Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАНЯТИЕ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ





Наука – это определенная система знаний о какой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т.е. такие, которые могут существовать независимо от нашего сознания.

Подчеркивая единство науки, Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания.

Социальная работа как область научного знания, будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по своему характеру, несет в себе черты как общественных так и естественных наук.

Существует много подходов по отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение проблем отдельной отрасли, сферы общественной науки – социального развития. Другой ориентирует специалистов на более сложное структурирование и статус социальной работы – как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий подход позволяет научное знание в области социальной работы структурировать по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др.

Социальная работа изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

О предмете науки социальной работы, его специфике можно говорить, сравнивая его с предметами других наук, прежде всего, социологии, психологии, конфликтологии.

Предметом социальной работы, как отмечает С.В.Тетерский, являются социальные процессы и социальные явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности.

Субъектами социальной работы являются: 1) социальные работники, социальные педагоги, оказывающие социальную помощь; 2) профессорско-преподавательский состав, обучающий других социальной работе; 3) исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие; 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

Как отмечает профессор П.Д.Павленок, социальная работа представляет относительно самостоятельную систему элементов, упорядоченных, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целое. При анализе социальной работы как системы, нужно отметить, что по сути, она является разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Социальная работа также может быть рассмотрена и как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как цикл научных дисциплин; 3) социальную работу как вид деятельности.

Характеризуя социальную работу как науку, имеет место раскрытия существенных связей между субъектом и объектом социальной деятельности; принципов и методов (социальных, психолого-педагогических, экономических, правовых и т.д.). В этом случае социальная работа представляет собой способ применения теоретических выводов в решении практических задач, поставленных самим обществом. Одна из важнейших особенностей этой науки это, прежде всего практическая направленность, единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине, изучение ее должно исходить из ее основных направлений, инструментариев, методов и организации. В целом учебная дисциплина должна носить обучающий и информационный характер.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, также можно выделить следующие закономерности:

- Социальная работа представляет собой, совокупность методов, приемов и воздействий государственных, общественных организаций, специалистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно, так называемым уязвимым слоям и группам населения;

социальная работа это, прежде всего специфический вид деятельности, который оказывает воздействие на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки;

- формирование индивида происходит по «социальной программе» – под воздействием социальной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;

- источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный (от лат. determino - определяю) характер, т.е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития. Как известно, любая наука отражает, исследует многообразные социальные явления (например, взаимодействия «человек-человек», «человек – общество» и др.). Ученые, обобщая и интерпретируя эти явления, выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, которые объясняют особенности этого явления. Если понятие устраивает большинство ученых-исследователей и становится устоявшимся, то его называют термином. «Вершиной» научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория.

На сегодняшний день можно утверждать, что сама «социальная работа» является категорией и к ней можно причислить (по С.И.Григорьеву):

1. Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной работе, а обозначаемые ими явления и процессы также изучаются другими науками (социология, психология, педагогика и др.). Например, социализация, молодежь, социальная активность, социальная деятельность.

2. Общие категории, являющиеся, прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, медико-социальные основы, психосоциальная работа, социальная реабилитация и т.д.

3. Так называемые специфические категории (очень часто применяемые в социологии), которые выражают сущностный аспект социальной работы (принципы, закономерности, функции, цели, содержание).

4. Специфические категории, которые отражают конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (методы, формы, инструментарий, структура).

Таким образом, социальная работа является относительно самостоятельной новой отраслью социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Она характеризуется интегративностью и преимущественно прикладной направленностью. Ей присущи все структурные элементы, свидетельствующие о сформированности как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования, понятий, соответствующих предмету исследования; установленность закономерностей, присущих предмету исследования; система принципов и идей, позволяющая объяснить множество фактов и практический опыт социальной работы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет категориальный аппарат социальной работы?

2. Социальная работа как междисциплинарная дисциплина. Раскройте взаимосвязь социальной работы с социологией, психологией, педагогикой, философией.

3. Перечислите основные субъекты социальной работы.

4. Обоснуйте верность или докажите ошибочность каждого из предложенных вариантов определений социальной работы:

Социальная работа – это профессия;

Социальная работа – это прикладная наука;

Социальная работа – это отраслевая наука;

Социальная работа – это специфическая форма социальной деятельности.

Дайте определение предмета и объекта социальной работы как науки.

Работа со словарем. Основные понятия

Наука, субъекты социальной работы, предмет социальной работы, категория, явление, понятие, социальная система.

 

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. –М.: SvR – Аргус, 1994.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальноййй работы. –М.: Наука, 1994.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д.Павленок. –М.: ИНФРА –М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. –М.: Юристъ, 1997.

Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие для высшей школы. –М.: «Академический проект», 2002.

 








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.