Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Заболевания новорожденных





Тема: ВСКАРМЛИВАНИЕ

Задача № 1

 

Вы - фельдшер ФАПа. На приеме ребенка 2-х мес. мама предъявила жалобы, что малыша в последние две недели значительно сократился интервал между кормлениями, постоянно беспокоится. Ребенок на грудном вскармливании. За последний месяц поправился на 400,0 г и в настоящий момент весит 4200 г. Масса тела при рождении 3400 г. При контрольном взвешивании высасывает 100 мл грудного молока.

 

Задание

1. Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.

2. К развитию какого заболевания может привести или уже привела эта причина. Подтвердите свои предположения расчетом.

3. Какие данные объективного осмотра подтвердят Ваш диагноз?

4. Назначьте лечение: а) матери, б) ребенку

5. Продемонстрируйте технику взвешивания детей грудного возраста.

 

Эталон ответа

1. Жалобы матери, что у ребенка 2-е недели сократился интервал между кормлениями, и он стал беспокойным, можно связать с голоданием ребенка, вероятно из-за нехватки молока вследствие развивающейся гипогалактии у матери. Это можно подтвердить путем проведения контрольного кормления (взвешивания). Сделав расчет разового количества пищи, необходимого ребенку, и, сравнив с цифрой, полученной при контрольном взвешивании, можно определить, сколько молока по количеству не хватает ребенку и восполнить его докормом в виде молочной смеси.

2. Количественное голодание ребенка может привести к развитию гипотрофии. Масса тела долженствующая равна 3400+600+800 (г.), т.е. 4800 г.

Масса тела фактическая равна 4200 г.

Дефицит массы тела равен 600 г или 12,5 %, что соответствует гипотрофии 1 степени.

3. Бледность кожных покровов, уменьшение подкожно-жирового слоя на туловище, снижение эластичности кожи и тургор мягких тканей.

4. Лечение:

а) лечение гипогалактии:

- нормализация режима дня матери;

- полноценное питание;

- достаточный прием жидкости, не менее 2,0 л в сутки;

- назначение 1 метаболического комплекса, включающего:

- апилак (1 таблетка 3 раза в день под язык);

- поливитамины («Гендевит», 1 таблетка 2 раза в день, плюс витамин Е по 1 драже 3 раза в день);

- глютаминовую кислоту (по 1,0 г 3 раза в день);

- никотиновую кислоту (1 таблетка 3-4 раза в день за 15-20 минут до кормления);

- массаж грудных желез;

- фитотерапия (настой плодов шиповника, крапивы, душицы, корней одуванчика и т.д.)

- физиолечение: (УВЧ, УФО, ультразвук, вибрационный массаж)

б) лечение ребенка:

Суточный объем питания равен 1/5 от долженствующей массы тела или 1/5х(3400+600+800) или 960 г.

Разовый объем питания равен 960:6 (число кормлений) или 160 г.

Ребенок переводится на смешанное вскармливание, вводится докорм в виде какой-либо адаптированной молочной смеси в количестве 60,0 г на каждое кормление.

Смесь давать после кормления грудью, из бутылочки через соску или с ложечки.

5. Техника взвешивания детей грудного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

ТЕМА: Физическое развитие

 

Задача № 1

Вы - фельдшер ФАПа, ведете фиксированный прием детей до года. На приеме мальчик 7 месяцев, находится на грудном вскармливании, здоров, растет и развивается по возрасту. При проведении антропометрии поучены следующие данные:

масса тела - 9200 г,

длина тела – 72 см,

окружность головы – 46,5 см,

окружность груди – 47 см.

Задания

1. Оцените физическое развитие ребенка по центильным таблицам.

2. Опишите его нервно-психическое развитие.

3. Дайте рекомендации по проведению занятий с ребенком этого возраста.

4. Рассчитайте суточное и разовое количество пищи, составьте примерное меню на день.

5. Продемонстрируйте технику проведения антропометрических измерений ребенку грудного возраста на фантоме.

Эталон ответа

1. Оценка физического развития по центильным рядам:

Рост – 5 коридор,

Масса тела – 5 коридор,

Окружность груди – 4 коридор,

Сумма равна 14, разность равна 1.

Вывод: мезосоматический тип, развитие гармоничное.

2. До – хорошо ползает;

Др – постукивает игрушкой об игрушку, перехватывает из одной руки в другую;

Ра – произносит многократно слоги;

Рп - на вопрос – где? Находит предмет, лежащий в определенном месте;

Н – пьет из чашки, которую держит взрослый.

3. Советы по воспитанию: поддержка эмоционального состояния, игровой деятельности, побуждать ползать, вставать. Стимулировать лепет, вызывать подражание словам, называть окружающие предметы, по слову взрослого отыскивать предметы, выполнять простые движения («ладушки», «до свиданья»). Игрушки: мячи, пирамидки, складные матрешки, игрушки для катания.

4. В возрасте от 6 до 8 месяцев: Vсут = m х 1/8, т.е. Vсут=9200 х 1/8 = 1150 (мл);

Vраз = 220 мл (1150: 5) Примерное меню на день:

06.00 ч. – грудное молоко.

10.00 ч. – кукурузная молочная каша, яичный желток, фруктовое пюре, грудное молоко,

14.00 ч. – овощное пюре + мясное пюре, фруктовый сок, грудное молоко,

18.00 ч. – грудное молоко,

22.00 ч. – грудное молоко.

5. Техника проведения антропометрических измерений ребенку грудного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

 

Задача № 2

Вы – фельдшер ФАПа, при проведении фиксированного приема у ребенка 3-х, месячного возраста после проведения антропометрических измерений получили следующие показатели:

- окр.груди – 37 см (прибавка за месяц составила 1,5 см);

- окр.головы – 40 см (прибавка за месяц составила 3,0см);

- размеры большого родничка 3,0 х 3,0 (см).

Задания

1. Продемонстрируйте на фантоме технику измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка у ребенка грудного возраста.

2. Оцените полученные показатели.

3. Что необходимо уточнить при расспросе мамы и осмотре ребенка.

Эталон ответа

1. Измерять окружности груди и головы с помощью сантиметровой ленты, которая проходит:

- при измерении окружности головы по наиболее выступающей части затылочного бугра сзади и по надбровным дугам спереди;

- при измерении окружности груди - по нижнему краю лопатки сзади и по сосковой линии спереди.

Размеры большого родничка измерять при его пальпации между двумя противоположными сторонами.

2. При оценке полученных данных обращать внимание на значительное увеличение окружности головы и размеров большого родничка. В этом возрасте должно произойти выравнивание размеров окружностей груди и головы, а у данного ребенка окружность головы больше на 3 см, что может быть обусловлено гидроцефалией.

3. Необходимо уточнить при расспросе, как спит ребенок, характер общего поведения, аппетита, наличие срыгиваний, провести оценку нервно-психического развития, двигательную активность, мышечный тонус.

4. Необходимо направить на срочную консультацию к педиатру и невропатологу.

 

Задача № 3

Ребенку 5 месяцев, здоров, растет и развивается соответственно возрасту, находится на грудном вскармливании.

 

Задания

1. Опишите его нервно-психическое развитие и дайте рекомендации по проведению занятий с ребенком этого возраста.

2. Рассчитайте долженствующие показатели массы тела 3300г., ростом 51 см.

3. Рассчитайте суточный и разовый объем пищи, составьте примерное меню на 1 день

4. Дайте рекомендации по закаливанию и физическому воспитанию малыша.

5. Какие профилактические прививки нужно провести этому ребенку.

 

Эталон ответа

1. Аз -отличает чужих от близких.

Ас – различает тон, с которым к нему обращаются.

До – стоит, не подгибая ног, при поддержке под мышки; поворачивается со спины на живот.

Др - четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка,

Ра – продолжает долго гулить.

Рекомендации по проведению занятий: поддерживать радостное состояние: улыбку, смех, вызывать ответные звуки – лепет. Окликать ребенка издали, слушание музыку, пение, показывать яркие игрушки, приучать пить из чашки, есть с ложки.

Игрушки: яркие, целлулоидные погремушки, удобные для захватывания.

2. Масса тела долженствующая = 3300+600+800+800+750+700=6950г.

Длина тела (рост) долженствующая = 51+3+3+3+2,5+2,5=65см.

3. В возрасте от 4 до 6 мес.: объем суточный = 1/7 х массу тела долженствующая. Объем суточный = 1/7 х 6950 = 1000г. При 5-ти разовом кормлении: объем разовый = 1000: 5 = 200г.

06.00 ч. – грудное молоко,

10.00 ч. – овощное пюре 5-10,0 г, грудное молоко,

14.00 ч. – грудное молоко, фруктовое пюре 50,0 г.

18.00 ч. – грудное молоко, фруктовый сок 50,0 г.

22.00 ч. – грудное молоко.

4. Схема закаливания: умывание, t воды 20°С –22°С, t в помещении 20°С – 22°С. Во время массажа и переодевания – воздушные ванны 6-8 мин.. прогулки на свежем воздухе при t от –15°С до +18°С 1,5-2 часа в день.

5. Прививки: БЦЖ (0-4-й день жизни) 0,05 мл в/к, + ВГВ; ВГВ в 2, 4 мес;

АКДС 0,5 мл внутримышечно + против полиомиелита 4 капли в рот – в 2, 3 и 4 месяца, антигемофильная вакцина в 2, 3, 4 мес.

 

Тема: НОВОРОЖДЕННЫЙ

Задача № 1

Вы – фельдшер ФАПа, пришли на первичный патронаж к новорожденному ребенку. Маме 18 лет. Со слов матери ребенок нервный, она очень обеспокоена, сможет ли правильно ухаживать за своим малышом, ведь она ничего не умеет. Обучите маму проведению ежедневного ухода за ребенком.

 

Задания

1. Назовите моменты утреннего туалет, последовательность проведения манипуляций.

2. Какие из моментов утреннего туалета следует повторять в течение дня и как часто?

3. Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного ребенка.

 

Эталон ответа

1. Ежедневный уход за ребенком включает: утренний туалет, уход за кожей, слизистыми и пупочной ранкой в течение дня, пеленание, проведение гигиенической ванны.

2. Утренний туалет: необходимо приготовить кипяченую воду t 36-37°С. ватные шарики, палочки жгутики. Стерильное растительное масло, раствор этилового спирта 70°, 1% спиртовый раствор бриллиантовой зелени, 5% водный раствор перманганата калия.

Мама должна предварительно вымытыми руками:

1. обработать глаза ребенка;

2. обработать слизистую носа;

3. умыть ребенка;

4. освободить от грязных пеленок;

5. подмыть под проточной водой;

6. осушить кожу;

7. положить на чистые пеленки;

8. обработать кожные складки;

9. вымыть руки;

10. обработать пупочную ранку;

11. запеленать ребенка.

3. Пункт 2 – перед каждым кормлением;

Пункты 5,6,7,8,11 – после каждого акта мочеиспускания и дефекации.

4. Техника пеленания новорожденного ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Задача № 1

Вы – фельдшер ФАПа. При проведении патронажа к ребенку 18 дней Вы выявили: из пупочной ранки отмечается отделяемое серозного характера. Жалоб у мамы нет, состояние малыша удовлетворительное, температура тела 36,7 °С, сосет активно.

 

Задания

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Какова Ваша тактика?

3. Особенности ухода наблюдения за этим ребенком.

4. Перечислить возможные варианты воспаления пупочной ранки.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику обработки пупочной ранки.

Эталон ответа

 

1. У ребенка катаральный омфалит, т.к. затягивается процесс заживления пупочной ранки (в норме она эпителизируется через 7-10 дней от момента отпадения пуповинного остатка), отсутствуют симптомы интоксикации.

2. Ребенка лечить амбулаторно (на дому):

- наблюдать его ежедневно, 2 раза в сутки;

- сообщить педиатру в ЦРБ и обеспечить врачебный осмотр (вызов врача «на себя»).

3. Лечение местное – проводить туалет пупочной ранки 3-4 раза в день, заключающийся в промывании ее 3% раствором перекиси водорода с последующим прижиганием 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени или 3-5% водным раствором перманганата калия.

4. Воспаление пупочной ранки называется омфалит. У данного ребенка самая легкая форма омфалита – катаральная (или мокнущий пупок). При данной форме самочувствие ребенка не страдает, заживление пупочной ранки затягивается. Если воспалительный процесс распространяется на прилежащие к пупку ткани, кожа вокруг пупка гиперемирована, пупочная область выбухает, а на дне ранки гнойное отделяемое, то говорят о гнойном или флегмонозном омфалите. Самая тяжелая форма омфалита – некротическая. Развивается у ослабленных детей с пониженным питанием. Кожа в области пупка темно-красная с синюшным оттенком, вскоре наступает некроз с образованием обширной раны. При флегмозной и некротической формах омфалита страдает общее состояние ребенка, имеется температурная реакция.

5. Техника обработки пупочной ранки согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Тема: Родовая травма

Задача № 1

Ребенок извлечен при помощи полостных щипцов в состоянии асфиксии. После проведенных мероприятий по оживлению через 5 мин. появилось самостоятельное дыхание. При осмотре: кожа бледная, цианоз вокруг рта и глаз, ребенок стонет, дыхание аритмичное, отмечается подергивание мышц лица и конечностей.

 

Задания

 

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Оцените состояние ребенка и выделите основной патологический синдром.

3. Тактическое решение в отношении этого ребенка?

4. Как организовать уход?

5.Продемонстрируйте технику подачи кислорода ребенку.

 

Эталон ответа

 

  1. Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза.
  2. Состояние ребенка тяжелое. Основной патологический синдром – судороги.
  3. Ребенок должен быть переведен в реанимационное отделение (отделение интенсивной терапии).
  4. Индивидуальный пост медицинской сестры. Ребенка помещают в кувез или кроватку с приподнятым головным концом, над головой положить пузырь со льдом, грелку под ноги, кислород давать периодически. Контролировать состояние, температуру тела, частоту дыхания и сердцебиения. Кормить сцеженным грудным молоком.
  5. Техника подачи кислорода ребенку согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Задача № 1

При патронаже фельдшера к ребенку 9 дней обнаружены сукровичное отделяемое из пупочной ранки. Состояние новорожденного не нарушено. Фельдшер дал рекомендации по уходу за пупочной ранкой и на следующий день вызвал на консультацию педиатра из ЦРБ. В течение суток состояние ребенка изменилось: стал вялым, кожа приобрела серо-землистый оттенок. Температура 37,5 °С. Вокруг пупочной ранки зона гиперемии, пастозность брюшной стенки, пальпируется эластичный тяж над пупком, усилилась кровоточивость из пупочной ранки.

 

Задания

 

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Возможное тяжелое осложнение данного заболевания.

3. Каковы причины этого заболевания?

4. Тактическое решение в данном случае.

5. Продемонстрируйте туалет пупочной ранки.

 

Эталон ответа

 

  1. У ребенка можно предположить омфалит, осложнен флебитом.
  2. Тяжелое осложнение - пупочный сепсис.
  3. Гнойно-септические заболевания матери в период беременности, нарушение асептики и антисептики во время родов, дефекты ухода в роддоме, гигиенические погрешности в уходе за ребенком в домашних условиях.
  4. Экстренная (немедленная) транспортировка ребенка в ЦРБ в сопровождении фельдшера.
  5. Техника проведения туалета пупочной ранки согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача № 2

 

Фельдшер ФАПа при посещении новорожденного обнаружил появление у малыша гиперемии кожи в паховых, ягодичных и подмышечных складках. Состояние удовлетворительное. Температура тела 36,4°С, сосет активно. При беседе с мамой выяснилось, что ребенок часто лежит в мокрых пеленках (т.к. «его это не беспокоит»), а при пеленании мать использует подкладную клеенку, которую прокладывает между простой и байковой пеленками.

Задания

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Какова Ваша тактика?

3. Назовите основные моменты ухода за этим ребенком.

4. Продемонстрируйте на фантоме технику подмывания новорожденного ребенка (девочек и мальчиков), обработку кожных складок.

 

Эталон ответа

1. У ребенка опрелости I степени, обусловленные дефектами ухода.

2. Ежедневно наблюдать за ребенком до полного исчезновения опрелостей.

3. После каждого акта мочеиспускания и дефекации ребенка необходимо подмывать, после того как осушили кожу, кожные складки обрабатываются стерильным растительным маслом, детским кремом или присыпкой. Ребенку показано свободное пеленание без подкладной клеенки, проведение воздушных ванн, не допускать, чтобы он лежал в мокрых пленках.

Задача № 3

 

Фельдшер ФАПа при посещении новорожденного ребенка обнаружил на коже туловища малыша мелкоточечную розовую сыпь. Состояние ребенка удовлетворительное, температура тела 36,5° С, вскармливание грудное, сосет активно. В комнате, где находится ребенок душно, ребенок в шапочке, укрыт одеялом.

 

Задания

  1. Сформулируйте предположительный диагноз.
  2. Какова Ваша тактика?
  3. Дайте рекомендации по уходу и лечению.
  4. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны на фантоме.

 

Эталон ответа

  1. Характер сыпи, отсутствие интоксикации, появление ее вследствие перегревания (душное помещение, несоответствие одежды температурному режиму помещения), позволяют поставить диагноз – потница. Дифференциальный диагноз проводится с аллергическим дерматитом, для чего следует уточнить аллергологический анамнез, выяснить характер питания кормящей матери.
  2. Потница – лечить на дому, наблюдение фельдшера должно быть ежедневным.
  3. Мероприятия:

- часто проветривать помещение;

- поддерживать температуру воздуха 20-22°С;

- проводить свободное пеленание;

- воздушные ванны;

- ежедневно проводить гигиеническую или лечебную ванну с отваром ромашки, шалфея, череды, чистотела.

  1. Техника проведения гигиенической ванны согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача № 4

При проведении патронажа к новорожденному ребенку 12-ти дневного возраста, фельдшер ФАПа обратил внимание, что у ребенка плохо открываются глаза, веки гиперемированы и несколько отечны, на ресницах засохшие желтоватые корочки. Со слов мамы, у ребенка 2 дня назад немного покраснели глазки, и она стала закапывать грудное молоко. При осмотре состояние ребенка удовлетворительное, t тела 36,6°С, сосет активно. Спит спокойно, из обоих глаз необильное гнойное отделяемое.

 

Задания

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Ваша тактика.

3. Назначьте лечение.

4. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения туалета и закапывания капель в глаза.

 

Эталон ответа

 

Гнойный конъюнктивит.

2. Ребенка лечить на дому под ежедневным наблюдением фельдшера ФАПа, в ЦГСЭН подать экстренное извещение, о ребенке сообщить педиатру в ЦРБ, взять мазок отделяемого из глаза на бак. исследование.

3. Лечение заключается в промывании глаз раствором фурациллина (1: 5000) или свежезаваренным чаем с последующим закапыванием в каждый глаз по 1 капле 30% раствора альбуцида 3-4 раза в день. Если через 3-4 дня эффекта от лечения не будет, ребенок должен быть госпитализирован в ЦРБ.

4. Техника проведения туалета и закапывания капель в глаза согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Задача № 1

Ребенок, 4 месяца, страдает рахитом. Лечится амбулаторно. Получает витамин Д и глюконат кальция. Внезапно утром во время еды появились подергивания конечностей, ребенок закричал, но голос внезапно оборвался, ребенок посинел. Через 30 сек. кожа порозовела, судороги прекратились. Мать вызвала фельдшера. В присутствии фельдшера судороги повторились.

 

Задания

 

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Что явилось причиной судорог?

3. Доврачебная помощь.

4. Дальнейшая тактика фельдшера.

5. Продемонстрировать технику проведения пробы Сулковича.

 

Эталон ответа

 

  1. У ребенка можно предположить спазмофилию (ларингоспазм).
  2. Причина судорог - дефицит кальция в сыворотке крови, возникший на фоне гиповитаминоза Д.
  3. Доврачебная помощь:

- доступ свежего воздуха;

- создать доминантный очаг в головном мозге: раздражать корень языка, сбрызнуть кожу холодной водой;

- обеспечить проходимость дыхательных путей и предотвратить западение языка;

- при приступе судорог внутримышечно ввести 0,5 % раствор седуксена (диазепама, реланиума) 0,3-0,5мг/кг внутримышечно или 20% раствор ГОМК (оксибутират натрия) 50-100 мг/кг;

- для профилактики судорог фенобарбитал;

- дефицит кальция купируется введением кальция глюконата 10% раствора внутримышечно по 1-1, 5 мл/год (или хлористый кальций 10% 1 мл/год жизни в/в).

- Охранительный режим.

  1. Экстренная (немедленная) транспортировка в ЦРБ в сопровождении фельдшера.
  2. Техника проведения пробы Сулковича согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

 

Задача № 2

При проведении патронажа к ребенку 9-ти дневного возраста фельдшер обнаружил нагрубание обеих грудных желез диаметром до 1,5 см. Кожа под ними не изменена. Общее состояние удовлетворительное, температура тела – 36,6 °С, сосет активно, не срыгивает. Мама ребенка рассказала, что при выписке врач рекомендовал, если не будут уменьшаться грудные железы, то можно положить компресс.

 

Задания

 

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Ваша тактика?

3. Дайте рекомендации по уходу за ребенком.

4. Продемонстрируйте технику постановки согревающего компресса на область грудных желез.

 

Эталон ответа

 

  1. У ребенка имеет место физиологическая мастопатия, обусловленная попаданием эстрогенов в организм ребенка от матери во время родов. Необходимо исключить присоединение бактериальной инфекции, т.к. нагрубание грудных желез уменьшается.
  2. Ежедневно наблюдать до исчезновения нагрубания грудных желез. Контролировать температуру тела и общее состояние.
  3. Так как у ребенка имеется опасность инфицирования, избегать переохлаждений; купать в кипяченой воде с добавлением слабого раствора перманганата калия; пеленки должны быть чистыми, проглаженными с 2-х сторон.
  4. Техника постановки согревающего компресса на область грудных желез согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Задача № 3

Мальчику 8 месяцев. Жалобы на вялость ребенка, снижение аппетита, неустойчивый стул. Ребенок от 5 беременности, протекавшей благоприятно, срочных родов (масса – 3700 г, длина-50 см). Период новорожденности без особенностей. Вскармливание грудью до 2месю, с 3 мес. введена манная каша без совета врача, использовались неадаптированные смеси. Ребенок витамин Д не принимал, соки получал редко. Прогулки были не ежедневно. Прибавка в массе была неравномерной. Перенес 2 раза ОРЗ. Материально-бытовые условия удовлетворительные.

Объективно: общее состояние удовлетворительное, но ребенок бледный, вялый, потлив. Сидит с опорой на руки, спина круглая. Мышечный тонус диффузно снижен. Голова имеет квадратную форму, с выступающими лобными и затылочными буграми. Большой родничок 2.5х2.5 см, края податливые. Затылок уплощен, облысевший. Зубов нет. Грудная клетка сдавлена с боков, нижние края развернуты, на ребрах небольшие «четки», на руках выраженные «браслетики» Имеется кифоз в поясничном отделе позвоночника, который исчезает при положении ребенка на животе. Пальпация, перкуссия и аускультация изменений со стороны органов дыхания и сердца не выявили. Печень выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Селезенка не увеличена. Стул неустойчивый, мочеиспускание не нарушено.

Анализ крови: НВ-102 г/л, Эр-3,98х1012/л, Л-4х109/л, СОЭ 5мм/час. Анализ мочи без особенностей. Биохимические данные: фосфор в сыворотке 0:034 г/л, кальций 0,09 г/л.

 

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

3. Тактика фельдшера ФАПа.

4. Назвать лечебную дозу препаратов витамина Д.

5. Продемонстрируйте технику измерения роста детей различного возраста.

Эталон ответа

1. У ребенка рахит II степени, стадия разгара. Анемия железодефицитная, легкая степень. Заключение основано на данных анамнеза: грудное вскармливание только до 2-х месяцев, ранее введение прикорма, отсутствие в питании овощей и фруктовых соков, не получал с профилактической целью витамин Д. Объективное обследование: потливость, бледность кожных покровов, снижение мышечного тонуса, выраженная деформация со стороны костей черепа, грудной клетки, позвоночника, конечностей. Лабораторные исследования: в крови небольшое снижение гемоглобина, снижение фосфора и кальция в сыворотке крови.

2. Дополнительным симптомом данной формы заболевания является краниотабес, размягчение отдельных участков затылочной кости, которое определяется пальпаторно. На уровне прикрепления диафрагмы возникает западение, «гаррисонова борозда», нарушены сроки и порядок прорезывания зубов.

3. В данном случае ребенок не нуждается в срочной госпитализации в стационар, и при удовлетворительных материально-бытовых условиях можно провести лечение на дому. Необходимо обеспечить врачебный осмотр ребенка путем вызова педиатра «на себя» или направить ребенка в поликлинику ЦРБ. До осмотра педиатром назначить правильное питание, заменить неадаптированные смеси на адаптированные с достаточным количеством железа («Энфамил», «Семилак с железом»), ввести в рацион питания говяжий язык, мясо, сливочное масло, желток, творог, овощи, фрукты. Рекомендовать прогулки по 2,5-3 часа ежедневно, гигиенический уход, хвойные ванны. После консультации педиатра, контролировать лечение.

4. Лечебная доза препаратов витамина Д2000-5000 МЕ.

5. Техника измерения роста детям различного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляций.

Задача № 4

При активном посещении ребенка, которому через 5 дней должно исполниться 3 месяца, Вы заметили, что у него на щечках яркая гиперемия, сухость и шелушение кожи. При осмотре на коже рук (разгибательная поверхность) выявлена зудящая узелковая сыпь. При расспросе мама отметила, что эти явления появились 5 дней назад – на 3-й день после того, как она начала давать смесь «Пилти» по 50 мл на каждое кормление, т.к. ей показалось, что у нее мало молока.

 

Задания

1. Сформулируйте положительный диагноз.

2. Что послужило причиной развития данного состояния?

3. Что Вы можете посоветовать?

4. Ребенку в 3 мес. показана прививка (АКДС + полиомиелит) – будете ли Вы её проводить?

5. Какова техника проведения лечебных масок при данном заболевании?

 

Эталон ответа

 

Задача № 1

Вызов фельдшера ФАПа к мальчику, 1 год 3 мес., Болен 3-й день. Со слов мамы отмечалось повышение температуры до 37,5 °С, обильные слизистые выделения из носа. Был капризен, плохо кушал. Со вчерашнего вечера появился кашель. Сегодня состояние средней тяжести, во время осмотра температура 37,4°С, малыша беспокоит влажный, но малопродуктивный кашель. Дыхание шумное, свистящее, выдох удлинен. Отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при дыхании. Перкуторно - над легкими коробочный звук, при аускультации - дыхание жесткое, выслушиваются свистящие сухие и разнокалиберные влажные хрипы. Частота дыхания 35 в мин., пульс 120 уд. в 1мин. Со стороны других внутренних органов и систем - без особенностей.

 

Задания

  1. Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.
  2. Выделите ведущий синдром у данного больного и назовите его признаки.
  3. Неотложная доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
  4. Тактика фельдшера ФАПа в данном случае.

5. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на кукле-фантоме.

 

Эталон ответа

 

1. У ребенка на фоне ОРВИ развился обструктивный бронхит. Диагноз поставлен на основании явлений обструкции бронхов, перкуторных и аускультативных данных, характерных для бронхита.

2. Ведущий синдром – обструктивный: тахипноэ (у здоровых детей этого возраста частота дыхания около 30), малопродуктивный кашель, шумное, свистящее дыхание с удлиненным выдохом.

3. Догоспитальная помошь:

- успокоить ребенка, положение в кроватке с возвышенным головным концом;

- обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапия (кислородная маска, кислородная подушка КИ-3);

- отсосать слизь из дыхательных путей резиновым баллончиком, отсосом, стимулируя кашель;

- теплое щелочное питье (например, молоко с содой, на 1 стакан – ½ -1 чайную ложку);

- оральная регидратация в объеме суточной физиологической потребности;

- провести отвлекающую терапию: горчичники на икроножные мышцы или горячую ножную ванну;

- ингаляция сальбутамола через спейсер;

- эуфиллин в таблетках (4 мг/кг) или ввести внутримышечно 2,4% раствор эуфиллина 0,1 мл (0,1мл на год жизни);

- отхаркивающие (бронхолитин, бромгексин);

4. Экстренная (немедленная) госпитализация в детское отделение ЦРБ в положении приподнятым головным концом, в сопровождении фельдшера, с продолжением оказания помощи в пути следования.

5. Техника проведения отвлекающих процедур ребенку согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Задача № 2

Вы - фельдшер ФАПа. При проведении патронажа к ребенку 3-х месяцев мама предъявила жалобы, что малыш 3-й день плохо сосет грудь из-за заложенности носа. Сегодня ведет себя беспокойно, периодически плачет, особенно при сосании.

При осмотре: состояние удовлетворительное, температура тела 37,2 °С, из носа необильное серозное отделяемое. Зев гиперемирован. При надавливании на трагусы - гримаса, плач. При аускультации дыхание пуэрильное, ЧДД 35 в 1 мин., Пульс 110 уд. в мин. Живот мягкий, стул, мочеиспускание без особенностей.

 

Задания

1. Сформулируйте предположительный диагноз и дайте его обоснование.

2. Какие причины способствовали распространению инфекции из полости носа.

3. Тактика фельдшера ФАП.

4. Принципы лечения данного заболевания.

5. Продемонстрируйте технику закапывания капель в уши и постановки согревающего компресса на ухо ребенку грудного возраста на фантоме.

 

 

Эталон ответа

 

1. Острый ринофарингит, на фоне которого развился 2-сторонний катаральный отит. Диагноз поставлен на основании жалоб (затрудненное сосание из-за заложенности носа), изменения поведения (беспокойство, плач), выделений из носа, температуры, реакции на обследования уха.

2. У детей грудного возраста слуховая труба короткая и широкая, расположена горизонтально, а ее внутреннее отверстие расположено близко к хоанам, поэтому инфекция из полости носа легко попадает в нее.

3. Лечение на дому. Сообщить педиатру ЦРБ. Обеспечить врачебный осмотр путем вызова педиатра «на себя». При необходимости консультация отоларинголога ЦРБ. Фельдшер должен осматривать ребенка ежедневно до стойкой положительной динамики или выздоровления.

4. Лечение:

- закапывание капель в уши (например, спиртовой раствор фурациллина) 1-2 капли 3 раза в день;

- полуспиртовый согревающий компресс на уши;

- в нос нафтизин, галазалин - 1-2 капли 3-4 раза в день.

5. Техника закапывания капель в уши и постановка согревающего компресса на ухо ребенку грудного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляций.

 

Задача № 3

Вызов на дом машины скорой помощи к ребенку 9 месяцев. Накануне были насморк и температура 37,2°С. Ночью внезапно проснулся и стал беспокойным. Появился лающий кашель, начал задыхаться. Температура стала 38 °С.

 

Задания

1. Сформулируйте предположительный диагноз

2. Что приводит к появлению указанных симптомов?

3. Доврачебная помощь.

4. Тактическое решение фельдшера в данном случае.

5. Продемонстрировать технику забора материала на дифтерию.

 

 

Эталон ответа

 

  1. Острый стенозирующий ларинготрахеит (круп) на фоне ОРВИ.
  2. Отек слизистой оболочки гортани и трахеи, спазм мускулатуры, закупорка слизью.
  3. Доврачебная помощь:

- успокоить ребенка и родителей;

- создать в помещении повышенную влажность;

- отвлекающая терапия (горячая ванна, горчичники на спину, на икроножные мышцы, область гортани - чередовать);

- теплое питье (молоко, минеральная вода);

- ингаляции с физиологическим раствором, отхаркивающими травами);

- закапать в нос 0,5% новокаин по 0,5-1 мл в каждую ноздрю. Можно использовать нафтизин, галазолин по 1-2 капли;

- седативные средства (валериана);

- гипосенсибилизирующая терапия (супрастин, пипольфен);

- преднизолон.

  1. Обязательная госпитализация в инфекционное отделение ЦРБ, транспортировка в сопровождении фельдшера.
  2. Техника забора материала на дифтерию согласно алгоритму выполнения манипуляций.

 

Задача № 4

Мать Саши П., 10 месяцев, обратилась с жалобами на повышенную температуру тела ребенка, влажный кашель, слизистые выделения из носа и снижение аппетита. Ребенок от молодых, здоровых родителей, от первой беременности, которая протекала благополучно. Роды срочные нормальные. Масса при рождении 3600, длина 50 см, оценка по Апгар 8 баллов. Мальчик вскармливался грудью до 3-х мес. Прикормы и витамин Д введены своевременно. Режим дня соблюдался, систематически бывал на прогулках. При осмотре температура тела 38,2 ° С, выражена одышка с участием крыльев носа. При плаче, крике, появляется цианоз носогубного треугольника, частый влажный кашель. Мышечный тонус достаточный, питание хорошее. Пальпируются единичные, шейные, подмышечные лимфатические узлы, подвижные, безболезненные. Большой родничок 0,5х0,5 см, края плотные. Перкуторно: звук с легким тимпаническим оттенком, при аускультации на фоне жесткого дыхания в задних нижних отделах и в подмышечных областях обилие мелких и среднепузырьчатых влажных хрипов. Имеется втяжение межреберных промежутков. Дыхание 28-32 в мин. Границы сердца соответствуют возрастной норме. Тоны отчетливые, пульс 110 в мин. Живот умеренно вздут, безболезненный при пальпации, паренхиматозные органы не увеличены. Стул 2 раза в день без паталогических примесей. Общий анализ крови: гемоглобин – 142г/л, эритроциты – 4,32х1012/л, лейкоциты –11,2х10 9 /л, эозинофилы – 2%, палочкоядерные –2%, сегментоядерные – 64%, лимфоциты-28%, моноциты-4%, СОЭ-24 мм/час.

Анализ мочи без особенностей. Рентгенография органов грудной клетки: усиление легочного рисунка, мелкоочаговые тени в задне-нижних отделах с обеих сторон. Корни бесструктурные, синусы свободные, сердце в пределах нормы.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза.

3. Тактика фельдшера ФАП.

4. Расскажите о принципах лечения данного заболевания.

5. Продемонстрировать технику подсчета частоты пульса и частоты дыхательных движений.

Эталон ответа

1. Острая пневмония, мелкоочаговая двухстороняя. Заключение основано на:

- данных анамнеза заболеван







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.