|
СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕСтр 1 из 18Следующая ⇒ TflO дают себя знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются при взаимодействии с миром людей. То же следует сказать и о таком важном для общения качестве восприятия, каким является наблюдательность человека. Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные большинству из нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. И полностью прав известный журналист А. Ваксберг, когда пишет: «Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей — в путешествиях, в общении с людьми, да и просто в повседневной жизни. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, его одежда и то, как он ест, и как он зевает, и как стрижется или бреется, и какова форма его ногтей, и каково происхождение пятнышка на его шляпе, и какими нитками пришиты пуговицы к его пиджаку, и на какую шутку он реагирует, а какую пропускает мимо ушей. Для того, кто умеет все это подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают быть случайными прохожими или попутчиками — они открывают свои души».* Наша память, обращенная к другим людям, тоже условие нашего успешного общения с ними. Не перевирать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что их выводит из себя, а что, наоборот, успокаивает, какие дни они особенно чтут, что каждый из них умеет и что не умеет,— в этом и во многом другом подобном проявляется такая память. У каждого человека, и особенно если он руководитель, должна быть память на людей, особенно на хороших людей. Современники Я.М. Свердлова, перечисляя качества, делавшие его ярчайшим организатором, указывают: «Каждого человека, который хоть раз у него побывал, Яков Михайлович запоминал навсегда, запоминал всего — с его характером, способностями, биографией, сильными и слабыми сторонами». * Ваксберг А. Преступник будет найден. М-, 1965, с. 36. Как-то на прием пришел чуть сгорбленный человек с сильной проседью в густых темных волосах. Яков Михайлович в эту минуту разговаривал но телефону. Положив трубку; он сказал: "Ну; слушаю тебя, Богдан!" Посетитель с недоумением посмотрел на Свердлова: "Откуда Вы меня знаете?" — Потом, вглядевшись, вскрикнул: "Товарищ Андрей! Ты?" Оказалось, что он когда-то работал с Яковом Михайловичем на Урале, знал его под партийным именем "Андрей" и даже не подозревал, что этот "Андрей" и есть Свердлов. А Яков Михайлович знал и помнил о "Богдане" все — и где тот за эти годы работал, и где сел, и каким этапом шел, и где работает сейчас».* Важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление человека. В данном случае речь идет о способности каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях. Что такое интуиция в общении, очень ярко показывает в своих воспоминаниях генерал юстиции П.А. Доленко, наблюдавший ее у знаменитого нашего флотоводца — адмирала И.С. Исакова. Шла война. Трибунал за грубое дисциплинарное нарушение должен был судить юношу-матроса. Его поступок в той конкретной ситуации заслуживал самого строгого наказания. Однако матрос написал рапорт адмиралу с просьбой пощадить его. «...При всей нечеловеческой загруженности, проводя бессонные ночи на самых опасных участках фронта, Исаков потребовал дело матроса, ознакомился с ним и велел привести парня к нему... Когда матроса после встречи увели, адмирал сказал: "По закону военного времени его следует судить и судить со всей строгостью, генерал. Но попробуйте помочь. Юноша с такими глазами не может быть злостным нарушителем дисциплины. Это подсказывает интуиция... Знаю, что Вам не до него. Все же не теряйте молодого человека из виду". Матрос был наказан, но без тюремного заключения... Я время от времени просил докладывать о поведении матроса. Командир тепло отзывался о нем. Парень дважды был ра- * ДрабкшшЕ. Черные сухари. М-, 1970.с. 150. •102 нен, награжден пятью орденами, в том числе Красного Знамени, Красной Звезды. Прошли годы. Матрос после окончания высшего учебного заведения пошел в науку. Теперь он доктор биологических наук, недавно выступил с серьезным исследованием о перспективах развития подводной физиологии. Читая работу Дмитрия Новоселова — Димы, я то и дело вспоминаю слова Исакова, сказанные мне в трагические дни лета 1942 года: "Вы иногда верьте в интуицию".»* Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами. Развитием такого умения мы также сильно отличаемся друг от друга. И жизнь свидетельствует, что порой даже у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. А в самых крайних случаях человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям. И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, ставить себя на его место, «влезать в его шкуру». Например, писатель В.А. Каверин, во время Великой Отечественной войны часто встречавшийся с прославленным командующим нашим Северным флотом адмиралом А.Г. Головко, пишет об этом незаурядном человеке: «Головко обладал редкой способностью ставить себя на место другого человека, с которым его сталкивала судьба. Более того, на место других,— будь это батальон морской пехоты или экипаж подводной лодки. Это означало, что он "входил в положение". Он понимал "положение" как жизненную задачу».** Такую же ярко выраженную способность ставить себя на место другого человека наблюдали современники у И.Н. Ульянова, у Н.К. Крупской, у А.С. Макаренко. И она, без * Арзумапян Л. Адмирал. Ереван, 1973, с. 265. ** Каверина. Вечерний день. М., 1980, с. 144. сомнения, помогала им успешнее строить взаимоотношения с людьми. Условием успешного общения человека — с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая прежде всего проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А.Н. Радищева, «сопеча-литься человеку и совеселиться ему»/ Наблюдения и эксперименты показывают, что широта проявления этой способности в значительной мере связана с тем, насколько велик тот к руг людей, который включается человеком в категорию «мы», другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги. У одних число предельно дорогих нам людей сравнительно невелико и не выходит за пределы семьи, а иногда и еще уже, у других оно, наоборот; включает широкий круг людей — это еще и товарищи по работе; у некоторых оно еще шире и включает всех людей труда. К чему приводит узость способности к сопереживанию, показывает следующий опыт, поставленный психологами в США. *' За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, к телу которого были прикреплены электроды. Этот человек в условиях дефицита времени должен был научиться выполнять определенное задание. По другую сторону перегородки в другое кресло по очереди усаживались испытуемые, которым говорилось, что, нажимая на разные кнопки перед собой и вызывая у человека за перегородкой более слабые или, наоборот, более сильные неприятные ощущения от раздражения электрическим током, они должны побудить его быстрее справиться с заданием. В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за перегородкой корчится от болевых ощущений, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощущения у него вызывали. Истина «не желай другому того, чего сам себе не желаешь» в конкретном поведении этих * Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М-, 1951,с. 309. ** См.: Milgrem S. Behavioral study of obedience,—Journal of Abnormal Social Psychology, vol. 67, №1, 1963, p. 371—378. людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они, наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от принципа «человек человеку — друг, товарищ и брат», а от принципа «человек человеку — волк». Между прочим, недавно проведенные исследования* показали, что в семье с одним ребенком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой — сверстник. При общей положительной настроенности на других людей, способности к сопереживанию и сочувствию им, которые выступают как общий фон, на котором протекает общение с людьми, наш конкретный эмоциональный отклик может меняться в зависимости от того, как они себя ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей палитры проявляемых нами по отношению к другому человеку чувств оказываются обусловленными нашей гражданской, моральной воспитанностью. Хотелось бы в связи со сказанным, также отметить, что при субъективной оценке совершаемых человеком поступков, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и женщин установило, что у женщин характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связанные с их работой.*' Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций дли женщин и меньшей — для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую накопил Ленинградский психоневрологический институт им. * См.: Гаври-чова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и * среднего школьного возраста: Лвтореф.канд.дис. М., 1977. ** См.: Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно значимом общении студентов-— R сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми другдруга. Краснодар. 1 97Q; его же. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения; Автореф-канд.дис. М.,1981. В.М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей причиной непорядки в этой сфере. Эта большая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим человеком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чему мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, полнее отражают его внешний облик, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека и т.д. Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий спо-,ооб поведения, способ обращения с ним. Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в труде, направленном на создание материальных ценностей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на другого человека, в выборе подхода к нему. Мы порой бываем недовольны поведением других людей, не замечая при этом; что мы сами своим обращением с ними толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Капризность ребенка,грубость ученика,неисполнительность подчиненного — это очень часто не проявление типичных для каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль поведения по отношению к ним, который спровоцировал эти ответы: капризность — на излишнюю уступчивость, грубость — на явную бестактность, неисполнитсльность — на низкую требовательность и отсутствие систематической проверки выполнения порученного. Между прочим, характер обращения матери с ребенком, учителя со школьником, руководителя с подчиненным вызывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не только определенные формы эмоциональных переживаний и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают преобладать либо од ни чувства, либо другие. Этот характер обращения столь жг направленно влияет на то, какая манера поведения человека в различных ситуациях становится для него типичной. Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны. У плохих работников, профессией которых является работа с людьми, сложившаяся в их опыте классификация типов людей (для начальников — типов подчиненных, для учителя — типов учеников, для врача — типов больных, для продавца — типов покупателей и т.д.) отличается узостью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие «судьи» и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь же шаблонно ведут себя с ними. ^ Психолог С.В. Кондратьева, например, выяснила, что у\ | учителей-мастеров представления о возможных типах уче- '} / ников-отличников, учеников--«середнячков», учеников—,-отстающих намного богаче, чем у плохих учителей * w Так, учителя-мастера различали отстающих, причиной ^' неуспеваемости которых были: I) непорядки в познавател'й- нойсфере — невнимательность, плохая память, несформи-„ рованность до нужного уровня мыслительных операций,.пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной..'сфере—большая заторможенность, излишняя возбуди-," мость и др.; 3} непорядки в волевой сфере — отсутствие. усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика, ' важных для успешного учения более интегральных лично-* стных качеств — познавательных интересов, самостоятельности, ответственности и др.; 5) одновременное сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие учителя выделяли только два типа неуспевающих — лентяев и тупиц. Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим людям- У людей — специалистов по человеческому общению «репертуар» приемов, к которым они прибегают, строя свои контакты с окружающими их людьми, инструментовка поведения, адресуемого другим, намного богаче, чем у неспециалистов. Так. было установлено, что если хорошие учителя в своей работе с учащимися используют до 43 различных приемов воспитательного воздействия, то плохие — только 17—19. Та же тенденция * Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.— Вопросы психологии, 1980. №5. обнаружена, когда сравнили «наборы^ воздействий, к которым прибегают в повседневной работе с подчиненными хорошие и плохие руководители. У первых она оказалась намного разнообразнее и шире. А когда в этих «наборах» совпадали какие-то приемы, частота их применения у хороших и плохих руководителей была неодинаковой. Например, такой прием воспитательного воздействия, как выговор при всех, в резкой, а иногда и грубой форме плохие руководители использовали в шесть раз чаще, чем хорошие; угроза по частоте применения среди других приемов у плохих руководителей стояла на 7-м месте, у хороших — на 13-м. Нотаций хорошие руководители не читали вовсе, а плохие ими просто-таки злоупотребляли и т.д. Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с другими людьми. В пьесе С. Алешина «Все остается людям», по которой "потом был снят фильм, любимый ученик академика Дроно-ва Алеша Вязьмин с самого детства рос в интеллигентной семье. У него мягкая мать, вдумчивый, тактичный учитель. И он усвоил стиль поведения по отношению к другим людям, в основе которого лежит деликатность, уважительность. Но вот жизнь сталкивает его с жуликом и пройдохой Трошкиным. В ситуациях, в которые Вязьмин попадает, он не должен, не имеет права быть деликатным, уступчивым, а переломить себя Алеша не может. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения, зависит от нашего знания не только другого человека, но и прежде всего — сам их себя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. И поэтому полностью прав был Н.Г. Чернышевский, когда утверждал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»." * См.: Кондратьева С.В- Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга.—В сб.: Психология межличностпого no:iii;uiHii. M.. 19,S1; Деркач Л.А. Социально-психологические основы со in.; рте нет нова ннн деятельности воспитателя- Лнтореф.док.дис, Д., 19S1. Степкин 10.П. Исследования ав-юритста личности как социально-психологического явления: Автореф.канд.дис- Л., 1976. ** Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. M., т.З, с. 426. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА Г40 То же бросается в глаза и в сфере взаимоотношений в тех общностях, с представителями которых приходится повседневно контактировать человеку. В одних общностях они строятся, исходя из принципа «человек человеку — друг, товарищ и брат», в других — «человек человеку — волк», в третьих исходя из ситуации и из того, кто с кем взаимодействует. Вместе с тем каждый отдельный человек — не воск и не мягкая глина. В силу накопленного им опыта, находящего свое отражение в сформировавшихся у него потребностях, интересах, склонностях, всегда влияющих как на характер оценивания им поступающей к нему информации и ее источников, так и на принимаемые по поводу содержания этой информации решения и на их осуществление, он оказывается неодинаково податливым на воздействия общностей, составляющих его социальную микросреду. Он, как правило, тяготеет к тем общностям, которые своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером установившегося в них психологического климата, личностными особенностями людей, входящих в эти общности, отвечают его потребностям, интересам, склонностям, и стремится дистанцироваться от тех общностей, которые благодаря присущим им свойствам находятся в разладе с потребностями, интересами и склонностями этого человека, например, когда он уже привык поклоняться золотому тельцу, а они не способствуют его материальному обогащению, заставляют его часто переживать свою ущербность в чем-то и не удовлетворяют его притязания. Но жизнь, как известно, сложна, и очень часто возникают ситуации, когда человеку не вырваться из общности, которая не отвечает особенностям его познавательной, мо-тивационно-эмоциональной и поведенческой сфер, и тогда возникает скрытая или явная борьба общности и личности, которая или ломает личность, или, наоборот, эта личность, черпая поддержку у других общностей, или, находя другие источники для такой поддержки, в этой борьбе поднимается на более высокий уровень в своем развитии (через сопротивление растет. И в названных коллизиях, хотя и не часто, человек может нажить такой личностный и субъектнодеятельностный калибр, проявляющийся в силе его ума, в несгибаемом нравственном стержне, в богатой партитуре способов поведения, оптимально отвечающей своеобразию возникающих вокруг него обстоятельств, что он начинает вести за собой общность, которая раньше обращалась с ним только как с объектом воздействия, начисто игнорируя его потребности, интересы и склонности И в то же время этот же самый человек вполне спокойно может принимать роль ведомого в другой общности, также входящей в его микросреду, если он чувствует, что она помогает ему осуществлять желаемые им цели, удовлетворяет его притязания, не заставляет постоянно пребывать в состоянии эмоционального дискомфорта. Можно было бы и дальше рассматривать возможные варианты взаимодействия социальной микросреды и человека, но, как помнит читатель, в начале этой статьи была поставлена задача прочертить контуры такого взаимодействия между социальной средой и человеком и таких корректив его, которые обеспечивали бы движение человека в процессе развития к достижению вершин в овладении им ценностями жизни и культуры и формировали бы у него способности неординарного труженика-творца в выбранной им области профессионального труда. К освещению существенных, на наш взгляд, условий решения этой труднейшей проблемы мы и перейдем. И для начала попробуем рассмотреть этот процесс на примере направленного формирования современного российского школьника как личности и как субъекта деятельности. Находясь в микросреде, которая его окружает,— в семье, в классе, среди товарищей по двору (если это городской школьник), посещая кружки и секции (если у родителей есть средства их оплачивать), учащийся младших классов, подросток, юноша или девушка — старшеклассники постоянно испытывают воздействия на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются часто предельно разноплано-выми и нередко очень противоречивыми, и они не всегда «работают» на превращение основных ценностей жизни и культу рыв собственные ценности школьника, направленно не стимулируют развитие его способностей, а в теперешней социально-культурной обстановке порой напрямую способствуют укоренению в его личности пссвдоценностей и формированию квазиспособностей и склонностей, несущих в себе негативные характеристики. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников в теперешнее непростое время, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других общпистей, которые все вместе образуют микросрсду его развития. И очерчивая содержание этой «модели» школьника как личности (носителя отношений) и как субъекта деятельности («владетеля» способностей), педагоги школы должны суметь оставаться реалистами и не выходить за пределы возможного, которое дает сегодняшняя действительность для процесса воспитания. Конечно, надо постоянно иметь в виду важность формирования у учащихся отношения к планете Земля, к человечеству, к Отечеству, к труду, к семье, к другим людям, к себе самим как к высшим ценностям и одновременно развития у них, учитывая характер задатков каждого, призвания италанта, но практическая педагогика, как известно,— это искусство возможного. Поэтому осуществление в полной мере последнего требует при продумывании и проведении в жизнь стратегии и тактики воспитательного процесса обязательного учета всех объективных и субъективных факторов, которые в нем участвуют, и непременно в их теперешней форме существования и выражения (громадного расслоения семей по признаку материального достатка, усиления криминогенной направленности подростковых компаний, «обездуховливания» содержания передач, которые адресуют молодежи средства массовой информации, появления платного образования, сужения охвата учащихся всевозможными формами внешкольной работы, усиления роли церкви и др.). Поскольку неформальное воспитание предполагает его инструментовку, за которой стоит всестороннее оценивание условий жизни каждого конкретного ученика, наиболее действенных источников влияния на него и успевшей сформироваться у него картины мира, главенствующих отношений, типичных для него способов поведения, то это фактически всегда означает анализ школой социальной микросреды учащегося и последующую работу по усилению действия на последнего одних составляющих этой среды, нейтрализацию действия других, а часто и внесение в эту среду таких факторов, которых до этого в ней не было. 11ри этом при планировании и осуществлении воспитательных воздействий, в том числе и тех, с помощью которых изменяется микросрсда школьника, необходимо постоянно-делать поправку на возраст, пол, индивидуально-личност- ные и субъектно-деятельностные особенности учащихся и не уповать на всемогущество в воспитании фактора деятельности или фактора отношений, если нам остается неизвестным, какой психологический отзвук они получают во внутреннем мире школьника. Приходится вновь и вновь повторять эту кажущуюся очевидной мысль, поскольку в повседневной работе с учащимися очень часто забывается, что «общее существует лишь в отдельном и через отдельное». А раз мы действительно хотим в теперешних архисложных, социально неоднозначных условиях осуществить ту цель воспитания, о которой речь шла выше, инструментовка специально планируемых и рассчитанных на получение определенного результата воспитательных воздействий (исистемныхиодиночных) не может не сопрягаться с глубоким проникновением в психологию каждого конкретного ученика. И здесь имеется в виду не понимание по отдельности каждой из составляющей психику школьника характеристик, хотя и это тоже нужно, а схватывание, так сказать, «основной мелодии», которая типична для внутреннего мира данного школьника и постижение в целом направления и степени активности работы этого мира. Если этот важнейший параметр психики ученика школа, педагоги не умеют правильно «схватить» и адекватно оценить и в то же время пытаются внести изменения в мйкро-среду школьника или как-то прямо воздействовать на него без учета названного фактора, настоящий воспитательный эффект может быть получен ими лишь случайно. Поэт Н.А. Заболоцкий в одном из своих самых известных стихотворений писал: «Не позволяй душе лениться!» Для воспитательного процесса это очень важная мысль, потому что действительно для успеха воспитательного дела школе, педагогам мало понимать душу или, другими словами, целостный внутренний мир того или иного школьника. Им еще обязательно надо уметь находить средства, которые побуждали бы этот «мир» постоянно активнейшим образом, «работать»: жадно, эмоционально заинтересованно впитывать информацию, которую дает окружающая действительность, глубоко осмысливать ее через призму полезности ее для обогащения, для упрочения главных ценностей жизни и культуры, для духовного роста самого «владельца» этого внутреннего мира, чтобы благодаря такой непрерывной интенсивной работе ума и сердца школьник испытывал бы неистребимую потребность откликаться затем на нее поступками и свершением деяний, инициируемых все более высокими в нравственном отношении мотивами. И ему это будет легче делать, если школа при этим будет од повременно проводить целенаправленную работу со средой окружающей школьника: обесценивать в его глазах одни влияния, идущие к нему, подкреплять и усиливать другие, по-умному организовать третьи, которых до этого не было. Решение этой труднейшей воспитательной сверхзадачи (а без него школа никогда не выполнит главную свою функцию — доведение процесса воспитания каждого ученика до такого уровня, когда последний без нажима извне начинает работать над самовоспитанием, саморазвитием и с этой целью искать и создавать вокруг себя микросрсду, которая содействовала бы удовлетворению его потребности в духовном, а позже еще и в профессиональном росте) требует от педагогов постоянного отхода от стереотипов и шаблонов в их будничной воспитательной деятельности и постоянного новаторски творческого отношения к своему делу. В теперешних драматических для великой державы условиях, в которых оказалась система образования в России, резкого падения планки нравственности во всем нашем обществе этого достигнуть им будет очень непросто. Но надо постоянно помнить: наши ученики никогда не будут двигаться в своем взаимодействии с миром в направлении к высотам духовности, если перед их глазами не будет примера повседневного движения к этим высотам их учителей. Оглавление Предисловие.................................... Раздел I. Понятие и общие характеристики общения Сущность общения и факторы, его определяющие.. 10 Проблема активности в общении...., Гностические характеристики общения
О других психологических факторах, влияющих на успешность общения......................
Социально-психологическая природа общения
37 48 56 67 Коммуникативное ядро личности и его проявления. 76 Диалог как форма психологического воздействия Проецирование или вкладывание себя в другого
Раздел III. Психологические факторы, обеспечивающие успешность или затрудненность общения
О качествах личности, нужных для успешного общения.................................. Психологические трудности общения и пути их преодоления..................... Раздел IV. О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения Общение и формирование личности..........…
Социальная среда и формирование ребенка как личности и как субъекта деятельности...... Формирование личности школьника в современных условиях....................... Воздействие стиля общения педагога с учащимися их эмоциональный опыт....................... Об управлении развитием отношений........... О факторах формирования у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности........................ Психологические условия гуманизации педагогического общения...................... О связях некоторых характеристик круга ближайшего общения личности и ее свойств................................... Социальная психология личности............... Об изучении характера человека................
Раздел V. К истории исследования общения Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева.................. Проблема общения в трудах В.Н. Мясищева Статьи автора, включенные в книгу........ Список литературы.......................
А.А. Бодалев ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Сдано в печать 20.07.96. формат 84х108/32. Бумага газе-шая. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 14,3. Тираж 10 000. Зака,! №5594. Отпечатано с компьютерного набора в издательско-полиграфической фирме «Воронеж», 394063. г.Воронеж, пр. Революции, 39.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным дли психологической науки. Рассматриваемый нами вид общения* — это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообраще-нис (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему «человек — человек» во всей многоаспектной динамике се функционирования. Следовательно, объектом исследования при этом должно выступать само общение как целостный процесс, а не отдельные его участники, причем его необходимо изучить как монообъект, а затем как элемент социальной системы. Для мсжличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степсни- * Среди.'ipyrii-', 1!и,юи общении могут быть названы: общение личности с различными общнистями людей, общение этих общностей между собой. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оноотличается отдругих видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. Общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность. Е;аимодсйствующие при этом личности удовлетворяют свою noipeoHOCTb в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждениедвумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людейн друге другом. В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. "* И это понятно, поскольку вне общения людей друге другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, h!k как при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем вданный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др. - Трудовая деятельность также обусловливает и программирует содержание и характер делового общения людей, участвующих в создании материального продукта. Многие факты свидетельству Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|