мотивационно-потрсбностную сферу, побужда­ет их, если употребить слова А.Н. Радищева, совозмущаться, сопечалиться и через общение ослаблять переживаемое состояние внутреннего напряжения, повсед­невная жизнь дает нам очень много. Если общающиеся были заинтересованы друг в друге и, находясь в одинаковом по­ложении, через прямое взаимодействие более или менее успешно нормализовали свое состояние, то можно вспом­нить большое число других ситуаций из жизни, когда при наличии положительного отношения друг к другу и общей сонастроенности на общение его участники входят в это общение, имея диаметрально противоположный эмоцио­нальный личностный настрой: если один, истерзанный ка­кой-то проблемой, стремится излить душу, то второй, проявляя участие, терпеливо выслушивает рассказ первого и таким образом помогает ему уменьшить или полностью снять внутреннее напряжение. В рассматриваемом случае не имеется в виду посещение невротиком психотерапевта, а именно еще один вариант возможной в жизни сопряжен­ности общения и отношения.

Возможен и еще один случай такой взаимосвязи: сфор-мированность у личности глубокого и стойкого интереса не


вообще к людям, а к каждому отдельному человеку, соеди­ненного с развитыми умениями устанавливать коммуника­тивные контакты. Следует подчеркнуть: речь здесь идет не о поверхностной общительности, а именно об интересе как положительном познавательном отношении личности к каждому человеку. Такой человек всегда оказывается ли­дером в общении, но это лидерство не тяготит тех, с кем он взаимодействует, поскольку сочетается с умением созда­вать атмосферу доверительности и раскованности по ходу общения. Люди такого типа встречаются не часто, но все-таки среди, например, воспитателей-мастеров, талантли­вых врачей, главным образом среди тех, кто обладает большой внутренней культурой, они есть. Эта их уникаль­ная особенность как субъектов общения, разумеется, рабо­тает на успешность их профессионального труда.

Мы прослеживали влияние характера обращения обща­ющихся друг с другом на формирование у них отношения, а также уже имеющегося отношения на форму их поведения в общении. Но отношение не в меньшей степени определяет и содержание общения. Если человек глубоко интересуется личностью и деятельностью Петра Великого и его знакомят с историком — знатоком Петровской Руси и реформ этого царя-преобразователя, естественно, он будет поворачивать разговор со специалистом историком в интересующую его область. Таким образом, интерес будет направленно влиять на содержание общения. Или возьмем другой случай. Чело­век до мнительности волнуется за состояние своего здо­ровья и ему представляют доброго молодца, который из хилого и немощного сделал себя невосприимчивым к обыч­ным хворям большинства людей и сильным физически, чем он к тому же очень гордится. Совершенно очевидно, и здесь отношение повлияет на содержание общения.

Из всего сказанного выше об отношении следует также, что оно несет в себе и побуждение к действию. Сила его как побуждения находится в прямой зависимости от степени включенности отношения в систему ценностей человека и связи его в этой системе с доминирующими ценностями. Например, если главной ценностью для человека являются деньги, его отношение к ним будет побудителем действий, направленных на их накопление, а если нормы высокой нравственности в систему ценностей этого человека не вхо­дят, тогда это накопление будет достигаться им любыми средствами.


Роль отношения как побуждения к действию нельзя ни­коим образом преуменьшать, поскольку от особенностей сформированных у личностей отношений зависит характер активности личности, прежде всего направленность этой активности и ее уровень, в том числе в общении. С другой стороны, понятно, что ход и резул[-)Таты общения влияют сильнейшим образом на отношения общающихся, упрочи­вая или ослабляя их, а случается, и переформировывая на противоположные. Получается, что человек, побуждаемый к общению одним отношением, продолжает свое общение или прекращает его, побуждаемый совершенно другим от­ношением.

Так, включившись в общение под влиянием побуждения прервать показавшееся неестественным затянувшееся мол­чание, человек вдруг обнаруживает, что субъект, с которым он заговорил,— его антипод в оценке событий, происходя­щих в обществе. Этот факт порождает новое отношение — досаду из-за того, что новый знакомый не единомышлен­ник, и сразу же возникает побуждение попытаться его пе­реубедить или, при отсутствии надежды на успех, прекратить общение с ним.

Вместе с тем, у личности, вступающей в общение с дру­гим человеком, отношение к объекту, по поводу которого она вступает во взаимодействие с этим человеком, необя­зательно однозначно.

Оно может быть и противоречивым. По этой причине и побуждения, заставляющие личность проявлять актив­ность в общении, делают ее поведение непоследователь­ным.

Эти прослеженные в самом первом приближении связи разных характеристик общения и отношения показывают, насколько велико их значение, в субъективном мире каж­дого человека, насколько весома их роль в детерминирова-нии психического самочувствия человека, в определении картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно раз­вернуть систематические исследования на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее существенных аспектов взаимозависимостей общения и от­ношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть, что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны принять участие все основные области психологической на­уки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой теории и методического инструментария воспитания.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.