Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модель освоения чужой культуры М. Беннета





Один из крупнейших специалистов в области межкультурной коммуникации М. Беннет предложил свою модель для усвоения чужой культуры. В его модели акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий, поэтому данная модель называется «Эволюционная модель межкультурной чувствительности (ЭММЧ).

По мнению ученого, людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы. Эта модель когнитивного развития основана на теории развития, требующей как самосознания, так и предпосылок для продвижения по эволюционным уровням. Поскольку ЭММЧ выделяет последовательные этапы культурного понимания, благодаря чему человек может развиваться, каждый этап будет связан с особым типом поведения. М. Беннет предлагает осваивать культурные различия в несколько этапов.

Первые три этапа – «этноцентристские».

Этноцентризм – это совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Этноцентризм – чувство превосходства собственной этнической группы над другими.

Одной из форм этноцентризма М. Беннет называет отрицание каких-либо культурных различий между этносами. Отрицание проявляется разными формами: через изоляцию или сепарацию.

Изоляция понимается как физическая изоляция этносов друг от друга. Именно она усиливает развитие этноцентризма, так как лишает возможности увидеть культурные различия и задуматься о них.

Беннет рассматривает различные барьеры, которые возникают в процессе общения между представителями разных культур. Барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным и другим основаниям, разделяющим на разнообразные группы. Эта форма основана на сохранении отрицания. В жизни сепарация встречается гораздо чаще, чем изоляция.

Как полагает М. Беннет, на стадии отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий: международных вечеров, недель межкультурного обмена, на которых можно познакомиться с чужой кухней, музыкой, танцами, костюмами и т.д. После этого можно сформировать более конкретное понимание общих культурных категорий. Важно признать существование межкультурных отличий.

По мнению М. Беннета, когда культурные различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу – защите. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования. М. Беннет считает, что поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чувствительности по сравнению с отрицанием.

Первой формой защиты является диффамация (клевета) – негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. Клевета распространяется на расу, этнос, религию и т.д. и может иметь разные формы, например, попытку рационально обосновать и доказать неполноценность той или иной этнической группы. Именно так и действуют различные экстремистские организации.

По мнению М. Беннета, движение от диффамации к последующим стадиям затруднено из-за ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Некоторые люди, осознающие свою ненависть к другим этносам, предпочитают вернуться к изоляции или сепарации.

Второй формой защиты является форма превосходства. В этом случае человек подчеркивает свой высокий культурный статус. Прямое отрицание чужой культуры при этом не является обязательной чертой проявления этого чувства. Примером превосходства может быть гордость за свою нацию. Все чужое воспринимается как имеющее более низкий статус.

По мнению М. Беннета, движение от превосходства к стадии «обратное развитие» не является обязательной стадией межкультурного развития, хотя и встречается довольно часто у людей, которые долго живут за границей. Стадия «обратное развитие» означает отрицание собственной культуры и признание превосходства чужой культуры.

М. Беннет отмечает, что на стадии защиты необходимо обратить внимание на те элементы культуры, которые являются общими для всех взаимодействующих культур, особенно на то, что есть в них положительного.

За стадией защиты идет стадия умаления (минимизации), которая представляет собой последнюю попытку сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно.

М. Беннет считает, что они существуют, но их определяют как что-то незначительное по сравнению со значительно большим культурным сходством. Существует золотое правило: поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Но, к сожалению, такой подход может оставаться этноцентристским, так как предполагаемые универсальные характеристики людей могут заимствоваться из своей культуры и означать: «будь, как я».

Первой формой умаления является физический универсализм, суть которого заключается в том, что все люди независимо от их расовой, этнической, культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, обеспечивающие одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. Следствием из этих посылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам.

По мнению М. Беннета, важно понимать, что, хотя люди и имеют схожие физические потребности, их удовлетворение каждый раз происходит в специфическом социальном и культурном контексте. Поэтому на этой стадии важно ознакомить людей с эмпирическим материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения. Физический универсализм является результатом эмпиризма - подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном, естественнонаучных) данных.

Его своеобразным аналогом является трансцендентный универсализм, предполагающий, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример – утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

Далее, согласно М. Беннету, через смену парадигмы происходит переход от этноцентризма к этнорелятивизму.

Вторые три этапа называются этнорелятивистскими. Фундаментом этнорелятивизма является предположение, что поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности. При этом культурные различия оцениваются не плохо и не хорошо. Разные типы поведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях. В мультикультурном обществе люди готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Этнорелятивизм начинается с признания (одобрения) культурных различий. Вначале признается различие в поведении, затем – в культурных ценностях. Самое существенное различие в поведении – это язык. Люди начинают понимать, что язык является средством формирования картины мира, что видение мира во многом определяется тем, как говорят представители того или иного этноса. Одновременно идет знакомство с особенностями невербального поведения.

Стадия признания различий в поведении переходит в стадию признания различий в культурных ценностях. Именно принятие различий в культурных ценностях является главным элементом в воспитании межкультурной чувствительности. Ценности должны рассматриваться как проявление чисто человеческой способности освоения мира.

Следующим этапом в развитии межкультурной чувствительности является адаптация (приспособление). На этой стадии происходит углубление этнорелятивизма.

По мнению М. Боннета, адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Адаптация начинается с эмпатии или сочувствия и заканчивается формированием плюрализма.

Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Данное чувство развивается у человека долгие годы, обретая форму все возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания различий в коммуникативном поведении. Согласно М. Беннету, эмпатия имеет ограниченный характер. Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, который предполагает полное понимание различий в культурах.

Следующим этапом в развитии межкультурной чувствительности является этап интеграции. На этой стадии можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает собственные и другие жизненные принципы. Такой человек психологически, социально готов и способен понять множество реальностей, обдуманно выбирает поступки в специфической ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры.

Эта стадия имеет две фазы: 1) контекстуальная оценка, 2) конструктивная маргинальность.

Контекстуальная оценка описывает механизм, который позволяет человеку анализировать ситуацию наличия нескольких вариантов культурного поведения. Контекстуальная оценка позволяет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то – по-французски, где-то по-китайски. Эта форма интеграции является последней стадией развития межкультурной чувствительности для большинства людей.

Но некоторые люди идут дальше и овладевают конструктивной маргинальностью. На этом уровне появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность. Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа ситуации. По мнению М. Беннета, для такого человека нет естественной культурной идентичности, как нет и абсолютно правильного поведения. При этом человек как бы освобождается от оков культуры и открывает для себя возможность посмотреть на культуры объективно и субъективно, использовать ту или иную культуру без конфликта и ощутить полную свободу как в когнитивной, так и в эмоциональной и поведенческой сферах.

Мультикультурная личность – это идеал, к которому нужно стремиться. Процесс от монокультурного к мультикультурному человеку связан с большим стрессом и напряжением, и не каждый человек способен к этому. Тем не менее, все исследователи едины во мнении, что мультикультурность является важной человеческой ценностью, идеалом, к которому необходимо стремиться.

Модель М. Беннета можно представить в виде схемы:

 

 

Схема модели М. Беннета

/ \

этноцентристскиеэтнорелятивистские

этапы этапы

1. отрицание 4. признание

(изоляция, сепарация) (уважение к различиям в поведении и

системе ценностей)

2. защита 5. адаптация

(диффамация, превосходство (эмпатия, плюрализм)

и обратное развитие)

3. умаление 6. интеграция

(физический универсализм, (контекстуальная оценка,

трансцендентный универсализм) конструктивная маргинальность)

 

Ключевые понятия

 

Социализация, инкультурация, аккультурация, ассимиляция, маргинализация, сепарация, сегрегация, интеграция.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое социализация?

2. Что называется инкультурацией?

3. Чем социализация отличается от инкультурацией?

4. Какие существуют формы освоения культуры?

5. Что такое аккультурация?

6. Чем аккультурация отличается от инкультурации?

7. Какие стратегии аккультурации вы знаете. Охарактеризуйте каждую из них.

8. В чем заключается суть модели освоения чужой культуры М. Беннета?

 

Практические задания

1. Если известно, что для жителей Саудовской Аравии показать подошву своих ботинок – оскорбление, то какие рекомендации можно было бы дать американским бизнесменам, стремящимся установить длительные контакты в названной стране? Обоснуйте ваши рекомендации. Почему на названную особенность жителей арабских стран следует обратить внимание в первую очередь именно американцам?

2. Как расценит европеец, не знакомый с традициями восточных народов, поведение своих собеседников-арабов, которые во время беседы не смотрят в глаза?

3. Определите, на какой стадии вхождения в инокультурное общество находятся авторы следующих отрывков?

А) Америка, год 1998, город – любой, русский магазин.

Покупательпродавцу: Мне полпаунда свис-лоу-фетного творогу.

Продавец: Тю! … Та разве ж творог – свис-лоу-фетный? То ж чиз!

Покупатель (удивляясь): Чиз?

Очередь (в нетерпении): Чиз, чиз! Не задерживайте, люди ждут!

Покупатель (колеблясь): Ну свесьте пол-паунда чизу.

Продавец: Вам послайсить или целым писом? (Т. Толстая)

Б) Сейчас я уже почти американец. Я привык к тому, что меня раньше раздражало, например, к запаху попкорна в кинотеатрах, к слабому американскому кофе, к тому, что футболом называется не-футбол, я привык ставить месяц впереди числа, говорить «у-упс» вместо «оп» и «ауч» вместо «ой», потряхивать кистью правой руки, будто обжегся, если что-нибудь непомерно дорого… Будучи американцем, я уже свободен от безоговорочного восхищения, я вижу не только светлые окна, но и затхлые углы моего нового дома, будучи им «почти», я все-таки временами почесываю себе башку: а не вышвырнут ли меня и отсюда за критиканство?» (В. Аксенов).

В) Я чувствую себя русским, поскольку я родился в России и пишу свои произведения по-русски, я чувствую себя французом, поскольку я жил в Париже, я чувствую себя англичанином, посколь­ку я учился в Англии и пишу свои произведения по-английски (В. Набоков).

4. Есть ли у вас знакомый иностранец, расспросите его о том, как протекал у него процесс адаптации к русской культуре.

5. Объективно оцените, на какой ступени модели М. Беннета вы находитесь. Аргументируйте свою позицию.

6. Какая стратегия аккультурации кажется вам наиболее эффективной в

освоении чужой культуры? Аргументируйте почему. Напишите эссе на эту тему.

7. Русский философ И.А. Ильин в своей книге «О грядущей России» говорит о том, что между западной и восточно-русской культурой выросло глубокое различие:

«У нас вся культура иная, своя; и притом потому, что у нас иной, особый духовный уклад. У нас совсем иные храмы, иное богослужение, иная доброта, иная храбрость, иной семейный уклад; у нас совсем другая литература, другая музыка, театр, живопись, танец; не такая наука, не такая медицина, не такое чувство ранга, не такое отношение к нашим героям, гениям и царям.

И при том наша душа открыта для западной культуры: мы ее видим, изучаем, знаем и, если есть чему, то учимся у нее; мы овладеваем их языками и ценим искусство их лучших художников; у нас есть дар вчувствования и перевоплощения.

У европейцев этого дара нет. Они понимают только то, что на них похоже, но и то искажая все на свой лад. Для них русское инородно, беспокойно, чуждо, странно, непривлекательно. Их мерт­вое сердце – мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожною, или каким-то боль­шим и загадочным «недоразумением».

Cогласны ли вы с этой точкой зрения?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 70–84; 252–259.

2. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: Гнозис, 2003. – С. 86–89.

3. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. – М.: Гнозис, 2001. – С. 143-148.

4. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С. 142–154.

5.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культур­ную психологию. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

6. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. – М.: Гнозис, 2005. – 215–224.

7. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение: учебное пособие. –

М: Форум, 2007. - 384 с.

8.Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1989.

9. Bennet M.J. Towards Ethnorelativism: A Developmental Model of Intercultural Sensitivity // Education for the Intercultural Experience / ed. by R.M. Paige. U.S.A.: Intercultural Press, 1993. – P. 21-71.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.