Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ





Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и пе­дагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различ­ные состояния, у каждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследо­вать типичные для всех нормальных людей феномены об­щения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики пси­хических процессов, состояний и свойств личности, кото­рые объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически опти­мального общения.

...А какое же общение считается психологически опти­мальным? По нашему мнению, психологически оптималь­ное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворе­ния.

При этом было бы ошибочно полагать, что психологиче- Г ски оптимальное общение — это непременно своеобразное ';

слияние умов, чувств, воли его участников. Психологиче- s ски оптимальным может быть и общение, в котором парт- ' нерам удается сохранить желаемую для каждого из них. субъективную дистанцию.

Поскольку общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (име­ются в виду субъективные), могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, не­удовлетворение побуждающего мотива, или же неполуче­ние желаемого результата в той деятельности, которую л общение обслуживало. •

Конкретными психологическими причинами этого могут.быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оцен-


ки и отношения партнера, употребление не подходящих, к данному случаю способов обращения с партнером.

И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изуче­нии трудностей обшения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцеп­тивных функций. В действительности же эта проблема при­обретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

Поданным И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудно­стей выполняют цели общения, поскольку эти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставленных че­ловеком целей.

Среди личностных образований, детерминирующих по­становку целей, она специально выделяет мотивацию об­щения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудно­стей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникатив­ной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выража­ясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партне­ров.

Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно ут­верждает, что структура межличностного общения должна рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации, В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также достаточно обоснованно различать трудно­сти, имеющие мотивационную детерминированность, и трудности, возникающие из-за несовершенства средств об­щения. Человек может из-за различных личностных осо­бенностей вызвать у партнера отрицательную, эмоциональную реакцию, общение с ним может препятст­вовать удовлетворению значимых для этого человека по­требностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные.аспекты обще­


ния будут играть вторичную, служебную роль и обеспечи­вать психологическую защиту.

Будучи тесно связанными, мотивационные и инструмен­тальные аспекты общения относятся, однако, к различным уровням, а это предполагает однонаправленную детерми­нированность низшего у ровня высшим (инструментального мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние, операциональные аспекты коммуникативной компетент­ности и внутренние, глубинные, затрагивающие личност-но-смысловые образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внешним, поведенческим.

Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влияют на обращение участников общения друг с другом. Слабее исследовано влияние когнитивных особен­ностей восприятия на эмоционально-аффективную оценку объекта восприятия.

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффектив­ность действия в целом.

Одним из проявлений неэффективности ориентировоч­ной части коммуникации является субъективносощущение непонимания партнера, невозможность создать его целост­ный образ и, значит, правильно строить свои действия.

В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановки общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.

Являясь следствием инструментальных трудностей, не­понимание партнера отражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения к нему, Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми за­труднено на инструментальном уровне, воспринимаются негативно.

Трудности в общении могут возникать также из-за при­надлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опы­та, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у нихобразмира — природу, общество, человека, отношение к ним, ной на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей


разных возрастных групп применительно к общению выра­жается в неодинаковом уровне развития и проявления по­знавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере пережива­ний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потрсбност-

ной сферой, которая в каждой возрастной группе отличает­ся своей спецификой.

Трудность общения, связанную с возрастным различи­ем, иллюстрирует фрагмент психологически правдивого очерка Л. Васинского «Ветер отрочества». Автор пишет:

«Легко ли взрослому человеку понять подростка? Навер­ное, не всегда. Вообще понять, что другой человек есть другой человек — очень не просто, несмотря на кажущуюся очевидность и даже элементарность этой мысли. Да что другой человек?! Я думаю, что будь физически возможно устроить встречу 30-летнего человека с самим собой в 16- летнем возрасте, "у них" в беседе возникли бы немалые ^сложности. В иные моменты, допускаю, это был бы диалог в духе театра абсурда: каждый говорил бы о разном на языке, своего возраста»(См,: Васинский А. Ветер отрочества // Неделя. 1976. № 11/835. С. 14).

В этих трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и еди­ничное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы, и делать по­правку на то, где и почему они возникают у ребенка, под­ростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. И особое внимание надо обращать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимо­действующих людей характеристиками, как их способно­сти к эмпатии, децснтрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердилось поло­жение: «Без требования нет воспитания». Но многие педа­гоги почему-то решили, что реализация этого тезиса влечет за собой обязательно авторитарный (т.е. субъект-объект­ный) стиль руководства воспитанниками. Сталкиваясь с ними, учителя как бы пропускают их сквозь себя, сквозь только свое понимание вещей, сквозь свой опыт, симпатии и антипатии. Получается жестко авторизованный перевод


другого человека, в котором им не удается взглянуть на мир, на них самих глазами оригинала конкретного воспи­танника. Естественно, последний чувствует это, и в резуль­тате возникает барьер взаимонепонимания, взаимоотчуждения.

Проведенные Н.М. Трофимовой и Т.А. Крутских на­блюдения за деятельностью учителей показывают, что ими используются закрепившиеся в школе стихийные, заимст­вованные способы общения с детьми. Одним из негативных последствий такого заимствования является «полоса от­чуждения», т.е. возникновение напряжения между учите­лем и воспитанником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки, отноше­ния в ходе обучения в интересах действительно позитивно­го воспитания ученика. По данным исследователей, от 60 до 70% детей с признаками предневрозов обучаются у пе­дагогов, во взаимоотношениях которых с учащимися на­блюдается «полоса отчуждения». Как правило, эти дети плохо адаптируются к учебной деятельности, пребывание в школе становится для них в тягость, увеличивается за-' крытость, снижается как двигательная, так и интеллекту-' альная активность, наблюдается эмоциональная изоляция. Выделены следующие группы учителей с нарушением про­фессиональной техники общения:

— не осознают возникшего отчуждения к воспитаннику, доминирует неприятие его в виде «выпадения из поля зре­ния», поведение ситуативно;

—отчуждение осознается, выделяются признаки непри­ятия (он мне не нравится, так как...), доминируют отрица­тельные оценки, а положительные отыскиваются преднамеренно (надо же за что-то похвалить...);

— отчуждение выступает как способ собственной защи­ты личности педагога, поступки учащихся рассматривают­ся как преднамеренные, ведущие к нарушению установленного порядка и ожиданий учителя. Данная груп­па отличается повышенной тревожностью за свой статус, стремлением избежать замечаний от администрации, вве­дением жестких требований, предъявляемых через отрица­тельные оценки личности ребенка, его ближайшего окружения. «Полоса отчуждения» осознается учителем как профессиональный признак далеко не однозначно. Почти 60% педагогов рассматривают его как средство добиться дисциплины и послушания с первых дней. 20—25% — по­казать превосходство своих знаний, к которым следует тя-


нуться, и лишь 15—20% — соотносят с понятием «любить детей», принимать их такими, какими они приходят к учи­телю, подмечать индивидуальность и своеобразие, обеспе­чивать развитие активности и свободное принятие норм и правил, их преобразование в ходе всего многообразия школьной жизни. Разумеется, характер психологических трудностей общения изменяется с повышением педагогиче­ского мастерства учителя,

С помощью исследования обобщены результаты педаго­гического общения будущих учителей и его трудности све-

дены к 3 основным группам: информационным, регуляционным, аффективным,

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что либо, выразить свое мнение, уточнить, доба­вить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало, предложения, помочь начать говорить, «задать тон», зада­вать «узкие» вопросы, требующие односложных, предска­зуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

Регуляционные связаны с неумением стимулировать ак­тивность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявля­ются в неумении одобрять высказывания учащихся, согла­шаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельным мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисцип­лины. Н.Д. Ярославцева проследила зависимость выражен­ности этих трудностей в объективной симптоматике общения от степени сформированности в личности учителя склонности к проецированию на воспитанников своих со­стояний и психических свойств.

Если у педагога дефицит качеств эмпатии, децентрации, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает форму формальных контактов, а у воспитанников происхо­дит деформация развития эмоциональной сферы. М.П. "Араповой и Л.И. Рюмшиной установлено, что неудовлетво­рение взрослыми важнейшей базовой потребности в лично-стно-доверительном общении — одна из причин эмоциональной несбалансированности откликов детей на обращения к ним окружающих, появления у них склонно­сти к агрессивному, деструктивному поведению.


В таком же направлении действует и семья, если она обделяет ребенка общением на интимно-ласковом, интим­но-доверительном уровне. Е.Е. Пронина и А.С. Спиваков-ская доказали, что различные формы нарушения семейного взаимодействия проявляются в специфических симптомах школьной дезадаптации ребенка, в частности, в сфере его общения с учителями и со сверстниками. Но в отличие от М.П. Араловой и Л.И. Рюмшиной они говорят об инфанти-лизации как следствии перебора общения с ребенком на интимно-Доверительном уровне. Есть все основания также выделить в отдельную группу трудности общения, в кото­рых преобладает социально-психологический фактор.

В общении перед нами всегда малая группа, члены кото­рой по своим общим жизненным установкам, по положе­нию, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнера в их совместном вза­имодействии и по обращению с ним могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях. Есте­ственно, все это не может не вызвать трудности в их обще­нии, а порой не породить и конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать влияние, которое оказывает на общающихся их окружение.

Это окружение может быть по-разному значимым для них. И они (один или сразу оба) могут, взаимодействуя, «петь не своим голосом» и подстраиваться к мнению авто­ритетных для них групп лиц или отдельных людей, затруд­няя прогнозирование их реакций у тех, кто вступает с ними в контакты. Нужно также иметь в виду, что в условиях неофициального общения в малой группе за каждым ее членом иногда очень прочно и надолго закрепляется опре­деленная роль (например, «критикана», «громоотвода», «мальчика для битья» и т.д.). Это ведет к тому, что у всех других членов группы по отношению к ним формируются более или менее стойкие стереотипы восприятия, эмоцио­нального отношения и обращения. И как следствие — у них возникает своеобразная слепота и глухота к попыткам лю­дей выйти из рамок порой навязанной им роли и заговорить с членами группы о проблемах, не сопрягающихся со сло­жившимся «имиджем» каждого.

О.В. Суханова установила,что трудности обвинения,ис­пытываемые руководителями, порождают неготовность к сотрудничеству. В качестве ключевых она выделяет такие типы трудностей общения руководителей, в которых фик-


сируются прежде всего нарушения инструментальной и со­циально-психологической функций общения, поскольку именно они «обслуживают» совместную управленческую деятельность. В структуре совместной управленческой де­ятельности наиболее рельефно выступают три группы труд­ностей общения, возникающих в результате этого нарушения.

Первую группу составляют трудности, связанные с про­цессом вхождения личности в группу. Они могут характе­ризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные сразвитием отношений, групповых процессов, с группооб-разованием, сохранением группового единства. Для руко­водителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ро­левого поведения; неприятие помощи со стороны партне­ров; стремление «помогать» партнеру без «запроса» с его стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отно­шение к другому человеку в рамках «должного», а не реаль­ного; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежне­го опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего пон ятие «мы» используется не как резуль­тат формирования психологической общности, а деклара­тивно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам и в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, свя­занные с отсутствием, несформированностью средств груп­повой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести об­суждение, дискуссию и т.п.

Р.Л. Кричевским были обнаружены специфические пси­хологические трудности общения, нередко возникающие между формальным и неформальным лидерами группы, за

которыми стоят не всегда осознаваемые чувства ревности и соперничества.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимо­действующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в


группах, значительно различающихся по своей направлен­ности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может воз­никать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой при­ходится вступать в контакты. Мы имеем в виду не разговор-ный язык народа, а рзык давно работающих вместе технарей-профессионалов, или язык, сложившийся в уго­ловном мире, и т.п.

Особый вид трудностей общения может быть проанали­зирован с позиций психологии труда. Как известно, во мно­гих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настояще­му сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одно­го участника не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельно­сти и их использования и исполнения на практике.

Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный, а в армии — офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, лишь в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены в том или ином виде деятельности. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у ра­бочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к про­цессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их об­щении. Р.Б- Гительмахер тщательно проанализировал трудности общения, порождаемые разной квалификацион­ной компетентностью участников одной и той же деятель­ности, занимающих в ней одинаковые командные или исполнительские посты, должности, штатные места.

Н.Г. Зима классифицировала психологические трудно­сти общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере: коммуникативные — от­сутствие или искажение информации как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе; интерактивные — низкий уровень профессионального общения, проявляе­мый именно при совместном труде. С.В. Кривцова рассмот­рела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила из-


быток ролевого обшения и дефицит межличностного, субъ­ект-субъектного общения. Она безусловно правильно ут­верждает, что безадрссность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения — все это признаки «профессионального» психо­логически неквалифицированного общения многих продав­цов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различных кружков и т.д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом.

Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых являет­ся компетенцией юридической психологии. Общение сле­дователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего, общение, развертывающееся между участниками судебного процесса, между лицами, находящимися в местах заключения, между последними и их охраной, между людьми, отбывшими наказание и выпу­щенными на свободу, и их новым социальным окружени­ем,— все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.

Допустим, следователю нужно выяснить, является ли сидящий перед ним человек на самом деле преступником, а сидящему перед следователем человеку — действительно преступнику — надо убедить егов своей невиновности, или попавшему в заключение новичку пройти экзамен общени­ем с матерыми рецидивистами, или отбывшему длительный срок наказания в местах, где своя «мораль», войти н здоро­вый трудовой коллектив. Во всех этих случаях участникам общения приходится преодолевать специфические психо­логические трудности.

Особым направлением в изучении трудностей общения с позиций юридической психологии является исследование особенностей взаимодействия несовершеннолетних право­нарушителей, в частности особо трудных под ростков, с дру­гими людьми. Как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы про­явления расстройств в поведении трудных подростков. Пер­вая — социализированная форма антиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоцио­нальные расстройства при контактах с людьми, и они легко внешне приспосабливаются к любым социальным нормам. Вторая форма — плохо социализированная. Такие подро­стки находятся в постоянном конфликте с окружающими.

П&


Поданным, полученным И.А. Мелиховой и О. И. Папач, представители социализированной формы комму никабель-ны, положительно реагируют на общение. Однако, именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности.

Представители плохо социализированной формы пове­дения агрессивны по отношению к окружающим, причем не только к старшим, но и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении от общения. Преступления таких подростков отличают же­стокость, садизм, алчность.

Особый интерес представляют трудности, рассматривае­мые в свете, индивидуально-личностных различий.

В.А. Лабунской исследовались типы структур психоло­гических трудностей общения. Были выявлены их «поля», возникающие как по инициативе партнера, так и приписы­ваемых себе, и прослежены их различия. Используя в ка­честве основного принципа наименования структуры трудностей общения статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур:

«социально-перцептивный — условия общения»; «экс­прессивно-речевой — социально-перцептивный»; «формы обращения — условия общения»; «социально-перцептив­ный — отношения-обращсние» и др.

Выделенные типы структур психологических трудностей общения свидетельствуют о существовании определенных типов личностей как субъектов общения.

В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе — своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, пере­живаниях — индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцент­рическая направленность личности, как показала Т.И. Па-шукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.

В познавательном плане эгоцентризм связан с привер­женностью к известному способу решения проблемы, к сво-


ему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перс­пективу, взглянуть иными глазами на других людей.

В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можно по низкой сте­пени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во взаимодействии.

В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде нескоординированности действий с партнером.

Т.И. Пашукова с помощью адаптированного специально к задачам исследования эгоцентрического проективного те­ста Т. Сцустровой выявила два типа эгоцентрической на­правленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения и эготизм как тенденция говорить о себе.

А.Л- Южанинова выявила зависимости между уровнем когнитивной сложности личности и типами испытываемых ею трудностей вобщснии. Вчастности, показано, что повы­шение уровня когнитивной сложности, расширение объема знаний о психологических особенностях окружающих лю­дей в целом связаны с ростом степени коммуникативной компетентности личности. При исследовании получены данные, свидетельствующие о большей коммуникативной компетентности лиц с высоким уровнем когнитивной слож­ности: лидирующее положение и широта дружеских кон­тактов, умение сблизиться с приятными и избежать конфликта с антипатичными людьми и другие. А.Л. Южа-ниновой выявлена тенденция повышения враждебности и агрессивности по отношению к партнерам по общению у лиц с низким уровнем когнитивной дифференцированности, что часто приводит к открытым межличностным конфлик­там. Когнитивно сложные также испытывают чувство не-примзни,но они значительно реже доводят отношения до взаимных столкновений.

В этом исследовании рассматривалась и степень комму­никативной удовлетворенности. Отмечая в целом умерен­ную удовлетворенность, когнитивно сложные чаше испытывают радость по поводу общения с другими людьми, в то время как для когнитивно простых при средней удов­летворенности нередко характерно переживание непони­мания их окружающими, конфликтных ситуаций. Иными словами, расширение возможностей познания других ведет скорее к повышению эмоционального комфорта личности н процессе общения.


Т.В. Ивановой установлено, что в характерах люден, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впе­чатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключитель­ной робости и застенчивости. Вначале они производят впе­чатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На лично­стном уровне анализа у этой группы обследуемых Т.В. Ива­новой были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль по­ведения, экстернальность.

Третий уровень анализа составили особенности образа «Я» и самооценки у этой категории лиц. У них был отмечен' высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При оп­росах они говорили о своей замкнутости, интровертирован-ности, застенчивости, зависимости, конформности.

Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к измене­ниям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъ­ект становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.

В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрыл специфические трудности общения с лица­ми, у которых ярко выражена тревожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие «нецелостности», «бе­зобразности», «слабости» «Я» или диерархизации мотива-ционной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной ак­тивности.

«Не яаходя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а где и ини­циируя их проявление.

Специфика активности «тревожного» состоит в предпоч­тении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение тако­го человека может оказаться насыщенным противоречивы-


ми выразительными формами и характеристиками его ак­тивности, в своей совокупности «транслирующими тревож­ность на собеседника», «размывающими» внешнее выразительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

— инициирование «тревожным» оценок и одобрения окру­жающих посредством подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне не­уверенности в себе;

— вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительного поведения, призванного демонстриро­вать уверенность «тревожного» в себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окру­жающими, и нередко воспринимаемая ими как претен­циозность, амбиция;

— снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности «тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внима­ние, принимающее иногда грубые формы лести.

Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализирует В.Н. Куницына — это застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возника­ющее в определенных ситуациях межличностного нефор­мального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического ди­скомфорта.

При этом застенчивые по своим личностным и коммуни­кативным свойствам не являются однородной группой. Сре­ди них выделены нсадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).

К свойствам, вызывающим трудности общения, относят­ся, кроме застенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность, невротизация. Нсвротизированные люди и лица с низкой саморсгуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.

Природа и содержание трудностей общения, испытыва­емых застенчивыми, аутистичными, одинокими, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, ут­верждает далее Куницына, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей.


Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудно­стей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и доработке: 1) глобальны или парциальны для личности трудности в общении; 2) по отношению к какому контин­генту в окружении личности они испытываются; 3) при обсуждении проблематики какого содержания они высту­пают наиболее сильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуатив-ность или устойчивость; 6) глубина нарушений; 7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Так, еще В.Н. Мясищев, опира-^ ясь на свой богатейший клинический опыт, говорил, что в основе развития невроза лежит непродуктивное разреше­ние внутриличностых и межличностных конфликтов, кото­рые проявляются в психологических трудностях общения, f

Ряд исследователей с помощью личностных методик рас­смотрели особенности мотивации деятельности и поведе­ния, которые могут затруднять общение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие проти­воположно направленных тенденций и мотивов поведения:

сильные симбиотическис тенденции могут сопровождаться трудностями при реализации, например, в контактах со значимыми людьми из-за страха, что они не получатся, замкнутости, дистанцирования. Выявлено, с одной сторо­ны, ожидание внимания, с другой боязнь холодности со стороны значимых других; с одной — стремление к обще­нию, с другой — чрезмерно высокие требования к партнеру («не отвечает идеалу») - Этим же исследованием подтверж­дено, что если при психостении трудности общения осозна­ются и переживаются пациентом, то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнорируется и субъективно может не переживаться. Клинический рису­нок общения пациентов, страдающих этими двумя форма­ми неврозов, оценивается как противоположный, а психологически и анализ вскрывает общность противоречи­вых мотивов.

Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица, страдающие логоневрозами. В нашей лаборатории их с успехом исследует и снимает Ю.Б. Некра­сова. Своей многолетней работой с пациентами она убеди­тельно показала, что у каждого из них свой комплекс

12:


неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудов­летворенности притязаний в сфере коммуникаций, дефор­мирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. \2\ Возвращая с помощью уникальной ме­тодики нормальную речь, Ю.Б. Некрасова выводит на но­вый высокий уровень развития личность бывшего логоневротика, и у него капитально реконструируется от­ношение к самому себе, изменяется на положительное и отношение к другим людям, а общение с ними начинает проходить, как правило, на фоне стенических чувств.

Психологические трудности общения больных связаны и с преморбидными особенностями личности, с зафиксиро­ванными невротическими защитами. И те и другие доста­точно регидны, в большей части не осознаются, и пока существуют трудности их клинического выявления.

Есть свои специфические трудности общения и у боль­ных с другими нарушениями в психике, а также страдаю­щих различными соматическими заболеваниями. 'Литературы по этой проблеме довольно много-После рассмотрения трудностей общения естественно поставить вопрос о путях их предотвращения и средствах коррекции.

Стержневой проблемой в этом направлении является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуника­тивного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у инди­вида до высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к вы­сшей ценности и умения творчески строить непосредствен­ное общение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в общении, мало одно­го успешного усвоения той технологии общения, о которой пишет Д. Карнсги. Еще необходимо, чтобы за эгой техно­логией стояло действит







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.