Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гендерная идентичность личности





Гендер определяется как комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности [Gayle, 1975].

Гендерный статус человека связан не только с биологическим полом, но и с его представлениями о своем поле, о том, что для него самого означает «быть мужчиной» или «быть женщиной». Эти представления и называются гендерной идентичностью.

Содержательные составляющие гендерной идентичности раскрываются через категории «маскулинность» и «фемининность».

Категория «маскулинность» обозначает совокупность психологических и поведенческих черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам. Это один из элементов символической культуры общества, совокупность представлений о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

Категория «фемининность» обозначает совокупность психологических и поведенческих черт, свойств и особенностей, присущих женщинам. Фемининость – характеристики, связанные с женским полом [Большой толковый социологический словарь, 1999], характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе [Гидденс, 1999], или же социальное выражение позиции, внутренне присущие женщине по желанию общества [Tuttle, 1986].

Кроме категорий «маскулинность» и «фемининность» гендерная идентичность включает в себя представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В структуре гендерной идентичности можно выделить такие компоненты, как когнитивный, оценочный и поведенческий.

Когнитивный компонент предполагает осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с помощью категорий маскулинности или фемининности.

Оценочный компонент предполагает оценку черт личности и особенностей ролевого поведения путем соотнесения их с эталонными моделями маскулинности и фемининности.

Поведенческий компонент предполагает презентацию себя как представителя гендерной группы и выбор поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

В условиях межкультурной коммуникации учитываются язык и отражение в нем пола (лексикон, синтаксис, категорию рода и т.п.), а также речевое поведение мужчин и женщин, в котором выделяются типичные стратегии и тактики, способы достижения успеха в коммуникации.

Следует отметить, что в разных культурах отношение к мужчинам и женщинам неодинаково, а коммуникация между ними асимметрична. В профессиональной сфере и в бытовом общении проявляется так называемый «сексизм», то есть чувство превосходства одного пола над другим. В связи с этим явлением в 60-70 годы XX века в языкознании возникло направление, названное феминистской лингвистикой, или феминистской критикой языка. Главная цель феминистской лингвистики состоит в разоблачении мужского доминирования в общественной и культурной жизни. Основополагающей в области лингвистики стала работа Р. Лакофф «Язык и место женщины», обосновавшая андроцентричность языка. Это направление распространилось в странах Европы и США.

Согласно представителям направления феминистской лингвистики, язык фиксирует картину мира с мужской точки зрения, поэтому он не только антропоцентричен, но и андроцентричен, то есть ориентирован на мужчину. Язык создает картину мира от лица мужского субъекта, где женское предстает главным образом в роли объекта, в роли «Другого», «Чужого», в чем и состоит феминистский «упрек» [Кириллина, 2001: 375].

Феминистская лингвистика выделяет признаки андроцентризма:

1)Отождествление понятий «человек» и «мужчина». Во многих европейских языках они обозначают одним словом: man в английском языке, homme во французском языке, Mann в немецком языке. В немецком языке есть слово Mensch, но и оно этимологически восходит к древневерхненемецкому mannisco – «мужской». Слово der Mensch мужского рода, но иронически употребляется по отношению к женщинам с артиклем среднего рода - das Mensch.

2) Имена существительные женского рода являются производными от мужских, а не наоборот. Им часто сопутствует негативная оценочность. Применение мужского обозначения к женщине допустимо и повышает ее статус. Наоборот, номинация мужчины женским обозначением несет в себе негативную оценку.

3) Фемининность и маскулинность разграничены резко и противопоставлены друг другу, что ведет к образованию гендерных асимметрий.

Между тем, были установлены некоторые отличительные черты женского речевого поведения:

1) женщины чаще прибегают к уменьшительным суффиксам;

2) для женщин более типичны косвенные речевые акты;

3) в речи женщин больше форм вежливости и смягчения;

4) в речевом поведении женщин отсутствует доминантность;

5) женщины лучше умеют слушать и сосредоточиться на проблемах собеседника;

6) речевое поведение женщин характеризуется как более «гуманное» [Homberger, 1993: 97].

Р. Лакофф говорит о ситуациях, в которые попадают женщины при коммуникации в смешанных группах. Типично женские тактики речевого поведения (уступчивость, высказывания утверждений в форме вопросов, более частое по сравнению с мужчинами употребление перформативов и т.д.) не способствуют восприятию содержаний сообщений. Если женщины пользуются мужскими тактиками, которые характеризуются наступательностью, меньшей кооперативностью, частым использованием директивных речевых актов, то они воспринимаются как неженственные, агрессивные [Lakoff, 1973: 58].

По мнению А.В. Кириллиной, различия в мужской и женской речи не столь значительны, не проявляют себя облигаторно в любом речевом акте и в целом не свидетельствуют, что пол является определяющим фактором коммуникации [Кириллина, 2001: 376].

Но вместе с тем, необходимо учитывать, что в условиях межкультурной коммуникации в мужских и женских группах приняты разные правила речевого поведения. Различие состоит в усвоении типичных для таких групп гендерных конвенций и стратегий коммуникации. Из-за культурных различий нарушается понимание высказываний, что при общении мужчин и женщин провоцирует неадекватную реакцию и ведет к коммуникативным неудачам.

В основном изучается гендерная составляющая европейских языков, наименьшим образом - неевропейских языков.

В разных культурах наблюдается асимметрия в коммуникативном поведении мужчин и женщин.

Согласно Г. Мандельбауму, в Индии, Пакистане, Бангладеш стыдливость, избегание глазного контакта с мужчинами, громкой речи, смеха и минимальный контакт с мужчинами являются неотъемлемыми элементами нормативно «правильного» поведения женщин. Они должны прикрывать лицо чадрой, когда проходят мимо старших мужчин, сидящих на пути их следования [Mandelbaum, 1988].

Г. Триандис отмечает, что женщины в США и Европе принимают равное участие в экономической жизни, поэтому требуют равноправия с мужчинами и добиваются его [Триандис, 2007: 172].

Cогласно О.А. Леонтович, в коммуникативном поведении русских наблюдается большая асимметрия и более четкое распределение социальных обязанностей между женщинами и мужчинами. Манера ухаживать за женщиной, дарить ей цветы постепенно уходит из американской культуры и уже редко свойственна представителям молодого поколения [Леонтович, 2007: 201].

Во взаимоотношениях русских мужчин и женщин наблюдается большая стыдливость, чем во взаимоотношениях американских и европейских мужчин и женщин.

Коммуникативное поведение и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в разных странах не совпадает. Поэтому в процессе межкультурной коммуникации эти факторы необходимо учитывать, чтобы избежать недоразумений и неприятностей.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.