Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что же Управляющий совет может улучшить в работе школы?





 

Во-первых, Управляющий совет может улучшить условия пребывания детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад жизни. Стремясь дать детям максимум современных знаний и умений, школа не должна забывать и об этой стороне своей работы. Именно поэтому качество комфортности школьной среды: безопасность детей, школьного питания, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха - все это забота членов школьного Управляющего совета. Не менее важный вопрос - защита прав участников образовательного процесса (и детей, и взрослых).

Как это можно сделать? Прежде всего, надо внимательно, не спеша, изучить, в каких условиях работает школа сегодня, что мешает ей быть такой безопасной и уютной, теплой и доброжелательной, как хотелось бы. Поняв это, можно наметить самые главные изменения к лучшему в школьной жизни и вместе со школьной администрацией начать шаг за шагом проводить их в жизнь.

Во-вторых, Управляющий совет может влиять на улучшение обучения детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе данной школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.

Как это можно сделать? Об этом подробнее говорится в разделе нашего Пособия о работе Управляющего совета в образовательных вопросах.

В-третьих, Управляющий совет дает согласие на введение вдействие программы развития школы - документа, в котором ясно и четко описывается (либо проектируется) будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от дня сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить практически все стороны школьной жизни.

Уже сегодня в активе школьных Управляющих советов немалое число свершений: где-то Совет помог установить на проезжей части у школы "лежачий полицейский" или добился переноса автобусной остановки, где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в охране школьного здания. Эти "малые дела" - реальное доказательство возможностей Управляющего совета влиять на улучшение положения дел в школе.

Как это можно сделать? Для начала нужно познакомиться с предлагаемой педагогическим коллективом программой развития школы или с ее проектом, посмотреть ее основные направления, включиться вместе с учителями в работу над программой. Тогда право на согласование программы, данное школьному Совету, будет использовано с наибольшей отдачей.

В-четвертых, Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.

Как это можно сделать? Прежде всего, общественные управляющие должны понять, как финансируется школа, откуда и в каких объемах она получает средства. После этого начинается кропотливая работа по поиску новых источников финансирования школы и путей разумного и экономного расходования средств. О ней мы подробнее расскажем в специальном разделе Пособия.

 

Подытожим. Так чем же Управляющий совет может помочь в работе школы?

Он может помочь:

1. прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы;

2. определить пути развития школы;

3. найти ресурсы и средства для этого развития;

4. улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс;

5. улучшить условия школьной жизни;

А конкретные пути решения этих задач в Вашей школе, мы уверены, Вы найдете сами...

 

Что такое современная российская школа?

 

Члену Управляющего совета очень важно понимать, что такое школа, как устроена эта сложная социальная организация, какие задачи стоят сегодня перед российской школой в целом.

Модернизация школы: перспектива и сегодняшний день

Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления - модернизации. Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению "прорыва" России к новому уровню экономики и новому качеству жизни ее граждан. Но чтобы стать таким институтом, образование должно соответствовать новым требованиям времени.

Среди главных задач модернизации российского образования достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники в больших и малых городах, селах и станицах должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных жизненных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные.

Намечены пути решения этих задач: создание новых образовательных стандартов, введение объективной оценки качества образования, построение более разумной и эффективной сети образовательных учреждений, изменение образовательных технологий, информатизация школы, обновление системы финансирования школ и оплаты труда учителей... Все эти направления работы требуют значительных изменений в самих основах существования школы, а значит - и в управлении ею.

Именно поэтому в рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач - задача развития институтов общественного участия в управлении. В крупнейшем Национальном проекте в области образования, который будет осуществляться начиная с 2006 года и в рамках которого тысячи школ страны смогут получить солидную финансовую поддержку государства, наличие в школе действующего органа государственно-общественного управления является обязательным критерием участия школ в Национальном проекте.

Можно предположить, что в ближайшие годы деятельность Управляющих советов будет нацелена именно на комплексную реализацию главных задач модернизации российской школы.

 

Предназначение школы

Вшколе дети проводят значительную часть своей жизни и получают общее образование. В нашей стране обязательным является девятилетнее общее образование (оно называется основным), поэтому любой гражданин России, нравится ему это или нет, должен, согласно Конституции (ст. 43), в обязательном порядке закончить девятилетку, сдать экзамены и получить документ о соответствующем уровне образования. Естественно, что для тех, кто желает получить в стенах школы среднее (полное) общее образование, открыта дорога в 10 и 11 классы.

Главным в школе является хорошо знакомый всем читателям по личному опыту образовательный процесс, который состоит из обучения (с присущим ему четким расписанием занятий, обязательным, как правило, посещением уроков, делением учащихся на постоянные по составу классы2) и внеучебной работы, часто характеризуемой как дополнительное образование, с большей долей добровольности, разновозрастным характером общения, широким кругом интересных для ребят видов деятельности.

Эти два традиционных для школы вида деятельности, которые есть в каждой школе и которые условно делят каждый день школьной жизни на "первую и вторую половины", сегодня уже не исчерпывают сложного содержания образовательного процесса. В него постепенно входят новые составляющие - педагогическая и психологическая поддержка, сопровождение, тьюторство, социально-педагогическая работа и др.

Долгое время было принято считать, что главная задача школы - дать ученикам глубокие и прочные знания основ наук. Однако такое понимание задач школы сегодня воспринимается как узкое и несколько устаревшее.

Хорошая школа решает сегодня множество задач, а именно:

· познавательные задачи, связанные с формированием у ребят системы

---------------------

2 Мы говорим здесь о признаках организации обучения, традиционных для так называемой классно-предметно-урочной системы, восходящей к известному чешскому педагогу XVII в. Яну-Амосу Коменскому. В последние десятилетия педагогическая мысль всего мира ищет новые, более современные подходы к школьному обучению, ведущие к отказу от многих атрибутов традиционной школы.

знаний, умений и навыков. Однако в последние годы в развитых странах мира стремятся нацелить образовательный процесс в школе не просто на усвоение большого объема знаний и умений, а на формирование у учащихся готовности гибко, успешно действовать в различных жизненных ситуациях. Иначе говоря, школьное образование должно сегодня формировать у обучающихся важнейшие, ключевые компетентности: способность учиться и добывать нужную информацию, строить отношения с окружающими людьми, решать практические проблемы, то есть то, что необходимо школьнику, чтобы стать успешным современным человеком;

· задачи воспитания и социализации, связанные с формированием ребенка как гражданина, члена общества, личности, со своей нравственной и ответственной позицией;

· задачи психического и творческого развития, подразумевающие развитие духовной жизни личности, ее интеллекта, воли, эмоций, творческих дарований;

· задачи сохранения здоровья учащихся, приобщения их к здоровому образу жизни.

Познавательные задачи и требования к результатам обучения отчасти стандартизированы и подкрепляются государственными образовательными стандартами и учебными программами. Их достижение (или не достижение) фиксируется в ходе школьных экзаменов и других форм аттестации учащихся, а на выходе из школы в последнее время - и в виде Единого (объединяющего выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в вузы) государственного экзамена.

Другие (воспитательные, развивающие, оздоровительные) задачи школы не фиксируются столь жестко и не включены в обязательные для всех школ стандарты. Но это не делает их менее значимыми для общества и семьи, которые надеются, что школа сможет решить и их на достойном уровне. Да и кто может утверждать, что человек знающий важнее и лучше человека порядочного?

Кроме того, школа вносит немалый вклад в профилактику и лечение" социальных недугов, возникших не по ее вине: преступности, наркомании, детской безнадзорности...

Теперь кратко опишем, как регулируется жизнь школы и отношения тех, кого принято называть участниками образовательного процесса, то есть учителей, учеников и их родителей.

Устав школы

Каждая школа (как и каждое государство) имеет свою "Конституцию" - это Устав школы. Устав - основной документ, который определяет жизнь школы. Он разрабатывается и принимается самой школой и утверждается учредителем 3.

В Уставе можно найти ответы на абсолютное большинство вопросов, касающихся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Именно поэтому святая обязанность администрации школы познакомить с этим документом в обязательном порядке тех, кто приходит в нее работать или учиться. Пункт 2 статьи 16 закона РФ "Об образовании" гласит: "При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию

образовательного процесса". Текст Устава должен быть доступен как для родителей

---------------------

3 Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об образовании":

"1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы): 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане Российской Федерации иностранные граждане".

На сегодняшний день учредителями подавляющего большинства общеобразовательных учреждений являются органы местного самоуправления (муниципальные администрации, созданные ими органы управления образованием и т.д.).

учащихся, так и для самих учащихся, чей возраст уже позволяет понять изложенные в нем нормы. Администрация школы обязана организовать деятельность образовательного учреждения в соответствии с этим документом. Действия должностных лиц в школе, противоречащие Уставу, недопустимы. За этим следят органы управления образованием и прокуратуры.

У каждой школы также должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право учреждения выдавать документы об образовании государственного образца (аттестаты).

Как орган внутришкольного управления Управляющий совет должен не только превосходно знать содержание Устава своей школы и пресекать любые его нарушения: Совет может принять самое активное участие в разработке или доработке Устава школы, который, как и было подчеркнуто нами в начале этого фрагмента, разрабатывается и принимается самой школой! И первым шагом здесь должно стать изменение Устава в связи с созданием Управляющего совета (подробнее см. в последующих главах).

Локальные акты школы

Кроме Устава, в каждой школе в обязательном порядке имеется целый пакет документов под общим названием "Локальные акты". В отличие от Устава, локальные акты утверждаются самой школой (директором или, что важно, также и Управляющим советом). В этом пакете обычно представлены "Правила" или "Положения", они регламентируют отношения и процедуры в школьной практике, не отрегулированные Уставом школы. Например, "Правила внутреннего трудового распорядка" (они касаются только членов трудового коллектива школы), "Правила поведения учащихся", положения "Об оказании платных образовательных услуг", "Об экстернате", "О педагогическом совете", "О Совете старшеклассников" и пр. Кстати, "Положение об Управляющем совете школы" тоже является локальным актом. Все правила и положения должны быть утверждены, как правило, в том порядке, который в общем виде задается в Уставе.

Школьный уклад

Однако школа живет не только по Уставу и локальным актам. Ее жизнь гораздо богаче, чем это предусмотрено нормативными документами. Да на бумаге и невозможно исчерпывающе описать и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти (и происходят) в наших школах. Эти ситуации тоже должны каким-то образом регулироваться.

Поэтому, кроме писаных правил, в любой школе существует целая система норм и ценностей, согласно которым в школе живут, общаются и учатся участники образовательного процесса. Эти "неписаные" правила сформировались путем достаточно долгой "притирки" ценностей учителей, администрации, учащихся и их родителей и относятся к организационной культуре (укладу, традициям) каждой конкретной школы.

Организационная культура (уклад, традиции) школы - система ценностей, норм, верований, представлений, убеждений, которые (чаще всего на неосознаваемом уровне) разделяются большинством коллектива школы и во многом определяют поведение членов школьного сообщества.

Таким образом, все участники образовательного процесса вынуждены считаться не только с Уставом школы и ее локальными актами, но и следовать нормам организационной культуры. В культуре, в укладе школы живут ценности и нормы социально приемлемого поведения. Стиль одежды педагогов и учащихся (деловой или достаточно свободный), принятый способ общения администрации и учителей, учителей и учащихся, учителей и родителей регулируются именно этими нормами. Если деятельность кого-то из участников образовательного процесса будет выходить за пределы этих норм, то она получит иногда молчаливое, а иногда и громогласное неодобрение.

Нормы организационной культуры свои проявления обычно находят в высказываниях типа: "У нас в школе так не принято", "В нашей школе принято делать так", "В нашей школе всегда был такой порядок", "У нас этого делать нельзя", "Мы всегда поступали так" и т.п.

. Школа может быть достаточно консервативной или, наоборот, стремящейся к нововведениям. В школе, исповедующей "культ знаний", отношение к детям со стороны учителей, как правило, зависит от их учебных успехов. Однако существуют школы, в которых учебные достижения учащихся стоят далеко не на первом месте в ряду ценностей педагогического коллектива. Это также зависит от особенностей организационной культуры. Педагоги могут ставить во главу угла успехи учащихся или, напротив, делать акценты на их неудачах. Школа может быть "теплой" или "холодной", уютной и не очень, и эти характеристики зависят не только от температуры воздуха в классах и количества цветов в школьных коридорах... Несмотря на то, что организационная культура очень сложно диагностируется и еще сложней описывается, с ее проявле­ниями участники образовательного процесса сталкиваются ежедневно.

Кстати, и в той организации, где Вы, уважаемый читатель, работаете, есть своя организационная культура, и она тоже в значительной степени регулирует поведение сотрудников.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.