Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ





РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ

Методическое пособие

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От редактора. Обращение к читателю 3

Приветствие от Национальной ассоциации членов Управляющих советов Англии 5

Вместо предисловия 5

Глава 1. Будем знакомы: Управляющий совет школы 6

1.1. Что такое школьный Управляющий совет и для чего он предназначен? 6

1.2. Что и как Управляющий совет может улучшить в работе школы? 8

1.3. Что такое современная российская школа? 9

1.4. Почему раньше у нас не было Управляющих советов? 13

Глава 2. Основные полномочия Управляющего совета 15

2.1. Что может и чего не может Управляющий совет: стратегическое управление 15

2.2. Основные полномочия Управляющего совета 16

2.3. Количественный состав Управляющего совета 19

Глава 3. Формирование Управляющего совета 20

3.1. Порядок формирования Управляющего совета 20

3.2. Выборы. Формирование исходного состава Управляющего совета 24

3.3. Организация выборов в Управляющий совет 26

Глава 4. Школьные управляющие: кто они? 31

4.1. Права и обязанности школьного управляющего 31

4.2. Школьники в Управляющем совете 32

4.3. Родители в Управляющем совете 34

4.4. Работники школы в Управляющем совете 35

4.5. Кооптированные члены Управляющего совета 38

4.6. Представитель учредителя в Управляющем совете 40

Глава 5. Основные направления работы Управляющего совета 41

5.1. Управляющий совет и образовательный процесс 41

5.2. Управляющий совет и финансы школы 57

Глава 6. Организация работы Управляющего совета 63

6.1. Начинаем работу 63

6.2. Комиссии (комитеты) Совета 65

6.3. Порядок работы Управляющего совета, подготовка и проведение заседаний 67

6.4. Порядок принятия и исполнения решений Управляющего совета 71

6.5. Место работы и делопроизводство Управляющего совета 71

6.6. Взаимодействие Управляющего совета с различными представителями

школьного и местного сообщества 73

6.7. Этическая сторона работы школьного управляющего 76

Заключение. Что значит быть хорошим школьным управляющим? 78

Приложения 79

Приложение 1. Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы 79

Приложение 2. О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации модели Управляющих советов общеобразовательных учреждений 81

Приложение 3. Министерство образования: Методические рекомендации по функциям, организации и работе Управляющих советов общеобразовательных учреждений 82

Приложение 4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений 85

Приложение 5. Проект Положения о порядке выборов в Управляющий совет 97

Приложение 6. Положение об Управляющем совете муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №145 г. Красноярска 105

Приложение 7. Договор о взаимоотношениях общеобразовательного учреждения и учредителя 110

Приложение 8. Извлечения из Устава школы № 143г. Красноярска в части полномочий и деятельности Управляющего совета 113

Приложение 9. Распределение полномочий между директором и Управляющим советом (один из возможных вариантов) 118

Приложение 10. Материалы к разработке Программы развития образовательного учреждения 123

Приложение 11. Примерные формулировки разделов образовательной программы 127

Приложение 12. Участие в дискуссии 129

Приложение 13. Что такое гранты и где их можно получить? 129

Приложение 14. Извлечение из Закона о школах (Южно-Африканская Республика) 132

 

Аннотация

 

Данная книга создана коллективом авторов, которые сегодня практически формируют в российских школах декларированный федеральным законом "Об образовании" государственно-общественный характер управления образованием. Центральный орган государственно-общественного управления школой - это школьный Управляющий совет.

Сегодня Управляющие советы уже эффективно работают в сотнях школ ряда регионов Российской Федерации. Опыт проектирования, формирования и организации деятельности школьных Управляющих советов представлен в настоящем коллективном труде наиболее активных участников этой работы.

Первая глава Пособия дает представление о том, что происходит в современной российской школе, как она устроена и как работает, каковы тенденции ее изменений в ближайшей перспективе. Это описание адресовано не только работнику образования, но любому читателю, интересующемуся вопросами жизни школы. Вопрос о сущности и предназначении школьного Управляющего совета описан в этом широком контексте.

Вторая глава представляет перечень управленческих полномочий школьного Управляющего совета, их нормативное правовое обоснование на школьном уровне в соответствии с действующим российским законодательством.

Третья глава посвящена созданию в школе Управляющего совета. Предложенные порядок и процедуры формирования обеспечивают разумное и справедливое представительство в этом новом органе делегатов от всех категорий "школьных стекхолдеров" - учителей, учащихся, их родителей, а также представителей местного сообщества и попечителей образования.

В четвертой главе раскрыты возможности участия в управлении школой и обязанности школьных управляющих, а также роль и место в Управляющем совете представителей работников школы, учащихся, их родителей, представителей местного сообщества.

Пятая глава предлагает апробированные школьными Управляющими советами методы управления образовательным процессом и финансами школы, подробно и в доступной форме дает описание основных объектов школьного управления.

Шестая глава знакомит читателя с организацией деятельности школьного Управляющего совета, подробно раскрывает порядок коллегиальной разработки и принятия Советом управленческих решений, описывает формы взаимодействия Управляющего совета с другими органами школьного управления и самоуправления, с различными представителями школьного и местного сообщества. Здесь же обсуждается этическая сторона деятельности школьных управляющих.

Завершают Пособие объемные Приложения, в которых представлены практически все необходимые для создания и деятельности Управляющих советов нормативные правовые документы федерального, регионального и школьного уровня, методические и справочные материалы о наиболее важных сторонах деятельности Управляющего совета в школе.

Настоящее Пособие предназначено не только для создателей школьных Управляющих советов, для общественных школьных управляющих - представителей нового в России института гражданского участия в управлении образованием. Оно полезно также и для работников школ, где действуют или создаются Управляющие советы, для учащихся этих школ и их родителей, для тех представителей российского гражданского общества, кто включается в жизнь системы образования и внимательно следит за происходящим в ней.

Книга написана с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, а также международной практики школьного управления.

Пособие создано при поддержке Британского Совета. Значительную консультативную помощь авторскому коллективу оказал Председатель Национальной Ассоциации членов Управляющих советов г-н Нил Дэвис.

Пособие представляет собой ценный материал для исследователей вопросов управления образованием, и в частности государственно-общественного управления российским образованием.

 

Вместо предисловия

 

Появление в российской школе нового органа управления, в котором главную роль придется играть не профессионалам от образования, а родителям учащихся, людям самых разных профессий, заставляет задуматься о том, как познакомить начинающих школьных управляющих с предстоящей им деятельностью, их правами и обязанностями.

Решение этой задачи сначала казалось делом довольно простым и знакомым: сесть за компьютер и написать традиционные методические рекомендации о том, что и как надо делать школьным управляющим.

Но когда были сделаны первые попытки написания таких рекомендаций, оказалось, что этот подход никуда не годится. Слова и фразы, вполне привычные для слуха директоров школ и учителей, обычными людьми, пришедшими в Управляющие советы, как мы убедились, воспринимаются совершенно иначе - как скучные, заумные и малопонятные. Стало ясно, что книги для школьных управляющих надо писать совсем по-другому!

Но как "по-другому"? Об этом авторы данной необычной книги немало размышляли, обратившись к опыту британских коллег, научившихся за годы существования школьных Управляющих советов писать для их членов дельные и толковые книжки, спорили между собой при встречах и в оживленной переписке.

В итоге дискуссии мы договорились о главном: (1) писать текст языком простым и понятным для педагогически не искушенного читателя; (2) не перегружать читателя излишней информацией.

Необычность задачи, стоящей перед авторами книги, привела к необычности ее стиля и языка, которые сильно отличаются от традиционной педагогической литературы. Удалось ли нам выполнить взятые на себя обязательства - судить читателям.

Еще одна сторона дела: что должно предлагать Пособие? Давать начинающим и будущим членам Управляющих советов четкие однозначные инструкции или размышлять и советовать?

Авторы книги придерживаются четкой и единой позиции: "В деле создания Управляющих советов мы все делаем первые шаги и поэтому не навязываем и не говорим читателю, что он должен в своей школе "делать так и только так!", а даем ориентиры и рекомендации с опорой на опыт и некоторые нормативно-методические разработки". Такой подход кажется нам вполне открытым для поиска и самостоятельного формирования читателями - школьными управляющими - нового для них и для всех нас опыта.

В Пособии мы попытались ответить на ряд наиболее важных вопросов, а именно:

· Что такое Управляющий совет и для чего он создается в школе?

· Каковы его полномочия?

· Кто входит в состав Управляющего совета?

· Как создается школьный Управляющий совет?

·. Как наладить отношения и взаимодействие между Управляющим советом и директором школы, ее педагогическим коллективом?

· Как организовать работу Управляющего совета в школе и др?

И что, может быть, не менее важно, Пособие рассказывает о том, что такое школа: о правовой базе ее деятельности, об управлении школой и ее финансами, о важных педагогических аспектах ее работы и др.

Необычное Пособие создано и необычным во многом авторским коллективом. В написании Пособия для школьных управляющих приняли участие люди из нескольких регионов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Тамбова и Калининграда, Ярославля и Красноярска, Карелии, - тех регионов, где при поддержке Министерства образования и науки РФ раньше других начали создаваться школьные Управляющие советы.

Среди авторов книги - директора и завучи школ, сотрудники органов управления образованием, юристы, научные работники, преподаватели вузов и институтов повышения квалификации работников образования, а также, что очень важно, председатели некоторых из первых созданных у нас Управляющих советов.

Очень надеемся, что первый опыт подготовки Пособия для школьных управляющих в российских условиях окажется полезным для читателей, а значит, и для Управляющих советов, и для наших школ, и для всех, кто с ними связан.

 

Предназначение школы

Вшколе дети проводят значительную часть своей жизни и получают общее образование. В нашей стране обязательным является девятилетнее общее образование (оно называется основным), поэтому любой гражданин России, нравится ему это или нет, должен, согласно Конституции (ст. 43), в обязательном порядке закончить девятилетку, сдать экзамены и получить документ о соответствующем уровне образования. Естественно, что для тех, кто желает получить в стенах школы среднее (полное) общее образование, открыта дорога в 10 и 11 классы.

Главным в школе является хорошо знакомый всем читателям по личному опыту образовательный процесс, который состоит из обучения (с присущим ему четким расписанием занятий, обязательным, как правило, посещением уроков, делением учащихся на постоянные по составу классы2) и внеучебной работы, часто характеризуемой как дополнительное образование, с большей долей добровольности, разновозрастным характером общения, широким кругом интересных для ребят видов деятельности.

Эти два традиционных для школы вида деятельности, которые есть в каждой школе и которые условно делят каждый день школьной жизни на "первую и вторую половины", сегодня уже не исчерпывают сложного содержания образовательного процесса. В него постепенно входят новые составляющие - педагогическая и психологическая поддержка, сопровождение, тьюторство, социально-педагогическая работа и др.

Долгое время было принято считать, что главная задача школы - дать ученикам глубокие и прочные знания основ наук. Однако такое понимание задач школы сегодня воспринимается как узкое и несколько устаревшее.

Хорошая школа решает сегодня множество задач, а именно:

· познавательные задачи, связанные с формированием у ребят системы

---------------------

2 Мы говорим здесь о признаках организации обучения, традиционных для так называемой классно-предметно-урочной системы, восходящей к известному чешскому педагогу XVII в. Яну-Амосу Коменскому. В последние десятилетия педагогическая мысль всего мира ищет новые, более современные подходы к школьному обучению, ведущие к отказу от многих атрибутов традиционной школы.

знаний, умений и навыков. Однако в последние годы в развитых странах мира стремятся нацелить образовательный процесс в школе не просто на усвоение большого объема знаний и умений, а на формирование у учащихся готовности гибко, успешно действовать в различных жизненных ситуациях. Иначе говоря, школьное образование должно сегодня формировать у обучающихся важнейшие, ключевые компетентности: способность учиться и добывать нужную информацию, строить отношения с окружающими людьми, решать практические проблемы, то есть то, что необходимо школьнику, чтобы стать успешным современным человеком;

· задачи воспитания и социализации, связанные с формированием ребенка как гражданина, члена общества, личности, со своей нравственной и ответственной позицией;

· задачи психического и творческого развития, подразумевающие развитие духовной жизни личности, ее интеллекта, воли, эмоций, творческих дарований;

· задачи сохранения здоровья учащихся, приобщения их к здоровому образу жизни.

Познавательные задачи и требования к результатам обучения отчасти стандартизированы и подкрепляются государственными образовательными стандартами и учебными программами. Их достижение (или не достижение) фиксируется в ходе школьных экзаменов и других форм аттестации учащихся, а на выходе из школы в последнее время - и в виде Единого (объединяющего выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в вузы) государственного экзамена.

Другие (воспитательные, развивающие, оздоровительные) задачи школы не фиксируются столь жестко и не включены в обязательные для всех школ стандарты. Но это не делает их менее значимыми для общества и семьи, которые надеются, что школа сможет решить и их на достойном уровне. Да и кто может утверждать, что человек знающий важнее и лучше человека порядочного?

Кроме того, школа вносит немалый вклад в профилактику и лечение" социальных недугов, возникших не по ее вине: преступности, наркомании, детской безнадзорности...

Теперь кратко опишем, как регулируется жизнь школы и отношения тех, кого принято называть участниками образовательного процесса, то есть учителей, учеников и их родителей.

Устав школы

Каждая школа (как и каждое государство) имеет свою "Конституцию" - это Устав школы. Устав - основной документ, который определяет жизнь школы. Он разрабатывается и принимается самой школой и утверждается учредителем 3.

В Уставе можно найти ответы на абсолютное большинство вопросов, касающихся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Именно поэтому святая обязанность администрации школы познакомить с этим документом в обязательном порядке тех, кто приходит в нее работать или учиться. Пункт 2 статьи 16 закона РФ "Об образовании" гласит: "При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию

образовательного процесса". Текст Устава должен быть доступен как для родителей

---------------------

3 Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об образовании":

"1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы): 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане Российской Федерации иностранные граждане".

На сегодняшний день учредителями подавляющего большинства общеобразовательных учреждений являются органы местного самоуправления (муниципальные администрации, созданные ими органы управления образованием и т.д.).

учащихся, так и для самих учащихся, чей возраст уже позволяет понять изложенные в нем нормы. Администрация школы обязана организовать деятельность образовательного учреждения в соответствии с этим документом. Действия должностных лиц в школе, противоречащие Уставу, недопустимы. За этим следят органы управления образованием и прокуратуры.

У каждой школы также должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право учреждения выдавать документы об образовании государственного образца (аттестаты).

Как орган внутришкольного управления Управляющий совет должен не только превосходно знать содержание Устава своей школы и пресекать любые его нарушения: Совет может принять самое активное участие в разработке или доработке Устава школы, который, как и было подчеркнуто нами в начале этого фрагмента, разрабатывается и принимается самой школой! И первым шагом здесь должно стать изменение Устава в связи с созданием Управляющего совета (подробнее см. в последующих главах).

Локальные акты школы

Кроме Устава, в каждой школе в обязательном порядке имеется целый пакет документов под общим названием "Локальные акты". В отличие от Устава, локальные акты утверждаются самой школой (директором или, что важно, также и Управляющим советом). В этом пакете обычно представлены "Правила" или "Положения", они регламентируют отношения и процедуры в школьной практике, не отрегулированные Уставом школы. Например, "Правила внутреннего трудового распорядка" (они касаются только членов трудового коллектива школы), "Правила поведения учащихся", положения "Об оказании платных образовательных услуг", "Об экстернате", "О педагогическом совете", "О Совете старшеклассников" и пр. Кстати, "Положение об Управляющем совете школы" тоже является локальным актом. Все правила и положения должны быть утверждены, как правило, в том порядке, который в общем виде задается в Уставе.

Школьный уклад

Однако школа живет не только по Уставу и локальным актам. Ее жизнь гораздо богаче, чем это предусмотрено нормативными документами. Да на бумаге и невозможно исчерпывающе описать и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти (и происходят) в наших школах. Эти ситуации тоже должны каким-то образом регулироваться.

Поэтому, кроме писаных правил, в любой школе существует целая система норм и ценностей, согласно которым в школе живут, общаются и учатся участники образовательного процесса. Эти "неписаные" правила сформировались путем достаточно долгой "притирки" ценностей учителей, администрации, учащихся и их родителей и относятся к организационной культуре (укладу, традициям) каждой конкретной школы.

Организационная культура (уклад, традиции) школы - система ценностей, норм, верований, представлений, убеждений, которые (чаще всего на неосознаваемом уровне) разделяются большинством коллектива школы и во многом определяют поведение членов школьного сообщества.

Таким образом, все участники образовательного процесса вынуждены считаться не только с Уставом школы и ее локальными актами, но и следовать нормам организационной культуры. В культуре, в укладе школы живут ценности и нормы социально приемлемого поведения. Стиль одежды педагогов и учащихся (деловой или достаточно свободный), принятый способ общения администрации и учителей, учителей и учащихся, учителей и родителей регулируются именно этими нормами. Если деятельность кого-то из участников образовательного процесса будет выходить за пределы этих норм, то она получит иногда молчаливое, а иногда и громогласное неодобрение.

Нормы организационной культуры свои проявления обычно находят в высказываниях типа: "У нас в школе так не принято", "В нашей школе принято делать так", "В нашей школе всегда был такой порядок", "У нас этого делать нельзя", "Мы всегда поступали так" и т.п.

. Школа может быть достаточно консервативной или, наоборот, стремящейся к нововведениям. В школе, исповедующей "культ знаний", отношение к детям со стороны учителей, как правило, зависит от их учебных успехов. Однако существуют школы, в которых учебные достижения учащихся стоят далеко не на первом месте в ряду ценностей педагогического коллектива. Это также зависит от особенностей организационной культуры. Педагоги могут ставить во главу угла успехи учащихся или, напротив, делать акценты на их неудачах. Школа может быть "теплой" или "холодной", уютной и не очень, и эти характеристики зависят не только от температуры воздуха в классах и количества цветов в школьных коридорах... Несмотря на то, что организационная культура очень сложно диагностируется и еще сложней описывается, с ее проявле­ниями участники образовательного процесса сталкиваются ежедневно.

Кстати, и в той организации, где Вы, уважаемый читатель, работаете, есть своя организационная культура, и она тоже в значительной степени регулирует поведение сотрудников.

Выводы

1. Управляющий совет осуществляет стратегическое управление школой.

2. Создание и деятельность Управляющего совета в основном определены уставом школы, более подробная регламентация деятельности Управляющего совета должна быть в школьном Положении "Об Управляющем совете".

3. Осваивать управленческие полномочия Управляющий совет должен постепенно.

4. Количественный состав Управляющего совета может быть неодинаковым в различных школах, но количественное соотношение представителей разных групп участников образовательного процесса не должно давать постоянного и решающего преимущества ни одной из групп.

 

План действий по формированию Управляющего совета

Если идея создания Управляющего совета одобрена заметным числом учителей, учащихся, родителей и вы провели переговоры с учредителем заручившись поддержкой, необходимо спланировать деятельность по реализации этой идеи. Таким образом, мы подходим к выборам. От того как четко и организованно пройдет подготовка и проведение выборов школьного Управляющего совета, во многом будет зависеть успешность его работы. Уже в ходе "предвыборной кампании" ученики, учителя и родители смогут оценить, будет ли идея создания Управляющего совета в школе плодотворной, смогут ли школьные управляющие изменить жизнь в школе к лучшему. Сама же организация выборов для многих ее участников, особенно для учащихся школы, станет настоящей школой демократии. Вот почему нужен четкий план организации выборов, который должен содержать несколько обязательных позиций.

Прежде чем начинать действовать по плану организации выборов школьных управляющих, вы должны определиться с составом Управляющего совета: кто может быть избран от каждой из заинтересованных сторон, в каком количестве? При этом надо понимать основные требования, предъявляемые к кандидатам в школьный Управляющий совет.

Проведение выборов

Выборы от родителей школы

Напомним, что в выборах школьных управляющих в Совет от повителей имеют право участвовать все родители учащихся, зачисленных на момент выборов в образовательное учреждение. В связи с тем, что родители - самая большая группа избирателей (заметим, что нередко и самая критично настроенная по отношению к школе), необходимо тщательно подготовиться к процедуре выборов.

Процедуры выборов также зависят от конкретной ситуации в каждой школе. Если школа небольшая, они могут проводиться на общем собрании родителей путем открытого или закрытого голосования (по бюллетеням голосования). При этом надо помнить, что каждая семья имеет один голос на выборах независимо от того, какое количество детей данной семьи обучается или воспитывается в школе. Волеизъявление семьи может быть выражено одним из родителей, при этом согласие второго предполагается при условии надлежащего уведомления его о проведении выборов. В случае если родителям, лично участвующим в выборах, не удается прийти к единому мнению, то голос семьи разделяется и каждый родитель участвует в голосовании с правом 1/2голоса за одного кандидата. Если же школа большая, то может быть проведена конференция представителей родителей или часть голосующих может выразить свое мнение заочно - по опросным листам в течение недели до официального дня выборов.

Все детали организации процедуры должны быть понятны и зафиксированы в соответствующем Положении о выборах школьных управляющих данной школы и доведены до сведения всех участников выборов.

Очень важно, чтобы все родители знали, что формируется новый школьный Совет. Ни у кого из родителей не должно сложиться впечатления, что от него что-то скрыли, что от него лично ничего не зависит. Чем больше родителей будут вовлечены в процесс формирования Совета, тем большей будет его легитимность и авторитет.

Выборы от учащихся школы

Очевидно, что это - весьма заинтересованная часть избирателей школьных управляющих. От их активного участия в выборах зависит будущий авторитет и характер деятельности Управляющего совета школы. Организация выборов от учащихся должна также проходить по известным всем правилам в зависимости от количества учащихся и классов в старшем звене школы. В выборах могут участвовать и учащиеся 8-9 класса, но, как правило, баллотироваться кандидатом в школьные управляющие могут лишь старшеклассники. Хотя есть школы, не исключающие участия в Управляющем совете учеников 8 - 9 –х. классов.

Школьные управляющие из числа учеников избираются общим собранием классов соответствующей ступени тайным голосованием – по избирательным бюллетеням. В случае же большего количества классов - конференцией делегатов - представителей обучающихся соответствующих классов или параллели. Избранным от параллели классов считается кандидат, набравший простое большинство голосов при кворуме не менее половины присутствующих на собрании обучающихся (делегатов конференции).

Помните, что голосование за будущих школьных управляющих - первый опыт демократических выборов для большинства учащихся поэтому правила выборов и сама процедура голосования должны быть понятны всем учащимся. Выборы школьных управляющих могут стать яркой традицией школы и развивать правовое сознание всех учащихся.

Выборы от работников школы

Выборы в школьные управляющие проводятся на общем собрании - конференции - работников школы открытым или тайным голосованием (это определяется Положением о выборах). Выборы считаются состоявшимися, если за кандидата проголосовало простое большинство при кворуме более половины списочного состава работников,

присутствующих на собрании, или при кворуме _ делегатов, избранных

для участия в конференции.

Регистрация

Регистрация избранных школьных управляющих заканчивается изданием соответствующего приказа органа управления образованием - учредителем школы - и выдачей удостоверений школьным управляющим Образец возможной формы удостоверения см. в Приложении №5.

Совет взрослым.

Очень важно, чтобы рядом с учениками-управляющими был взрослый человек, которому они доверяют. Он всегда готов помочь советом и поделиться опытом, стать их наставником. Уже на стадии предвыборной компании, когда каждый кандидат выдвигает свою предвыборную программу действий в управляющем совете, среди доверенных лиц кандидата в школьные управляющие могут быть взрослые – учителя, родители. Они помогут ему правильно сформулировать основные предложения в программу деятельности Совета, определить линию поведения со взрослыми школьными управляющими, научать настойчиво, но корректно отстаивать собственное мнение, находить ответы сложные вопросы управления школой.

При любой поддержке (наставника, органов ученического самоуправления) у учащегося управляющего будут оставаться вопросы, на которые он самостоятельно должен будет найти ответы. И взрослые могут ему помочь, организовав обучение школьных управляющих в различных формах.

Возможны разные варианты: курсы, семинары, дискуссионные клубы, участие в педсовете, встреча с директором, с членами Управляющего совета, с отдельными учителями и родителями. А в ходе управленческой деятельности Совета первые поручения учащемуся управляющему можно давать вместе со взрослыми.

Предостережение.

Школьный управляющий – это не тот, кто везде и всем распоряжается и руководит, - скорее, он старается найти ту область или проблему, где бы он смог применить свои знания и способности с наибольшей пользой для общего дела.

Вы – школьный управляющий от родителей. Вы представляете не себя и вашего ребенка, а все сообщество. А это очень не легко. Родители все разные, их мнения тоже, они далеко не всегда совпадают с Вашими убеждениями, но Вы должны их учитывать. Если вы будете думать, говорить и делать все, чтобы было хорошо только Вашему ребенку или только вашему классу, это создаст Вам не очень хорошую репутацию.

Учителя-управляющие

Учителя, так же как и родители, должны знать, кто представляет их интересы в Управляющем совете. В учительской на информационном стенде можно повесить фотографии членов Управляющего совета от учителей и краткое изложение основных вопросов, обсуждаемых и решенных на заседаниях Совета.

Каждый учитель, входящий в Управляющий совет, должен представлять интересы всех учителей школы и "озвучивать" все имеющиеся у его коллег мнения по тем или иным вопросам. Учитель не может представлять исключительно свои интересы и взгляды своих единомышленников. На регулярных встречах учителей школы уделяйте время сбору мнений своих коллег. Времени должно быть достаточно, чтобы у каждого желающего была возможность высказаться.

Многие учителя-управляющие думают, что любое расхождение во взглядах с директором школы является нарушением профессионального этикета. Нет, это совсем не так. Не думайте, что директор рассчитывает на вашу слепую и безоговорочную преданность в независимости от вашего собственного мнения и что вы не оправдываете его доверия, не соглашаясь с ним в чем-то. Вы всегда можете высказаться. Однако не стоит пытаться целенаправленно и регулярно спорить и конфликтовать с директором на встречах Управляющего совета.

Теперь сжато изложим свои рекомендации:

«+»

― Держите своих коллег в курсе происходящего на заседаниях Совета. Для этого используйте информационные стенды в учительской и регулярные встречи преподавательского состава школы.

― Учитываете мнения всех учителей. Помните, что в Управляющем совете вы представляете не только свои интересы и интересы близких друзей, с которыми ваши жизненные позиции полностью совпадают.

― Не бойтесь высказывать свою точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства ваших коллег-учителей, также присутствующих в Управляющем совете. Вы имеете право голоса.

«-»

― Не озадачивайте коллег-управляющих профессиональной терминологией. Старайтесь высказываться точно и просто, избегая фраз вроде «Согласно психолого-педагогической концепции индивидуализации и социализации личности, мы можем утверждать, что…»

― Не бойтесь высказывать свое мнение в присутствии родителей, если их дети учатся у вас в классе. Это не накладывает на вас никаких обязательств.

― Не думайте, что вы должны во всем соглашаться с политикой школы. С другой стороны, не пытайтесь демонстрировать свою непоколебимую преданность директору.

― Не старайтесь стать бессменным представителем учителей в Управляющем совете. Даже если ваши коллеги готовы постоянно переизбирать вас, не пользуйтесь этим, а дайте возможность другим попробовать себя в качестве управляющего.

 

Управляющего совета

 

Работа Управляющего совета в школе чрезвычайно многогранна. Отразить это многообразие полностью в кратком Пособии вряд ли возможно. Поэтому авторы решили выделить два крупнейших направления работы Советов: деятельность Управляющего совета в образовательном процессе и его работа по вопросам финансирования школы, что и привело к выделению в рамках пятой главы Пособия двух подразделов.

 

Примечание.

Вообще-то, директор школы далеко не так свободен и всемогущ, как порой нам представляется. У него не мало проблем, часть из которых он вынужден решать за счет часов школьного компонента содержания образования. Например, в школе действительно есть хороший учитель, но его нагрузка едва достигает ставки (18 учебных часов неделю). Небольшая нагрузка – маленькая зарплата. И чтобы удержать такого специалиста приходится «добавлять» ему часы до их приемлемого количества. Иногда это происходит за счет часов школьного компонента. Или другой пример: в классе 22 ученика (вместо положенных 25), такой класс нельзя разделить на подгруппы для изучения иностранного языка или технологии. (Технология – это новая дисциплина, она пришла в школы на смену уроков трудового обучения). И тогда опять наш директор обращается к часам, отведенным на изучение школьного компонента. … Жизнь – сложная штука, а жизнь директора школы еще сложней. Мы не склонны оценивать правильность такого подхода. Но он, во всяком случае, законен.

Вы, как школьный управляющий, можете согласиться с доводами администрации и утвердить предложенное содержание школьного компонента. Хотя, смеем вас заверить, что в абсолютном большинстве случаев увеличение количества часов на изучение математики, русского языка и даже биологии практически никак не скажется на уче







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.