|
Раздел 1. Предназначение (миссия) и ценности школыПредназначение школы как социального института в целом описано в "Типовом Положении об общеобразовательном учреждении". Однако в этом разделе ОП речь должна идти не о предназначении школы вообще, а опредназначении той конкретной школы, общественным управляющим которой Вы являетесь. Может быть, Ваша школа ориентирована на подготовку выпускников в технические ВУЗы или на раскрытие потенциальных возможностей всех, кто в ней учится - мы не знаем, но школьная администрация про это знать просто обязана. Кстати, предназначение конкретной школы может меняться в зависимости от ее статуса и той роли, которую она играет в системе образования города (села, микрорайона). Возможно, что с появлением Управляющего совета предназначение школы несколько изменится. Поэтому вопрос "для чего существует наша школа?" вовсе не праздный. Отлично, если предназначение школы сформулировано в одном предложении. Раздел 2. Характеристика выпускника школы В этом разделе при помощи качественных характеристик целесообразно описать личность, которая должна быть сформирована в результате совместных усилий педагогов и родителей. На вопрос о том, как этот раздел может быть написан, последует простой ответ: так, как Вы члены Совета, договоритесь со школьной администрацией. Важно при этом избежать красивых, но общих фраз типа "высоконравственная гуманистическая личность", "духовно богатые люди" и т.п. Все должно быть максимально конкретно и понятно, в идеале - так, чтобы можно было проверить, достигли ли мы требуемого результата и желаемых качеств выпускника. Если школе удалось в этом разделе пояснить еще и то, чем ее выпускники отличаются от выпускников других школ, считайте, что Вам повезло... Раздел 3. Цели образовательного процесса Наконец-то мы добрались до образовательных целей школы! Тех самых, под которые формируется учебный план. Заметьте, уважаемый читатель, в образовательной программе и в этом ее разделе речь идет только об образовательных целях. Все, что связано с укреплением материальной базы или взаимоотношений школы с родителями, должно быть отражено в других документах, например в годовом плане работы или Программе развития школы. Естественно, что цели должны быть сформулированы максимально четко и конкретно, иначе ни члены Управляющего совета, ни администрация не смогут понять, сумела школа их реализовать или нет. Этот раздел ОП должен обязательно соотноситься с предыдущим и последующим. Мы не рискнем приводить примеры целей школы, дабы не провоцировать читателей на унификацию образовательных программ. Раздел 4. Учебный план и его обоснование Этот раздел может предварять небольшая пояснительная записка, в которой раскрываются принципы и подходы к формированию учебного плана Вашей школы. А сам учебный план, а вернее сказать, планы (в том числе и за предыдущие годы обучения) можно просто приложить к этому разделу ОП. Если внимательно изучить учебный план, то можно сделать вывод о его соответствии (или несоответствии) целям школы. Мы очень надеемся, что учебный план Вашей школы и его школьный компонент Действительно работают на достижение целей, сформулированных в предыдущем разделе. Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса В этом разделе школы обычно указывают те особенности организации обучения, которые необходимы для того, чтобы реализовать выбранное Удержание образования и обеспечить достижение заявленных школой Целей. Сдвоенные и интегрированные уроки, блочно-модульное обучение, использование проектных технологий и т.д. - все это должно быть оправдано и подчинено достижению целей школы. Логика здесь достаточно проста: цели школы должны соотносится с основным средством их достижения (учебным планом) и с особенностями организации образовательного процесса, которые в данной ситуации выступают как средства и условия достижения декларированных школой целей. Если заявленные школой особенности организации образовательного процесса покажутся Вам несколько надуманными, то, возможно, ситуацию прояснит беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Раздел 6. Критерии (показатели, измерители) реализации образовательной программы Если школа ставит цели, то хорошо было бы понимать, достигает она или нет. Если такого понимания нет, то появляются сомнения в управляемости и осмысленности всего того, что происходит в образовательном учреждении. В этом разделе ОП должен быть дан ответ на вопрос: как администрация, педагогический коллектив и Управляющий совет школы будут определять достижение (или недостижение) заявленных целей образовательного процесса? На уровне школы должны быть разработаны показатели, которые позволяли бы судить о том, насколько эффективно реализуется образовательная программа, в какой степени достигаются цели образовательного процесса, т.е. насколько реальный «продукт» деятельности школы соответствует желаемым характеристикам выпускника, изложенным в разделе втором. Разработка этих показателей может быть предметом совместной деятельности педагогов и родителей при активной роли Управляющего совета. Маленькое резюме Может быть, в Вашей школе существует другой подход к формированию образовательной программы? Что ж, это вполне нормально. Главное, чтобы этот подход позволял понимать педагогам и родителям, почему в их школе именно такое содержание образования... Если же в школе вообще нет образовательной программы, то у школьных управляющих есть хороший шанс поучаствовать в ее разработке. Нам представляется, что процесс разработки образовательной программы является не менее значимым для развития педагогического коллектива и отношений школы с родителями, чем результат в виде бумажного документа. Образовательная программа - открытый документ, поэтому и разрабатываться она должна открыто и совместно с теми, кто заинтересован в достижении детьми нужных образовательных результатов. Школьный компонент Уважаемый школьный управляющий, одним из важных вопросов, подлежащих согласованию со стороны Управляющего совета школы, является вопрос о реализации в Вашей школе так называемого "школьного компонента" учебного плана. Что же такое "школьный компонент" учебного плана и почему вопрос о его решении важен для работы школы? Школьный компонент - это составная часть учебного плана школы. Полная "наука об учебном плане" весьма сложна. Нередко даже опытные учителя не знают всех тонкостей этого вопроса. Относительно полными знаниями об учебном плане обладают, как правило, директора школ и опытные завучи, составляющие школьный учебный план и школьное расписание. Однако общее представление об учебном плане вполне доступно и для каждого непрофессионала. Напомним еще раз, что учебный план школы: a. определяет, какие учебные предметы и за какое время осваивают дети в каждом классе. b. включает в себя следующие компоненты: 1. федеральный - тот объем времени, предметы для которого расписываются федеральным образовательным Министерством (федеральным компонентом определяется то, что дети изучают во всех школах России); 2. региональный - тот объем времени, предметы для которого определяет Ваш регион (республика, край, область); 3. школьный - тот объем учебного времени, которым школа распоряжается самостоятельно. Предметы федерального и регионального компонента иногда объединяют общим понятием "базовый компонент". В рамках базового компонента общая программа для всех школ Вашего региона едина (хотя, конечно, методики обучения могут отличаться друг от друга). А вот школьный компонент различными школами выбирается, планируется и используется по-разному. Общее распределение времени (объем изучения предметов в федеральном компоненте, время для регионального и школьного компонентов) определяется типовым официальным документом, принимаемым на уровне федерального Министерства - федеральным базисным учебным планом (БУП). Примечание. На сегодня в основном на практике действует федеральный БУП, утвержденный в 1998г. Вместе с тем в марте 2004г. Министерством был утвержден перспективный федеральный БУП, однако пока на него, как на основу, перешло очень немного школ и регионов (Приложение №4). Отсюда практический совет: при начале работы с учебным планом Вашей школы обязательно поинтересуйтесь у администрации, на основании какого варианта федерального базисного плана построен учебный план Вашей школы. Итак, школьный компонент представляет собой тот ресурс времени, которым Ваша школа может распоряжаться по своему усмотрению в каждом классе. При этом важно понимать, что учебный план является не только педагогическим, но и финансовым документом - ведь оплата труда учителей в большинстве мест у нас производится по принципу "почасовки" (сама по себе это не лучшая система оплаты, она живет в школьной системе еще с советских времен, но по традиции еще действует). Следовательно, в зависимости от того, на какие предметы или занятия будет использован школьный компонент, будет зависеть и оплата учителей, которым отданы эти учебные часы и занятия. Каковы примерные объемы школьного компонента? Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, в том числе от продолжительности учебной недели (5 или 6 дней). Дело в том, что едиными для страны Санитарными правилами и нормами (СанПиН), призванными защищать здоровье наших детей в школе, определены максимальные лимиты учебного времени в неделю (разумеется, раздельно по годам обучения, то есть по классам). А вот объемы федерального и регионального компонента фиксированы. Таким образом, при 6-дневной учебной неделе школа имеет больше времени для школьного компонента (заметим, и больше возможностей для заработка учителей), а при 5-дневке - меньше. Увеличение школьного компонента нередко служит решающим фактором для администрации и педсоветов при принятии решения в пользу 6-днеевной учебной недели. Но важно понимать, что при этом растет и нагрузка детей, уменьшается время, которое ребенок может проводить в выходные дни с семьей. Поэтому решение о том, по какой учебной неделе учиться, также должно принадлежать школьному Управляющему совету!
Из приведенной таблицы видно, что объемы школьного компонента в разных классах отличаются друг от друга. Так, при 5-дневке они невелики для всех классов, кроме старших (по 2 часа в неделю, т.е. примерно от 6% до 9% учебного общего времени; 27% в старших классах). А при 6-дневке они становятся заметнее - от 15% до 33%). Как использовать школьный компонент? При обсуждении вариантов решений по использованию школьного компонента полезно иметь в виду следующее. Школьный компонент может использоваться: · на поддержку основных ("федеральных") учебных предметов, в рамках класса; · на обеспечение профильного обучения, углубленного изучения предметов; · на проведение индивидуальных, групповых, проектно-исследовательских занятии по программному материалу; · для консультирования учеников учителями; · на проведение факультативных занятий по «сверхпрограммному» материалу; · на проведение занятий по выбору учащихся; · на ведение нетрадиционных курсов. При этом вряд ли можно и нужно для всей школы приходить к единой схеме. Так, в младших классах школьный компонент может использоваться на одни цели (скажем, на консультации детей и на "поддерживающие" занятия), а в старших - на иные (например, на профильное обучение или на исследовательские проекты). ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|